Домой / Перманентный / Фольклорные сценарии для дома культуры. Методическая разработка «Сборник сценариев фольклорно-обрядовых праздников

Фольклорные сценарии для дома культуры. Методическая разработка «Сборник сценариев фольклорно-обрядовых праздников


Н.В.Пискарева, учитель музыки

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим»...

Звучит музыка 1. (Под окном черемуха колышется) Сначала громко, затем фоном.

Добрый день, девочки и мальчики, добрый день уважаемые педагоги, гости! Мы рады приветствовать вас на фестивале искусств «К истокам народных традиций».

Показ слайдов презентации

В народе говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. И будет она сопровождать его на всем протяжении жизни, в радостях и невзгодах, спасать от бед и вести к свершениям.

Так ли это или не так, никто не знает, но каждый верит в то, что путеводная звезда просто должна быть.

С детских лет родители читают нам сказки, напевают песни, учат читать стихи, рисовать, а некоторых даже плясать и танцевать.

Но мы даже не задумываемся о том, что все эти произведения имеют одни корни, и имя им - народный фольклор.

Само слово «фольклор» пришло к нам из далекой Англии и переводится как «народная мудрость».

Каждый народ, независимо от места проживания, национальности, вероисповедания, уровня цивилизации, государственного устройства, наличия или отсутствия письменности из поколения в поколение передает былины, сказки, сказания, песни.

У каждого народа свой уникальный пласт народной мудрости, и, наверное, уже на генетическом уровне каждая нация воспринимает именно свой, уходящий корнями в историю, фольклор.

Сегодня мы обращаемся к русскому фольклору, русским народным традициям и русской культуре.

Алексей Николаевич Толстой, великий знаток народного фольклора, говорил: «Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины- говорившиеся нараспев, под звон струн,- о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа».

Русские праздники, связанные с зимним и летним солнцеворотами, сельскохозяйственными работами и христианскими основами веры, отмечались широко, весело, с ряженными и хороводами, с играми и веселыми забавами.

Широкая Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны, непременным спутником которого были блины, символизирующие своей формой солнце.

Не с меньшим размахом отмечалась и Пасха. Печение куличей, раскрашивание яиц, которые были настоящим произведением искусства.

А музыка? Русская гармонь и балалайка были непременными атрибутами всех праздников.

И даже колокольный звон в России был особенный, сравнивался с музыкальным произведением.

А как богат спектр русских традиций. Свадебные, семейные, праздничные и общинные…

Нельзя представить русский народ без пословиц и поговорок, четких и метких – «сказал, как топором отрубил».

А также русских сказок. Не случайно их называют волшебными.

И, конечно, важное значение в жизни русского человека занимает песня. Песня сопровождает человека всю жизнь. В детстве - колыбельные песни, в юности былинные и бытовые, свадебные, вдовьи и даже прощальные. К песенному жанру относятся и частушки – четкие, меткие, актуальные, залихватские, которые сопровождались приплясами, соревнованиями - кто кого перепоет и перепляшет.

Русский народ тем и отличается от других народов, что живет душой, обожествляет природную и людскую красоту, умеет творить и понимать, слушать и слышать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. Поэтому все народы, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свои традиции, свою культуру, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

Познание фольклора развивает национальное самосознание, возвращает национальную память, и м ы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Знание исторических корней, понимание прошлого своего народа помогает нам любить своих близких, свой дом, свою страну, с уважением относиться к другим народам.

Может, это и есть та звезда, которая ведет человека по жизни.

Звучит музыка 2. (Камаринская). Сначала громко, потом фоном. Выходят парень и девушка в народных костюмах.

Парень. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Девушка. Рады видеть вас у себя в гостях! Ждет вас праздник большой, праздник радостный.

Парень. Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Девушка. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем,

По обычаям российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом,

И с любовью,

Вместе. И, конечно, с хлебом – с солью.

Звучит музыка 2 громче. Подносят хлеб-соль.

Парень. У нас для каждого сегодня найдется и местечко, и словечко. Припасли мы забавушек на всякий вкус! Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

Девушка.

Над полями да над чистыми,
Месяц птицею летит,
И серебряными искрами
Поле ровное блестит.
Парень . Ну, дружней, звончей, бубенчики,
Заливные голоса.
Девушка. Эх, ты, удаль молодецкая,
Парень. Эх, ты, девица, краса.

Девушка . Светит месяц, светит ясный,

Светит белая заря,

Осветил нам путь дорожку,

Вместе. Для веселого развлечения!

Дорогие участники и гости позвольте представить вам жюри, которое будет работать во время проведения фестиваля искусств «К истокам народных традиций».

.

Звучит музыка 3 (Коробушка). Сначала громко, потом фоном.

Парень. Располным-полна коробушка,

В коробейниках хожу.

Подходи, душа-зазнобушка,

Все товары разложу!

Девушка. И частушки есть веселые,

И задорный перепляс,

Песни русские раздольные

Приготовили для вас.

Парень. У меня товары дельные,

Подходи-ка веселей.

Плату я беру умеренно -

Всё улыбками людей!

Начинаем фестиваль искусств «К истокам народных традиций».

Музыка 4 (Матаня). Начало короткое.

Парень. Хочу, чтоб музыка звенела!

А ну, беритесь все за дело!

Поют гармони озорные,

А с ними ложки расписные!

