Домой / Для зеленых глаз / Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию познавательных способностей (внимание) в старшей группе «Страна Знаний.

Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию познавательных способностей (внимание) в старшей группе «Страна Знаний.

Педагога – психолога Верховодовой Е.К.

Тип занятия – комплексное

Вид занятия – путешествие

Коррекционно-развивающее занятие построено в партнерской форме: Взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешалось свободное перемещение детей в процессе деятельности.

Форма организации обучения:

  • Организация обучения имела подгрупповую форму.

Цель занятия:

  • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций
  • Развитие фантазии
  • Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям
  • Снятие эмоционально – психического напряжения.

Коррекционно-развивающее занятие носит коррекционно-развивающий характер

Задачи:

1. Образовательные:

2. Развивающие:

  • Развивать психические процессы (внимание, память)
  • Развивать интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
  • Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.
  • Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
  • Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.

3. Воспитательные:

  • Прививать любовь к сказкам
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
  • Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
  • Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.
  • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
  • Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
  • Доставлять радость от совместной деятельности

Методы практические: релаксационное упражнение для снятия психомышечного напряжения, рисование красками на тарелочках.

Методы наглядные: демонстрация сказочных героев на проекторе, демонстрация способов рисования на тарелочке, создание с помощью светомузыки шоу сказочного неба, что способствовало лучшему расслаблению.

Методы словесные: рассказ педагога-психолога сказки о Доброй Волшебнице и других сказочных героях, беседа с детьми в течении занятия.

Методы игровые: занятие полностью прошло в форме игры и воображаемой ситуации.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

  1. Организационный
  2. Мотивационный
  3. Практический
  4. Интеграция
  5. Рефлексия
  6. Ритуал «выхода» из сказки.

Материалы и оборудование:

  1. Стулья по числу участников (+ один стул для педагога-психолога) .
  2. Детский стол (4 стола)
  3. Музыкальный центр.
  4. Музыка для упражнений.
  5. Клеенка для стола.
  6. Клеенка для пола.
  7. Баночка с мукой.
  8. Баночка с солью.
  9. Бутылочка с растительным маслом.
  10. Бутылочка с водой.
  11. Мисочка с клеем (клестер) .
  12. Мисочки для красок (горшочки) .
  13. Набор жидкой гуаши.
  14. Тарелочки из плотной бумаги для рисования.
  15. Одноразовые ложки.
  16. Бумажные салфетки.
  17. Фартучки для детей.
  18. Тазик и лейка с водой для мытья рук.
  19. полотенца (по количеству детей)
  20. светомузыка
  21. Проектор, ноутбук.

Ход занятия

1. Этап Организационный

Приветствие.

Дети заходят в музыкальный зал и встают в кружок. Для детей стоят стульчики вокруг столика, один стул для педагога-психолога. «Ингредиенты» для «волшебных красок» уже стоят на столе, покрытые тканью.

Здравствуйте! Ребята, наше сегодняшнее занятие будет очень необычным - мы отправимся в сказку. Но в сказку попасть не так-то просто. Для этого нужно, чтобы прозвенел волшебный колокол.

Ритуал входа в сказку (2 мин.)

Упражнение «Колокол»

Цель - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Ребята, давайте мы встанем в круг. Теперь поднимите сначала правую руку вверх, теперь - левую. А теперь соединим руки в центре круга в виде «колокола» и скажем громко хором «Бом! Бом! Бом!» и одновременно бросим руки вниз.

Итак, ребята, мы с вами попали в сказку! О чем же эта сказка? Сейчас я вам расскажу. (гаснет свет, включают светомузыку, на фоне играет музыка волшебства) .

2. Этап Мотивационный (Расширение) (5 мин.)

Цель - расширить представления ребенка о жизни.

Педагог-психолог набрасывает себе на плечи накидку, украшенную звездами, для создания загадочности и начинает рассказывать детям сказку о волшебных красках (модифицированная сказка Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) . Играет музыка (прогулка по сказочной стране из к/ф «Три орешка для золушки» , «Волшебные колокольчики» Дмитрий Луданный, мелодия «Динг донг» , В.А. Моцарт «Волшебная флейта» ) . На экране идет презентация с картинками сказочных героев.

