Домой / Помада / Когда начинать учить ребенка читать: советы психолога. Чему и как я учу малыша

Когда начинать учить ребенка читать: советы психолога. Чему и как я учу малыша

Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам - это раннее обучение чтению .

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки , есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет . Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения - японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом . Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители - монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7-8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12-15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков , да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения . Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста - это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5-6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей. Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик - реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития - это десоциализация ребенка . Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет - это период, когда основная деятельность ребенка - это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте - это игра . Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже - когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение , образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность . Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

Все без исключения родители радуются, когда их малыш учится чему-то новому.

Любые, даже малейшие, победы становятся поводом для гордости, о них непременно рассказывают всем знакомым и друзьям.

Многие современные психологи отрицательно отзываются о раннем развитии ребёнка, так как считают, что в этом процессе не учитываются психологические особенности.

Развитие и состояние психики ребёнка 100 лет назад и сейчас не имеют каких-либо отличий.

Ни один родитель или педагог не в состоянии ускорить или другим образом повлиять на психологические процессы в организме своего ребёнка.

Абстрактные образы, такие как буквы или цифры, ребёнок не способен воспринимать до 6 лет. Его нервная система имеет программу, которая генетически заложена, и в определённые моменты приходит момент развития тех или иных структур мозга.

В 5-6 лет у ребёнка развито наглядно-образное мышление. Он воспринимает только то, что мог видеть и чувствовать на протяжении своей маленькой жизни.

В 3-4 года такие понятия, как буква, слово, слог, не воспринимаются ребёнком. Он может сложить буквы в слоги и механически запомнить их написание. Но прочитать какое-то простенькое предложение и тем более его понять для малыша пока невозможно.

Ещё одним важным аспектом является то, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно игры готовят малыша чувствовать окружающий мир, понимать людей, выражать свои мысли. Если неосознанно, а тем более необдуманно нарушить эту «игровую» деятельность, можно достаточно сильно навредить становлению личности ребёнка.

Швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет три периода психологического развития у детей:

  • сенсорно-моторный (от рождения до двух лет) – формирование тактильных чувств и физических ощущений;
  • образный (от двух до семи лет) – на первом плане игра и освоение языка, формируется самооценка;
  • логический (от семи лет до одиннадцати лет) – выстраиваются логические умозаключения.

Конечно, для освоения чтения лучше всего подходит третий период. Но несмотря на это, многие современные родители стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать.

Раннее развитие: плюсы и минусы

Последнее десятилетие словосочетание раннее развитие можно всё чаще услышать из уст новоиспечённых родителей.

Сторонники такого развития утверждают, что самым оптимальным является возраст от 3 месяцев до 3 лет.

Японская Ассоциация раннего развития даже выпустила книгу под названием «После 3 уже поздно», которая убеждает современных мам и пап в необходимости такого развития.

Психологи считают, что такое стремление – как можно быстрее научить ребёнка всему и сразу – продиктовано неуверенностью родителей. Ими движет собственная нереализованность и жизненная неудовлетворённость. Поэтому сделать из своего чада вундеркинда становится просто целью всей их жизни.

Раннее развитие имеет не только свои плюсы, как утверждает Ассоциация, но и минусы. В качестве плюсов можно выделить:

