Домой / Помада / Методика Цицерона — эффективно запоминаем информацию. Проводим диагностику внимания ребёнка с помощью методики «Запомни и расставь точки

Методика Цицерона — эффективно запоминаем информацию. Проводим диагностику внимания ребёнка с помощью методики «Запомни и расставь точки

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Сегодня поговорим про методики запоминания. Разберем, эффективные методы работы с памятью, научимся быстро запоминать иностранные слова и «выучим» таблицу умножения.

Каждому из нас приходилось учить отрывки поэм или большие стихотворения в школе – объем, бывает, две страницы и больше. Каждый сталкивался с изучением иностранного языка в школе, в ВУЗе, а кто-то и сейчас время от времени становится полиглотом, потому что этого требует работа.

Наконец, всем нам приходится пользоваться записными книжками, чтобы записать очередной номер сотового, чей-то адрес или е-мейл, так как в памяти удержать эту информацию, якобы, невозможно.

Задумывались ли вы, каким способом запоминаете? На самом деле, существует определенная классификация. Известные в психологии приемы запоминания делятся на следующие виды:

  • Рациональные способы запоминания;
  • Механические;
  • Ассоциативные.

Чтобы запомнить длинный ряд цифр – требуется один способ, чтобы выучить английское слово – совсем другой. Давайте остановимся подробнее на каждом из них.

Механический способ запоминания

Этот прием основывается на многократном прочтении текста. Если мы учим стихи, то повторяем каждую строчку и присоединяем ее к предыдущей. Механический способ – это, пожалуй, тот вид запоминания, которым все мы привыкли пользоваться еще со школьной скамьи, не задумываясь при этом, рационально ли тратим время.

Между тем, этот метод не самый лучший. Если таким способом вы попытаетесь вызубрить подряд две страницы прозы, то, скорей всего, застрянете на первых же абзацах, измучаетесь и сильно устанете.
А какие методы есть еще?

Рациональные способы

С этим видом мы сталкиваемся в студенческие годы. Сюда относятся:

  • Составление конспекта;
  • Группировка информации;
  • Рисование интеллект-карт.

Приемы рационального запоминания позволяют проникнуть в суть, содержание текста и запоминать его осмысленно.

Как составлять конспект, я думаю, объяснять не стоит. Все мы проходили это в школе. Записываются самые главные и самые важные мысли.

Как нарисовать интеллект-карту? Для этого выявляем основные ключевые понятия, а также связи между ними и изображаем все это на листе бумаги в цветном исполнении. Например, это может выглядеть вот так:

Яркий зрительный образ облегчает и ускоряет запоминание больших объемов информации.
Группировка заключается в следующем. Допустим, официанту нужно подать к столу на банкете 15 блюд из меню:

1. Компот;
2. Борщ по-украински;
3. Чай;
4. Винегрет;
5. Молочная каша;
6. Шницель;
7. Коктейль «Двойная бодрость»;
8. Печенье;
9. Закуска «Новая»;
10. Щи;
11. Ватрушка с сахаром;
12. Солянка сборная;
13. Эскимо на палочке;
14. Цыпленок-табака;
15. Салат с яйцом;

Как вы думаете, запомнит официант все это? Пожалуй, если только уж оч-чень талантливый. Наш герой рассказа сделает следующее. Расфасует заказ по маленьким кармашкам. Объединит в 5 групп:

Теперь запомнить не составит труда. Группировка часто используется в комплексе с другими приемами мнемотехники. Их рассмотрим далее.

Ассоциативные методы

Это запоминание на основе визуального мышления. Оно заключается в подборе соответствующих образов и объединении их в одно общее действие.

Включает в себя следующие приемы запоминания:

  • Связка образов;
  • Зацепки (запоминаем числа в виде образов);
  • Запоминание по первым буквам;
  • Рифма;
  • Римская комната (или метод Цицерона).

Методы связки и зацепки мы довольно подробно разобрали в статье .
Способ запоминания по первым буквам ярко иллюстрируется детсадовским примером:

Помните? Этим способом еще при советской власти часто пользовались: «Промвторметсбытхимторг» и прочие абракадабры.

