Домой / Праздничный / Краткие сведения из истории развития парфюмерии и косметики. История возникновения французской парфюмерии

Краткие сведения из истории развития парфюмерии и косметики. История возникновения французской парфюмерии

"Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла", - говорила великая Коко Шанель.
История парфюмерии уходит вглубь веков. Древние люди приписывали ароматам божественную и магическую силу. Цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла. По свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии.


Египтяне изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождали различные обряды и дополняли женские туалеты. Греки, прославившиеся, как любознательные путешественники, привозили из своих странствий новые и экзотические ароматы. В древнем Риме запахам приписывалась целебная сила.
С завоеванием Европы варварами про волшебную силу запахов на время забыли. В это время начинается расцвет парфюмерии на Востоке. Арабы и персы, благодаря изобретению перегонного куба и улучшив дистилляцию, превратились в несравненных знатоков пряностей и ароматов. Крестовые походы и развитие торговых отношений с исламским миром способствовали тому, что европейская знать наконец открыла для себя полезные свойства ароматов. Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.


Во второй половине XIV века появляются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел. По легенде первая ароматическая вода на основе розмарина была подарена королеве Венгрии Елизавете монахом в качестве микстуры от тяжелой болезни. Выпив цветочную воду, королева исцелилась.
В XVI веке в моду входят парфюмированные перчатки. Начиная с эпохи Возрождения, использование ароматов набирает все больше популярности. С их помощью европейские господа маскировали неприятные запахи.
В 1608 году во Флоренции, в доминиканском монастыре Сайта Мария Новелла, создается первая в мире парфюмерная фабрика. Монахам-парфюмерам покровительствовали герцоги и князья, и даже сам Папа Римский.


В 1709 году француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями в Кёльне, впервые выпустил в продажу душистую воду "Кельнская вода". Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала называеться eau de cologne или одеколон. Императору Наполеону настолько полюбился новый аромат, что он покупал до 60 флаконов в месяц!


В XIX веке производство духов перестало быть кустарным. Появляются первые парфюмерные фабрики.
В 10-е годы XX ст. кутюрье принимают решение соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Полю Пуаре приходит в голову гениальная идея дополнить ароматами линии одежды. Подхватив этот тренд, великая Габриэль Шанель выпускает в 1921 году духи под своим брендом "Chanel №5".


Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с искусственными. В 1917 году он выпускает "Chypre" (Шипр), ставший впоследствии «дедушкой» для целого семейства запахов. Развиваются т.н. восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.
В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём. Альдегиды, впервые использованные в "Chanel №5" совершили настоящую революцию в парфюмерии.
В 50-х годах французская парфюмерия достигает своего подъёма. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин. В 70-е годы пришла мода на коллекции "pret-a-porter". Так возникла новая парфюмерия "pret-a-porter de lux". Она не потеряла высокого качества и изысканности "haute couture", но стала более доступной.


В 80-е годы дизайнеры вовсю экспериментируют с флаконами. Появляется мода на густые, тяжёлые, "амбровые" ароматы. В конце 80-х в лабораториях создаются свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.
В 90-е годы насыщенные запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Новая технология "Живые цветы" ("Living-Flower Technology") позволяет теперь "собирать" запах живых цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.
Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.
Сейчас каждый может купить туалетную воду или духи, исходя из своих индивидуальных предпочтений. Современный рынок парфюмерии предлагает ароматы на любой вкус. Большой популярностью сейчас пользуются парфюмы, изготовленные из органических компонентов, например, такие как Yves Rocher.

История появления французских духов берет начало в XI веке. Тогда крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции жасмин и розы. И только в XII веке с развитием торговых отношений парфюмерия полноценно пришла в Европу. Короли и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока, которые затем попадали во Францию.

К XV веку Грасc и Париж стали всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами. В XVI веке объединились две профессии - перчаточника и парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. Позже потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

В XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте. Этот момент и можно считать рждением парфюмерии, т.к. стало возможным творить бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и эссенций животного происхождения.

Переворот в истории французской парфюмерии

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы. В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в истории парфюмерная фабрика в мире.

Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский. В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города "Кёльнской водой". В 1709 году он поселился в Кельне и завел парфюмерную лавочку, где впервые и появилась душистая вода. Когда в 1766 году он умер, сыновья развернули целую парфюмерную фабрику. Они готовили свою воду на виноградном спирте высшего качества, который завозили из Италии.

