Домой / Форма бровей / Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

– мама варит супчик

– сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

– вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

В возрасте ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, .
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если и не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

Первые - молочные - зубки могут появиться уже у шестимесячного ребенка . Если мама полугодовалого малыша, заглянув ему в ротик, не обнаруживает и намека на зубки, она не должна огорчаться; нормальным считается прорезывание самых первых зубов между шестым и восьмым месяцами жизни. Ожидать следует сначала прорезывания нижних центральных резцов. По прохождении нескольких недель после появления первых зубов прорезываются верхние центральные резцы; чуть позже имеет место прорезывание верхних боковых резцов, затем - нижних боковых резцов.

К году жизни ребенок должен порадовать маму восемью резцами. В период между двенадцатым и шестнадцатым месяцами у ребенка появляются первые моляры, а в период между семнадцатым и двадцатым месяцами прорезываются клыки; после того, как между двадцатым и тридцатым месяцами жизни у малыша появятся вторые маляры, можно говорить о том, что у ребенка есть полный комплект молочных зубов. Всего молочных зубов - двадцать.

Следует знать, что у мальчиков зубы прорезываются немного позже, чем у девочек.

Молочные зубы служат ребенку в течение нескольких лет. Потом они постепенно заменяются постоянными зубами. Прорезывание постоянных зубов называют вторым прорезыванием.

Начинается оно примерно на седьмом году жизни ребенка. Процесс второго прорезывания занимает довольно продолжительное время (в 6-7 лет прорезываются первые моляры, к 9 годам - резцы, в 10-11 лет - первые премоляры, в 11-13 лет - клыки и вторые премоляры, сразу за ними - следуют вторые моляры, последними прорезываются третьи моляры, или зубы «мудрости», - в период между 16 и 24 годами).

К тому времени, как ребенок рождается, у него уже заложены все зубы - и молочные, и постоянные. Молочные зубы заложены в глубине десен, постоянные зубы располагаются под молочными. Вне зависимости от того, прорезались зубы или не прорезались, они развиваются вместе со всем организмом.

Чтобы развитие зубной ткани было нормаль-ным, необходимо достаточное поступление в организм различных питательных веществ. В частности, очень важно постоянно обеспечивать организм малыша витаминами и минералами. Наибольшее значение для развития ткани зубов имеет покрытие физиологической потребности в витаминах А, С и D, а также в солях кальция, фосфора, фтора.

В организм ребенка названные вещества поступают вместе с материнским молоком (или с молочной смесью), а также с блюдами прикорма. Витамин D еще в некотором количестве об-разуется в коже под воздействием на нее ультрафиолетовых лучей (поэтому очень важно, чтобы малыш ежедневно бывал на солнышке), а фтор поступает в организм в составе питьевой воды.

Организм ребенка, находящегося на естественном вскармливании, не будет страдать от недостатка необходимых ему питательных веществ, если мама организует для себя правильное питание - в достаточном количестве и разнообразное, - если она также будет правильно вводить блюда прикорма в меню малыша.

Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, получает необходимые питательные вещества с той или иной молочной смесью, рекомендованной врачом в индивидуальном порядке, и тоже с блюдами прикорма. В тех случаях, когда у мамы возникают сомнения относительно достаточности поступления важнейших питательных веществ в организм малыша, она должна развеивать эти сомнения, консультируясь с участковым педиатром.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Еще вчера вы не могли нарадоваться на своего ребенка. И вдруг все изменилось. Дочь или сын стали закатывать истерики, грубить и упрямиться. Ребенок стал просто неуправляемым. Что же произошло?

Все очень просто. Ваша кровинка плавно «въехала» в переходный возраст. Это очень сложный этап не только в жизни маленького человека, но и всей его семьи. Сколько переходных возрастов у детей случается за всю жизнь и как пережить этот непростой период? Ведь очень важно не только наладить взаимоотношения, но и не упустить ребенка.

Варианты возрастных изменений поведения

В переходном возрасте дети ведут себя весьма неадекватно. Эти этапы становления и роста ребенка сопровождают весь период его взросления:

  • 2,5-3 года — период первой социальной адаптации, первый опыт самостоятельного общения в коллективе (яслях или детском саду);
  • 6-7 лет — время проявления самостоятельности, осложняется сменой детского коллектива (из садика в школу);
  • 13-14 лет — пресловутое половое созревание, становление личности, постепенная адаптация к взрослой жизни.

