Домой / Smoky eyes / Проект народное творчество в детском саду. Устное народное творчество как эффективный инструмент воспитания детей

Проект народное творчество в детском саду. Устное народное творчество как эффективный инструмент воспитания детей

К

Тамбов

Русское народное творчество в детском саду

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, отказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратить к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, человеческий опыт, просеянный через красоту.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им освоить необычные для теперешнего быта предметы (зыбку, прялку и т.д.), поэтому решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы. Освободив в группе место, сделали избу, печь, сделали деревянные лавки и столы. Постелили самотканые половики. На окно сшили занавески и украсили. В русской избе теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русский костюм. Все эти вещи бережно хранил местные жители. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством стали проходить в этой избе. И от каждой новой встречи дети получали радость и удовольствие.

Традиционно раз в месяц отмечали именины в русской избе. На них обязательно приглашали родителей именинников. На столе – самовар, воздаются почести праздничному караваю. Дети уже знают, как его резать, кому отдавать зачин. Обязательно в этот день приходили любимые сказочные герои. Здесь и удаль, веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Блюда русской кухни были привычными. Детям очень полюбились пироги, плюшки, ватрушки, приготовленные нашими поварами к этому празднику. Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами». «Чем богаты – тем и рады». «Какова хозяйка – таков и стол».

А дальше была огромная работа по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, по составлению конспектов занятий, сценариев обрядовых праздников. Подбирали серию потешек, частушек, прибауток и использовали их в работе с детьми.

Очень интересно было познакомить с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, в содержании которых есть названия предметов русского быта. Старались раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать; отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» - слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир.

Так же детей знакомили с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразились жизнь русского народа, ее горести и радости.

Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняющейся полуговорком в характерной звонкой манере, доступно детям.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Игры – своеобразная школа ребенка, они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, внимание. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

В русском фольклоре к драматическим действиям относится не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слов, манера исполнения. Для знакомства детей с русским народным театром в «театральной комнате» есть все необходимые для русских сказок, для кукольного театра. Большая часть реквизита и декораций была сделана руками сотрудников детского сада. Есть много сценариев.

Особая роль в системе работы детского сада отводится народно-прикладному искусству. Приобщение к творчеству русских умельцев мы начали до знакомства с русским фольклором. Работаем с дымковской, городецкой, хохломской росписью. В русской избе дети знакомились со старинными предметами, расписанными хохломской росписью: ковш, чаша, деревянные ложки, тарелки и т.д.

Большую радость приносили детям русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрешки. Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узоров – все это игрушки мастеров Городца! Дети с удовольствием рассматривают узоры на кухонных досках, на панно с изображением сказочных птиц. Воспитатель детям читает присказки: «Есть птица с яркими крыльями, но не летает, не поет она. И зверь есть красивый, да бегать он не может. Чтобы увидеть их, отправимся мы не за тридевять земель, не в тридесятое царство, а в край, где живет русская старина».

Дымковская глиняная игрушка, привлекает яркостью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение. Знакомство с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента – посильная задача для младших. В старшей группе – лепка и роспись дымковских игрушек. Дети с удовольствием разрисовывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол. Регулярно наполняется работами детей выставка декоративной лепки, оформляются группы.

С миром музыки, песен, танца, величием обрядовых песен знакомят детей музыкальные руководители.

Устное народное творчество является одним из эффективнейших инструментов в воспитании детей дошкольного и более старшего возраста. Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки и др. В детском саду и школе очень часто используются эти и другие жанры для развития и воспитания. Загадки, сказки, поговорки обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образцом русского языка. Богатые по содержанию и форме, эти народные произведения позволяют показать детям на примерах некоторые

Устное народное творчество в детском саду начинает все шире использоваться. Существуют специальные программы для работы в этом направлении, некоторые воспитатели предпочитают самостоятельно выбирать методику. Но, в любом случае, это одно из самых распространенных

Так, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Загадки можно учить ребят не только отгадывать, но и придумывать самим. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Нельзя не сказать, что устное народное творчество для детей - это, прежде всего, сказки. Кроме того, они в большинстве случаев наиболее интересны для малышей Также этот жанр является самым доступным, так как простота и непосредственность изложения очень близки к психологии ребенка. На примере многих персонажей можно доступно объяснить такие понятия, как "добро", "зло", "жадность", "смелость" и т. п. Сказка вводит детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. Став на сторону положительного персонажа, дошкольник решает все поставленные задачи вместе с ним. Это увеличивает творческую активность и позволяет делать выводы, недоступные в других обстоятельствах.