Давайте чуть подольше задержимся на описании последних двух методов.

Метод рифмовки

Вот мы и добрались до таблицы умножения. Наверно, самое нелюбимое задание для школьников – это ее выучить. Хотя все довольно просто и лежит на поверхности: следует зарифмовать каждый пример – применить метод рифмовки. Стихи запоминаются быстрее.

Уже написано много стихотворений-подсказок в помощь школьникам, например, такое:

2 × 7

«Дважды семь мышей -
Четырнадцать ушей!»

2 × 8
«Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног - шестнадцать.»

Это знаменитая «Таблица умножения в стихах» А.Усачева . Можно заучивать таблицу по нему, а можно сочинить поэму собственного производства.

С использованием метода рифмовки с успехом делается телевизионная реклама. Некоторые ролики так прочно (за счет рифмы) вселяются в наше сознание, что остаются там на долгие годы.

Метод Цицерона

А эта техника быстрого запоминания будет полезна студентам во время сессии, школьникам, если надо выучить большой стих и всем тем, кто так или иначе сталкивается с запоминанием больших объемов информации.

В очень знакомой комнате, двигаясь слева направо, по часовой стрелке, закрепляем мысленно за каждым предметом ключевое слово из заучиваемого текста (конечно, текст мы разбили перед этим на ключевые фразы и слова).

Важно не нарушать последовательность: только слева направо и сверху вниз – если в одном месте находятся два и более предметов один над другим.

Лучше перед тем, как заучивать, пройти по комнате предварительно, запоминая точный порядок предметов. Чтобы вспомнить текст, обойдите комнату снова, мысленно. Образы предметов будут вызывать в памяти текст строчку за строчкой.

Как выучить иностранный язык

Есть еще два приема опосредованного запоминания (опосредованное – то есть осуществляемое с помощью образов):

  • Созвучие;
  • Привязка ощущений.

Как нельзя кстати эти методы нам пригодятся в изучении иностранных слов.

В первом приеме быстрого запоминания подбираем к изучаемым словам созвучные русские слова. Например, английское «look» («смотреть») будет хорошо ассоциироваться с русским словом «лук», а в слове «box» («коробочка») можно услышать «бокс».

Объединяем в пары: СМОТРЕТЬ – ЛУК и КОРОБОЧКА – БОКС. Создаем картинки методом связки образов – и вот уже слова запомнились.

Привязка ощущений поможет выучить правильное произношение иностранного слова. Прочитав слово на другом языке сразу же четко представляем себе в уме картинку, изображающую это слово (ни в коем случае не вспоминайте русский перевод).

Впоследствии это слово само будет ассоциироваться со своим образом, и вы можете намного быстрее разговаривать, допустим, на английском.

О том, как выучить текст на иностранном языке можете прочитать в статье

Заключение

Создание ассоциаций (или методика образная память) – это, пожалуй, самый эффективный способ запоминания, хотя и требует определенного умственного труда. Приложите усилия к его изучению – результаты не заставят ждать себя.

А нам с вами настала пора прощаться. Настоятельно советую обратить внимание на интенсив Стаса Матвеева «Суперпамять» – из него вы можете почерпнуть еще массу полезных и действенных методов запоминания.

Жду обратной связи, ваших комментариев и отзывов. Делитесь в сетях с друзьями, подписывайтесь на новости нашего блога.

Всем пока! С уважением, Юрий Окунев.

X. Методика «Запомни цифры».

VIII. Методика диагностики типа памяти.

Литература

  1. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: “Просвещение”, 1983.
  2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: “Сфера”, 2001.
  3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль, 1996.

4. Чиркина Г.В., Русецкая М.Н. “Визуальный тренажер”. М.: “АРКТИ”, 2006

Цель: определить тип памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов .

Материал: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

Ход эксперимента:

Испытуемому предлагается поочерёдно четыре группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.

Обработка и анализ результатов по формуле:

С = А/10 х 100 %,

где С- коэффициент типа памяти,

А – количество правильно воспроизведённых слов.

