Домой / Помада / Одиннадцатый месяц жизни ребенка. Упражнение с наклонами

Одиннадцатый месяц жизни ребенка. Упражнение с наклонами

Чем ближе первый день рождения малыша, тем более насыщенной становится его жизнь – сейчас он меньше спит, а во время бодрствования активно изучает окружающий мир. С одной стороны, мамам становится немного полегче, потому что наконец-то чадо слезло с рук, с другой – появляется необходимость постоянного контроля, ведь маленький исследователь ежеминутно норовит нашкодить. Как происходит развитие ребенка в 11 месяцев, какие появляются навыки, умения, чего ожидать, стоит ли беспокоиться, если ребенок выбивается из средних возрастных показателей, – вопросы, волнующие всех родителей.

Стандарты педиатров, родственников, любопытных соседей зачастую завышены и формируют представление, что годовалый малыш должен разговаривать, бесперебойно ходить на горшок, быть независимым и автономным. Мамы пугаются, переживают, что что-то упустили, забывая о банальной истине, — все дети разные, темпы развития каждого индивидуальны. Тогда на какие показатели следует ориентироваться, когда ваш малыш подходит к своему первому возрастному рубежу?

Изменения физиологии

Физиологические особенности 11-месячных мальчишек и девчонок выражаются следующими основными моментами:

  • Становление мышечной системы обуславливает возможность вставать, держаться прямо и перемещаться, самостоятельно или с опорой.

Позволяйте крохе ходить ножками на прогулке, держа его за руку, это хорошая тренировка мышечного корсета и профилактика плоскостопия, особенно летом, когда можно снять обувь и познакомить маленькие ступни с разными поверхностями.

  • Большинство детей уже обзавелись зубками – верхними и нижними единичками. Вариант нормы – прорезывание вторых резцов или полное отсутствие зубов.
  • Увеличивается на 5 мм окружность головы и груди, происходит прибавка веса и роста. Участковые педиатры до сих пор ориентируются на устаревшие нормативы привесов советского времени. Современные центильные таблицы, разработанные по итогам результатов исследований ВОЗ, более адекватно подходят к определению показателей роста и веса.

Поскольку физическая активность малыша в 11 месяцев сильно возрастает, он может вовсе не набирать вес или иметь скромную прибавку 100-200 граммов. Если кроха подвижен, любознателен, бодр, имеет здоровый аппетит, паниковать не стоит.

Приобретаемые навыки

Читая информацию о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, помните – жесткие требования весьма условны, вариантов нормы много, часто дети начинают осваивать перечисленные ниже умения раньше или, наоборот, позже. Дайте ребенку шанс развиваться в своем темпе, рассматривайте его целостно, учитывая характер, темперамент, особенности здоровья, окружение.

  • Основное приобретение окологодовалого возраста – прямохождение. За предыдущие пару месяцев малыш натренировался вставать, опираясь на диваны, стулья, полки и другие предметы. Многие дети шустро передвигаются вдоль опоры, ходят за ручку и начинают делать первые самостоятельные шаги. Если порывы ходить без поддержки заканчиваются падением, малыш может на какое-то время оставить дальнейшие попытки, но через какое-то время, движимый любопытством, обязательно их возобновит. Детки совершенствуют навыки ползания, приседания, наклонов, учатся залезать, слезать со ступенек, дивана, кровати.

Правильному формированию стопы способствует хождение босыми ногами по неровным поверхностям. Для этого можно использовать специальный фактурный коврик, гулять по песку, траве, камням разного размера.


Грудное молоко для ребёнка 11 месяцев по-прежнему является основным источником полезных микроэлементов. Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание детей этого возраста.

Что еще умеет ребенок в 11 месяцев:

  • малыш понимает, когда взрослые говорят о нем;
  • утвердительно кивает головой, машет — «нет»;
  • радуется, когда его хвалят;
  • может помахать ручкой в знак приветствия или прощания;
  • по просьбе приносит, подает, берет и кладет вещи;
  • начинает осваивать горшок;
  • подражает взрослым интонациями, простейшими действиями;
  • узнает и показывает части тела;
  • с удовольствием разглядывает картинки, слушает музыку.

