Домой / Помада / Упражнения по культуре поведения за столом. Этикет и правила поведения детей за столом

Упражнения по культуре поведения за столом. Этикет и правила поведения детей за столом

О воспитании культуры и навыков поведения за столом

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. С правилами хорошего тона необходимо начинать знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. Для формирования у детей навыков поведения за столом в дошкольном учреждении немало возможностей. Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности.

Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который воспитывается у ребенка. В силу того, что дети годами посещают дошкольное учреждение, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении и прививать нормы поведения за столом многократно, и это способствует выработки привычек. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду вовремя еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки:нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом,тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. С самого младшего возраста детей надо приучать правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрывать стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к еде, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Для более успешного формирования и закрепления навыков на протяжении всего периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы. Однако нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослые должны быть для них образцом. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях (и в саду и дома).

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике нормами поведения. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения в повседневной бытовой деятельности. Воспитание у детей навыков гигиены и столового этикета играет важнейшую роль и способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил стало для них естественным, а навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Мария Ошестова
«Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте.»

«Формирование культуры поведения за столом

в раннем возрасте

воспитатель : Ошестова М. В.

воспитатель : Агеева Т. Ф.

Новокузнецкий округ, 2016г.

Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте .

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одно из основных направлений коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета , тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте .

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом . Это обучение происходит во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом , пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья . Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения : ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Умение красиво сервировать стол мы отрабатываем в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Уже со второго года жизни мы накрываем стол по всем правилам (скатерть на столе или салфетки под тарелки, подставки с бумажными салфетками, букетики цветов на столах , столовые приборы : десертная ложка, чайная ложка, вилка (для детей с 3-го жизни) .

Перед едой мы играем с детьми в спокойные игры. Дети начинают мыть руки только тогда, когда в комнату принесена пища. Первыми за стол сажаем младших , ослабленных детей, или тех детей, которые медленно едят. Возбужденных детей усаживаем последними, предварительно их успокоив.

Постоянно следим, чтобы пища была красиво оформлена , сохраняла свою характерную форму , называем блюдо, которое ставят перед ребенком, например : «Сегодня очень вкусная гречневая каша» .

Во время еды следим за позой детей, напоминаем о правилах поведения за столом ; при этом говорим негромко, обращаемся к небольшим группам и отдельным воспитанникам.

Младший воспитатель регулярно следит, чтобы за столом в процессе еды всегда было чисто, докармливает, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, отдельной ложкой.

В 1 младшей группе салфетки закладывали за ворот рубашки, платья или завязывали. Во 2 младшей группе мы используем бумажные салфетки. Следим, чтобы дети пользовались салфеткой во время еды.

Задачи формирования культурно -гигиенических навыков при приеме пищи :

1 младшая группа (2 -3 года)

сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию, выходя из-за стола , задвигать свой стул;

Закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, полоскать рот по напоминанию взрослого;

сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола , не закончив еду, говорить «спасибо» .

2 младшая группа (3 -4 года)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года, салфеткой, полоскать рот после еды.

Дежурства вводим во второй младшей группе в конце года, ставим перед ребёнком только одно условие : помочь няне накрыть на стол только тем детям , которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, подставки с салфетками. В руководстве детьми мы опираемся на их интерес к процессу деятельности, создаём эмоционально-положительное отношение к нему, объясняем необходимость потрудиться и всячески поощряем любую попытку ребёнка проявить самостоятельность : «Сегодня Саша позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом , а на тот стол будет накрывать Катя. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, будут помогать няне».

Воспитание этикета включает широкий круг задач, и для их успешного решения мы рекомендуем использовать целый ряд педагогических методов и приемов с учетом возраста детей :

Прямое обучение

Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр

Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним

Позитивный настрой (обращение по именам, похвала)

Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки)

Приучение (по образцу поведения )

Упражнение (повтор определенных действий)

Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка)

Поощрение (похвала)

Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка)

Пример для подражания (наглядный пример)

Примеры из литературы (поступки героев)

Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации)

Беседа (возможность высказать свое мнение)

Для того чтобы навыки детей сформировались быстро и прочно , воспитанникам должно быть интересно, для этого в своей деятельности мы используем следующие формы работ :

Занятия по ознакомлению с окружающим миром. По теме «Посуда» , «Семья» , «Продукты питания»

Дидактические игры и упражнения. "Угостим кукол чаем", «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол » , «Что нужно кукле?»