Чем ближе С к 100 %, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Вывод:

Высокий уровень запоминания – более 80 %.

Средний – 60-79 %.

Низкий – объём запоминания меньше 50 – 60 %.

IX. Методика ʼʼОценка оперативной зрительной памятиʼʼ .

Цель: Определить особенности развития оперативной зрительной памяти учащихся.

Материал: Карточки с треугольниками, матрица для поиска экспонированных карточек.

Ход эксперимента:

Ребёнку последовательно на 15 секунд каждая, предлагаются карточки – задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая и те шесть треугольников, которые ребёнок видел на отдельной карточке. Ребёнок должен отыскать и правильно указать в матрице всœе шесть изображённых на отдельной карточке треугольников.

Обработка и анализ результатов:

Делœение среднего времени работы ребёнка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет получить показатель развитости оперативной зрительной памяти.

Нормативных данных методика не имеет. Каждый отдельный результат должна быть интерпретирован лишь в сравнении с другими.

Цель: определить объём кратковременной слуховой памяти ребёнка.

Материал: ряды цифр

1. А Б
2. А Б

Ход эксперимента:

Ребёнку даётся следующая инструкция: ʼʼСейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу тебе слово ʼʼповториʼʼ.

Далее экспериментатор зачитывает ребёнку сверху вниз ряды цифр (1А), с интервалом в 1 секунду между цифрами. Ребёнок повторяет каждый ряд цифр за экспериментатором до тех пор, пока не допустит ошибку, в данном случае экспериментатор повторяет сосœедний ряд цифр (1Б). В случае если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то отмечается длина предыдущего ряда, воспроизведённого без ошибки.

Далее экспериментатор зачитывает ряды цифр, следующих в противоположном направлении. Далее определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и второй попытках.

Оценка результатов:

10 баллов – правильно воспроизведены 9 цифр.

8-9 баллов – точно воспроизведены 7-8 цифр.

6-7 баллов – воспроизведены 5-6 цифр.

4-5 баллов – названы 4 цифры.

2-3 балла – воспроизведены 3 цифры.

0-1 балл – воспроизведено от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития .

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

X. Методика «Запомни цифры». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "X. Методика «Запомни цифры»." 2017, 2018.

  • - Форматирование численных данных в Excel

    Улучшенные возможности условного форматирования часто применяются пользователями Microsoft Excel 2007. Анализ данных еще никогда не был таким интересным. Теперь можно еще эффективнее отслеживать тенденции, проверять состояние, находить данные и определять максимальные... .


  • - Microsoft Excel 2010

    1. Запускаем Excel. Создаём новую книгу. Заполняем таблицу. 2. Выделим таблицу. 3. В верхнем меню нас интересует группа «Вставка» ("Insert"). В ней смотрим панель "Charts". 4. Выберем тип будущей диаграммы (например "2D Pie"). 5. После выбора типа диаграммы она сразу... .


  • - Microsoft Excel 2003

    Диаграммы в Excel Как построить диаграмму в Excel? Microsoft Excel - очень мощный инструмент, который позволяет обрабатывать большое количество данных и удобно визуализировать их. Один из способов визуализации данных - диаграмма. Excel позволяет строить большое количество... .


  • - Французская романская скульптура. XI-XII вв.

    В XI в. во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание...

  • Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

    Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

    Методика «Узнай фигуры»

    Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

    В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1, в сопровождении следующей инструкции:

    «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

    Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

    Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

    Оценка результатов

    10 баллов

    – ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

    8-9 баллов

    ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

    6-7 баллов

    – ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

    4-5 баллов

    – ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

    2-3 балла

    – ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

    0-1 балл

    – ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов – очень высокий.

    8-9 баллов – высокий.

    4-7 баллов – средний.

    2-3 балла – низкий.

    0-1 балл – очень низкий.

    Рис 1.

    Методика «Запомни рисунки»

    Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

    «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

    Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

    Оценка результатов

    10 баллов

    – ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.