Душистые масла тоже были естественными. За долгие годы выдерживания в кедровых бочках частицы спирта пропитывались эфирными маслами, что давало неповторимый букет типа винного. Однако вода из Кельна (eau de Cologne) так бы и осталась неизвестной миру, если бы Наполеон не прельстился этой водой и не повелел доставлять ее из Германии. Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон.

Именно Наполеон создал в 1804 году первую парфюмерно-косметическую фирму. Император был очень чувствителен к запахам, одеколоном ополаскивался каждый день с головы до ног и везде, где бы ни был, приказывал жечь таблетки с любимым запахом черной смородины. В ссылке на острове Святой Елены, когда закончился одеколон, император придумал собственный рецепт аромата с добавлением бергамота и назвал его туалетной водой. С тех пор этот термин стал официальным.

В 1828 году Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает свою первую парфюмерную лавку на улице Риволи в Париже. Династия Герленов (парфюмеров в пяти поколениях) создает знаменитые ароматы, в том числе Jicky (1889г.), Mitsouko (1919г.), Shalimar (1925г.)

Затем в XIX веке Жан Герлен (Guerlain), Франсуа Коти (Coty) и Эрнест Дальтроф (Caron) - "отцы" современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на первую декаду XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды.

Французская парфюмерия локомотив моды

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году «синтетические» альдегидные духи с собственным товарным знаком Chanel №5. "И до Шанель другие кутюрье... стали пробовать себя в качестве создателей духов, - пишет биограф Шанель Эдмонд Шарль Ру. - Но никто до нее не рискнул посягнуть на царство цветочных запахов".

Духи продолжают эволюционировать. Еще до Шанель, Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил " Сhуprе " (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В 1929 году огромным успехом пользовались духи "Лиу", названные по имени персонажа оперы Пуччини "Турандот". Лиу - служанка принцессы, предпочитающая смерть предательству. Таким образом, духи "Лиу" становились как бы символом неразгаданной женской души. Тремя годами позже столь же популярными стали духи "Ночной полет", название которых было навеяно одноименным романом Сент-Экзюпери (1931 год).

30-е годы - расцвет "мужских" запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака.
Протестом против войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году в освобожденной Франции. Он назвал их Femme.

Три года спустя Кристиан Диор, создав женственную коллекцию "нью лук" со струящимися тканями и разлетающимися юбками, дополняет ее ароматом Miss Dior. Позже последовали "Диориссима", "Диорелла", "Диориссант" (1956, 1972, 1979 годы).

Еще три открытия состоялись в 40-е годы: появились Bandit Пигэ - духи с запахом кожи и меха, Vent vert с запахом травы и листьев, породивший новое направление "зеленых" духов, и цветочный аромат L"air du temps Нины Риччи.

Количество новых духов резко возросло. В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма . Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт ароматы для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом пафрюмов из-за Атлантики. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин, также в это время появляются "бисексуальные" запахи, успех которых был связан с культурой хиппи.

Конец 60-х. Войска США вторгаются во Вьетнам. Пряная восточная тема проникает и в духи. В моде амбровый запах Chamade Герлена и Fijiu Ги Ляроша.

В 70-е годы пришла мода на коллекции pret-a-porter. Так возникла новая парфюмерия pret-a-porter de lux, не потерявшая высокого качества и изысканности haute couture, но ставшая более доступной.

80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжелые, "амбровые" ароматы. На исходе этого десятилетия в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. В 1985 году появились Poison Диора, американские Obsession Кельвина Кляйна и Beautiful Эсте Лаудер. В 1987 году духи "Пуазон" были удостоены сразу двух престижных премий - итальянского приза Екатерины Медичи и американского - как духи с наиболее тонким ароматом. Именно этим духам принадлежит абсолютный рекорд по объемам продаж.

В 90-е годы "эгоистичные" запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология "Живые цветы" (Living-Flower Technology) позволяет теперь "собирать" запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.

Два последних десятилетия в мире духов происходят удивительные изменения. Запахи рождаются в определенный отрезок времени под условным девизом. 1981 -1985-е годы - чувственность и сексуальность. 1986-1988-е годы - женственность и классицизм. 1988-1990-е - загадка, духовность и символизм. 1990-е годы - аутентичность природе, свежесть, естественность и экологичность.

В 1990 году появляются знаменитые Tresor Ланкома. В 1995 году фирма Кристиан Диор выпускает Dolce vita («Сладкая жизнь»).

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются фруктовые запахи.
По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменились.

Французский банк данных в области парфюмерии насчитывает в своем каталоге за 1880-1985-е годы в общей сложности 8 тысяч названий духов, из которых 6 тысяч созданы во Франции, а 2 тысячи - в других странах. Однако французы утверждают, что примерно еще 2 тысячи составов остались без внимания.

