Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом является ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физическое, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитателя справедливо считают наиболее важной в современном мире.
Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ связана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, музыкальной и различными видами творческой деятельности.
Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через определенные функции.
Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педагога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотношений воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.
Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением детей и установлением уровня их развития, воспитанности.
Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная уровня его физического и психического развития, нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.
Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении воспитателя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.
Конструктивно-проектировочная функция деятельности, органически связанная с ориентационно-прогностической, выражается в умении педагога не только планировать учебную и воспитательную работу, но и творчески подходить к ее организации.
Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением воспитанников в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Данная функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с детьми; организацию различных видов деятельности воспитанников; организацию собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с детьми.
Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности выражается в том, что в педагогическом процессе ДОУ воспитатель для ребенка всегда является источником информации.
Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности осуществляется успешно, если воспитатель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению определенных исследовательских навыков. Гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать.
Особо следует выделить функцию материнскую, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимые для психического развития ребенка.
Педагог должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Можно выделить доминантные качества личности воспитателя детского сада, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности: любовь к детям и желание работать с ними; гуманность - стремление и умение оказывать своевременную помощь и поддержку ребенку в его личностном развитии; толерантность - терпимость в работе с детьми; эмпатия (вчувствование) - умение понимать состояние ребенка, поставить себя на его место; педагогический оптимизм - вера в ребенка и его дальнейшее развитие; педагогический такт - соблюдения общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей; справедливость - способность действовать беспристрастно; честность и искренность в работе с детьми, добросовестность в своей профессиональной деятельности; уравновешенность - способность контролировать свои поступки и действия в любых педагогических ситуациях; способность не теряться в любых экстремальны ситуациях - умение оперативно принимать педагогические решения действовать в соответствии с ними; обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса; чувство юмора - умение не терять его в различны жизненных ситуациях; мудрость - наличие жизненного опыта; социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогическо деятельности.
Определен и круг должностных обязанностей воспитателя:
Планирует, организует жизнедеятельность детей и осуществляет и воспитание;
Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально психологической реабилитации детей, социальной трудовой адаптации;
Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;
На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендации психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
Деятельность педагога:
Организует выполнение детьми режима дня, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая их в различны виды творческой деятельности согласно интересам и потребности каждого ребенка;
Организует с учетом возраста детей работу по самообслуживании: участие в общественно полезном труде;
Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения вредных привычек у детей;
Взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими информирует родителей о развитии и воспитании ребенка в ДОУ;
Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого образовательного процесса;
Организует и проводит культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения;
Планирует педагогический процесс в своей возрастной группе.
Педагог должен знать:
Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства Российской Федерации по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;
Педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы.
«Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение – непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Вспомним, о чем писал в свое время К.Д. Ушинский: «Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
Воспитание – не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. Л.Н. Толстой даже утверждал, что воспитание детей есть только самосовершенствование воспитателей. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок – непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.
Итак, каким должен быть воспитатель детского сада? Во-первых, обладать определенными личностными качествами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, только в этом случае он будет способен формировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
Какими личностными качествами должен обладать педагог? Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым.
Вместе с том он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Этот список можно было продолжить. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего быть высоко нравственным человеком.
Думается, проблема воспитания во многом заключается в процессе общения. Общения, в котором реальной воспитывающей силой становятся такие свойства педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное, уважительное к ним отношение.
Очень важными личностными качествами воспитателя являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе формировать. Выручает вовремя вспомненное и произнесенное поэтическое слово, пословица, поговорка, образное сравнение. «Ты у нас сегодня как солнышко (как одуванчик, как цветок мимозы)», – говорит воспитатель девочке, которая пришла в детский сад в ярком желтом платье.
Если во время пребывания в детском саду дети растут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверенности. Если же взрослые грубы, раздражительны, дети с легкостью будут перенимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, сердиться, грубить.
Одно из необходимых и естественных условий воспитания – любовь к детям. Разумная любовь, не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинная забота об общем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.
Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.
К.Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела воспитания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыка, необходимы еще специальные знания». Эти качества приобретаются в процессе профессиональной подготовки, и связаны они с целями и задачами воспитания детей на каждом возрастном этапе их развития.
Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей, воспитание любви к Родине, формирование активности, ответственности, чувства долга, товарищества, доброты, честности, трудолюбия. Имея в виду названное, воспитатели могут целенаправленно и, следовательно, наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни.
