Последние статьи
Домой / Лицо / Нравственное развитие в дошкольном возрасте. Усвоение нравственных норм, как основа произвольного поведения

Нравственное развитие в дошкольном возрасте. Усвоение нравственных норм, как основа произвольного поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте»

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира, они будут творить историю. Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

§1. Нравственное развитие в младенчестве

С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малышом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания - пеленки, для кормления - бутылочка с соской или ложка, для купания - ванночка, полотенце, мыло. После 4 мес. развитие хватания приводит к тому, что резко возрастает активность малыша в отношении предметов. Он начинает манипулировать с ними. И снова родители направляют манипулирование в определенное русло, в соответствии с правилами, которым ребенок подчиняется лишь в ситуации непосредственного контакта со взрослыми: Выполнение действий по правилам придает жизни малыша известную организованность:

В первом полугодии жизни у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положительное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития.

На всем протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интонации речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, другие порицает и, таким образом, выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не понимает смысл этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса, улавливает эмоциональное отношение. Например, ребенок хорошо поел, а взрослый одобрительно кивает ему, улыбается, поглаживает, говорит ласково: «Молодец».

Важной вехой в развитии младенца выступает включение взрослым в общение слов, означающих требования - "можно" и «нельзя». Малыш еще не понимает значения этих слов. Взрослый подкрепляет высказывания выражением соответствующих эмоций, говорит «Можно» - с радостной улыбкой и «Нельзя» - хмурясь. Младенец очень чувствителен к отношению взрослого. Он хочет чувствовать, что его любят, относятся к нему внимательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в сочетании с соответствующей мимикой и интонацией голоса вызывает у него отказ от какого-либо действия или предмета. Так взрослый, общаясь с ребенком, выделяет из его спонтанных реакций социально одобряемые образцы поведения и фиксирует их в сознании младенца.

Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в конце первого года жизни к установлению связей между словом и действием, способом поведения. Такие связи способствуют освоению ребёнком социальных форм поведения. «Скажи тете «до свидания», - говорит мама малышу, и он машет рукой. - «Скажи спасибо», - и он наклоняет голову.

Особенности нравственного развития в младенческом возрасте:

Предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совместным действиям, доброжелательность, потребность во внимании;

Выделение положительных способов поведения у малыша происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым;

Вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормозящую и побуждающую функции;

На основе установления связи между словом я действием появляются первые формы нравственного поведения.

§2. Нравственное развитие в раннем детстве

В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействий малыша с окружающим миром. Усложняются формы поведения ребенка и расширяется круг доступных малышу предметов. Он все больше включается в совместную со взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места.

Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется новый регулятор поведения малыша - слово «надо». Подчиняясь ему, ребенок может противостоять своим желаниям, преодолеть нежелание.

Подчеркнем, что по-прежнему выполнение норм и подчинение правилам имеет для малыша не самостоятельное значение, а служит средством поддержания положительных контактов со взрослым. Стремление заслужить положительную оценку, быть «хорошим» побуждает малыша действовать так, как этого требуют педагоги и родители.

Требования, предъявляемые к малышу (от 1 года до 2 лет), должны быть обязательно посильны и положительно окрашены. Выдвигая их, необходимо учитывать желания ребенка и не ущемлять его интересы, растущее стремление к самостоятельности. Чрезмерно частые, необоснованные одергивания и запреты отрицательно влияют на поведение малыша, вызывая у него протест. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Иначе он их забывает, путает и в результате не понимает, что можно делать, а что нельзя. Важно не только указать малышу на те действия, которые нежелательны, но обязательно показать то, что можно. Ребенок должен знать, где не запрещается проявлять активность.

Если взрослый сознательно выдвигает требования малышу, делает это систематически, следит, чтобы они не противоречили друг другу, и неукоснительно проверяет их выполнение, то следование таким правилам становится привычным для малыша. Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, у него складываются послушание, дисциплинированность, организованность, потребность выполнять просьбы взрослых. А появление этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усвоения более сложных правил поведения. Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игрушкам и убирать их на место. А в возрасте 2-3 лет ребенок должен замечать поломанную игрушку и просить взрослого ее починить.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.

Так, взрослый показывает малышу, куда и как надо убирать игрушки, и приучает его сначала вместе, а затем самостоятельно это делать. Он каждодневно организует выполнение ребенком правила «после игры игрушки нужно расставлять по местам». В раннем детстве ребенок уже может понять определенные правила, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша. Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Шумел - и разбудил бабушку. Не убрал игрушки - они потерялись. Разорвал книжку - ее нельзя читать. Разбил чашку - из нее нельзя пить молоко. Указанные примеры говорят о том, что понимание правила и нормы поведения основано на собственном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные - при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.

Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.

Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Мальчик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо».

Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.

Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в недоступное место; исключить возможности того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать условия для положительных проявлений активности и самостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не следует разрешать ребенку делать та, что будет потом запрещено.

Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Малыш скорее поделится игрушкой или сладостями с тем сверстником, к которому у него взрослый вызвал сочувствие. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность, к окружающим создает предпосылку для нравственных проявлений.

В раннем детстве, когда взрослый выдвигает определенные требования к малышу и следит за их выполнением, помогает доводить начатое дело до конца, правильно оценивает положительные и отрицательные поступки, мотивирует свои требования, можно воспитать у ребенка такие нравственные качества, как стремление помочь, умение считаться с интересами других, терпеливо ждать, не шуметь, не мешать другим, проявлять доброту и отзывчивость.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

Нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения ко взрослому;

Выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов со взрослым;

Выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создаёт основу для нравственного развития малыша;

Требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша - ситуативности и импульсивности;

Нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

У малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;

Нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

Формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего, а бытовой и предметной деятельности;

Создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

§3. Нравственное развитие в дошкольном возрастете

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного Морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых. В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.

Не случайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он стремится дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»...

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребёнка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как плохой или хороший.

В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.

Можно наблюдать два способа поведения, коренным образом отличающихся друг от друга, когда дошкольник нарушает нравственные нормы. Во-первых , норма нарушается неосознанно, когда ребенок действует под влиянием ситуативных желаний. Такое поведение выступает как возрастная особенность. Это свидетельствует о несформированности механизмов произвольного поведения и о том, что норма еще не стала внутренней психологической инстанцией, а остается внешним требованием. Ребенок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о последствиях.

