Домой / Для брюнеток / Зачем нужна вежливость и почему важно быть деликатным. Вежливость - что такое? Правила вежливости

Зачем нужна вежливость и почему важно быть деликатным. Вежливость - что такое? Правила вежливости

Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста, и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.

Для чего нужна вежливость

Вежливость - это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.

На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.

Рис. 1. Правила вежливости должны знать даже маленькие дети.

Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.

  • При встрече со знакомым человеком или группой людей нужно обязательно поздороваться. Делать это нужно правильно: дружелюбно улыбаться, смотреть собеседнику прямо в глаза, приветствие произносить четко, с мягкими, обходительными интонациями.

С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным - «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.

Рис. 2. Встреча с друзьями.

  • Увидев на улице знакомого, не стоит бежать к нему навстречу, расталкивая на пути прохожих. Если случайная встреча произошла в кафе, кино или театре, достаточно кивнуть в знак приветствия, но не выкрикивать его.
  • В общественных местах не стоит слишком громко разговаривать или смеяться, излишне эмоционально жестикулировать.
  • Правила вежливости предусматривают и обязательное прощание при уходе.
  • К малознакомым или старшим по возрасту людям следует обращаться на «Вы». И только с друзьями, одноклассниками, родственниками уместно обращение на «Ты».

В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.

Рис. 3. Ковырять в носу - недопустимо!.

Вежливость и культура поведения всегда очень высоко ценилась, ведь ее не купишь ни за какие деньги. Поэтому так важно прививать себе хорошие манеры в детства, чтобы в любом обществе иметь славу воспитанного человека.

Что мы узнали?

При изучении темы «Правила вежливости» по программе 2 класса окружающего миры мы узнали, насколько важно быть вежливым и воспитанным человеком. Мы выяснили, как правильно себя вести в обществе и не допускать досадных ошибок.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 101.

Владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

Что такое вежливость

Вежливость подразумевает собой выражение, а также проявление уважения к какому-либо человеку или его действию. Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях. Зачастую понять, что такое вежливость, для детей очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдению правил вежливости. Ведь это качество всегда замечают и по достоинству оценивают.

Проявление вежливости

Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.

Супруги бывают тактичны по отношению и прививают это своему ребенку, если не используют в разговоре между собой грубые и непристойные слова.

В политике проявление уважения к собеседнику при переговорах называется дипломатической вежливостью.

Человек считается вежливым, если он проявляет свое уважение как к старшим, так и к младшим.

Правила вежливости для детей

Что такое должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.

Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова. А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.

Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались. Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется.

Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка - это и есть вежливость, очень ценится.

Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его.

Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания - вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.

Волшебные слова

Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях. Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать.

Основные правила вежливости

  1. Здороваться первым и отвечать на приветствие.
  2. Не перебивать других при разговоре.
  3. Стучаться, когда дверь заперта.
  4. Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
  5. Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
  6. Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
  7. Избегать конфликтов.

Правил вежливости великое множество. Важно помнить, что правильно воспитанный ребенок, родители которого вежливы, будет интуитивно поступать так же, как и они в похожих ситуациях.

Как воспитать в ребенке вежливое отношение к окружающим

Трудно поспорить с тем, что дети гораздо быстрее учатся плохому, нежели хорошему. Как только ребенок видит своего сверстника, совершающего дурной поступок, в его поведение приходится вносить коррективы. Также определенная доля правды есть и в том, что дети всегда будут похожи на родителей, копируя их поведение. Именно поэтому правила вежливости должны соблюдать не только дети, но и их родители. Ведь они являются для ребенка примером для подражания. В первую очередь мама и папа малыша должны научиться контролировать свои эмоции и поступки независимо от сложившейся ситуации. При общении с ребенком в обязательном порядке следует употреблять те самые волшебные слова, всегда выслушивать все, что хочет сказать малыш, не перебивая его.

