Домой / Smoky eyes / Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Родитель меланхолик - ребёнок меланхолик

Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Родитель меланхолик - ребёнок меланхолик

Меланхолический темперамент ребенка легко определить по его поведению. Малыш очень тихий, спокойный, послушный, отзывчивый, любит животных и бережно к ним относится. Нередко из-за скромности такого ребенка сложно выделить из группы детей. Играть малыш предпочитает в одиночестве или с близким другом.

Ребенка-меланхолика легко обидеть и довести до слез. Он очень чувствительно относится к любой критике, сильно переживает при неудачах и проигрышах. Ему сложно постоять за себя, защититься от обидчика.

Такой ребенок радует родителей своей рассудительностью, вдумчивостью, стремлении найти объяснения происходящему. А в душе у него кипит буря переживаний, которая тщательно скрывается за видимым спокойствием. Об этом каждому родителю нужно помнить, чтобы случайно не задеть чувств крохи небрежно сказанным словом или действием.

Проблемы ребенка – меланхолика

Малыш с таким типом темперамента очень замкнутый, не рассказывает о своих чувствах и переживаниях. Нередко родители на фоне общего поведения могут не заметить, что их кроху что-то беспокоит.

Критиковать меланхолика нужно с осторожностью. Из-за повышенной чувствительности, часто сочетающейся с заниженной самооценкой, он очень остро реагирует на замечания. Они могут вызвать поток слез.

Ребенок-меланхолик жалуется на сверстников, воспитателей. Ему трудно привыкнуть к новым людям, коллективу. Малыш может чувствовать себя не таким как все. Это доставляет ему переживания и страдания.

Воспитывая маленького меланхолика, нужно помнить, что у него обострено чувство вины, поэтому ругать и критиковать его нужно очень осторожно. Тем более не стоит этого делать прилюдно. Лучше спокойно объяснить, что он сделал не правильно, отведя его в сторону.

Важно хвалить и подбадривать ребенка-меланхолика как можно чаще. Даже если победа или достижение были не значительными. Такому ребенку нужна поддержка и одобрение взрослых, они помогают поднять его самооценку, придают уверенности в себе.

Меланхолики стараются избегать игр, в которых присутствует соревновательный дух. Если родителям предстоит подобное занятие, в первый раз можно поддаться, чтобы малыш ощутил свою силу и радость от победы. Тогда следующую игру он начнет с хорошим настроением.

Самое главное - это создать для своего ребенка-меланхолика комфортные условия в семье. Только тогда он сможет раскрыться, проявить свои умения и способности. Такому ребенку очень нужна родительская любовь и внимание.

Разные темпераменты могут сильно осложнить отношения детей и родителей. О том, как избежать этого, мы и поговорим.

Темперамент - это тип высшей нервной деятельности, определяющийся реакцией на внешние и внутренние раздражители. Одни обижаются на все подряд, вторые обладают слоновьей кожей. Третьи вспыхивают, как спички, четвертые никогда не повышают голос. Кто-то склонен к эмоциональным скачкам, кто-то, наоборот, надолго «зависает» в одном состоянии (апатия, гнев, радость).

Суть этой разницы много столетий назад постиг Гиппократ: он открыл 4 вида темперамента и таким образом поделил человечество на группы.

✓Флегматики замкнуты и спокойны. Реакции у них долгие и медленные, речь - плавная, движения - основательные. Восстанавить силы такие люди могут только наедине с собой.

✓Холерики беспокойные и открытые. Нервные импульсы толкают их на кипучую деятельность и яркие эмоциональные проявления. Энергичные, подвижные люди с активной мимикой и жестикуляцией.

✓Меланхолики замкнуты и беспокойны одновременно. Интроверсия не позволяет им «выплескивать» эмоции, поэтому они часто чувствуют себя растерянными. Движения их обычно плавны, взгляд - печален, интонации - «убаюкивающие».

✓Сангвиники спокойные, открытые, веселые и необидчивые. Они обожают шумные компании и «вянут» без общения.

Конечно же, «чистых» проявлений темперамента не существует в природе. Однако в каждом из нас превалируют черты того или иного типа.

1. Мама - холерик, ребенок - флегматик

«Что ты возишься!», «Ты час шнуруешь один ботинок», - примерно так реагируют быстрые мамы на детей, у которых от природы более спокойный нрав. Когда малыша-флегматика торопят, он начинает нервничать и… становится еще более медлительным. А мама, разумеется, раздражается еще больше. Даже самые маленькие «флегмы» - весьма основательные ребята: они долго планируют свои действия, а потом выполняют их точно и тщательно. На самом деле, такой ребенок меньше других нуждается в родительском контроле.