  1. Общение с ребёнком. Какими бы сложными ни были занятия и уроки чтения, малыш проводит время с любимыми родителями. Такое общение необходимо и положительно сказывается на психологическом развитии ребёнка.
  2. Новая информация. Во время занятий чтению ребёнок узнаёт много нового и интересного для себя. Конечно, он и без раннего чтения познакомится с предметами и явлениями. Но развивающие книжки сделают этот процесс интереснее.
  3. Развитие мозга. Так как занятия по обучению чтению развивают ребёнка, его мозг тренируется без напряжения и всё схватывает на лету. Это поможет в школьные годы уменьшить нагрузку и успешнее справляться с учебными задачами.
  4. Приобретение полезных навыков. Раннее развитие – это тренировка мышления, освоение новых умений и навыков, развитие логики. Это «фундамент» для дальнейшего обучения. Следующие знания не смогут занять прочное место, если нет подготовки.
  5. Повышение самооценки. Похвала нужна и мамам и деткам. Когда родители занимаются с малышом, то осознание, что они делают что-то полезное, поднимает настроение. Да и ребёнок, чувствуя гордость родителей и слыша ласковые слова, стремится к новым победам.
  1. Родители увлекаются. Для них раннее развитие – своеобразная гонка и способ самореализации. Они хотят показать окружающим, каких высот может добиться их ребёнок и какой вклад в это был внесён с их стороны.
  2. Знания требуют сил и времени. Это относится и к мамам, и к детям. Занимаясь с ребёнком, мама может забывать о себе и посвящать время только занятиям для того, чтобы добиться лучших результатов. Да и ребёнку, в силу возрастных и психологических особенностей, трудно долго концентрировать своё внимание.
  3. Не учитываются интересы малыша. Главная деятельность раннего дошкольного возраста – игровая. И конечно, ребёнку интереснее играть в игрушки, смотреть мультики, общаться с домашними питомцами, чем сидеть за развивающими книжками и учиться читать. Важно учитывать желания ребёнка.
  4. Неподготовленность к новым знаниям. Мозг воспринимает ту информацию, которая соответствует возрасту и потребностям ребёнка. Если такое раннее обучение проводить с неподготовленным ребёнком, то в дальнейшем это плохо скажется на обучении в школе. Да и никакого желания ходить в образовательное учреждение у ребёнка не будет.

Каждый родитель самостоятельно принимает решение об оптимальном возрасте обучения чтению своего ребёнка. Но лучше при выборе учитывать плюсы и минусы раннего и своевременного развития.

Все о выборе аптечного аспиратора для малыша вы найдете .

Чтение в удовольствие: когда же начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических особенностей ребёнка, которые стоит учитывать:

  1. Обязательным условием начала обучения является речь ребёнка. Он должен говорить не только словами, но и предложениями. Понимать то, что он говорит и для чего. Очень опасно начинать обучение, когда малыш ещё плохо разговаривает.
  2. Ребёнок без труда может назвать слово, которое начинается на букву М и заканчивается на букву А? Выделяет общий звук в нескольких словах? У него хорошо развит фонематический слух. И это очень важно для начала обучения чтению.
  3. У ребёнка не должно быть логопедических проблем. Если он не выговаривает какие-то буквы алфавита, то это нарушает фонематический слух и затрудняет чтение.
  4. Малыш должен пространственно мыслить и знать понятия «лево», «право». Так как читать ему придётся слева направо. Если пространственные понятия незнакомы, то ребёнок начинает читать как ему нравится: с той буквы, которая наиболее интересна.

Примерно данные признаки и умения проявляются к пятилетнему возрасту. Но каждый ребёнок индивидуален, и это не стоит забывать.

Если родители каждый вечер читают сказки перед сном, прививают любовь к чтению, знакомят малыша со стихотворениями чтением вслух, то последующее обучение ребёнка будет успешным и желанным.

Методики обучения чтению: какую выбрать?

Для раннего обучения чтению существует несколько методик, которые имеют свои особенности и рекомендации.

Какую же выбрать, чтобы добиться максимальных результатов?