Во-вторых , при сознательном нарушении нормы, ребенок осознает противоречия между своим поведением и социально одобряемым образцом. В этом случае следует говорить о проступках. Чтобы показать их природу, сравним две очень схожие внешне, но на самом деле кардинально отличающиеся формы поведения: проступки и шалости. Шалости характеризуются благожелательным отношением к людям. Ребенок активен, инициативен, изобретателен, а его поведение, окрашенное в яркий положительный эмоциональный тон, имеет бескорыстный характер. Виды шалостей различны. В раннем возрасте появляются шалости, выступающие вариантом игры, которая служит их источником. Они типичны для детей примерно до пяти лет. Ребенок сосредоточивается на действиях воображаемого персонажа. Шалости становятся самоцелью, источником бурных положительных эмоций, вытесняя сюжет, когда игровой сюжет сохраняется как фон и служит своеобразным оправданием выполняемых действий и их последствий.

В 4-7 лет у Детей наблюдается шалости, мотивом которых является вопрос «Что получится, если...?» (открыть кран и закрыть пальцем струю воды). Их источником выступает познавательное отношение у ребят к окружающему и стремление его исследовать. Такие шалости чаще встречаются у инициативных детей, в их основе лежат положительные черти формирующейся личности: активность, инициативность, любознательность.

На протяжении всего дошкольного детства заметны шалости, мотивированные вопросом «Что же я могу?». Их источником выступает развитее самостоятельности. Такие шалости граничат с озорством. А протекают они по такой схеме: ребенок нарушает правила и ждет реакции взрослого. Так он проверяет свою силу, утверждает свое «я», пытается как бы очертить круг дозволенного.

В основе большинства проступков лежит неумелое, но очень горячее стремление защитить свое «я» от переживаний, ущемлений и обид. К ним приводят частые наказания, немотивированные запреты, окрики, обидные прозвища, насмешки, недостаток любви и общения со взрослыми и сверстниками, чувство заброшенности и ненужности. Подчеркнем, что они появляются только тогда, когда ребенок не может положительно самоутвердиться вследствие неправильной по отношению к нему позиции взрослого. Нарисовал малыш рисунок, а воспитатель не заметил, похвалил другого. Тогда ребенок разорвал чужой рисунок и был замечен взрослым. Повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку. Они формируют отрицательные черты характера. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся у дошкольников: упрямство, лживость, драчливость.

Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на своем требовании, даже если понимает его абсурдность и невыполнимость. Нередко дети сознательно выдвигают такие требования, которые взрослый не может выполнить. Упрямство возникает чаще всего в том случае, если взрослый ограничивает возможности малыша, не дает ему самостоятельно действовать и выражать свои желания. «Он еще маленький», - утверждают одни родители и стремятся все сделать за ребенка. «Он уже большой», - говорят другие и воздвигают целую батарею запретов, нередко без учета возрастных и индивидуальных возможностей. Часто заупрямившийся ребенок не может отказаться от первоначального требования. К основным причинам упрямства следует отнести протест ребенка против несправедливого отношения и унижения достоинства; нетактичность взрослых; неразумное ограничение самостоятельности и слишком строгое отношение к ребенку; игнорирование его личных желаний.

Наиболее распространенные причины детской лжи - страх перед наказанием и отрицательный пример взрослого. Характерно, что ложь всегда имеет какой-то корыстный мотив, мотив утилитарной выгоды, чем и отличается от детской фантазии. Стремление переживать и действовать в воображаемой ситуации, потребность в самостоятельности, самоутверждении, притязание на признание приводят к детским фантазиям, в которых малыш преувеличивает свои возможности, например, рассказывает о том, как он побывал в разных странах, спасал людей от наводнения и прочее.

Драчливость чаще всего возникает у гиперактивных детей, которые не находят иного применения своей энергии в каких-либо занятиях, играх. Драчливость является следствием того, что ребенок не умеет общаться, установить положительные отношения с товарищами, и тогда возникает стремление обижать других. Такую форму поведения ребенок начинает распространять не только на своих обидчиков, но и на маленьких, слабых, беззащитных. Он находит удовольствие в том, что его боятся. Ощущение своей силы приводит к еще большей драчливости и к еще большему ухудшению отношений со сверстниками. К драчливости приводит культ силы в семье, неправильная позиция взрослых: «Дай сдачи!», «Уважают только сильных».

В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.

В 2-3 года Дети совершают положительные поступка по указанию взрослых, в порядке выполнения их требований. Ограничение своих желании малышами возникает редко и только под влиянием симпатии или сочувствия. Совершая объективно положительные поступки, дети не осознают их необходимости и значения для других людей. В 3 года на основе моральной оценки взрослого дети устанавливают связь «хорошего» или «плохого» со своим действием, относят свои поступки к соответствующей категории. Они получают удовольствие от оценки «хорошо».

Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:

Объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;

- ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

Дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;

Систематичной , а не даваться от случая к случаю;

Включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.

Заключение

Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Основные задачи нравственного воспитания:

Формирование нравственного сознания;

Воспитание и развитие нравственных чувств;

Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает:

Формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

Ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

Превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

зования данных навыков в разнообразных условиях реального предметного содержания. Информационные технологии в функции экспертной системы целесообразно использовать на семинарских занятиях, целью которых является обобщение различных точек зрения на какой-либо вопрос изучения, анализ подхода экспертов и их способов разрешения предметных задач. Информационные технологии в функции баз данных создают наибольшие возможности для проведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студента, что дополняет возможности традиционных средств обучения, не заменяя их. Так, например, психологическую практику студенты-психологи не могут провести сидя за компьютером, но вот ее результат, внесенный в соответствующую базу данных, позволит организовать новые формы работы студента. Отсюда - условие: информационная технология в учебном процессе должна использоваться соответственно ее функциям, дополняющим, а не подменяющим функции традиционных средств обучения, и реализоваться эти функции могут в соответствующих формах учебных занятий. Таким образом, введение информационных технологий в процесс изучения студентами общепрофессиональных дисциплин является эволюционным типом инноваций.

Реализация вышеназванных педагогических условий позволит эффективно использовать информационные технологии в подготовке студента-гуманитария и направит его на самостоятельное и активное применение информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берулава М.Н. Современные проблемы гуманизации образования. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - №2 (195) // http://www.budgetrf.ru/Publications /Magazines/VestnikSF/2003/

2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 308с.