Информация о французской парфюмерии составлена по материалам www.mary.kay.com.ua

Сейчас ни одна косметичка не обходится без пары-тройки флакончиков парфюма. Но с чего же началась история таких привычных нам и даже незаменимых духов?

Ароматы всегда занимали особое место в жизни людей. Еще в Древнем мире - Китае, Персии, Индии, Египте - поняли, что запах обладает магическими свойствами и придавали ему сакральное значение. В древности благовония производили из амбры, мирры, шафрана и множества других загадочных растений. И вдыхали их, чтобы не стареть и не болеть.

Эту культуру переняла античная Греция и Рим. Там научились уже просто наслаждаться ароматами. Смолы, бальзамы и специи использовали уже просто для удовольствия. Мешочки с ароматами крепили к волосам и одежде, а тела натирали ароматическими маслами.

В средние века люди начали искать способ, как распространить аромат хотя бы на несколько метров вокруг себя. И это не было праздным желанием - средневековой европейской знати, которая годами не мылась, потому что верила, что вода несет смерть, парфюм был просто жизненно необходим. И такой способ нашли. Технология дистилляции спирта пришла к нам из арабских стран.

В XVI в. итальянцу Маурицио Франжипани пришло в голову растворить ароматическую эссенцию в спирте. Это стало настоящим прорывом в мире парфюмерии. Ведь теперь стало возможно сохранить в стеклянном флакончике абсолютно любой запах. Его сыновья создали первую парфюмерную фабрику, на которой спирт смешивался с разными эфирными маслами, рождая неповторимые ольфакторные композиции. Так на весь мир прославилась «вода из города Кельн» (еаr de Cologne), а по-простому - одеколон.

Еще один прорыв в парфюмерии произошел, когда модельер Поль Пуаре высказал мысль, что ароматы будут отлично дополнять линии одежды. Так кутюрье объединил парфюмерию и мир моды - сочетание, которое сейчас кажется нам совершенно естественным. На тот момент уже существовали натуральные, синтетические, амбровые и восточные запахи.

В начале XX начали использовать альдегиды, то есть научились создавать синтетическим путем. Это еще больше расширило спектр доступных запахов и композиций.

С тех пор технология изготовления парфюма никак не изменилась. Духи все еще делаются на спиртовой основе и лишь немногие марки экспериментируют с масляными или водными основами. Но как показывает практика, спирту в этом деле нет равных. Он не искажает запах, в отличие, например, от воды, и равномерно испаряется, позволяя духам раскрыться.

Поэтому дальнейшие изменения коснулись исключительно моды на те или иные запахи. В 30-х годах в моде были тяжелые с нотками табака запахи. В 50-е и 60-е годы стали популярны пряные восточные. 70-е стали эпохой тяжелых ароматов. В 1977 году Ив Сен-Лоран создал свой знаменитый Opium. Мода эта продолжилась и в 80-х. А в конце 80-х в лаборатории были созданы первые морские ароматы.

В 90-х годах парфюмеры научились сохранять запах живых, еще не сорванных цветов. Делалось это с помощью специальной вытяжки под герметичным стеклянным колпаком. Мода мгновенно отреагировала на это и на полках парфюмерных магазинов появились легкие, природные ароматы.

Сейчас в моде снова свежесть и ненавязчивость, а также монозапахи. Притом самые необычные: запах свеженапечатанной книги, мокрого асфальта, зимы и даже лака для ногтей. Парфюмеры отходят от классических канонов и с каждым годом удивляют новыми решениями и самыми неожиданными композициями.

История парфюмерии идет рука об руку с историей человечества. Этот манящий, загадочный, сказочный мир ароматов имеет свои традиции, правила и законы.

В давние времена служители церкви использовали свойства запахов в различных культовых обрядах, они в курительницах сжигали цветы и корни растений, стремясь с помощью аромата проникнуть в божественную сущность. Известно, что в Египте изготавливали разнообразные ароматные масла и благовонные притирки и мази, которые использовали в священных ритуалах и женских туалетах. Римляне пользовались ароматами в целебных целях. Персы и арабы считались непревзойденными знатоками пряностей, они первые открыли для себя парфюмерное искусство.

Развитие науки способствовало развитию парфюмерного искусства. Высокопоставленные вельможи оценили гигиеническую и магическую силу парфюмерии. В XII веке Венеция становится центром парфюмерии, там перерабатываются пряности, привезенные с Востока.

