Домой / Виды макияжа / Основные закономерности восприятия цвета. §5 Основные характеристики цвета

Основные закономерности восприятия цвета. §5 Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.


Цветовой тон

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.


Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.


67. Детский праздник цвета


Насыщенность цвета

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета (ил. 66).

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.


68. Д. МОРАНДИ. Натюрморт. Пример приглушенной цветовой гаммы




69. Изменение насыщенности цвета



70. Изменение насыщенности теплых и холодных цветов


Светлота

Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д.


71. Изменение светлоты цвета с помощью белил


Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

Различия этого типа живописцы называют валерами.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.

Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.


72. Различие цветов по светлоте


Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.


Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.


Рассмотрите цветовой круг (ил. 66), состоящий из 24 цветов.

Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светлосерый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.


Светлотный и цветовой контрасты

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет (ил. 71). Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предметов, а также на границах соприкосновения с контрастным фоном.






73. Светлотный и цветовой контрасты в натюрмортах


Светлотный контраст

Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.


На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте (ил. 74).


74. Пример контраста по светлоте


Цветовой контраст

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.


75. Пример цветового контраста


Рассмотрите ил. 75: все три серых квадрата одинаковые, на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом – фиолетовый, на зеленом – розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном – светлым.


Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.


76. Пример цветового контраста


Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.

Контраст синих и красных – это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, А. Иванова.

Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной прием художественного мышления вообще, утверждает Н. Волков, известный русский художник и ученый*.

В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов – по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.




77. Зонтики. Пример использования цветовых нюансов




78. Воздушные шары. Пример использования цветовых контрастов


Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты.


Цветовой контраст в природе и произведениях декоративного искусства:

а. М. ЗВИРБУЛЕ. Гобелен «Вместе с ветром»


б. Перо павлина. Фото


в. Осенние листья. Фото


г. Поле маков. Фото


д. АЛЬМА ТОМАС. Голубой свет младенчества


Локальный цвет

Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя, стены – голубые и т. д.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.


Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.


Локальный цвет предмета может быть однотонным (ил. 80), но может состоять и из разных оттенков (ил. 81).

Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.


80. Натюрморт. Фото


81. ВАН БЕЙЕРЕН. Ваза с цветами


При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени.

Как только вы освоите теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, вы сможете легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.




82. Схема получения цвета тени


Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.




83. Натюрморт с желтым яблоком и зеленой драпировкой

Как известно многим, цвет обладает тремя основными свойствами - это цветовой тон, насыщенность и светлота. И если с определением первых двух особых проблем не возникает, то с третьим многие испытывают некоторые затруднения либо вовсе имеют ошибочное представление. По этому поводу и появилась сегодняшняя заметка.

На всякий случай напомню о первых двух. Тон - это главная характеристика цвета. По сути - это его место в цветовом спектре. Тон является характеристикой хроматических цветов, у ахроматических он отсутствует.

Насыщенность цвета — показатель интенсивности определенного тона, степень его отличия от серого одинаковой с ним светлоты. Т.е. цвет может изменяться от яркого и чистого к блеклому, близкому к серому. Проще всего это понять на примере с пылью: поставили мы, например, на шкаф месяцев шесть назад коробку чистого синего цвета, а теперь решили достать из нее содержимое. Представим, что пыль мы все это время протирать ленились, и что же мы видим? Синий цвет под слоем пыли выглядит блеклым (если его вообще видно). Полное отсутствие насыщенности — это оттенок серого цвета (года три не убирались).

Чтобы посмотреть как изменяется насыщенность того или иного тона, можно воспользоваться Photoshop: открываем диалоговое окно Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) с помощью клавиатурного сокращения Ctrl+U, обязательно ставим галочку Colorize (Тонирование) и наблюдаем за выбранным тоном, изменяя параметр Saturation (Насыщенность). Максимально насыщенный цвет мы видим, если Saturation=100, минимально насыщенный (оттенок серого) Saturation=0.


С помощью этого окна также можно переводить изображения в оттенки серого — достаточно всего лишь убрать насыщенность цветов, т.е. Saturation=0 (галочку Colorize при этом ставить не нужно).

Является достаточно относительной характеристикой, так как выражает степень отличия цвета от белого и черного. Точкой отсчета светлых и темных цветов можно считать средне-серый. От белого до него располагаются светлые, а от него до черного — темные цвета. Для лучшего понимания попробуйте перевести некоторый набор цветов в оттенки серого и сравните полученные значения со средне-серым:


Светлотой обладают как хроматические, так и ахроматические цвета. Причем для ахроматических цветов светлота является единственной характеристикой. Как нетрудно догадаться, черный цвет обладает минимальным значением светлоты, а белый — максимальным.