Художественное слово : потешки, стихи, пословицы, песенки, прибаутки, загадки.

Чтение художественной литературы. Чтение сказки К. Чуковского : «Мойдодыр» , «Федорино горе» ; русской нар сказки «Лиса и журавль» , «Горшочек каши»

Беседы. «Волшебные слова» , «Витамины» , «Полезные и вредные продукты» , «Правильно сидим - правильно едим!»

Просмотр мультфильмов и фрагментов из них «Муха Цокотуха» , «Винни –Пух идет в гости»

Создание игровых ситуаций «Обед для кукол» , «В гостях» , «Отправляемся в кафе»

Работа с родителями

Первостепенную роль при воспитании культуры поведения за столом занимает семья . Основное условие - единство требований со стороны всех взрослых принимающих участие в формировании культуры поведения за столом .

Формы работы с родителями , которые мы используем в своей деятельности :

Тематические родительские собрания : «Формирование культурно -гигиенических навыков у детей»

Консультации для родителей : «Как вести себя за столом , чтобы у ребенка всегда был аппетит и положительные эмоции во время приема пищи.», «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом .», «Как заставить малыша. кушать?»

Занятие-развлечение : «Вот что мы умеем» , «Накроем стол для наших мам »

Анкетирование родителей : «Здоровый образ жизни» , «Чему научился Ваш ребёнок?»

Ширмы-передвижки : «Основы правильного питания» , «Культура поведения за столом »

Буклеты : «Застольный этикет для самых маленьких.»

Задания на дом : «Обведи посуду для чаепития» , «Раскрась столовые приборы » , «Зачеркни лишнее»

Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения у детей младшего возраста во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.

Воспитание у детей культуры поведения за столом.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.

Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением. Проводятся специальные дидактические занятия по темам: «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки» и др.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Воспитатель руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно- гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Дети раннего возраста (до 2 лет)

Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года « месяцев).

Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать ротпо напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб,правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения:пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

* * *

Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Каждая мама знает, какой у ребенка аппетит; насколько разнообразную пищу он есть или у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребенок к самостоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется должное внимание формированию правильного отношения к еде. У одних выражена привычка

употреблять однообразную пищу (например, сосиски или макароны), у других – только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться. Предлагаю несколько элементарных советов по организации питания детей (приложение 1)

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница с салфетками, по возможности ваза с цветами. За столом следует разрешать детям при необходимости обращатьсяк сидящим за столом, при этом не следует одергивать детей, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку своим присутствием взрослые воспитывают положительное отношение к любой еде, помогает малышам. Зачем за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Прежде всего, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный для ребенка момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без исключений, выполнение установленных гигиенических правил ребенком, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие(например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремиться многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справиться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то илидругое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли дети выполняют данную ему работу, приходится на протяжении всего дошкольного возраста. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например, сядет за стол, не вымыв реки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка своевременно сформированы соответствующие навыки, то выполнение их требует от него больших усилий.

Общение с детьми во время еду требует тщательной психологической подготовки. Хорошо известно, что поддержать беседе во время еды – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится и т.д. Пожелание «Приятного аппетита» - обязательно.

Знание правил столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Мы предлагаем провести с детьми четыре занятия по теме «Столовый этикет»:

1. Посуда и столовые приборы.

2. Как правильно и красиво накрыть стол.

3. Поведение за столом.

4. Чаепитие друзей.

К каждой теме дается краткий текст, который воспитатель соотносит с возрастом детей.

Тема: « Посуда и столовые приборы»

Сервировка стола – искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием поможет взрослым накрыть стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и по назначению. Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.

В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой – едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.

Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.

Мелкие тарелки тоже различны по размерам, и каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая – столовая – для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.

В тарелку поменьше – закусочную – кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.

Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть.

Для холодных жидкостей – воды, сока, киселя, компота – удобны бокалы и стаканы.

Какая еще посуда есть в вашем доме? Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла – масленка, для сыра – сырница. А для чего нужны салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники? Все это для того, чтобы удобно было есть и пить.