Во второй половине XIV столетия появляется ароматическая вода (жидкие духи), основой для которой послужили эфирные масла и спирт. Существует легенда, монах подарил больной королеве Венгрии Елизавете рецепт первой ароматической воды, на основе розмарина, "Вода королевы Венгрии". Королева начала принимать воду внутрь и быстро пошла на поправку.

В XIV веке профессия перчаточника соединилась с профессией парфюмера, отсюда - парфюмированные перчатки.

Первая парфюмерная фабрика появилась во Флоренции в 1608 году в монастыре Сайта Мария Новелла. Монахам-доминиканцам покровительствовали - Папа Римский и высокие вельможи.

1709 год - появление "Кельнской воды". Ее создал француз Жан-Мари Фарина, торговец специями из Кёльна. В XVIII веке ее привезли во Францию, где стала называться одеколон.

В XIX веке прародители современной парфюмерии (Эрнест Дальтроф - "Carоп", Франсуа Коти - "Coty", Жан Герлен - "Guerlain") выдвинули несколько теорий в искусстве создания ароматов.

Тогда же духи перестали производить кустарным способом, стали появляться парфюмерные компании.

Франсуа Коти - первый соединил запахи, созданные искусственно, с запахами натуральными. Так, в 1917 году он выпускает "Chypre" ("Шипр"), который стал основой для целой группы араматов. Получили развитие восточные и амбровые ароматы.

В 1920-е годы появляются "синтетические" ароматы, прорыв в парфюмерном искусстве совершили альдегиды. Первый раз их использовали в "Chanel №5".

В 50-е годы XX века французская парфюмерия находится на пике славы. Во Франции работают многие известные парфюмеры.

1960-е годы - большим спросом пользуются ароматы для мужчин.

Для 1970-х годов характерна мода на "pret-a-porter", появляется парфюмерия "pret-a-porter de lux", которая не утратила высокого качества и утонченной изысканности "haute couture", однако стала доступнее.

В 80-е годы XX столетия вошли в моду "амбровые" композиции. Также появляются свежие морские и озоновые ароматы.

В 1990-е годы пришли новые технологии - "Living-Flower Technology" ("Живые цветы"), они дают возможность "собирать" запахи несорванных растений ("вытягивать" аромат).

Духи конца XX - начала XXI веков вобрали в себя запахи ананаса, апельсина, манго, лимона, смородины. Эти композиции прекрасно гармонируют с естественным ароматом кожи, они неуловимы, легки и прозрачны.

На протяжении всей истории человечества парфюмерия играла огромную роль в жизни человека, который с древних времен стремился выглядеть лучше, пахнуть лучше и лучше себя чувствовать – словом, быть лучшим. Большинство из нас не задуматся о том, как давно появились духи – мы просто знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательной и неотразимой. Однако если вы хотя бы поверхностно изучить историю парфюмерии, можно увидеть, что это отнюдь не было первоначальной целью составителей ароматических композиций.

Первые духи – благовония

«Изобретение» духов приписывают древним египтяням. Первые духи были на самом деле благовониями, ароматными веществами, которые жгли во время религиозных обрядов. С этой целью ароматические вещества использовали и древние греки, и древние римляне. Более того, слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что значит «через дым». Именно путем сжигания ароматической древесины и смол наши предки получали благовония – первые парфюмы, которые использовались для религиозных церемоний и ритуалов. В храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла. Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами. Наиболее подходящим жертвенным даром считался ладан. Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки (курительницы).

Эволюция парфюмерии происходит одновременно с возникновением и совершенствованием примитивной декоративной косметики . Но и краска для лица, и благовония изначально не предназначались для привлечения противоположного пола; их предназначение заключалось в том, чтобы принести благосклонность богов. Египтяне были очень религиозны. Вот почему они так серьезно относились к искусству создания духов – они считали, что боги будут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть, если окружат себя приятными запахами. Более того, египтяне даже после смерти умудрялись источать не трупное зловоние, а приятный аромат. Древние египтяне верили в переселение душ. По их представлениям, после того как человеческая душа покидает тело, она вселяется в какое-либо животное и в течение трех тысяч лет воплощается в виде всевозможных существ, пока, наконец, вновь не примет человеческий образ. Это поверье объясняет чрезмерную заботу, с которой египтяне бальзамировали своих мертвецов, чтобы душа после долгого путешествия могла найти свою прежнюю оболочку и вернуться в нее. Во время бальзамирования, очищенную от внутренностей полость тела заполняли измельченными миррой, кассией и другими ароматическими веществами, кроме ладана. Несколько раз в году мумии извлекали и с большими почестями совершали над ними поминальные обряды. Эти обряды включали курение благовоний, ритуальные возлияния. Над головой мумии лили ароматические масла.

