Домой / Праздничный / Как воспитать в себе характер - особенности, рекомендации и отзывы. Воспитание качества личности

Как воспитать в себе характер - особенности, рекомендации и отзывы. Воспитание качества личности

Воспитание личности ребенка – это формирование у него таких качеств, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, сильный характер, высокая нравственность. Этот процесс нельзя организовать по какому-либо четкому плану, так как воспитание характера ребенка происходит на протяжении всего периода детства, и в нем участвуют не только родители, но и другие члены семьи. Тем не менее, родителям необходимо знать о принципах воспитания личности ребенка и уделять время формированию в нем положительных качеств.

Воспитание и развитие личности ребенка

Как должно происходить воспитание личности ребенка? Рассмотрим основные принципы, которых следует придерживаться родителям, чтобы их ребенок вырос самодостаточной личностью.

Принятие. Характер ребенка начинает проявляться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и многое в его поведении зависит от особенностей темперамента. Если родителям хочется видеть своего малыша активным и бойким, а он любит спокойную деятельность, не стоит пытаться переделать ребенка, заставляя его заниматься тем, что ему не нравится. С ранних лет нужно принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми и уж тем более со своими представлениями о том, каким должен быть хороший ребенок.

Терпение. Родителям следует внимательно наблюдать за малышом и мягко корректировать его характер, но делать это нужно деликатно. Если в его поведении наблюдаются какие-либо отрицательные качества, это вовсе не повод для паники. В ранние годы любой ребенок может быть капризным, упрямым и непослушным. Подобные качества проявляются в переходные периоды развития ребенка и являются временным явлением. Воспитательные приемы, необходимые в такие периоды – мягкое и ненавязчивое внушение, объяснение. Конечно, это потребует от родителей огромного терпения, зато принесет куда лучшие результаты в воспитании личности ребенка, нежели одни запреты и наказания.

Личный пример. С самых ранних лет дети копируют поведение родителей – это естественный процесс, который играет решающую роль в воспитании характера ребенка. Поэтому родителям важно не просто объяснять малышу, что хорошо, а что плохо, но и следить, чтобы их собственное поведение соответствовало этим правилам. Как воспитать ребенка добрым и терпимым, если постоянно проявлять по отношению к нему агрессию или раздражение? Не стоит требовать от ребенка проявления тех качеств, которых нет у вас самих.

Комфортный климат в семье. Гармоничная личность может сформироваться только в соответствующей атмосфере. Воспитание личности ребенка должно проходить в условиях нормального психологического климата. В семейном кругу он должен чувствовать спокойствие и поддержку. Если в семье часто происходят конфликты, ребенок вырастет закрытым и недоверчивым к миру, и многие положительные качества его характера будут подавлены.

Развитие самостоятельности. Деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы он учился выбирать игры и занятия для себя самостоятельно. Роль родителей должна быть направляющей: следует подсказывать ребенку идеи для игр, заниматься с ним какой-нибудь совместной деятельностью, но при этом давать ему возможности для самовыражения, позволяя делать то, что нравится. Также важно с ранних лет поощрять любую инициативу ребенка, когда он хочет научиться делать что-то сам. Мелкие поручения и дела по дому постепенно вырабатывают в нем ответственность и чувство собственной значимости.

Как развивать в ребенке определенные качества?

Воспитание характера ребенка включает формирование и развитие у него конкретных качеств. Лучшим способом для этого также является личный пример. Но родителям следует взять на вооружение и другие приемы. Они зависят от того, какое качество они хотят привить или усилить в характере ребенка.

Как воспитать ребенка добрым? Воспитывать в ребенке доброту нужно с малых лет. Следует терпеливо объяснять ему, как нужно правильно поступать в различных ситуациях и почему важно проявлять доброту и сострадание. Очень хорошим методом воспитания в ребенке доброты, чуткости и способности к состраданию является чтение сказок. Они помогают малышу понять, что такое добро и зло. Лучше всего не просто читать малышу сказки, но и обсуждать с ним положительных и отрицательных персонажей, одновременно поясняя, почему добро всегда побеждает, а зло получает по заслугам.