При этом воспитатели, педагоги и родители должны грамотно и ответственно подойти к выбору произведений, соответственно с и целями, которых необходимо достичь. Так, "Колобок" более подойдет для малышей-дошкольников, дети постарше быстро потеряют интерес к "примитивному" сюжету. В школьном возрасте уже можно предлагать былины, которые в большинстве своем сходны со сказками.

Устное народное творчество обогащает словарный запас ребенка, особенно работа с потешками. Это короткие, мелодичные стишки, которые часто могут сопровождаться определенными действиями. Они помогают в воспитании доброжелательности, дружелюбия, сопереживания. Постепенно дети переносят их в свои игры.

Так, дома или в детском саду можно сделать уголок, в который помещаются книжки-малютки, книжки-раскладушки, по мотивам фольклорных произведений, иллюстрации. После трех лет (а иногда и раньше) малыши с удовольствием будут рассматривать картинки, пересказывать уже знакомые потешки, сказки, интересоваться новыми.

Детство ребенка во многом зависит от окружающей среды. Если при этом родители и педагоги окружают ребенка заботой и лаской, при этом обогащая занятия с ним, задействуя устное народное творчество, высока вероятность, что у него уже в раннем возрасте будут заложены основные нравственные качества, которые в дальнейшем будут только развиваться. Фольклор не только помогает в воспитании и развитии, но и просто разнообразит будни и праздники.

« Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

6. Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками

Гипотеза:

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность темы:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Предполагаемый результат:

Воспитание любви к народному искусству России. Ребенок – творец, мастер, создатель народной игрушки. Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность ; укреплены семейные связи.

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный

1 этап-подготовительный.

1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы;

2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;

3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

2 этап - Основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»

Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т. д. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

4. Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5. Раскраски по теме

6. Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»

7. Изготовление совместно с родителями «Дымковская игрушки».
8. НОД Лепка из соленого теста «Кулоны для мам», ко Дню Матери.

9. Оригами «Филимоновский петушок».

В работе с родителями:
1. Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2. Выставка «Мы мастера своего дела»

Педагог дополнительного образования

Евстафьева Анна Валерьевна

Студия народного творчества «Русская изба»

В совместной деятельностипо народному творчеству дети знакомятся с бытоми основными занятиями русских людей, с русскими народными праздниками,художественными промыслами, малыми фольклорными жанрами.

Особое внимание уделяется знакомству с малыми фольклорными жанрами: разучиванию пословиц, поговорок, закличек, потешек, считалок, которое расширяет словарный запас детей и прививает любовь и уважение к родному языку. Большое место занимают загадки, разгадывание которых способствует развитию образного мышления и ведет к пониманию языка иносказаний.

Устное народное творчество хранит в себе особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правд, храбрости, трудолюбии. Таким образом, знакомство с поговорками, загадками приобщает детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

И, конечно же, мы читаем русские народные сказки и инсценируем некоторые из них. Следует отметить, что дети с удовольствием не только принимают участие в таких инсценировках, но и радостно выступают в качестве зрителей.

Приобщение к истокамрусской народной культуры через малые фольклорные жанры, через знакомство с народными промыслами, с бытом и занятиями русских людей может заинтересовать ребенка и подтолкнуть в дальнейшем к самостоятельному изучению истории своей Родины, а самое главное, прививает любовь к своей земле, к своему народу.

«Печка-матушка»

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна», «Народная игрушка» «Домовенок Кузя»

Русские народные зимние забавы

Традиционная народная кукла

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории человечества. Являясь частью его культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. И в этом заключается главная ценность традиционной куклы. Знакомство с такой куклой позволяет прикоснуться к культуре и традициям русского народа.

В быту русской деревни еще в первые десятилетия ХХ века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. Причем куклу для игры дети могли изготовить из любого подручного материала: ткани, травы, соломы.