Д.В. Шатров

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ХАРАКТЕРУ ИХ МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ

Практически все исследования, посвящённые нравственной сфере личности, сосредоточены на трёх концептуально различимых аспектах этого процесса: моральном суждении (как человек рассуждает о моральных ситуациях), моральном поведении (как он себя ведет в таких ситуациях) и моральных чувствах (что он при этом испытывает). В ряде исследований отмечается, что возникновение специфически моральной мотивации относится к старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте особенности моральных суждений определяют нравственные мотивы поведения и часто они могут иметь большую побудительную силу, чем некоторые элементарные потребности.

Психологических методик, исследующих качественные характеристики нравственной сферы дошкольников практически нет, несмотря на то, что такие личностные характеристики, как нравственно-мотивационная сфера и направленность являются весьма важными, по сути дела, ключевыми характеристиками личности, их знание помогает прогнозировать поведение ребёнка, наметить дифференцированный подход в воспитательно-профилактической работе. В связи с этим, нами была разработана методика «Ситуации морального выбора» для исследования

моральных суждений детей. Исследование морального развития детей с применением этой методики проводилось индивидуально, с интервалом в два-три дня. На первом этапе ребёнку предъявлялись сюжетные картинки с изображением поступков детей, нарушающих или выполняющих моральные нормы. Ребёнок должен был оценить поведение героя сюжета, как «хорошее» или «плохое» и объяснить свою оценку. На втором этапе ребёнку зачитывались рассказы с различными ситуациями морального выбора. Ребёнок должен был принять решение за героя рассказа и мотивировать свой выбор. В исследовании участвовало 70 детей старшего дошкольного возраста из полных семей (27 девочек и 43 мальчика).

Таблица 1

Процентное соотношение выделенных категорий моральных суждений и соответствующие ___________________________им примеры высказываний детей_________________________________

1 «аморальные» суждения (мотив обиды или личной выгоды) «он же не дал покататься», «потому, что она ему понравилась», «он не хотел, чтобы его наказали» и т.д. 87 7

2 отсутствие мотива 87 7

3 боязнь наказания «чтобы его не наругали», «потому, что мама может заругаться», «его же накажут» и т.д. 42 3

4 мотив получения благ «чтобы он дал покататься», «чтобы он дал поиграть», «потому, что он хотел, чтобы его похвалили» и т.д. 39 3

5 мотивирование необходимостью послушания «он послушался», «потому, что ему воспитательница сказала», «он послушный мальчик» и т.д. 27 2

6 императивные мотивы «потому, что она хорошая», «потому, что это плохо», «толкаться плохо» и т.д. 240 20

7 мотивы предвосхищения последствий «потому, что будут синяки», «потому, что можно заболеть», «потому, что потом с ним никто не будет играть» и т.д. 285 24

8 необходимость помощи другим «надо помогать маленьким», «потому, что он сам не может», «потому, что он хотел помочь» и т.д. 141 12

9 мотивы сочувствия «потому, что ему больно», «он же расстроится», «ему же будет плохо» и т.д. 261 22

Общее количество суждений 1209

«Аморальные» суждения следует отличать от безнравственных суждений. Поступок или поведение считаются безнравственными, когда они объективно не соответствуют принятым нравственным нормам, если нарушающей личности эти нормы не известны. Если же нормы известны, то их нарушение оценивается как аморальный поступок . В нашем случае все испытуемые показали высокий уровень знания моральных норм, специфических для данного возраста. Кроме того, в каждом случае нарушения моральной нормы, в беседе с ребёнком выяснялось, знает ли он данную моральную норму и адекватно ли её оценивает. Во всех случаях подтверждалось знание ребёнком данной моральной нормы. В связи с этим, высказывания, содержащие нарушение моральных норм, квалифицировались как аморальные суждения.

По отношению к личности ребёнка все суждения условно были разделены на обусловленные внешними мотивами и обусловленные внутренними мотивами. Под внутренними мотивами мы понимаем такие мотивы, которые основываются на сочувствии к другому человеку, на сопереживании его эмоционального состояния,

наличии стремления к децентрации. Конечно, такие мотивы нельзя назвать истинно внутренними. Они ещё не достаточно осознаны ребёнком, не являются внутренней установкой его личности, голосом его совести. Однако они являются зачатками интроспективных тенденций в развитии нравственной сферы ребёнка.

Результаты сравнения показали, что в нашем исследовании не были выявлены суждения, которые бы соответствовали, по классификации А.В. Зосимовского «аморальным поступкам», «безнравственным по неведению» и «нечаянным поступкам». Такое положение соответствует специфике возраста (у дошкольников ещё не сформированы внутренние установки поведения, как моральные, так и аморальные) и специфике предъявляемых ситуаций морального конфликта (все ситуации были приближены к актуальной жизнедеятельности ребёнка и отражают моральные нормы, которые ребёнок знает). В концепции Т.П. Авдуловой отсутствует категория обоснования морального выбора, которая бы отражала мотив предвосхищения последствий, в то время как, в нашем исследовании она имеет достаточно большой процент использования детьми. В соответствии с предложенными Т.М. Титаренко ступенями развития эмоциональных отношений детей к нравственной ситуации, можно констатировать, что использование детьми категорий с шестой по девятую говорит о более продуктивных тенденциях в нравственной сфере ребёнка, т.к. к нормам уже сформировано эмоциональное отношение. Девятая категория - мотивы сочувствия, по классификациям А.В. Зосимовского и К.К. Платонова соответствует высокому уровню развития нравственной сферы старших дошкольников. Восьмая категория - моральные суждения, обусловленные мотивами необходимости помощи другим, в нашей классификации соответствует уровню автономной морали (стадия 5В) у Л. Колберга и эмоциональному отношению к нравственной ситуации по Т.М. Титаренко. Л. Колберг и Т.М. Титаренко не разделяют восьмую и девятую категории моральных суждений. В нашей классификации данные категории разделены, в связи с тем, что мотивы сочувствия нами рассматриваются как внутренние мотивы, а необходимость помощи другим как внешние, что является свидетельством более низкого уровня нравственного развития. Седьмая категория моральных суждений - мотивы предвосхищения последствий, соответствует эмоциональному отношению к нравственной ситуации по типу «оценка-предвосхищение» по Т.М. Титаренко и является достаточно высокой ступенью развития эмоционального отношения к нравственной ситуации. Шестая категория моральных суждений - императивные мотивы в классификациях Л. Колберга и Т.М. Титаренко, так же, как у нас свидетельствует о более низком уровне нравственного развития, чем седьмая категория моральных суждений, обусловленных мотивами предвосхищения последствий. Категории суждений с шестой по девятую, являются формой эмоционального отношения ребёнка к другим людям. Категории с 3 по 5 отражают тенденцию удовлетворения личных потребностей ребёнка и не содержат эмоционального компонента. Категории суждений, не содержащие эмоциональный компонент, мы распределили по степени уровня развития нравственной сферы ребёнка в соответствии с классификацией Л. Колберга .