Чтобы выработать у ребенка уверенность в себе и своих силах, родителям следует использовать позитивную оценку. Важно прислушиваться к его мнению, а также всегда хвалить за проделанную работу, усвоенные знания и любые другие успехи. Не следует слишком перегружать ребенка, заставляя его заниматься всем и сразу – танцы, спорт, музыка, иностранные языки… Лучше предоставить ему право выбора заниматься тем, что ему интересно. Как воспитать уверенного ребенка, если малыш растет тихим и застенчивым? Во-первых, нужно принять эти особенности его характера, а во-вторых – организовывать деятельность ребенка в соответствии с ними. Если ребенку нравятся спокойные игры и занятия, в этом нет ничего страшного. Чувство уверенности может и не проявляться в виде громкой речи, общительности и активности, но ребенок все равно научится чувствовать уверенность в своих силах, если вы будете показывать ему свою безусловную любовь, которая не зависит от того, соответствует ли он вашим личным ожиданиям или нет.

Как воспитать ребенка лидером? Чтобы развить в ребенке лидерские качества, родителям рекомендуется прививать ему интерес к соревновательной деятельности, а также активно развивать социальные навыки ребенка и уверенность в себе. Если же он не стремится быть первым всегда и во всем и не проявляет лидерских качеств при общении со сверстниками, воспитание и развитие личности ребенка должно проходить по тем же правилам, но с учетом индивидуальных особенностей его характера. Многие родители, которые озабочены вопросом, как воспитать ребенка лидером, забывают об этом и демонстрируют свое разочарование, если не видят у него проявления способностей к лидерству. Ребенок обязательно почувствует его, а это негативно повлияет на самооценку. Позволяйте ему развивать те качества, которые даны природой, а также самостоятельно решать, с кем дружить и как строить отношения с ровесниками.


Вернуться назад на

Качеств, которые должны быть воспитаны (сформированы) воспитанием, много. Волей-неволей приходится выделять приоритетные (от лат. prior – первый). Приоритетными будут задачи воспитания, отражающие вечные ценности жизни. Вечные человеческие добродетели имеют ценность сегодня и будут иметь ее всегда.

Среди них:

– доброжелательность;
– умеренность;
– активность;
– аккуратность;
– вежливость;
– приветливость;
– дисциплинированность;
– работоспособность;
– чувство долга;
– чувство национальной гордости;
– патриотизм;
– ответственность;
– культура общения;
бережное отношение к природе;
– уважение прав и свобод других людей;
– честность (правдивость);
– чуткость (милосердие);
– ответственность за свои поступки;
– организованность;
– трудолюбие;
– настойчивость (целеустремленность);
– скромность;
– коллективизм (умение трудиться сообща);
– инициативность (самостоятельность);
– деловитость (предприимчивость);
– ответственность;
– тактичность;
– умение держать себя в обществе;
– опрятность (чистоплотность);
– усердие;
– доверчивость;
– ответственность за свое здоровье;
активный образ жизни;
– разносторонняя образованность;
– следование духовным заповедям;
– умение наладить отношения в семье;
– уважение к родителям;
– прилежание;
– толерантность.

На воспитание добродетелей направляется школьный эдукационный процесс.

Установлены важные зависимости, которые проявляются в формировании качеств личности и без соблюдения которых воспитательный процесс не достигает успеха. Рассмотрим это на примере формирования качества "доверие". Как известно, сегодня существует "кризис доверия", вследствие чего буквально на глазах рушатся вечные ценности, некогда цементировавшие отношения между людьми. Доверчивость людей ко всем и всему и к себе тоже, приближается к нулю. Если люди не начнут снова доверять друг другу, будущее мира можно ставить под сомнение.