➤ Решение: Вас спасет тайминг! Засеките, сколько времени уходит у ребенка на то или иное занятие. Если малышу нужно полчаса для того, чтобы собраться в садик, не торопите его, используйте это время для своих личных нужд. В конце концов, можно просто спокойно попить кофе.

➤ Делайте вместе: Холерики и флегматики одинаково любят прогулки. Для первых - это способ активно провести время, для вторых - возможность спокойно наслаждаться красотами природы. По такому же принципу этой паре подойдут музеи и выставки.

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Флегматики реже плачут, сангвиники стремятся к контакту с окружающим миром и т. д. Переделать это невозможно. Лучше с первых же месяцев стараться выработать устраивающую обе стороны стратегию общения с ребенком. И уж точно не нужно вешать на малыша обидные и несправедливые ярлыки, вроде «копуша», «лентяй» или «шило в попе».

2. Мама - холерик, ребенок - меланхолик

Активная и общительная мама может просто не замечать переживаний «печального» малыша и таким образом обижать его. Энергичные холерики плохо чувствуют чужие границы, легко делятся сокровенным и требуют того же от других. «Ты что, влюбился?», «Что ты там рисуешь в своем блокноте, покажи!..» - эти фразы скрывающий свои чувства меланхолик воспринимает очень болезненно.

➤ Решение: Возможность побыть наедине с собой такому малышу необходима, как воздух. Выделите ему пару «личных» часов в день: за это время он разберется со своими переживаниями, восстановит ресурс, разложит эмоции по полочкам и успокоится. Можно попробовать наладить с ним «эпистолярный» диалог. Хочется обсудить с ребенком проблему, а он избегает разговора? Предложите ему ответить на ваши вопросы письменно, а потом сами сделайте то же самое.

➤ Делайте вместе: У меланхоликов и холериков есть нечто общее - богатый эмоциональный мир. Поэтому творческие занятия будут интересны обоим. Можно, например, вместе рисовать: ребенок пусть работает над деталями, а вы закрашиваете поля и контуры.

3. Мама и ребенок, оба - холерики

Люди подобного склада известны своей вспыльчивостью. Результат взаимодействия двух холериков предсказуем: спровоцировать громкий скандал может абсолютно ничтожное событие. В этой паре и мама, и ребенок обладают уникальным свойством - они заражают своими эмоциями окружающих и при этом легко поддаются на чужие проявления чувств. Так, стоит маме чуть повысить голос, как ребенок тут же отвечает ей вдвое эмоциональней.

➤ Решение: Самый важный навык холериков - способность контролировать свои чувства. Для того чтобы этого добиться, их надо научиться распознавать. Договоритесь не выкрикивать обвинения, а сразу спокойно рассказывать о тех эмоциях, которые испытываете. Приучите ребенка (и себя) обозначать только свои ощущения, начиная со слова «я». Вместо «ты меня злишь!» говорите - «я испытываю гнев». Так вам будет гораздо проще научиться слышать и понимать друг друга.

➤ Делайте вместе: Любые виды активности придутся по вкусу: танцы, спорт, походы. А из домашних игр мы бы посоветовали этим двоим попробовать «Твистер».

4. Мама - меланхолик, ребенок - холерик

В этой паре один замкнут и пассивен, а другой - возбудим и деятелен. Благодаря природной напористости, малыш-холерик может легко взять верх над мамой и практически стать ее «руководителем». Он вечно тянет за руку - «пойдем, посмотрим, что там!», «давай проедем на троллейбусе еще остановку», «нам надо срочно купить новый комикс». Нередко у мамы попросту не хватает сил сопротивляться, и она начинает подстраиваться под более сильного в энергетическом плане ребенка.

➤ Решение: Научите детку «сбрасывать» напряжение с помощью активных занятий - спорта или танцев. Купите скакалку: прыжки (как и бег) помогают холерикам успокоиться. А также постоянно направляйте его бешеную энергию на благие цели. Хочет активностей? Пожалуйста! Пусть помогает вам в работе по дому. Ему понравится!

➤ Делайте вместе: В принципе, вам подходят все способы, в которых один может «созерцать», а другой - совершать подвиги. Можно, например, отправиться в парк аттракционов и наблюдать за бесстрашно покоряющим карусели малышом.

