Домой / Праздничный / Какие бывают взаимоотношения?! Какие бывают отношения между людьми.

Какие бывают взаимоотношения?! Какие бывают отношения между людьми.

Везде, где живет и трудится человек, где он общается с другими людьми, у него возникают с ними самые разнообразные отношения: от случайных, незначительных до длительных, устойчивых, от сугубо формальных до дружеских, интимных. Взаимоотношения можно разделить на две группы: официальные (служебные, деловые) и личные (приятельские, товарищеские, дружеские). Деловые отношения обусловлены производственной, учебной, общественной деятельностью и ее социальными рамками: учитель- ученик, начальник-подчиненный, врач - пациент и т. п. Личные взаимоотношения также могут возникать на основе какой-нибудь конкретной деятельности.

Отношения первой группы регулируются правовыми и (в меньшей мере) моральными нормами. Среди моральных здесь играют роль прежде всего те, которые вытекают из требований служебного долга. Личные же отношения регулируются главным образом моральными нормами и обусловлены, как правило, общностью интересов, взаимными симпатиями, чувством уважения. В значительной мере они зависят от личностных особенностей людей.

В реальной жизни эти две группы взаимоотношений резко не разграничены. Так, например, в любом классе существуют две системы отношений между учащимися. Во-первых, система ответственной зависимости , или деловые взаимоотношения (староста, комсорг и т. п.), и, во-вторых, система дружеских, или просто приятельских, взаимоотношений. Эти две системы взаимосвязаны, переплетаются между собой, но полностью не совпадают.

Различны и требования, которые предъявляют друг другу участники того или иного вида отношений, различны и мотивы выбора, например старосты класса или приятеля. Так, староста обязательно должен быть исполнительным, организованным и в достаточной мере требовательным. Популярность же ученика в классе в системе личных взаимоотношений определяется обычно теми качествами и свойствами личности, которые высоко ценятся в данной группе.

От чего зависит популярность ученика в системе личных взаимоотношений класса? Исследования психологов позволили выявить разные параметры, которые влияют на степень популярности того или иного ученика в классе. Это прежде всего особенности личности и характера детей. Так, например, «коллективисты», т. е. ученики, имеющие общественную, коллективистическую направленность, более признаны в классе вне зависимости от занимаемого ими положения в системе деловых взаимоотношений, чем «эгоисты», ученики с эгоистической направленностью. Люди более уравновешенные, спокойные, доброжелательные могут рассчитывать на большее признание себя в коллективе. Естественно, что значимость того или иного критерия меняется с возрастом учеников, неодинакова у девочек и мальчиков. В младших классах большое влияние на положение ученика в классе оказывает его успеваемость, дисциплина, а также внешний вид. В старших классах- это интеллектуальные качества, эрудиция, а иногда сила и ловкость (у мальчиков), внешние данные (у девочек), наличие (или отсутствие) модных и престижных вещей.

Психологами выявлена еще одна закономерность: чем больше ученик ценит свой класс, тем более высокое место он занимает в системе личных отношений, т. е. коллектив как бы возвращает ему его высокую оценку класса. Часто по тому, кто популярен в данной группе, можно судить о ценностях, принятых в ней. Так, в классе, не ориентированном на духовные ценности, могут быть популярны ученики, обладающие престижными вещами.

В основе личных (приятельских, дружеских) взаимоотношений лежит прежде всего симпатия (антипатия) людей, вступающих в такие избирательные, неофициальные отношения. С чем же связана и на основе чего возникает взаимная привлекательность людей?

