Домой / Smoky eyes / Конспект занятия по художественному труду в старшей группе «Мы — космонавты. План - конспект занятия по художественному труду в старшей возрастной группе «Паук в паутине

Конспект занятия по художественному труду в старшей группе «Мы — космонавты. План - конспект занятия по художественному труду в старшей возрастной группе «Паук в паутине

Программное содержание:

Цель:
- воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое;

Расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами;

Продолжать формировать навыки коллективного творчества;

Вызывать чувство радости от созданного изображения.
Материал: рулоны фольги, шпажки, степлер, розовая бумага, ножницы, клей-пистолет.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня занятие по художественному труду. Но это у нас необычное занятие, а праздничное. Вспомните, какой праздник скоро будет?

Ответы детей: Восьмое марта.
Воспитатель: Правильно, но восьмое марта это не только праздник наших мам, это праздник всех женщин. В детском саду работают много женщин: заведующая, воспитатели, помощники воспитателя, медсестра, повара и др. Хотите их поздравить и подарить им всем красивые цветы?

Ответы детей: Да.
Воспитатель: Давайте мы с вами сначала посмотрим какие цветы бывают? (рассматривание картинок, открыток). Обсуждение с детьми какие цветы там изображены, как они называются.
Воспитатель: Дети, цветы надо уметь дарить. Ребята, как мы подарки дарим?

Ответы детей: (говорим нежные слова, вежливо обращаемся со взрослыми).

Воспитатель: Молодцы, когда даришь подарки нужно говорить вежливые, красивые слова. Тогда у вас подарок станет еще красивее. Вспомните, какие у нас есть вежливые и красивые слова?

Ответы детей: (спасибо, пожалуйста, поздравляю, извините и др).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

На садовой на дорожке

Белый колокол на ножке.

Аромат всех пьянит,

Пчел и бабочек манит. (Лилия.)
Воспитатель: Послушайте, как написал об этом цветке поэт К. Бальмонт в своем стихотворении:

Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.

Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.

И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут;
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.

Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.

Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные, -
И никто не узнает о них.

Воспитатель: А как вы думаете, почему у лилии цветы серебристые?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, потому что на цветок падают лучи солнца.
Молодцы, вот ребята на земле растут много красивых цветов. Надо их беречь, любить. Не надо их просто так срывать, топтать.
Теперь мы с вами будем делать красивые лилии. На столах у вас лежат полоски фольги - 10 штук. Из них надо скрутить 10 жгутиков. Это будет заготовка для лепестков. Их у нашей лилии будет 5. Также у вас лежат 5 полосок фольги для пестиков. Ещё две полоски фольги для листиков.

Дети приступают к работе.

В процессе работы, воспитатель подходит к каждому ребенку, подсказывает, помогает.
Далее воспитатель берет заготовки у детей (по очереди) и при помощи клея-пистолета приклеивает все заготовки к шпажке.

Затем дети берут полоску фольги (по шире) и обматывают ею шпажку-это будет ствол у лилии. А воспитатель так же клеем-пистолетом приклеивает к стволу по два листика.
Воспитатель: Смотрите, ребята, какие у нас получились красивые лилии. Вам нравится? Вот мы сегодня с вами сделали подарки, нашим красивым женщинам, нашим сотрудникам. Они будут очень рады за ваш подарок.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Октябрьского Административного округа Г.Омска Центр развития ребёнка «Сказка»

Автор - составитель - педагог дополнительного образования Пушминцева Антонина Александровна.
Цель занятия: Воспитание любви к родному краю посредством прикладного творчества.
Задачи:
обучающая – познакомить с техникой выполнения сувенира на основе бумажной тарелки познакомить с домашними птицами и животными, деревенским колоритом.

развивающая – развитие интереса к прикладному творчеству, развитие фантазии и воображения, самостоятельности, наблюдательности.

воспитательная – воспитать у детей чувство прекрасного, желание помочь ближнему,
любви к родному краю.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма обучения: групповая.

Возраст детей- 5 лет

Время занятия- 30 мин

Оборудование:
Оформленная доска: деревенская улица – дома, забор, деревья, дорожка из камней;
Курицы (белая и рыжая), цыплята этих же цветов;
Курочка ряба и цыпленок, выполненные из одноразовых бумажных тарелок;
Карточки с изображением корзинки с яйцами для выполнения графического упражнения;
Бумажные одноразовые тарелки; салфетки желтого цвета;
Заготовки деталей (лапы, крылья, клюв, голова);
Клей, салфетки для клея.