Девушка. Эх, оркестр народный,
Раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую,
Я со всеми затанцую.
Если песню грустную,
Грусть в душе почувствую.
А «Страданья» заиграет,
Прямо сердце замирает.
То он плачет, то хохочет,
С нами делает, что хочет.

Открываем первую номинацию – Инструментальное исполнение

Выступления учащихся

Музыка 4 (Матаня)

Парень. Давай-ка сядем рядком, да поговорим ладком. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка! А ты хоть одну поговорку знаешь?

Девушка. Из молчания одежки не сошьешь…

Парень. Слово – воробей, вылетит – не поймаешь!

Девушка . Золотое слово – вовремя сказанное.

Парень. Слово – серебро, молчанье – золото.

Девушка. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Парень. Лиха беда – начало!

Девушка (с одобрением). И это действительно так. Представление наше не кончается. Театральными постановками продолжается

Парень. Скоро сказка сказывается, долго дело делается…

Открываем номинацию – Театральные постановки.

Музыка 5 (Встань, пройдись). Начало короткое.

Выступления учащихся

Музыка 4 (Матаня)

Девушка. Старинных песен много знаем

И их поем уже давно.

Ведь в них живет, не угасая,

Душа народа моего.

Следующая номинация – Народная песня

Музыка 5 (Встань, пройдись). Начало короткое.

Выступления учащихся

Музыка 4 (Матаня)

Парень. Да с народными песнями мы в дружбе. А вот в нашем коробейном деле разбираетесь? Ни за что вам не догадаться, что за товар в моем коробе!

Девушка. Так ты подскажи нам! Не томи, добрый молодец!

Парень. А ты не торопись, красавица, всему свой черед. Только что за торг без веселого перепляса?

Девушка. Ну, что ж, быть по-твоему.

Засиделись наши ноги,
Надо их размять немного.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет!

Словно радуга живая

В ярких красках расцвела –

Огневая, вихревая,

Пляска русская пошла.

Следующая номинация – Народный танец

Музыка 5 (Встань, пройдись). Начало короткое.

Выступления учащихся

Звучит музыка 1 (Под окном черемуха колышется) Сначала громко, затем фоном.

Дорогие гости! Вы видите, все наши юные исполнители все разные, очень талантливые, у каждого свои интересы, увлечения...

Девушка. Но всех нас объединяет одна большая любовь к нашей Родине …

Парень. … и великая благодарность к тем людям, кто подарил нам жизнь, научил дорожить ею, ценить дружбу, любовь, родную землю - всё то, что оставили нам в наследие.

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет.

Родина - не старится,

Не пускает старость на порог:

Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звездного крыла.

А взгляни -

Все тоже небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет,

А Родина - останется,

Если мы любовь к ней сохраним.

Парень. Эх, полна была коробушка,

Опустела вся сейчас!

Я на празднике зазнобушку

Повстречал на этот раз!

Девушка. Поджидай, меня, мой миленький,

Только выйду из ворот.

А сейчас веселый, праздничный

Вместе. Закрываем хоровод.

Музыка (Топится, топится)

Вот и подошел к концу фестиваль искусств «К истокам народных традиций». Ребята порадовали нас песнями, сказками, народными плясками. Но, как гласит русская пословица – «Делу – время, потехе – час!»

Парень. Мы закрываем наше представление, приятно вместе было веселиться.

Девушка. Но не расстаемся с вами навечно. И надеемся, что праздничное тепло этого уютного зала еще не раз нас согреет.

Вместе. Всего вам доброго, друзья!

Использованные материалы: ресурсы Интернет

Сценарий развлечения предназначено для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Содержит малые формы фольклора о Красноуфимске. Развлечение является итоговым мероприятием по месячнику о родном крае.

Сценарий развлечения для дошкольников «Уральские посиделки»

Цель: Закреплять и расширять знания детей о родном городе. Объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что красноуфимцы - хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться.

Материал : Материал: фотографии города, названия станций: «Угадай-ка», «Литературная», «Отгадай-ка», «Творческая», «Медали», «Маленький гражданин города», книги В.Ф. Скворцовой, Жужина.

Словарная работа : город, храм, изба, селекционная станция.

Ход мероприятия

Ведущий:

По селу молва идет:

В эту горницу народ

Каждый месяц созывают,

Да так ласково встречают,

Леденцами угощают.

Бабушка:

Добрый день, гости званные, да желанные! Милости просим на Уральские посиделки! Посидеть да потешиться, поиграть, пошутить, посмеяться.

(Заходят девочки под р.н. «Я на горку шла»)

Девочка:

Здравствуй, бабушка! Принимай гостей со всех волостей!

Девочка:

У бабушки нашей супрядки была, что ты бабушка нам шить дашь?

Бабушка:

Старым старушкам

Шерсти клочок,

А красным молодушкам

Белый ленок.

(раздает шитье)

Бабушка:

Удобно ли вам гости дорогие?

Всем ли места хватило?

Не тесновато ли вам?

Девочка:

В тесноте, да не в обиде.

А как шили - вышивали,

Так и песни напевали.

Песня: «Пряха» русская народная песня.

(Стук в дверь)

Бабушка:

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры, молодцы идут,

Погулять немножко.

(Под р.н. песню «Калинка» входят мальчики, одетые в русские народные костюмы, в руках музыкальные инструменты)

Мальчик:

Если есть в лесу цветы

Будет и поляночка.