Сказка:

Давным-давно жила-была на свете Добрая Волшебница. У Волшебницы было очень доброе сердце, ей хотелось, чтобы все люди по чаще улыбались и чтобы все они были счастливы. Много добрых дел сделала Волшебница, многих она осчастливила.

По соседству с ней жил злой страшный Король. Он всё время ворчал, всё время злился. У короля не было друзей и никто не хотел с ним дружить. Волшебница уже давно пыталась его развеселить, но у нее это никак не получалось. И вот однажды Волшебнице в голову пришла такая идея - произнести заклинание и оказала на месте злого Короля, увидеть мир его глазами. Волшебница произнесла заклинание. Мир Короля оказался черно-белым, без единой краски. Тогда Волшебница поняла, почему Король был такой злой – ведь в его мире нет ярких красок.

Надо приготовить волшебные краски, такие, чтобы мир Короля стал разноцветным. Дни и ночи волшебница трудилась над созданием волшебных красок, способных менять картину мира и сделать сердце короля добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа- из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?» По-разному отвечали люди на этот вопрос.

Одни говорили: «Если у нас будет много муки, мы сможем напечь много-много вкусностей и всегда будем сытыми» . И тогда Волшебница решила, что в волшебных красках обязательно должна быть мука.

Другие - что желают познать что-то новое, суть, или соль, как говорят в народе. Волшебница решила, что соль непременно должна оказаться в волшебных красках.

Третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу, гладко. Поэтому масло тоже нужно добавить в краски. Четвертые- что хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод. Надо добавить воды, тщательно перетереть комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А пятые желали склеить разбитые отношения. Поэтому Волшебница решила добавить в краски немного клея.

Когда все ингредиенты были собраны, Волшебница замесила тесто, где были мука, соль, подсолнечное масло, вода и клей. И добавила туда немного обычных красок, которые взяла у неба- голубой, у леса – зеленый, у огня – красный и смешала все краски. И вот появились на свет настоящие волшебные краски!

Волшебница подарила их злому Королю. Король тот час же начал ими рисовать, и, о чудо, весь мир Короля стал цветным! И Король стал добрым, счастливым и улыбнулся…

Включается свет.

3. этап. Практический (закрепление) .

Цель - приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Изготовление волшебных красок (10 мин.)

А сейчас, ребята, мы с вами тоже научимся делать «волшебные краски» . Для этого давайте подойдем к столу.

Для изготовления красок нам понадобится «волшебные горшочки» . (Педагог-психолог раздает детям горшочки) . Каждый возьмите двумя руками по одному «горшочку» . Чтобы они стали волшебными, нужно вспомнить «волшебные слова» . Какие вы знаете волшебные слова? (Ответы детей. Педагог-психолог помогает: «Это слова «спасибо» , «пожалуйста» , «я люблю тебя» и т. д.) Теперь тихонечко прошепчите их горшочку. (Педагог-психолог показывает, как это можно сделать.) Итак, наш горшочек готов.

А теперь нужно замесить наше тесто (краски) . Говорят, что в наших руках есть особая волшебная сила. Поэтому тесто мы будем месить руками. Сначала мы положим в горшочек несколько горсточек муки. (Педагог-психолог открывает баночку с мукой, протягивает каждому ребенку поочередно или помогает ложечкой..) Пусть муки будет побольше, ведь мука дает сытость, достаток. А теперь давайте приручим муку, сделаем ее волшебной. Для этого муку нужно хорошенько помять, помешать руками.

А теперь добавим горсточку соли. Соль – это знания, истина. Когда вы добавите горсть соли, пожалуйста, перемешайте муку и соль. Познакомьте каждую крупицу соли с каждой крупицей муки. При этом следите, чтобы наша чудесная мука не высыпалась из чудесного горшочка.

Теперь мы добавим немножечко масла. (Масло капает педагог-психолог.) Масло – это удача, чтобы все шло как по маслу.

А теперь добавим немножечко воды. (Педагог-психолог разливает воду в стаканчики.) А для чего нужна вода, ребята? (Ответы детей.) Теперь не торопясь перемешайте тесто. Мудрые люди говорят, что самое главное – это чтобы в тесте не было комочков. Поэтому воду мы будем добавлять постепенно. (Дети размешивают тесто.) Как только тесто начнет напоминать густую сметану, можно добавлять клей. Для чего нам нужен клей? (Педагог-психолог наливает каждому ребенку немного клея ПВА.) Наша краска почти готова.