5. Мама - меланхолик, ребенок - сангвиник

Малыш живо интересуется миром, носится по квартире, как электровеник, и бесконечно задает вопросы. Мама, тем временем, мечтает исключительно о тишине и покое. Восторги ребенка ее тревожат, энтузиазм - выматывает. В результате малыш не получает нужной ему эмоциональной реакции.

➤ Решение: Сангвинику необходима частая смена впечатлений, спокойная обстановка для него невыносима. Внесите в расписание ребенка как можно больше кружков: на занятиях, помимо прочего, он компенсирует недостаток общения с детьми. Кроме того, когда сангвиник чем-то увлечен, он становится тихим и сосредоточенным. Научитесь заинтересовывать детку! Например, так: «А знаешь, почему у радуги 7 полос? Найди ответ в этой книжке!»

➤ Делайте вместе: Настольная игра не потребует от мамы-меланхолика излишней активности, и в то же время поможет интересно провести время с маленьким сангвиником. Рисование, лепка, любые другие занятия и игры, в которых задействованы воображение и интеллект, понравятся вам обоим.

Считается, что в современном мире легче всего жить сангвиникам. Флегматики - на почетном втором месте. Говорят, что их нервная система напоминает неваляшку: эмоциональные удары - замечания или критику они воспринимают очень спокойно. Эти люди легко переживают неудачи и никогда не концентрируются на неприятностях. Берите пример!

Как определить темперамент ребенка?

Попросите ребенка назвать животное, которое он с собой ассоциирует, и объяснить свои выбор. Ответ типичного холерика: «Конечно,- гепард, потому что это быстрый и сильный зверь!» Сангвиник скажет что-то вроде: «Я - собака: она дружелюбна и общительна». Меланхолик вспомнит кошку - ведь она гуляет сама по себе. Флегматик, скорее всего, назовет ленивца или панду - они такие же спокойные и задумчивые.

Определить темперамент малыша можно и по цветовой гамме его рисунков. У холериков преобладают оттенки красного. Сангвиники выбирают оптимистичные оранжевый и желтый, флегматики - спокойные синий и зеленый. Меланхолики предпочитают пастельные оттенки, а также неяркие серый и коричневый.

Ребенок-меланхолик - послушный и мягкий в общении малыш. Этот ребенок робкий и нерешительный, причем нерешительность - одна из главных черт его характера. Нерешительность присутствует во всех действия и движениях меланхолика. Любая мелочь и, на первый взгляд. пустяк, могут расстроить малыша-меланхолика. И будет большой ошибкой принять эту реакцию за простой каприз. Ребенок чрезвычайно чутко реагирует даже на интонацию голоса. Слезы могут литься вечно, ведь меланхолики боятся всего: и новой обстановки, и новых людей в особенности.

Положительными чертами меланхоликов являются: повышенная чувствительность, сострадание и сердечность, в привычной и знакомой обстановке являются исполнительными работниками. Мягкость и доброжелательность также присуща им.

К отрицательным чертам отнесем излишнюю впечатлительность, застенчивость, замкнутость, пониженную активность, а также в неблагоприятных условиях низкую работоспособность.

Ребенок-меланхолик часто замыкается в себе, привыкание к новой обстановке для него крайне тяжело. Ребенок с типом нервной деятельности меланхолика стремится остаться «за кадром» или «в тени». Для них наказание - трагедия, на отрицательные оценки реагируют крайне болезненно, а на неудачах могут быть подолгу зациклены. Мелочей и пустяков для них не существует.

Любая перемена или изменение привычного образа жизни у малыша-меланхолика вызывает нешуточные опасения. Растерянность и понижение работоспособности характерна для меланхолика в новых и, особенно, конфликтных ситуациях.

Новые знания и навыки даются ребенку-меланхолику тяжело. Из-за недостаточной сосредоточенности он постоянно отвлекается на посторонние занятия и предметы. От любой работы мгновенно устает. Даже за игрой такой ребенок часто утомляется. Движения суетливы и бедны, речь тихая, но при этом выразительная. Малыш плохо засыпает и просыпается, тяжело переходит от одного дела к другому.

1. Главное - не навредить. Это, наверное, главный момент в воспитании меланхолика.

2. Психика ребенка-меланхолика уязвима. Эту особенность стоит учитывать в общении с таким ребенком. Недовольство можно высказать ровным спокойным голосом, не давите и не обзывайте его.