Когда у ребенка начинается переходный возраст, многие родители просто теряются и не понимают, как реагировать на происходящие изменения. Панацеи в этом вопросе быть не может. Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитания, характера привычного общения с окружающим миром и людьми. Длительность перехода также бывает разной. Одни адаптируются к новым условиям за несколько месяцев, другим может понадобиться 1,5-2 года.

Упрямые трехлетки

Переходный возраст у детей 3 лет может начинаться как раньше, так и позже означенного срока. Все зависит от индивидуальных особенностей. В этот период кроха впервые начинает осознавать себя как личность, устанавливать границы дозволенного. У него впервые начинает формироваться собственное «я». Еще вчера ваш малыш был ласковым и послушным, а сегодня перед вами - упрямый, постоянно плачущий и капризничающий вредина.

Яркие проявления кризиса трехлеток

Пропустить такое изменение просто невозможно, признаки слишком очевидны. Переходный возраст у детей 3 лет выглядит приблизительно так:

  1. Кроха постоянно капризничает, ноет, требует все больше игрушек и маминого внимания. Кажется, что малыш никогда не бывает удовлетворен окончательно.
  2. Ребенок не слушается и демонстрирует свое равенство со взрослыми.
  3. Настойчиво пытается самостоятельно выполнять различные действия. Если ничего не выходит, плачет и закатывает истерику, но от помощи взрослых упрямо отказывается.
  4. Упорно пытается подчинить себе родителей. При малейшем сопротивлении закатывает истерику, вынуждая подчиниться.
  5. Многие ранее любимые вещи и люди вызывают отрицание: любимый мишка заброшен в угол, обожаемая бабушка воспринимается как чужой человек.
  6. Абсолютно не воспринимает слова «нельзя» или «нет». При попытке принудить к чему-либо устраивает публичные истерики.
  7. Совершенно не слушает объяснений, убегает от родителей, бросая их посреди дороги.

Как реагировать родителям?

Итак, вы убедились, что у ребенка переходный возраст. Как себя вести с маленьким деспотом? Прежде всего нужно запомнить, что крик — неподходящее оружие в борьбе с возрастными изменениями. Родителям придется собрать все нервы в кулак и проявить максимум терпения.

Вот несколько советов:

  • Ребенок — ваше отражение. Чем спокойнее будет вести себя мама, тем быстрее ребенок станет повторять за ней и успокоится сам.
  • Не критикуйте. Каждое правильное действие сопровождайте похвалой. Если что-то не выходит, не вешайте ярлыки.
  • Позволяйте ребенку принимать решения. Он может сам выбрать штанишки в детский сад или подобрать имя для хомячка.
  • Покажите свою любовь. Не ругайте малыша за мелкие шалости. Похвалите вымытую за собой чашку, даже если ее придется перемывать снова.
  • Не сравнивайте кроху с чужими детьми. У детей такого возраста просто нет чувства соперничества.
  • Позволяйте ребенку иногда победить, особенно в тех моментах, которые не так уж и принципиальны. Хочет примерить старую мамину юбку? От этого ничего страшного не случится.
  • Признавайте за ребенком право быть взрослым. Расскажите ему, как ведут себя взрослые. Старайтесь доступно объяснить все сто тысяч «почему».

Особенности развития первоклашек

Если переходный возраст у ребенка-трехлетки благополучно миновал, родители могут немного расслабиться и отдохнуть. Но только немного. Буквально через пару лет их ждет новый виток развития событий.

С началом школьного возраста ребенок проходит сложную перестройку периферической нервной системы, испытывает эмоциональное перенапряжение, быструю утомляемость. Но при этом выказывает особую подвижность и активность.

Переходный возраст ребенка 7 лет чаще всего связан с появлением нового вида деятельности — учебы. Вчерашний детсадовец стремится побыстрее стать взрослым, пойти в школу. При этом он до сих пор мыслит образами. В этот период детям достаточно трудно долгое время концентрировать внимание на одном предмете. Чем ярче образ, предложенный учителем, тем легче ребенку запомнить то или иное понятие.

