Домой / Материалы / Генеалогия. Что изучает генеалогия

Генеалогия. Что изучает генеалогия

Генеалогия - специальная, или вспомогательная, историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхожде­ния отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных свя­зей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственно­сти. Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отноше­ний по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно бы­ло также необходимо для наследственного права, причем не только в области наследования имуществ, но и власти (династическое пра­во). В Русском государстве 15-17 века генеалогические знания были необходимы для решения местнических споров. В 18-19 веках генеалогические данные использо­вались также для доказательства прав лица или семьи на дворян­ское достоинство или титул. Во второй половине XIX - начале XX в. в России значительно оживились генеалогические исследования. Наиболее крупные представители генеалогической науки использовали генеалогические данные и для целей историчес­кой науки. Главной целью их исследований было стремление подчеркнуть положительную роль дворянства в отечественной истории. В конце XIX - начале XX в. создалась блестящая русская генеа­логическая школа. Так, Г. А.Власьев создал фундаментальный труд «Потомство Рюрика» в котором содержались научно выверенные родословные многих княжеских родов. Л.М.Савелов успешно разрабатывал ме­тодику генеалогических исследований, начал публикацию обшир­ного библиографического справочника по русской генеалогии. Н.П. Лихачев положил начало критическому источниковедческо­му изучению русских родословных книг. После революции наступил упадок генеалогических исследова­ний. К генеалогии относились настороженно, как к чуж­дой дворянской науке. Отрицательную роль сыграло господствовав­ шее в науке насаждавшееся сверху убеждение, что историк должен изучать лишь историю рабочего класса и крестьянства, исследова­ния же по истории дворянства и буржуазии считались в лучшем случае неактуальными, а то и идеологически вредными. В этих условиях настойчиво возрождал генеалогические методы исследования в исторической науке академик С.Б.Веселовский. Большую роль в развитии генеалогии сыграл А.А.Зимин (1920-1980). Успешно применял генеалогию в своих трудах А.А.Введенский (1892-1965). Генеалогические мето­ды широко используют в своих исследованиях Н.И.Павленко, В.Л.Янин и др. Специальные труды, посвященные русской генеа­логии, принадлежат А.И.Аксенову, М.Е.Бычковой, С.В.Думину, Б.Н.Морозову, И.В.Сахарову и др.

Роль генеалогии в историческом исследовании определяется пре­жде всего тем, что человек выступает одновременно как основной субъект исторического процесса и объект исторического исследо­вания. Особое значение имеет генеалогия для изучения политической истории периода феодализма. В средние века происхождение чело­ века прочно прикрепляло его к определенной социальной группе, в значительно большей степени, чем в более поздние эпохи, опреде­ляло его поступки и мысли. Брачные связи между коронованными особами - династические браки - играли важную политическую роль.. В ходе поли­тической борьбы часто создавались соперничающие клановые груп­пировки, и знание генеалогии помогает реконструировать отноше­ ния между ними.

Генеалогические методы исследования дают возможность изучать историко-культурную среду, порождавшую деятелей того или иного направления общественной жизни. Классическая генеалогия прошлого ограничивалась в основном изучением дворянских родословных. Исследование генеалогии других сословий открывает перед историком новые широкие возможности Так, генеалогическое изучение буржуазии позволяет проследить ход формирования этого класса, выявить социальные группы, явившиеся его питательной средой. Генеалогия имеет важное значение и для архивного дела. При описании личных архивных фондов только знание родственных и семейно-брачных связей позволяет порой выявить, что разнород­ные на первый взгляд документы относятся к одному семейному архиву, что заставляет объединить их в одном фонде Генеалогичес­кие сведения дают возможность вместе с другими фактами опознать адресатов и отправителей писем, не имеющих точной атрибуции. В области архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у насе­ления. В этом случае речь идет об установлении ныне живущих по­томков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.