Часто приучение к горшку становится настоящей войной с родителями. Некоторые детки способны ходить на горшок в таком раннем возрасте, особенно если мама практиковала высаживание с рождения. Если это не про вашего ребенка, не стоит зацикливаться и паниковать. Умение контролировать туалетные процессы связано с развитием нервной системы ребенка, окончательное созревание необходимых для этого навыка центров происходит только к 2 годам.

Начало кризисного периода

Карапузы в 11-месячном возрасте начинают переживать свой первый серьезный переходный этап – кризис первого годика жизни. Это время, когда детки испытывают родителей на прочность, проявляя свой характер, прощупывая границы дозволенного поведения, постоянно пытаясь их раздвинуть.

Общение становится более эмоциональным: часто мама не может понять, чего хочет кроха, и готова дать ему все сию минуту, лишь бы он не плакал. Современные психологи утверждают, что ребенку обязательно нужны правила, конкретные рамки, за которые запрещено выходить. Эти ограничения должны действовать в любых обстоятельствах и предъявляться всеми членами семьи. Таким образом малыш обретает опору, чувствует надежность окружения, обретает уверенность и желание активно познавать мир.

Некоторые карапузы в этот период становятся «ручными», стеснительными, другие наоборот – начинают с удовольствием общаться со взрослыми и детьми. В любом случае появляется больше контакта, развивается умение взаимодействовать с людьми, отстаивать свои интересы, не покушаясь на чужие. Здесь очень важно чуткое руководство самых близких взрослых – мамы и папы, которые собственным примером показывают умение мирно разрешать конфликты, быть приветливыми, знакомиться и вместе играть.

Развивающая деятельность

Основное развитие малыша происходит во время его каждодневного взаимодействия с родителями и другими значимыми взрослыми: усваиваются модели поведения, приобретаются новые умения, закладываются ценности. Перечисленные ниже игры и упражнения не требуют много времени, их можно внедрять в повседневные дела, разнообразить ими рутинные действия.


Немного о режиме дня

Педиатры старой закалки достаточно категорично составляют рекомендации по организации дня малыша. Четкое следование режиму, боязнь отступиться от временных рамок приводят к излишней суете, нервозности мамы и ребенка, невозможности выполнить все предписания. Современные психологи оперируют понятием «ритмов» жизни, причем каждая семья имеет свои ритмы. Те, у кого уже есть дети, хорошо знают, что повлиять на складывающийся спонтанным образом режим крохи, сломать его – практически невозможно. Это почти всегда война, в которой проигрывают обе стороны.

Вместо этого постарайтесь прочувствовать складывающиеся ритмы сна, принятия пищи, моменты наивысшей активности, приспособьте эти нюансы к своим потребностям, научитесь совмещать нужды и дела всех членов семьи наиболее подходящим для вас способом. Возможно, придется пожертвовать прогулкой, вечерним купанием, или вместо творческих занятий провести карапузу мастер-класс по генеральной уборке квартиры.

Учитывайте два основных момента, влияющих на то, как организовать день:

  • Время отдыха. Обычно одиннадцатый месяц ребенка сопровождается переходом на два дневных сна продолжительностью 1-2 часа. Ночной сон остается длинным – около 10 часов. Возможно, ваш кроха спит один раз или трижды по 30 минут. Годовасы обычно отдыхают дома, мама это время может посвятить себе или заняться делами, которые сложно совмещать с бодрствующим ребенком.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

В этой статье:

На 11 месяце жизни ребенок уже достаточно самостоятельный, ловкий и координированный. Вес и рост крохи заметно увеличился с момента появления на свет, он многое умеет и проявляет живой интерес ко всему, что его окружает. Совсем скоро малыш отпразднует свой первый значимый день рождения. У него уже есть несколько слов в запасе, зубы (хотя пока и не все), любимые игрушки и огромное желание двигаться, изучая окружающий мир.