План проведения занятия.
1. Организующий этап.
2. Вводная беседа.
3. Технология выполнения цыпленка.
4. Практическая работа.
5. Итог занятия - просмотр работ, рефлексия.

Ход занятия.

1.Организующий этап

Приветствие педагога:
- Доброе утро, Даша!
- Доброе утро, Паша! (называются имена детей по кругу.)
- Доброе утро, солнце! (все дети поднимают руки.)
- Доброе утро, небо! (все дети поднимают руки.)
Доброе утро, всем детям! (все разводят руки в стороны.)

Вводная беседа, мотивация к предстоящей работе.

Педагог:
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать. И поедем мы в деревню.
- Кто из вас был в деревне?
- Что интересного вы там увидели? (Лес, речку, поле, звёздное небо, домашних животных и птиц, красивые разные дома.)
- С кем познакомились? (С деревенскими жителями, домашними животными и птицами.)
- А на чем можно поехать в деревню? (На машине, на автобусе, на поезде.)

Педагог
-Мы с вами отправимся в деревню на автобусе и поэтому нам нужно торопиться на вокзал. Готовы?

Игра «Идем, бежим, едем…»
- Идём на автовокзал (Хлопаем руками по коленкам, изображая шаг),
- Давайте поторопимся, а то опоздаем на автобус (Изображаем хлопками по коленкам бег),
- Прибежали на вокзал и сели в автобус (Перестали хлопать, сели прямо, руки положили на
колени),
- Едем! (Изображаем руль у себя в руках, крутим его).

Педагог
-Вот мы с вами и приехали в деревню. Посмотрите, какая вокруг красота: птички поют, бабочки летают. Свежий воздух. Так и хочется босиком побегать.

Физминутка.
-Представим, что мы в деревне:
Птички поют – голову вверх подняли; бабочки летают – голову опустили; свежий воздух – сделали глубокий вдох-выдох; зеленые деревья – развели руки в стороны;
- Смотрите, вот и деревня видна. А на полянке нас кто-то встречает. Отгадайте кто это?
Загадка
«Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!» (цыпленок).
- Правильно, это цыплята.

Постановка проблемной ситуации

Педагог
-Цыплята - чьи это детки? (курицы и петуха).
- Но где их родители? Что-то я их не вижу!
- А вы? (Нет!)
- Почему же они одни? (Наверное, они убежали и заблудились).

Педагог
-А в деревне в это время случился переполох.
Курочки - квочки цыплят собирают,
Только вот их как всегда не хватает!
- Давайте поможем найти цыплятам их маму! (дети соглашаются)

Игра «Где, чья мама?» (на доске 2 курицы разного цвета; детям надо найти по цвету маму цыпленка и закрепить цыпленка рядом).

Педагог
-Молодцы, ребята! Мамы-курочки довольны, что мы помогли найти им своих детишек.
Но, смотрите, а вот курочка – Ряба почему-то грустит. Как думаете, почему? Что могло случиться?
А произошло вот что:
Жили - были дед да баба
И была у них Курочка – Ряба.
Снесла Курочка яичко
Не золотое, а простое.
Не в всмятку, и не крутое,
А самое обыкновенное – сырое.
Мышка бежала.
Хвостиком махнула.
Яичко упало и разбилось.
Горько плачет Курочка – Ряба!

2. Технология выполнения цыпленка.

Педагог
-Ребята, как можно помочь Курочке? (нарисовать новые яички, сделать из пластилина, из цветной бумаги, пластилина).
-Вы правы. Сейчас мы нарисуем для Рябы новые яички. Какой они формы? (овал).
Приготовили наши ручки и указательным пальчиком рисуем в воздухе овал. Сначала правой рукой, затем левой, потом обеими руками.
Потренировались, теперь берем карандаши и рисуем по точкам яйца в корзинке.

Молодцы! Полная корзинка получилась!
Принесли ей в курятник корзинку!
А в корзинке яйца. Да не одно, почти десяток!
А Курочка – Ряба рада,
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело
Все яички высиживать села.