  1. Азбука – каждая буква имеет картинку-помощницу, которая облегчает запоминание буквы. Например, А– это аист, М– молоко. Но такой способ плох для чтения, так как ребёнок совместно с буквой запоминает и образ, который относится к ней. Как ему понять, почему слово МАМА состоит из чередования аистов и молока, если он привык к таким картинкам?
  2. Букварь – это традиционный способ обучения. Современные буквари отличаются наличием ярких разнообразных картинок и героев. Но их принцип остался прежним – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Хороший букварь не должен сначала знакомить детей со всеми буквами алфавита, а потом учить их составлять слоги. Лучше, чтобы изучение букв и слогов шло параллельно, потому что из двух согласных и того же количества гласных можно составить уйму слогов. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно получать слоги из букв и слова из слогов.
  3. Метод целых слов – его автором является американский учёный Глен Доман. Он провёл эксперимент, который заключался в следующем. Взгляд у младенцев начинает фокусироваться примерно с двухмесячного возраста, и они с интересом наблюдают и познают окружающий мир. Как раз в таком возрасте им в быстром темпе показывались карточки с предложениями или словами. А мама или педагог читали то, что было написано на карточках, вслух. Продолжительность таких занятий поначалу должна была составлять максимум 10 минут, а потом это время увеличивали. Ребёнок запоминал целые слова благодаря такому методу. К карточкам, на которых были написаны слова, предъявлялись особые требования: размер и высота букв, объём информации строго отбирались. С появлением такой методики родители с энтузиазмом начали писать карточки и проводить такие «ранние» занятия со своими младенцами. Но через какое-то время интерес ребёнка пропадал, а энтузиазм родителей постепенно угасал.
  4. Кубики Зайцева – о них слышали, наверное, все. Петербургский педагог Н. А. Зайцев придумал поместить склады на кубики, что позволило детям в игровой форме учиться читать. Вроде бы и хорошо, что учитывается основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, но это не очень убедительное преимущество. А недостатков можно назвать несколько. Первый недостаток – стоимость комплекта. Кубики, таблицы-плакаты и аудиокассета могут влететь в копеечку «продвинутым» родителям. Второй недостаток – ребёнок лишается возможности понять, как появляются слоги, и использует уже готовый «материал».
  5. Система максимально раннего развития Павла Тюленева : девиз такой методики «Чем раньше, тем лучше». А конкретнее, П. Тюленев считает, что любой нормальный ребёнок к году легко научится складывать буквы в слова, а к двум освоит беглость чтения. Так же как и в методике целых слов используются карточки, которые зачитываются ребёнку с самого рождения. Важно следить, чтобы ребёнок не отвлекался на другие предметы. Если применять данную методику на практике, значит перескакивать все психологические этапы развития ребёнка и сразу переходить к выполнению умственных операций. А как же тогда игра и образное мышление?

Без игровых моментов в обучении научить ребёнка дошкольного возраста читать практически невозможно. Нужно стараться проводить занятия в игровой форме, использовать сказочных героев-помощников, составлять сценарии занятий.

  1. Важно не заставлять ребёнка читать, если он этого не хочет. Такие занятия должны вызывать положительные эмоции. Это будет полезным для дальнейшего обучения в школе и адаптации к получению знаний.
  2. Тщательно продумывайте задания, так как от этого зависит успешность обучения. Не нужно просить читать длинные предложения, пока не убедитесь, что ребёнок понимает смысл прочитанного.
  3. Продолжительность занятия должна составлять 10-15 минут. Помните – ребёнок быстро устаёт, тем более от нового вида деятельности. Если он потерял интерес, лучше закончить занятие и дать ему отдохнуть.
  4. И однозначного ответа, в каком возрасте стоит начинать такие занятия, просто нет. Не стоит забывать, что малыш не инструмент вашей самореализации, а личность со своими потребностями и особенностями.

    Важно понимать, какую цель преследует обучение, и тогда выбор подходящего времени начала таких занятий будет простым и очевидным. Успехов и терпения!

    Видео на тему

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт - семейный психолог Ирина Карпенко .

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый - с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй - с 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий - с 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте - сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие - возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5-6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе - научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст - это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития - обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить - залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2-3 лет - переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, - предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения - не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова - затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста - до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6-7 годам, в редких случаях - в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет-скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Как я научилась читать? Все началось с магнитной азбуки, которую подарила мне мама. Игрушек в нашем доме было не так много, поэтому я полностью сосредоточилась на изучении букв, соединяя их в слоги, а слоги — в слова. В четыре года я бегло читала и в детском саду, вместо того, чтобы играть с куклами, сидела в укромном уголке с толстой потрепанной книгой сказок, которую выпросила у воспитателя. Большинство же моих сверстников осваивали грамоту с помощью школьной программы.