В Photoshop это значение можно изменять опять же в диалоговом окне Hue/Saturation (клавиатурное сокращение Ctrl+U):


Вильгельм Оствальд полагал, что для создания гармонии нужно использовать как минимум три тона. При этом их контрастность по светлоте будет определять, какое воздействие окажет сочетание на зрителя. Равноконтрастная гармония вызовет ощущение спокойствия, тона с неодинаковым контрастом создадут динамичное и более выразительное сочетание.

Иоханнес Иттен предложил следующую таблицу для сопоставления светлоты:


Таким образом мы видим, что самым светлым из чистых цветов является желтый, а самым темным - фиолетовый. Из этой таблицы очень легко выделить цветовые гармонии, над чем настоятельно рекомендую потренироваться. Умение работать с цветом и чувствовать его многими людьми оценивается даже как шаманство, но, на самом деле, упражняясь и воспитывая его, можно достичь очень хороших результатов.

Я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!

Цвет неотделим от света. Цвет существует как цвет излучаемого каким-либо телом света или как поверхность тела, когда он воспринимается с помощью отраженных от тела световых лучей. Если поместить на пути сфокусированных лучей солнечного света призму, то можно наблюдать разложение белого света на части (цвета). Спектр солнечного света состоит из 7 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. К ним добавляется пурпурный, образованный из крайних оттенков красного и фиолетового цветов.
Цвета принято характеризовать по трем параметрам: длина волны (L) - измеряется в микронах, миллимикронах, нанометрах; насыщенность - измеряется в процентах; яркость - измеряется в процентах.
Воспринимаемая глазом часть солнечного света охватывает излучение с длиной волны от 0,38 до 0,78 микрон.
Насыщенность - свет одной волны (цвет) может выглядеть по-разному: интенсивнее, гуще, светлее, бледнее - в зависимости от степени приближения к спектральному свету.
Для спектральных цветов выделяют интервалы длин волн (в микронах), в которых данный цвет является преобладающим:
- красный - 0,78-9,63;
- оранжевый - 0,63-0,6;
- желтый - 0,6-0,57;
- зеленый - 0,57-0,49;
- голубой - 0,49-0,46;
- синий - 0,46-0,43;
- фиолетовый - 0,43-0,38.
Длина волны и насыщенность определяют цветность. Понятие «цветность» распространяется только на хроматические цвета, образующиеся от разложения белого цвета. Ахроматические цвета - белый, черный и серый. Серый образуется от смеси белого и черного и имеет около 300 оттенков.
Яркость определяется освещением, т. е. количеством отраженного светового потока. Восприятие цвета формируется в результате того, что глаз, получив раздражение от электромагнитных колебаний, передает его в высшие отделы головного мозга человека. Цветовые ощущения имеют двойственную природу: они отражают свойства, с одной стороны, внешнего мира, а с другой - нашей нервной системы.
Все цвета делятся на «теплые» и «холодные», «тяжелые» и «легкие». Самый «легкий» - желтый цвет. От него по обе стороны спектра цвета «утяжеляются». Насыщенность и яркость цветов создают иллюзию приближенности или отдаленности предметов.

