Домой / Материалы / Профессиональные качества воспитателя детского сада пример. Программа работы воспитателя

Профессиональные качества воспитателя детского сада пример. Программа работы воспитателя

Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом являет­ся ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физиче­ское, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитате­ля справедливо считают наиболее важной в современном мире.

Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой дея­тельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ свя­зана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, му­зыкальной и различными видами творческой деятельности.

Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через опреде­ленные функции.

Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педа­гога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотноше­ний воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением детей и установлением уровня их развития, воспитанности.

Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная уровня его физического и психического развития, нравственной воспитанности, ус­ловий семейной жизни и воспитания и т.д.

Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятель­ности выражается в умении воспитателя определять направление воспи­тательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности, органиче­ски связанная с ориентационно-прогностической, выражается в умении педагога не только планировать учебную и воспитательную работу, но и творчески подходить к ее организации.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с во­влечением воспитанников в намеченную воспитательную работу и сти­мулированием их активности. Данная функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с детьми; организа­цию различных видов деятельности воспитанников; организацию собст­венной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с детьми.

Информационно-объяснительная функция педагогической деятельно­сти выражается в том, что в педагогическом процессе ДОУ воспитатель для ребенка всегда является источником информации.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятель­ности осуществляется успешно, если воспитатель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мас­терства, повышению определенных исследовательских навыков. Гности­ческая (исследовательская) функция предполагает развитие умения ана­лизировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать.

Особо следует выделить функцию материнскую, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимые для психического развития ребенка.

Педагог должен обладать определенными профессиональными и лич­ностными качествами. Можно выделить доминантные качества лично­сти воспитателя детского сада, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельно­сти: любовь к детям и желание работать с ними; гуманность - стремление и умение оказывать своевременную помощь и поддержку ребенку в его личностном развитии; толерантность - терпимость в работе с детьми; эмпатия (вчувствование) - умение понимать состояние ребенка, поставить себя на его место; педагогический оптимизм - вера в ребенка и его даль­нейшее развитие; педагогический такт - соблюдения общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей; справедливость - способность действовать беспристрастно; честность и искренность в работе с детьми, добросове­стность в своей профессиональной деятельности; уравновешенность - способность контролировать свои поступки и действия в любых педагогических ситуациях; способность не теряться в любых экстремальны ситуациях - умение оперативно принимать педагогические решения действовать в соответствии с ними; обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса; чувство юмора - умение не терять его в различны жизненных ситуациях; мудрость - наличие жизненного опыта; социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогическо деятельности.

Определен и круг должностных обязанностей воспитателя:

Планирует, организует жизнедеятельность детей и осуществляет и воспитание;

Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально психологической реабилитации детей, социальной трудовой адаптации;

Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендации психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Деятельность педагога:

Организует выполнение детьми режима дня, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая их в различны виды творческой деятельности согласно интересам и потребности каждого ребенка;

Организует с учетом возраста детей работу по самообслуживании: участие в общественно полезном труде;

Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения вредных привычек у детей;

Взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими информирует родителей о развитии и воспитании ребенка в ДОУ;

Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого образовательного процесса;

Организует и проводит культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения;

Планирует педагогический процесс в своей возрастной группе.

Педагог должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства Российской Федерации по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

Педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену; основы довра­чебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы.

«Воспитатель сам должен быть воспитан». Это из­вестное положение – непреложная заповедь для каж­дого, кто причастен к делу воспитания. Вспомним, о чем писал в свое время К.Д. Ушинский: «Воспитатель (пре­подавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».

Воспитание – не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Спра­ведливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспи­тателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспита­нием. Л.Н. Толстой даже утверждал, что воспитание де­тей есть только самосовершенствование воспитателей. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок – непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за со­бой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.

Итак, каким должен быть воспитатель детского сада? Во-первых, обладать определенными личностными каче­ствами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, толь­ко в этом случае он будет способен формировать все­сторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.

Какими личностными качествами должен обладать педагог? Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым.

Вместе с том он должен быть организо­ванным, последовательным, требовательным, трудолю­бивым. Этот список можно было продолжить. Вос­питателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего быть высоко нравственным человеком.

Думается, проблема воспитания во многом заклю­чается в процессе общения. Общения, в котором ре­альной воспитывающей силой становятся такие свой­ства педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное, ува­жительное к ним отношение.