Современные дети другие. Многие из них умеют читать уже до школы. Этому содействуют родители, следуя методикам раннего развития. Некоторые из этих методик, например Павла Тюленева, содержат обещания, что малыши научатся читать к двум годам своей жизни. Но вот остается открытым следующий вопрос: полезно ли для детей такое раннее развитие? И еще вопрос:

В отношении первого вопроса «полезно ли для детей раннее развитие? » однажды встретила интересную информацию. Перескажу некоторые мысли.

Суть такова, что следуя методу раннего развития, мы не даем ребенку возможности прогрессировать естественным образом. Психологическое развитие ребенка проходит несколько этапов: сенсорно-моторный (до 2 лет, когда малыш познает мир через тактильные ощущения), образный (до 7 лет, когда он осваивает речь, знакомится с реальностью через символическую игру, осознает собственное «я») и логический (после 7 лет, когда ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логическую цепочку, принимать самостоятельные решения). Чтение относится к разряду логических операций, и учить ребенка читать, когда он еще не прошел этап символической игры — значит идти против законов природы.

Психологи отмечают, что настойчивые попытки обучить малыша чтению в раннем возрасте могут сыграть злую шутку. Если ребенок научится читать раньше, чем разговаривать, то могут возникнуть проблемы в живом общении, задержка речевого развития.

Если у малыша еще не сформирована пространственная ориентация, и он путает «право» с «лево», это может сказаться на чтении. Например, ребенок будет читать слово с той буквы, которая ему нравится, или «видеть» слово в зеркальном отражении.

С тем, что малыш должен пройти определенные этапы в своем развитии, согласятся многие мамы, убедившись в этом на собственном опыте. Может у вас тоже так случилось, что малыш, в 3-4 года зная буквы и даже умея объединять их в слоги, осознанно и главное с удовольствием, начал читать только к 6-7 годам? Поэтому возникает еще один вопрос: а стоит ли торопиться?

Так с какого возраста можно учить ребенка читать? Может стоит отказаться от всяких попыток развивать его с раннего возраста?

На самом деле никаких четких возрастных норм не существует. Все индивидуально. Кто-то из малышей уже к 4 годам и разговаривает, и читает легко. Кому-то чтение дается с трудом.

Главное правило — никакого давления, нажима и тем более, словесного или физического насилия! Если вы видите, что ребенок легко воспринимает информацию, и ему это нравится, то пользуйтесь моментом и обучайте малыша чтению.

Если малыш замыкается в себе из-за ваших попыток научить его читать, измените тактику. Иначе вы рискуете воспитать ребенка, ненавидящего учебу. Ненавязчиво, понемногу, . Именно такие рекомендации мне дала подруга, учитель младших классов по образованию и по призванию, когда увидела, как я пытаюсь обучить чтению свою старшенькую. Вняв совету, я вскоре увидела положительные результаты.

Не расстраивайтесь, если ваш малыш знает только отдельные буквы, тогда как соседский мальчик такого же возраста бегло читает. На практике известно много случаев, когда дети, научившиеся читать позже, догнали и перегнали своих школьных сотоварищей, читающих с раннего детства. Будьте терпеливы, и у вас все получится!

«Всему своё время!» - это высказывание как никогда актуально в случаях, когда мы говорим о росте развитии наших малышей, в том числе это касается того, когда начинать обучать ребенка чтению.
Лично я, по словам родителей, без особых усилий начала читать в 3 года. А вот моя дочь, ученица первого класса, по общепринятым нормативам читает неважно. Обучаться чтению она стала в саду, и до этого времени я ни коим образом не пыталась обучить ребенка читать самостоятельно. Причин тому было несколько.