А сейчас нам с вами нужно договориться, кто какой цвет будет делать. Краску можно взять маленькой ложечкой или пальцем и добавить в волшебное тесто. (Дети выбирают гуашь понравившегося цвета, набирают гуашь.) Теперь хорошенько размешайте краску. Волшебные краски готовы! (можно предложить детям нарисовать красочную, волшебную страну, в которой теперь живет король) .

Создание рисунка Волшебной страны (5 мин.)

Дети переходят к другому столу, на нем уже стоят тарелочки. По середине дети ставят горшочки с красками.

Выберите холст, на котором вы будете рисовать (Каждый ребенок выбирает.) Как мы будем рисовать красками? (Ответы детей.) Можно рисовать пальцами, можно выливать краску на холст, капать краску – устраивать дождик из красок, капать краской на краску. (Педагог-психолог включает спокойную музыку, дети рисуют.) На столе так же лежат салфетки. Психолог объясняет детям, что можно вытирать руки после использования одной краски.

Во время рисования педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, что они рисуют, побуждает разнообразить рисунок (нарисовать сказочных героев или их следы, побуждает детей использовать разные приемы рисования) .

После рисования идет обсуждение:

Давайте поставим наши горшочки на стол, помоем руки (рядом стоит столик с тазиком и лейкой с водой. Полотенца по количеству детей) и соберемся вокруг наших сказочных картин. Нравится ли вам то, что вы создали? Что же у вас получилось? (Дети отвечают на вопросы.)

4. Интеграция (1 мин.)

Цель – связать новый опыт с реальной жизнью.

Дети берут свои «картины» и идут к стульям.

Ребята, как вы думаете, можно ли и в обычной жизни использовать «волшебные краски» ? (Ответы детей.) Действительно, такие краски можно сделать, когда вы злитесь или расстроены, или подарить тому, кто перестал радоваться жизни и т. д.

5. Рефлексия. (2 мин.)

Цель – обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами попали в сказочную страну, познакомились с новой сказкой о волшебных красках, научились их делать и нарисовали ими сказочную страну. Теперь вы знаете, что можно делать, когда кому-то становится грустно или кто-то сердится.

6. Ритуал выхода из сказки (1 мин.)

Цель - закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

А теперь, ребята, пришло время возвращаться домой. Нужно, чтобы снова прозвенел волшебный колокол. Для этого мы встанем в круг.

Итак, ребята, мы вернулись в детский сад. У вас теперь есть картинки волшебной страны, возьмите их с собой в группу. Скажем, друг другу –спасибо. До свидания!

Татьяна У
Конспект развивающего занятия для детей 3 лет «Моё лицо»

Цель: знакомство с частями лица (глазами, ушами, носом).

Задачи:

Образовательные:

Учить детей находить и показывать глаза, уши, нос на себе и на игрушке;

Познакомить детей с тем, для чего нужны глаза, уши, нос;

Учить детей отгадывать загадку;

Учить распознавать запахи;

Коррекционные:

Развивать зрительное и слуховое внимание;

Развивать физиологическое дыхание;

Развивать память;

Развивать логическое мышление;

Формировать диалогическую речь;

Воспитательные:

Воспитывать навыки культуры поведения;

Воспитывать вежливость, умение слушать речь педагога.

Оборудование: игрушка обезьянка; губки в коробочках из-под бахил, пропитанные ароматом апельсина, чеснока, цветов; компьютерная презентация «Звуки, которые может издавать человек».

Ход занятия

1. Организационный мом ент

Дети стоят на ковре. Педагог обращает внимание на стук в дверь. Чтобы узнать кто там, надо отгадать загадку: «Лазает по деревьям, любит бананы. Кто это?» (Обезьянка).

Появляется игрушка обезьянка. Обезьянка здоровается с детьми и предлагает поиграть с ней в прятки.

2. Игра «Прятки с обезьянк ой»

Дети ложатся на коврик, закрывают ладошками глаза. В это время педагог прячет в группе игрушку обезьянки. Затем дети ее находят. Игра повторяется 3 раза.

3. Игра «Для чего нужн ы?»