Признаки кризиса 6-7 лет

Переходный возраст у детей 6 лет также проявляется достаточно ярко. Основными признаками этого этапа становления личности являются:

  • непослушание, попытка игнорировать просьбы и указания взрослых;
  • кривляние и передразнивание окружающих, чаще всего родственников;
  • плохо мотивируемые приступы гнева (крики, истерики, швыряние игрушек);
  • разделение собственного «я» на внутреннее и публичное;
  • манерничанье, гримасы, позирование всегда и везде, копирование поведения взрослых;
  • требование от взрослых признания собственной «взрослости».

В этот период ребенок становится очень «неудобным». Нарушаются устоявшиеся взаимоотношения «взрослый - ребенок», и родители обращают внимание исключительно на момент послушания. Слишком большие усилия, приложенные в этом направлении, могут сломать психику чада, сделать его вялым, безвольным, выработать привычку бездумно подчиняться более сильному или взрослому человеку.

Как договориться с «новым» ребенком?

Переходный возраст у ребенка 6-7 лет требует особенного подхода. Взрослым необходимо пересмотреть свой подход в воспитании:


Половое созревание

Переходный возраст у детей 12 лет связан с началом полового созревания, формированием взрослой модели поведения. Подросток начинает анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, критически оценивать поступки и слова окружающих его людей. Ребенок ищет свое место в социуме, сознательно принимает или отторгает различные моральные устои.

Переходный возраст у ребенка такого возраста сопровождается бурным ростом, перестройкой гормонального фона и заметными физиологическими изменениями. Все это оказывает заметное влияние на психику подростка, делает ее лабильной, неуравновешенной. Отсюда эмоциональные взрывы, частые перепады настроения.

«Вишенкой на тортике» часто являются всевозможные подростковые недуги. Кости, мышцы, сосуды просто не успевают за общим стремительным ростом организма. Отсюда - частые головокружения, потливость, гипоксия, обмороки, учащенное сердцебиение, боль и ломота в суставах и мышцах. Ну а традиционные угри на лице и вовсе не добавляют оптимизма.

Почему так происходит?

Физиологические процессы, скрытые от глаз окружающих, вызывают у подростков ощущение дискомфорта, эмоционального перенапряжения, тревоги и усталости. Добавляют «приятных» минут повышенные учебные нагрузки. При снижении успеваемости родители часто усиливают давление.

Ребенок часто «теряет себя», старые ориентиры больше не действуют, а куда двигаться дальше, он еще не понимает. Нарастает чувство растерянности, внутренней тревоги, потери собственного «я». Собственного жизненного опыта подростка еще слишком мало для принятия взвешенных решений, а обратиться за советом и помощью к взрослым мешает чувство гипертрофированной самостоятельности.

Эти непонятные подростки

Как домашние могут понять, что у ребенка переходный возраст? Что делать? Как помочь не потерять себя?

Вряд ли вы не заметите начало изменений. В этот период вчерашний первоклашка меняется очень быстро, причем как физически, так и эмоционально. Вы можете поздравить свою семью с началом подросткового кризиса, если:

  1. Ребенок начал усиленно расти и за последний год прибавил более 10 см.
  2. У подростка начали проявляться вторичные половые признаки.
  3. Кожа на лице, спине или груди «расцветает» угревой сыпью и прыщами.
  4. Еще вчера спокойный и ласковый ребенок начинает проявлять агрессию, грубит, хамит и спорит чаще, нежели обычно.
  5. Стесняется проявления родительского внимания и ласки при посторонних.
  6. Становится невероятно обидчивым, бурно реагирует на то, что раньше и не замечал.
  7. Подросток страдает резкими перепадами настроения, стремится проявить свою индивидуальность (кольцо в носу, зеленые волосы, штаны с дырками и т.д.).
  8. Предпочитает проводить больше времени с друзьями, чем с родителями.
  9. Ребенок стремительно теряет самооценку. Из уверенного в себе лидера класса может за несколько месяцев превратиться в стеснительного и закомплексованного одиночку.

Чем «порадуют» мальчики и девочки?