Если есть в избе девчата

Будет и гуляночка.

Бабушка:

Здесь и красны девицы,

И добры молодцы кругом

Все уселись за столом.

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Пирогов отведать вкусных

И чайку напиться всласть.

Страдания (частушки)

1. Дело к вечеру, а солнышко

Сияет горячо.

Посидим у прясла девки

Потолкуем кто про что.

2. На Урале мы живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы страданий много знаем

И сейчас для вас споем.

3. Нас компашечка собралась

Разудалых молодцов.

У кого нету рубахи,

У кого нет сапогов.

4. Ой, куда-куда ты катишься

Студеная вода.

Никакой, нам, девки праздник

Не хорош без паренька.

5. Мы пришли сюда ребята

На вечерку посидеть.

А девчонки все зазнались

Не хотят на нас глядеть.

6. Что вы глупые мальчишки

Ничего не знаете

Вовсе мы не зазнаемся,

А работой заняты.

7. Мы не пишем, не читаем,

А страданья напеваем.

Приходите в гости к нам,

Мы еще и спляшем вам.

Мальчик:

Из-под горки, да на горку,

По широкой улице

Разгуляйся, ты кадриль

Люди пусть любуются.

Как кадриль-то заиграет

Всех танцоров увлекает.

Танец: «Кадриль»

(Из-под печки выглядывает домовенок Кузя)

Бабушка:

Домовой за печкой жил

С ребятишками дружил.

Он хозяйке помогал

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит

Иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой

Самый лучший в мире домовой.

Дети:

Домовой:

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Оладушки.

Дети:

Где ж они?

Домовой:

Под лавкой.

Дети:

Экий, ты, Кузя чудак.

Домовой:

А вы бы дети как?

Дети:

А мы бы оладушки на стол поставили и съели.

Домовой:

Ладно, в другой раз так и сделаю.

Домовой:

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Дети:

Где же они.

Домовой:

А я сделал как вы велели.

На стол поставил и съел.

(Домовой вылезает из-под печки)

Домовой:

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

Собираю я загадки

В кузовок берестяной,

Что лежит, в нем вы узнаете,

Коль загадки отгадаете.

«То толстеет, то худеет,

«В лесу выросло,

Из лесу вынесли.

В руках плачет,

А кто слушает, скачет» (рожок)

«В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп.

В руках дзинь-дзинь,

По полу топ-топ» (балалайка)

Бабушка:

Эй, нарядный народ

Покажи умение:

В танцах, да пенье.

Становитесь в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, хлопушки,

Бубны, погремушки.

Игра на музыкальных инструментах: «У нас нонче субботея»

Домовой:

Мы пели и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся детвора

Ждет уральская игра.

Игра: «Селезень утку ловил» (с. 148, Т.И. Калужникова)

Всякий молодец

На свой образец.

Пришли к нам два брата

Фома да Ерема.

Бабушка:

Проходите гости, дорогие, присаживайтесь.

Фома:

Ерема:

Нет, ты садись.

Фома:

Подвинься.

Ерема:

Нет, ты подвинься. (Толкает Фому, тот падает)

Ерема:

Фому поднимали,

Животы надорвали.

Фома:

Ерема худ, голова с пуд.

Нос крючком,

Хохол клочком.

Ерема:

Сам с аршин,

Голова с кувшин.

Фома:

Любишь шутки над Фомой,

Полюби и над собой.

(ссорятся)

Получился у нас петушиный бой.

Игра: «Петушиный бой»

Ерема:

Фома, есть хочешь?

Фома:

Да нет, перекусил.

Съел кусок пирога,

Горшок сметаны,

Решето калачей.

Ерема:

Вот какой сильный стал.

Игра: «Перетяжки»

Бабушка:

Эх, Фома да Ерема,

Сидели бы дома.

Мальчик:

Мы веселые ребята

На Урале мы живем.

И сейчас все вместе дружно,

Хоровод свой заведем.

Дети исполняют «Уральский хоровод» муз. Филиппенко

Девочка: (исполняет на мотив частушек)

Пойдемте, девочки домой,

Пойдемте, ягодиночки.

Дадим хозяевам покой

Закончим вечериночку.

Девочка:

Пойдемте, девочки домой

Я уж насиделася.

Моего милого нет,

На ваших нагляделася.

Сценарий фестиваля народного творчества – песни и танца

Ведущий 1:

Этой встречи быть угодно!

Отложите все дела,

Наша школа вас сегодня

На свиданье позвала.

Инструмента звук певучий,

Озорной лихой мотив,

словно вихрем вас закрутит,

пляской быстрою пленив.

Ведущий 2:

Мы найдем для песен место,

Их не спрячем про запас.

И совсем не будет тесно

Всем на празднике у нас!!!

Ведущий1:

Наш фестиваль собрал любителей народных песен и танцев.

Кто пишет народные песни, кто придумывает народные танцы?

Откуда берется источник вдохновения? Конечно, от любви к своей большой и малой родине, от ее лесов, полей, рек. От любви к своей маме, своим родным близким людям.

Как воспеть свою землю, которая дает силу, любовь и вдохновение для таланта?

(презентация «Как воспеть эту землю?»)

Ведущий 2:

На нашем фестивале сегодня собрались и гости, и хозяева, которые порадуют своими талантами. Ну а так, как это программа конкурсная, то должно быть и справедливое жюри, которое оценит по заслугам всех выступающих на этой сцене.