3. Теплые отношения и помощь необходимы ребенку-меланхолику.

4. Часто хвалите ребенка, ему крайне необходима Ваша любовь.

5. За самые маленькие и незначительные успехи поощряйте его.

6. Не упускайте случая показать своему уязвленному ребенку, что Вы очень цените малейшие проявления его заботы.

7. Не стоит делать замечания на людях. Можете этим спровоцировать развитие комплексов.

8. Тактильный контакт в общении с ребенком очень важен. Используйте его.

9. Не перегружайте его. В домашней работе делайте паузы. Помните, даже игры утомляют малыша.

10. Стресс постоянный спутник ребенка-меланхолика. Поэтому постарайтесь избегать соревновательных ситуаций.

11. Нацеливайте ребенка на посильные ему занятия и помогайте достичь в них успеха.

12. В общении с ребенком избегайте приказного тона.

13. Развивайте в ребенке самостоятельность. И при проявлении этой черты поощряйте его.

14. Развивайте в ребенке инициативность и общительность.

15. Страшные фильмы, книги и истории категорически противопоказаны.

16. Помогайте избавляться от страхов.

Помните, что Ваша задача не переделать темперамент, а помочь ему гармонично развиваться.

Советы родителям

Как воспитывать маленького меланхолика

берегите его от тяжелых впечатлений и выясняйте его страхи

Предупреждайте страхи малыша. очевидно, что такого ребенка ни в коем случае нельзя пугать, внимательно следите, чтобы этого не делал никто из окружающих. не показываете ему страшных фильмов и внимательно относитесь к выбору книг для чтения.

маленький меланхолик живет богатой внутренней жизнью, но, при всей близости с родителями, он не склонен делиться всеми своими мыслями и переживаниями. старайтесь замечать его переживания, задавайте ему вопросы, помните, что такой ребенок не всегда по своей инициативе расскажет родителям о том, что его беспокоит.

ваня (5 лет) однажды услышал от бабушки, что великая отечественная война началась, когда все еще спали, утром люди проснулись и узнали, что случилось. после этого рассказа мальчик по вечерам долго не мог уснуть, потому что боялся, а, вдруг, ночью война начнется, но ничего не говорил об этом своим родителям. только спустя несколько месяцев, однажды, когда родители вечером уложили ваню в постель, он, не выдержав, разрыдался и рассказал о своих переживаниях.

С очень большой осторожностью такому малышу следует объяснять, что означают такие слова, как «умереть», «убить», «война» и т.д., не следует в его присутствии говорить о болезнях.

отрицательные переживания и душевное равновесие

Мы уже говорили о подверженности такого ребенка разного рода страхам в связи с его впечатлительностью и чрезвычайно развитой фантазией.

кроме того, у маленького меланхолика сильно развито самовнушение. поэтому иной раз совершенно невозможно предугадать, что он может себе вообразить, и что может оказаться источником его страха или неприятных ощущений.
от родителей ребенка с такими особенностями требуется поддерживать в ребенке оптимизм и помогать ему вернуть душевное равновесие, когда тот сильно взволнован.

пример . мама приносит своей пятилетней дочери пакетик с круглыми конфетами-драже. «это драже», - поясняет мама, вручая пакетик малышке. казалось бы, невероятно, что такое невинное событие может доставить ребенку какие-либо отрицательные переживания! но вот девочка неприятно удивлена таким странным, с ее точки зрения, названием, однако, чтобы не обидеть маму, с деланной радостью открывает пакетик и съедает несколько конфет. через некоторое время она с затаенной тревогой говорит матери: «я от этих драже вся дрожу». (и это не пустая фантазия, а результат сильного самовнушения). мама со скрытой обидой прохладно говорит дочери: «ну что же, тогда выброси их». малышка берет конфеты и без всяких сомнений выбрасывает их в помойное ведро. прошло немало времени, прежде чем девочка перестала избегать конфет с таким названием.

Этот случай наглядно демонстрирует степень впечатлительности ребенка-меланхолика, а заодно - насколько далек от понимания ребенка может быть взрослый человек, и как неверно он может среагировать на поведение ребенка.

ошибка № 1. девочка осталась при своем ошибочном представлении, мать ничего не объяснила ей.

ошибка № 2. мать не сняла отрицательные переживания своей дочери.