Благовония готовились в храмовых мастерских жрецами по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери. Таким образом, древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами.

Использование духов становится индивидуальным

На протяжении многих лет благовониями и примитивными духами пользовались только жрецы, проводившие религиозные обряды, и редкие богачи. Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью. Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело. Когда эта практика стала общепринятой, жрецы вынуждены были отказаться от «монополии» на драгоценные ароматы. Продолжая присутствовать во всех религиозных обрядах, ароматические вещества все чаще используются как средства гигиены и предметы роскоши. Следующим логическим шагом стало использование ароматических масел в банях. Роскошные бани древних греков и римлян обязаны своим появлением чистоплотным египтянам. Ароматически масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Так появились первые кремы и мази для примитивных увлажняющих средств.

Вскоре к природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а прекрасные афинянки – для обольщения и удовольствия. Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве. Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи (сейчас без них не обходится ни один ориентальный аромат), а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы, лилии или фиалки, бывшие у греков в особом почете.

В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы. Говорят, что греки были первыми, кому удалось создать жидкие духи, хотя они существенно отличались от современного аналога. Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального) – и никакого спирта.

После Древней Греции и Востока духи проникают в Древний Рим. Древние римляне, тщательно следившие за гигиеной, смазывали тело по несколько раз в день, причем не только тело, но и волосы. В римских банях (термах) можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус, всех форм и размеров. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ. Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение. Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи. Когда же умерла жена Нерона Помпея, он приказал сжечь в ее честь ладана больше, чем могла произвести Аравия за десять лет.

Римляне, как и греки, внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом. Из Египта, Индии, Африки и Аравии сюда доставляют душистое сырье. Во многих ароматических веществах римляне первыми открыли целебные свойства.

Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей.

Красивый сосуд для изысканного аромата

Египтяне с большим почтением относились к благовониям, и считали, что хранить их можно только в самых красивых и дорогих сосудах. Египтяне прилагали все усилия, чтобы создать особенно красивые сосуды для ароматических смол и масел. Для этого они использовали такие экзотические материалы, как алебастр, черное дерево и даже фарфор. Но знакомый нам стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме. Он пришел на смену глиняным сосудам, используемым греками.

Духи распространяются по всему миру

С появлением и развитием христианской религии широкое употребление ароматических веществ несколько замирает, как в повседневной жизни (духи стали связывать с легкомыслием), так и в религиозных обрядах. После падения Римской империи использование духов пошло на убыль; в Европе парфюмерное искусство практически исчезает, но на арабском Востоке оно достигает наибольшего расцвета. У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни. Арабы сыграли огромную роль в развитии парфюмерного искусства. Арабский врач и химик Авиценна разработал процесса дистилляции масел (извлечения масла из цветов). Свое изобретение Авиценна опробовал на розах. Так появилось розовое масло. До Авиценны жидкие духи приготовляли из смеси масла и измельченных стеблей или лепестков цветов, поэтому духи имели очень сильный, насыщенный аромат. Благодаря разработанному Авиценной процессу процесс приготовления духов был существенно упрощен, и «розовая вода» быстро стала очень популярной.

В XII веке, через Венецию, крестоносцы вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке искусство – украшать и очищать свое тело ароматическими веществами и запахами. Поскольку это искусство получает все большее распространение в средневековой Европе, возникают все новые и новые ароматические соединения и, как следствие, новые ароматы. Использование духов стало символом статуса, признаком высокого положения в обществе. Только те, у кого много денег, могли позволить себе дорогие ароматы. Богатые европейцы заказывали ароматические смолы в Китае. Постепенно использование духов вошло в традицию. Именно в Средние века европейцы наконец приблизились к чистоте и гигиене. В моду вошли омовения, бани, парильни. Популярными стали ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочках или браслетах. Одновременно ароматные средства использовались в медицине. В борьбе с чумой применялось окуривание розмарином или ягодами можжевельника.

Самыми знаменитыми в средневековой Европе были легендарные духи «eau de Hongrie», созданные в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелисы, лимона и розмарина. В это время появляется «эссенция нероли», экстракт из цветков апельсинового дерева, которая используется и в наши дни. Другое немаловажное изобретение европейцев – аромат «a la frangipane», названный в честь итальянского парфюмера Франжипани, использовавшего при изготовлении духов горький миндаль, который до этого использовался только в кулинарии.