Но одной посуды недостаточно – нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них – столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок – закусочные нож и вилка размером поменьше столовых. Рыбными ножом и вилкой едят рыбу. Чтобы отделить рыбу от косточек, на кончике ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками – углубление. Чтобы не разрезать тонкие рыбные кости, рыбный нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные или фруктовые столовые приборы. Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья – все эти приборы, в нужный момент оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй – соли, горчицы и перца – и к ним маленькие ложечки. На праздничный стол не ставят солонку с дырочками: вытрясать соль из такой солонки не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.

Воспитателю. Прочтите сказку К.Чуковского «Федорино горе», организуйте игры: настольное лото «Посуда», «Разрезные картинки» и др.

Тема: «Как правильно и красиво накрыть стол»

И в праздник, и в обычный день на обеденном столе должно быть красиво, но сервировка праздничного стола отличается особой торжественностью.

С чего начинается сервировка стола? На стол стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон стола одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы.

Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее упражнение: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола. В длину она 50- 70 сантиметров, а в ширину до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Только помните, что, когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на столе, только кисти рук.

У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставится закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая вилки лежат зубчиками вверх, а не упираясь в стол. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки: ими мы будем пользоваться в первую очередь, так как обычно застолье начинается с закусок.

Когда хозяйка уберет со стола закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для него столовые тарелки, мы возьмем в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Расстояние от края стола до ручек приборов и края закусочной тарелки примерно 2 сантиметра (два-три пальца), до хлебной 5 сантиметров.

Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа.

Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице.

Приготовив место для каждого гостя, займемся общей сервировкой. Разместим на столе приборы со специями, салатницу с салатом, тарелки с закусками. В баночках, под которые ставятся подставные тарелочки, - шпроты и сардины. У каждого блюда – приборы для расклада: для салата – салатные ложка и вилка, для закусок – маленькие вилочки. Закуски с общего блюда на свою тарелку следует перекладывать ими, а не вилкой. Стол можно украсить цветами или свечами.

На праздничный стол ставится супница, и мама разливает суп в тарелки на глазах у гостей. Когда гости переходят ко второму горячему блюду, на стол выставляется большое блюдо с мясом и гарниром: хозяйка раскладывает это угощение в тарелки либо гости делают это сами.

Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), хозяйка накроет это место плотной салфеткой и поставит сверху тарелку с закуской.

Воспитателю. Прочтите стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Можно организовать «Праздник красивого застолья».

Тема: «Поведение за столом»

Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.

Одно из них – красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам. Кавалер, ухаживающий за дамой, легко и красиво отодвигает стул от стола. Надо взять стул за спинку, приподнять его и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук – с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь.

Следующее правило – уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях. Выходим из-за стола, кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной (столовой) тарелками. Когда совсем закончили трапезу, положим салфетку на пирожковую тарелку. Эта салфетка во время всего застолья не меняется. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить себе на колени.

Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетку так, чтобы следы губ оказались внутри ее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Новое блюдо на новой тарелке едим новыми приборами и пользуемся новой бумажной салфеткой.

Важное правило – пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. Владея этими столовыми приборами, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. А на человека, пытающегося прожевать большие куски, смотреть неприятно.

В правой руке держат нож, лезвием вниз, в левой – вилку, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. Следует правильно держать нож и вилку: ручки (черенки) приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных опираются на них. Оба прибора одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки.

Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево – к левой руке. Когда закончили есть, нож кладем так же, а вилку – слева от ножа, зубчиками вверх.

Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, отрезаем следующий. Вот несколько простых, но важных советов:

· чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;

· вилку держим крепко, чтобы кусок не выскользнул, и под небольшим наклоном;

· нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;

· если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку; проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.

Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку. Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать гарнир на вилку ножом.

Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать столовые приборы. Протяните правой рукой нож или вилку ручкой к попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с лезвием.

То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку, котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные – под краем.

Как есть суп. Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный ее придерживают. Ко рту ложку подносим чуть наискось, не захватываем ее губами, а сливаем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока он немного остынет. Наклонять или нет тарелку, чтобы собрать из нее остатки супа? В гостях мы не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Если еще едим, ложка лежит углублением вниз, закончили есть – положим углублением вверх. Ее ручка направлена к правой руке.

Как есть бульон. Бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой чашки лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке).

Десертной ложкой едим бульон из чашки. Как суп, его остатки можно допить. Для этого повернет чашку ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко тру, левой же придерживаем блюдце. Есть специальный бульонные чашки – с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.