Таким образом, в результате проведённого исследования оказалось, что старшие дошкольники в ситуациях морального выбора используют моральные и «аморальные» (нарушение усвоенной нормы) мотивы. В качестве «аморальных» мотивов выступают мотивы обиды и мотивы личной выгоды. Моральные мотивы можно условно разделить на внешние и внутренние. В качестве внешних мотивов выступают такие, как мотивы боязни наказания, мотивы получения благ, мотивы необходимости послушания, императивные мотивы, мотивы предвосхищения по-

следствий и мотивы необходимости помощи другим. Внутренним мотивом, используемым старшими дошкольниками, выступает мотив сочувствия другому человеку. Предложенная классификация моральных суждений позволяет оценивать уровень развития нравственной сферы дошкольников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2001.

2. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Хрестоматия по педагогике. - Барнаул, 1999.

3.Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352с.

4. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточ-кин. - М.: ИП АН СССР, 1986. - 254с.

5. Титаренко Т.М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание. - 1980. - №10.

6. Kohlberg L. Moral stages and moralization // T. Lickona (Ed.), Moral development and behavior. - NY: Holt, Rinehart & Winston, 1976.

Н.В. Черепанова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющая её между участниками. Создаются некоммерческие организации для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ .

Созданные самими гражданами и по инициативе граждан негосударственные некоммерческие организации стремятся донести до всех членов общества информацию о наболевших проблемах, и сами находят пути их решения, обладая уникальной способностью направлять частную инициативу на общее благо .

Научное определение понятия «педагогический потенциал» следует от смыслового формирования словосочетания понятия «потенциал» и предметного определения науки - педагогики.

Отечественные словари трактуют понятие «потенциал» (от лат. potentia -сила) как «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения определённых задач, достижения определенных целей» или как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» . Большой российский словарь даёт несколько определений этого понятия. Из определений, которые имеют тенденцию к формированию смыслового словосочетания, интересующего наше исследование, выделим второе и третье. Третье значение согласуется с предыдущими: совокупность всех средств запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Второе определение означает степень возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Основополагающим в понятии «потенциал» является слово «потен-

Читайте также:
  1. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами - твердой и газовой
  2. II. Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии.
  3. II. Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта.
  4. VI. Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения
  5. VI. Правовые основания и порядок работы с военнослужащими по контракту, не справившимися с обучением по программе интенсивной общевойсковой подготовке с курсом «выживания»
  6. VI. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ И РАЗВИТИЕ ПАПСКОГО МОГУЩЕСТВА
  7. А ты? Кому ты доверяешь и что надо, чтобы ты доверял? Кому не доверяешь и почему? На каких критериях основано твое собственное решение о доверии и недоверии? Перечисли их.

Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравствен­ных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы по­ведения личности в разнообразных ситуациях. В первом полугодии жизни у ребенка фор­мируется потребность в общении со взрослым, стремление вой­ти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положи­тельное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития.

Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отне­сти к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хо­рошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрос­лого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком.

Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролиро­вать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравст­венных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагма­тическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешне­го контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регули­ровать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оце­нок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществле­нию их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший». В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

В 4-5 лет формируются поня­тия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на осно­ве содержания его поступков. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народ­ных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:

У детей складываются первые моральные суждения и оцен­
ки; первоначальное понимание общественного смысла нравствен­
ной нормы;

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы становления моральных суждений и поведения ребенка-дошкольника. Характеризуются этапы в развитии моральных суждений ребенка, детерминирующих процесс саморегуляция поведения. Подчеркивается необходимость использования педагогически целесообразных оценочных действий, обеспечивающих нравственное развитие и личностный рост ребенка-дошкольника.
Ключевые слова: моральные чувства, нравственный реализм, моральное суждение, объект оценивания, оценочная деятельность педагога.

В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс освоения ребенком способов поведения и отношений в окружающем социуме. Влияние социума многогранно. Отделить правильное от неправильного, хорошее от плохого - очень непростая задача для ребенка-дошкольника. В силу недостаточно сформированного опыта жизни в обществе главным способом социализации, нравственного развития является подражание взрослому. Ребенок эмоционально реагирует на его действия, поступки, которые выступают в качестве образцов поведения. Оценки взрослых воспринимаются безоговорочно. Именно опыт общения с взрослым порождает развитие у ребенка стремления к регуляции своих отношений с окружающим социальным миром, овладение способности к эмоционально-оценочным и моральным суждениям. Моральные суждения выражаются в стремлении ребенка объяснить собственные поступки, ссылаясь на нормы, которые устанавливают взрослые и которые обязывают им подчиняться.

Опираясь на исследования Ж.Пиаже, можно констатировать, что основа всего морального развития ребенка - это система его моральных суждений. Анализируя рассуждения детей, исследователь сделал заключение о том, что моральные представления детей меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

Нравственный реализм - это твердое, однозначное понимание добра и зла, в котором понятие и справедливости подтверждается авторитетом взрослого. Это тенденция ребенка рассматривать обязанности и ценности, транслируемые взрослым, как обязательные, независимо от обстоятельств. Нравственный релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть оправданное и осуждаемое.

Дети дошкольного возраста, в силу несформировавшегося опыта отношений с окружающим миром, не могут подвергать сомнению моральные правила, которые установлены взрослыми, поэтому живут и мыслят категориями нравственного реализма.

Во-первых, в представлении ребенка хорошим является поступок, который не противоречит предъявляемому правилу или требованию взрослого. Плохим расценивается поступок, не соответствующий правилам. При этом само правило формулируется четко, предъявляется как установка к действию, т.е. его исполнению. Ребенок его не обсуждает, потому что в его представлении взрослый всегда прав. Следовательно, выполнение этих правил расценивается ребенком как послушание, хороший поступок.

Во-вторых, для нравственного реализма характерно соблюдение правила, а не его содержания. Буквальное понимание ребенком правила влечет к тому, что он оценивает поступки сверстников и свои собственные в зависимости от их соответствия установленным правилам, не учитывая при этом и не считая существенным те намерения, которые были их двигателем. Например, ребенок хотел порадовать любимого воспитателя и подарить ему букет цветов. Но выяснилось, что цветы он сорвал на клумбе, на территории детского сада. Очевидно, что способ подготовки букета полностью затмил для сверстников (возможно, и самого воспитателя) намерение ребенка порадовать взрослого.

