Педагога – психолога Верховодовой Е.К.
Тип занятия – комплексное
Вид занятия – путешествие
Коррекционно-развивающее занятие построено в партнерской форме: Взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешалось свободное перемещение детей в процессе деятельности.
Форма организации обучения:
- Организация обучения имела подгрупповую форму.
Цель занятия:
- Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций
- Развитие фантазии
- Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям
- Снятие эмоционально – психического напряжения.
Коррекционно-развивающее занятие носит коррекционно-развивающий характер
Задачи:
1. Образовательные:
- Закрепить знание понятий «доброта» , «добрый поступок» , «счастье» .
- Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
- Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
- Учить рисовать краской разными способами (руками)
- Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память)
- Развивать интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
- Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
- Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.
3. Воспитательные:
- Прививать любовь к сказкам
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
- Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
- Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
- Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
- Доставлять радость от совместной деятельности
Методы практические: релаксационное упражнение для снятия психомышечного напряжения, рисование красками на тарелочках.
Методы наглядные: демонстрация сказочных героев на проекторе, демонстрация способов рисования на тарелочке, создание с помощью светомузыки шоу сказочного неба, что способствовало лучшему расслаблению.
Методы словесные: рассказ педагога-психолога сказки о Доброй Волшебнице и других сказочных героях, беседа с детьми в течении занятия.
Методы игровые: занятие полностью прошло в форме игры и воображаемой ситуации.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.
- Организационный
- Мотивационный
- Практический
- Интеграция
- Рефлексия
- Ритуал «выхода» из сказки.
Материалы и оборудование:
- Стулья по числу участников (+ один стул для педагога-психолога) .
- Детский стол (4 стола)
- Музыкальный центр.
- Музыка для упражнений.
- Клеенка для стола.
- Клеенка для пола.
- Баночка с мукой.
- Баночка с солью.
- Бутылочка с растительным маслом.
- Бутылочка с водой.
- Мисочка с клеем (клестер) .
- Мисочки для красок (горшочки) .
- Набор жидкой гуаши.
- Тарелочки из плотной бумаги для рисования.
- Одноразовые ложки.
- Бумажные салфетки.
- Фартучки для детей.
- Тазик и лейка с водой для мытья рук.
- полотенца (по количеству детей)
- светомузыка
- Проектор, ноутбук.
Ход занятия
1. Этап Организационный
Приветствие.
Дети заходят в музыкальный зал и встают в кружок. Для детей стоят стульчики вокруг столика, один стул для педагога-психолога. «Ингредиенты» для «волшебных красок» уже стоят на столе, покрытые тканью.
Здравствуйте! Ребята, наше сегодняшнее занятие будет очень необычным - мы отправимся в сказку. Но в сказку попасть не так-то просто. Для этого нужно, чтобы прозвенел волшебный колокол.
Ритуал входа в сказку (2 мин.)
Упражнение «Колокол»
Цель - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Ребята, давайте мы встанем в круг. Теперь поднимите сначала правую руку вверх, теперь - левую. А теперь соединим руки в центре круга в виде «колокола» и скажем громко хором «Бом! Бом! Бом!» и одновременно бросим руки вниз.
Итак, ребята, мы с вами попали в сказку! О чем же эта сказка? Сейчас я вам расскажу. (гаснет свет, включают светомузыку, на фоне играет музыка волшебства) .
2. Этап Мотивационный (Расширение) (5 мин.)
Цель - расширить представления ребенка о жизни.
Педагог-психолог набрасывает себе на плечи накидку, украшенную звездами, для создания загадочности и начинает рассказывать детям сказку о волшебных красках (модифицированная сказка Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) . Играет музыка (прогулка по сказочной стране из к/ф «Три орешка для золушки» , «Волшебные колокольчики» Дмитрий Луданный, мелодия «Динг донг» , В.А. Моцарт «Волшебная флейта» ) . На экране идет презентация с картинками сказочных героев.
Сказка:
Давным-давно жила-была на свете Добрая Волшебница. У Волшебницы было очень доброе сердце, ей хотелось, чтобы все люди по чаще улыбались и чтобы все они были счастливы. Много добрых дел сделала Волшебница, многих она осчастливила.