2)Методика генеалогического исследования . Родословия обычно представляют в виде генеалогических таблиц, схем и рос­писей. Генеалогические таблицы дают наглядное представление о родословии. Они могут составляться в разных вариантах: от родоначаль­ ника - к потомкам, от одного из потомков - к предкам («родослов­ ное древо»); таблица может быть расположена вертикально и гори­ зонтально. Существуют, наконец, родословные таблицы в кругах. Несмотря на наглядность, таблицы слишком громоздки, в них трудно включать большое количество дополнительных сведений (в горизонтальные можно включать больше данных, чем в верти­кальные, но все же далеко не все). Гораздо удобнее в этом отноше­нии росписи. При составлении росписи каждый упоминаемый чело­век (поскольку при генеалогических таблицах чаще всего изучает­ся родство по мужской линии, то обычно каждый мужчина) получает свой порядковый номер. При упоминании его детей дается ссылка на отцовский номер. Для родословного исследования поэтому часто бывает полезным составить и таблицу и роспись. Исследователь, работающий в области генеалогии, использует разнообразные исторические источники, набор которых мало от­личается от используемого в любой общеисторической работе. Вместе с тем некоторые источники носят специфически генеало­ гический характер или используются генеалогами наиболее часто. Родословные книги являются наиболее типичным генеалогическим источником. В России родослов­ные книги появляются в середине XVI в., когда был составлен «Го­сударев родословец» - официальный родословный справочник, со­ стоявший из 43 глав, каждая из которых была посвящена одному роду. Родословные книги - сложный для изучения источник. Прежде всего, в них встречаются многочисленные ошибки, часто связанные с невнимательностью переписчиков, пропускавших отдельные строчки монотонного текста. Легкость таких пропусков очевидна при самом беглом знакомстве с текстами родословных книг. Чем менее знатным был род, тем более цвети­стой была его родословная легенда. Изготовление их продолжалось и в XVIII в. Важным источником являются разрядные книги, в которые со второй половины XV в. записывались назначения на все важней­шие должности в военных походах, на службе по защите рубежей и при участии в некоторых придворных церемониях. Разрядные кни­ги дают возможность генеалогу определить время деятельности и характер службы изучаемого лица. Дошедшие до нас разрядные книги разных редакций - это в основном списки с официальных разрядных книг, составлен ные частными лицами для собственного употребления. Поэтому в них встречаются ошибки как ненамеренные (путаница дат, ошибки в именах и отчествах, пропуски), так и ставящие своей целью возвы­шение одних и уничижение других родов. Используя разрядные кни­ги, генеалог должен тщательно сличать разные редакции и списки.

Акты - это почти единственный источник, дающий материал о брачных связях, ибо при имени женщины обычно указывалось не только имя ее мужа, но и отца. Достоинством актов как источника является их объек­тивность: указание на родственные отношения служит не целям дво­рянской спеси, а идентификации личности. Генеалогические источники для изучения более позднего време­ни носят несколько иной характер. Здесь на первое место выдвига­ются книги регистраций рождений, браков и смертей. Важное значение имеют также послужные списки, автобиографии и анке­ты. В XIX в. были собраны и изданы надписи на могильных памят­ никах Москвы, Петербурга и некоторых других городов. Эти «нек­рополи» также дают ценные генеалогические сведения.

При изучении родословий необходимо учитывать некоторые генеалогические закономерности. Одна из них - родословный счет. Генеалогический счет имеет важное значение для проверки ис­тинности родословных. Используется генеалогический счет и в этнографических и историко-культурных исследованиях.