Ребята, а как вы смогли найти обезьянку? Что вам для этого понадобилось? Как вы ее увидели? (Глазами)

Молодцы! Глазами мы видим! И смогли увидеть, где спряталась обезьянка. Покажите ваши глазки. А у обезьянки есть глазки? (Дети показывают, где у обезьянки глаза).

А еще обезьянка подсказывает, что у нее есть носик. А у вас есть носик? (Дети показывают).

А для чего нам нужен нос? (Чтобы дышать, чтобы нюхать что-нибудь).

Правильно! Давайте покажем обезьянке, как мы умеет дышать.

4. Дыхательная гимнастика (ст оя)

Глубокий вдох через нос, надуваем «щёчки – пузырики» и медленно выдыхаем через чуть приоткрытый рот. (Повторить 3 раза).

5. «Узнай по запа ху»

Хорошо подышали. А теперь обезьянка хочет узнать, как вы умеете нюхать.

Педагог предлагает детям понюхать губки, пропитанные ароматом апельсина, чеснока, цветов, и просит найти ту, которая пахнет апельсином, цветами, чесноком.

6. Игра «Узнай по зву ку»

Понравилась вам игра? Ой, а вы заметили, какие у обезьянки уши? Где растут уши? А зачем нужны уши? (Ответы детей)

Правильно, ушами мы слышим. Давайте и проверим, как умеют слушать ваши ушки?

Детям предлагается компьютерная презентация со звуками, которые может издавать человек (смех, кашель, чихание, бег, хлопки в ладоши и т. д.). Дети должны на слух узнать, что делает человек.

7. Подведение ито гов

Какие вы сегодня молодцы! Вы запомнили, для чего нам нужны глаза? Уши? Нос? А какая игра вам сегодня понравилась больше всего? (Ответы детей).

Публикации по теме:

Занятие на тему «Мишка идет на День Рождения». Цели: 1. Формировать образное и пространственное мышление. 2. Развивать зрительное внимание.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет «Чувство «Робость» Пояснительная записка. Занятие входит в коррекционно-развивающую программу для детей 4-5 лет. Целью занятия является знакомство с чувством.

Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с Сдвг Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с СДВГ Основные задачи: - отработка коммуникативных.

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей группы Цель: предупреждение и профилактика агрессивного поведения у воспитанников группы. Задачи: 1. Обучение детей социально приемлемым способам.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по лепке для детей с ОВЗ «Самолет» Лепка из пластилина. Тема: «Самолет» Цель: формировать навыки работы с пластилином. Учить детей раскатывать на дощечке движениями вперед-назад.

Конспект психопрофилактического развивающего занятия для детей 4–5 лет «Мы живем со всеми в мире!» Тема: «Мы живем со всеми в мире!» Цель: продолжение знакомства с эмоцией грусть; развитие умения мимикой выражать эмоции радости и.

«Детский сад №10 «Гусельки»

Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию познавательных способностей (внимание) в старшей группе

на тему «Страна Знаний»

Составила:

Рычкова Жанна Эдуардовна,

педагог-психолог

г. Нефтеюганск

Тема: «Страна Знаний»

Цель: Формирование оптимального уровня развития внимания, как возрастно-психологического новообразования в дошкольном возрасте (5-6 лет).

Задачи:

    Развитие основных видов внимания: слуховое и зрительное;

    Развитие основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение.

Форма проведения: путешествие в страну знаний (станции)

Предварительная работа:

    подготовить аудио-обращение;

    подготовить план – карту (приложение 1);

    оформить станции;

    оформить ключи и замочные скважины (приложение 2).

Ход занятия

Вводная часть

1.Настрой на работу

Цель: установление контакта с группой, повторение правил работы.

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами вновь собрались нашей дружной компанией (дети располагаются в кругу ). Посмотрите что у меня в руках (психолог держит в руках мяч небольшого размера )? Давайте с вами вспомним, какое правило игр в кругу мы приняли с вами еще на нашей первой встречи! (Дети: не перебивать друг друга; тот, у кого мячик может говорить, а остальные его внимательно слушают ).

Ребята давайте с вами вспомним, как мы приветствуем друг друга, когда находимся в кругу? (передаем мяч рядом сидящему ребенку со словами «Здравствуй …имя..» и так по кругу ).