По соседству с ней жил злой страшный Король. Он всё время ворчал, всё время злился. У короля не было друзей и никто не хотел с ним дружить. Волшебница уже давно пыталась его развеселить, но у нее это никак не получалось. И вот однажды Волшебнице в голову пришла такая идея - произнести заклинание и оказала на месте злого Короля, увидеть мир его глазами. Волшебница произнесла заклинание. Мир Короля оказался черно-белым, без единой краски. Тогда Волшебница поняла, почему Король был такой злой – ведь в его мире нет ярких красок.
Надо приготовить волшебные краски, такие, чтобы мир Короля стал разноцветным. Дни и ночи волшебница трудилась над созданием волшебных красок, способных менять картину мира и сделать сердце короля добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа- из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?» По-разному отвечали люди на этот вопрос.
Одни говорили: «Если у нас будет много муки, мы сможем напечь много-много вкусностей и всегда будем сытыми» . И тогда Волшебница решила, что в волшебных красках обязательно должна быть мука.
Другие - что желают познать что-то новое, суть, или соль, как говорят в народе. Волшебница решила, что соль непременно должна оказаться в волшебных красках.
Третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу, гладко. Поэтому масло тоже нужно добавить в краски. Четвертые- что хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод. Надо добавить воды, тщательно перетереть комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А пятые желали склеить разбитые отношения. Поэтому Волшебница решила добавить в краски немного клея.
Когда все ингредиенты были собраны, Волшебница замесила тесто, где были мука, соль, подсолнечное масло, вода и клей. И добавила туда немного обычных красок, которые взяла у неба- голубой, у леса – зеленый, у огня – красный и смешала все краски. И вот появились на свет настоящие волшебные краски!
Волшебница подарила их злому Королю. Король тот час же начал ими рисовать, и, о чудо, весь мир Короля стал цветным! И Король стал добрым, счастливым и улыбнулся…
Включается свет.
3. этап. Практический (закрепление) .
Цель - приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Изготовление волшебных красок (10 мин.)
А сейчас, ребята, мы с вами тоже научимся делать «волшебные краски» . Для этого давайте подойдем к столу.
Для изготовления красок нам понадобится «волшебные горшочки» . (Педагог-психолог раздает детям горшочки) . Каждый возьмите двумя руками по одному «горшочку» . Чтобы они стали волшебными, нужно вспомнить «волшебные слова» . Какие вы знаете волшебные слова? (Ответы детей. Педагог-психолог помогает: «Это слова «спасибо» , «пожалуйста» , «я люблю тебя» и т. д.) Теперь тихонечко прошепчите их горшочку. (Педагог-психолог показывает, как это можно сделать.) Итак, наш горшочек готов.
А теперь нужно замесить наше тесто (краски) . Говорят, что в наших руках есть особая волшебная сила. Поэтому тесто мы будем месить руками. Сначала мы положим в горшочек несколько горсточек муки. (Педагог-психолог открывает баночку с мукой, протягивает каждому ребенку поочередно или помогает ложечкой..) Пусть муки будет побольше, ведь мука дает сытость, достаток. А теперь давайте приручим муку, сделаем ее волшебной. Для этого муку нужно хорошенько помять, помешать руками.
А теперь добавим горсточку соли. Соль – это знания, истина. Когда вы добавите горсть соли, пожалуйста, перемешайте муку и соль. Познакомьте каждую крупицу соли с каждой крупицей муки. При этом следите, чтобы наша чудесная мука не высыпалась из чудесного горшочка.
Теперь мы добавим немножечко масла. (Масло капает педагог-психолог.) Масло – это удача, чтобы все шло как по маслу.
А теперь добавим немножечко воды. (Педагог-психолог разливает воду в стаканчики.) А для чего нужна вода, ребята? (Ответы детей.) Теперь не торопясь перемешайте тесто. Мудрые люди говорят, что самое главное – это чтобы в тесте не было комочков. Поэтому воду мы будем добавлять постепенно. (Дети размешивают тесто.) Как только тесто начнет напоминать густую сметану, можно добавлять клей. Для чего нам нужен клей? (Педагог-психолог наливает каждому ребенку немного клея ПВА.) Наша краска почти готова.