Педагог
-Пока Курочка – Ряба занимается домашними делами, я предлагаю вам погулять по деревне. Что мы с вами видим вокруг? (Дома с красивыми заборами, дорожки из разноцветных камешков, которые освещает яркое солнце).

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, заборчик, камешек».
По команде педагога дети делают:
«Солнышко» (Показывают ладошки, пальцы в стороны).
« Заборчик» (Показывают ладошки, пальцы вместе).
«Камушек» (Пальцы сжаты в кулачок).
(Игра на внимание - педагог ускоряет темп, усложняя игру).

Педагог
- Ну, вот мы с вами погуляли, пойдемте, посмотрим, что же делает наша Курочка – Ряба?
- Посмотрите, ребята, вот и вылупились у наседки, из скорлупки пушистые детки!
- А давайте, мы с вами попробуем сделать цыплят! (да)
- Из чего мы можем их сделать? (из пластилина, из бумаги, нарисовать). Вы правы, но я предлагаю вам сделать цыплят из необычного материала. Давайте попробуем сделать их из тарелочек.
- Вы когда-нибудь делали таких цыплят? (нет).
- Начнем работу? (да).

3. Практическая часть.

Педагог
-Ребята, рассмотрите внимательно, из каких частей мы будем делать нашего цыпленка? (туловище, голова, ноги, клюв, глаза). Цыплята еще маленькие и похожи на желтые шарики, поэтому туловище сделаем круглое из бумажной тарелочки; к нему прикрепим лапки и крылья.
-Сделаем голову (шаблоны голова + глаза + клюв) и прикрепим к туловищу.
-Вот и получился у нас маленький цыпленок. Но чего–то не хватает у нашего цыпленка (цыплята маленькие, желтые и … пушистые)
- Пух нашим цыплятам мы сделаем из бумажных салфеток (разрываем салфетку на кусочки и приклеиваем на туловище).

(Фото №4 и №5)

Педагог
-Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки.

Запищали один за другим:
«Есть хотим, пить хотим!»
Сейчас Курочка – Ряба поведет своих деток на прогулку, а мы с вами поиграем в игру «Вышла курочка гулять».

Игра «Вышла курочка гулять
- Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
- А за ней ребятки, жёлтые цыплятки! (Педагог «курочка» и дети «цыплята» ходят по кругу на носках, руки опущены вниз, кисти держат перпендикулярно корпусу).
- Ко – ко - ко! Ко – ко – ко! Не ходите далеко! (Останавливаются и грозят указательным пальцем).
- Лапками гребите, червячков ищите! (Выставляют ногу вперёд, загребая назад).
- Съели толстого жука, дождевого червяка. (Присаживаются на корточки и стучат пальчиками по полу).
- Выпили водицы, полное корытце! (Поднимают и опускают голову).
- Жёлтые цыплятки, славные ребятки,
Спят у мамы под крылом, так уютно в доме том! (Дети приседают вокруг педагога « засыпают»).

Теперь Курочка – Ряба счастлива, ведь у нее есть цыплята, которые сейчас тихо спят. И мы с вами не будем им мешать. Нам пора возвращаться домой, в город!

4. Заключительная часть. Рефлексия занятия, подведение итогов
Педагог
- Ребята, наше путешествие в деревню подошло к концу.
- Как вы считаете, мы сегодня сделали что-то полезное, чему новому научились? Какие добрые дала мы совершили? (помогли цыплятам найти маму; для Курочки – Рябы нарисовали целую корзину яиц, из которых появились цыплята).
- Что вам понравилось в деревне? Что нового вы узнали о жизни в деревне? (ответы детей)
Все выполненные работы размещаются на доске и происходит обсуждение работ.

Рисунок 5
Педагог
-Как вы думаете, какую из работ курочка повесила бы в своём доме, в курятнике?
Предполагает две оценки занятия детьми: эмоциональную (понравилось – не понравилось), и смысловую (чему научились, что запомнилось больше всего).
Педагог
- Всем спасибо за работу, до свидания, ребята.

Список использованной литературы
1.Картушина М.А. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ « Сфера», 2004.
2.Маршак С.Я. Курочка Ряба и десять утят.- М.: Издательство « Малыш»,1980.