Во-первых, мне долго время было очевидным, что моя дочь еще не готова к тому, чтобы обучаться чтению. А во-вторых, во мне сидело вполне объяснимое сомнение - мне казалось, что если я на свой манер, не владея методиками, начну обучать дочь чтению, то в саду она столкнется с определенной путаницей. С одной стороны, - знания, которыми одарила мама, с другой, - иной метод, предлагаемый воспитателем в саду.

Выяснилось, что сомневалась я в принципе зря. Мешанина в сознании у дочери, о которой я так беспокоилась, может возникнуть лишь в школе - при несовпадении методик обучения чтению дошкольной и школьной. Методов на сегодняшний день масса, и преемственность наблюдается не всегда, поэтому система обучения, принятая в каком-либо саду, не обязательно приветствуется в той школе, в которую впоследствии пойдет ребенок.

Поэтому я советовала бы довериться профессионалам, будь то детский сад или развивающая дошкольная организация. Но если нет возможности обратиться к профессионалам, и есть огромное желание взять инициативу в свои руки, тогда важно учесть два главных момента.

Когда начинать учить читать?

Очень важно, чтобы ребенок был готов к обучению. Связано это, прежде всего, с так называемыми сензитивными периодами в развитии детей.

Сензитивные периоды развития (от лат. sensus - чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Другими словами, только в соответствующий возрастной период ребенок может овладеть какими-либо знаниями и умениями. Эти периоды свойственны всем без исключения, но у каждого ребенка индивидуальны.

Знать о них следует каждому родителю, ибо они проходят безвозвратно! Важно о них знать еще и потому, что если заставлять ребенка усвоить что-либо вне соответствующего сензитивного периода, т.е. раньше или позже, чем к тому готов ребенок, то результат будет отрицательный, либо его вовсе не будет. Поэтому не стоит обучать ребенка чтению раньше, чем он к тому будет готов.

Логика речевого развития ребенка такова, что приблизительно к 5 годам малыш готов обучаться чтению. Выражается это, главным образом, в определенном интересе ребенка к тому, как устроено слово, из чего оно складывается, по каким законам его можно прочитать. Пять лет - возраст в данном случае приблизительный, потому как некоторые дети начинают интересоваться процессом раньше, другие же созревают лишь годам к семи, т.е. как раз к школе.

На самом деле, этот вопрос наиболее спорный! В современной методологии обучения чтению существует множество направлений, методов, систем и школ, отстаивающих свое право на существование и имеющих определенный набор плюсов и минусов. Но как же в этом изобилии разобраться родителям, теоретически не подкованным в этом вопросе?

Не хотелось бы выдавать нижеследующее за истину, ибо, по меньшей мере, специалистом в этой области не являюсь. Единственное, чем могу воодушевить, - для того, чтобы собрать материал по методикам и дать ему оценку, консультировалась не с одним специалистом в этой области, благо, таковые в поле моей жизнедеятельности имеются!

Главное, что нужно учесть при выборе методики обучения чтению на дому, - это не громкое имя автора методики, и не частоту появления оной в поле зрения и слуха, а как раз то, насколько адаптирована методика именно для обучения ребенка не специалистом, т.е. родителями.

М. Монтессори, кубики Зайцева, методика Глена Домана, азбука Льва Толстого и др. - все эти прекрасные имена и системы оставим для специалистов. Дело в том, что при всей привлекательности этих систем, в домашних условиях обучать чтению по ним не советуют, так как в них очень много тонкостей, которые будут ясны лишь подготовленному специалисту и без которых система теряет смысл.

Думаю, что истина в простом! Если, например, я научилась читать в раннем возрасте, не прибегая к услугам ни одной из этих прекрасных методик, значит, всё выполнимо. И, скорее всего, каждый из родителей, сформирует свой путь и метод.

При этом все же важно учесть два момента.

1. Метод сложения букв.