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились, потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Ну, а что же говорит сейчас наука по этому поводу? Воспользуемся некоторыми данными, которые приводит в своей книге «Межличностные отношения» ленинградский психолог Н. Н. Обозов. Прежде всего следует сказать, что возникновение межличностной привлекательности - это только первая фаза отношений между людьми. Такие отношения называют «приятельскими», они ни к чему не обязывают и могут долго сохраняться, не переходя в более глубокие, интимные отношения - дружеские, любовные. А на вопрос, что притягивает - отталкивает двух людей: подобие, сходство или различие,- нет (и, наверное, не может быть) однозначного ответа; смотря в чем сходство, в чем различие, какова ситуация общения. Результаты многочисленных исследований позволяют выделить некоторые факторы, которые могут способствовать возникновению симпатии - антипатии. Во-первых, большое значение имеет, в какой «обстановке» происходит взаимодействие людей - в ситуации сотрудничества или соперничества. Первая ситуация ведет к росту привлекательности другого человека, способствует возникновению более глубокой и устойчивой симпатии, вторая ситуация, соответственно, снижает вероятность появления межличностной привлекательности. Далее, существенное влияние оказывает совпадение ценностных ориентаций (т. е. центральных, главных интересов, взглядов, принципов, установок). Очень большая роль принадлежит характеру представления человека о самом себе и о другом: это и правильное восприятие положительных и отрицательных черт характера, сходство в оценке главных и различия в оценке второстепенных качест в в представлениях о себе и т. п. О том, насколько неоднозначно влияние сходства - различия для возникновения и сохранения чувства симпатии - антипатии говорят следующие данные.

Сочетания в дружеских парах Сочетания во взаимоотвергающих парах, испытывающих неприязнь и антипатию
1 Нормативный и слабо ориентированный на нормы 1 Пара одинаково нормативных
2 Пара с одинаковой мотивационной напряженностью 2 Пара с разной мотивационной напряженностью
3 Озабоченный и озабоченный или беспечный и беспечный 3 Озабоченный и беспечный
4 Пара с одинаковой утонченностью или реалистичностью 4 Утонченный и реалистичный Тревожный и уверенный в себе
5 Пара с одинаковой степенью тревожности 5
6 Пара с одинаковой эмоциональной и поведенческой неустойчивостью 6 Эмоционально зрелый и эмоционально неустойчивый в поведении

Так же неоднозначно влияние сходства - различия в темпераментах людей. Как известно, особенности нервной системы и, соответственно, особенности темперамента существенно влияют на характер общения. Так, например, свойство подвижность - инертность следующим образом сочетается с особенностями общения.

С подвижным типом нервной системы С инертным типом нервной системы
1. Быстрота установления социального контакта 1. Медленность установления социального контакта
2. Изменчивость, неустойчивость контактов 2. Постоянство отношений
3. Быстрота реагирования на поведение общающегося человека 3. Замедленность реакций на поведение общающегося человека
4. Инициативность в образовании отношений и в общении 4. Низкая активность, инертность в установлении контактов
5. Широта круга общения 5. Узость круга общения

Если сравнить соотношение особенностей темперамента людей в дружеских парах (т. е. там, где симпатии друг к другу устойчивы и глубоки) и взаимоотвергающих парах (с устойчивой антипатией), то выявится достаточно сложная и неоднозначная зависимость. Наиболее широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента дают меланхолики: они могут хорошо дружить и с сангвиниками, и с флегматиками, и с себе подобными меланхоликами. Антипатии чаще возникают в парах холерик - холерик, сангвиник - сангвиник, но ее практически не бывает в парах флегматик- флегматик.

Таким образом, даже эти краткие сведения показывают, что межличностная привлекательность, которая является необходимым условием появления и сохранения приятельских, дружеских взаимоотношений, возникает в силу весьма разнообразных причин, находящихся друг с другом в сложных сочетаниях. Поэтому можно твердо сказать, что ни одна из особенностей человека (и тем более ни одна из сторон его темперамента) не является препятствием для установления дружеских взаимоотношений, для нормального, удовлетворяющего человека общения с другими людьми.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

    Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

    Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

    Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

    Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

    Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

    Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

    Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

    Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

18. Социальная группа

Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

Осознание членства

Способы взаимодействия

Осознание единства

КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

    Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

    Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

Еще древние мыслители пытались понять суть человеческих отношений и найти способы достижения гармонии в общении друг с другом.

1. Тождественные отношения

Это отношения во многом похожих людей, которые очень хорошо понимают друг друга. Партнерам трудно правильно оценить деятельность другого, поскольку у них одинаково развиты как сильные, так и слабые стороны. При недостатке поступления новой информации от другого, отношения могут быстро себя исчерпать. Взаимопонимание и непринужденность в общении сглаживают недоразумения.