1.Введение2

2.Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников3

3.Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах6

4.Заключение9

Введение

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский - «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном - продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью - обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом - создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

· наличие образцов изделий и поделок;

· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

· создание музея детских поделок, альбомов, книг;

· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

· создание выставок

· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

· экспериментирование

· просматривание диафильмов

· чтение литературы

· рассматривание картин

· экскурсии

· коллажи

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Заключение

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Список литературы

1.Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.

2.Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.

3.Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4.Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.

6.Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7.Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8.Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

9.Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

Цель: Освоение техники склеивания колечек, для получения объемной аппликации.

Задачи:

  • Научить детей склеивать колечки из полосок бумаги;
  • Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление;
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, терпение и настойчивость в достижении цели

Материал: полоски цветной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна». Наблюдение за птицами в естественной среде обитания (на улице), изучение иллюстраций, открыток с изображением птиц.

— Здравствуйте ребята. Сегодня наше с вами занятие начнётся на сказочной поляне. На этой поляне растёт не обычное дерево. А не обычное оно тем, что на ней можно увидеть множество самых разных птиц, созданных из полосок бумаги. Посмотрите и скажите, какие цвета бумаги вы здесь видите? (красный, жёлтый, синий, зелёный). А из каких форм сделаны птицы? (из колечек). Ребята – это птицы Счастья.

— Как вы думаете, что их отличает птиц которые живут в природе?

— А что у них общего?

— На нашу поляну прилетает много птиц, похожих на тех которые обитают в различных уголках нашей планеты и сказочных, которые зовут – Птицы Счастья. Сказки и легенды наших предков гласят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вы думаете, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Расскажите, какая она? (ответы детей).

— Сейчас, ребята запомните пожалуйста какой вы себе представили «Птицу Счастья», и постарайтесь воплотить свои представления в реальность, создав из бумажных колечек свою собственную «Птицу Счастья» (дети проходят и садятся за столы).

— Вы молодцы, и абсолютно правильно заметили, что разных птиц очень много на земле, но все они, так или иначе, имеют много общего. У всех птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья, лапы. Сейчас я покажу вам, как нужно склеить полоски бумаги, что бы получились колечки. А затем из колечек мы соберём нашу птичку (педагог показывает, дети повторяют).

— Теперь, когда наши колечки готовы, мы будем собирать туловище и голову. Давайте, посчитаем по сколько колечек у готовой птички (дети считают).

— Правильно, по 3 колечка разного цвета. Обратите внимание, что колечки разного размера: большое, среднее и маленькое. Мы берём сначала маленькое колечко, смазываем его снизу клеем и, вкладывая во внутрь среднего, приклеиваем. Затем смазываем уже среднее (внутри которого уже приклеено маленькое) и, вкладывая его в большое колечко, приклеиваем. У нас получилась голова. Теперь что бы получилось туловище нам нужно проделать то же самое ещё раз.

— Итак, у нас готова голова и туловище. Мы их склеиваем друг с другом. Приклеиваем к голове клювик, сложив полоску бумаги пополам.

— Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы – это ее хвост. Для хвоста берём 3 полоски бумаги, разной длины и наклеиваем края друг на друга: на длинную полоску –среднюю, затем сверху маленькую. Приклеиваем только за край, так что бы длина полоски была свободна и её можно было накрутить на карандаш, что бы хвост загибался. Этим то мы сейчас и займёмся (дети выполняют самостоятельно).

— Ребята, смотрите, какая красивая и большая у нас получилась стая Птиц Счастья. Давайте их рассмотрим, полюбуемся ими (рассматривание и анализ детских работ).

— Ребята, Птица Счастья всегда несет нам на своих крыльях удачу в делах, радость, покой и мир в доме – все самое хорошее. Вы можете подарить ее, как символ удачи, кому вам захочется. Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким —

Когда ты счастлив сам,

— Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? А что нового вы узнали? (ответы детей)

— Спасибо вам, за ваши прекрасные работы!

Подготовила и провела: Лепехова Наталья Ивановна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Теремок», городского округа Балашиха, Россия.

Конспект занятия по художественному труду в старшей группе.

«Цветы небывалой красоты»

(бумажная пластика)

Цель:

Продолжение обучения композиционному освоению. Использование приемов и способов бумажной пластики в создании цветов.

