Домой / Праздничный / Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик? Кто ваш ребенок: визуал, аудиал, кинестетик.

Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик? Кто ваш ребенок: визуал, аудиал, кинестетик.

В зависимости от преобладающего типа восприятия всех людей условно можно поделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Индивиды, которые воспринимают происходящее через картинки и другие внешние проявления называются визуалами. Аудиалы – это люди, для которых информация по большей части раскрывается через звуки. Кинестетик воспринимает среду через тактильные ощущения. У маленьких детей, как правило, более выражен последний тип восприятия.

Особенности ребенка – кинестетика

1. Дети – кинестетики очень чувствительные . Они нуждаются в прикосновениях мамы. Такие малыши засыпают только тогда, когда родители берут их на руки. Ребенку – кинестетику сложно привыкнуть спать отдельно от взрослых. Они дольше других детей нуждаются в кормлении грудью.

2. Маленькие кинестетики являются подвижными детьми. Они с удовольствием бегают, играют в активные игры. Такие малыши не могут долго высидеть на одном месте. Они не любят слушать сказки или долго рассматривать иллюстрации в книгах. Однако ребята – кинестетики с удовольствием лепят, рисуют, конструируют.

3. Комната маленького кинестетика нуждается в постоянной уборке. Таких детей сложно приучить к порядку. Так как разбросанные игрушки не являются для них существенной проблемой.

4. Одежда ребенка с таким типом восприятия должна быть мягкой и удобной. Ведь любой колючий свитер вызовет неприятные ощущения, гнев, недовольство.

5. Дети – кинестетики с легкостью управляют своим телом. Им понравиться заниматься танцами, борьбой, пантомимой или в театральном кружке.

6. Домашние обязанности таких детей должны сводиться к прикосновениям. Ребята – кинестетики могут мыть посуду, вытирать пыль, чистить вареные яйца.

7. Ребенок – кинестетик любит ухаживать за домашними питомцами. Прикасаясь к ним, такие дети получают массу положительных эмоций.

8. Проявление любви к такому ребенку должно заключаться в объятьях, поцелуях, прикосновениях. Таким детям нравятся щекотки, рукопожатие, массажи.

Обучение детей – кинестетиков

Как правило, дети с ярко выраженным тактильным восприятием мира, имеют трудности в обучении. Это происходит из-за того, что вся информация, которую предлагают взрослые, рассчитана на зрительные и звуковые ощущения. Чтобы ребенок – кинестетик не отставал в обучении от своих сверстников, важно соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Изучая что-либо, ребенок – кинестетик нуждается в тактильных ощущениях. Именно поэтому при изучении алфавита стоит применять материалы разных фактур: гласные буквы делать из шелка, а согласные – с более жесткой ткани. Обучая малыша арифметике, важно позволить ему перебирать в руках яблоки, бусинки, монеты. Так ребенок быстрее запомнит важную информацию.
  2. Поскольку детям с преобладающим тактильным восприятием сложно быть неподвижным на протяжении длительного времени, необходимо изредка делать перерыв или пальчиковую гимнастику.
  3. Дети – кинестетики запоминают не картинки и звуки, а свои ощущения. Поэтому при заучивании стихов или правил, стоит позволить сыну или дочке двигаться, теребить в руках какую-то вещь: ручку, игрушку, платок.
  4. Ребята с таким типом восприятия, как правило, слабо реагируют на многократное повторение информации. Чтобы малыш лучше запомнил, можно сообщать ему важные детали шепотом. Ощущая губы на своих ушных раковинах, дети эффективнее запоминают информацию.

Родители ребенка – кинестетика должны помнить об особенностях своего малыша. Важно избегать физического наказания. Ведь для таких детей это будет равносильно предательству.

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.

Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.

Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?

Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.

В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.

Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.

Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:

  • постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
  • не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
  • при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
  • приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
  • школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
  • научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
  • поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.

Читайте также: Как научить ребенка дружить с помощью игр?

Особенности ребенка-визуала

Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.

Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.

Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов:

  • создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
  • особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
  • в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
  • разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
  • повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
  • разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.

Особенности ребенка-кинестетика

Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.

Читайте также: Что делать, если у вас вспыльчивый ребёнок? Советы психолога

Малыш перед сном не станет слушать сказку, если мама при этом не будет гладить или обнимать его. Он сильно привязан к родителям, растет «ручным» ребенком и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.

Маленькие кинестетики отдают предпочтение подвижным играм, чтение же они зачастую считают скучным занятием.

Именно такие дети начинают писать раньше, чем читать, вот почему чтению их следует обучать через письмо.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:

  • для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалыобъемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
  • приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
  • обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
  • не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
  • чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.

Как определить тип восприятия у ребенка?

Подросток может пройти тест «Аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцева, ответив на 48 несложных вопросов.

Чтобы узнать ведущий канал восприятия у маленького ребенка, обратите внимание на несколько важных моментов.