Изучение предмета статьи о семейной генеалогии предлагаем начать с его определения. Генеалогия - это наука о цепочках родства семьи либо целых династий, если рассматривать эту историческую дисциплину в широком смысле. В более узком понимании, генеалогия фамилии подразумевает регулярный сбор сведений о преемстве поколений, происхождении рода, а также систематизацию полученных материалов и документов в хронологическом порядке. Откуда возникло специфическое название, и что повлияло на появление замысловатого термина? Как и другие науки современности, генеалогия рода пришла к нам из Древней Греции. Genealogia в переводе означает родословие семьи, где "genea" - семья, "logos" - знание, слово. Ознакомившись с общей информацией, перейдем к подробным нюансам и тонкостям истории, связанными с Россией.

Генеалогия семьи у нас ведет свое начало со времен царской России. Не секрет, что в ту пору право на владение имуществом первостепенно передавалось по прямой, отцовской линии. Из-за чего, в обществе знатных родов возникла необходимость вести семейные списки с указанием фамилий от предков к потомкам, чтобы доказать право человека на наследство. Так появились первые генеалогические схемы (родословные древа) российских династий, по которым историки и простые любители генеалогии определяют родственную связь между поколениями дворянства, например, XVI и XV веков. История России формируется из тысяч судеб и событий, происходящих в жизни каждой отдельно взятой семьи. И, проводя исследование генеалогии фамилии или рода по нескольким ветвям, люди ещё раз подтверждают это, проникаясь духом единения с предками а также пониманием значимости своей личности в историческом процессе существования целого государства.

Историческая генеалогия как вспомогательная дисциплина зародилась примерно в XVIII веке. При этом, основы генеалогии семьи - есть возникновение родственных связей (отношений) между людьми и последующее их развитие. Но у рассматриваемого научного термина есть и альтернативный смысл, например, он может употребляться в таких словосочетаниях, как "генеалогия открытия". И в данном переносном смысле имеются в виду этапы становления какого-либо события в рамках целостной хронологии, а также взаимосвязь явлений, приведших к свершению конечного результата. Говоря о главном значении генеалогии фамилии (родословии семьи) и о её предмете изучения, выделим основополагающие понятия:

1) Анализ происхождения конкретных людей и их семейная генеалогия;

2) Построение родственных цепочек взаимосвязи поколений одного рода;

3) Составление родословных деревьев в виде схем и поколенных росписей.

Семейная генеалогия - значение родословия и гербов фамилий

Генеалогия семьи тесно связана с такой наукой, как геральдика, изучающей гербы, традиции их использования, а также их отличия от эмблем. Эти две дисциплины идут параллельно, и если Вы проводите исследование генеалогии рода, то полезно знать и основы геральдической науки со всеми её фамильными гербами, описанием элементов, изображенных на рисунке, и другими тонкостями, отражающими часть истории семьи. В генеалогии есть несколько направлений изучения преемственности родства. В традиционном методе проведения поиска предков или расшифровки фамилии используют различные генеалогические источники, например, такие как метрические книги, исповедальные ведомости, ревизские сказки, писцовые книги или семейные списки. Закономерно, что результативность поиска по линии генеалогии зависит от сохранности документов в государственных или ведомственных архивах, а иногда, и в краеведческих музеях.

Другим немаловажным подразделом, требующим Вашего пристального внимания, является генетическая генеалогия. При исследовании генетики людей, используются своеобразные "биологические ярлыки", которые не могут быть утеряны. То есть, ученые в лабораториях тщательно анализируют днк человека и его Y-хромосому, не меняющуюся при передаче от отца к сыну (по прямой ветке семейной генеалогии). Таким способом вполне вероятно выявить принадлежность представителя семьи к определенному этносу или народу, жившему во времена, близкие к началу эры, и, возможно, даже ранее.