Воздействие цвета на человеческую психику и физиологию

Солнце, растительный мир, вода, небо, горы, земля и связанные с ними в нашем воображении цвета - таково окружение и цветовой фон, которые постоянно наблюдал человек в своей жизни и которые естественно занимали в ней определенное место.
Красный цвет
Проникает глубоко в человеческий организм. Ощущение тепла красного цвета чисто психологическое. Оно может создавать у человека чувство благополучия и соответственно влиять на его физиологию. При воздействии на человека красные лучи увеличивают питание тканей, активизируют обмен веществ и кровообращение. Их проникновение в человеческий организм усиливает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, оказывает стимулирующее влияние, вызывает эмоциональные реакции, стимулирует деятельность мозга. Этот цвет - цвет огня и крови. Он, как правило, ассоциируется со страстностью, борьбой, активной жизнедеятельностью, наивысшим напряжением. Вагнер мог писать музыку только при красном свете, поэтому его музыка действует возбуждающе.
Однако у человека есть определенный порог положительного восприятия красного цвета, за которым он сначала чрезмерно возбуждает, затем подавляет, угнетает, приводит к утомлению и перегрузке нервной системы, раздражает, и, наконец, при продолжительном влиянии приносит ощутимый вред, ведет к упадку сил и общей депрессии. У нервных людей, особенно у детей, красный цвет вызывает сильные чувственные реакции и раздражение.
Оранжевый цвет
Горячий, огненный цвет, возбуждает, создает ощущение тепла и радости, повышает настроение, но при интенсивном воздействии на человека способен вызывать раздражение. Улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови, но кровяное давление не меняет. Снимает глазное давление, излечивает мигрень (в течение 10 мин.), создает чувство благополучия и веселья, стимулирует общее самочувствие. В частности, было отмечено, что при пребывании человека в красно-оранжевом освещении у него исчезают головные боли и снимается усталость. После еды оранжевый цвет создает ощущение эйфории, как после наркотиков.
Желтый и оранжевый - динамичные цвета, их используют в кабинетах руководителей; комнаты, выходящие на север, окрашивают в оранжевый цвет, создавая ощущение тепла.
Желтый цвет
Солнечный цвет, отличается наибольшей яркостью; золотисто-желтый - самый веселый из всех цветов. Желтый цвет улучшает настроение, создает ощущение легкости, стимулирует работу мозга, тренирует зрение, имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение (используется в лечении психоневроза). Способствует вырабатыванию красных кровяных телец, ускоряет рост ребенка, повышает его активность.
Зеленый цвет
Цвет растительного мира, природы. Вызывает ощущение свежести и влаги. Болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. На человека воздействует благоприятно, успокаивает: дает разрядку нервной системе, понижает внутриглазное давление, улучшает слух, усиливает циркуляцию крови, снижает кровяное давление (расширяет сосуды), облегчает мышечную деятельность, повышает тонус, создает ощущение тепла. Зеленый цвет связан с представлением о горизонтали и с ощущением пассивности, нейтрализует воздействие шумов, делает человека терпеливым. Освежает, уменьшает слишком яркое солнечное освещение в помещении. Дает некоторый отдых уму. Дисциплинирует ум и тело. Человек, когда его ум переутомлен, инстинктивно выбирает для отдыха голубое море или успокаивающее воздействие зелени.
Голубой цвет
Цвет воды и неба создает впечатление свежести и покоя, кажется прозрачным, легким, раздвигающим пространство (однако оттенки голубого, близкие к синему цвету, притупляют восприятие, вызывают сонливость, угнетают). Голубой цвет снижает мускульное напряжение, кровяное давление, нормализует пульс и успокаивает дыхание, побуждает к размышлениям, напоминает о мире. Нервных людей он успокаивает лучше, чем зеленый. Но при слишком долгом воздействии вызывает чувство усталости, угнетенности.
Синий цвет
Производит (как и фиолетовый) реакцию, противоположную красному цвету: вызывает чувство пассивности и угнетенности, создает ощущение холода, снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, уменьшает мускульное напряжение. Связан с представлением о горизонтали.
Фиолетовый цвет
Создает ощущение тяжести, печали, меланхолическое настроение, чувство душевной депрессии. Не случайно поэты часто передают состояние меланхолии через фиолетовые тона. Цвет считается особо благородным, так как вызывает печаль. Действует на сердце, легкие, увеличивает их выносливость. Фиолетовые лучи содержат больше всего электрохимических лучей.
Коричневый цвет
Темно-бурый и красно-коричневый цвета успокаивают; на учеников в классах действуют усыпляюще, но могут вызвать даже депрессию, поэтому, окрашивая стены в классе в коричневый цвет, желательно добавлять желтую или оранжевую краску, снимающую этот эффект. Коричневый цвет отрицательно действует на психику, вызывая чувство печали. Светло-коричневый цвет - цвет энергетики Земли.
Белый цвет
Вызывает ощущения холода и дискомфорта. Его считают холодным, если он не употребляется с красным, желтым или оранжевым цветами. Белый цвет - символ чистоты.
Серый цвет
Темно-серый цвет навевает печаль, создает впечатление бесцветности окрашенной в этот цвет поверхности.
Черный цвет
Цвет демонический, отрицающий другие цвета и поглощающий свет. Символизирует смерть и печаль. Употребляется в латенто-магике с целью получить эффект «исчезновения» объекта.
Розовый цвет
Это символ приятной, спокойной и счастливой жизни. «Розовая» жизнь - это счастье, равновесие, прежде всего в физическом смысле (не случайно у японцев существовал обычай вставлять розовые пластинки в глаза тому, кто готов был в любой момент затеять драку).