2.Дуальные отношения (полное дополнение или единство противоположностей)

Самые комфортные и необходимые человеку взаимоотношения в семье, дружбе, сотрудничестве: в чем слаб один - силен другой. Партнеры видят трудности, задачи и проблемы друг друга. Споры, возникающие из-за разницы в стилях мышления, носят воспитательный характер и оживляют общение. Со временем приятная расслабленность приводит к созерцательности и сосредоточенности друг на друге.

3. Отношения активации

Вначале - это тонизирующие отношения, партнеры активизируют друг друга во всех начинаниях. Они стремятся к взаимопомощи в делах, но совместная деятельность не ладится. При совпадении интересов и общей цели, способы ее достижения не устраивают обоих. Партнеры начинают предъявлять друг к другу повышенные требования. Это приводит к бесполезным спорам и взаимному разочарованию. Наступает эмоциональное, а затем и физическое переутомление и усталость от общения. Партнеры довольно быстро забывают обиды. Переключение внимания или перерыв в общении нормализуют отношения.

4. Зеркальные отношения

Партнеры позитивно оценивают творчество, труд, сомнения и претензии друг друга. В этих отношениях недостает теплоты. Оба стремятся поучать и изменять другого, навязывать свое мнение. Они так похожи и вместе с тем отличаются друг от друга, что обоим хочется устранить это различие. К тому же люди слишком понятны друг другу, чтобы быть постоянно интересными. Они способны на сочувствие и помощь. Однако, взаимопомощь не всегда эффективна.

5. Деловые отношения

Такие отношения эффективны, когда необходимо организовать новое дело, преодолеть трудности, справиться с экстремальной ситуацией или победить в конкурентной борьбе. Вместе с тем разница их мировоззрений поддерживает интерес друг к другу. Возможен поиск компромисса, обмен просьбами и предложениями. Общая цель и активные действия значительно улучшают отношения.

6. Миражные отношения

Комфортность этих отношений сравнительно неплохая, пока партнеры проявляют внимание друг к другу и взаимное сочувствие. Игнорирование взглядов и интересов партнера может привести к конфликтам по мелочам, которые, как правило, быстро забываются. Споры бывают редко и обычно заканчиваются компромиссным решением. Очень трудно выбрать способ действий, который устраивал бы обоих. Временами отношения становятся хорошими, даже теплыми, когда партнеры вместе отдыхают или обсуждают посторонние темы.


7. Квазитождественные (параллельные) отношения

Хорошие отношения для товарищества и сотрудничества, но не очень благоприятные для более близких отношений. Есть желание понять партнера, помочь ему, дать совет. При сближении, особенно когда затрагиваются личные интересы, даже небольшая ссора может быстро разрушить эти отношения. Партнеры проявляют интерес к одним и тем же вещам, но рассматривают их с разных точек зрения. Каждый предпочитает идти своим путем, не оглядываясь на мнение и опыт другого. Из-за этого оба ощущают некоторую ненадежность партнера, способность бросить в трудную минуту, хотя эти подозрения обычно необоснованны.

8. Конфликтные отношения

Самые трудные из отношений. Происходит взаимное навязывание собственных взглядов и подходов в работе и нежелание принять жизненные ценности другого. Это приводит к постоянному подавлению друг друга. Партнеры замечают малейшие недостатки друг друга, нередко преувеличивая их. Они часто спорят, не соглашаются, не слушают другого либо не признают его доводов. Такие отношения трудны как в личной жизни, так и в совместной работе. Только бережное отношение друг к другу может спасти эти отношения.

9. Отношения погашения / полной противоположности (дискуссия противоположных мнений)

Это отношения, при которых трудно достичь полного взаимопонимания. Несмотря на взаимный интерес и общность взглядов, партнеры часто спорят из-за мелких противоречий, которым склонны уделять слишком много внимания. В лице такого партнера трудно встретить ощутимую поддержку в делах, но всегда интересен обмен мнениями, просьбами и предложениями. Если затронут личный интерес, эти отношения могут разрушиться. Они более терпимы на некотором расстоянии. При более близком и длительном контакте наступают усталость и раздражение вследствие затяжных споров.