Как есть хлеб. Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем. Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку – для этого используют нож. Только совсем маленькие дети так поступают. Нельзя играть хлебом: делать из него шарики и катать по столу.

У каждого из нас может случайно разбиться бокал, пролиться вода, салат попасть на скатерть. В таком случае обязательно скажите хозяйке дома: «Простите меня, я это сделал нечаянно». Но не привлекайте к своей ошибке большого внимания, т. е. не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. чтобы не произошло подобных неприятностей, не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко, а попросите передать или положить вам на тарелку угощение. Не кладите на тарелку более двух закусок, например, колбасу, ветчину, шпроты, огурец, помидор и др. Съешьте одно – положите другое.

За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко, немного и со свободным от пищи ртом. Как вы думаете, можно ли сказать так: «Ой, опять гороховый суп. Я его не люблю»; «Как плохо пахнет. Это невкусно»; «Посмотрите, макароны, как червяки». Объясните почему? Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение.

Уважая сидящих рядом, мы не поворачиваемся к ним спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Из-за стола выходить не спешим. Взрослые всегда подскажут, когда это удобнее сделать.но есть правило: первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома.

Существует много правил поведения за столом, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.

Воспитателю. Побеседуйте с детьми, о том какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложите детям закончить фразы:

§ Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;

§ Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);

§ На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);

§ Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);

§ Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);

§ За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);

§ Если во тру пища, воду…(не пьют);

§ Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);

§ Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;

§ Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);

§ Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;

§ Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

Тема: «Чаепитие друзей»

Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней – блюдце. Ручка чашки сморит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки – пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.

На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные – каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар – в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, - на тарелке.

Для торта кладется специальная лопаточка, для сахара – щипцы, для лимона – маленькая вилочка. Этими приборами мы пользуемся, когда берем угощение с общего блюда, если в сахарнице нет щипцов, берем сахар рукой, стараясь не касаться других кусочков. Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.

На столе стоят два фарфоровых чайника: большой – для кипятка, маленький – для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.

Воспитателю. Организуйте игру «Кукольное чаепитие»

Гостевой этикет.

Ребенок любит ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Он может чувствовать в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, может быть радушным или равнодушным и эгоистичным. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и надо обучать детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка. Изучению гостевого этикета можно посвятить три занятия.

1. Друзья у меня в гостях.

2. Я в гостях у друга.

3. Как дарить подарки.

К каждой теме предлагаю краткий текст для организации беседы.

Тема: Друзья у меня в гостях.

Гости в доме – это праздник, потому что собираются друзья. Прежде чем приглашать гостей, надо подумать, зачем это делается: вместе поиграть – это одна ситуация, а отметить свой день рождения – другая. И подготовка к приему гостей будет другой, основательной. Пригласить в гости можно друзе, детей из группы. Братьев и сестер, тех, с кем интересно и весело. Желательно, чтобы в компании были мальчики и девочки. Для них можно нарисовать пригласительные открытки

Накануне праздника следует чисто убрать квартиру, посколько в неубранный дом приглашать нельзя. Как же надо готовиться? Хорошо бы подготовить сувениры, т.е. небольшие памятные подарки для гостей и призы для победителей и пр. Следует обдумать игры, конкурсы, развлечения. В этом помогут взрослые они же возьмут на себя приготовление угощений. Накрывать стол и подавать угощение гостям должен виновник праздника.

Каждого гостя надо встретить и, когда все соберутся, пригласить к столу. За столом мальчиков и девочек лучше рассадить вперемежку. Мальчики будут ухаживать за девочками, а хозяин праздника - за всеми гостями.

Для развлечения можно приготовить лотерею с призами, аттракционы, детский концерт. Главным сюрпризом дня рождения может быть праздничный пирог со свечами.

Можно ли кричать, плакать, злиться на своих гостей? Конечно, нет. Гостям должно быть хорошо и уютно в вашем доме.

А что можно хозяину праздника? Веселиться со всеми, говорить комплементы, добрые и приятные слова, угощать их. В конце праздника он должен поблагодарить своих гостей за отличный праздник. Можно сказать: «Спасибо вам! Мы так весело провели время» или « Я так рад, что у меня такие веселые и замечательные гости».