Воспитание не должно омрачаться назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Своим однообразием они вызовут у детей скуку и уныние. Воспитатель должен знать, что наиболее действенными являются не столько словесные методы воспитания, сколько добрые и нравственные поступки: помощь малышу, товарищу, маме, воспитательнице, проявление сочувствия, уборка за собой игрушек и т. п. Важно быть терпеливым, тактичным, уметь организовывать такие действия детей.
Необходимым качеством является умение сдерживать данное детям обещание (разумеется, речь не идет о тех случаях, когда это почему-либо невозможно, что и надо объяснить детям). Единство слова и дела – качество, необходимое воспитателю. Отсутствие этого подрывает не только авторитет воспитателя, но и веру ребенка в людей, в его честность, добросовестность.
Представьте такую сценку. Начало сентября. После летнего отдыха ребята переступают порог детского сада. Многие из них пришли впервые. Какое они могут испытывать чувство? Чаще всего растерянность, может быть, и страх. От воспитателя в этой ситуации требуется одно: внимание и человеческая доброта. Однако из групповой комнаты доносится: «Как много 1/4 сегодня новых детей! Как трудно будет работать!»
Понять воспитателя можно. С детьми работать нелегко, а когда группа увеличивается, положение действительно усугубляется. Но подобная реакция педагога еще больше осложняет его работу. Обостренное внимание детей ко всему новому, несомненно, уловит эту негативную реакцию и вызовет ответное отрицательное отношение и к детскому учреждению, и к воспитателю.
По каким же критериям оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить, так сказать, личностную и содержательную стороны общения.
В плане личностном общение педагога и ребенка носит спокойный, добрый характер. Воспитатель уважительно относится к ребенку, ко всему, что он делает: занимается, играет, делится своими впечатлениями. Из практики известно, какое распространение имеет манера общения с детьми в отстраненной форме прошедшего времени. «Все встали, вышли из-за стола, пошли одеваться». Куда здесь делось человеческое общение? Все это можно произнести в более понятной и доброй форме. Индивидуальные обращения к детям мы слышим чаще всего тогда, когда воспитатель недоволен поведением конкретного ребенка. Воспитатель забывает о том, что после родителей он для малышей главный человек. Именно на воспитателя равняются дети, он для них пример для подражания. От него ждут доброты, ласки, тепла, заботы, защиты. Да, дети должны чувствовать себя рядом с педагогом защищенным.
Что имеется в виду под содержательной стороной общения? Воспитатель передает детям знания, и очень важно, насколько разнообразны знания самого педагога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступной форме рассказать детям о мире, который их окружает, а также важно, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей положительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то всегда услышат его доброе слово.
Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Подлинная интеллигентность не позволяет ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний.
Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает, лишь негативную реакцию. Следовательно, не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих взаимоотношений. Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают общий тон, все тонкости поведения педагога.
Работа воспитателя не может быть формальной. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к организации занятий, самостоятельной деятельности детей, сочетания общегрупповых и индивидуальных занятий. Совершенно очевидно, что утвердившаяся повсеместно форма занятий, как в школе, когда детей усаживают за двухместные столы, требует изменения.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскройте содержание работы воспитателя детского сада.
2. Охарактеризуйте качества личности, необходимые воспитателю.
3. В чем проявляется профессионализм воспитателя?
4. Педагогическое творчество воспитателя и его критерии.
5. Охарактеризуйте общение воспитателя с детьми и родителями.
В исследованиях по психологии деятельности воспитателя традиционно выделяют ряд качеств, рассматриваемых как профессионально важные: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, любовь к ребенку, индивидуальный подход и т.д. Признавая необходимость этих качеств, многие исследователи главным в работе воспитателя считают его педагогическую позицию (своего рода установку на ребенка).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Характеристика профессионально важных качеств воспитателя
В исследованиях по психологии деятельности воспитателя традиционно выделяют ряд качеств, рассматриваемых как профессионально важные: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, любовь к ребенку, индивидуальный подход и т.д. Признавая необходимость этих качеств, многие исследователи главным в работе воспитателя считают его педагогическую позицию (своего рода установку на ребенка).
В настоящее время в противовес установке на ребенка как на средство педагогического процесса, характерной для директивной педагогики, выступает педагогика сотрудничества, использующая личностно-ориентированную модель воспитания, для которой характерна установка на ребенка как на цель педагогического процесса.
Исследователи сходятся во мнении, что с целью совершенствования профессиональной подготовки следует более активно использовать возможности профессионального самовоспитания.