Совокупность методов, которые использует генеалогия рода , дает в итоге наиболее точный а также проверенный результат, подтверждающий либо опровергающий родственную взаимосвязь лиц с разными или одинаковыми фамилиями. Профессиональное исследование днк человека без компетентных специалистов, к сожалению, не осуществимо, зато проводить поиск предков в архивах можно и самостоятельно, без исторического образования. Однако, изучить начальные теоретические сведения из области генеалогии семьи все-таки придется. Но перед тем, как обратиться к базовым научным принципам, предлагаем ознакомиться с главными функциями генеалогии, помогающими лучше понять смысл этой занимательной науки о родословии династий:

I. Наследственная: подтверждение родства только с помощью подлинных генеалогических источников;

II. Юридическая: использование родословных сведений, как доказательства права на имущество семьи;

III. Медицинская: средство обезопасить здоровье будущих детей и опознание болезней на уровне генов;

IV. Исследовательская: получение материалов для смежных дисциплин вроде ономастики и этнографии;

V. Биографическая: изучение родословия семьи дает возможность составления биографии родственника.

Что изучает генеалогия и архивы, хранящие документы рода

Как уже понятно из материалов публикации, генеалогия и архивы связаны прямым образом. В данном пособии о родословии как науке считаем нужным привести лишь краткую информацию, необходимую знать энтузиастам, решившим определить происхождение своего рода или познать историю семьи. Наше бюро фамильных исследований "Хранители семейных тайн" подготовило ряд подробных статей о генеалогии, исторических источниках и правилах архивного поиска, с которыми можно ознакомиться в соответствующих разделах сайта сайт. Если по каким-либо обстоятельствам нет возможности тратить на это время, а также нервы, работая в архиве собственноручно, то закажите генеалогические услуги в Livemem, избавившись от указанных проблем. Многолетний опыт изучения генеалогии фамилий в регионах Российской Федерации и бывшего СССР позволяет оперативно получить достоверный результат о родственных связях с прошлыми поколениями Вашей семьи.

При самостоятельном же посещении архива, следует иметь в виду тонкости проведения исследования генеалогии семьи. Учтите, что некоторые государственные учреждения допускают к поиску только по фамилии, совпадающей с Вашей. В противном случае, необходимо доказать родство с искомыми личностями, например, предъявив свидетельство о браке или рождении, в зависимости от того, по чьей линии ведется поиск (отца либо матери). Также, при изучении генеалогии рода, будет полезно узнать, что документы с актами гражданского состояния передаются архивам только по прошествии 100 лет с момента их создания (иногда чуть меньше). То есть, если Вы среднего возраста и, к примеру, ищите сведения о браке родителей, то такие документы хранятся в ЗАГС-е. Но, когда требуется определить замужество прапрабабушки, свадьба которой состоялась в XIX веке, обращаться с запросами нужно в региональный федеральный архив. Подытоживая, дадим краткий и лаконичный ответ на вопрос: "Что изучает генеалогия?" Эта наука помогает разобраться в происхождении родов, связывая потомков с их предками. Подходя к этому процессу с душой и любопытством, генеалогия человека или родословие семьи окажется увлекательнейшим занятием, зачастую раскрывающим завораживающие события с неожиданными поворотами судеб.

Если у Вас есть дополнения - сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на сайт

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Данная тема является важной и необходимой для каждого человека, так как каждый, без исключения, должен знать историю своей семьи, свою родословную.

Объект исследования- генеалогическое древо семьи.

Предмет исследования- формирование интереса к истории происхождения своей семьи и фамилии.

НАУКА ГЕНЕАЛОГИЯ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ

Предмет изучения генеалогии

Генеалогия - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословную. Историк, генеалог Л.М.Савелов, основоположник российского Историко-Родословного Общества сформулировал понятие генеалогии: "Генеалогия есть, построенное на достоверных документах и других источниках, доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц". И часть вторая, вытекающая из определения, касающаяся внутренней духовной жизни: "Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и духовной".

В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее.