(представление жюри, условия конкурсов и благодарность спонсорам))

Ведущий1:

Итак, мы начинаем!

Старинных песен много знаем,

И их поем уже давно

Ведь в них живет не угасая,

Душа народа моего!

И частушки есть веселые,

И задорный перепляс

Песни русские, раздольные

Приготовили для вас!!!

Ведущий 2:

Россия в песнях вся: то грустная

А то, как вьюга в бубенцах

Да где ж оно - все это русское?

Да здесь же все – у нас в сердцах!

Ведущий1:

Представляем нашу первую участницу. Много сил и здоровья отдала она работе с детьми, работая воспитателем. Всегда и везде работала с полной отдачей, с любовью. Без нее не обходился ни один праздник в поселке. Если Николая Баскова называют «золотым голосом России», то нашу участницу с полным правом можно назвать «золотым» голосом Уруши. На сцене Светлана Николаевна Сизых с песней «Помню, я еще молодушкой была».

Ведущий 2:

Вся наша жизнь – прекрасный танец,

Вся наша жизнь – калейдоскоп.

Давайте танцем наслаждаться

Без лишних фраз, без лишних слов.

Ведущий 1:

Эстафету принимает танец младшего состава танцевальной группы «Ритм», руководитель Николаева Лариса Андреевна. Лариса Андреевна выпускница нашей школы. Она радовала нас своими песнями, зажигательными танцами, когда была ученицей. Теперь она выросла и снова пришла в школу, но уже в качестве наставника. У нее много подопечных: они и поют, и танцуют. И сейчас мы увидим в их исполнении танец «Валенки».

Ведущий 2:

А теперь на ваш суд Лариса Андреевна предлагает песню «Иван Купала», которую исполнит группа «Голоса ХХ1 века».

Ведущий:1

Что может быть прекраснее улыбки детских глаз?

Пускай детишки разные, всё умиляет нас.

Со щечками, с веснушками, с прическами и без

Кто с мамиными ушками, кто – копия отец.

Смеются, улыбаются, хохочут всякий раз,

На нашем фестивале исполнят русский пляс!

Ведущий 2:

У нас в гостях подготовительная группа детского сада «Солнышко» с танцем «Деревенская пляска». Руководитель Лелеко Лидия Владиславовна.

Ведущий1:

Не менее талантливы подготовишки и из другого детского сада. Они представляют танец «Валенки».

Руководитель Митько Надежда Владимировна.

Ведущий 2:

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух

Самый светлый, самый ясный

Песни нашей русский дух.

Услышишь раз – покоя нет,

Всю жизнь ты с песней будешь вместе.

Тебе сейчас 12 лет,

А песни этой – сто, иль – двести!

Ведущий 1:

Мы приглашаем на сцену дуэт - Николаеву Ларису Андреевну и Умнову Ольгу с песней «Ах, вы сени, мои сени».

Ведущий 2:

Засиделись наши ноги,

Надо их размять немного,

Раздайся народ,

К тебе пляска идет.

Словно радуга живая

В ярких красках расцвела.

Огневая, вихревая, пляска русская пошла.

Ведущий1:

Посмотрите в исполнении учеников 7-б класса

танцевальный номер «Ах, мамочка».

Ведущий2:

Мир без искусства людям тесен

Поверьте в этом мне, друзья.

Без музыки, хороших песен

Жить человечеству нельзя.

Традиции старые не умирают

Есть люди в деревне, что их возрождают

Они интересно и дружно живут

Приветствуй их публика – они тут как тут!

Ведущий1:

Об этих артистах хочется сказать особо. Это «золотая» молодежь нашего фестиваля, это самые молодые, самые талантливые, самые красивые, самые исполнительные, самые, самые, самые… Люди, которые отдали Уруше свой труд, свои таланты, свои лучшие годы! С песней из кинофильма «Дело было в Пенькове» на сцене ветераны медицинского, педагогического и прочего труда и их солистка Белова Галина Алексеевна. Танцевальная зарисовка в исполнении Балакиной Веры Эриховны и Матвеевой Надежды Михайловны.

Ведущий2:

И еще одну песню в их исполнении мы предлагаем вашему вниманию, знаменитая, всеми любимая «Катюша», солистка Бобина Любовь Николаевна.

Ведущий1:

Эх, пляшется нам

Весело поется.

Почему нам не плясать?

Дружно нам живется!

Ведущий2:

На сцене ученики 5-б класса. Народный танец «Уж, ты Порушка, Параня» Руководитель Никулина Оксана Анатольевна.

Ведущий1:

Хорошо они сплясали? Понравилось?

А давайте еще танцоров позовем, у нас талантов – не счесть!

Приглашаем ребят из 1-б класса. Танец «Во поле береза стояла» руководитель Таркановская Елена Павловна.

Ведущий2:

Кто сложил для нас частушки,

Кто их право сочинил?

Ты теперь, поди, узнай-ка,

Где он был и где он жил.

Так живи, частушка, всяко,

Под баян и под струну

Надо нам, друзья, однако

Спеть частушку не одну!

Ведущий1:

Дуэт гитаристов и солистка – Болдырев Максим, Пахомов Игорь, Пономаренко Екатерина из 6-б класса. Частушки на гитарах, такое не часто услышите, а у нас есть! Просим на сцену!