Переходный возраст у ребенка напрямую связан с изменением гормональной активности. Это приводит к резким перепадам настроения, депрессии, агрессии, замкнутости или повышенной тревожности.

Подросток пытается отвоевать личное пространство. Из-за этого часто происходят конфликты, ведь ребенок пытается выйти из-под опеки взрослых.

Отношения в коллективе также начинают накаляться. Стремление к лидерству приводит к конфликтам между сверстниками. Это может стать причиной асоциального поведения. Стремясь продемонстрировать окружающим свою крутость, подросток может примкнуть к плохой компании, начать курить и употреблять алкоголь.

Сложные отношения в коллективе могут привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя изгоем. Он замыкается в себе, становится мрачным и угрюмым. В компании ровесников такой ребенок будет испытывать постоянное чувство унижения.

Большое значение придается вопросам внешнего вида. И парни, и девушки начинают проводить больше времени в ванной или перед зеркалом. Ранее безразличный к одежде ребенок начинает требовать супермодных дорогих нарядов.

Возникают проблемы первой неразделенной любви. Неудачный первый опыт общения с противоположным полом может наложить очень сильный отпечаток на формирование самооценки и личности подростка в целом.

Как помочь подростку принять себя?

Излишняя критичность, часто проявляющаяся в выражениях ребенка, направлена не только на окружающих, но и на него самого. Постарайтесь объяснить подростку, чем он хорош. Покажите его сильные и слабые стороны. Отмечайте успехи, хвалите и не давайте зациклиться на неудачах. Это поможет поднять самооценку юноши или девушки.

Не мешайте ребенку общаться со сверстниками. Помогите выстроить отношения в коллективе. По мере возможности один на один разбирайте происходящие конфликты, предложите несколько вариантов выхода из ситуации. Расскажите о своем опыте решения подростковых проблем.

Не смейтесь над новыми увлечениями. Хочет учиться играть на гитаре? Стойко терпите ежевечернее бренчание. Планирует вставить в нос кольцо? Обсудите и этот вариант. Не мешайте подростку самовыражаться, иначе он перестанет делиться с вами своими мыслями. Дайте понять, что вы будете любить дочь и с красными волосами.

Старайтесь как можно спокойнее относиться к эпатажным выходкам подростка. Позвольте ему «перебеситься». Конечно, если это не несет опасности окружающим и ему самому.

Разрешите подросшему отпрыску совершать собственные ошибки. Предупредите его о возможных последствиях и дайте возможность самостоятельно принять решение. Конечно, перед этим важно убедиться, что поведение ребенка не повлечет критических последствий.

Помощь психолога

Родители не всегда понимают, как правильно общаться с ребенком в такой сложный для него период. У них просто не хватает знаний, выдержки или свободного времени. Идеальным выходом может стать консультация психолога. Особенно это важно в таких ситуациях:

  • подросток очень сильно устает и даже отказывается от еды;
  • грубит всем взрослым без разбора;
  • буквально требует, а не просит карманные деньги;
  • демонстрирует суицидальные наклонности;
  • проявляет заметную агрессию;
  • не идет на контакт, замыкается в себе.

Всякий кризис — тяжелое испытание как для самого ребенка, так и для его родных. Специалист поможет наладить контакт и легче преодолеть сложный период. Родителям будет легче проявить чуткость, понимание и принять «нового» члена своей семьи.

В семье появился маленький человечек. Для родителей это огромная радость, но одновременно и большая забота. И самое главное в первый год жизни малыша – это его здоровье, которое в немалой степени зависит от состояния зубов ребёнка.

Когда начинают резаться зубки?

По данным статистики первые зубки начинают резаться, начиная с седьмого месяца жизни . Но, вообще-то, срок, когда режутся зубы у детей , достаточно индивидуален – это может произойти и в четыре и в десять месяцев.

На то, во сколько начинают резаться первые зубки, влияют многие факторы , в числе которых:

  • общее физическое состояние ребёнка;
  • болезни, которые перенёс ребёнок;
  • качество питания малыша;
  • характер питания ребёнка (грудное или искусственное вскармливание);
  • характер и качество питания кормящей мамы;
  • осложнения при родах;
  • климатические условия, в которых живёт ребёнок (считается, что в жарком климате зубы появляются раньше).