В восходящем виде родословия сведения собирают от отца к деду и далее по коленам о предках. Восходящее мужское - родословие выглядит вертикальной последовательностью мужских имен, т. к. в каждом колене указывается прямой предок-мужчина. Восходяще-смешанная форма родословия указывает всех прямых предков по мужской и женской линиям. Второе колено несет информацию об отце и матери. В третьем колене указывают родителей отца и матери (содержатся сведения о бабушках и дедушках). Возрастание количества предков идет в геометрической прогрессии. В родословии не указываются боковые линии от мужчин. Каждое лицо в колене представляет один (отдельный) род. Родословие имеет правильную фигуру при наличии сведений о каждом родственнике.

В нисходящем виде родословия, составление начинают с самого отдаленного известного предка, переходя к потомкам. Эти виды родословия, как правило, бывают мужскими и смешенными. Нисходящее мужское - обычная форма родословия, указывающая потомство родоначальника от мужчин. Женщины показываются именами. Нисходящее смешанное родословие указывает все потомство, как от мужчин, так и от женщин, являясь родословием многих родов. Показывает родство между боковыми линиями. Наиболее полно выявляет родственников при ситуации наследования.

РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО (Генеалогическое дерево). Одна из модификаций "мирового дерева" или "дерева жизни" присуще космологическим представлениям древнего мира и средневековья. Отражает идею и представление о всеобщей взаимосвязи мира. Образ "дерева человеческой жизни" возник как вариация "мирового дерева".

В этом образе соединилось прошлое, настоящее и будущее, воплощенное в предках, ныне живущих и потомках, объединенных идеей продолжения жизни. Этот символический смысл придавался и родословному дереву семейства, рода.

Происхождение фамилии

Слово «фамилия» -- латинского происхождения. В Римской Империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов. Другой смысл оно обрело в средневековой Европе -- под фамилией стали подразумевать исключительно семью. Понятия «члены семьи» и «члены фамилии» стали тождественными. Точно такое же осознание термина существовало поначалу и в России. Только к XIX веку слово «фамилия» приобрело своё второе значение, ставшее сегодня официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». Фамилия Павловская образована от имени собственного и относится к распространенному типу польско-украинских фамилий. Основой фамилии Павловская послужило церковное имя Павел. Нередко древние славяне присоединяли имя отца к имени человека, обозначая тем самым его принадлежность к определенному роду. Дело в том, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде указания на его отца помогало решать проблему идентификации.

Павловская - одна из самых распространенных фамилий происходит от крестильного имени Павел - маленький (греч.). Из этого имени, как из семечка, выросло мощное “фамильное древо”: Павельев, Павкин, Павленков, Павленов, Павликов, Павлинин, Павлинов, Павлихин, Павлишенцев, Павлищев, Павловскаяцев, Павлухин и т.д.

Павел - имя одного из самых известных в христианском мире апостолов, который также назвался "апостолом язычников". Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл его к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Святым были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

На Руси же верили, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или трудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -овский /-евский, -евич, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Павел, со временем получил фамилию Павловский.

Наука генеалогия изучает родословную, это систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов, в более широком смысле- наука о родственных связях вообще.

Фамилия Павловская произошла от крестильного имени Павел.

Тема: Генеалогия как наука

Цель урока - познакомить с наукой генеалогией, с понятиями «семейная генеалогия», «генеалогическое дерево», «геральдика», с историческими сведениями и фактами

Задачи : Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков, повторить сведения о родственных связях; воспитывать уважение и любовь к близким и родным людям, к своим предкам, своему дому, чувства патриотизма, гордости за историю нашей Родины, родного края.

Оборудование: компьютер, презентация

План.

    Предмет и метод генеалогия.

    История генеалогии.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Поведение итогов.

    Домашнее задание.

    предмет и метод генеалогии

Составлением родословий и собиранием сведений о различных родах и фамилиях занимается специальная историческая наука - ге­ неалогия. Генеалогия - слово греческое, буквально означающее «уче­ ние о происхождении». Русский аналог этого понятия - родословие - знание рода, наука о роде.

Родословие занимается выяснением происхождения того или ино­ го лица или семьи, установлением родства по крови и свойству (бра­ кам), а также исследованием места и роли рода в истории путем изучения всех видов деятельности его представителей.