В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет, пока не имели различий в костюме. Но лишь мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их игры и игровые роли начинали строго различаться. С этого времени и до самого замужества игровые интересы девочки сужались вокруг куклы и все теснее переплетались с традиционным рукоделием.

К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведенных корзинах, коробах, ящиках. Куклы часто сохраняли до замужества, а потом передавали по наследству своим детям.

Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую куклу могла сделать любая девочка. Здесь следует отметить важную для развития ребенка и зачастую утерянную в современных семьях функцию общения разных поколений: кукла рождалась в живом разговоре с матерью или бабушкой. Кукла рассматривалась и как эталон рукоделия.По куклам, сделанным девочкой-подростком, судили о мастерстве и вкусе ее владелицы. Создавая куклу и играя в нее, девочка училась шить, вышивать и прясть.

Тряпичные куклы – это простейшие изображения женской фигуры: кусок тканины, свернутый "в скалку", тщательно обтянутое белой льняной тряпочкой лицо, грудь из ровных, туго набитых шариков, кудельная либо волосяная коса и наряд из пестрых лоскутков ткани.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала ХХ века оставались для деревни дорогим и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

В семье же, для своих детей, куклы "вертели" обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов.

Традиционная тряпичная кукла не устаревает. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Изготовление традиционной куклы совместно с детьми – этоне только приобщение детей к русской народной культуре, но способ передачи богатого этнокультурного опыта нашего народа. Следует также отметить, что до революции традиция изготовления тряпичной куклы передавалась из поколения в поколение. Игра в такие куклы была не показателем достатка семьи, а выверенной временем системой воспитания ребенка.

На каждый возрастной период были свои куклы, с которыми нужнобыло успеть отыграть, а потом научиться делать самим. Куклы могли отличаться внешне по губерниям (в зависимости от особенностей региона), но везде имели одинаковое назначение.


Ребята из подготовительной группы ГБДОУ детский сад № 92 совместно с педагогом дополнительного образования Евстафьевой А.В. в студии народного творчества продолжили знакомство с традиционной бесшитьевой куклой и научились делать куклу "Зайчик на пальчик"

Вести из ОУ Фрунзенского района СПб


Благодарность за проведение мастер-классов на Пасхальной Епархиальной благотворительной выставке изделий прикладного искусства
получила педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад № 92 Евстафьева А.В.

Вот что писали в средствах массовой информации: «Каждый день работы выставки посетители могли не только познакомиться с традиционными видами декоративно-прикладного искусства, но и встретиться с лучшими мастерами нашего города, поучиться у них, приобщиться к основам ремесла (роспись по дереву, вышивка, традиционная кукла, лоскутное шитье и др.)»

Масленица

Широкая Масленица!

Ты с чем пришла?

Со веселием, да с радостью,

И со всякими сладостями,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими,

С скоморохами-гудошниками

С дударем да с волынками…

Масленица - это проводы русской зимы и встреча такой долгожданной весны. Это праздник, любимый всеми, известный еще с языческих времен. Считается, что первоначально масленица была связана с днем весеннего равноденствия, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное веселье и обилие еды рассматриваются как предвестие будущего благополучия и процветания. Всю масленичную неделю хозяйки пекли блины, ходили друг к другу в гости, поздравляли друг друга с масленицей. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом.

Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы.

Здравствуй, Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живет Масленица семь деньков.

Оставайся,Масленица, семь годков!


Каждый день масленичной недели по старой традиции имеет свое название и определенные обычаи.

Понедельник - встреча .

В этот день делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

****

Вторник - заигрыш .

В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. С утра дети и молодежь катались на ледяных горах. Дети ходили по деревне, поздравляли с Масленицей, выпрашивали блины:

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масленый кусок!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

***

Среда - лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

***

Четверг - широкий, разгуляй-четверток .

В этот день было больше всего развлечений.Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

***

Пятница - тещины вечерки .

На тещины вечерки зятья угощали своих тещблинами.

***

Суббота - золовкины посиделки .

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

***

Воскресенье - прощенный день .

Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Но если даже не было ссор и обид, все равно просили прощения. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

Так заканчивалась Масленица. В этот день соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму, сжигают на огромном костре. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

Чучело масленицы, по обычаю, делали всем селением – от каждого двора приносили по частичке – либо пучок соломки, либо бусины, либо обрывок материала для платья. В итоге, чучело Масленицы представляло собой куклу огромных размеров, которую необходимо было «веселить» в течение 7 дней (например, катать на санях, водить вокруг нее хороводы).

Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Пословицы о Масленице

Без блинов - не Масленица.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье, а масленица.

Не все коту масленица, а будет и Великий Пост.

Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.

Песни и заклички

Приезжай к нам в гости, масленица,

На широкий двор -

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцам потешаться!

***

Масленица Просковея,

Приходи к нам поскорее.

***

Уж ты, моя Масленица,

Красная коса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

Светлана Меттик
Русское народное творчество для дошкольников

Русское народное творчество для дошкольников

«Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования. не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной».

Р. Эмерсон

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков соб-ственной национальной культуры.

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголотатарское нашествие, войны пожары, природные катаклизмы уничтожали многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни.

А,С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву писал : «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю кроме наших предков».

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре , о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа .

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой . Как жили русские люди" ? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Поэтому мы, педагоги и родители нашего дошкольного учреждения , посчитали необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры , воспитывать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа , его опыт, просеянный через сито столетий, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Поставив задачу познакомить детей с устным народным творчеством и некоторым видами народного искусства , педагоги и родители учреждения понимают, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа . На самом деле с устным народным творчеством ребенок знакомится еще в младенчестве, когда мама поет ему колыбельную песню. Подрастая, малыш слышит от взрослых потешки различные заклички, пословицы и поговорки. Но этого не достаточно, чтобы глубоко изучить русское народное творчество . Уже первые наши шаги показали, насколько велик к этому интерес у детей, да и у родителей нового поколения. Сов-местно с родителями организовали экскурсию в городской краеведческий музей. Как интересно было увидеть детям и родителям в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно.

Традиционно мы раз в месяц отмечаем именины, на них обязательно приглашаем родителей. В этот день к детям приходят сказочные герои, проводят веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ , «Не красна изба углами, а красна пирогами» , «Чем богаты, тем и рады» , «Какова хозяйка, таков и стол» .

Продолжается работа по изучению русского фольклора , народного искусства , а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников. Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подбираем потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Младших детей приучаем к интонационному строю родной речи, знакомим с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песни, но и стараются напеть их куклам.

Интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами - пословицами и поговорками, загадками. Особое место занимает занятие детей и родителей по составлению загадок о предметах старинного русского быта . Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней размышляют, как в этом виде словесно- музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости Доступно детям и восприятие частушек, но основные сведения о частушке, собирание и сочинение- это для детей старшего возраста. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках «Святки» , встречали и прово-жали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц.

Народные обрядовые праздники связаны всегда с игрой. А ведь народные игры , к сожалению, почти исчезли, вот они то и являются национальным богатством, и наша задача сделать их достоянием наших детей. Работа всего педагогическо - родительского коллектива направлена на обогащение детей знаниям о фольклоре. Знакомя детей с народным фольклором , мы убеждаем детей, что пословицы и поговорки ни что иное, как народная мудрость , собранная многими поколениями. Они предостерегают нас, дают советы и учат уму разуму, они хвалят смелость, трудолюбие и доброту, и в ту же очередь высмеивают такие человеческие качества как лень и трусость, зло и эгоизм, а еще пословицы и поговорки поощряют благородство, упорство и прилежание. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Руководствуясь пословицами и поговорками, вы можете быть уверены, что поступаете правильно, говорим мы детям. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. В русском фольклоре к драмати-ческим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству . Приобщение детей к творчеству русских умельцев мы начали с дымковской, городецкой и хохломской и сибирской росписей, народной вышивки .

Интерес вызывает яркая матрешка. Детям рассказывается о красоте и особенностях этой игрушки. Старшие знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах.

Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего мастерства. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках встречается много слов давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образов народных промыслов , национальной одежды.

В мировом педагогическом сообществе родители признаются самыми важными партнерами педагогов в образовании и воспитании детей. Поэтому особое внимание мы уделяем общению родителей, детей, педагогов. Наша задача-помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То. что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В результате улучшения партнерских отношений с родителями в нашем дошкольном учреждении наблюдается рост культуры общения у детей.