У человека обнаружен ген доверчивости, он активизируется под влиянием факторов внешнего воздействия. Воспитание, опыт жизни могут переключить его в состояние "недоверие", и тогда все внешнее окружение человек воспринимает как "враждебную среду", в которой нужно выживать и с которой нужно бороться. Нетрудно представить, во что превращается человеческая жизнь.

Эксперименты, проведенные профессором Франкфуртского университета М. Косфельдом, заставили его прийти к выводу, что "доверие биологически заложено в человеке". Косфельд обнаружил, что когда два человека начинают общаться друг с другом, их мозг вырабатывает гормон окситоцин, который побуждает проявлять доверие. Косфельд утверждает, что это одна из отличительных особенностей человека. Когда нет доверия, люди в определенном смысле перестают быть людьми.

В исследованиях выявлены факторы, влияющие на воспитание доверия. Первый из них – жадность. Люди идут на бесчисленные формы обмана, обуреваемые жадностью, страстью к деньгам и власти. Рано или поздно их намерения и действия раскрываются, доверие снижается.

Если видные общественные деятели в политических, экономических, социальных и культурных кругах далеко не безупречны, то и простым людям нет причин быть идеальными.

Вторая причина – успех любой ценой. По некоторым сведениям, студенты университетов Германии платят тысячи евро в качестве взятки преподавателям за звание доктора, которое считается в этой стране признаком преуспевания. Согласно исследованию, освещаемому в "Нью-Йорк тайме", многие студенты, нарушающие этические нормы, заявляют, что "собираются строго следовать законам этики" после того, как добьются успеха.

На третьем месте по значимости влияния стоит отсутствие примера для подражания. Много пишется о том, что у молодежи нет никакого морального компаса. Только причина замалчивается. На самом деле, ни учителя, ни наставники, никто другой в обществе так и не помогли молодежи создать в себе этот моральный компас и жить по нему.

Четвертая причина – двойные стандарты. В исследовании с участием 30 тыс. старшеклассников 98% заявили, что считают честность важной составляющей человеческих отношений. И все же восемь из 10 признались, что лгали родителям, а 64% рассказали, что в прошлом году списывали на экзаменах.

Разумеется, есть и другие причины, влияющие на формирование названного качества, причем причины эти не случайного, а закономерного характера.

Обобщая, формулируем закон воспитания доверия. Продуктивность воспитания доверия у школьников зависит:

1) от знания причин;

2) личного примера наставников;

3) целенаправленных упражнений;

4) самовоспитания.

В период дошкольного возраста дети усваивают стандарты поведения и критерии их оценки, т.е. желательное это поведение или нет. В этом же возрасте развивается способность оценивать свои действия и их результаты, сравнивать их с ожиданиями окружающих его значимых людей (например, родителей), формируется и проявляется самоуважение, опирающееся на такие моральные чувства как стыд, смущение, гордость.

Моральные чувства и качества проявляются у ребенка при общении со сверстниками, взрослыми и в любой его деятельности. Задачи родителей и педагогов, несомненно, включают в себя формирование у ребенка здорового самолюбия и развитие его социально-моральных качеств.

Что же это за качества? Несмотря на актуальность данного вопроса для педагогов и психологов, на сегодняшний день единой классификации видов моральных чувств и качеств у детей не существует. Тем не менее, определенная систематизация присутствует, именно с ней мы и познакомимся поближе.

Одним из важных моральных чувств дошкольника является чувство правды: ребёнку очень нужно, чтобы его представления об окружающем мире были правдивыми, верными. Именно по этой причине он так стремится овладеть истиной. Разногласие между фактами, действительностью и их словесным описанием воспринимается ребёнком с недоверием, антипатией. Безусловно, что одного стремления к истине недостаточно для того, чтобы малыш вырос честным и совестным. Врождённым считается тяготение к познанию истины, а вот чувство правдивости нужно воспитать. Именно оно способствует ощущению душевного комфорта для личности. Искренность и правдивость - важные проявления личностного развития. Воспитание совести, чувства правдивости - вещи достаточно тонкие, особенно в дошкольном возрасте, когда ребёнок склонен к выдумыванию и фантазёрству. Этот процесс требует от взрослого человека здравого мышления, педагогической компетентности, тактичности, установления и поддержки взаимного доверия.