Использование цвета в интерьере

В гостиных и комнатах, приготовленных для друзей, необходимо избегать бледных и слишком ярких тонов. Не рекомендуется использовать небесно голубой, все оттенки гранатового, золотого или киновари, нежно розовый и бутылочно зеленый цвета.
Желтый и оранжевый цвета
Желтый и оранжевый являются динамичными цветами. Их используют в кабинетах руководителей, залах заседаний (эти цвета возбуждают и облегчают умственную работу). На Западе все офисные помещения окрашивают именно в такие цвета, которые обычно символизируют холодный, расчетливый ум. Комнаты, выходящие на север, окрашивают в оранжевый цвет для создания ощущения тепла, для комнат, выходящих на юг, используют освежающий голубой колорит.
Для того чтобы комната казалась приятной молодым и старым, юношам и девушкам, женатым и холостым, при ее оформлении необходимо использовать бежевые тона или желтую охру, оживленную желтым или оранжевым хромом. Такие оттенки создают ощущение тепла, интима и гармонии. У детей, которые любят рисовать на стенах, желание что-либо вычерчивать на желтых обоях, как правило, пропадает. Бежевые, кремовые и желтые тона рекомендуется использовать для окрашивания учебных и производственных помещений.
В солнечные - оранжевый, желтый и золотой цвета - хорошо одевать малышей; они способствуют росту детей, стимулируют их жизнедеятельность и до некоторой степени оказывают очищающее воздействие. Действие желтого цвета на человека в самолете так же неблагоприятно, как и коричневого - при морской болезни. Желтый и оранжевый цвета снимают сонливость и депрессию, вызываемую коричневым цветом. Их применяют в разных областях для предупреждения об опасности, в частности, в карантинных отделениях на флоте; раньше в желтый цвет окрашивали одежду прокаженных. Им помечают опасные для людей низкие балки, рукоятки, подвижные и режущие части станков.
Красный цвет
В общественных столовых, окрашенных в красный или желтый цвет, посетители едят быстрее, что уменьшает очереди. Окрасив залы ресторанов в желтый и красный цвета, можно добиться увеличения товарооборота. Красный цвет цехов нередко является причиной производственного брака и несчастных случаев. Спортсмены, носящие во время соревнований красные очки, достигают более высоких результатов. У детей красный цвет ассоциируется с резкими действиями, поэтому стена, возле которой обычно спит и играет ребенок, как и его игрушки, не должна быть красной. Дети грудного возраста часто плачут, если видят на стене что-то красное. Специфика красного цвета заключается в том, что он плохо виден при слабой освещенности.
Зеленый цвет
Использование зеленого цвета не ведет ни к каким вредным последствиям. В учреждениях светло-зеленый цвет действует на сотрудников успокаивающе. В ярко-зеленый (золотисто-зеленый) окрашивают помещения для деловых встреч; он успокаивает и дает разрядку нервной системе, смягчает воздействие яркого солнечного освещения в комнате. Темно-зеленый пол (например, в спортзалах) создает ощущение равновесия и уверенности. При употреблении пищи голубой и зеленый тона интерьера не способствуют аппетиту, зеленоватый же цвет во время еды просто невыносим. Излишняя насыщенность окружающего фона светло-зеленым цветом вызывает чувства тоски и усталости. В самолетах и на кораблях зеленый цвет, как и голубой, успокаивает и предотвращает появление тошноты.
Голубой цвет
В этот цвет окрашивают операционные, а также палаты для больных, страдающих бессонницей и навязчивыми идеями, наваждениями. Комнаты для сиделок хорошо окрашивать в желто-голубой цвет. Для учреждений использование светло-голубого цвета не рекомендуется, ибо он вызывает сонливость, а кассы лучше окрашивать в голубой - он успокаивает. В столовой этот цвет действует угнетающе.