В научной литературе имеется несколько определений предмета генеалогии. «Советская историческая энциклопедия» содержит сле­ дующее определение: «Генеалогия - вспомогательная историчес­кая дисциплина, занимающаяся изучением происхождения ро­дов, фамилий и отдельных лиц, родственными связями, состав­лением родословий».

Проведение генеалогического исследования - сложный многоэтап­ный процесс, включающий в себя поиск, сбор, первичную обработку, анализ собранного материала и результатов исследования. Настоящий исследователь, начиная поиск материалов по истории рода, постарается сначала определить верное направление и сформулировать рабочую ги­ потезу, основанную на знании трех основных параметров: 1) сведения о лице; 2) сведения о месте генеалогического события и 3) сведения о времени генеалогического события. Возможно, что в процессе поиска рабочая гипотеза не раз будет уточняться, пока исследовательские

Генеалогия подразделяется на научную и практическую.
Различия между практической и научной генеалогией принципиальны. Научная генеалогия всегда подчинена задачам исторического исследования, практическая – оформляет или изучает степень родства между определенным кругом лиц, определяя их положение в структуре общества.

2. История генеалогии

Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития. В современных зарубежных энциклопедических словарях статья "Генеалогия" начинается с библейского ветхозаветного раздела. Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. Издавна повелось: чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи, чтобы не затесался чужак, и между различными семьями. В Англии и Франции в XVI веке создаются государственные должности, отвечавшие за правильность составления родословий.

В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В сороковые годы XVI века появляются первые родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшим назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, велись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.

Генеалогия веками вырабатывала нормы оформления сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, досье, карточек. Устанавливались четкие правила заполнения этих документов: графика, символика, нумерация и так далее. Благодаря унифицированной системе знаков, своеобразному языку генеалогии, независимо от того, где составлен генеалогический справочник, прочесть его могут практически везде.

Новый подъем наук пришёлся на эпоху Возрождения. В это время для составления родословий стали использоваться документы, начали складываться первые генеалогические коллекции, рассчитанные на использование их историками, вышел ряд ценных справочников по истории правящих династий. В XV в. была выработана и утвердилась генеалогическая таблица - удобная графическая форма фиксации родственных связей.

«Золотой век» генеалогии приходится на XVI-XVIII вв., когда в Западной Европе начали закладываться основы научной генеалогии (критическое изучение документальных актов, мемуаров и вещественных памятников, лежащих в основе родословных); усилился научный интерес к теоретической генеалогии (разрабатывались методы составления родословных таблиц и росписей, системы нумерации родства); начали открываться кафедры генеалогии в университетах и издаваться учебники, генеалогические справочники по истории королевских и аристократических родов.

В 1687г. была составлена «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих…», вошедшая в историю как «Бархатная книга» которая в окончательной редакции состояла из «Государева родословца» и дополнений, сделанных после Указа царя Федора Алексеевича и закрепления Соборного уложения об отмене местничества 1682 г., в виде выписок из родословных тех фамилий, которые уже имелись в «Родословце».Так было положено начало официальным работам по составлению родословных книг.

Как вспомогательная историческая дисциплина генеалогия впервые была названа в 1830 г. в работе М. Гастева «О вспомогательных науках для истории». Он же первым разграничил теоретическую и практическую генеалогии, «кроме того, он разделял понятия генеалогии исторической, т.е. тех росписей, которые составляются для нужд исторического исследования, и генеалогии частной – росписей, которые составляются для практических нужд семьи».