Сроки появления и состояние первых зубиков у ребёнка в большой мере также зависят от течения беременности мамы , а именно от следующих факторов:

  1. Как будущая мама питалась.
  2. Хватало ли в рационе витаминов и необходимых микроэлементов.
  3. Вела ли здоровый образ жизни.
  4. Какие были заболевания.
  5. Были ли осложнения во время беременности и их характер.
  6. Какие лекарственные препараты принимала будущая мама.

Примерно к трём годам у ребёнка должны прорезаться все молочные зубки (в общей сложности должно быть 20 зубов ). Первыми появляются два нижних передних зубика, а примерно через месяц – два верхних передних.

К 12 месяцам у малыша уже 8 зубиков – 4 нижних и 4 верхних резца. В следующие 6 месяцев режутся ещё 4 зубика и это уже первые коренные зубы – 2 нижних и 2 верхних. Следующие 4 зубика появятся месяца через два – это верхний и нижний клыки, а когда возраст ребёнка от двух до трёх лет, то появляются последние коренные зубы – по два верхних и нижних.

Сколько может резаться зубик? Обычно зуб режется 2-3 дня , но иногда этот срок увеличивается до недели и даже больше.

На заметку. Названные сроки достаточно приблизительны, и их можно рассматривать только в качестве некоего ориентира. Сдвиги сроков как в одну, так и в другую сторону никоим образом не влияют на состояние зубов.

Молочные зубки имеют одну характерную особенность – они настолько близко расположены друг к другу, что между ними нет даже маленьких зазоров . Зазоры между молочными зубами появляются со временем, когда начинают прорезаться постоянные зубы. Природой так задумано неспроста – постоянные зубы крупнее молочных, а, значит, им надо больше места на дёснах.

Особенности прорезывания молочных зубов

Самый первый зубик у малыша может появиться как в гордом одиночестве, так и в паре с другим зубом. Точно так же и с последующими зубками – они могут появляться и по одному и парами и даже сразу четыре одновременно.

Нередко меняется и порядок прорезывания зубов, например, первые коренные появляются позже клыков. Это тоже нормальное явление и родителям не стоит по этому поводу беспокоиться.

Волноваться родителям надо начинать тогда, когда ребёнку исполнился год, а ни один зубик у него ещё не прорезался. Причиной такой задержки может быть какая-нибудь болезнь, в том числе и рахит. Надо незамедлительно обратиться к лечащему врачу, чтобы он направил малыша на обследование.

Признаки прорезывания зубов у ребёнка

Основные признаки скорого начала прорезывания зубов :

По состоянию дёсен можно приблизительно определить, когда начнут резаться зубы – за две-три недели до этого дёсны немного опухают и краснеют.

В этот период ребёнок становится раздражительным и беспокойным , часто плачет, тянет разные предметы в рот и трёт дёсны, в которых появляются болезненные и зудящие ощущения. У малыша обильно выделяется слюна, способная вызвать раздражение кожи около рта. Чтобы этого не допустить, надо регулярно вытирать слюнки.

Насморк – это ещё один из возможных сопутствующих признаков начала прорезывания зубов. Он появляется из-за усиленного функционирования носовых желёз, в результате чего из носа малыша выделяется водянистая прозрачная слизь. Такой насморк обычно проходит быстро, и не требует лечения назальными каплями, надо только периодически очищать нос ребёнка от слизи, чтобы она не мешала дышать.

Боль в дёснах может отдавать в уши – ребёнок пытается засунуть пальчики в слуховое отверстие и почесать внутри уха.

В этот период почти у всех детей снижается или вообще пропадает аппетит. Не надо пытаться накормить ребёнка, лучше давать ему больше пить.

Нередко у малыша во время появления зубов появляется понос с частотой не более трёх раз в сутки, который, как правило, длится максимум два дня.

Отчего может быть понос ? Врачи называют такие вероятные причины возникновения поноса:

  • обильное слюноотделение у ребёнка, которое вызывает ослабление стула;
  • ускорение обменных процессов в организме малыша, что вызывает изменение микрофлоры кишечника;
  • ослабление иммунитета в период, когда режутся зубы.