А сейчас нам с вами нужно договориться, кто какой цвет будет делать. Краску можно взять маленькой ложечкой или пальцем и добавить в волшебное тесто. (Дети выбирают гуашь понравившегося цвета, набирают гуашь.) Теперь хорошенько размешайте краску. Волшебные краски готовы! (можно предложить детям нарисовать красочную, волшебную страну, в которой теперь живет король) .
Создание рисунка Волшебной страны (5 мин.)
Дети переходят к другому столу, на нем уже стоят тарелочки. По середине дети ставят горшочки с красками.
Выберите холст, на котором вы будете рисовать (Каждый ребенок выбирает.) Как мы будем рисовать красками? (Ответы детей.) Можно рисовать пальцами, можно выливать краску на холст, капать краску – устраивать дождик из красок, капать краской на краску. (Педагог-психолог включает спокойную музыку, дети рисуют.) На столе так же лежат салфетки. Психолог объясняет детям, что можно вытирать руки после использования одной краски.
Во время рисования педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, что они рисуют, побуждает разнообразить рисунок (нарисовать сказочных героев или их следы, побуждает детей использовать разные приемы рисования) .
После рисования идет обсуждение:
Давайте поставим наши горшочки на стол, помоем руки (рядом стоит столик с тазиком и лейкой с водой. Полотенца по количеству детей) и соберемся вокруг наших сказочных картин. Нравится ли вам то, что вы создали? Что же у вас получилось? (Дети отвечают на вопросы.)
4. Интеграция (1 мин.)
Цель – связать новый опыт с реальной жизнью.
Дети берут свои «картины» и идут к стульям.
Ребята, как вы думаете, можно ли и в обычной жизни использовать «волшебные краски» ? (Ответы детей.) Действительно, такие краски можно сделать, когда вы злитесь или расстроены, или подарить тому, кто перестал радоваться жизни и т. д.
5. Рефлексия. (2 мин.)
Цель – обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами попали в сказочную страну, познакомились с новой сказкой о волшебных красках, научились их делать и нарисовали ими сказочную страну. Теперь вы знаете, что можно делать, когда кому-то становится грустно или кто-то сердится.
6. Ритуал выхода из сказки (1 мин.)
Цель - закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
А теперь, ребята, пришло время возвращаться домой. Нужно, чтобы снова прозвенел волшебный колокол. Для этого мы встанем в круг.
Итак, ребята, мы вернулись в детский сад. У вас теперь есть картинки волшебной страны, возьмите их с собой в группу. Скажем, друг другу –спасибо. До свидания!
Татьяна У
Конспект развивающего занятия для детей 3 лет «Моё лицо»
Цель: знакомство с частями лица (глазами, ушами, носом).
Задачи:
Образовательные:
Учить детей находить и показывать глаза, уши, нос на себе и на игрушке;
Познакомить детей с тем, для чего нужны глаза, уши, нос;
Учить детей отгадывать загадку;
Учить распознавать запахи;
Коррекционные:
Развивать зрительное и слуховое внимание;
Развивать физиологическое дыхание;
Развивать память;
Развивать логическое мышление;
Формировать диалогическую речь;
Воспитательные:
Воспитывать навыки культуры поведения;
Воспитывать вежливость, умение слушать речь педагога.
Оборудование: игрушка обезьянка; губки в коробочках из-под бахил, пропитанные ароматом апельсина, чеснока, цветов; компьютерная презентация «Звуки, которые может издавать человек».
Ход занятия
1. Организационный мом ент
Дети стоят на ковре. Педагог обращает внимание на стук в дверь. Чтобы узнать кто там, надо отгадать загадку: «Лазает по деревьям, любит бананы. Кто это?» (Обезьянка).
Появляется игрушка обезьянка. Обезьянка здоровается с детьми и предлагает поиграть с ней в прятки.
2. Игра «Прятки с обезьянк ой»
Дети ложатся на коврик, закрывают ладошками глаза. В это время педагог прячет в группе игрушку обезьянки. Затем дети ее находят. Игра повторяется 3 раза.
3. Игра «Для чего нужн ы?»
