Домой / Для брюнеток / Елка рождественская. Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское рождество

Елка рождественская. Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское рождество

Невозможно представить себе Новый год и Рождество без елки. Это обязательный атрибут праздника. Откуда же берет начало традиция устанавливать дома хвойное дерево на Рождество и Новый год?

СОХРАНИЛОСЬ МНОГО ЛЕГЕНД, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ПО-СВОЕМУ ТРАКТУЕТ ИСТОРИЮ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ. Вот некоторые из них. "В Рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли пальмы, затем дошли чужестранцы - буки, березы, клены, дубы, магнолии, тополя, эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела очень уж скромной. Деревья делали все возможное, чтобы скрыть ее от глаз Божественного Младенца. Но вдруг на небе свершилось чудо - началось движение звезд. Они стали падать на землю и, падая одна за другой, опускались на ветки маленькой елочки, пока она не засияла сотнями огней". Так ель стала рождественским деревом.

Согласно другой легенде, ангелы пошли в лес, чтобы выбрать дерево Рождества. Поначалу они собирались выбрать могучий дуб. Однако один из ангелов возразил: "Нет, - сказал он, - мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил". Затем ангелы отправились дальше и подошли к буку. Тогда второй ангел сказал: "И бук мы не можем выбрать, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву". Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: "Береза тоже не подходит, поскольку ее ветки обычно используют в качестве бичей для наказания провинившихся". Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, дерево, которое почти всегда плачет, не может быть символом радости. Наконец ангелы подошли к ели. Ее вечнозеленый покров, стройность, приятный аромат хвои их поразили. Так ель стала деревом Рождества.

ЕЛЬ - СИМВОЛ БЕССМЕРТИЯ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НЕУВЯДАНИЯ, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности и терпения. Издревле люди верили, что ель защищает дом от нечистой силы. В период зимнего солнцестояния древние германцы специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Вскоре еловые ветви заменило целое дерево. Ель подвешивали за корень к потолку: она символизировала солнце, освещающее землю, а корни дерева символизировали основу всего сущего. Таким образом земное как бы становилось отражением небесного. Среди германских народов существовал и древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами, цветными тряпочками и совершали вокруг нее новогодние обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечи, яблоки, сладости.

После крещения германских народов эти обычаи и обряды начали приобретать христианский смысл, а елочки, устанавливаемые в домах, стали обязательным атрибутом сочельника (канун Рождества). Теперь такая елочка называлась Рождественским деревом. Рождественские традиции ориентировались не только на взрослых, но все больше и больше на детей.

НАЧАЛО ТРАДИЦИИ УКРАШАТЬ НОВОГОДНЮЮ ЕЛКУ, КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ СЕГОДНЯ, заложил Мартин Лютер, известный немецкий реформатор. Возвращаясь домой в канун Рождества, он был очарован красотой небосклона. Звезды сверкали даже между ветвями заснеженных веток деревьев, казалось, будто их кроны искрятся. Дома Мартин поставил на стол елочку, украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о Вифлеемской звезде. Мартин Лютер писал: "Как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечнозеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

В XVIII – XIX веках традиция украшения елки распространилась не только в Германии, но и Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании, а при Петре I - и в России. В 1699 году первый русский император издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски - 1 января. Указом Петра I всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли в трактирах круглый год - отсюда и выражение "елки-палки".

Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай так понравился петербуржцам, что они стали устанавливать елки в своих домах. Отсюда эта традиция распространилась по всей стране.

В Англию традицию наряжать елку привез с собой муж королевы Виктории Альберт Саксен-Кобургский еще в 1841 году. Буквально спустя 10 лет вся Великобритания, следуя примеру королевской семьи, стала наряжать ель и устраивать вокруг нее семейные торжества и детские праздники.

В Америку елка попала примерно в то же время, что и в Англию. Этот обычай распространялся также благодаря немецким эмигрантам. Нарядное дерево, украшенное свечами и подарками, производило неизгладимое впечатление на соседей-немцев. И уже буквально на следующий год каждый хотел иметь точно такое же дерево и в своем доме. А в 1848 году в Нью-Йорке появился первый продавец елок. Так было положено начало новогодним базарам.

ЧТОБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ МАССОВЫМ ВЫРУБКАМ ЛЕСА, немцы первыми создали искусственные елки. Сначала эти елки делались из гусиных перьев, окрашенных в зеленый цвет. Позже искусственные елки получили широкое распространение не только в Европе, но и Америке.

Во Франции брат Наполеона I Жером Бонапарт, будучи королем Вестфалии, наряжал рожденственскую елку яркими подарочными письмами, а придворные должны были их снимать. Первая елка была установлена во Франции в саду Тюильри. До сих пор во Франции в Провансе на елку вешают раскрашенные яичные скорлупки.

Традиций украшать елку множество. Но лучше всего положиться на собственную фантазию, дать волю воображению, и тогда дерево Рождества подарит вам аромат детства, счастье и радость, веселое настроение.

С наступающим Новым годом и Рождеством!

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря.

Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, - собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба , опубликованного в сентябрьском номере "Отечественных записок" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне ).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 - 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 - 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)

Украшаем, наряжаем, водим хороводы, а знаем ли мы, откуда взялась рождественская красавица и какова история новогодней елки? Едва на улицах, в общественных местах и домах появляются елочки, лица людей светлеют. Словно каждый тут же вспоминает, что в жизни случаются чудеса.

Душа раскрывается навстречу сказке, красоте, переменам. Среди зимы, когда световой день короток, всем очень нужны эти светлые чувства. И пробуждают их в нас запахи хвои и мандаринов, разноцветные ёлочные украшения и игрушки, .

Все ждут этот праздник с верой, что именно в этом Новом году всё будет хорошо. А сколько радости приносит детям и взрослым появление и украшение новогодней ёлки!

Древние обряды и христианское Рождество

В Новогоднюю Ночь множество незнакомых друг с другом людей собираются вместе вокруг наряженных елочек. Берутся за руки и кружатся в хороводе, распевая песни и зажигая разноцветные огни и свечи. Никому и в голову не приходит, что они совершают обряд, пришедший из очень-очень давних времен.

Можно попытаться проследить его корни, и окажется, что даже украшение ёлки – это некий священный ритуал задабривания духов.

У нас на Руси, украшали:

  • березку, если просили женского счастья, материнства, любви, красоты и здоровья.
  • осинку, если хотели избавится от болезней и напастей.
  • дуб, если требовалась мужская сила и житейская мудрость.

Каждое дерево, могло что-то дать людям. И в каждом наши предки видели источник жизненной силы.

В древности деревья символизировали связь между земным и потусторонним миром у многих народов. Корни идут из Земли-Матушки, а ствол и ветки тянутся к Отцу-Солнцу. Трудно придумать что-то более символичное для выражения таинства жизни.

Человек, крепко стоит на земле, но тянется к светлому и чистому, верит в высшие силы и ищет поддержки в небесных высях.

Например, кельты чтили ель. Для них это священное древо, дерево вечной жизни. Ведь она всегда зелена и не сбрасывает листву.

У древних славян ели были неотделимы от мира мёртвых, который неразрывно связан с миром живых. Они считались деревом, забирающим плохую энергетику и возвращающим ослабленному, болящему человеку силу и здоровье.

Культа почитания елей у славян не было. В отличие от березки, которая считалась древом, дарящим жизнь и радость.

Еловые леса были местом таинственным и мрачным, где в изобилии водятся лесные и болотные духи. Зато ведуны и мудрые старцы часто выходили к людям именно из-под еловых лап. Словно появлялись из таинственного потустороннего мира.

В средневековой Европе, как замена пальмовым ветвям, которыми приветствовали Вход Господень в Иерусалим первые христиане, появились священные ветви ели.

У германцев тогда же возникла легенда, будто Святой Бинифатий срубил дерево бога Одина. И предсказал, что на пеньке вырастет ель, как символ победы над смертью.

Причем не говорится, что это было за дерево и не воткнули ли в пенек еловое семечко. Ну, а чем было еще заменить пальму? В каждой стране свои деревья.

Появление Рождественской Елки в России

Вернемся к истории рождественской елки в России. Современный обычай приносить в дом и украшать елочку пришёл в Россию в 17 веке. Тогда Петр Первый издал указ об украшении домов и улиц наряженными елками по примеру европейских городов.