Синий цвет
Холодный, пронзительно-синий цвет рекомендуется для окрашивания переходов в коридорах, так как он не вызывает желания задерживаться в них. Чтобы несколько ослабить впечатление холода, производимое на человека стенами синего цвета, полы в этих коридорах желательно красить в цвета теплых тонов, например, карминный.
Коричневый цвет
Темно-бурый и красно-коричневый цвета успокаивают, однако могут вызывать и депрессию, поэтому при использовании этих цветов следует добавлять желтую или оранжевую краски. Коричневый цвет поглощает много света, поэтому он не рекомендуется для окрашивания производственных помещений, для его нейтрализации следует применять гранатовый, золотой, табачный или серебряный цвета.
Белый цвет
В столовых, ресторанах белый цвет производит значительно более благоприятное впечатление, чем любой другой. Поскольку белый цвет имеет наибольший коэффициент отражения (он лучше всего виден), его чаще всего применяют для окраски автомобилей, разметки ступенек и т. д. Не случайно в производственных помещениях все ступеньки, выступающие балки и т. п. красят в белый или желтый цвета. Он вызывает ощущение чистоты, но вместе с тем - и отчужденности, как, например, белый цвет больничных палат, ассоциации с которым могут вызвать неприятные ощущения у пассажиров даже в самых комфортабельных каютах, окрашенных в этот цвет. Предметы, выкрашенные в белый цвет, слабее других нагреваются и дольше остывают.
Серый цвет
По сравнению с другими цветами он почти незаметен (его коэффициент отражения - 30%), поэтому не должен употребляться для окраски станков, машин, их движущихся частей. Нейтрально серый цвет предпочтителен в помещениях для экспозиций всевозможных образцов, экспонатов, стендов, витрин и т. п.
Черный цвет
Сам по себе черный цвет угнетает, но может широко использоваться для создания контрастов; хорошо поглощает тепло.
Розовый цвет
Находиться в помещении, в интерьере которого преобладают розовые тона, всегда приятно. Розовый цвет и его оттенки помогает адаптироваться даже к постоянному шуму печатных машинок в машбюро. Кроме того, было замечено: розовый цвет так воздействует на кур, что они начинают лучше нестись.

Символика цвета

Белый цвет - это цвет чистоты и материнства. Девушке-невесте предстоит стать матерью, поэтому ее свадебный наряд должен быть белым. Кроме того, белый цвет представляет собой совокупность всех цветов радуги, символизирующей богатство проявлений жизни.
Красный, желтый, зеленый, голубой - отцовские цвета. Сочетания белого с этими четырьмя цветами образуют цвета сыновние. Каждый цвет имеет 64 оттенка.
Черный цвет - демонический, в какой-то мере цвет зла.

Цветотерапия

Красный цвет
Красный цвет редко используется в целительстве, его следует применять с исключительной осторожностью и лишь очень опытным целителям. Все средневековые врачи использовали красный цвет для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний, даже рожистых («красная фланель, в нее мелу натирать и - к месту, где рожа; неделю не снимать»). Красные и инфракрасные лучи ускоряют и облегчают устранение воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красные лучи улучшают питание тканей, активизируя обмен веществ и кровообращение, их можно применять в случае одержимости навязчивыми идеями, при опухолях, а также при недомоганиях, когда требуются прогревание и успокоение. Эти лучи следует направлять к подошвам ступней ног для снятия болей.
Красным и желтым цветами лечат апатичных и анемичных детей, благодаря чему у них увеличивается количество красных кровяных телец в крови, ускоряется рост, повышается активность, улучшается настроение; дети прибавляют в весе. Но в силу того, что красный цвет может вызывать сильные чувственные реакции и раздражение, он вреден для нервных детей. Цвет оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, обладая болеутоляющими свойствами. Так, при болях в позвоночнике, головных болях, гиперестезии (повышенной чувствительности), головокружении применяют ванны красного цвета. По данным Жуара, после 3-х часов пребывания в красной комнате больной молчаливым психозом повеселел и стал улыбаться, а на следующий день начал есть и пить. Этот цвет, теплый и раздражающий, эффективен при лечении меланхолии.
Оранжевый цвет
Воздействие оранжевого цвета на человеческий организм сильнее, чем золотого или желтого; он часто используется как тонизирующее средство, главным образом для селезенки.
Желтый цвет
Для того чтобы поднять настроение у больного, находящегося в угнетенном или подавленном состоянии, желтый и зеленый цвета направляют к центрам головы (этим целям может служить специальная шапка). Желтый и оранжевый цвета улучшают состояние 4-го, ментального, тела человека; их используют также для улучшения зрения и при лечении глазных болезней (и здесь можно прибегнуть к помощи шапки). Желтый цвет помогает излечивать психоневрозы, так как имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение у человека. На корабле или в самолете, где человека может укачивать, воздействие желтого цвета неблагоприятно. Эффективно стимулирует работу мозга в случаях умственной отсталости. Долгое облучение желтым светом препятствует колебаниям в протекании болезни и в процессе ее излечения.
Зеленый цвет
Человек, носящий зеленые очки, как правило, чувствует себя более уравновешенным и спокойным. Зеленый цвет действует на нервную систему как болеутоляющее и гипнотизирующее средство. Он очень эффективен при снятии раздражительности, помогает избавиться от бессонницы и усталости, используется при лечении истерии и нервного переутомления, нервных болезней и психопатических расстройств. Дисциплинирует ум и тело, вынуждает больного контролировать свои поступки. Снижает кровяное давление, расширяет сосуды, повышает тонус. Нежно-салатовый используется для очищения эфирного тела и кровеносного тока (в последнем случае его направляют в область горла), а также для успокоения. Для умственно отсталых людей рекомендуется одежда с преобладанием желтых и зеленых тонов.
Голубой цвет
Снижает мускульное напряжение, кровяное давление, успокаивает пульс и дыхание. На нервных людей действует более успокаивающе, чем зеленый. Благоприятен при лечении невралгии (в этом случае можно воспользоваться голубой косынкой), успокаивает сверхвозбудимых и буйно помешанных людей. Голубой цвет излечивает бессонницу, избавляет от навязчивых идей и наваждений, сильных нервных припадков. Обладает антисептическим действием, уменьшает нагноения. Применяется при лечении ревматических болей, воспалений и опухолей, даже раковых (ослабляет болевые ощущения).
Синий цвет
Голубой и сапфирно-синий цвета со всеми оттенками используют для успокоения и лечения воспалений. Синий цвет применяется также в случае острых болей, при нервных расстройствах, возбудимости, бессоннице, лихорадке (рекомендуется воздействовать на больные места или на голову синим цветом).
Аметистовый цвет (между фиолетовым и голубым) активизирует стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого цветов.
Фиолетовый цвет Фиолетовый и лиловый цвета используют при лечении болезней сердца, для повышения кровяного давлении, при функциональных расстройствах. Фиолетовый цвет благоприятно действует на сердце и легкие, увеличивая их органическую выносливость. Его действие на сердце, почки и т. д. гораздо сильнее действия лилового цвета, поэтому использовать его надо с осторожностью. Этот цвет благоприятен при лечении невралгических заболеваний, а также буйного помешательства (наблюдения показывают, что больные, пробыв в течение суток в комнате с фиолетовым интерьером, выздоравливают).
Розовый цвет
Этим цветом воздействуют на сердце, чтобы пробудить в пациенте любовь и противостоять меланхолии.