Когда гости разойдутся, надо помочь маме убрать дом после праздника. Вместе и убирать веселее, и быстро управишься с посудой.

Теперь повторим правила этикета, которые надо соблюдать, принимая гостей:

В доме должно быть чисто и красиво.

Нарядные хозяева встречают гостей.

Для гостей готовится вкусное угощение.

У входной двери гостя встречает хозяин праздника.

Надо уделить внимание каждому гостю.

За подарки обязательно говорят «спасибо».

Гостям можно подарить небольшие сувениры.

Провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.

Для воспитателя. Организуйте сюжетную игру «В гости»; Прочтите сказку «Лиса и журавль»; сказку С.Маршака «Кошкин дом».

Тема: Я в гостях у друга.

Как надо готовиться, собираясь на день рождения друга, чтобы все поняли, что ты хороший гость?

Во-первых, надо приготовить подарок для друга и цветы для его мамы. Во-вторых, обдумать свое участие в общем веселье. Можно подготовить исполнение песни, стихотворения, игра на музыкальном инструменте – то что ты умеешь хорошо делать. Праздник пройдет весело, если каждый сделает что-то хорошее и веселое для других. В-третьих, надо взять с собой хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях. Нельзя обижать новорожденного своими капризами, ссорой с друзьями.

В конце праздника надо поблагодарить хозяев дома. Можно сказать: «Какойбыл хороший праздник, спасибо всем».

Теперь повторим правила этикета, которые надо соблюдать:

Гости приходят с подарками и цветами.

Гости всегда хорошо одеты, приносят сменную обувь, так как в гостях не ходят босиком.

Хозяином праздника является новорожденный, родители только помогают ему.

Гости приходят с хорошим настроением, с приготовленными для праздника выступлениями. Если гость отказывается выступать, не надо его заставлять.

Гости благодарят хозяев за праздник в его конце.

Нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить плохие слова.

Для воспитателя. Можно инсценировать приход Вини-Пуха в гости к Пятачку, прочесть сказку К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Тема: Как дарить подарки.

Подарки, которые нам дарят – это свидетельство того, что нас любят, и хотят порадовать. Есть подарки купленные в магазине. Их обычно дарят взрослые. Есть подарки самодельные, сделанные своими руками, они хранят тепло наших, рук. Можно нарисовать открытку, картину, сделать аппликацию или поделку. В семье обязательно кто-то подскажет, что и как лучше сделать.

Другу можно подарить альбом и карандаши, ручку и блокнот, пластилин, игрушку, книгу, сладости. Но те вещи и игрушки, которыми пользовался сам, дарить нельзя. Это не принято: подарки должны быть новыми. Чтобы подарить другу щенка, котенка, черепаху, рыбок, попугайчика или хомячка, надо предварительно поговорить с его родителями: согласны ли они принять в дом живое существо.

Очень хороший подарок – цветы, большой букет или один красивый цветок. Они красивы, приятно пахнут, их дарят маме и бабушке, в гостях – хозяйке дома.

Выбирая подарок маме, посоветуйтесь с папой или бабушкой. С мамой обговорите подарок для папы, с дедушкой или родителями – для бабушки. Не бойтесь спрашивать у взрослых совета. Заранее о своем подарке не рассказывайте. И хотя очень хочется рассказать, потерпите до праздника. Тогда будет приятный неожиданный сюрприз.

Дарим мы подарки не только к дню рождения, но и к именинам, а также к другим праздникам: к Новому году – 31 декабря, Рождеству – 7 января, Дню влюбленных – 14 февраля, к женскому дню – 8 Марта.

Надо уметь красиво преподнести свой подарок. Для этого необходимо самому хорошо выглядеть, т.е. быть чистым и опрятным. Улыбаясь и глядя в глаза тому, для кого подарок, говорить добрые слова. Маме можно сказать: «Мамочка, любимая, поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе счастья! Это мой подарок для тебя!». Бабушке – «Дорогая бабушка! Мы с папой дарим тебе цветы и поздравляем с праздником. Мы тебя очень любим!»

Тот, кто получает подарок, тоже должен соблюдать некоторые правила этикета:

· принимают подарок стоя, а не сидя;

· улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

· подарок желательно рассмотреть;

· любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

… Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.
Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих.

Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах, проследим последовательность и постепенность задач по формированию культурно - гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей ребенка.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо"
На картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы еды, знать предметы необходимые для еды их свойства и качества;
Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий;
Знать короткие стихи или потешки о еде, повторять их за взрослым или самостоятельно

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом
В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды
Знать многие предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи
Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)
Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки с соответствующим содержанием.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды
Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Сервировка стола в ДОУ
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера… Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5-6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 -400 г).
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные - за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,- для вторых блюд. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.
Для каждой группы желательно по возможности иметь свою посуду, отличную по оформлению от посуды другой группы. Детям бывает очень приятно, когда, перейдя в другую группу, они увидят другой рисунок на своей чашке и тарелке.
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педаг7ог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».
В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.
Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)

Аппетит ребенка во многом зависит от того, как подается пища, настолько привлекателен ее внешний вид,
Вот примеры того, как важно, чтобы пища имела привлекательный вид.
Раньше младший воспитатель раскладывала гренки по тарелкам и заливала их горячим бульоном; пока дети садились за стол, гренки размокали и вид у блюда был неаппетитный. Мы предложили подать гренки отдельно, и дети стали есть суп с гренками с удовольствием.
Другой пример: давая детям гречневую кашу и молоко, няня раскладывала кашу в глубокие тарелки, сверху наливала молоко. Некоторые дети ели неохотно или совсем отказывались ость. Тогда мы предложили этим детям отдельно кашу и отдельно молоко, и они охотно все съедали. С тех пор мы стали давать детям отдельно кашу в глубокой тарелке и рядом в чашке молоко, и дети едят как им хочется. Мы учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешаем детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа.
Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются.
Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.
Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.
Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.
Приходится учить детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.
Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.
Взрослые (воспитатель и младший воспитатель) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.
Как вести себя за столом.
Не сиди, развалившись.
Не клади ногу на ногу.
Не шаркай ногами, не разговаривай.
Не вертись, не толкай товарища.
Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.
Кусай хлеб над тарелкой.
Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.
Правильно держи вилку, ложку и нож.
Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.
После еды положи ложку и вилку в тарелку.
Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
После еды полощи рот.
При проведении завтрака, обеда мы разрешаем детям спокойно обратиться с просьбой к воспитателю, младшему воспитателю помочь разрезать, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше; посоветовать товарищу взять корочку - «помогалочку», а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не допускаем.
Занятия по теме «Столовый этикет»
1. «Посуда и столовые приборы»
2. «Как правильно и красиво накрыть на стол»
3. «Поведение за столом»
4. «Чаепитие друзей»
5. Научим Машу сервировке стола к обеду