В богатых домах, в дворянских собраниях, дворцах стали ставить рождественские елки. Благо недостатка в них в наших лесных краях не было. Возле украшенных пряниками, сладостями и игрушками елок водили хороводы, видимо позабыв, что это наследие славянских верований. Церковь этому не препятствовала.

Так, две традиции раличных регилий гармонично соединились воедино на радость людям.

Украшением лесной красавицы служили фрукты, сладости, фигурки зверей и сказочных персонажей. Таким образом, изображалось райское дерево из христианства и обычай задабривать духов из язычества .

Еще одно доказательства живучести древних верований. В том или ином виде они попадают в новые религии и срастаются с обрядами самым естественным образом.


Современный вариант фруктов – разноцветные шары. Вместо нынешних игрушек на елке развешивали фигурки божеств, чтобы просить их о милости. Обязательно присутствовали фигурки – сурового славянского бога, повелевающего Зимой. Правда, выглядел он не таким симпатичным и добрым, как сейчас. Это было грозное божество, которое следовало умасливать и бояться.

  1. По поверьям появление духа предка сопровождалось мерцающими огоньками . Именно поэтому, ещё одним символом Нового года стали гирлянды мерцающих огней. Считалось, что Новый Год – время обновления и возрождения и только в это время души умерших могут общаться со своими потомками.
  2. Ни одна ёлочка не обходится без блестящей мишуры , словно текущей с ветвей. Это символ ткущей воды и бренности жизни. Таким образом, на прадеды просили дождя и богатогоурожая.
  3. Звезда на вершине – это вершина оси мира, где живет путеводная Полярная Звезда. Именно по ней находили дорогу древние мореплаватели и путешественники.
  4. Когда ребятня в образе заек, мишек, лисичек, снежинок , кружится вокруг ёлки, мы не задумываемся, что это отголоски древнего ритуального хоровода. Древние славяне одевали шкуры животных и плясали вкруг костра в зимнее равноденствие. У каждого народа свои обряды, и они во многом похожи.

Обычай наряжать елку (или другое дерево), заложено у в подсознании. И досталось нам от наших далеких предков, которые ежегодно проводили священный обряд Сотворение Мира .

Уважительное отношение к деревьям проявлялось в их украшении различными предметами. Их использовали для священных костров, для зажигания очагов. Одни народы наделяли силой к кипарисы, другие — сосны, ясени, третьи — эвкалипты, четвертые — березки.

С древности люди не сомневались, что растущие в лесу деревья проживают ту же жизнь, что и человек: любят, дружат или враждуют. Считалось, что в них скрыта целительная и животворящая мощь.

Непостижим образом, легенда о появлении на свет Бога Солнца (когда начинает уменьшаться ночь и прибывает день) и решение о праздновании Рождества Христова соединились воедино, почти в одни и теже дни зимнего солнцестояния.

Интересный факт

Таким образом, мы отмечаем Рождество и зарождение, дарящего жизнь всему сущему, божества, одновременно.

В России — чуть позже, так как рождество в Росии перенесено на 7 января вместо 25 декабря, как в Европе.

Про Йольскую Елку


Йоль — праздник древних германцев, когда зарождается Солнечный Король, дарующий тепло Земле и людям.

Раньше других подобное перевоплощение случилось в средневековой Германии, где древний праздник солнцестояния назывался Йоль, а рождественская елка до сих пор называется йольской.

В эту ночь происходило рождение Короля Дуба (Солнечного Короля), а на замерзшую землю приходило желанное тепло. Они радовались, жгли костры, просили о благодествии и богатом урожае.

Дети ходили по домам,вручали соседям и друзьям дары. Корзинки из еловых веточек и пшеничных колосьев, наполненных яблоками в муке.

  • Пшеничные колосья ассоциировалась с будущим урожаем.
  • Яблоки — с Солнцем.
  • Мука — с достатком.
  • Вечнозеленые ветки — с бессмертием.

Все это сопровождалось песнями, танцами, сожжением йольского полена, а также одеванием праздничного наряда на йольское дерево.