Задачи:

    совершенствовать художественно-творческие способности детей в процессе продуктивной деятельности, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;

    продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги;

    развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

Материал:

    картон для фона,

    цветные салфетки,

    гофрированная бумага цветная мягкая и жесткая,

    ножницы,

    клей ПВА,

    карандаш,

    тканевая салфетка.

Предварительная работа:

    составление буклетов,

    рассматривание иллюстраций,

    изготовление ваз и корзин из бумаги.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает цветы, стоящие в вазе, обращает внимание на их красоту, нежность, необычность формы лепестков и листьев, их многообразие. Предлагает насладиться ароматом. Дети называют знакомые цветы. Затем воспитатель обращает внимание детей на красный цветок в вазе:

Чудо выросло в саду

С чудом встретится, иду.

Здравствуй, аленький цветочек!

Здравствуй, яркий огонечек!

Ты расцвел на радость мне

На природе в тишине.

Как вы думаете, ребята, как долго простоят наши цветы в вазе? Где они дольше проживут, порадуют нас? (ответы детей)

Конечно, на клумбе. Ну, очень уж хочется украсить нашу группу букетами цветов. Как это можно сделать, не срывая цветов с клумбы? (сфотографировать и сделать фотографии, разместить их в рамках, нарисовать на бумаге). А еще можно сделать цветы своими руками и украсить этими поделками нашу группу. Вы уже знакомы с бумагопластикой. Мы с вами делали разные поделки, а сегодня вы будете создавать своими руками прекрасные цветы.

Вот посмотрите, какие цветы можно сделать из бумаги. Какие они красивые, не уступают в красоте настоящим. Цветы можно разместить и в вазе, и в корзине, - на ваш выбор: (на столах приготовленный материал для работы, дети делятся на три подгруппы при помощи парных картинок).

    Первая группа будет делать букет из роз, размещать их в корзине;

    Вторая группа делает букет в вазе из Калл;

    Третья группа - астры, тоже в вазе.

(дети распределяют работу между собой, если возникают затруднения, воспитатель помогает)

1. Изготовление роз в корзине:

Зовут меня розой,

Примите меня,

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность назвали...

Нарисовать контур корзины на картоне (можно использовать шаблон). Силуэт корзины выложить комочками из салфеток. Из полосок гофрированной бумаги сделать розы и наклеить их в корзину.

Роза хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги). Держать ленту левой рукой нужно свободно и не мешать ей перекручиваться – имитация лепестков розы. Не снимая с карандаша, намазать клеем и наклеить; параллельно листу бумаги – бутон, перпендикулярно – распустившийся цветок розы. Вынуть карандаш.

Верхнюю часть букета оформить маленькими белыми шариками из салфеток. Нижнюю часть букета - листиками (работа требует много времени, поэтому изображение корзины можно внести в предварительную работу).

2. Букет в вазе из калл:

Удивительный цветок,

Белоснежный лепесток,

С удлинённой серединкой,

Ярко - желтою тычинкой.

Так и кажется сейчас,

Улетит цветок от нас,

Но не сможет, ведь «крыло» -

Оно дано ему одно

А для полёта это мало,

Поэтому и не летает кала.

Воспитатель обращает внимание на красоту, композиционное решение. Рассматривает с детьми строение цветка. Напоминает приём изготовления (способом «колокол»).

Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать. В серединку кулёчка вставить тонкий жгутик. Получился калл. Листочки вырезать из зелёной бумаги.

3. Изготовление букета из астр в вазе:

Астру, с прямыми её лепестками

С давних времён называли звездой.

Так бы её назвали и сами,

В ней лепестки разбежались лучами,

А цвет сердцевинки - совсем золотой...

Из глянцевой бумаги вырезать вазу, используя приём симметричного вырезывания. Приклеить на картон, оставляя место для букета. Наметить место расположения цветов.

Накатать из цветной салфетки тонкие жгутики и вставить в капельку клея. На каждый цветок не менее 15-20 жгутиков, чем больше жгутиков - лепестков, тем красивее, пышнее получается цветок.

Из зелёной салфетки скатать стебельки - длинные жгуты и сделать листочки.

Итог занятия:

Готовые работы оформить в рамки и украсить группу.