Ведущий2:

Заявлю вам, мальчишки,

Хоть в припевках вы ловки,

И хоть первые частушки

Сочинили мужики,

мой талант по праву ценят

убедитесь в том сейчас

я спою на этой сцене

ну, ничуть не хуже вас!

Ведущий1:

Продолжает эстафету частушек Мишина Вера Ивановна. Встречаем Веру Ивановну.

Ведущий2:

Дерзайте молодые,

Танцуйте от души

И помните, что в мире

Все танцы хороши!

Ведущий1:

Эта артистка всегда молода душой, она вырастила двух прекрасных детей, она в совершенстве владеет английским языком, она классный руководитель, смелая женщина Почекунина Светлана Сергеевна. А исполнит она цыганский танец, который называется «Песня Рады».

Ведущий2:

Нераздельно сердце с песней русской

Задушевной, ласковой до слез

От нее - то радостно, то грустно

С ней тепло в ненастье и в мороз.

Ведущий1:

А песен у нас воз

Про зиму, да про мороз!

Про весну, да про лето.

Послушайте-ка вот эту.

Приглашаем на сцену Бобину Любовь Николаевну с ее любимой песней «Мы на лодочке катались», которая по истине стала народной.

Ведущий2:

Выходите в круг смелее

Чтобы был огромный круг

Выходите в русской пляске.

За собой ведя подруг!

И снова на сцене танцоры. Танец «Коробейники». Приглашаем учеников 3-а и 3-б классов. Руководитель Олейник Оксана Владимировна.

Ведущий1:

А за ними спешит вас порадовать своей пляской старший состав танцевальной группы «Ритм», руководитель Николаева Лариса Андреевна. Посмотрите третий вариант танца «Валенки».

Ведущий2:

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую,
Я со всеми затанцую.
Если песню грустную,
Грусть в душе почувствую.
А "Страданья" заиграет,
Прямо сердце замирает.
То он плачет, то хохочет,
С нами делает, что хочет.

Ведущий1:

На сцене оркестр народных инструментов железнодорожного клуба поселка Уруша, руководитель оркестра Миронов Сергей Александрович. Об этом человеке можно говорить много, долго и хорошо. Наш клуб является участником различных смотров талантов, победителем всевозможных конкурсов. Обладая организаторскими способностями, музыкальным талантом Сергей Александрович много лет руководил клубом. Много сил он отдал и взрослым артистам и детям. В Уруше он пользуется заслуженным уважением. Он певец, композитор, а сегодня он представляет на ваш суд работы своих воспитанников. Послушайте в их исполнении песни

«Коробейники» и «Ой, при лужке, при лужке»

Ведущий2:

Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно

Коль народ еще поет,

Знать, не все потеряно!

Ведущий1:

Любимых песен много знаем

Поем их всюду год за годом

Ведь в них живет не угасая

Бессмертная душа народа.

Ведущий2:

Как жаль, что все хорошее быстро кончается! Вот и наш фестиваль подошел к концу. Осталось самое долгожданное, самое интересное и интригующее действие – подведение итогов и награждение победителей. Дело это трудное и не всегда благодарное, но надо подвести итоги.

Ведущий1:

Пока жюри будет подводить итоги фестиваля, свой подарок вам дарит человек музыкальный, артистичный, обаятельный, веселый, отличник народного просвещения Белова Галина Алексеевна. Песня «Черемуха».

(слово предоставляется председателю жюри, вручение других призов)

Ведущий1:

Пускай тысячелетия пройдут

А нашим песням жить и не стареть

Славян потомки их поют

И внуки наши тоже будут петь.

Ведущий2:

Желаем чаще в гости приходить

Плясать и петь на сцене с нами

Детей и внуков школу приводить,

Мы предлагаем вам дружить домами!

Желаем вам хорошего настроения, до новых встреч!

При составлении сценария были использованы стихи из журналов «Чем развлечь гостей», «Классный руководитель»


Сценарий фольклорного праздника

«Посиделки у самовара»

Ведущие одеты в русские национальные костюмы приветствуют всех у самовара (можно добавить рушники, связку баранок и т.д.)

1.Ведущий: Ох, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали

И видом не видывали!

Приглашаем вас всех на посиделки!

2 Ведущий: Очень часто за событиям

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

1 В: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон веку самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия

1.Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать.

2 В: Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было!

1В: И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки.

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и гостей за стол зовет!

А гостей возле нашего самовара собралось сегодня много, давайте все познакомимся друг с другом

Знакомство

Игра может проводиться на любом массовом мероприятии для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Ведущий читает текст, а зрители, услышав свое имя, определенным образом реагируют.

Пети, Лены, Димы, Али
Руки дружно все подняли!
А Марины, Нины, Вали
Громко-громко завизжали.
Иры, Светы, Миши, Ксюши
Все в ладоши хлопают!
А Володи и Андрюши
Ножками потопают!
Любы, Веры, Нади, Маши
Поскорее все присели!
А Егоры, Славы, Саши
Громко-громко засвистели!
Ули, Вероники, Гали
Поцелуйчик всем послали!
Ну а Тани, Ани, Вани
Словно в рот воды набрали. (Раздувают щеки.)
Про кого я не сказала
И случайно промолчала,
Как единая семья
Дружно, громко крикнут: «Я!»

Ну, вот и познакомились, теперь я вас всех знаю. Как делишки, ребятишки?

1 В : На посиделках не только шутили, но и играли.