Йольским древом, служила конечно же, сохраняющая зеленый цвет в течение всего года елочка, ель, елка. Во время обряда она украшалась прямо в лесу. Потом ее срубали и приносили в дом. Ставили на стол, увешивая сластями, яблоками и свечами.

Когда же население Германии приняло христианство, то в рождественских празднованиях нашлось место для лесной красавицы, йольского дерева.

Где появилась первая Рождественская елка


До сих пор ученые не располагают точными сведениями о том, где произошла первая официальная установка рождественского дерева. Документально подтверждённым фактом является церемония, проводившаяся в Риге в 1510 году, но подробностей об этом событии нет.

Есть и другие претенденты, желающие получить статус первого города Рождественской Елки. В 2010 году за этот статус активно боролись несколько городов, включая и Вильнюс. Официальное признание обеспечило бы приток в казну денег от туризма, поэтому война разгорелась нешуточная.

И хотя споры о ёлочном приоритете по-прежнему продолжаются, в 20 веке на Ратушной площади Риги была установлена памятная плита, с надписью, что именно в этом месте стояла первая Рождественская Елка.


В 2011 году эстонцы приводили доказательства, что это Таллинн был местом, где впервые установили такую ёлку. Правда, случилось это, якобы, в 1154 году, когда еще и упоминания о самом городе не было.

Все это стало основанием для развязывания «ёлочной войны», не получившей дальнейшего развития в прибалтийский странах. В Ригу по-прежнему прибывают туристы, считая ее городом Первой Рождественской Ёлки. Ну, а Таллину приходится только завидовать, как соседи собирают туристические денежки в городскую кубышку.

Российская новогодняя елка — особенности

В нашей стране Елку ставят накануне Нового Года, а не на Рождество. И она стоит в домах до самого Старого Нового года. Такие уж у нас особенные традиции. Мы удивляем европейцев, что у нас есть не только Новый Год, но и Старый Новый Год. Все эта череда праздников, возникла сама собой, в связи с изменениями календарей в 20 веке.

Даты перенесли, мы стали жить в едином временном интервале с Европой. И праздников у нас стало больше. сложились:

  • из 1 января (Наступления Нового года),
  • 7 Января (православное Рождество),
  • 14 января (Новый Год по старому стилю) и
  • прихватили еще и Крещенье (19 января).

У нас в России нет привязки к Рождеству. Исторически сложилось, что елку мы наряжаем и украшаем, чтобы встретить Новый Год и проводить Старый. Благодарим прошедший и надеемся на исполнение желаний в наступающем.

В самом деле, почему бы не устраивать праздничные гулянья, если гостья всех январских праздников украшает наши улицы и дома целый месяц.

Примечание

А сейчас и дольше, поскольку используются искусственные неосыпающиеся елки и ели. С городских улиц и площадей праздничную иллюминацию уберут только в феврале.

Пусть сбудутся Мечты и Надежды в Новом 2019 году у каждого, кто верит в чудеса и обязательно у тех, кто не верит в них вовсе. Обойдитесь без излишеств, отдохните с детьми, устройте выезды в зимний лес, чтобы длительные праздники подарили вам энергию и силы. А уж елочка позаботиться о том, чтобы даровать удачу, не зря же вы ее украшали и наряжали, задабривая древних духов.

Есть такое народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки, яблоня - яблоки, вишня - вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, страшась уколоть Младенца. Но Он пожалел ее, сироту, и воздал ей игрушками и сластями, оттого и сегодня ее украшают. Кроме этой романтической, есть еще несколько версий появления елки как главного рождественского дерева.

Первая информация о елке как символе христианского Рождества встречается в рассказе о миссионерстве апостола Германии святого Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества.

Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

Но не везде елка - главный герой Рождества. Например, мексиканцы наряжают пальмы, в Новой Зеландии на праздник ставят похутукалу - растение, распускающееся красными цветами в канун католического Рождества. В Шанхае игрушки вешают на ветки ивы и бамбука, а китайцы привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису. И наконец, в жаркой Африке баобабы благовествует о Рождении Христа. В деревне срубают небольшие ветки гигантов и украшают их разноцветными ленточками и пучками трав. В городах же жители чаще вешают на двери венки из омелы, украшенные колокольчиками и цветными гирляндами.