А как еще можно поприветствовать человека, с которым мы встретились? (ответы детей: здравствуйте, добрый день, пожать руку, обнять и т.д ). Я бы хотела с вами сыграть в игру «Приветствие»

2. «Приветствие»

Цель: развитие слухового внимания, распределение внимания.

Дети стоят в кругу. На фоне играет веселая музыка

Психолог: Сейчас мы с вами будем ходить по кругу и здороваться. Когда я хлопну в ладоши один раз – мы пожинаем руки своему соседу, два раза – мы здороваемся локтями, три раза – здороваемся спинками.

3.Организационный момент.

Цель: мотивация воспитанников, развитие слухового внимания; развитие свойств внимания: объем, концентрация, переключение

Психолог. Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо. Давайте откроем его.

Дети открывают письмо и слушают электронное обращение.

«Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам жители волшебной страны «Всезнандия». У нас случилась большая неприятность. Злой волшебник заколдовал нашу страну, и теперь мы не можем делиться своими знаниями с детьми. Чтобы снять чары нужно найти 5 волшебных ключей, которые помогут расколдовать нашу страну. В конверте вы найдете карту, где можно отыскать волшебные ключи. Помогите нам, пожалуйста. Ваши друзья из страны Знаний .

Психолог: Ой, ребята, что – то я запуталась, кому нужно помочь? Что нужно сделать? поможем жителям волшебной страны. Готовы? Тогда начинаем (психолог выдает детям план – карту).

Основная часть.

4. 1 станция «Фотоаппарат» (Приложение 3)

Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.

На каждой станции есть записка от злого волшебника с инструкцией к выполнению задания. Задача воспитанников найти записку и узнать задание.

Текст: «Ребята, мне очень нравиться фотографировать. Совсем недавно я сфотографировал свою бабушку и дочку, но у меня получилось две фотографии и почему то разные. А вот сможете ли вы найти, чем отличаются две фотографии друг от друга? Если вы найдете 10 отличий, сможете получить волшебный ключ! Злой волшебник!» (ребята берут фломастеры и находят отличия - отмечают их на листе ).

5. 2 станция «Заполни пропуски» (Приложение 4)

Цель: Развитие умения концентрировать и переключать внимание.

Текст записки - задания: «Перед вами на столах лежат две картинки, а рядом с ними карточки. Помоги мне правильно разложить карточки по своим местам».

В конце задания дети получают ключ.

6. 3 станция «Систематизация» (Приложение 5)

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Текст записки – задания «Заполните пропуски в таблице, но помните: в строке и в ряду не может быть одинаковых фигур

В конце задания дети получают ключ.

7. 4 станция «Подбери заплатку». ( Приложение 6)

Цель: развитие зрительного внимания.

Текст записки – задания «У вас на столах лежат два коврика и несколько заплаток к ним. Правильно подберите заплатки, соответствующие рисунку коврика».

В конце задания дети получают ключ.

8. 5 станция «Варежка».

Цель: Развитие концентрации внимания; умения договариваться.

Текст записки – задания: «Ребята я хочу узнать насколько вы дружная команда. Для этого я предлагаю вам разукрасить варежки! Но помните, что одна варежка должна быть похожей на вторую варежку».

В конце задания дети получают ключ.

9. «Замочная скважина».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание.

Психолог. Вот вы и собрали все 5 ключей. Какие вы молодцы. А куда же нам сейчас отправиться? (Ответы детей: страна Знаний Что же делать с этими ключами? Ребята, а вы знаете какой ключ к какой замочной скважине подходит? А как вы это поняли?

Дети подбирают ключи к замочным скважинам, по окончании задания раздается звук сообщения.

Завершающая часть.

10. «Письмо»

Цель: завершение занятия.

Психолог: «Ребята мне кажется, нам пришло сообщение. Может быть, посмотрим, что нам прислали?»

«Дети открывают аудио - сообщение. «Друзья, вы не испугались трудностей. Выиграли у злого волшебника все пять ключей, верно, подобрали ключи к замкам и освободители нас. Теперь мы свободны и можем делиться со всеми своими знаниями. От жителей волшебной страны Знаний большое вам спасибо. До новых встреч».

11. «Рефлексия»

Цель: подведение итогов занятия.

Приложение 1

Приложение 2