Да-нет

Игра-кричалка

Вновь игра приходит к нам -

Зал мы делим пополам:

Слева «да» кричат в ответ,

Справа отвечают «нет».

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно?.. Да!

Есть такой велосипед,

Что летает в космос?.. Нет!

Замерзает ли вода

В знойный летний вечер?.. Нет!

Все ли ездят поезда

Лишь по рельсам только?.. Да!

Может богатырь-атлет

До луны допрыгнуть?.. Нет!

Все стоят на красный свет -

И авто, и люди?.. Да!

Из просохшего пруда

Рыба выловится?.. Нет!

Можно черного кота

Не увидеть ночью?.. Да!

Мореходные суда

Могут плыть по суше?.. Нет!

Может вкусным быть обед

Из сырой картошки?.. Нет!

Все ли надо города

Писать с заглавной буквы?.. Да!

Все ответы хороши,

Вы кричали от души.

1.В: На посиделках девчата часто делились своими переживаниями-У кого любовь несчастная, у кого счастливая!!!

(песня «Варенька»)

2.Ведущий . Следующее увлекательное состязание – интересных загадок знание

Сидит на окошке кошка,

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. (Кот.)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов,

Мостик как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка.)

В небесах, не на земле

Скачет баба на метле,

Страшная и злая,

Кто она такая? (Баба Яга.)

Книги читают,

А грамоты не знают.

Своих глаз нет,

А видеть помогают свет. (Очки.)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга.)

А кроме загадок маленьким деткам в старину пели потешки «Ладушки»,»Гуси»и тд.

Новые "Ладушки"

Дети разбиваются на пары, встают напротив друг друга, играют в «Ладушки», говоря при этом хором только слова «Ладушки, ладушки» и отвечая на вопросы ведущего. Ведущий вставляет реплики и дает указания.

Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?... (Ребятушки.)
Кто сказал «козлятушки»?
Здесь козлят нам не хватало!
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Кто сказал «у матушки?»
Матушек здесь не бывало!
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Кто ответил «камушки»?
Их пичужки поклевали.
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как сидели?.. (Рядышком.)
Кто сказал «на бабушке»?
Бабушка б от вас устала.
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий . Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как сидели?.. (Рядышком.)
Игроки . Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как вас звали?.. (Лапушки.)
Кто ответил «пятнышки»?
Бабушка б так не сказала.
Начинаем все сначала!

Игра повторяется до слова «лапушки», после чего Ведущий говорит: «Мы играли в «Ладушки». Молодцы, ребятушки!»

2 В : Самовар на стол поставим,

Чаю крепкого нальем.

Мы за чаем не скучаем,-

Говорим о том о сем.

Как много сказок придумано в народе! В одних совершается волшебство, в других рассказывается о животных, которые ссорятся и мирятся, а все они учат уму-разуму. Вспомните сказки и отвечайте без подсказки.

Самый знаменитый путешественник в русской сказке, которого знают все - от мала до велика. (Колобок.)

Ходили они, ходили друг к другу, а угоститься в гостях никак не могли. В какой сказке это происходит? («Лиса и журавль».)

Самые маленькие по росту герои русских сказок. (Липунюшка, Жихарка.)

Как в сказках называют лису? (Кумушка, сестричка, Патрикеевна.)

На чем в русских сказках передвигались по воздуху? (Летучий корабль, ковер-самолет, ступа, вихрь, деревянный орел.)

Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? (Ложись спать, утро вечера мудренее.)

Какое настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Прекрасная.)

Кто может позвать Сивку-бурку? (Иван-дурак.)

В какой сказке есть человек-невидимка? («Поди туда, не знаю куда».)

В какой сказке происходит такой разговор: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная, тепло ли тебе, лапушка?» - «Тепло, голубчик...» («Морозко».)

1.В: Долго нам не усидеть, не пора ли песню спеть?

Барыня Игра-импровизация

Это музыкальная забава. Гости делятся на три хоровые группы. Первая поет фразу "В бане веники моченые". Вторая группа поет "Веретена не толченые". Третья поет свою партию - "А мочала не сушеные". Все вместе поют припев: "Барыня, барыня, барыня-сударыня". Хоровые группы свою строчку поют на разные голоса (высокие, низкие) и в разном темпе, который задает дирижер-ведущий.

2В: Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара

С шаньгами, ватрушками

И с блинами вкусными.

Продолжаем развлекаться и гостей всех развлекать, не пора ли с мест подняться, ложкарей к себе позвать?

Ложкари

Вызываем сначала 3 человек…играем с ними…потом эти трое еще троих приводят…потом еще троих

1-ая тройка ложка об ложку вверх- вниз

2-ая тройка ложка об ложку по кругу вокруг лица

3-ая тройка 2 ложки об ладошку по 3 раза

Просим их вынести себе стулья…рассаживаем…просим сыграть…ведущая показывает сначала на одних…потом на других…потом на третьих….потом на первых и вторых одновременно…потом на первых и третьих…и т.д….сыграли …молодцы…

Теперь просим всех гостей в зале выйти помочь….всем раздаются муз.инструменты.

РЕПЕТИРУЕМ ВМЕСТЕ.

1В: У самовара не скучаем

Разговор ведем за чаем

Чай с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

Какие же посиделки без веселой пляски?

Танец с платочками

Участникам раздаются разноцветные платочки. Проводится всего одна репетиция, в ходе которой Ведущий просит запомнить слова, кратко выражающие суть разучиваемых движений. Затем во время исполнения он их называет, а танцующие выполняют соответствующие движения.