Некоторые родители выбирают ошибочно такой путь, при котором ребенок изучает с их помощью сначала алфавит (буквы), а затем ему предлагается складывать из этих букв слоги и слова. Кстати, таким именно образом моя мама пыталась обучить мою старшую дочь чтению. Интуитивно, видя плачевный результат их обоюдного мучения, я запретила попытки. Что же получается в этом случае? Например, ребенок знает букву «м» (эм), или мы говорим (мэ) и букву «а». Малышу предлагается сложить из этих двух букв слог «ма», а затем слово «ма-ма». В итоге, мы слышим от ребенка что-то наподобие: (мэа-мэа). При таком неверном подходе ребенку не становится ясно, каким образом происходит соединение букв в слоги и слова, поскольку отсутствует понятие звука.

Общепризнанным в общеобразовательных школах является звуко-буквенный способ сложения букв. Но с ним можно работать только подготовленному специалисту, поэтому отложим его до первого класса вашего ребенка.

Мы же возьмем из этого способа сложения букв главную идею. Начинаем знакомство ребенка не с алфавита, а со звукового ряда. Т.е. сначала учим звуки! И при этом одновременно малыш видит, как эти звуки отображаются графически (т.е. на письме). Звуки произносим коротко - «м», «п», «д», «а», «у» и т.д. Звуки делим условно на четыре группы. Не забываем, что согласные звуки бывают твердые и мягкие! А гласные лучше разделить на две группы. В одной - а, о, у, ы, э. В другой - я, ё, ю, и, е.

Потом учимся соединять звуки-буквы в слоги, а слоги в слова. Далее, когда ребенок начнет читать, можно уже приступить и к изучению алфавита. Впрочем, это он успеет сделать и в школе.

Пример того, что я имею ввиду. Пишете ребенку звук «м» (твердый), и гласные «а», «о», «у», «ы», «э». Озвучиваете ребенку то, что написали. Пытаемся соединить их по очереди - «ма», «мо», «му», «мы», «мэ». Далее пишем звук «м"» (мягкий) и рядом гласные «я», «ё», «ю», «и», «е». Соединяем - «мя», «мё», «мю», «ми», «ме». И, таким образом, нужно поступить со всеми согласными, группы гласных остаются неизменными. Можно сделать карточки. Как удобно. При таком подходе, ребенку со временем становится очевидным, что перед определенной группой гласных согласные звуки звучат твердо, а в другом случае - мягко.

2. Еще один важный момент, подсказанный мне специалистами. Обратите внимание на то, каким образом вы будете соединять слоги друг с другом. Есть вариант, при котором гласная первого слога нарочито растягивается в звучании, с тем, чтобы дать возможность ребенку успеть прочитать второй слог про себя и не делать, таким образом, паузу в речи. Например, «мааааа-ма». Вот как раз такой подход внесет в дальнейшем школьном обучении ребенка путаницу, а для школьных учителей недовольство, ибо такое чтение в их планы не входит J Поэтому следите, чтобы ребенок соединял слоги в их «коротком» звучании - «ма-ма».

Вот, в общем-то, и все нюансы. И да простят меня истинные специалисты в этой области за возможный непрофессиональный подход в объяснении данного процесса. Но главная проблема как раз заключается в том, что изучить тонкости пресловутых методик, порой, представляется невозможным в силу их научности и замысловатости.

Можно пойти и другим путем. Купить соответствующую литературу, и заниматься по ней, не забывая о тех важных моментах, о которых я сказала выше.

Из методических пособий, которые посоветовали мне для домашнего обучения, прекрасно подойдут:

Серия «Ломоносовская школа», издательство «Эксмо». В серию входят книги для детей разного возраста - 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. В сериях для каждого возраста по 4 книги - математика, обучение чтению, письмо, развитие речи (окружающий мир). Все уровни логично связаны между собой, но можно начинать с любого уровня. Эти книги - великолепный синтез лучших российских традиций и зарубежного подхода. Одно занятие - на разворот, крупные рисунки, страница не перегружена материалом, хорошая бумага и полиграфия. Серия имеет хорошие отзывы, как у специалистов, так и у многих мам. Цена около 200 рублей за книгу.