Как протекает развитие ребенка на 11 месяце жизни, какие навыки он имеет, как изменяются его рост и вес, а также многое другое, что будет интересно узнать родителям – ниже.

Физическое развитие малыша

На 11 месяце жизни рост ребенка увеличивается по сравнению с предыдущим месяцем в среднем на 2 см, вес - на 300 граммов. Как правило, у деток в этом возрасте около 6-8 зубов, в редких случаях - 2-4 зуба. Чем больше зубов у малыша, тем проще ему будет справляться с пережевыванием твердой пищи. В этом возрасте изменяется режим дня крохи. На сон у него теперь уходит на 3 часа меньше, чем раньше. Днем малыш может спать один раз - в обед, открывая новые возможности в периоды бодрствования.

Психологические изменения

В 11 месяцев также активно идет и психоэмоциональное развитие ребенка. Малыш становится особенно восприимчивыми ко всему, что происходит в его присутствии. Он лучше понимает обращенную к нему речь, способен выполнять простые поручения, различать интонации. Кроха с удовольствием играет со взрослыми, с детьми, правда, пока только с теми, которых хорошо знает и которым доверяет.

Развитие малыша на 11 месяце жизни уже позволяет ему понимать смысл запретов, поэтому родители могут мягко вводить в лексикон такие слова, как «нельзя». Со временем следование запретам поможет крохе избежать опасностей. Запрещая что-либо
, взрослые должны учитывать, что, несмотря на значительно увеличившиеся рост и вес, кроха все еще очень уязвим и чувствителен.

Именно поэтому нужно стараться, чтобы запреты не вызывали у ребенка негативных эмоций. Слова «нет» или «нельзя» должны произноситься мягко и в то же время настойчиво, так, чтобы малыш понял их смысл и в то же время не усомнился в добром отношении к нему матери.

На 11 месяце жизни малютке уже можно начинать прививать азы хорошего поведения и вежливых манер. Лучший способ это сделать - показать, как нужно общаться, на личном примере, употребляя при необходимости «волшебные» слова. Малыша в этом возрасте нужно учить быть нежадным, делиться вкусностями и игрушками с близкими.

Основные навыки детей в 11 месяцев

Конечно же, развитие ребенка в 11 месяцев в каждом случае индивидуально. Тем не менее отмечают некоторые навыки, которыми большинство малышей к этому возрасту успевают овладеть. Итак, физическое и психоэмоциональное развитие детей в этом возрасте им позволяет:


Не стоит переживать, если к 11 месяцам малыш не выполняет всего, что перечислено в списке выше. На развитие крохи влияют многие факторы, начиная от того, в срок ли он появился на свет, и заканчивая перенесенными болезнями, социальными условиями, в которых он проживает, и так далее. Важно наблюдать за прогрессом в развитии малыша и консультироваться с наблюдающим педиатром в случае возникновения каких-либо сомнений.

Как развиваются речевые навыки?

Конечно, о полноценной речи в 11 месяцев говорить рано. В этом возрасте дети не говорят в обычном понимании этого слова. Тем не менее развитие речевых навыков у малыша налицо, так же как и заметно
увеличившиеся рост и вес по сравнению с показателями еще несколько месяцев назад.

На 11 месяце жизни ребенок отлично знаком с некоторыми гласными и согласными, экспериментирует с их произношением, выстраивая примитивные цепочки слогов. Малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, запоминает и старается воспроизвести ее, имитируя их интонации. В этот период наступает подходящее время для того, чтобы научить кроху произносить самые простые первые слова.

Как можно стимулировать речевое развитие малыша? Самый проверенный и эффективный способ - это практика диалога. Говорить с ребенком нужно так, чтобы у него была потребность вступить в разговор, дать ответ. Для этого нужно менять интонации, используя вопросительные нотки, вызывать у малыша интерес к диалогу с помощью приглашающих отреагировать жестов и мимики.