10. Отношения суперэго (борьба противоположностей)

Это - отношения соперничества партнеров. Каждый старается произвести впечатление на другого, доказать ему свою значимость или приоритет в чем-либо. Трудность взаимопонимания приводит к потере чувства доверия и надежды, что ты будешь правильно понят. Приходится приспосабливаться друг к другу, искать точки соприкосновения, но равновесие в отношениях наступает ненадолго. Партнеры очень эмоционально воспринимают друг друга и могут невольно причинять боль. Требуется отдых от общения, после чего отношения иногда восстанавливаются.

11. Родственные отношения

Это хорошие отношения для совместного обсуждения общих тем, но сложные при более близких отношениях. Партнеры хорошо понимают мотивы другого и имеют общие цели, но поскольку подход к решению проблем у них обычно разный, они советуются друг с другом, стараясь найти компромисс. Если этого не происходит, может возникнуть взаимное недоверие и, как следствие - разногласия и конфликты. Возникает потребность в самостоятельности и свободе друг от друга. Новые впечатления вносят в отношения неожиданную разрядку напряжения.

12. Полудуальные отношения (неполное дополнение)

Партнеры внимательны к трудностям и проблемам друг друга и отзывчивы к предложениям сотрудничать. Однако в совместной работе не хватает слаженности, проявляется индивидуализм и упрямство. Партнер кажется загадочным и непредсказуемым, его трудно понять. Это романтические отношения, при которых каждый что-то недоговаривает. При сближении из-за разницы мировоззрений и частых споров возникает усталость от общения, но примирение наступает довольно быстро, как только партнеры отдохнут друг от друга.

13-14. Отношения социального заказа (контракта)

Исполнитель заказа (приемник) в присутствии заказчика (передатчика) активизируется, старается ему в чем-то помочь. Он хорошо понимает потребности партнера, но взаимность бывает только в начале общения. Со временем гармония в отношениях нарушается из-за того, что заказчик не воспринимает доводы исполнителя, пытается ему навязать свою точку зрения, даже руководить его поведением. Вместе с тем исполнитель чувствует, что ему трудно отказать в чем бы то ни было такому авторитетному партнеру. Заказчик (передатчик) воспринимает своего партнера как человека, нуждающегося в его покровительстве и советах. Ему импонирует желание исполнителя (приемника) понять его и помочь в трудных ситуациях, но эффективной помощи с точки зрения заказчика не получается, т.к. он невольно занижает способности своего исполнителя или предъявляет к нему повышенные требования.

Дело может закончиться разрывом отношений, если исполнитель не смирится с ролью ведомого и не перестанет придираться к своему партнеру вместо того, чтобы просто стараться помогать ему и без лишних слов делать общее дело. Именно дело сплачивает эту пару, тогда отношения становятся стимулирующими и продуктивными.

15-16. Отношения социальной ревизии (контроля)

Это один из самых сложных видов отношений, при которых равенства обычно не бывает. Сначала больше страдает ревизуемый (подконтрольный) от упрямства и бескомпромиссности ревизора (контролера), убежденного в своей правоте. Ему кажется, что партнер им недоволен и стремится его перевоспитывать, навязывая свои ценности. В ответ другой начинает следить за каждым промахом ревизора, доказывая ему, что он также небезгрешен. Взаимные претензии и неуступчивость могут разрушить отношения.

Если ревизор перестанет перевоспитывать ревизуемого и проявит склонность к компромиссам, а ревизуемый не будет копаться в недостатках ревизора, эти отношения могут быть стимулирующими и плодотворными. Нужно только помнить, что задает тон в этих отношениях ревизор, отводя для партнера роль ведомого. Лидер должен быть гуманным, но и ведомый не должен претендовать на роль лидера, чтобы сохранить отношения.