С первых дней нужно выстраивать теплые и с ребенком, чтобы впоследствии, когда малыш повзрослеет, быть для него авторитетом. Тогда он будет прислушиваться к мнению и наставлениям родителей.

Объяснять значение слова «вежливость», что такое правила вежливости нужно с самых ранних лет. Для этого предпочтительнее использовать игровую форму.

Нельзя навязывать ребенку правила и заставлять его их выполнять, а тем более наказывать за неправильное поведение.

Малышу нужно предоставить выбор того, как он может поступить в определенной ситуации, а потом объяснить плюсы и минусы принятого решения.

Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Никогда нельзя критиковать малыша. Можно критиковать его поведение, но его самого нет. За проявление вежливости ребенка нужно похвалить.

Елена Аказина
Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость? Вежливый ли ты человек?»

Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость . Вежливый ли ты человек

Цель : способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи :

познакомить с понятием «вежливость » , показать, в чем проявляется вежливость ,показать необходимость употребления в речи «вежливых » слов;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное

отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа : вежливость , доброта, вежливые слова

Ход занятия

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Пусть улыбка и хорошее настроение будут на занятие вашими помощниками .

Сегодня у нас будет необычное занятие , вот чему оно посвящено, вы мне скажете сами. Мы отправимся в волшебную страну.

Здесь люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

А еще в этой стране люди любят делать друг другу подарки.

Кто из вас любит получать подарки? Почему?

А вам самим нравится делать подарки другим людям?

Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку ? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно .)

Подарки, сюрпризы приятно получать близким людям : маме, папе, другу, подруге. А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а знакомым?

А как без подарков могут люди делать приятное друг другу?

1.) Беседа о «вежливых словах » .

Вы помните с какого слова я начала сегодняшнее занятие ? (Доброе утро.)

Приятно ли вам было услышать его? Почему?

Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым приятного

настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко» .

Солнышко ясное встало.

Доброе утро!

Сказало.

Доброе утро!

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все ровно.

Придумано мудро :

Доброе утро.

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить :

«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?

(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи.)

Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

Вслушайтесь в слово «здравствуйте» . Слово «здравствуйте» очень древнее, связано оно со словом «дерево» . Когда - то давно, люди, произнося слово «здравствуйте!» желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь, когда мы говорим это слово, мы желаем здоровья, желаем быть, сильными, крепкими.

Я хочу познакомить вас еще с одним словом. Это слово «спасибо»

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело , говорили ему :

Спаси вас Бог!«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо» . Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица : «Своего спасибо не жалей!» .

А что значит слово «до свидания» ? (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку , когда говорим ему «До свидания» ?

(Что прощаемся не на долго и рады будем увидеть вас снова) .

Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте» , «До свидания» , «спасибо» , «пожалуйста» и другие? Просто хотят уделить внимание человеку , пожелать ему всего хорошего.

А как называются все эти слова? (Вежливые ) .

Может, кто - то догадался, как называется наша страна? (ВЕЖЛИВОСТЬ ) .

ФИЗКУЛЬМИНУТКА :

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова » . И так, начали : не ошибись, пожалуйста.

Встаньте, пожалуйста,

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста! Молодцы.

(Еще раз повторяется физкультминутка, только в роли ведущего будет

ребенок по желанию)

Кто понял, о каких подарках шла речь в самом начале занятия ? вежливых словах )

Знакомство со значением слова «вежливый » , «вежливый человек » .

Ребята, скажите, как называют человека , который употребляет вежливые слова в своей речи ? (вежливым , воспитанным, культурным)

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени

Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость » .

Обещал отцу Петрусь :

Я за вежливость возьмусь :

Буду всех благодарить.

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет :

С добрым утром, дед Федот!-

Дед ругнул его спросонок :

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку :

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку.

Как невежливая девчонка .

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг.

Чуть не сел ему на плечи :

Ты, вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен :

Разве был невежлив он !

Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый

Можно ли назвать Петруся вежливым , ведь он употреблял в своей речи

вежливые слова ? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как

употреблять вежливые слова )

Значит для того, чтобы быть вежливым , достаточно ли употреблять в своей

речи «Вежливые слова » ? (нет)

Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать - уместны

твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить и что -

то делать).

Какой сделаем вывод? (Для того, чтобы быть вежливым человеком , нужно не только употреблять «Вежливые слова » , но и употреблять их. правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

Д/и «Так не так» .Послушайте внимательно и если всё правильно вы говорите так, так, если нет - не так, не так.

1. У Вити день рождения. Он принёс угощение, а дети у него отобрали и кричат : Ещё, ещё….

А как надо? (Надо было подождать пока Витя угостит и сказать спасибо.)

2. Наташа пришла в детский сад «До свидания, - говорит, уже пора домой» - и стала раздеваться

Не так! (Надо было поздороваться.)

3. В группу, когда дети ели зашла заведующая детского сада и сказала : «Приятного аппетита» .

Так, так! (Когда входишь и видишь, что дети едят нужно пожелать приятного аппетита.)

4. Миша просит продавца в магазине : «Ну – ка дайте мне шоколадку!»

Не так! (Надо говорить дайте, пожалуйста, шоколадку.)

5. Вите в подарок принесли коробку мармелада. Мальчик сказал : «Фу, я такие не ем, а только шоколадные» .

Не так! (Надо сказать спасибо большое.)

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе :

«Не трусь!

Быть может,

Ото Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид-

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулся :

Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось : «Привет» !

Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика]

Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался. }

Разве могут птицы и звери понять человеческую речь ? (нет)

Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому

взгляду, доброй улыбке).

Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой , искренне,

добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные.

Не даром, наверно, в народе говорят, что вежливое слово и кошке приятно.

Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Оно где (на небе) . Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко.

Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?

Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас , делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть того кого обидели.

И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку . Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?

Правильно, это ДОБРОТА!

Так без чего не может быть вежливого человека ? (без доброты)

Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появились много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте » . (Чтение 3-4 пословиц детьми)

-Вежливости открываются все двери.

Если доброта, как солнце светит, радуется и взрослые и дети.

От худого слова, навек ссора.

Доброе слова лечит, а худое калечит (разбор пословицы) Как вы это понимаете? (хорошое слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)

Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать : не обидят ли ваши слова?

А теперь поиграем. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, .то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет -молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает?

Д/и «Подскажи словечко» . Мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов .

Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить

Пожалуйста – когда просят о чём–нибудь

Очень приятно –говорят при знакомстве

Простите – когда хотят извиниться

До свидания – когда прощаются

Как можно по-другому попрощаться (до встречи, всего хорошего, прощайте, всего доброго, пока) .

Здравствуйте – когда приветствуем друг друга

Как можно ещё поприветствовать (добрый день, добрый вечер) .

Что мы желаем человеку этим словом ? (здоровья) .

Спокойно ночи – желают когда ложатся спать.

Приятного аппетита – желают когда кто – то кушает.

Посмотрите, а что это? (сердце)

Так, знаете где находится «Страна Вежливости и Доброты » (в нашем сердце.)

Итог. О каких понятиях мы говорили сегодня?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым , надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим . Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.

И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками :

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив .

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто :

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

А что есть вежливость? А как же «наглость – второе счастье»? С чего начинается эта самая вежливость? Какие у нее есть формы? Давайте разбираться…

Зачем она нужна?

Определенные правила вежливого поведения приучают людей жить в социуме, не выходить за рамки приличий, в некоторой мере воспитывать совесть. Вежливость играет большую роль при воспитании детей. В дальнейшем, когда ребенок станет взрослым, то он будет более уверенней чувствовать себя в обществе, будет знать, что ему ожидать от других людей.