ошибка № 3. проявив скрытое осуждение, мать усугубила отрицательные переживания ребенка. ведь девочка-меланхолик чутко уловила реакцию матери (скрытое недовольство, выраженное деланно спокойной, прохладной интонацией), и к страху, что с ней теперь что-то неведомо страшное из-за этих конфет может приключиться, добавилось отрицательное переживание, что на нее обиделась мама.

в этом случае правильная реакция была бы следующей. для начала мать должна была разобраться в чувствах ребенка и спросить: «а почему ты решила, что дрожишь из-за конфет?». и, услышав, например, такое объяснение: «я почувствовала, что дрожу, а конфеты ведь так и называются: «драже»!», выяснить, насколько ребенок напуган, и проявить понимание: «ты испугалась, что заболеешь от этих конфет?».

затем нужно было попытаться снять напряжение ребенка, например легкой шуткой: «наверное, конфеты оказались ужасно невкусными! от вкусных конфет никто не задрожит! ну-ка, дай мне попробовать, пожалуйста», - а затем спокойно объяснить, что «драже» - иностранное слово, к дрожи не имеет никакого отношения, и в магазине продается много разных конфет с таким названием, они совершенно безопасны, люди их покупают и преспокойно едят.

отрицательные переживания надолго выбивают из колеи маленького меланхолика.

очевидно, что родители малыша-меланхолика, при всем желании, не способны уберечь его от всех его страхов и переживаний, потому что, как видно из приведенного примера, они могут возникнуть, как говорится, на ровном месте, но взрослые всегда должны помнить об этом свойстве своего ребенка и в соответствующей ситуации стараться вернуть ему душевное спокойствие.

как победить страхи и отрицательные эмоции

Ребенку меланхолического темперамента свойственно «застревать» на своих отрицательных переживаниях. это качество способствует развитию пессимизма, гасит творческую энергию ребенка, в школе мешает ему учиться.

Помогайте ребенку справляться со страхами и отрицательными переживаниями. исподволь и терпеливо учите его этому:

для ребенка меланхолического темперамента очень важно уметь прощать. не жалейте времени, чтобы научить его этому. например, если другой ребенок обидел вашего малыша, постарайтесь объяснить ему, когда он успокоится, что, в сущности, этот ребенок не виноват, постарайтесь найти объяснение его поведению.

Почаще радуйтесь вместе по самым разным поводам. старайтесь делиться с малышом своим оптимизмом.

обеспечьте ему достаточный приток новых, приятных и интересных впечатлений, но будьте внимательны, чтобы не перегрузить его нервную систему.

Старайтесь обеспечить его интересной и разнообразной деятельностью.

Приглашайте почаще в гости приятелей ребенка и друзей семьи. постепенно и осторожно расширяйте границы его мира.

Приучайте своего малыша заботиться об окружающих и радоваться этому. в заботе о других легче забудет о своих страхах и отрицательных эмоциях и приобретет уверенность в себе и своих силах.

Внушайте маленькому меланхолику уверенность в себе и веру в добрую волю других людей. поддерживайте в нем доброжнлательное отношение к людям.

учите своего малыша радоваться за других людей.

не бойтесь в его присутствии проявлять некоторое легкомыслие или беспечность.

если он чего-то сильно страшится, постройте вместе с ним логическую цепочку: даже если это так, то, что будет в результате? сам он еще не может увидеть, чем может окончиться то или иное мнимо страшное событие, а неизвестное страшит его еще сильнее. например, ребенок боится идти к врачу. вы можете провести с ним приблизительно такой разговор: «почему?» - спрашиваете вы. «а вдруг он меня положит в больницу!» - отвечает малыш. «во-первых, что значит «положит»? человек сам решает, лечиться ему в больнице или нет. а во-вторых, что страшного в больнице?». «я останусь один». «нет, ты ошибаешься. в больнице все дети твоего возраста лежат с мамами, а мамы им читают интересные книжки, играют с ними, пока их лечат врачи, чтобы они стали здоровыми. но, впрочем, тебе и не нужно лечиться в больнице, я это твердо знаю».

никогда не упрекайте его в трусости и не заставляйте делать то, что кажется ему страшным. если он, например, боится спать в темноте – оставляйте на ночь включенный ночник. объясните, что все дети чего-нибудь боятся, что в детстве вы тоже испытывали разные страхи, это нормально, но человек должен уметь преодолевать свой страх, и что сам он со временем обязательно научится этому.