Нельзя недооценивать потенциальные возможности применения соционики как в личной жизни, так и в других сферах деятельности, например, в медицине. К сожалению, для многих врачей остается загадкой, почему, несмотря на успешно проведенную операцию или лечение, некоторые больные долгое время не могут выздороветь. А это часто происходит потому, что рядом с ними в палате находятся люди, общение с которыми их морально и физически угнетает. Хотелось бы надеяться, что знание основ соционики поможет новому поколению в формировании более гармоничных отношений в более гармоничном обществе.

Улучшение взаимоотношений на работе

Хорошие, доброжелательные отношения с сослуживцами - половина успеха вашего предприятия, вот только как их добиться? Психолог Рик Бринкман советует, что прежде всего нужно точно классифицировать своих коллег, кто они: «Снайпер», «Граната», «Всезнайка», «Уверенный в своем всезнайстве», «Танк», «Человек-да» или «Человек-нет».

Вот его комментарий некоторых из этих типов. У «Снайпера» - острый язык, он не лезет в карман за словом. Он твердо убежден, что, подтрунивая над Вами и «осаживая» Вас, производит впечатление на других коллег. Если же вы начинаете недоумевать по поводу его острословия, он отвечает: «В чем дело! Шуток не понимаешь, что ли!». В этих ситуациях старайтесь сохранять спокойствие. Если во время делового совещания «снайпер» опять напал на вас, хладнокровно произнесите: «Мы знаем повестку дня заседания. Каким образом Ваши слова соотносятся с ней?». Поняв, что ему не удается вывести Вас из терпения, «снайпер» примется искать другую мишень.

«Граната» - это человек, который взрывается, как только дела начинают идти не так, как он считает нужным. Чтобы укротить его гнев, заведите с ним разговор о сложившейся ситуации. Вполне возможно, что у него есть дельные предложения. Ну, а Вы поможете направить его энергию в нужное русло - на путь решения проблемы.

«Всезнайка» - почему-то уверен, что коллеги высоко ценят его за познания во всех сферах работы, за знание всех ее тонкостей. Не противоречьте ему, не подвергайте сомнению глубину его познаний, а не то наживете себе смертельного врага. Чаще всего, он на самом деле знает немало и будет вам полезен. Используйте его познания. Почаще спрашивайте у него совета и не забывайте восхищаться его высоким профессионализмом.

«Уверенный в своем всезнайстве» - похож на предыдущего, но в действительности он знает не много. Он попросту «надувает щеки» и всего лишь излагает «факты». Как общаться с ним? Необходимо стимулировать его чувство уверенности в себе. Соглашайтесь, если он прав, и ведите себя тактично, если он ошибается... И ваш работник станет лучше.

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение читать людей по невербальным признакам , устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными . Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Классификация межличностных отношений

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать современные техники достижения психологии в построении взаимоотношений в различных сферах. Овладев этими психологическими техниками вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Личные отношения

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. В первую очередь — любовь. Бестселлер Марины Комисаровой «Любовь. Секрты разморозки» помог сотням людей выйти из кризиса личных отношений.

Также к личным отношениям следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Деловые отношения

Под деловыми (профессиональными) контактами понимают те, которые складываются на почве совместной деятельности и профессиональных интересов. Например, люди вместе работают и общий интерес у них – их работа. Ученики учатся в одном классе – общее у них школьная программа, одноклассники, учителя и школа в целом. Такие взаимосвязи складываются независимо от личных межличностных контактов, то есть можно даже никак не контактировать с человеком (не общаться и не испытывать никаких чувств по отношению к нему), но при этом наличие деловых связей не исключается, поскольку эти люди продолжают вместе учиться или работать. Особенно ценится умение поддерживать отношения в стрессовых ситуациях, когда общаться приходится с неадекватными людьми, ведь никто из нас не застрахован от этого. Есть прекрасная книга Марка Гоулстона о том, что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни . В ней вы найдете методики и советы, которые помогут вам контролировать общение с неадекватными людьми, исключить ненужные конфликты.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные отношения

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.

Эмоциональные отношения

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Паритетные и субординационные взаимоотношения

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными . Полной противоположностью таковых являются субординационные связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Формальные и неформальные взаимоотношения

Можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его , его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна , человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.