  1. Употребляемые слова:
  • Аудиал использует слова, связанные со слухом – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо»;
  • Визуалы основной упор в речи делают на слова, связанные со зрением – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю»;
  • Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую».
  1. Выражение любви к родным:
  • Аудиал выражает эмоции словами, даже не смотря на родителей;
  • Визуалу важно видеть мамино лицо, необходим контакт глаза в глаза;
  • Кинестетикам необходим физический контакт – поцелуй, объятие, поглаживание.
  1. Направление взгляда:
  • При общении ребенок-аудиал чаще всего смотрит прямо;
  • Взгляд визуала направлен вверх;
  • Кинестетики же смотрят преимущественно вниз, как будто под ноги.

1.В какие игрушки предпочитает играть ребенок?

А. Игрушки, которые издают раз личные шумы и звуки, в том числе музыкальные инструменты. Любит слушать музыку, сказки.
В. Настольные игры, пластилин глина, принадлежности для рисования, книги с красочными картинка Любит лепить, рисовать, вырезать складывать пазлы. Занятия и игры, которые основаны на взаимодействии глаз и рук.
К. Мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки. Все, что можно разбирать, мять, гнуть. Любит раскрашивать, клеить, мастерить.

2. Как относится к тому, во что одет?

А. Все равно, какая одежда. Бывает, что не наденет вещь, о которой кто-то отозвался плохо.
В. Тщательно подбирает гардероб. Любит наряжаться.
К. Ему нравятся теплые, комнатные вещи. Отдает предпочтение привычной и удобной одежде, не стесняющей движений.

3. Как выражает чувства, любовь к родным?

А. Словами. Может при этом даже не смотреть на вас.
В. Важен личный контакт глаза в глаза, необходимо видеть ваше лицо.
К. Нужен Физический контакт - объятия, поцелуи.

4. Чем любит заниматься?

А. Послушать музыку, поговорить, пошуметь.
В. Молчалив, предпочитает наблюдать за другими. Ему нравится смотреть телевизор, разглядывать картинки в книжках.
К. Обожает подвижные игры, спорт. Энергичен, не может долго концентрировать внимание на одном предмете.

5. Во что предпочитает играть?

А. С удовольствием придумывает и организовывает игры, распределяет роли. Но если намечаются подвижные игры, быстро охладевает.
В. Может подолгу заниматься сам. Прежде чем начать игру с другими детьми, ему необходимо присмотреться, что и как они делают.
К. Любит активные игры с прыжками бегом, борьбой.

6. Как ведет себя, когда волнуется, боится?

А. Вздрагивает от каждого звука, прислушивается к шагам.
В. Поправляет одежду, как будто она помялась, испачкалась, старается ее разгладить, отряхнуть.
К. Постоянно теребит волосы или что-то перебирает в руках.

7. Любимая воспитательница или педагог - скорее всего это:

8. Что отвлекает его на занятиях больше всего?

А. Сосед бубнит все время что-то под нос.
В. Интересно смотреть в окно.
К. Неудобные твердые стулья, шершавая парта.

9. Как говорит?

А. Говорит быстро. Эмоционален, общителен, многословен, часто болтает сам с собой.
В. Говорит медленно. Речь образная, в разговоре рисует «живые картины» перед собеседником.
К. Говорит ритмично. Богатая жестикуляция, множество «ощущенческих» эпитетов.

10. Какие слова использует наиболее часто?

А. Слушать, ритм, звуки, говорить, молчать, громкий, тихий, спокойный.
В. Смотреть, видеть, наблюдать, ярко, картина, светлый, темный.
К. Хватать, чувствовать, трогать, переживать, держать, давить, теплый, холодный.

А. С большим удовольствием слушает, как ему читают другие.
В. Читает сам взахлеб.
К. Предпочел бы поиграть во что-нибудь.

БОЛЬШЕ «А». АУДИАЛ
Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них — беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Малыши-аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием.

В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».

Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио.
Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.

В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона — развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, — способность рассказывать только с самого начала.

БОЛЬШЕ «В». ВИЗУАЛ
Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»... Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации — как в кино (у маленьких визуалов бурная и живая фантазия).

Малыши с визуальным восприятием ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели - все это способствует лучшему усвоению материала.

Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.

БОЛЬШЕ «К». КИНЕСТЕТИК
Во время разговора кинестетики совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику,а вот в глаза смотрят редко. Такие дети не могут подолгу сидеть у телевизора и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования. Малыш-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени.

Его стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или прижать к себе.

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Описывая любимую игрушку, ребенок скорее скажет «мягкий пушистый мишка», чем «коричневый мишка». Такие дети часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко». У кинестетиков хорошо развита интуиция. Чтение же вызывает чувство дискомфорта: нечем занять руки, пальцы изнывают от бездействия, ноги жаждут движений. Нередко они начинают раньше писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Часто, когда пробуют писать, водят пальцами по тексту.
Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками». Не беда, что игрушки малышей этого типа недолговечны: разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Не могут долго концентрировать внимание на одном объекте. В школе таким детям материал дается значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, даже попробовать на вкус то, что затем станет источни¬ком знаний. Любят все записывать, если будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Зато эти дети удивительно грамотны.