Чувство доверия проявляется у дошкольника по отношению к тем, кто вызывает у него позитивные эмоции. Это чувство выражается в открытости ребёнка, его стремлении контактировать с другими, в ощущении душевного комфорта от общения, в его готовности доверять человеку свои тайны и желания, делиться мыслями и переживаниями. Основанием для проявления ребёнком этого чувства является его позитивное отношение к окружению, опыт общения (в первую очередь с родителями), вера в то, что его всегда смогут поддержать в трудную минуту.

Чувство справедливости - это переживание ребенком своего стремления воплотить в жизнь правду, постигнуть истину, непринуждённо относиться к сверстникам и взрослым. Оно базируется на восприятии ребёнком понятия о нормах «хорошо» и «плохо». Ими оперируют во время банальных действий (распределение игрушек, ролей), внешних примеров проявления этих норм, когда ребёнок под влиянием наставлений родителей должен сам определить то или иное. Формированию чувства справедливости способствует объективность оценки действий ребёнка, а также развитие у малыша адекватной оценки самого себя.

Чувство эмпатии заключается в способности дошкольника понимать переживания других и сознательно стремиться помочь, проявить отзывчивость, сочувствие. Умение сопереживать формирует ребёнка, как часть социума. Развитие этого морального чувства ограничивает проявление нашего эгоизма, помогает ощутить себя на месте другого. Воспитание эмпатии заключается в поддержке ребёнка, если тот совершил что-то на благо и без корысти, не ожидая за это сверх похвалы, а воспринимая как естественный поступок. Чувство сопереживания также способствует восприятию дошкольником понятия «гуманизм», помогает адекватно осознать мнение и критику другого, помогает стать отзывчивым.

Чувство симпатии содержится в способности ребёнка отдавать предпочтение одним людям в сравнении с другими. Чем более благосклонен человек, тем более он симпатичен. Это чувство проявляется ребёнком в мелких поступках и деяниях: сесть рядышком, радостно приветствовать при встрече, вместе играть и разговаривать, рассказывать другим об объекте своей симпатии. Впрочем, дошкольник в своей расположенности к человеку руководствуется не только «силой притяжения» или детской влюблённостью, а достаточно весомыми мотивами - признанием авторитета конкретного лица, восприятием того, что вместе вероятность достигнуть желаемого возрастает.

Такое моральное чувство, как чувство собственного достоинства проявляется у дошкольника во время критики со стороны других, особенно авторитетных для него людей, в соответствии с его моральными нормами. Это чувство имеет место при попытке ребёнка отстоять своё «Я», свои права как личности или исполнителя определенной работы. Это чувство тесно связано с такой чертой характера как честность и является составной частью моральных эмоций.

Близкими к нему являются чувства самоуважения и самолюбия . Самоуважение дошкольника формируется под влиянием вежливого отношения, которое опирается на признание и выявление положительных качеств ребенка, его успешности в какой-либо деятельности. Самолюбие объединяет чувство собственного достоинства ребенка и его отношение к оценке окружающих. В целом же, воспитание у детей чувства собственного достоинства, самоуважения, как и других моральных чувств и качеств, в том числе совести, альтруизма, ответственности, способствует развитию у малыша способностей к адекватной оценке себя и других, умения сдерживать себя, действовать не импульсивно, а сознательно. Задача взрослых состоит в том, чтобы в процессе общения и совместной деятельности с ребенком создавать и поддерживать атмосферу жизнелюбия, оптимистическое настроение, положительное эмоциональное состояние, чувство защищенности, интереса к окружающему миру.

Виктория Пышная, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".

Воспитание личностных качеств ребенка – это передача знаний о правильных формах поведения в обществе, акцентирование внимания на общепринятых нормах и ценностях. Поэтому воспитание ребёнка прежде всего подразумевает личностные примеры, на которых малыш и будет учиться у своего воспитателя.