Расцвет российской генеалогии пришелся на последнюю четверть XIX –начало XX вв., когда стали появляться работы теоретического характера, которым был присущ источниковедческий анализ и критическое осмысление генеалогических источников; генеалогия обратилась к изучению недворянских родов (буржуазии, купечества, крестьянства, чиновничества и прочих); были созданы Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге (1898-1922 гг.) и Историко-родословное общество в Москве (1904-1917); начали издаваться профильные генеалогические журналы. Это время связано с деятельностью Н.П. Лихачева, разработавшего научную методику исследования генеалогических источников, и Л.М . Савелова, автора «Лекций по русской генеалогии» (1909), фактически первого российского учебного пособия по данной дисциплине.

После Октябрьской революции 1 917г . многие отечественные генеалоги оказались за границей и там продолжили свои исследования. В СССР, начиная с 1920-х гг., генеалогические исследования значительно сокращаются. С одной стороны генеалогия объявляется «буржуазной наукой», но с другой стороны она преобразовывается в составную часть источниковедения, методику исторического исследования. Она используется при изучении феодального периода политической истории России, а также литературного творчества писателей..

Краткий период частичной реабилитации генеалогии приходится на середину 1960- х годов, когда в связи с общим патриотическим подъемом, связанным с подготовкой к 20-й годовщине Победы над фашистской Германией в 1945 г., возрос интерес к истории Отечественной войны 1812 г.

Настоящее возрождение началось с 1989 г. – даты проведения первой Всесоюзной научной конференции «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования», организованной Московским государственным историко-архивным институтом.

Новый этап в развитии генеалогии в России пришелся на время демократических реформ и социально-политических преобразований.Характерной чертой новейшей генеалогии является стремление к актуализации исследований, интеграция со вспомогательными и специальными научными дисциплинами (геральдика, дипломатика, сфрагистика, нумизматика, источниковедение, историческое краеведение, историческая ономастика и др.) и сближение с другими науками и научными дисциплинами (биология, генетика, медицина, психология, социология и др.).

Современная генеалогия значительно расширила источниковую базу, разработала новые методы исследования источников, стала использовать новейшие компьютерные технологии.

Последнее десятилетие ХХ века стало временем возрождения интереса к своим корням, своей родословной. Сегодня генеалогия, или историческое родословие, получила большое распространение и популярность среди разных слоев населения, людей разных возрастов и профессий. Это, прежде всего, связано с тем, что люди не хотят быть «Иванами не помнящими родства». В стране стали воссоздаваться старые или создаваться новые общественные организации историко-родословной направленности. Так, в 1990 г. возобновили деятельность Российское Дворянское собрание и Историко-родословное общество в Москве.

Первые четыре шага по составлению Родословной:

    Составление Родового (Генеалогического) дерева

    Создание альбома "Родословная книга"

    Создание комплекта для обмена с родственниками.

Законы генеалогии.

а) Закон трех поколений. Один из них относится к таблице нисходящего родства:
НА СТО ЛЕТ ПАДАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ. Это может означать вот что; если семейная легенда или роспись гласит, что предок рода участвовал в государственном перевороте, который привел Екатерину II на престол, а его потомок в шестом колене, ваш дедушка, приехал в Казахстан осваивать целину, то это можно проверить. Нужно взять отрезок времени между этими событиями и разделить на число поколений (у нас около 190 лет, делим на 6 получается примерно 31,5). Если в результате получается цифра 30 или очень близкая к ней (28-33), этот текст можно считать достоверным. А вот если разница между поколениями получилась 20-21 год или 38-40 лет - здесь что-то не то, надо все перепроверить. Как из всякого закона бывают исключения, так и из этого тоже. Но при больших величинах, когда перед нами роспись в 6-8 поколений или временной интервал в 200-250 лет, в правильности закона никто не сомневается.Сейчас распространяется мнение, что в современных условиях, когда число браков, заключаемых между людьми в более молодом возрасте, чем ранее, резко возросло, нужно вводить поправку в этот закон. Но это положение требует дополнительных исследований.

б) Закон удвоения числа предков.