В этот период у малыша может повышаться температура. Если температура поднялась не выше 38 градусов, то волноваться не стоит, а при температуре 38,5 или выше надо уже обращаться к доктору. Такая высокая температура может быть следствием не только прорезывания зубов, но и какой-либо инфекции. В этом случае надо немедленно обращаться к врачу.

Помощь ребёнку, когда режутся зубки

Самый простой способ, если ребёнка сильно беспокоят боли и зуд в дёснах – взять малыша на руки, говорить с ним, жалеть, ласкать, всячески отвлекая ребёнка от неприятных ощущений. Надо попытаться переключить внимание малыша на что-то интересное и новое.

Облегчить боль и снять неприятные ощущения в дёснах можно такими способами:

  • механическим воздействием на дёсны.
  • медикаментозными средствами.

Механическое воздействие на дёсны

Прорезыватели для зубок

Это резиновые или пластиковые кольца или игрушки, жуя которые ребёнок чешет дёсны, тем самым снижая зуд. Для большего эффекта ребёнку дают жевать прорезыватель с жидкостью внутри. Рекомендуется предварительно охладить прорезыватель для зубок в холодильнике – ведь, как известно холод действует как обезболивающее средство. Впрочем, прорезыватель для зубок можно заменить обычной сушкой или сухими корочками хлеба.

Охлаждённая пустышка

Сосание охлаждённой пустышки – это старый народный способ облегчения болезненных и неприятных ощущений в дёснах. Если ребёнок по каким-то причинам не хочет пустышки, то её можно заменить холодной металлической ложечкой. Главное, не забывать о правилах гигиены ротовой полости – в период прорезывания зубиков это важно как никогда.

Массаж дёсен

Массаж дёсен делают с помощью специальной щёточки. Эту щёточку надевают на указательный палец и аккуратно мягкими движениями массируют дёсны малыша.

Если нет массажной щёточки, то массировать десна ребёнка можно указательным пальцем, обёрнутым чистым марлевым тампоном. Тампон перед массажем надо намочить в холодной чистой воде, а затем отжать.

Массаж немного успокаивает зуд и прочие неприятные ощущения в дёснах.

Важно . Перед массажем надо тщательно вымыть руки и обработать их дезинфицирующим раствором. Нельзя повторно использовать тампоны. Массажную щётку необходимо тщательно продезинфицировать до и после массажа.

Медикаментозные средства

Успокаивающие гели

Успокаивающие гели предназначены для внешнего применения – ими мажут дёсны ребёнка , когда они его начинают беспокоить во время прорезывания зубиков. Эти препараты облегчают и снимают болезненные ощущения в дёснах благодаря содержанию в них обезболивающих средств, например, таких как лидокаин. Также в гели добавляют ментол (для охлаждения дёсен) и вяжущие средства.

Наиболее популярные в настоящее время гели – это «Мундизал», «Калгол», «Дентинокс». В случае аллергии на лидокаин надо применять «Доктор Бейби». Способ применения успокаивающих гелей – мазать дёсны четыре раза в день на протяжении трёх суток подряд.

Препарат «Дентокинд»

Прорезывание зубов – это серьёзная нагрузка на ещё неокрепший организм малыша. Как уже было сказано, ребёнок становится беспокойным и раздражительным, у него может повыситься температура, начаться диарея, пропасть аппетит и нарушиться сон. Для того чтобы уменьшить эти негативные явления рекомендуется давать малышу «Дентокинд». Этот препарат, который специально разработан для детей, снижает болевые ощущения, обладает противовоспалительным эффектом, а также снимает беспокойное состояние у малыша и улучшает сон.

Назначать «Дентокинд» и устанавливать способы его применения должен только лечащий врач.

Выводы

Прорезывание зубов – это событие, которое неизбежно происходит в жизни каждого ребёнка. Главное для родителей в период, когда у детей режутся зубки – не паниковать, не суетиться и точно выполнять все рекомендации лечащего врача.

И тогда все пройдёт так, как надо, и мамы, папы, бабушки и дедушки навсегда запомнят тот радостный день, когда у малыша прорезались первые зубки.