Очень важными личностными качествами воспи­тателя являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе формировать. Выручает вовремя вспомнен­ное и произнесенное поэтическое слово, пословица, по­говорка, образное сравнение. «Ты у нас сегодня как солнышко (как одуванчик, как цветок мимозы)», – го­ворит воспитатель девочке, которая пришла в детский сад в ярком желтом платье.

Если во время пребывания в детском саду дети ра­стут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверен­ности. Если же взрослые грубы, раздражительны, дети с легкостью будут перенимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, сердиться, грубить.

Одно из необходимых и естественных условий воспитания – любовь к детям. Разумная любовь, не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капри­зов, а подлинная забота об общем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.

Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, на­выками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

К.Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела вос­питания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особен­ность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понят­нее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Почти все при­знают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способ­ностей и навыка, необходимы еще специальные зна­ния». Эти качества приобретаются в процессе профес­сиональной подготовки, и связаны они с целями и задачами воспитания детей на каждом возрастном эта­пе их развития.

Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей, воспитание любви к Родине, формиро­вание активности, ответственности, чувства долга, то­варищества, доброты, честности, трудолюбия. Имея в виду названное, воспитатели могут целенаправленно и, следовательно, наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни.

Воспитание не должно омрачаться назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Своим од­нообразием они вызовут у детей скуку и уныние. Вос­питатель должен знать, что наиболее действенными являются не столько словесные методы воспитания, сколько добрые и нравственные поступки: помощь малышу, товарищу, маме, воспитательнице, проявление сочувствия, уборка за собой игрушек и т. п. Важно быть терпеливым, тактичным, уметь организовывать такие действия детей.

Необходимым качеством является умение сдержи­вать данное детям обещание (разумеется, речь не идет о тех случаях, когда это почему-либо невозможно, что и надо объяснить детям). Единство слова и дела – каче­ство, необходимое воспитателю. Отсутствие этого под­рывает не только авторитет воспитателя, но и веру ре­бенка в людей, в его честность, добросовестность.

Представьте такую сценку. Начало сентября. Пос­ле летнего отдыха ребята переступают порог детского сада. Многие из них пришли впервые. Какое они мо­гут испытывать чувство? Чаще всего растерянность, может быть, и страх. От воспитателя в этой ситуации требуется одно: внимание и человеческая доброта. Однако из групповой комнаты доносится: «Как много 1/4 сегодня новых детей! Как трудно будет работать!»

Понять воспитателя можно. С детьми работать не­легко, а когда группа увеличивается, положение действи­тельно усугубляется. Но подобная реакция педагога еще больше осложняет его работу. Обостренное внимание детей ко всему новому, несомненно, уловит эту негатив­ную реакцию и вызовет ответное отрицательное отноше­ние и к детскому учреждению, и к воспитателю.

По каким же критериям оценивать работу воспи­тателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить, так сказать, личностную и содержательную стороны общения.

В плане личностном общение педагога и ребенка носит спокойный, добрый характер. Воспитатель ува­жительно относится к ребенку, ко всему, что он дела­ет: занимается, играет, делится своими впечатления­ми. Из практики известно, какое распространение имеет манера общения с детьми в отстраненной фор­ме прошедшего времени. «Все встали, вышли из-за стола, пошли одеваться». Куда здесь делось челове­ческое общение? Все это можно произнести в более понятной и доброй форме. Индивидуальные обраще­ния к детям мы слышим чаще всего тогда, когда вос­питатель недоволен поведением конкретного ребен­ка. Воспитатель забывает о том, что после родителей он для малышей главный человек. Именно на воспи­тателя равняются дети, он для них пример для подра­жания. От него ждут доброты, ласки, тепла, заботы, защиты. Да, дети должны чувствовать себя рядом с пе­дагогом защищенным.

Что имеется в виду под содержательной стороной общения? Воспитатель передает детям знания, и очень важно, насколько разнообразны знания самого педа­гога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступ­ной форме рассказать детям о мире, который их окру­жает, а также важно, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей по­ложительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то всегда услышат его доброе слово.

Воспитатель должен быть интеллигентным челове­ком в полном смысле этого слова. Подлинная интелли­гентность не позволяет ему неуважительно отзывать­ся о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний.

Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает, лишь негативную реакцию. Следовательно, не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих вза­имоотношений. Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают об­щий тон, все тонкости поведения педагога.