    8-9 баллов

    – ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

    6-7 баллов

    – ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

    4-5 баллов

    – ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

    2-3 балла

    – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

    0-1 балл

    – ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов – очень высокий.

    8-9 баллов – высокий.

    4-7 баллов – средний.

    2-3 балла – низкий.

    0-1 балл – очень низкий.

    Рис 2. Набор фигур к методике «Запомни рисунки»

    Методика «Запомни цифры»

    Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

    «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

    Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 3 А. с интервалом в 1 сек между цифрами. Послe прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

    Рис 3

    Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 3 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к за-читыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем (рис. 4 А, Б).

    Выводы об уровне развития

    10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий.

    4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий.

    0-1 балл – очень низкий.

    Рис. 4.

    В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

    Методика «Найди и вычеркни».

    Методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания.

    Стимульный материал. Таблица с изображенными на ней в случайном порядке простыми фигурами: (грибок, домик, мяч, ведерко, цветок, флажок); секундомер.

    Инструкция. Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы нужно будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка названные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится.

    Проведение теста . Перед работой проводят тренировочный тест. После его проведения ребенок работает 2,5 минуты в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорятся слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

    Обработка и оценка результатов . При обработке и оценке результатов сначала определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания, продуктивности и устойчивости:



    S= N t – 2 ,8 n

    где S

    N

    t -время работы;

    n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

    В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

    По всем показателям S , полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

    10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

    8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

    6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

    4-5 баллов - показатель S находится в границах от о,50 до 0,75 балла.

    2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

    0-1 балла - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,24 балла.

    Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

    10 баллов – все точки графика не выходят за пределы одной зоны (преимущественно зоны высокопродуктивного или среднепродуктивного внимания);

    8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах;

    6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах;

    4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах;

    3 балла – все точки графика располагаются в пяти разных зонах.

    Методика «Проставь значки».

    Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

    Стимульный материал. Таблица с изображенными на ней в случайном порядке геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, ромб), секундомер.

    Проведение исследования. Перед началом выполнения задания ребенку показывают приготовленную таблицу и объясняют, как с ней работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

    Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 1,5 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

    S= N t – 2 ,8 n

    где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

    N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

    t -время работы;

    n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

    Оценка результатов

    10 баллов – показатель S больше, чем 1,00

    8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

    6-7 баллов – показатель S находится в пределах от 0,50 до 0,75.

    4-5 баллов – показатель S находится в пределах от 0,25 до 0,50.

    0-3 баллов – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий

    8-9 баллов - высокий

    6-7 баллов - средний

    4-5 баллов - низкий

    0-3 баллов - очень низкий

    Методика «Запомни и расставь точки».

    С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

    Стимульный материал : 8 карточек с изображенными на них точками, 8 карточек без точек, секундомер.

    Порядок проведения . Карточки с точками раскладываются таким образом, чтобы вверху оказался карточка с двумя точками, а внизу – карточка – с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимися на них числом точек).

    Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

    Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

    Оценка результатов .

    Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

    10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

    8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

    6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

    4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

    0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов – очень высокий

    8-9 баллов – высокий

    6-7 баллов – средний

    4-5 баллов – низкий

    0-3 балла – очень низкий



    Нахождение недостающих деталей .

    Методика применяется для исследования образного мышления детей 4 –7 лет.

    Стимульный материал.

    Рисунки разных предметов, в которых отсутствуют какие-то части – иногда достаточно важные и хорошо видные, а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета.

    Инструкция .

    Посмотри внимательно на картинку и скажи, чего в ней не хватает.

    Проведение теста.

    Детям дают картинки и достаточное время (не более 5-7 минут) для того, чтобы ребенок мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку, если ответ неправильный, взрослый просит посмотреть на картинку еще раз. Если по истечении отведенного на данную картинку времени ответ не найден, переходят к следующему заданию.

    Анализ результатов .

    За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. В норме при предъявлении 10 картинок ребенок должен набрать 7-8 баллов.