Для танца используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Основные движения.
1. «Приветствуем». (Участники делают четыре шага вперед, выстраиваясь в прямую линию, затем четыре шага назад.)
2. «Красуемся». (Выполняют небольшие приседания с поворотами корпуса в разные стороны.)
3. «Стираем платочки». (Слегка наклонившись вперед, «полощут» платочки движением влево-вправо.)
4. «Сушим платочки». (Кружатся на месте с высоко поднятой правой рукой, в которой находится платочек.)
5. «Гуляем». (Из шеренги перестраиваются в круг, двигаясь по часовой стрелке.)
6. «Хвастаемся платочками». (Идут в центр круга с высокоподнятыми платочками, затем вновь расходятся в стороны.)
7. «Танцуем парами». (Разделившись на пары, соединяют правые и левые руки.)
8. «Кружимся». (Кружатся на месте по одному, взмахивая платочками.)
9. «Кланяемся». (Поклон.)
Если времени для проведения репетиции нет, можно обойтись и без нее, произнося во время звучания мелодии вышеперечисленные слова и показывая движения.

2 В : Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца

Только не попели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесный,

Как и вся Россия- мать.

1 В: Вам спасибо от хозяев

За улыбки и за смех,

За частушки, песни, байки,

Благодарствую я всех!

/ Звучит фонограмма. На сцену выбегают скоморохи/

1-й ск. Брови черны, губы алы, 2-й ск. Соберись по одному,

Мы, ребята, зазывалы, Мы расскажем, что к чему!

1-й ск. Никакого нет секрета, 2-й ск. Фестиваля- вот как этот,

Хоть кого порасспроси. Не бывало на Руси!

1-й ск. Такое представление 2-й ск. С приговорками,

Всем на удивление! С прибаутками,

С шутками – минутками.

1-й ск. Песни самые модные, 2-й ск. На пиру большом и малом,

Русские народные. На фестивале небывалом

Для наших гостей Мы вам скажем без утайки:

Со всех волостей. Не прожить нам без хозяйки.

1-й ск. Дорогих гостей встречает, 2-й ск. Принимай, хозяйка, нас!

Добрым словом привечает. Начинаем!

И так вышло, что сейчас Вместе. В добрый час!

У нее мы все в гостях.

/ Под музыку «Светит месяц» входит хозяйка. На рушнике хлеб-соль./

Хозяйка. Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом, и с любовью,

И конечно с хлебом – с солью.

Над полями да над чистыми,
Месяц птицею летит,
И серебряными искрами
Поле ровное блестит.
Ну, дружней, звончей, бубенчики,
Заливные голоса.
Эх, ты, удаль молодецкая,
Эх, ты, девица, краса.

Светит месяц, светит ясный,

Светит белая заря,

Осветил нам путь дорожку,

Для веселого развлечения!

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! Я рада видеть Вас в нашем праздничном зале на фольклорном фестивале «Светит месяц». Поделитесь с нами своими песнями, танцами, плясками, шутками и прибаутками.

Дорогие участники и гости позвольте представить вам жюри, которое будет работать во время проведения фольклорного фестиваля «Светит месяц».

/ Под мелодию «Коробейники» появляется коробейник /

Поет: У меня полным-полна коробушка,

В коробейниках хожу.

Подходи, душа-зазнобушка,

Все товары разложу!

И частушки есть веселые,

И задорный перепляс,

Песни русские раздольные

Приготовил я для вас.

У меня товары дельные,

Подходи-ка веселей.

Плату я беру умеренно-

Все улыбками людей!

Коробейник. Здравствуй, хозяюшка! / Поклон /. Здравствуйте, добры молодцы! / Поклон /. Здравствуйте, красны девицы! / Поклон /. Рад вас видеть на веселом празднике. Лица – открытые, глаза – блестящие, улыбки в наличии! Значит, не залежится сегодня мой товар.

/Поет/. Эх, полным – полна моя коробочка,

И спою, и расскажу…

Подходи, душа – зазнобушка,

Все товары покажу!

Подходи, душа – зазнобушка! Для тебя самую задорную песню, самый веселый перепляс выберу!

/ Хозяйка осторожно подходит к Коробейнику /.

Хозяйка. Еще надо посмотреть, что у тебя там за товары!

Парень ты хваткий – как с тобой без оглядки!

А может, у нас самих товар не хуже!

И песни, и пляски,

И в игре уменье…

Коробейник. Для такой красавицы я уж расстараюсь. Частушки выложу самоцветные, песни – звонкого серебра высшей пробы.

Ой, ты, милая моя,

Выходи скорее

Поплясать, переплясать

Я тебя сумею.

Хозяйка. Месяц скрылся в облаках!

Солнышко за морем!

Ты не хвастайся пока,

Мы еще поспорим!

Коробейник. Куда тебе, девица, со мной тягаться? Мы народ тертый. К тому же нас много – только кивну, ребята мне помогут.

Хозяйка. А нас еще больше. Так что справимся!

Коробейник. Не бывать, по-вашему!

Хозяйка. Посмотрим?

Коробейник. Попробуем!

Хозяйка. Попробуем!

/ Выступление 5 «А» класса, песня «Горница — узорница» /.

Хозяйка. Старинных песен много знаем

И их поем уже давно.