Конспект:
«Научим Машу сервировке стола к обеду».
Программное содержание:
- Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных;
- Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении;
- Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, память, мышление;
- Развивать умение правильно обращаться с посудой;
- Формировать навык последовательности сервировки стола к обеду и уборки посуды после еды,
- Воспитывать умение правильно сервировать стол к обеду.
Предварительная работа:
- Рассматривание посуды во время приема пищи;
- Отгадывание и разучивание загадок о посуде;
- Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов),
«Какая посуда спряталась?» и др.
- Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Оборудование: скатерть, салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, нож), столовая
посуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, блюдце, хлебница), салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола.
Методы и приемы: сюрпризный момент, загадывание загадок, дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Убери со стола»
Словарная работа: сервировать, столовые приборы.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу, где уже сидит обиженная Маша и рядом стоит медведь Мишка.
-Ребята, а у нас гости. Здравсвуйте, Маша и Мишка. Что случилось? Почему вы поссорились?
-Мы хотели пообедать и я решила помочь Мишке накрыть на стол, но ему не понравилось, как я это сделала.
-Давайте посмотрим почему Мишке не понравилось. (воспитатель обращает внимание на стол).
-Ребята, посмотрите Маша правильно накрыла стол к обеду? (Ответ).
-Мишка, не расстраивайся мы научим Машу правильно накрывать на стол. Наши дети делают это ежедневно.
В древние времена человек не задумывался над тем, как съесть добытую пищу. Ему вполне хватало собственных рук, раньше столовых приборов не существовало. Время шло, менялся человек, менялись понятия о еде, расширялись разновидности блюд и это потребовало их появление. В странах Восточной Азии для приема пищи стали употреблять палочки из бамбука или кости, в странах с европейским укладом другие столовые приборы-ложка,вилка,нож,тарелка. Следом последовали правила пользования этими приборами. Появились правила, которые рассказывали, как правильно раскладывать и расставлять посуду на столе которое стали называть «сервировка стола». Эти правила наши дети уже знают и научат Машу.
-Маша, послушай стихотворение «Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут.
-Сейчас, Маша, ребята тебе покажут, как правильно сервировать стол к обеду.
1ребенок - Стелим скатерть, поверх нее раскладываем салфетки под каждого ребенка, чтобы стол оставался чистым. (дети выполняют действия по мере необходимости).
2ребенок – Ставим на стол салфетницу с салфетками для рта и рук.
3ребенок – В центре на салфетку поставим блюдце для хлеба или хлебницу.
4ребенок – Вокруг блюдца или хлебницы поставим маленькие блюдца: ручки чашек смотрят вправо, на них чайные ложки для компота, если в компоте есть сухофрукты - положим на блюдце чайную ложку для того, чтобы их есть.
5ребенок – Маша, отгадай загадку: Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее ….(тарелкою).
Правильно, Маша, теперь мы поставим на салфетку тарелку для первого (супа, борща, щей, ухи).
Мишка – Отгадайте, ребята, загадку: Сел за стол я и копаю
Маленькой лопаткою.
Инструмент я окунаю
В борщ, повидло сладкое.
Что лопатка зачепнет,
Отправляю прямо в рот:
Кашу, торт, бульон, окрошку…
Знают все, что это… (ложка).
С какой стороны от тарелки мы положим ложку? (справой стороны от тарелки).
Воспитатель – А теперь отгадайте мою загадку: У нее зубцы стальные
Длинные и острые
Ею подцеплять куски
Очень даже просто нам! (вилка).
С какой стороны от тарелки мы положим вилку? (с левой стороны, вверх зубчиками).
Маша – А я тоже знаю загадку, отгадайте ее: Он из стали, и прекрасно
Режет овощи и мясо.
Только лезвие не трожь.
Ну, конечно, это… (нож).
Я хочу узнать, где нужно положить нож? (нож кладем справа, лезвием к тарелке, перед ложкой).
Для чего нужен вилка и нож? (Вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, кусочки от которых трудно отделить только при помощи вилки. Тогда вилкой мы придерживаем продукт, а ножом отрезаем небольшой кусочек).
Воспитатель – Вот мы и накрыли на стол. Что мы должны пожелать сидящим за столом? Правильно, мы пожелаем им «Приятного аппетита».
Маша, мы надеемся ты запомнила, как правильно сервировать стол к обеду и станешь хорошей помощницей для Мишки.
Физкультминутка.
Вот большой большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. Н. Нищева.
Воспитатель – Все дети пообедали. Теперь нужно убрать со стола.
Дидактическая игра: «Убери со стола» (Все действия производятся в обратной последовательности).
Молодцы, ребята, вы правильно справились с условием игры. Мишка, Маша поиграйте с нами в игру:
Дидактическая игра: «Четвертый лишний». (выделите лишнее слово и объясните свой выбор).
Воспитатель – Наши дети каждый день накрывают на стол и как они это делают сейчас вам расскажут:
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Маша – Спасибо вам, ребята, я запомнила как нужно сервировать стол к обеду и теперь не буду огорчать Мишку, а чтобы закрепить правила выучу это стихотворение. А нам пора домой. Досвидания.
Воспитатель – Чему мы сегодня научили Машу и сами повторили. (ответы детей).

ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

Этикет — важная часть общечелове-ческой культуры, нравственности, мо-рали. Научить ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности; относиться к другим так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему — простое ли это правило? В по-вседневной практике человеческие отношения далеки от идеала. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребён-ка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомы-ми людьми.

У каждой эпохи свой стиль, у каждо-го общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемле-мая часть культуры — этикет, склады-вающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Вос-питание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребён-ку, радуется ему — это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру.