Есть более экономичный вариант. Это серия пособий для дошкольников Узоровой и Нефедовой. К сожалению, они печатаются на очень дешевой бумаге, что не очень хорошо для восприятия ребенком информации, и карандаш может порвать бумагу в неуверенной руке ребенка. Психологической травмы, конечно, не будет. Поэтому выбор остается за родителями!

На сегодняшний день появилось еще множество авторов, издающих книги по данной тематике, и многие из них вполне удачны. Но вот эти два варианта, несомненно, беспроигрышны.

Я искренне желаю вам удачи! Лично я, оказалась, как сапожник без сапог, в ситуации, когда, имея за плечами филологическое образование, не смогла обучить свою старшую дочь чтению. И счастлива, что нам повезло с педагогами в детском саду, благодаря которым моя дочь была прекрасно подготовлена к школе!



Статьи по теме: Дети

Виктория Фадеева 21.07 15:25

Наташа, прекрасно желание научить ребенка читать. Моя мама, решила, что Катя должна начать читать в два года, т.к. я читала в 3 года. А у меня есть ст.сестра (которая не только про половую жизнь мне рассказывала)))))), но и научила меня читать (она уже пошла в школу, и отрабатывала на мне пройденный материал)))). Так вот я действительно запретила маме учить Катюшу. И вижу в твоей статье подтверждение правильности моего решения.

Самое главное, что ребенок должен быть готов. Т.е. проявлять интерес. Конечно этот интерес в дочке я тщательно будила: много читаем книжки, и объясняю, что она и сама сможет также. Учится читать в садике, и в развивающий центр ходим. А сейчас уже можем читать вывески на магазинах. Помнишь наверняка, как сама стояла с мамой за руку, и читала по слогам: "Гас-тра-ном"))) Я очень хорошо помню.

Конечно необходимо заниматься со специалистом. И обязательно узнать в д/с, есть ли у них такие заниятия.

маша Филимонова 05.08 11:26

Спасибо за пост! Тема очень интересная и непростая. Я читала Домана и о Зайцеве наслышана тоже, а вот те ссылки, что привели вы (серия «Ломоносовская школа») - совсем ничего не знала, спасибо огромное, пойду изучать. Мне лично вопрос чтения важен не столько потому, что я думаю дети должны обязательно читать сами в 4 года, а скорее потому что в школу мы пойдем итальянскую и русского там просто не будет. Для укрепления русского языка, в принципе, чтение будет безусловно очень большой подмогой и потом, в условиях нашего двуязычия, изучить чтение по-русски было бы очень полезно и для дальнейшего обучения другим языкам.

света копер 16.08 09:09

система Домана, в принципе, сейчас очень популярная в России. Но говорят, что при всей ее эффективности она слишком сложна в ее практическом применении. Поэтому родителям лучше пойти более простым путем. Кубики Зайцева - тоже хороши, цена, правда, многих смущает - довольно дорогие. Но про них тоже слышала, что нужно хорошо представлять специфику обучения по ним, иначе толку не будет.
Для деток в условиях двуязычия, изучение русского как иностранного должны быть, видимо, свои методики. Мне, к сожалению, никто не смог подсказать, какие именно можно использовать. Но думаю, что было бы желание, и всё получится! Главное, - я вижу, что Вы абсолютно думающий человек, и не пустите процесс обучения на самотек, подойдете со знанием дела! Поэтому успехов!
А для закрепления знаний русского как иностранного, кроме чтения, неплохо бы постоянно иметь и постоянное общение на русском, иначе рискуете натолкнуться в дальнейшем на языковой барьер (когда ребенок может читать и мысленно все понимает, но не может сам сформировать в разговоре фразу). Поэтому упор на общение! Хорошо бы, конечно, в группе.