Совсем немного таких регулярных занятий, и развитие речи малыша заметно ускорится. Его лепет обретет новую форму, максимально схожую с речью людей, которые с ним чаще всего общаются.

В процессе общения с ребенком в 11 месяцев важно научиться говорить простыми, понятными словами, не перегружая его лишней информацией. Не стоит паниковать, если ребенок не проявляет интереса к диалогу и не делает попытки повторять. К 11 месяцам малышам еще сложно справиться с этой задачей, но в любом случае
можно быть уверенными в том, что их пассивный словарь благодаря таким занятиям становится богаче.

Особенность этого возраста - способность соотносить слова с образами. Это значит, что, произнося «баба» или «мама», кроха имеет ввиду именно этих людей. Если у малыша не получается произнести слова, обозначающие те или иные предметы, он может упростить их до неузнаваемости или придумать собственные.

Как развиваются навыки ходьбы

У многих детей развитие навыков ходьбы действительно начинается в 11 месяцев. Тем не менее не стоит думать, что так должно быть всегда. На этом этапе не менее важным навыком является ползание, поэтому, если кроха пока не делает попыток ходить самостоятельно, не стоит настаивать: он обязательно пойдет на месяц или два позже. Возможно, что его позвоночник
пока не готов для нагрузки, а значит, ползания в этот период помогут ему укрепить мышцы для самостоятельной ходьбы.

Если малыш делает попытки вставать на ноги и не против потренироваться, можно предложить ему походить, удерживаясь за одну или обе руки. Некоторые дети в 11 месяцев уже готовы к тому, чтобы начать ходить самостоятельно, но их останавливает страх перед падением. Таким малышам можно помочь, предлагая преодолевать небольшие расстояния, страхуя их и подхватывая до того, как они смогут упасть.

Очень важно работать с малышом над развитием равновесия, играя с ним в покачивания корпусом на коленях или упражняясь на гимнастическом мяче.

Особенности кормления в 11 месяцев

В 11 месяцев малыш уже может получать пищу с общего стола. Естественно, это должны быть блюда, приготовленные специальным образом: без жарки, без специй и приправ. Идеальный вариант - это пища, приготовленная на пару или запеченная в духовке. Не стоит в этом возрасте стараться все блюда измельчать
блендером. В 11 месяцев малыш уже имеет как минимум 4 зуба для того, чтобы суметь справиться с кусковой пищей.

Питание ребенка в этом возрасте остается пятиразовым, и так будет продолжаться до двух лет. Нужно стараться избегать продуктов, способных вызвать аллергию, таких как цитрусовые или помидоры. Также в этом возрасте нельзя включать в рацион такие «опасные» продукты, как кофе, шоколад, чай, грибы и орехи.

Многие малыши в этом возрасте продолжают получать грудное молоко. Правильнее будет перенести грудное вскармливание на вечерние и утренние часы, постепенно подводя кроху к одноразовому потреблению молока на ночь.

Режим дня

Ребенок в 11 месяцев спокойно спит ночью и это большое преимущество для родителей. Некоторые малыши могут проспать до 12-14 часов, просыпаясь поздним утром. Днем дети этого возраста спят два раза примерно по 1,5-2 часа.

Естественно, что у каждого малыша свой индивидуальный график, и родители должны его принимать во внимание, планируя режим дня.

Как развивать ребенка?

В 11 месяцев развитие ребенка идет своим чередом, но родители обязательно должны принимать участие в процессе, помогая малышу быстрее освоить ряд полезных и важных для него навыков. В этом возрасте по-прежнему нужно часто брать кроху на руки, таким образом давая ему ощущение безопасности, заботы и любви.

Очень важно в этом возрасте продолжать стимулировать развитие речи, постоянно разговаривая с крохой, описывая предметы и объекты, которые ему встречаются на пути, читая книжки, распевая песенки.

Особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики ребенка, предлагая малышу поиграть кинетическим песком, пластилином, глиной, соленым тестом. Особенно детки в 11 месяцев любят развлекаться крупами вместе с мамой на кухне, например, пересыпать их из одной посуды в другую, искать среди них спрятанные мелкие игрушки или просто рисовать на их поверхности примитивные узоры.

И, наконец, в 11 месяцев можно начинать готовиться к первому празднику малыша - его юбилею, с которым его придут поздравить родственники и первые друзья. Будет здорово, если родители к этому времени заведут альбом, куда запишут вес и рост крохи в день рождения, отмечая, как изменялись эти показатели до годика, вклеят фото с крохой на каждом месяце жизни. Вести такой альбом можно много лет, фиксируя развитие малыша и добавляя новые фото.

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

Учимся понимать друг друга

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

Занятие с ребенком 11 месяцев

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Физическое развитие ребенка 11 месяцев

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

К 11 месяцам ребенок начинает произносить первые слова . Естественно, они пока облегченные. Но каждое многозначно и смысл его сильно зависит от интонации. Так, простеньким «ам-ам» малыш может сообщить, что голоден, указать, что на столе лежит яблоко или коробочка с его любимым йогуртом, объяснить, что сейчас делает кошка…

Большинство слов ребенок сопровождает жестами. Помогайте карапузу осваивать новые. По мнению многих логопедов, сигналом к тому, что кроха готов заговорить, является… ручка, которую он требовательно протягивает вперед, сжимая пальчики и произнося «дяй-дяй».

Объясняется это просто: мелкая моторика , как известно, напрямую связана с речью. И то, что малыш может выполнять определенные манипуляции с собственными пальчиками, и пальцы уже хорошо его слушаются, говорит о том, что мозг достаточно созрел для появления полноценной речи.

Играйте с крохой во всевозможные речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, мяу-мяу, пи-пи, ку-ку, ква-ква, га-га и т.д.

На 11 месяце у многих детей меняется режим дня – теперь они спят гораздо меньше, многие переходят на одноразовый сон днем. Если вы видите, что малыш не хочет спать. Сколько раньше, помогите ему освоить новый ритм.

Самый лучший вариант, если режим дня ребенка будет постепенно приближаться к детсадовскому – подъем в 8.00, обед в 12.00, дневной сон – 13.00-15.00, ужин – 18.30, отбой – 20.00. В этом случае крохе не придется перестраиваться, когда он пойдет в садик или в школу; он будет высыпаться и лучше успевать на занятиях.

Как мама и папа

Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, тыкать пальчиком во все называемые вами предметы в комнате или на улице. Кряхтя и сияя, принесет вам тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте хвалить.

Делая что-то, играя самостоятельно или с взрослыми, ребенок ждет от вас эмоциональной реакции, старается, чтобы его поступки радовали вас, а ваши положительные эмоции, в свою очередь, подстегивают и поощряют малыша к новым действиям.

Одно и тоже действие, если оно получилось и заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит ему мешать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша, переключите на нужное вам – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.

Теперь ребенка все меньше привлекают игрушки, и все больше – реальные «взрослые» предметы. Он стремится во всем подражать маме и папе. Постарайтесь найти такие «сферы деятельности», где малыш мог бы полностью удовлетворить этот интерес. Например, вы готовите обед, а кроха пусть складывает кусочки порезанных овощей в кастрюлю. Вы моете посуду – поставьте и ему мисочку с водой, пусть пополощет в ней чайные ложки. Вы убираете квартиру – ребенок может отнести носовой платок или свой фартучек в стиральную машину.

Вы в магазине – давайте карапузу выбранные продукты, пусть складывает их в тележку. Сейчас помощь для ребенка – всего лишь игра, но именно в ней закладываются основы того, что лет через пять-десять вам не придется тысячу раз напоминать, что грязную одежду нельзя разбрасывать по всей комнате, а чашку совсем нетрудно сполоснуть после чаепития… Поощряйте стремление малыша выполнять ваши просьбы, каждый день старайтесь показать ребенку новое действие, которое он смог бы выполнить.

К 11 месяцам многие малыши уже уверенно ходят , держась за мамину руку. Если же ваш ребенок еще не думает вставать, проконсультируйтесь у ортопеда – возможно, мышцам крохи необходима дополнительная поддержка и нагрузка, чтобы достаточно окрепнуть.

В этом вам поможет массаж и гимнастика . Отличные результаты дает гидромассаж – сегодня во многих поликлиниках есть возможность для его проведения. А если у вас дома ванна с гидромассажным оборудованием, включайте его всякий раз. Когда купаете малыша минут на 5-10. Только помните, что делать это перед сном нельзя – ребенок перевозбудится и не сможет заснуть. Лучше устраивать гидромассажные сеансы с утра.

Азбука общения

Постарайтесь создать условия для общения вашего чада с другими детьми. Если есть возможность посещать развивающую группу для малышей – замечательно. Если нет, гуляйте на площадке, где играют разновозрастные дети. Наверняка, за время, прошедшее с рождения сынишки или дочурки, вы познакомились с мамочками, у которых такие же детки.

Договоритесь и ходите в гости друг к другу. Достаточно, если малыши проведут вместе минут сорок – больше им не под силу. При этом старайтесь не вмешиваться в их «отношения»: пусть учатся играть сами. Но и не бросайте одних. Пусть малыши поводят хоровод, посмотрят вместе книжку, порисуют. Будет замечательно, если «хозяин» угостит всех фруктами или соком – так детишки начнут постигать культуру застольного поведения и общения.

Примерно до двух лет ребенок воспринимает игрушку, которую держит, как продолжение самого себя, и не понимает, почему и как ее можно отдать другому. Поэтому не ругайте малыша за «жадность» - для него это вполне естественно. Придет время, и ваше чадо поймет: чтобы играть с другими детьми, надо делиться игрушками. Пока же играть «сам» кроха не в состоянии. Общение с другими малышами для него заключается в том, что он наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия.

Домашняя игротека

  • Едем, едем на лошадке
  • По дорожке гладкой.
  • В гости нас звала принцесса
  • Кушать пудинг сладкий.
  • Две собачки (коровки, лягушки и т.п.)
  • У порога
  • Нам сказали очень строго:
  • «Гав-гав-гав» (Му-у, ква-ква и т.п.).
  • Пи-и-и – пищит комар.
  • У-у-у – медведь ревет.
  • Мяу – кисонька идет.
  • На машинке мы поедим: би-би-би!
  • На кораблик пересядем: у-у-у!
  • И взлетим на самолете: вж-ж-ж-ж-!
  • И потом вернемся в маме: бух!

Чтение

Привить ребенку любовь к чтению можно разными способами. Вот несколько из них:

  • Поощряйте игры малыша с книгами из твердого картона или с книжками-игрушками.
  • Указывая на картинки, называйте изображенные предметы.
  • Пойте песенки из книг.
  • Когда читаете, варьируйте тембр голоса, гримасничайте или как-то иначе поддерживайте интерес ребенка к сюжету и к книге.
  • Читайте малышу часто, но не долго.
  • Во время чтения не заставляйте ребенка смирно сидеть рядом с вами. Пусть ползает вокруг, если усидеть не в силах.

Постепенно малыш научится сосредотачиваться на книжке. Можно сделать так: выбирайте книги, где на каждой страничке стишок на 4-6 строчек. И, конечно, яркая картинка. Пока кроха рассмотрит картинку – вы прочитаете стишок. А потом отпустите чадо «побегать». Через какое-то время снова вернитесь к книге, но уже к другой странице.

Читая или рассказывая ребенку сказки, вы способствуете развитию его мышления и тому, что малыш начинает ассоциировать книги с тем, что больше всего любят дети – с вашим голосам и вашей близостью.