Ведь в них живет, не угасая,

Душа народа моего.

Коробейник. Да с народными песнями вы в дружбе. А вот в нашем коробейном деле разбираетесь? Ни за что вам не догадаться, что за товар в моем коробе!

Хозяйка. Так ты подскажи нам! Не томи, добрый молодец!

Коробейник. А ты не торопись, красавица, всему свой черед. Только что за торг без веселого перепляса?

Хозяйка. Ну, что ж, быть по-твоему:

Засиделись наши ноги,
Надо их размять немного.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет!

Словно радуга живая

В ярких красках расцвела –

Огневая, вихревая,

Пляска русская пошла.

/6 «А» класс, исполняется русский танец /.

Коробейник. Хочу, чтоб музыка звенела!

А ну, беритесь все за дело!

Поют гармони озорные,

А с ними ложки расписные!

Хозяйка, А что, можно попробовать. Коробейник, в твоем коробе ложки найдутся?

Коробейник. Посмотрите, какие
Ложки золотыe,
Ложки золотые,
Ложки расписные.
Деревянные ложки звонки,
Как гармошки.
Хочешь, суп хлебай,
Хочешь, танец играй.

Хозяйка: Эх, оркестр народный
Раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую,
Я со всеми затанцую.
Если песню грустную ┐
Грусть в душе почувствую.
А «Страданья» заиграет,
Прямо сердце замирает.
То он плачет, то хохочет,
С нами делает, что хочет.

/2 класс, Ансамбль русских народных инструментов исполняет мелодию /.

Коробейник. Давай-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка. Будем сидеть? С вами умереть от скуки можно!

Коробейник. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка! А ты хоть одну поговорку знаешь?

Хозяйка. Из молчания одежки не сошьешь…

Коробейник. Слово – воробей, вылетит – не поймаешь!

Хозяйка. Золотое слово – вовремя сказанное.

Коробейник. Слово – серебро, молчанье – золото.

Хозяйка. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Коробейник. Лиха беда – начало.

Хозяйка. Не ищи красоты, а ищи доброты.

Коробейник. По одежке встречают, по уму провожают!

Хозяйка. Ух, хватит. Да ты молодец! Больше не могу!

Представление наше не кончается. Шутки, песни продолжаются. Все

точно по программе.

Коробейник. Небылицы в лицах светят и в светлицах,

щелкают орешки да творят насмешки

Хотите знать какие?

А вот такие…

/6 «Б» исполняют «Небылицы в лицах» /.

Хозяйка. Вы и пели, и плясали.

И, наверное, устали.

Всем вам отдохнуть пора!

А вот к отдыху – игра…

Игра «Барыня»

Зал делится на четыре части. Каждая группа разучивает свои слова:

Первая группа — Веретёна точены.

Вторая группа — Веники замочены.

Третья группа — Пей чай с пирогами.

Четвертая группа — Мы поедем за грибами.

Все вместе разучивают — Барыня — барыня, сударыня — барыня.

По команде ведущего, та часть детей, на которую он показывает рукой говорит свои слова. Если ведущий поднимает вверх обе руки все дети поют последнюю строчку. У вас получится прекрасный большой хор, способный выступать на любом представлении.

Хозяйка: Вот так страсти, вот дела,

Расцвела картошка,

А в девчоночку влюбился,

Мужичок с гармошкой.

Коробейник: Что же делать, как же быть,

Нынешней весною.

Полюбить иль разлюбить,

Ах как сердце ноет.

/7 классы исполняют р.н. песню «Мужичок с гармошкой» /.

Хозяйка: — Ой, ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Коробейник: Ой, ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир,
Этот русский сувенир!

/ 1 класс, танец матрешек /.

Хозяйка: Она, как человек, живет,

И ей в народе нет забвенья,

Ее, любя, передают

Из поколенья в поколенье.

Коробейник: Услышишь раз – покоя нет,

Всю жизнь ты с песней будешь вместе.

Тебе сейчас двенадцать лет,

А песне этой — сто, иль – двести!

/ 4 «А» класс исполняет песню « Веселая кадриль» /

Хозяйка. Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух.

Самый светлый, самый ясный

Сценки нашей русский дух!

Коробейник: Вам истории смешные

Предлагаем поглядеть,

Улю с Филей не судите,

Лишь хлопками поддержите.

/3 класс исполняет сценку «Уля и Филя» /

Коробейник (поет). Эх, была полным – полна коробушка,

Опустела вся сейчас!

Я на празднике зазнобушку

Повстречал на этот раз!

Хозяйка (поет). Поджидай, меня, мой миленький,

Только выйду из ворот.

А сейчас веселый, праздничный

Закрывай-ка хоровод!

/ 4 «Б» класс исполняет песню «Во кузнице» /

Хозяйка: Вот и подходит к концу наш фестиваль. Уважаемые члены жюри уходят на совещание.

Коробейник: Хозяюшка. Ребята порадовали нас песнями, да плясками, теперь пришло время и тебе песню спеть.

/Хозяйка исполняет песню «В горнице»/

Подведение итогов

Хозяйка: Одна русская пословица гласит: «Делу — время, потехе — час!»

Коробейник. Мы закрываем представление, приятно было вместе веселиться.

Хозяйка. Но мы не расстаемся с вами навечно. Надеемся, что праздничное тепло этого уютного зала еще не раз нас согреет!

Вместе. Всего вам доброго, друзья!