Оценка поступков формирует моральные суждения ребенка, которые в своем развитии проходят несколько периодов.

Первый период характеризуется тем, что понятие справедливого и несправедливого еще не отделяется от понятия долга и непослушания: справедливо то, что соответствует требованиям взрослого.

Однако, уже в этом периоде дошкольник способен выделить несправедливые действия взрослого. В частности, это происходит тогда, когда взрослый не следует по отношению к ребенку тем правилам, которые сам же установил. Например, в ряде детских садов установлено правило: перед тем, как пройти в игровой уголок, перед ковром, которым застлан пол игровой зоны, нужно снять обувь. Правило устанавливается воспитателем. Но, нередко можно наблюдать, как воспитатели этому правилу не следуют. Это сразу подмечается ребенком как несправедливость. Поэтому закономерно у него возникает сомнение - почему правило не для всех, почему взрослый, который его сам установил, не соблюдает правило? В таких ситуациях и им аналогичных, трудно сформулировать убедительный ответ ребенку. Двойственность позиции взрослого заключается в том, что требование соблюдение неких норм от детей, им самим же отвергается. Дошкольнику сложно понимать, что является моральной нормой, и всегда ли ей нужно следовать. Но если взрослый соблюдает собственные правила, ребенок видит в этом справедливость и стремится подражать действиям воспитателя. Это обусловлено тем, что на данном этапе авторитет главенствует над справедливостью.

Второй период в развитии морального суждения определяется только к 7 годам. Этот период характеризуется развитием самостоятельности в суждениях, действиях, поступках. Справедливость в отношениях, как со взрослыми так и со сверстниками, для ребенка является приоритетной. Поэтому очень важной категорией является взаимодействие мнений. Однако равноправное взаимодействие между ребенком и взрослым, в прямом его понимании, достаточно затруднительно, потому что неравенство в социально-ролевых позициях очевидно. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Такие отношения проявляются с момента установления нового уровня взаимодействия между детьми, получившего определение «кооперация» . Именно в таком рода взаимодействии ребенок сталкивается с необходимостью принятия правил, диктуемых детским сообществом. Усваивая и одновременно присваивая их, дети тем самым могут самостоятельно регулировать собственное поведение и поступки.

Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения на справедливое и несправедливое: взрослого, который является носителем им же устанавливаемых правил, и сверстников, которые могут устанавливать собственные правила в совместной деятельности, которую сами и организуют.

Следует заметить, что самостоятельно организуемые детские сообщества, способны автономно от взрослого регулировать отношения внутри него. Выработанные совместно правила едины для исполнения их всеми участниками совместной игры или другой деятельности. В ситуации, когда один из участников в определенный момент времени отказывается исполнять утвержденные правила, он изгоняется из детского сообщества, как нарушитель. И в этом своем действии дети видят справедливость. И, наоборот, если вмешивается взрослый и оценивает действия группы детей неправильными и возвращает нарушителя в игру, дети способны отстаивать свои права на справедливость.

Только с развитием этих отношений происходит овладение нормами поведения. Такой процесс носит неоднозначный и сложный характер для морального выбора ребенка. Оценка собственного поступка или поступка сверстника - это огромная нравственная работа, когда требуется не только соотнести требования взрослого с конкретной ситуацией, но самому оценить ее сточки зрения моральных правил.

Опыт показывает, что для детей старшего дошкольного возраста ха-рактерно доминирование эмоциональной сферы в восприятии поступков окружающих людей. В этом периоде у ребенка ин-тенсивно формируются нравственные чувства: чувство товарищества, ответ-ственности, сочувствие горю товарища, негодование при неспра-ведливости и т.д. У детей начинает проявляться отно-шение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит разви-тие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Эмоции носят социальный характер, их содержание связано с нравственными проблемами межлич-ностных отношений. К детям приходит радость дружбы, им страшно потерять доброжелательные отношения с другими. Переживания связаны с нравственной стороной межличност-ных отношений. Все более отчетливо проявляется стремление детей рассматривать собственные поступки и поведение окру-жающих сквозь призму морали, критерии которой дети заимствуют у взрослых.

Поэтому было бы неверным рассматривать в отдельности два процесса: формирование моральных суждений детей и овладение ими способами нравственного поведения.

Источником получения нравственно обогащающих знаний может быть, слово, личный пример воспитателя или пример людей, ко-торым ребенок стремится подражать. Однако, со стороны взрослого необходим контроль за процессом усвое-ния моральных норм и правил, так как неправильно сформированное пред-ставление о той или иной черте или качестве человека приводит к непра-вильной линии поведения.

Относительная несамостоятельность морального мышления и не-достаточный собственный опыт детей, с одной стороны, вызывают у них трудности в раскрытии содержания какого-либо нравственного качества и умении пользоваться моральными суждениями при характеристике по-ступков, сложность в сознательном оперировании нравственными поня-тиями.

С другой стороны, дети, порой, не могут совершать правильные поступки в связи со сложностью жизненного факта, с отсутствием подоб-ных случаев в их жизни или негативным влиянием на них опыта других людей. Тем более, дать им правильную моральную оценку.

Поэтому становление нравственного поведения, основанного на моральных нормах, может быть продуктивно в том случае, если сопровождается поддержкой и положительной оценкой воспитателя. Это не только стимулирует нравственную активность ребенка, но и корректирует его поведение, содействует правильному формированию моральных суждений, обогащает его нравственный опыт.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.

На протяжении всего периода дошкольного детства оценка взрослого, его отношение представляют для ребенка особую важность. В процессе взросления у дошкольника постепенно изменяется отношение к деятельности и своему поведению, ребенок все чаще руководствуется общепринятыми нормами и моральными правилами. Однако адекватно оценить свои действия ребенок может не всегда, так как взрослый для ребенка - образец того, как нужно делать, и одновременно - источник оценки его действий. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого совпадали с его собственными. Поэтому ему важно понять сущность оценочных требований для того, чтобы увидеть себя «как бы со стороны», сознательно следовать предъявляемым нормам, т.е. управлять своим поведением, по разному строить свои отношения с окружающими.

Саморегуляция поведения как высшая форма нормативной детерминации поведения детей на основе норм морали, формируется к завершению дошкольного детства и обеспечивает самостоятельное и добровольное соблюдение норм морали при отсутствии внешнего контроля и принуждения.