помогайте ему преодолевать свои страхи. например, малыш боится врачей. подарите ему докторский набор и устройте веселую игру в доктора айболита.

Даже если ваш ребенок физически не очень крепкий и часто болеет, следует избегать разговоров на эту тему в его присутствии. внушайте ему, что он вполне крепкий и здоровый ребенок.

каждый ребенок должен расти с представлением – я хороший и мир хороший. если ваш ребенок обладает меланхолическим темпераментом, то особенно важно уделять внимание развитию в нем такого положительного представления о себе и мире.

отношения с родителями

Ребенок меланхолического темперамента особенно нуждается в близких и доверительных отношениях с матерью и другими близкими взрослыми.

ему совершенно необходимо чувствовать себя безусловно любимым, ощущать душевную поддержку в самых различных случаях его жизни. ему больше, чем кому бы то ни было требуется, чтобы его целовали и обнимали, говорили какой он хороший, милый и замечательный.

Малыш должен быть абсолютно уверен, что с вами, его родителями, никогда не может случиться чего-то страшного и вы всегда будете вместе. он не должен сомневаться в том, что он хороший, что вы всегда на его стороне и всегда придете ему на помощь.

Отношение к такому ребенку должно быть мягким, не авторитарным.

уверенность в себе

Меланхолику часто не хватает уверенности в своих силах, и он легко обзаводится комплексом неполноценности. развивать его уверенность в себе можно следующими способами:

Давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос «умельцем на все руки»: учился шить, строгать, пилить, плести изделия из лозы, вскапывать и полоть грядки … чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Учите своего малыша прыгать с высоты, лазить по деревьям, плавать и нырять, чтобы он не чувствовал, что физически уступает ровесникам.

Отмечайте его добрые дела и успехи. почаще хвалите его, но только заслуженно. (не забывайте при этом отмечать хорошие поступки и успехи других людей).

Учите его легко принимать свои неудачи. он должен расти с понимаем: любой человек может в чем-то потерпеть фиаско, так же, как и добиться успеха.

Привлекайте ребенка к заботе об окружающих людях.

предоставляйте как можно больше возможностей проявить самостоятельность.

Поощряйте инициативу малыша.

всеми силами организуйте его общение с ровесниками.

Следите, чтобы в детском коллективе его никто не унижал и не обижал.

Неуверенность в себе в сочетании с богатой фантазией может привести к тому, что меланхолик в подростковом периоде начинает жить своими оторванными от реальной жизни мечтаниями, что в свою очередь приводит его к еще большей неуверенности в себе – получается замкнутый круг.

чтобы этого избежать, уже с раннего детства помогайте ему воплощать задуманное в реальность.

все перечисленное выше поможет маленькому меланхолику чувствовать себя более уверенно и избежать комплекса неполноценности.

общение со сверстниками

У детей этого темперамента в силу их особенностей иной раз возникают проблемы при общении с другими детьми.

обладатели этого темперамента в любом возрасте стесняются знакомиться и проявляют закрытость при общении с новыми знакомыми, поэтому вашему ребенку может понадобиться ваша помощь при установлении его контакта с другими детьми.

для этого можно взять с собой на площадку интересные игрушки и начать играть вместе со своим ребенком в какую-нибудь увлекательную игру. наверняка к вам подойдет какой-нибудь заинтересовавшийся малыш. познакомьтесь с ним и предложите играть вместе с вами. помните, что ваше непосредственное участие в игре детей (но не менторское, а увлеченное) залог для установления контакта между ними.

задайте вашему новому знакомому несколько простых вопросов (есть ли у него домашние животные, умеет ли он кататься на велосипеде, что он любит рисовать и т.д.), сделайте так, чтобы и ваш ребенок что-нибудь рассказал о себе.

если ваш ребенок и новый знакомый хорошо нашли общий язык, познакомьтесь с его мамой и договоритесь о новой встрече. и обязательно поддерживайте новые знакомства своего ребенка.

создавайте такие ситуации, в которых ваш малыш может почувствовать, что он интересен для других людей, договаривайтесь со своими друзьями, чтобы они задавали ему вопросы на близкие для него темы, просили показать свои рисунки и поделки, рассказать любимое стихотворение, спеть песню. всячески поощряйте его рассказывать о себе другим людям или демонстрировать свои умения.

не вводите его сразу в большую компанию

если ваш ребенок робко стоит один на детской площадке и стесняется подойти к компании играющих вместе детей, нет смысла подталкивать его: «иди, поиграй с этими детками, не бойся!».