Мы все живем в определенных рамках поведения и никуда нам от этого не деться. Правила вежливости помогают решать некоторые жизненные задачи, вырабатывают определенные формы диалогов. Они облегчают общение с людьми, которые вам незнакомы. Вежливые люди редко переступают границы дозволенного в некоторых напряженных ситуациях. Это ступенька к человечности в длинной лестнице жизни.

А еще благодаря вежливости, люди определяют социальную прослойку в обществе, свою среду: «Мы люди из культурной семьи, мы так не поступаем», «Мы простые, нам плевать на сантименты». Вот так происходит самоидентификация маленького человечка в семье.

Дети – цветы жизни. Они должны быть вежливыми. Так считают одни. Другие так не считают. А зачем в нашем мире быть вежливым? Мы рабочий класс и нам нас… на то, будут ли наши детки вежливыми. Да о чем тут разговаривать, достаточно выйти на улицу, проехаться в общественном транспорте. «Вежливость» прет со всех щелей и практически у всех.

Касательно детей. Не стоит от детей требовать все и сразу: «Ты уже не маленький, так что ты должен вот это, должен вот то…». Это только будет перегружать психику ребенка, вызывать у него непонимание. Вчера вы ему это разрешали, сегодня вдруг его поступок уже стал «невежливым». Учить вежливости нужно не словами, а собственным примером. Невозможно привить вежливое поведение ребенку, если вы сами им не обладаете. Получается, что на словах одно, но перед глазами другое.

Очень воспитанные и очень вежливые люди

Плохо. Порой слишком плохо быть чрезмерно вежливым. С работы могут уволить. Утро. Понедельник. Остановка. Маршрутка. На работу ехать часа полтора. Опаздываем. Людей, толпа. Маршрутка одна и та забита. Из вежливости пропускаем симпатичную девушку. Поехала. Стоим. Ждем-с. Опаздываем. Ну да ладно. Подъехала вторая. Людей толпа. Но мы вежливые. Пропускаем старушку. Бабушке бы на трамвай, троллейбус. Но, увы, здесь ходят только маршрутки. Стоим-с. Ждем-с. Опаздываем-с. Нервно курим. Подъехала третья. Народу толпа. Но плевать на вежливость. Впихнулись самыми первыми. Едем. Нервничаем, мы ведь на работу опаздываем. Начальник – зверь. Премия на носу. Ну да ладно выкрутимся. Приехали. Опоздали не на много, но достаточно. Выговор в довольно невежливой форме. Премия коту под хвост. Слава Богу, с работы не выгнали. А могли…

Палка, у которой два конца. Знакомьтесь – ее величество вежливость. Она позволяет значительно упростить человеческие отношения, позволяет выражать себя в социуме. Она же отнимает у некоторых людей возможность быть самим собой, лишает искренности в отношениях, осложняет взаимодействие между людьми. Яркий пример из прошлого, да и сегодняшнего времени так называемое светское общество, которое переполнено лицемерием. Вот и задумайтесь, а нужна ли вежливость? Как по мне, так уж куда большее значение имеет искренность и человечность, уважение.

«Интеллигентам» тяжелее добиваться поставленных перед собой целей, чем тем, которые плевали на вежливое поведение, для которых «наглость – путь к счастью». Это факт. Факт, проверенный временем и жизнью.

Вежливость не абсолютна. Она зависит от многих внешних факторов, определенных ситуаций. И научиться применять правила вежливости, вот что есть главным. Нужно просто быть человеком, но важно еще и знать, кто такой человек.

Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России»

Тема: «Правила вежливости»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока:

Предметные:

Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;

дать понятие «культура поведения»

Метапредметные:

Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;

продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;

продолжить работу по обучению поиска и выделения необходимой информации из различных источников: (текст, схема)

развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.

Личностные:

1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;

2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;

3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.

Оборудование :

Учебник А. А, Плешакова «Окружающий мир» 2 класс (часть 2), рабочая тетрадь часть 2; презентация к уроку.