Ребята, а как вы смогли найти обезьянку? Что вам для этого понадобилось? Как вы ее увидели? (Глазами)
Молодцы! Глазами мы видим! И смогли увидеть, где спряталась обезьянка. Покажите ваши глазки. А у обезьянки есть глазки? (Дети показывают, где у обезьянки глаза).
А еще обезьянка подсказывает, что у нее есть носик. А у вас есть носик? (Дети показывают).
А для чего нам нужен нос? (Чтобы дышать, чтобы нюхать что-нибудь).
Правильно! Давайте покажем обезьянке, как мы умеет дышать.
4. Дыхательная гимнастика (ст оя)
Глубокий вдох через нос, надуваем «щёчки – пузырики» и медленно выдыхаем через чуть приоткрытый рот. (Повторить 3 раза).
5. «Узнай по запа ху»
Хорошо подышали. А теперь обезьянка хочет узнать, как вы умеете нюхать.
Педагог предлагает детям понюхать губки, пропитанные ароматом апельсина, чеснока, цветов, и просит найти ту, которая пахнет апельсином, цветами, чесноком.
6. Игра «Узнай по зву ку»
Понравилась вам игра? Ой, а вы заметили, какие у обезьянки уши? Где растут уши? А зачем нужны уши? (Ответы детей)
Правильно, ушами мы слышим. Давайте и проверим, как умеют слушать ваши ушки?
Детям предлагается компьютерная презентация со звуками, которые может издавать человек (смех, кашель, чихание, бег, хлопки в ладоши и т. д.). Дети должны на слух узнать, что делает человек.
7. Подведение ито гов
Какие вы сегодня молодцы! Вы запомнили, для чего нам нужны глаза? Уши? Нос? А какая игра вам сегодня понравилась больше всего? (Ответы детей).
Публикации по теме:
Занятие на тему «Мишка идет на День Рождения». Цели: 1. Формировать образное и пространственное мышление. 2. Развивать зрительное внимание.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет «Чувство «Робость» Пояснительная записка. Занятие входит в коррекционно-развивающую программу для детей 4-5 лет. Целью занятия является знакомство с чувством.
Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с Сдвг Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с СДВГ Основные задачи: - отработка коммуникативных.
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей группы Цель: предупреждение и профилактика агрессивного поведения у воспитанников группы. Задачи: 1. Обучение детей социально приемлемым способам.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по лепке для детей с ОВЗ «Самолет» Лепка из пластилина. Тема: «Самолет» Цель: формировать навыки работы с пластилином. Учить детей раскатывать на дощечке движениями вперед-назад.
Конспект психопрофилактического развивающего занятия для детей 4–5 лет «Мы живем со всеми в мире!» Тема: «Мы живем со всеми в мире!» Цель: продолжение знакомства с эмоцией грусть; развитие умения мимикой выражать эмоции радости и.
«Детский сад №10 «Гусельки»
Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию познавательных способностей (внимание) в старшей группе
на тему «Страна Знаний»
Составила:
Рычкова Жанна Эдуардовна,
педагог-психолог
г. Нефтеюганск
Тема: «Страна Знаний»
Цель: Формирование оптимального уровня развития внимания, как возрастно-психологического новообразования в дошкольном возрасте (5-6 лет).
Задачи:
Развитие основных видов внимания: слуховое и зрительное;
Развитие основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение.
Форма проведения: путешествие в страну знаний (станции)
Предварительная работа:
подготовить аудио-обращение;
подготовить план – карту (приложение 1);
оформить станции;
оформить ключи и замочные скважины (приложение 2).
Ход занятия
Вводная часть
1.Настрой на работу
Цель: установление контакта с группой, повторение правил работы.
Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами вновь собрались нашей дружной компанией (дети располагаются в кругу ). Посмотрите что у меня в руках (психолог держит в руках мяч небольшого размера )? Давайте с вами вспомним, какое правило игр в кругу мы приняли с вами еще на нашей первой встречи! (Дети: не перебивать друг друга; тот, у кого мячик может говорить, а остальные его внимательно слушают ).
Ребята давайте с вами вспомним, как мы приветствуем друг друга, когда находимся в кругу? (передаем мяч рядом сидящему ребенку со словами «Здравствуй …имя..» и так по кругу ).