То, что в профессиональном лексиконе художников обозначается словом «цвет», в научном цветоведении определяется термином «цветовой тон».

Цветовой тон - качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, желтым, голубым, зеленым; особенность цвета отличаться от других цветов спектра. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие названия цветов произошли от объектов с характерным цветом: песочный, изумрудный, шоколадный, вишневый, что указывает на неразрывную связь цвета с предметным миром. Термины «светлота» и «цветовой тон» тесно связаны по своему содержанию с понятиями «свет» и «цвет». В натуре цветовой тон и светлота выступают неразделимо. И их разделение есть одна из условностей изобразительного искусства, зависящая от творческой установки художника, типа его видения, используемых им материала и техники. Однако между понятиями «светлота» и «цветовой тон» нельзя провести абсолютного разграничения и теоретически. Если, например, мы берем синюю краску, в различной степени разбавленную белилами, то имеем светлотные градации или изменения ее по светлоте. То же самое будет и со всякой другой краской, но если мы возьмем одну из светлотных градаций синей и одну из светлых градаций красной. То должны будем иметь розовую и голубую краски. «Живопись есть передача тоном (т.е. светосилой цвета), плюс цвет, видимого материала» -- говорил Н. П. Крымов. Это еще раз свидетельствует о том, что всякое красочное пятно заключает в себе цвет, характеризующийся тремя связанными между собой показателями - «светлота», «цветовой тон», «насыщенность». И при изменении краски по светлоте происходит у одних красок меньше, у других - больше изменение по цветовому тону.

> Насыщенность

Насыщенность - сила цвета - степень отличия хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета; степень приближения к чистому спектральному цвету или процентное содержание цвета в данном оттенке. Чем ближе цвет приближается к спектральному, чем сильнее его отличие от серого цвета, тем он насыщеннее. Розовый, светло-желтый, светло-голубой или темно-коричневый являются малонасыщенными цветами. В практике малонасыщенные цвета получают путем добавления к хроматическому цвету белой или черной краски. От примеси белил цвет светлеет, от черной краски - темнеет. Потемнение или посветление цвета всегда понижает его насыщенность. Насыщенность зависит и от цветового тона. Желтый цвет всегда насыщеннее красного, красный - синего.