Педагогический опыт свидетельствует, что старший дошкольный возраст - благоприятное время для усвоения многих моральных норм. В процессе постоянного нако-пления и осмысления нравственных фактов, отношений, их анализа, оценки происходит принятие нравственных решений, осуществление ответ-ственных выборов.

  1. Пиаже Жан: Моральное суждение у ребенка. Академический проект, 2006 г.
  2. Рубцов В. В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей. http://www.voppsy.ru/issues/1980/804/804079.htm

© Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г., Захарова Т. Н., 2014

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

© Художественное оформление ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

Содержание морального развития в дошкольном детстве

Значение морального развития в детстве трудно переоценить. А система дошкольного образования как важный институт социализации детей ответственна и за моральное развитие личности. Путем сознательного, активного присвоения дошкольниками социального опыта, воплощенного в моральных и социальных нормах поведения и отношений людей друг с другом происходит последовательное становление нравственной позиции личности. Акцент в развитии ставится на активные, целенаправленные действия детей. Моральное развитие осуществляется на основе деятельностного включения детей в выполнение моральных действий. В результате такой активности формируются не только знания, умения и навыки в области нравственности, но и предпосылки моральной компетентности личности, возрастные достижения в присвоении нравственной позиции.

Такой подход обеспечивает преемственность систем дошкольного и начального школьного образования в направлении формирования универсальных учебных действий. Нравственные представления, как компонент личностной компетентности, формируются в процессе активной познавательной, исследовательской деятельности самих детей, в ходе осознанного осуществления моральных выборов и децентрации.

Готовность ребенка к школе, к переходу из дошкольной системы образования в школьную основывается на личностной готовности к школе как готовности сотрудничать, готовности соблюдать правила социального взаимодействия, способности ориентироваться на другого, принять позицию другого. Личностная готовность к школе включает овладение обобщенными социальными эталонами поведения, формирование элементарных нравственных понятий, эмоциональную зрелость, развитие высших чувств, нравственных переживаний.

Предпосылками морального развития выступают потребность ребенка в общении со взрослым, стремление привлечь его внимание. Взрослый, в свою очередь, поощряет одни действия ребенка, а за другие «журит» его. Уже на первом году жизни ребенка взрослый включает в общение требования и запреты – «можно» и «нельзя», подкрепляя их выразительными средствами. Из спонтанных реакций ребенка выделяются социально одобряемые образцы поведения, которые взрослый фиксирует в сознании малыша. На основе установления связи между словом и действием появляются первые формы просоциального поведения: «Скажи тете спасибо» – и ребенок благодарно качает головой.

В раннем возрасте по-прежнему еще нет регуляции своего поведения по отношению к другим людям, соотнесения своих желаний с желаниями других. Исполнение требований взрослых (указаний, имеющих нравственное значение) отражает собственные непроизвольные желания ребенка. Ребенок не столько понимает нравственный смысл требований взрослого, сколько стремится сохранить с ним хорошие отношения.

Важным моментом социального развития ребенка является появление нового регулятора «надо». Начинается формирование волевых компонентов личности, умения сдерживать свои желания, противостоять нежеланию. От ребенка требуется бережное обращение с предметами, умение общаться со сверстниками (делиться, не драться), соблюдение социальных норм вежливости (здороваться, выслушивать взрослого). Понимание правила и нормы в этом возрасте основано на собственном опыте ребенка, на непосредственном ощущении негативных и позитивных последствий соблюдения правил (дал другому ребенку игрушку – он поделился с тобой; шумел – разбудил бабушку). Общее развитие ребенка в раннем возрасте основано на высокой подражательности, в том числе и в сфере нравственного развития. Поэтому особенно важным является пример окружающих.

В целом, для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Взрослый побуждает малыша к совершению хороших поступков, эмоционально задает отношение к различным действиям (ударил мальчика – плохо, посмотри – он плачет, ему больно, пожалей его). Без контроля со стороны взрослого ребенок нарушает запреты. Нравственные побуждения слиты с положительным отношением к объекту, на который направлено нравственное действие.

К концу раннего возраста, если взрослый задает эмоциональные образцы поведения, правильно оценивает действия ребенка, стимулирует положительные поступки, мотивирует свои требования, у ребенка могут формироваться такие нравственные качества, как стремление помочь, умение считаться с желаниями других, зачатки отзывчивости, доброты. Принято считать, что ни моральной деятельности, ни нарушений моральных норм в раннем детстве еще нет. Норму нельзя считать нарушенной, если она сознательно еще не выделяется, не становится интериоризированным, внутренним, критерием. Исследования раннего возраста показывают, что период начала обучения социальному поведению одновременно является и периодом развития нравственной позиции личности.

Основным содержанием дошкольного возраста является моделирование и присвоение социальных взаимоотношений, социальных ролей. Дошкольник постигает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. осваивает нормы поведения. Дошкольный возраст является периодом интенсивного усвоения моральных норм и развития моральных эмоций – сопереживания сверстнику, правдивости, симпатии, дружбы и чувства справедливости.

Традиционно выделяются три взаимосвязанные сферы морального развития дошкольника: моральное сознание (понимание моральных требований, критериев моральной оценки, знание суждений, представлений); моральное поведение (добровольное следование нормам в отсутствие внешнего контроля, презрение личной выгоды); моральные переживания (формирование альтруистических чувств, сопереживание, стыд). Уровни развития этих сфер у разных детей в дошкольном возрасте различаются. Так, большинство детей знает основные моральные нормы, но далеко не все осознают причины необходимости их соблюдения, т. е. не могут объяснить, почему нельзя жадничать или почему нельзя обманывать.

В дошкольном возрасте развитие моральных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого. Но добавляются такие источники моральных норм, как художественная литература, правила игры, сверстники. У старшего дошкольника формируются некоторые образцы-эталоны, с которыми он соотносит свое поведение. Первоначально контроль осуществляется по отношению к сверстнику, затем последовательно формируется нравственная самооценка. Обращаясь к взрослому с «жалобой» на другого ребенка, дошкольник хочет утвердиться в том, что он правильно понимает норму или правило, примеривает ситуацию нарушения нормы другим ребенком к собственному пониманию правила. Оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, он проверяет верность своего поведения. Иными словами, дошкольник становится способным действовать не только под непосредственным контролем взрослого, но и без его прямого участия. Формируются внутренние регуляторы поведения.