Культуру еды часто относят к ги-гиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Для воспитания этикетного поведе-ния необходимы следующие условия:

  1. Позитивный настрой. Нужно использовать похвала, поощрение, призы и прочие спосо-бы, увлекающие детей.
  2. Пример взрослых, прежде всего, родителей. Ребёнок наблюдает и оце-нивает взрослых. Действия взрослых должны быть направлены на достиже-ние главной цели — развитие личности ребёнка в творческой, доброжелатель-ной, дружеской обстановке.
  3. Сотрудничество семьи и детского учреждениянеобходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемствен-ность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный, образованный человек

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета прово-дится при соблюдении этикетных принципов.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих пра-вил, доброжелательность и дружелю-бие, прочность и красота манеры по-ведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы воздействия на детей:

  1. Приучение . Детям даётся опреде-лённый образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Сле-дует не только показать, но и прокон-тролировать точность выполнения того или иного правила.
  2. Упражнение . Многократно повто-ряется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, раз-резать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребёнком необ-ходимости и разумности такого исполь-зования столовых приборов.
  3. Воспитывающие ситуации . Соз-даются условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, напри-мер, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
  1. Поощрение . Проводится раз-личными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
  2. Обсуждение со взрослым негативного поступка . Направлено на возникновение жела-ния поступать хорошо.
  3. Пример для подражания . Явля-ется своеобразным наглядным посо-бием и необходим ребёнку. Им могут быть родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.
  4. Разнообразие словесных мето-дов . Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скуч-ной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории соз-даёт эмоциональное восприятие по-веденческих правил.
  5. Разъяснение. Необходимо разъ-яснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
  6. Беседа . Помогает выяснить уро-вень знания детьми норм и правил поведения.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

Воспитание у детей навыков лич-ной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В конечном счёте от знания и выполнения детьми необходимых ги-гиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здо-ровье других детей и взрослых. В про-цессе воспитания необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиени-ческие навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и тд. Дети старшего дошкольного возрас-та более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, на-мыливая их до образования пены, на-сухо их вытирать, пользоваться инди-видуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигие-ны предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщатель-но, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно уметь пра-вильно накрывать стол и ставить по-суду, а так же твёрдо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению этих обязанностей, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок причесаться.

Воспитание культурно-гигиени-ческих навыков включает широкий круг задач. Для их успешного решения рекомендуется использовать по-каз, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним, нужно добиваться точного и чёткого выполнения действий, их правильной последовательности. Нужно по-стоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подража-нию, поэтому родители должны быть для них образцом. Обязанность родителей — самим подавать пример, всегда следуя правилам.

Правила столового этикета

В настоящее время правила столо-вого этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приё-ма пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.

Как сидеть за столом — спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол садиться в опрят-ном виде, с чисто вымытыми руками.

  • Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями — ложку держать в правой руке, под-носить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержи-мое медленно выливать в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой — когда стол сервиро-ван только вилкой, в левой — когда вилкой и ножом; бумажной салфет-кой пользуются один раз, при необ-ходимости берут другую, а исполь-зованную, слегка скомкав, кладут под край тарелки.
  • Что, чем и как есть — суп едят ложкой, сосиску — вилкой и ножом; макароны, омлет, вареники, пельме-ни — только вилкой; ягоды — десерт-ной ложкой; хлеб не откусывают, а отламывают руками; блины, оладьи, арбуз — вилкой и ножом.
  • Как общаться за столом — гово-рить вполголоса, вежливо обращаться с просьбами «Подайте, пожалуйста», «Будьте добры», благодарить, не гово-рить с полным ртом.
  • Как правильно и красиво серви-ровать стол — учитывать законы сер-вировки и эстетики. Этикетное правило, или этикетная формула поведения, состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков.

За столом нужно сидеть слегка на-клонившись вперёд и на всём сиденьи, а не на краешке его. Разговаривая с соседом слева, не поворачиваться спи-ной к тому, кто сидит справа. Сидеть за столом нужно прямо, поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают, а держат их вме-сте возле стула. На столе могут нахо-диться кисти рук, но никак не локти. Локти по возможности прижаты к ту-ловищу. Если едят только одной рукой, то вторая находится на столе. Пальцы сложены вместе.

Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех, кто за ним сидит. Не следят за тем, кто сколько ест. Едят и пьют спокойно, бесшумно, не гри-масничая. Рот не набивают пищей и слишком большими кусками. Жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются.

Салфетку берут с тарелки, когда на-чинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени (а не засовы-вают за воротник), закончив есть — на стол слева от тарелки. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку. Ложку держат между большим и ука-зательным пальцем, причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы можно было донести до рта, не пролив ни капли.

Вилку держат в левой, а нож в пра-вой руке. Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.