В цветоведении часто измеряют не насыщенность, воспринимаемую визуально, а так называемую чистоту, или колориметрическую насыщенность цвета, которая определяется отношением яркости спектральной составляющей к общей яркости цвета. Чистота цвета - относительная величина и обычно выражается в процентах. Чистота спектральных цветов принимается за единицу, или за 100 процентов, а чистота ахроматических цветов равна нулю. Зная цветовой тон, светлоту и насыщенность цвета, можно количественно измерить любой цвет. Малейшее изменение одной из трех определяющих цвет величин влечет за собой изменение цвета. Метод определения цвета по трем перечисленным характеристикам, удобный тем, что цвет можно определить количественно, успешно применяется в различных областях науки и техники, в том числе в полиграфии, текстильном производстве, цветном телевидении и т.д., где для измерения цвета применяют специальные приборы - спектрофотометры и колориметры различных систем. Все методы определения цвета в колориметрии основаны на сравнении цветов, которые лежат в одной плоскости и находятся в одинаковых условиях освещения. В живописи при работе с натуры художник должен анализировать и сравнивать цвета, присущие сложным по форме объемным объектам или предметам, которые, как правило, находятся в окружении цветовой среды или предметов другого цвета и которые расположены на нескольких, иногда достаточно удаленных друг от друга планах и, следовательно, и различных условиях освещения.

> Цветовой круг

Цвета спектра - красный, желтый, синий - называют основными цветами. Их нельзя получить смешением других цветов. Если смешать два крайних цвета спектра - красный и фиолетовый, то получится новый промежуточный цвет - пурпурный. В результате мы имеем восемь цветов, считающихся в практике наиболее важными: это желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый. Замкнув эту полоску в кольцо, можно получить цветовой круг с той же последовательностью цветов, как в спектре. Если в цветовом круге из восьми цветов смешивать соседние цвета в различных пропорциях, то можно получить множество промежуточных оттенков. Смешивая оранжевый с желтым, получим оранжево-желтый и желто-оранжевый и т.д. Цветовые круги могут быть различными по количеству содержащихся в них цветов, но не более 150, т.к. большего количества глаз не различает.

Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто- зеленые цвета, а в другую - голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Первые из них называют теплыми цветами, вторые - холодными. Отнесение цветов к теплым или холодным основано на том, что красные, оранжевые и желтые цвета напоминают цвет огня, солнечного света, раскаленных предметов; голубые, синие, фиолетовые цвета напоминают цвет воды, воздушной дали, льда. Чистый зеленый цвет считается нейтральным. Он может быть теплым, если в нем будут заметны желтоватые оттенки, и холодным, если в нем будут преобладать голубоватые и синеватые оттенки.

Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.

Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Некоторые люди в силу особенностей развития организма вообще не различают цвета. Но большая часть людей способна воспринимать глазом волны определённой длины – от 380 до 780 nm. Поэтому данный участок был назван видимым излучением.

Если солнечный свет пропустить через призму, этот луч разложится на отдельные волны. Это как раз те самые цвета, которые может воспринимать глаз человека: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это 7 электромагнитных волн разной длины, которые вместе составляют белый свет (глазом видим как белый цвет), т.е. его «спектр».
Итак, каждый цвет – это волна определённой длины, которую может увидеть и распознать человек!


Видимый цвет предмета определён тем, каким образом этот предмет взаимодействует со светом, т.е. с составляющими его волнами. Если предмет отражает волны какой-то длины, то эти волны и определяют то, каким мы видим этот цвет. Например, апельсин отражает волны длиной примерно от 590 до 625 nm – это волны оранжевого цвета, а остальные волны поглощает. Именно эти отражающиеся волны и воспринимаются глазом. Поэтому апельсин человек видит оранжевым. А трава выглядит зелёной, потому что благодаря своей молекулярной структуре, поглощает волны красного и синего цвета и отражает волны зелёной части спектра.
Если предмет отражает все волны, а как мы уже знаем, все 7 цветов вместе образуют белый свет (цвет), то такой предмет мы видим белым. А если предмет поглощает все волны, то такой предмет мы видим чёрным.
Промежуточные варианты между белым и чёрным – оттенки серого. Три этих цвета – белый, серый и чёрный – называются ахроматическими, т.е. не содержащими «цветного» цвета, они не входят в спектр. Цвета из спектра – хроматические.




Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.

Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.



Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.

Характеристики цвета.

1) ЦВЕТОВОЙ ТОН . Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д.
Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».
Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.
За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
Как раз подтон и определяет такое понятие, как ТЕМПЕРАТУРА цвета. Если к основному тону добавить жёлтый пигмент, то температура цвета будет ощущаться тёплой. Ассоциации с красно-жёлто-оранжевыми цветами – огонь, солнце, тепло, жар. Предметы тёплых оттенков кажутся ближе.
Если к основному тону добавить синий пигмент, то температура цвета будет восприниматься холодной (цвета голубой и синий ассоциируются с льдом, инеем, холодом). Предметы холодных оттенков кажутся дальше.