Влияние взрослого на ребенка осуществляется главным образом в процессе деятельности: так как в деятельности значения приобретают личностный смысл. Важная особенность действий по предоставленному образцу состоит в том, что роль подкрепления выполняет не тот или иной раздражитель, а само совпадение действия с представлением заданного образца. Благодаря этому подражание приобретает новую функцию – формирование личного просоциального действия.

Развитие активности, наполненной иным, по сравнению с самим подражанием, смыслом, формирует потребности к употреблению новых способностей. Первоначально такой смысл формируется в игровой направленности подражаний: ребенок дошкольного возраста ориентируется на эмоциональный контакт со взрослым в игре. Нормы морали в игровой деятельности присваиваются и становятся регуляторами не только игровых отношений, но и реального поведения детей. В процессе нравственного развития моральные нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения.

Когда ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется моральная мотивация поведения. Нравственность «интериоризируется». Парадокс нравственного развития заключается в том, что по мере того, как интересы субъекта поворачиваются все больше от внешней направленности к внутренним ориентирам, местоположение авторитета также меняется от окружающих – к принципам, находящимся внутри.

Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинения мотивов. Однако само по себе появление произвольного поведения еще не означает возникновения нравственного поведения. Способность действовать по сознательно принятому намерению является основополагающей для морального поступка. Вместе с тем произвольность поведения детей позволяет совершать непривлекательные действия ради привлекательной цели. Позже появляется способность выполнять непривлекательные действия ради цели, не имеющей непосредственного, личного значения. Формирование мотива «так надо» (впервые появляющегося еще в раннем детстве) говорит о том, что в сознании индивида проявляется общезначимый характер моральных требований.

Данные исследований позволяют отнести возникновение специфической моральной мотивации к старшему дошкольному возрасту. Старшие дошкольники способны выполнять непривлекательную деятельность, руководствуясь лишь моральными убеждениями. Появление собственно моральной мотивации в старшем дошкольном возрасте подтверждается и тем, что наблюдаются самостоятельные проявления чувства стыда, тогда как у младших дошкольников чувство стыда за свои поступки появляется лишь тогда, когда их непосредственно пристыдят, и проявляется, как было показано в исследованиях, в отрицательной эмоциональной реакции на осуждение со стороны взрослых.

На разных возрастных этапах личности присуще разное отношение к нормам социального поведения. Дошкольное детство, как период складывания первичных этических инстанций, является возрастом сензитивным не только в отношении присвоения моральных норм, но и ориентировки в содержании проступков, эпизодов нарушения правил. Этот фактор морального развития в дошкольном возрасте позволяет анализировать моральную деятельность с точки зрения максимально развернутой ориентировки, поскольку характер и содержание ориентировки определяют моральное сознание и моральный выбор. Именно нарушение моральных запретов предполагает высокий уровень ориентировки в моральных нормах и санкциях, а также процесс принятия решения в моральном конфликте.

Наиболее высокая социальная готовность к нарушению правил – у дошкольников, подростков и в раннем юношеском возрасте. Готовность к нарушению социальных норм снижается в процессе приобретения личностью социальной зрелости. Таким образом, дошкольный возраст требует особого внимания по причине возникновения первых сознательных попыток нарушения моральной нормы. В этот период ребенок впервые открывает для себя привлекательность возможности бесконтрольного совершения запретного действия в ситуациях, скрытых от взрослого.

Оптимальным вариантом пробующего поведения нарушения моральных норм также является игра, где дошкольник получает возможность без социальных последствий в соответствии с принятой ролью нарушить норму, прочувствовать эффект нарушения, получить обратную связь от партнеров по игре и отрегулировать ситуацию.

Широкий круг классических и современных психологических исследований показывает, что игра является деятельностью, в рамках которой формируются в тесной взаимосвязи все составляющие морального развития, обеспечивая тем самым системное развитие нравственной позиции дошкольника. Игра представляет собой наиболее эффективное средство формирования общественных качеств и социальных норм у дошкольников. Игровое действие, будучи направленным на другого, содержит в себе нравственный смысл, отношение к этому другому, а сюжет игры в наибольшей степени отражает взаимоотношения людей и нравственные аспекты этих взаимоотношений.

Преимущественное значение игровой деятельности в процессе овладения моральными нормами состоит в том, что ролевое правило задает ситуацию отсутствия разрыва между моральными представлениями и моралью в действии. Игровая роль выступает одновременно и как образец нравственного поведения, выполняющий ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий функцию контроля. Отношения между детьми в рамках принятых ролей моделируют нравственное поведение, а отношения по поводу игры способствуют интериоризации нравственных отношений.

Диагностика морального развития дошкольников

В исследовании морального развития детей выделялись следующие диагностические блоки:

1. Изучение развития морального мышления дошкольников.

2. Изучение развития моральных эмоций дошкольников.

3. Исследование ценностных ориентаций дошкольников.

4. Изучение реального морального поведения дошколь ников.

В первый блок «Изучение развития морального мышления дошкольников» вошли следующие методики:

а) моральные дилеммы (ситуации вербального решения ребенком моральных дилемм по различным моральным нормам);

б) рисунок «Добро и Зло», направленный на диагностику полярных нравственных эталонов и представлений о нравственных категориях.

Во второй блок «Изучение развития моральных эмоций дошкольников» вошли отдельные показатели проективных методик «Мой самый хороший и самый плохой поступок», «Добро и Зло».

В третий блок «Исследование ценностных ориентаций дошкольников» вошли следующие методики:

а) «Цветик-семицветик»;

б) некоторые показатели методики «Добро и Зло».

Заключительный, четвертый, блок «Изучение реального морального поведения дошкольников» представлен следующими методиками:

а) проективный рисунок «Мой самый хороший и самый плохой поступки»;

б) ситуации практического взаимодействия «Моральный конфликт».

Моральные дилеммы (ситуации для дошкольного возраста)

Моральные дилеммы (истории, содержащие моральный выбор) позволяют определить уровень развития моральных суждений дошкольников. Истории с открытым концом, предлагаемые детям, должны быть экологичны, то есть распространяться на ситуации, понятные детям этого возраста и типичные для их каждодневного взаимодействия с социальным окружением.

Дошкольникам предлагаются моральные дилеммы по следующим четырем базовым моральным нормам, которые понятны дошкольникам, – это моральные нормы помощи, щед рости, честности и послушания (следования авторитету взрослого). Следование этим нормам является нормативным для конца дошкольного детства, которое заканчивается таким значимым возрастным достижением, как первичные этические инстанции.