    При оценке уровня мышления не имеет значения, какие именно картинки вызвали затруднения у ребенка, не подсчитывается и время, затраченное им на это задание. Однако для анализа некоторых характеристик мыслительного процесса эти параметры также важно учитывать. Так, время, затраченное ребенком на ответ, характеризует уровень его импульсивности. Как правило, импульсивные дети (то есть дети, стремящиеся к быстрым, часто необдуманным действиям, подвижные, иногда даже расторможенные) затрачивают на данное задание не больше 10 минут. Как правило, они стремятся побыстрее закончить работу, избавиться от нее, поэтому набирают небольшое количество баллов. Такие дети плохо ориентируются в задании, им не хватает терпения и усидчивости для того, чтобы внимательно рассмотреть предложенные рисунки. Неправильные ответы у этих детей в основном относятся к тем рисункам, на которых недостающая деталь не бросается в глаза, в то время как у отсталых детей ошибки возникают при анализе любых картинок.

    У астеничных детей (особенно к концу работы), а также у детей с низкой концентрацией внимания ошибки возникают преимущественно при рассмотрении сложных, требующих внимательного анализа картинок. Эти дети, в отличие от импульсивных, затрачивают на выполнение задания много времени (15-17 мин). таким детям рекомендуется давать меньшее количество картинок.

    Тест Когана

    Методика применяется для исследования схематического мышления у детей 4-6 лет.

    Стимульный материал

    Матрица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов спектра и отдельные карточки с этими же фигурами разного цвета. Карточек должно быть всего 25 (5 кругов, 5 квадратов, 5 треугольников, 5 овалов и 5 трапеций).

    Тест проводится в несколько этапов, на каждом из которых детям дают свою инструкцию.

    Инструкция.

    1. Разложи карточки по цвету. 2. Разложи карточки по форме. 3. Посмотри внимательно на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

    Проведение теста.

    На первом этапе детям дают все 25 карточек, но не показывают большую таблицу. Отмечают время, за которое они разложат карточки на группы по цвету. В процессе выполнения задания ошибки не исправляют, а только отмечают правильность ответа. На втором этапе дети должны разложить карточки на группы по форме. Необходимые исправления и объяснения даются только после проведения классификации. Затем детям показывают большую таблицу, дают новую инструкцию и отмечают время, за котое дети систематизируют карточки по форме и цвету одновременно. Помощь взрослого при этом исключается, объяснение способа решения задания, так же как и исправление ошибок, возможно только после окончания работы или отказа ребенка ее делать.

    Анализ результатов.

    Вначале исследуют временные показатели. Время, за которое была проведена классификация по цвету (t 1 ), складывают с временем, затраченным на классификацию по форме (t 2 ). Эта сумма должна быть меньше или равна времени, затраченному ребенком при систематизации по цвету и форме одновременно (t 3 ), то есть времени, за которое он раскладывает карточки во большой таблице. Таким образом, в норме у детей 5-6 лет

    t 1 + t 2 < (=) t 3

    исследуют также и характер ошибок, допущенных детьми при выполнении задания. В норме дети этого возраста должны безошибочно разделять фигурки по цвету и форме, то есть выполнять первые два задания этого теста. Если допускаются ошибки, их надо объяснить детям после окончания диагностики, но сам тест больше не повторяют. Ошибки, допущенные ребенком при выполнении этого задания, могут указывать на наличие отклонений в его интеллектуальном развитии. Особенно важно провести диагностику интеллекта таких детей по другим тестам (матрицы Равена, перцептивное моделирование), с помощью которых можно определить причины допущенных ошибок.

    Для детей со средним уровнем схематического мышления характерно наличие затруднений и незначительных ошибок (например, путаница некоторых цветов при общем правильном раскладе фигурок по клеточкам) при систематизации картинок на матрице. Все дети этого возраста должны справляться с заданием, и отказ ребенка раскладывать карточки, так же как и грубые ошибки (кладет карточки бессистемно; путает фигуры, помещая, например, квадраты в клеточки, предназначенные для кругов; складывает карточки в кучки, вместо того, чтобы разложить их по клеточкам) при условии правильного проведения теста, говорят о низком интеллектуальном уровне, наличии интеллектуального дефекта.