это не только бесполезно, но может привести к обратному результату, ребенок застесняется еще сильнее. если же вам удастся это сделать насильно, то он, оказавшись среди большого количества незнакомых лиц, потеряет остатки своей уверенности.

Для начала лучше помочь ему подружиться с одним или двумя детьми. так ваш ребенок будет себя чувствовать спокойнее. а в большую компанию для шумных и веселых игр он легче вольется, если у него уже будут друзья из этой компании, или он придет туда вместе с ребенком, которого уже хорошо знает.

Вообще, нужно отметить, что маленький меланхолик избегает больших и шумных компаний, особенно в дошкольном возрасте.

обращайте внимание на характер общения ребенка с его приятелями

меланхолик часто бывает ведомым в компании других детей и, иной раз, имеет низкий статус в ней. помогите ему сделаться интересным для сверстников и завоевать достаточно высокие позиции в их компании.

Берите с собой на прогулку интересные игрушки. пусть ваш ребенок иногда дарит небольшие подарки своим приятелям. устраивайте у себя дома для него и его товарищей хорошо продуманные и интересные детские праздники.

Развивайте его инициативность. вместе с ним придумывайте и вспоминайте интересные игры, которые ваш ребенок сможет предложить сверстникам на прогулке.

Избегайте делать замечания своему ребенку при посторонних людях, а тем более при его сверстниках.

Если ваш ребенок всегда подчиняется другим детям, подыщите для него товарищей, с которыми он сможет ощутить себя и в других ролях: спокойного ребенка, с которым ваш ребенок может общаться на равных, ребенка более младшего возраста, в общении с которым ваш ребенок может приобрести опыт лидера.

Если вы заметили, что кто-то из товарищей вашего ребенка грубо зажимает его инициативу или унижает достоинство, постарайтесь дипломатично пресечь это общение.

Если ваш маленький меланхолик испытывает трудности в общении из-за своей чрезмерной обидчивости, мы советуем воспользоваться советами, приведенными в главе «как победить страхи и отрицательные эмоции».

поддерживайте и развивайте в своем малыше чувство собственного достоинства. иной раз из робости или во избежание конфликта меланхолик не противится беспардонному обращению с собой. учите его защищать и отстаивать свои интересы и права. объясняйте своему малышу, что никто не имеет право его обижать. не позволяйте, чтобы вашего ребенка кто-то унижал или оскорблял.

никогда нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, ни в лучшую, ни в худшую сторону. его можно сравнивать только с самим собой, с его прежними достижениями. это правило, которое распространяется на воспитание всех детей, особенно важно соблюдать при общении с ребенком-меланхоликом.

детский сад

Дети-меланхолики обычно плохо переносят детский сад. поэтому лучше всего оставить такого ребенка дома, где он чувствует себя наиболее комфортно. очевидно, что при этом следует обеспечить ему общение с другими детьми, приток новых впечатлений и создать хорошую развивающую среду.

Постарайтесь гулять с малышом на детской площадке тогда, когда там гуляют его сверстники, запишите его в какие-нибудь кружки или секции. время от времени совершайте культурные походы на выставки, в театры и музеи. занимайтесь с ним дома. за год до поступления в школу, чтобы приучить ребенка к большому детскому коллективу целесообразно записать его в прогимназию или на занятия по подготовке к школе.

Многие родители тревожатся, что их ребенок, не посещающий детский сад, не имеет необходимых для обучения в школе навыков и привычек, поэтому они предпочитают отдать ребенка в детский сад хотя бы перед школой. что ж, у этих опасений есть некоторые основания.

Если вы приняли такое решение, лучше выбрать тот детский сад, куда ходят сверстники, хорошо знакомые вашему малышу по детской площадке.

внимательно присмотритесь к тому, как воспитательница общается с детьми в группе, и какие отношения приняты между детьми. приучать ребенка к детскому саду следует очень осторожно и постепенно, первое время лучше приводить его туда на 1 час. очень вероятно, что ваш малыш не захочет оставаться в детском саду на дневной сон. в таком случае желательно забирать его домой сразу после прогулки или после обеда.

если ребенок, невзирая на все ваши старания, невзлюбил детский сад и ходит туда с явной неохотой, разумней всего оставить эту затею и готовить его к школе другими способами, описанными выше. в конце концов, душевное равновесие и комфорт – это самое важное для вашего ребенка.