1. Мотивация к деятельности.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

2. Актуализация знаний.

Повторение правил поведения в школе:

Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение) –Что такое общение? (Взаимные отношения) - Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте) - На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе) - На доске висят ваши рисунки, в которых отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.Назовите еще правила, которые надо соблюдать в школе. (Коментируют и называют) Кто помнит в стихах?

Целеполагание и мотивация

Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О вежливости, о «волшебных» словах)

Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).

Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? (Научиться пользоваться правилами вежливости) - А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Сейчас мы отравляемся с вами в волшебную страну, которая называется «Страна Вежливости».Ею управляет принцесса Вежливость. Она будет давать нам задания, которые мы будем выполнять. Познакомит с историческими сведениями.

Итак, В добрый путь.

Отправляемся. (Музыка)

1 ученик. Вежливость для взрослых и для детей важна,

Вежливость чудесная и добрая страна.

Вежливости надо с детства всем учиться,

Вежливость, ребята, волшебная частица.

2 ученик.Если будем вежливы

Каждый день и час-

Станет мирсчастливее

В миллионы раз.

3 ученик. На свете есть много чудеснейших слов,

Таких, что нас радуют, греют и лечат.

Я думаю каждый назвать их готов:

Приветствую, здравствуйте,

Добрый всем вечер.

4 ученик. Слова есть, что к людям безмерно добры,

Весь мир освещая, как солнце в зените.

Их знают и люди, и еж, и бобры:

Спасибо, пожалуйста, ах, извините.

Вежливость- это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Так дано значение слова в толковом словаре Ожегова.

Первая историческая справка.

До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» - знаток. «ВЕЖЕ» -- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество) – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнете называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.

. Работа в группах.

Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. (слайд)

Сейчас вам принцесса Вежливость дает задание поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи.

Каждой группе она прислала конверт, в котором находятся волшебные слова. Вам необходимо найти только те слова, формы которых у вас даны и приклеить на лист. В соответствии с формой. Создать листовку «волшебные слова».

Кто-то раскрашивает название формы, кто-то подает слова, кто-то клеит.

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо».

Формы пожеланий : всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Формы просьбы : пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомните название произведений, где волшебные слова помогали героям

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

А сейчас, ребята, принцесса «Вежливость хочет посмотреть,какие вы внимательные давайте отдохнем и поиграем.

Физкультминутка

1. Игра “Будь внимателен”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

2. Игра “Вежливо - невежливо”.

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза. Начнем.

Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………

Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

(на доске)

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Работа в группах.

Рассмотрите рисунки на стр. 52 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова (слайд).Первая группа 1и 2 картинку, 2 группа 3и4, 3 группа 5 и 6 картинки. Выберите, кто будет выполнять роль актеров?

Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным? (Слайд 12)

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке.Делают коллективный вывод. )

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (слайд)

Помни: (Слайд)

Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

3. Не следует говорить слишком долго.

2. Работа в группах (Слайд)

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

А поможет вам в этом примерная схема разговора.(Слайд)

«Алло».

Приветствие.

Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

Благодарность.

Прощание.

Разыгрывают сценку «Разговор по телефону»

- Давайте поработаем в группах.

(Работа по учебнику.)

Прочитаем вслух текст «Волшебные поступки» на стр. 54 учебника. Какие правила соблюдает папа.

Как вы объясните понятие «культура поведения»?

Культура поведения – это вежливые поступки и вежливые слова.

Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кто поступает правильно? (Слайд)

Сейчас, Принцесса «Вежливость» хочет проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?

Она прислала карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ.

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Сейчас мы прочитаем правила вежливости, которые надо соблюдать. Слайды.

Какие правила вежливости вы запомнили и будете соблюдать напишите 1 правило на лепестке и мы у нас будет она цвести. Принцесса оставила нам письмо.

Дорогие ребята! Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. До свидания.

Литература:

    А. Лопатина, М. Скребцова Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    Ресурсы интернета.