Этапы воспитания личностных качеств

Итак, давайте поговорим о том, какие же этапы воспитания личностных качеств ребёнка существуют.

Первый этап – это формирование у ребёнка необходимости в познании социального мира и выработке определённых качеств.

Второй этап – усвоение ребёнком знаний и понятий о личностных качествах.

Третий этап – формирование различных навыков, умений и привычек поведения.

Ребенок сможет пойти все эти этапы только в том случае, когда воспитание будет включать различные формы активной деятельности. Поэтому задача воспитателя – организовать какое-то дело, а затем мотивировать ребёнка принимать в нём активное участие. Необходимо помнить о том, что время от времени, цель воспитания необходимых качеств может изменяться, в зависимости от того, что ребёнок узнаёт, какие выводы делает и как реагирует на ситуации. На воспитание личностных качеств влияют и изменения, которые происходят в обществе. Воспитатель должен следить за ними, чтобы правильно ориентировать ребёнка. Но стоит отметить, что в любом обществе ценятся такие качества как гуманность, духовность, свобода и ответственность. Чтобы воспитать эти качества, педагог должен чётко понимать цель и находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Только так он сможет быстро достигнуть результата и быть уверенным, что воспитанник получил все необходимые навыки и может правильно расставлять жизненные приоритеты.

Многофакторность воспитания личностных качеств

Помните о том, что воспитание всегда является многофакторным. На личность постоянно производят воздействие самые разнообразные жизненные факторы. Поэтому нельзя пытаться воспитывать всех детей одинаково. Необходимо подбирать способы в зависимости от того, какие внешние факторы могут повлиять на мировосприятие ребёнка и формирование его ценностей. Также не стоит забывать о том, что у всех детей разные характеры. Например, одних стимулирует к действию строгое обращение, а других, наоборот, пугает. Тревожный и ранимый ребёнок будет воспринимать такую форму воспитания, как унижение и оскорбление со стороны педагога.

Ещё один немаловажный факт, о котором всегда должен помнить воспитатель – воспитание никогда не даёт мгновенного эффекта. Поэтому не стоит пытаться прививать малышу все необходимые качества за один раз. Дети не всегда понимают то, что им пытаются донести педагоги в силу самых разнообразных факторов, которые на них влияют. Поэтому нужно показывать ребёнку, как нужно вести себя и реагировать на те или иные события на собственном примере, повторяя это до того момента, пока не увидите, что малыш осознанно повторяет вашу модель поведения.

Положительный эмоциональный фон для воспитания

Работая с детьми, необходимо создавать положительный эмоциональный фон. Поэтому педагог должен внимательно следить за тем, чтобы в коллективе были хорошие взаимоотношения. Между ними должны быть равноправие. Также, ни в коем случае не нужно акцентировать внимание на промахах и ошибках ребёнка.

Почти все родители мечтают видеть в своем ребенке человека, которого бы отличали положительные качества личности. Но при этом не все могут ответить на вопрос, какие именно. Традиционно к положительным качествам относятся доброта, честность, отзывчивость, верность, храбрость, трудолюбие, ответственность, вежливость и другие.

Когда начинать формировать у ребенка положительные качества

Маленький ребенок, пока формируется его отношение к окружающему его миру и людям, нацелен на позитивное и доброе. Важно не упустить это благоприятное время для воспитания положительных качеств. До трех лет накапливается мощная база знаний, опыта и информации, на основе которой будет в последующие годы. После этого возраста ребенок словно начинает проверять все, что узнал до этого: действительно ли это — плохо, а другое - хорошо.

Детей в раннем возрасте легко можно научить, например, доброте, поскольку малыш отличается высокой степенью внушаемости, эмоциональности, психической гибкости и любознательности. Кроме того, ребенок в раннем возрасте вполне может поступать осознанно, подражать действиям взрослых и понимать, какую реакцию взрослых вызовет тот или иной поступок.