Работа воспитателя не может быть формальной. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к организации занятий, самостоятельной де­ятельности детей, сочетания общегрупповых и инди­видуальных занятий. Совершенно очевидно, что утвер­дившаяся повсеместно форма занятий, как в школе, когда детей усаживают за двухместные столы, требует изменения.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте содержание работы воспитателя дет­ского сада.

2. Охарактеризуйте качества личности, необходимые воспитателю.

3. В чем проявляется профессионализм воспитателя?

4. Педагогическое творчество воспитателя и его кри­терии.

5. Охарактеризуйте общение воспитателя с детьми и родителями.

В исследованиях по психологии деятельности воспитателя традиционно выделяют ряд качеств, рассматриваемых как профессионально важные: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, любовь к ребенку, индивидуальный подход и т.д. Признавая необходимость этих качеств, многие исследователи главным в работе воспитателя считают его педагогическую позицию (своего рода установку на ребенка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика профессионально важных качеств воспитателя

В исследованиях по психологии деятельности воспитателя традиционно выделяют ряд качеств, рассматриваемых как профессионально важные: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, любовь к ребенку, индивидуальный подход и т.д. Признавая необходимость этих качеств, многие исследователи главным в работе воспитателя считают его педагогическую позицию (своего рода установку на ребенка).

В настоящее время в противовес установке на ребенка как на средство педагогического процесса, характерной для директивной педагогики, выступает педагогика сотрудничества, использующая личностно-ориентированную модель воспитания, для которой характерна установка на ребенка как на цель педагогического процесса.

Исследователи сходятся во мнении, что с целью совершенствования профессиональной подготовки следует более активно использовать возможности профессионального самовоспитания.

Профессионально-педагогическое самовоспитание определяется как целенаправленный процесс порождения способов самосозидания процессов теоретической и практической подготовки, формой осознания ценностных установок, собственных педагогических целей.

Воспитатель постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.

На вопрос о том, каким же должен быть воспитатель детского сада доктор педагогических наук, профессор Т.Комарова отвечает следующим образом: «Я бы выделила два аспекта в этом вопросе. Во-первых, обладать личностными качествами, чтобы успешно работать с детьми; во-вторых, профессиональным мастерством, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами».

Важным качеством, которым необходимо обладать воспитателя детского сада, является способность к творчеству. Творческой личности воспитателя присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда - воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность - одна из важнейших предпосылок педагогического творчества. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Вот почему развитие творческих качеств личности воспитателя невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося.

Одним из необходимых и естественных условий воспитания называют любовь к детям. Разумная любовь, предполагающая не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинную работу, доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.

Индивидуальное своеобразие воспитателя, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый воспитатель склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют.

Способ самопроявления субъекта деятельности обозначается понятием «стиль». В самом широком смысле стиль - это устойчивая тенденция в способах реализации деятельности, то есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. Е.А. Климов выделяет следующие признаки индивидуального стиля:

  1. устойчивая система приемов и способов деятельности;
  2. эта система обусловлена определенными личными качествами;
  3. эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Стиль деятельности объединяет такие взаимосвязанные компоненты, как характер выдвигаемых учителем целей, используемых им методов и средств, способы анализа результатов работы. По стилю можно судить о степени профессиональной зрелости воспитателя.

Расширенное понимание стиля делает сложным решение вопроса о типологии стилей. Выделяется несколько критериев классификации педагогических стилей. По характеру выдвигаемых целей и задач можно судить о целенаправленности стиля деятельности воспитателя и выделить стили проективный и ситуативный. Представители проективного стиля имеют четкое представление о целях деятельности, предвидят трудности и стремятся их предотвратить. Решения таких воспитателей четко направлены на устранение причин негативных явлений. Воспитатели ситуативного стиля не умеют предвидеть трудности, не озадачиваются планированием своей повседневной деятельности, конкретные ситуации воспринимаются как отдельные, не связанные с другими.

По степени включенности в деятельность можно выделить активный и пассивный стили. Поскольку деятельность воспитателя направлена на управление деятельностью детей, то стили деятельности рассматриваются в соответствии с выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный, демократический, попустительский). Каждый из названных стилей уточняет и конкретизирует, с одной стороны, содержательную сторону взаимодействия воспитателя с детьми, а с другой стороны, формальную сторону - технику (приемы и способы) осуществления этого взаимодействия.

Функции профессионального самосовершенствования - самообразования и самовоспитания отводится в настоящее время особо важная роль. Высоко оценивается ее значимость педагогами и психологами, учеными и практиками. Как писал известный врач и педагог Януш Корчак, тому, «кто присматривает за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность».