    Внимание - один из важнейших показателей готовности ребёнка к обучению. Перед поступлением в школу с детьми часто проводятся психологические тесты для оценки степени его концентрации. Но не менее важно организовывать подобные диагностические процедуры на протяжении всего периода обучения в начальной школе, ведь в это время в подрастающей личности окончательно формируется механизм включения произвольного внимания в процессе усвоения новой информации. Для этого применяется методика «Запомни и расставь точки».

    Коротко об авторе методики, её сути и целях

    Тест «Запомни и расставь точки» оценивает особенности психической деятельности ребёнка 6–11 лет, которые обеспечивают наилучшее отражение одних предметов или явлений, но при этом отвлекают от других. Иными словами, методика может выявить качественные показатели объёма внимания школьника. Авторство приёма приписывается нескольким европейским психологам, работавшим в начале ХХ века с гештальтпсихологией - изучением восприятия мира не как суммы значимых пространственно-наглядных частей, а с точки зрения отдельных элементов целого. С методикой «Запомни и расставь точки» работал и Макс Вертгеймер - один из основоположников теории. В современные отечественные учебники по психологии тест в переработанном виде попал благодаря Виктору Богомолову, преподавателю Московского гештальт института, который рекомендовал приём в своём сборнике «Тестирование детей».

    Задачи методики «Запомни и расставь точки» состоят в следующем:


    Процедура тестирования «Запомни и расставь точки»

    Стимульный материал методики «Запомни и расставь точки» представляет собой 2 листа с 8 квадратами, поделёнными на 16 клеток. В последних в произвольном порядке изображены точки, их количество варьируется (от 2 в первом квадрате до 9 в последнем). Задача испытуемого - посмотреть на расположение отметок и перенести их в пустые квадраты, расположенные на втором листе бланка, сохранив правильный порядок.

    Инструкция по организации диагностики:


    Файл: Стимульный материал к тесту

    Оценка и интерпретация результатов

    Для оценивания учитель выбирает тот квадрат, на котором ребёнок безошибочно отметил максимальное количество точек. Именно этот фрагмент работы и будет анализироваться:

    • За 6 и более точек школьник получает 10 баллов.
    • За 5 точек - 9. Если одну (кроме верных) ребёнок поставил с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, то ставится 8 баллов.
    • За 4 точки - 7. За одну отметку (кроме расставленных правильно), расположенную с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, ставится 6 баллов.
    • За 3 точки - 5 баллов. 4 засчитывается по схеме, описанной в предыдущих пунктах.
    • За 2 точки - 3 балла.
    • За 1 точку - 2 балла.

    Оценка результатов проводится в соответствии со шкалой:

    • 10 баллов - очень высокий показатель объёма внимания.
    • 8–9 - высокий.
    • 6–7 - средний.
    • 4–5 - низкий.
    • 0–3 - очень низкий.

    При средних и низких показателях ребёнку рекомендуется регулярно выполнять:

    • корректурные задания (например, в строчке с буквами вычеркнуть все «А»);
    • упражнения на точное воспроизведение образца (это могут быть тесты, предполагающие расставление цифр в квадратиках в порядке, предложенном в образце);
    • задания в форме игры «Меморина», при котором на столе выкладываются перемешанные карточки с изображёнными парными картинками, а задача школьника - быстро всё перевернуть и найти одинаковые).

    Важно, чтобы все упражнения на начальном этапе были ребёнку по силам. В противном случае малыш откажется работать, и никакой пользы не будет.

    Писатель А. Грин говорил: «Целеустремлённость в ребёнке можно воспитать только в том случае, если ставить перед ним реально достижимые цели. Тогда радость после удачного восхождения на вершину будет вести его на штурм новых - всё выше и выше».

    Есть также задания, не требующие стимульного материала, их можно давать ребёнку во время прогулки, похода в школу. Например, предложить ученику за минуту найти как можно больше предметов одного цвета, встречающихся на пути.