Здесь важно запомнить и не путать понятия. Есть два значения словосочетаний «тёплые цвета» и «холодные цвета». В одном случае говорят о цветовом тоне, тогда красный, оранжевый и жёлтый – тёплые, а синий, сине-зелёный и фиолетовый – холодные цвета. Зелёный и сиреневый – нейтральные.

Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что каждый цвет может иметь и тёплый, и холодный оттенок в зависимости от своего подтона ! Кроме оранжевого – он всегда тёплый (из-за особенностей его расположения в спектре). Белый и чёрный вообще не входят в цветовой круг и потому для них не применимо понятие цветового тона, но коль речь зашла о температуре всех цветов, то обозначу сразу, что эти два относятся к холодным цветам.



2) Вторая характеристика каждого цвета – ЯРКОСТЬ .
Она показывает, насколько сильно световое излучение. Если сильное, то цвет максимально яркий. Чем меньше света, тем цвет выглядит темнее, яркость снижается. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ . Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. В английском языке для более густого, тёмного цвета применяются слова-синонимы: deep (глубокий) и dark (тёмный). В названиях цветотипов вы эти термины тоже встретите.
Яркость света и яркость цвета – разные понятия. Выше говорилось именно о цвете предмета при ярком свете. В графических программах (в том же painte) яркость используется именно в этом значении. На картинке ниже можно увидеть уменьшение параметра «яркость» при затемнении цвета.
Но также существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, т.е. максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого. И именно в этом значении я буду использовать этот термин в дальнейшем. Если написано «параметр «яркость»», то речь идёт об изменении освещения (т.е. светлоте/темноте).


3) Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА .
Это характеристика, противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета.
Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости, ещё раз делаю акцент на разнице этих понятий.
Оттенки с повышающейся степенью светлоты воспринимаются как всё более и более разбелённые, бледные, слабые. Т.е. с малой насыщенностью.


4) Четвёртая характеристика каждого цвета – ХРОМАТИЧНОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ) . Это степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Т.е. его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Важно не путать понятия «сочный» и «насыщенный» цвет. Напоминаю, что насыщенный – это тёмный оттенок, а сочный – это яркий, без примесей, тон.
Часто, когда говорят, что цвет яркий, имеют в виду, что он максимально хроматичен, чистый, сочный цвет. Именно в этом значении данный термин и используется в теории цветотипов, о которых пойдёт речь дальше.
Если же говорить о параметре «яркость» в значении освещённости (много света – яркость выше – цвет белее, мало света – яркость ниже – цвет темнее), то мы увидим, что при снижении хроматичности этот параметр не меняется. Т.е. характеристика хроматичность применяется к предметам с одним цветовым тоном в условиях одинаковой освещённости. Но один предмет при этом выглядит более «живым», а другой более «выцветшим» (выцветший – потерявший свой яркий цвет).


Если увеличить параметр «яркость», т.е. добавить белый цвет, то и на этом уровне светлоты можно таким же образом делать цвет более приглушённым, добавляя серый оттенок.


Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).


Ещё один важный нюанс – при добавлении в основной тон любого ахроматического цвета (белый, серый, чёрный), меняется температура цвета. Она не меняется на противоположную, т.е. тёплый цвет не станет таким образом холодным или наоборот. Но эти цвета приблизятся по характеристике «температура» к нейтральным оттенкам. Т.е. без ярко выраженной температуры. Именно поэтому представители мягких, тёмных или светлых цветотипов могут носить некоторые цвета из нейтрально-холодных или нейтрально-тёплых вне зависимости от своего основного цветотипа. Но об этом буду рассказывать позже.

Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые (с золотистым подтоном) / холодные (с синим подтоном)
2) Светлые (ненасыщенные) / тёмные (насыщенные)
3) Яркие (чистые) / мягкие (приглушённые)

И у каждого цвета есть одна ведущая характеристика и две дополнительных, что и обусловливает название некоторых оттенков. Например, светло-розовый – ведущая характеристика – «светлый», дополнительные – может быть как тёплым, так и холодным, как ярким, так и мягким.

Потренируемся определять ведущую характеристику.


Или одну ведущую и одну – дополнительную.


На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета – цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета – цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета – цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета – цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета – чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета – приглушённые, с добавлением серого.