А как еще можно поприветствовать человека, с которым мы встретились? (ответы детей: здравствуйте, добрый день, пожать руку, обнять и т.д ). Я бы хотела с вами сыграть в игру «Приветствие»
2. «Приветствие»
Цель: развитие слухового внимания, распределение внимания.
Дети стоят в кругу. На фоне играет веселая музыка
Психолог: Сейчас мы с вами будем ходить по кругу и здороваться. Когда я хлопну в ладоши один раз – мы пожинаем руки своему соседу, два раза – мы здороваемся локтями, три раза – здороваемся спинками.
3.Организационный момент.
Цель: мотивация воспитанников, развитие слухового внимания; развитие свойств внимания: объем, концентрация, переключение
Психолог. Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо. Давайте откроем его.
Дети открывают письмо и слушают электронное обращение.
«Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам жители волшебной страны «Всезнандия». У нас случилась большая неприятность. Злой волшебник заколдовал нашу страну, и теперь мы не можем делиться своими знаниями с детьми. Чтобы снять чары нужно найти 5 волшебных ключей, которые помогут расколдовать нашу страну. В конверте вы найдете карту, где можно отыскать волшебные ключи. Помогите нам, пожалуйста. Ваши друзья из страны Знаний .
Психолог: Ой, ребята, что – то я запуталась, кому нужно помочь? Что нужно сделать? поможем жителям волшебной страны. Готовы? Тогда начинаем (психолог выдает детям план – карту).
Основная часть.
4. 1 станция «Фотоаппарат» (Приложение 3)
Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.
На каждой станции есть записка от злого волшебника с инструкцией к выполнению задания. Задача воспитанников найти записку и узнать задание.
Текст: «Ребята, мне очень нравиться фотографировать. Совсем недавно я сфотографировал свою бабушку и дочку, но у меня получилось две фотографии и почему то разные. А вот сможете ли вы найти, чем отличаются две фотографии друг от друга? Если вы найдете 10 отличий, сможете получить волшебный ключ! Злой волшебник!» (ребята берут фломастеры и находят отличия - отмечают их на листе ).
5. 2 станция «Заполни пропуски» (Приложение 4)
Цель: Развитие умения концентрировать и переключать внимание.
Текст записки - задания: «Перед вами на столах лежат две картинки, а рядом с ними карточки. Помоги мне правильно разложить карточки по своим местам».
В конце задания дети получают ключ.
6. 3 станция «Систематизация» (Приложение 5)
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Текст записки – задания «Заполните пропуски в таблице, но помните: в строке и в ряду не может быть одинаковых фигур
В конце задания дети получают ключ.
7. 4 станция «Подбери заплатку». ( Приложение 6)
Цель: развитие зрительного внимания.
Текст записки – задания «У вас на столах лежат два коврика и несколько заплаток к ним. Правильно подберите заплатки, соответствующие рисунку коврика».
В конце задания дети получают ключ.
8. 5 станция «Варежка».
Цель: Развитие концентрации внимания; умения договариваться.
Текст записки – задания: «Ребята я хочу узнать насколько вы дружная команда. Для этого я предлагаю вам разукрасить варежки! Но помните, что одна варежка должна быть похожей на вторую варежку».
В конце задания дети получают ключ.
9. «Замочная скважина».
Цель: Развитие умения концентрировать внимание.
Психолог. Вот вы и собрали все 5 ключей. Какие вы молодцы. А куда же нам сейчас отправиться? (Ответы детей: страна Знаний Что же делать с этими ключами? Ребята, а вы знаете какой ключ к какой замочной скважине подходит? А как вы это поняли?
Дети подбирают ключи к замочным скважинам, по окончании задания раздается звук сообщения.
Завершающая часть.
10. «Письмо»
Цель: завершение занятия.
Психолог: «Ребята мне кажется, нам пришло сообщение. Может быть, посмотрим, что нам прислали?»
«Дети открывают аудио - сообщение. «Друзья, вы не испугались трудностей. Выиграли у злого волшебника все пять ключей, верно, подобрали ключи к замкам и освободители нас. Теперь мы свободны и можем делиться со всеми своими знаниями. От жителей волшебной страны Знаний большое вам спасибо. До новых встреч».
11. «Рефлексия»
Цель: подведение итогов занятия.
Приложение 1
Приложение 2