Профессионально-педагогическое самовоспитание определяется как целенаправленный процесс порождения способов самосозидания процессов теоретической и практической подготовки, формой осознания ценностных установок, собственных педагогических целей.
Воспитатель постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.
На вопрос о том, каким же должен быть воспитатель детского сада доктор педагогических наук, профессор Т.Комарова отвечает следующим образом: «Я бы выделила два аспекта в этом вопросе. Во-первых, обладать личностными качествами, чтобы успешно работать с детьми; во-вторых, профессиональным мастерством, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами».
Важным качеством, которым необходимо обладать воспитателя детского сада, является способность к творчеству. Творческой личности воспитателя присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда - воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность - одна из важнейших предпосылок педагогического творчества. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Вот почему развитие творческих качеств личности воспитателя невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося.
Одним из необходимых и естественных условий воспитания называют любовь к детям. Разумная любовь, предполагающая не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинную работу, доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.
Индивидуальное своеобразие воспитателя, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый воспитатель склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют.
Способ самопроявления субъекта деятельности обозначается понятием «стиль». В самом широком смысле стиль - это устойчивая тенденция в способах реализации деятельности, то есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. Е.А. Климов выделяет следующие признаки индивидуального стиля:
- устойчивая система приемов и способов деятельности;
- эта система обусловлена определенными личными качествами;
- эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Стиль деятельности объединяет такие взаимосвязанные компоненты, как характер выдвигаемых учителем целей, используемых им методов и средств, способы анализа результатов работы. По стилю можно судить о степени профессиональной зрелости воспитателя.
Расширенное понимание стиля делает сложным решение вопроса о типологии стилей. Выделяется несколько критериев классификации педагогических стилей. По характеру выдвигаемых целей и задач можно судить о целенаправленности стиля деятельности воспитателя и выделить стили проективный и ситуативный. Представители проективного стиля имеют четкое представление о целях деятельности, предвидят трудности и стремятся их предотвратить. Решения таких воспитателей четко направлены на устранение причин негативных явлений. Воспитатели ситуативного стиля не умеют предвидеть трудности, не озадачиваются планированием своей повседневной деятельности, конкретные ситуации воспринимаются как отдельные, не связанные с другими.
По степени включенности в деятельность можно выделить активный и пассивный стили. Поскольку деятельность воспитателя направлена на управление деятельностью детей, то стили деятельности рассматриваются в соответствии с выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный, демократический, попустительский). Каждый из названных стилей уточняет и конкретизирует, с одной стороны, содержательную сторону взаимодействия воспитателя с детьми, а с другой стороны, формальную сторону - технику (приемы и способы) осуществления этого взаимодействия.
Функции профессионального самосовершенствования - самообразования и самовоспитания отводится в настоящее время особо важная роль. Высоко оценивается ее значимость педагогами и психологами, учеными и практиками. Как писал известный врач и педагог Януш Корчак, тому, «кто присматривает за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность».
Список литературы
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. – Минск, 1990.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Гаудеамус. - Тамбов, 2002. - № 1. - С. 20-30.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Самородова А.П. Теоретические основания развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 1999.
- Горелова Г.Г. Личность и профессия: Профессиональная личностная реадаптация в условиях "тройного" кризиса. Челябинск, 2001.
Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.
Педагогика – моё призвание
Воспитатель ДОУ - это призвание
Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.
Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.
Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:
- любить детей – это самое главное
- заботиться о них
- уважать личность каждого ребёнка и верить в него
- знать душу каждого малыша и понимать её
- трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
- оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
- стать настоящим другом каждому ребёнку.
Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.
Обязанности воспитателя детского сада
Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.
Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:
- коммуникативно-личностное развитие ребёнка
- познавательно-речевое
- художественно-эстетическое
- физическое.
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.
«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».
Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.
Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями
К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:
- знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
- знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
- знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
- умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
- умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
- знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
- умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
- умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
- способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
- умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
- владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
- владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
- умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
- умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.
Личностные характеристики
Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым
Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:
- Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
- Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
- Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
- Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
- Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
- Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной
«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».
Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, навыков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.
Профессиональное мастерство
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.
Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим однообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.
Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях
Воспитатель должен иметь глубокие знания по:
- педагогике
- возрастной психологии
- основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
- этике и эстетике
- принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.
Воспитатель ДОУ должен:
- знать и уметь применять методики обучения и развития детей
- уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.
Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:
- владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
- широкая эрудиция
- педагогическая интуиция
- высокий уровень интеллекта
- высокоразвитая нравственная культура.
Критерии оценки работы воспитателя
Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.
Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.
Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подражания для ребёнка.
С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и индивидуальных занятий.
Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и индивидуальных занятий
Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Конференция: Современный детский сад
Организация: ДРЦ «Аистенок»
Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток
Добрый день.
Все мы знаем, что воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.
Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.
Сегодня мы поговорим с вами о личностных и профессиональных качествах современного педагога ДОУ и особенностях воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении.
О профессиональных умениях педагога ДОУ.
Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, профессиональные умения педагога дошкольного учреждения (высказывание воспитателей).
Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.
Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.
Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.
Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.
Личностные качества современного педагога дошкольного учреждения.
Педагог, какой он?
Сейчас мы проведем с вами блиц-опрос. По кругу каждый называет одну характеристику.
Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма.
Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель.
Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя.
А теперь поговорим о качествах педагога.
Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
Активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
Способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
Внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».
Компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.
Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:
1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности
2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса
3) отсутствие специально-педагогической, методической, социально-психологической, компетентности.
Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.
Особенности воспитательного процесса.
Педагогическая деятельность, как и всякая иная, представляет собой систему, имеющую определенную структуру.
МОТИВ,ЦЕЛЬ,ПРЕДМЕТ,СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ,РЕЗУЛЬТАТ
Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя воспитательской деятельности. Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания – разностороннее развитие ребенка – у воспитателей дошкольного учреждения на современном этапе конкретизуется как полноценная подготовка ребенка к обучению в школе, укрепление навыков, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета. Основные орудия педагогического труда – голос (громкость, интонация, выразительность), мимика, жесты (педагогическая техника) – это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Освоение педагогической техники позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.
А теперь давайте рассмотрим процесс воспитания. Это процесс развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие из вне, так и развитие личности. Важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Чтобы лучше понять роль этого процесса, рассмотрим его в структуре более общего процесса формирования личности.
В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролирующий характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – это поддержка в становлении личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников.
Эта структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий последовательности этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах мировоззрение и взгляды, которые служат руководством в жизни. Например, уже в детском саду все дети знают, что с воспитателями нужно здороваться. Почему же не все дети это делают? Потому, что не убеждены. Значит, воспитание приостановилось на 1 этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения. И еще один важный компонент – формирование чувств. Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требующих норм и правил. И наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, - это выработка устойчивости привычки поведения, которая становится нормой.
Одной из важнейших составляющих воспитательного процесса в ДОУ является создание условий для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка. Последние изменения в дошкольном образовании (с разработкой ФГТ) делают акцент на этом, то есть работа каждого педагога должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Работа ДОУ должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Основная цель - развитие личности ребенка.
В связи с этим от нас требуются некоторые изменения. Изменения – это дань времени. Компьютеризация нашей жизни, доступность разного рода, вида и качества информации, изменения в общественном строе, конечно, повлияли и на детей.
Каждый воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, видя каждый день примеры отношения воспитателя к ним, к какой-то деятельности, слыша речь, тембр интонации голоса воспитателя, чем младше они, тем более доверчиво считают, что так и нужно себя вести, так говорить, делать – что это норма. Дети конкретной группы во многом зеркало поведения конкретны
Воспитатель детского сада играет важную роль в воспитании ребенка. От воспитателя зависит психологический климат в группе, отношение к садику каждого ребенка. Одни дети ходят в садик с удовольствием, общение с воспитателем приносит определенное удовлетворение. Другие при виде воспитателя начинают капризничать или плакать, в группе замыкаются в себе, и посещение садика превращается в пытку. Выбирая детский сад, нужно в первую очередь познакомиться с воспитателем, понять его ценности, отношение к детям, выяснить уровень профессионализма. Человека, который удовлетворял бы всем требованиям родителей найти практически невозможно, но приближенного к идеалу поискать можно. Так как же выглядит портрет идеального воспитателя с точки зрения родителей?
Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.
Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, подмыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.
В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, настроить по какой- то одной программе, и воспитатель должен отлично в ней ориентироваться.
В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.
Профессия воспитателя сложна и ответственна. Требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей. Найти надежного, умного, воспитанного, уравновешенного, деликатного и любящего детей человека не просто. Но и доверять своего ребенка некомпетентному воспитателю также не стоит. Каждый родитель, ориентируясь на свой идеал воспитателя, способен выбрать для своего ребенка достойный вариант.