Важной является также дифференциация поведения дошкольника в зависимости от партнера по общению, то есть следование моральной норме в ситуациях взаимодействия со взрослым и со сверстником. Дошкольники в целом демонстрируют более высокий уровень развития моральных суждений в отношении взрослого. Но если у ребенка обнаруживается более высокий уровень моральных суждений в ситуациях со сверстником, можно говорить о более зрелой нравственной позиции дошкольника.

Норма помощи

Мама, уходя на работу, напомнила Олегу (Наде) что ему есть на обед, и попросила помыть посуду после еды. Олег поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вдруг, на самом интересном моменте, Олег (Надя) вспомнил(а), что мама придет с работы усталая, а посуда не помыта. Но мультик очень интересный… Вопросы…

Витя (Аня) шел (шла) на день рождения. Около дома он(а) увидел(а) своего приятеля с разбитым коленом. Мальчик попросил Витю (Аню) помочь ему – сбегать позвать его родителей. Витя (Аня) задумался, как ему поступить: если он пойдет звать родителей мальчика, то пропустит свой любимый торт и веселые игры… Вопросы…

Норма щедрости (справедливого распределения)

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Егору (Милочке) на Новый год подарили много разных подарков. И Дед Мороз принес подарки, и мама подарила ему(ей) ту игрушку, о которой он(а) мечтал(а), и бабушка с дедушкой тоже. Милочка жила с мамой вдвоем и знала, что маме никто ничего на Новый год не подарил. Сел(а) Егор (Мила) среди своих игрушек и решил(а)… Вопросы…

Ситуация взаимодействия со сверстником

В детском саду устроили конкурс рисунков на асфальте. Все дети должны были принести мелки. Феде (Даше) мама купила много красивых, разноцветных мелков. Федя (Даша) с удовольствием рисовал(а). Вдруг к нему (ней) подошел мальчик из их группы и попросил мелки, потому что у него был только белый, обычный, мелок и рисунок получался бледный и некрасивый. Федя (Даша) очень хотел(а) победить в этом конкурсе и решил… Вопросы…

Норма честности

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама не разрешала залезать к себе в шкаф. Однажды Ваня (Оля), когда мамы не было дома, забрался к ней в ящик и к своему восторгу обнаружил там новую игрушку. Наверное, мама приготовила ему (ей) сюрприз. Он(а) взял игрушку, немного поиграл и поставил на место. Вечером мама вернулась домой и спросила: «Ты залезал(а) в мой шкаф?». Ваня (Оля) подумал и ответил(а)… Вопросы…

Ситуация взаимодействия со сверстником

Два мальчика (девочки) – Дима и Женя (Маша и Женя) познакомились на прогулке и вместе играли. Дима дал Жене поиграть отличную пожарную машинку (куклу), а сам(а) пошел качаться на качелях. Женя играл(а) – играл(а) нечаянно сломал(а) машинку (куклу), испугался и забросил ее в кусты. А Диме (Маше) сказал(а)… Вопросы…

Норма послушания

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама не разрешала Вове (Лизе) часто играть в компьютерные игры и запрещала включать компьютер, когда ее нет дома. Но мама у Вовы (Лизы) была добрая и никогда не наказывала его (ее). Вове (Лизе), как всем детям, очень нравилось играть в компьютер, и вот однажды, когда мамы не было дома… Вопросы…

Противоречие между нормами. Аналог дилеммы Хайнца

У одной доброй женщины был сынок (дочка). Они жили вдвоем, и больше у них никого не было. Однажды эта женщина сильно заболела и почти умирала. Тогда ее сынок (дочка) пошел(шла) в аптеку и попросил(а) лекарство для мамы. Но продавец сказал, что без денег ничего не даст, а денег у мальчика (девочки) не было. Что же делать?… Вопросы…

Далее задаются общие вопросы, фиксируются ответы. Потом история продолжается: «Тогда мальчик (девочка) пошел и украл(а) деньги, купил(а) лекарство, и мама его(её) выздоровела». Как ты думаешь, хорошо он(а) поступил(а) или плохо? Почему?

По всем ситуациям задаются следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, что сделает герой истории?

2. Почему он поступит таким образом?

3. А как надо было бы поступить?

4. Почему?

По каждой ситуации выводится балльная оценка. Всего восемь оценок (по количеству ситуаций). Ответы оцениваются в баллах в соответствии со следующими критериями:

Ответы, не связанные с моралью, с человеком или не связанные с сюжетом, ответы «Не знаю» – 0 баллов.

«Нельзя» что-то делать или «надо» что-то делать без приведения аргументации и обоснования своей позиции, когда ребенок затрудняется ответить на вопрос: «Почему?» – 1 балл.

Приведение аргументации, ориентированной на послушание, контроль взрослых (мама накажет, папа не разрешает и т. п.) – 2 балла.

Приведение аргументации, ориентированной на взаимную выгоду: «Ты – мне, я – тебе» (если я с ним поделюсь, то, в другой раз, и он мне даст и т. п.), – 3 балла.

Внешняя положительная оценка (скажут, что я хороший, я не жадина, я честный и т. п.); «Я» с точки зрения принятия другими, мотивы общения, желание играть вместе (не будет со мной играть, а с кем я тогда буду дружить? и т. п.) – 4 балла.

Сопереживание, уважение чувств других (ей же больно, она может умереть, ему же тоже хочется, ему обидно, помогу, потому что жалко, и т. п.) – 5 баллов.

Называние обобщенной нормы, обоснование универсального правила («Друзьям надо всегда помогать», «Никогда нельзя обманывать – люди не смогут доверять друг другу») – 6 баллов.

В анализе моральных суждений определяются следующие показатели: уровень суждений по трем моральным нормам – помощи, щедрости и честности (средний балл по двум ситуациям взаимодействия со взрослым и со сверстником); уровень суждений в зависимости от партнера по общению: взрослый, сверстник (средний балл по трем ситуациям для каждого из партнеров по общению); общий уровень моральных суждений (среднее значение по всем ситуациям). На основании анализа делается заключение об общем уровне морального развития дошкольника, о преимущественной ориентации на взрослого или на сверстника в моральном поведении и о присвоении каждому из них моральных норм. Средний уровень развития для старшего дошкольника соответствует показателю 3 балла. Дополнительно анализируются ответы по дилемме № 8, содержащей противоречие между нормами (Аналог дилеммы Хайнца), рассматриваются, какой норме следует ребенок (честности или помощи), как сопоставляет их между собой, какова аргументация рассуж дений.