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. – Минск, 1990.
  2. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.
  3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Гаудеамус. - Тамбов, 2002. - № 1. - С. 20-30.
  4. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  5. Самородова А.П. Теоретические основания развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
  6. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 1999.
  7. Горелова Г.Г. Личность и профессия: Профессиональная личностная реадаптация в условиях "тройного" кризиса. Челябинск, 2001.

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Конференция: Современный детский сад

Организация: ДРЦ «Аистенок»

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Добрый день.

Все мы знаем, что воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.

Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.

Сегодня мы поговорим с вами о личностных и профессиональных качествах современного педагога ДОУ и особенностях воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении.

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, профессиональные умения педагога дошкольного учреждения (высказывание воспитателей).

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.

Личностные качества современного педагога дошкольного учреждения.

Педагог, какой он?

Сейчас мы проведем с вами блиц-опрос. По кругу каждый называет одну характеристику.

Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма.

Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель.

Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя.

А теперь поговорим о качествах педагога.

Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

Активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

Способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

Внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».

Компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.

Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:

1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности

2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса

3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.

Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Особенности воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная, представляет собой систему, имеющую определенную структуру.

МОТИВ,ЦЕЛЬ,ПРЕДМЕТ,СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ,РЕЗУЛЬТАТ

Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя воспитательской деятельности. Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания – разностороннее развитие ребенка – у воспитателей дошкольного учреждения на современном этапе конкретизуется как полноценная подготовка ребенка к обучению в школе, укрепление навыков, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета. Основные орудия педагогического труда – голос (громкость, интонация, выразительность), мимика, жесты (педагогическая техника) – это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Освоение педагогической техники позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

А теперь давайте рассмотрим процесс воспитания. Это процесс развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие из вне, так и развитие личности. Важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Чтобы лучше понять роль этого процесса, рассмотрим его в структуре более общего процесса формирования личности.

В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролирующий характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – это поддержка в становлении личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Эта структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий последовательности этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах мировоззрение и взгляды, которые служат руководством в жизни. Например, уже в детском саду все дети знают, что с воспитателями нужно здороваться. Почему же не все дети это делают? Потому, что не убеждены. Значит, воспитание приостановилось на 1 этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения. И еще один важный компонент – формирование чувств. Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требующих норм и правил. И наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, - это выработка устойчивости привычки поведения, которая становится нормой.

Одной из важнейших составляющих воспитательного процесса в ДОУ является создание условий для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка. Последние изменения в дошкольном образовании (с разработкой ФГТ) делают акцент на этом, то есть работа каждого педагога должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Работа ДОУ должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Основная цель - развитие личности ребенка.

В связи с этим от нас требуются некоторые изменения. Изменения – это дань времени. Компьютеризация нашей жизни, доступность разного рода, вида и качества информации, изменения в общественном строе, конечно, повлияли и на детей.

Каждый воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, видя каждый день примеры отношения воспитателя к ним, к какой-то деятельности, слыша речь, тембр интонации голоса воспитателя, чем младше они, тем более доверчиво считают, что так и нужно себя вести, так говорить, делать – что это норма. Дети конкретной группы во многом зеркало поведения конкретны

Воспитатель детского сада играет важную роль в воспитании ребенка. От воспитателя зависит психологический климат в группе, отношение к садику каждого ребенка. Одни дети ходят в садик с удовольствием, общение с воспитателем приносит определенное удовлетворение. Другие при виде воспитателя начинают капризничать или плакать, в группе замыкаются в себе, и посещение садика превращается в пытку. Выбирая детский сад, нужно в первую очередь познакомиться с воспитателем, понять его ценности, отношение к детям, выяснить уровень профессионализма. Человека, который удовлетворял бы всем требованиям родителей найти практически невозможно, но приближенного к идеалу поискать можно. Так как же выглядит портрет идеального воспитателя с точки зрения родителей?

Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.

Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, подмыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.

В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, настроить по какой- то одной программе, и воспитатель должен отлично в ней ориентироваться.

В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.

Профессия воспитателя сложна и ответственна. Требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей. Найти надежного, умного, воспитанного, уравновешенного, деликатного и любящего детей человека не просто. Но и доверять своего ребенка некомпетентному воспитателю также не стоит. Каждый родитель, ориентируясь на свой идеал воспитателя, способен выбрать для своего ребенка достойный вариант.