школа, 1 класс

Чтобы ребенок-меланхолик легче адаптировался к школе очень важно:

Чтобы он учился в одном классе со своими друзьями; если это невозможно, помогите ему найти друзей среди его одноклассников;

Попросите учителя, чтобы ваш ребенок на первых порах сидел за одной партой со своим другом;

Для вашего ребенка совершенно не важно, насколько престижна школа, в которую его определят родители, но для успешной учебы в течение 11 лет, он должен чувствовать себя в школе свободно и уверенно; поэтому для учебы в младшей школе выбирайте не школу, а учителя;

Сделайте так, чтобы ваш ребенок принимал активное участие во всех классных мероприятиях;

Ребенок этого типа отличается утомляемостью, поэтому не бойтесь иногда оставить его дома, но следите, чтобы это не происходило слишком часто, иначе ваш ребенок привыкнет ощущать себя в стороне от одноклассников.

Кто-то из детей постоянно бегает, кто-то затевает драки, кто-то спокойно складывает пазл, кто-то сидит на руках у родителей… Дети такие разные и такие одинаковые, если их объединить по темпераментам. Расскажем о малышах, девиз которых: «Где найти тихое место?».

Общее впчатление от детей-меланхоликов

Меланхолик – мало общительный ребенок ввиду своей чрезмерной стеснительности. Робость и застенчивость просматриваются с самого рождения. Такой ребенок сидит отдельно от других в песочнице, обязательно заплачет, если у него заберут игрушку. Очень нерешительный. Помните Пьеро из сказки «Буратино»? Это типичный меланхолик!

Действия в необычной обстановке

Малыш с таким темпераментом робеет не только в нестандартной обстановке, он часто не отходит от родителей и в обычных обстоятельствах. Меланхолик вряд ли уйдет далеко, если вокруг много нового.

Предпочтения в играх детей-меланхоликов

Нельзя сказать, что ребенок предпочитает исключительно тихие игры. В кругу родных он может много смеяться и шалить. Но стоит появиться незнакомому человеку – и кроха становится тише воды. Ребенок с таким темпераментом предпочитает игры в уединении.

Способность усваивать новую информацию

Усвоение материала зависит от того, как именно он был преподнесен. Если это сделано в игровой форме, интересно, то ребенок впитает знания как губка. Если информация была преподнесена в шумной обстановке, то, скорее всего, дитя мало что запомнит.

Речь у детей-меланхоликов

Несмотря на внешнюю апатию, ребенок говорит выразительно. В речи нет эмоций и чрезмерной жестикуляции. Все в меру. Единственное, что может несколько смущать взрослых – неуверенность.

Особенности засыпания и пробуждения

Спать такой ребенок будет отлично, но несколько может затянуться процесс укладывания. Однако если малыш решил заснуть, то это происходит быстро. Утро у меланхолика (как ни странно) веселое и доброе, поскольку дитя радуется каждому новому дню.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-меланхоликов

Детей с таким характером называют «ангелочками» в детском коллективе. Они неприметны, мало требуют к себе внимания, послушны. Вся скромность и нерешительность улетучивается вмиг, когда меланхолик попадает из детского коллектива домой. Он начинает злиться, требовать, капризничать, нервничать. Причины поведения не связаны с распущенностью либо вседозволенностью. Таким способом малыш показывает свою чувствительность и привязанность. Когда родители оставляют его одного один на один с чужими, кроха может испытывать боль из-за расставания гораздо большую, чем это можно предположить. У него зарождаются негативные эмоции, которые выплеснуть в коллективе он не может, так как там все чужие. А дома – пожалуйста: наступает разрядка.

Лучшая помощь родителей своему чаду – беседы. По пути домой из садика или из школы надо поговорить с ребенком о том, как прошел день, что он чувствовал, насколько комфортно ему было и что встревожило. Если малыш не дает эмоциональную оценку конкретному действию, то это должны сделать родители: ты обиделся, обрадовался, разозлился и прочее. Так меланхолик научится понимать и принимать свои чувства. Дома для него стоит смягчить правила поведения, чтобы он мог избавиться от накопившегося за день напряжения и негатива. Частые похвалы, одобрительные взгляды и объятия с родителями помогут обрести уверенность в себе и эмоциональный покой. Тогда ранимость и обостренная чувствительность станут не отрицательной чертой темерамента, а путем становления великой творческой личности: такой, как композитор Шопен или писатель Гоголь.