Учите ребенка личным примером

Несмотря на то, что ребенок много времени пребывает в детском саду, а затем в школе, и там с ним работают профессиональные воспитатели и педагоги, семья остается главным институтом воспитания. Именно в семье о нем заботятся и любят его так, как ни в каком образовательном учреждении.

Личный пример действует на ребенка намного эффективнее, чем выслушанная им получасовая лекция о том, как себя нужно вести. Родители своим поведением, иногда сами того не подозревая, воспитывают в ребенке те или иные качества. Так, если родители относятся друг к другу с уважением, то и ребенок будет уважительно относиться к окружающим.

Воспитание не должно быть нравоучением для ребенка. Мамам и папам следует общаться с ребенком на равных, на дружеской ноте, объясняя при этом, почему что-то ему запрещено, к чему может привести тот или иной поступок. Так он почувствует свою важность, научится уважать чужое мнение и выражать свое.

Воспитывая в ребенке положительные качества, вы должны помнить о том, что самосовершенствоваться никогда не поздно, вы вместе с ребенком можете учиться, например, быть вежливым.

Как воспитывать сказками

Детство - время сказок. В сказке все оживает, происходят чудеса, и что немаловажно – у истории, как правило, счастливый конец.

Выбирая , обратите внимание на то, какую мораль она в себе несет. Хорошая сказка помогает родителям воспитывать в детях положительные качества личности - учить малышей не обманывать, быть добрыми, помогать другим и так далее.

Сегодня все чаще на смену сказкам приходят далекие от нравственности мультфильмы, в которых нет поучительного содержания. Постарайтесь оградить ребенка от таких мультфильмов и подобного рода роликов в Интернете.

Создайте традиции семейного чтения. Если каждый день хотя бы десять минут уделять чтению поучительных сказок, вы получите не только внимательного и благодарного слушателя, но и малыша, который сможет отличать добро от зла, проявлять милосердие и сострадание, быть справедливым.

На что родителям следует обратить внимание

В семье должно быть доверие и взаимопонимание. Ни в коем случае не ругайтесь при детях, не критикуйте действия друг друга. Будьте сдержанны.

Не ограждайте ребенка от физического труда - давайте ему возможность . Не отказывайте ребенку в покупке домашнего питомца, если он этого хочет. Но обязательно объясните ему, в чем будут заключаться его обязанности по уходу за животным. Так вы сможете воспитать в нем ответственность.

Наказывайте ребенка правильно. Наказание должно соотноситься с виной ребенка и не причинять вред его психическому или физическому развитию. Не унижайте ребенка. Малыш должен знать, за что именно он наказан: объясняйте, что он сделал не так, и как ему следовало бы поступить.

Подбадривайте ребенка и не забывайте хвалить его за то, что он смог проявить себя с хорошей стороны. Чтобы не перегнуть палку, чаще хвалите сам поступок, показывайте его ценность. Тогда малыш и в следующий раз захочет поступить точно так же.

Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Даже если кто-то действительно более ответственный и вежливый, не стоит каждый раз ему об этом напоминать. Этим вы только разовьете комплекс неполноценности у ребенка, но никак не воодушевите поступать лучше.

Если вы всерьез решили воспитать в ребенке то или иное хорошее качество, не ждите мгновенного результата . Воспитание подобно снежному кому: ребенок вбирает в себя и накапливает все лучшее, чему его учат родители.

Воспитание – постоянный процесс, требующий от родителей большого терпения и безграничной любви. Только в атмосфере доверия и взаимоуважения, желая быть похожими на своих родителей, дети могут вырасти хорошими людьми. Поэтому крайне важно на личном примере показывать проявления положительных качеств личности. Их формирование может проходить и без участия родителей, однако помните, что воспитать то или иное качество в ребенке в раннем возрасте всегда легче, чем потом перевоспитывать и корректировать поведение повзрослевшего ребенка.

Марина Карамашева