Работая с таблицей восходящего родства можно заметить, что В КАЖДОМ СЛЕДУЮЩЕМ ПОКОЛЕНИИ ЧИСЛО ПРЕДКОВ УДВАИВАЕТСЯ. Это второй закон генеалогии. Это понять легко, поскольку у каждого из нас есть папа и мама, а их папы и мамы дают нам четверых бабушек и дедушек и т.д.

в) Закон убывания предков.

Если соединить два правила: "Удвоения числа предков", и "На сто лет падает деятельность трех поколений" можно будет представить следующее. Если вы родились, к примеру, в 60-е годы нашего века, то ваши дедушка и бабушка - дети начала века. Тогда в начале XIX века должно появиться шестое поколение ваших предков (32 человека), в эпоху Ивана Грозного - четырнадцатое поколение, и у каждого человека, родившего в 60-е годы XX века, в это время должно жить 8192 реальных предка. Прикиньте, сколько реальных пращуров каждого из нас жило в начале новой эры, сопоставьте с тем, что знаете о росте населения на нашей планете, и вы скажете: это невозможно. Действительно, невозможно, потому что в действительности у каждого из нас реальных предков гораздо меньше, чем предполагает теория.

Составление календаря памятных дат.

У каждого из нас бывают такие моменты, когда мы когда мы вдруг вспоминаем, что забыли вовремя поздравить с днём рождения своих родных, друзей, близких знакомых. Составление Родословной книги включает в себя и создание Календаря семейных памятных дат, наличие которого исключает подобные неловкие моменты.

По мере заполнения Родословной книги в Календарь записываются даты рождения родных людей, даты их свадеб, даты поминовения усопших. Календарь семейных памятных дат создаётся на целый год и на каждый месяц. В календаре записываются все основные даты, события для каждого родственника. К таким событиям относятся день рождения, свадьбы, смерти, крещения, даты других важных для человека событий. Но так как этот Календарь принадлежит лично Вам, то в нём уместно отметить и все другие памятные для Вас даты: это и дни рождения друзей и знакомых, даты окончания учебных заведений, да мало ли какие еще даты, например: религиозные праздники и другие важные события.

Листы из Календаря памятных дат за соответствующий месяц можно вывешивать и на работе, и дома. В Календаре семейных памятных дат не указаны дни недели, а это значит, что Календарь, и его отдельные листы можно использовать всю жизнь, дополняя их сведениями и заменяя по мере необходимости.

Поскольку Календарь не относится к конкретному роду из Родословной книги, то весь он (за исключением листа, используемого в данный месяц) хранится в специальной папке в Родословном ларце. Согласно нашей идее, занятие составлением своих родословных будет объединять всех россиян. И наличие в каждом доме, в каждой семье, на каждом рабочем месте Календаря семейных памятных дат будет положительно способствовать этому благотворному для нашего общества процессу».

С этой точки зрения Календарь Семейных Памятных Дат является, чуть ли не самым важным документом в родословии. Нам надо чаще туда заглядывать и посылать пожелания добра, счастья, здоровья, благополучия, успехов в благих начинаниях всем нашим родственникам и знакомым. И такое упражнение постепенно отучит нас судить, а тем более осуждать наших близких. Отношения с близкими будут улучшаться и вся наша жизнь станет спокойной и счастливой".

Литература

    Бычкова М. Семейный летописец.// Родина. N 2,4. 1991.

    Савелов Л. Лекции по русской генеалогии. М., 1995.

    Онучин А.Н. Твое родословное древо. Пермь, 1992.

    Сейненский А.Е. Родной край: Страницы истории: В помощь историку-краеведу. М.: Интерфакс, 1994.

    Л.В.Тарасов, И.А.Мишина, Л.Н.Жарова. История. 5 класс. 1 часть. Экспериментальный учебник развивающего типа. М.: 1994.

Памятка 1. Правила составления родословных.

    Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.

    Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

    Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.

    Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

    На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.

    На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

    Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.

    Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

    После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).

    Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

    Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: