Альфия Губайдуллина
Конспект познавательного занятия в младшей группе «Маша варежку надела»
Цель: Продолжить знакомить детей с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками, используя самые фольклорные жанры.
Обогащать сенсорную культуру, вводя новые знания о цвете, материале, назначении предмета одежды.
Учить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
Расширять словарный запас детей за счет использования прилагательных, обозначающих цвет, материал, форму предметов.
Материал: корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколькими парами варежек разного цвета и узора, пара вязанных перчаток, вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек, кругов и полосок для выполнения аппликации (на каждого ребенка).
Словарная работа: варежки, перчатки, надевать, теплые, мягкие, шерстяные, нитки, клубок ниток, клубки, клубочки, смотать нитки в клубок, размотать, вязать, вязаные, практическая работа.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, показ, вопросы, игра, практическая работа.
Ход занятия
Воспитатель: (повязывает на голову платок и берет в руки корзину) Я бабушка. Посмотрите, что я принесла в корзине (раздает клубки детям). Это клубки ниток (дети рассматривают). Радмила, какого цвета клубок? А у тебя Тимур? И т. д. (дети отвечают). Можно ли покатать клубок? (катает клубок по столу).
Дети: Можно.
Воспитатель: Можно, потому что клубок круглый, у него нет углов (предлагает детям покатать). На что похожи клубки? (синиц похож на мячик, красный – на спелое яблоко, желтый – на солнышко).
В клубок смотаны нитки (разматывает и сматывает нитки. Дети пытаются повторить действия воспитателя). Эти нитки шерстяные. Что можно связать из шерстяных ниток?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы знаете, чем вяжут мамы и бабушки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, спицами и крючком. Варежки обычно вяжут спицами. Посмотрите как я буду это делать (вяжет несколько рядов). У меня получились вот такие варежки (достает из корзины пару варежек и кладет на стол). Зачем нужны варежки?
Дети объясняют.
Воспитатель: В моей корзине много варежек и они все перепутались (показывает). Найдите одинаковые по цвету и узору варежки и разложите их по парам (дети выполняют задание). Потрогайте варежки, приложите их к щеке – они мягкие, связаны из шерстяных ниток, значит, шерстяные. Наденьте их на руки – они теплые.
Отгадайте загадку:
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязанной сидят (ответы детей).
Верно это пальчики в варежке.
Теперь послушайте веселое стихотворение «Где мой пальчик?»
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик.
Как живешь? (Н. Саконская)
Как вы думаете, почему у Маши пропал пальчик? Как Маша нашла свой пальчик? У вас такое бывает? (ответы детей) Что еще одевают на руки, чтобы они не мерзли? (достает из корзины пару перчаток, показывает детям). Правильно, перчатки. Перчатки по форме похожи на варежки? Нкт, в перчатках есть отдельные «комнатки» для каждого пальчика.
Послушайте загадку:
Пять пальчиков – пять чуланчиков.
Каждому пальчик – свой чуланчик.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это перчатки. Варежки и перчатки нам нужны для того, чтобы руки не мерзли. У наших кукол нет варежек, зимой руки у них могут замерзнуть. Давайте поможем им и сделаем красивые варежки. (Раздает бумажные заготовки. Дети выполняют аппликацию). Я уверена, куклы будут довольны вашими работами.
Проводится игра: воспитатель произносит текст, а дети вместе с ним выполняют соответствующие движения.
Мы погреемся немножко (надевают варежки,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп- хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп (хлопают,
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ (топают).
Публикации по теме:
«Маша и три медведя» Конспект интегрированного итогового занятия во второй младшей группе Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура. Задачи: Обучающие: Закрепить содержание.
Цели и задачи: - формировать знания детей о родном городе (достопримечательности, природа, животные и растения); -воспитывать чувство привязанности,.
Конспект познавательного занятия во 2-ой младшей группе «В гости к бабушке» Цель: формирование у детей младшего возраста сознательного отношения к своему здоровью. Задачи: Образовательная: закреплять знания у детей.
Конспект познавательного занятия во второй младшей группе «Транспорт» Программное содержание: Цель: Закрепить представление детей о транспортных средствах. Речевое развитие: - Учить детей узнавать и называть.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе по русской народной сказке «Маша и медведь» Конспект занятия по развитию речи Младшая группа. Цель: Учить детей слушать и понимать доступное по содержанию произведение. Задачи НОД:.
Конспект занятия по обучению связной речи в коррекционной группе. Составление рассказа «Как Миша варежку потерял» Составление рассказа на тему: «Как Миша варежку потерял» по сюжетным картинкам с элементами моделирования. Программное содержание: Учить.
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие.
Знакомить детей со стихотворением Н. Саконской «Где мой пальчик?»,
развивать память.
Используя малые фольклорные жанры, продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира - варежками, перчатками.
Вводя новые знания о цвете, материале, назначении предметов одежды, обогащать сенсорную культуру.
Речевое развитие.
Учить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
Вызвать желание проговаривать отдельные слова и фразы.
Расширять словарный запас детей за счет использования прилагательных, обозначающих цвет, материал, форму предметов.
Закреплять умение рисовать пальцем, ритмично нанося узор.
Физическое развитие.
Формировать у детей потребности в двигательной активности.
Материал:
Корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколькими парами варежек разного цвета и узора; пара вязаных перчаток; вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек, гуашь, для рисования узоров (на каждого ребенка),кисти, баночки с водой.
Словарная работа:
Нитки, клубок ниток, клубки, клубочки, смотать нитки в клубок, размотать, вязать, вязаные, спицы, крючок, варежки, перчатки, надевать, теплые, мягкие, шерстяные.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 комбинированного вида Калининского района Санкт – Петербурга
Конспект занятия по ФГОС
«Маша варежку надела…»
Воспитатель:
Лебедева Д.В.
Санкт-Петербург
2016г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие.
Знакомить детей со стихотворением Н. Саконской «Где мой пальчик?»,
развивать память.
Используя малые фольклорные жанры, продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира - варежками, перчатками.
Вводя новые знания о цвете, материале, назначении предметов одежды, обогащать сенсорную культуру.
Речевое развитие.
Учить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
Вызвать желание проговаривать отдельные слова и фразы.
Расширять словарный запас детей за счет использования прилагательных, обозначающих цвет, материал, форму предметов.
Художественно-эстетическое развитие.
Закреплять умение рисовать пальцем, ритмично нанося узор.
Физическое развитие.
Формировать у детей потребности в двигательной активности.
Материал:
Корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколькими парами варежек разного цвета и узора; пара вязаных перчаток; вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек, гуашь, для рисования узоров (на каждого ребенка),кисти, баночки с водой.
Словарная работа:
Нитки, клубок ниток, клубки, клубочки, смотать нитки в клубок, размотать, вязать, вязаные, спицы, крючок, варежки, перчатки, надевать, теплые, мягкие, шерстяные.
Ход занятия.
Воспитатель (в костюме бабушки).
Игровая мотивация.
Я – бабушка. Посмотрите, что я принесла в корзинке. (Раздает клубки детям.) Это клубки ниток. (Дети рассматривают.) Саша, какого цвета у тебя клубок? А у тебя, Аня? и т.д. (Ответы детей.) Можно ли покатать клубок ? (Катает клубок по столу.) Можно, потому что клубок круглый, у него нет углов. (Предлагает детям покатать .) На что похожи клубки? (Синий похож на мячик, красный – на спелое яблоко, желтый – на солнышко.) В клубок смотаны нитки. (Разматывает и снова сматывает нитки. Дети пытаются повторить действие педагога.) Эти нитки шерстяные. Что можно связать из шерстяных ниток? (Ответы детей.) Вы знаете, чем вяжут мамы и бабушки? Правильно, спицами и крючком. Варежки обычно вяжут спицами. Посмотрите, как я буду это делать. (Вяжет несколько рядов.) У меня получились вот такие варежки. (Достает из корзины пару варежек и раскладывает на столе.) Зачем нам нужны варежки? (Объяснения детей.)
Дидактическая игра. «Найди пару».
В моей корзине много варежек, и они все перепутались. (Показывает.) Найдите одинаковые по цвету и узору варежки и разложите их по парам. (Дети выполняют задание.) Потрогайте варежки, приложите к щеке – они мягкие, связаны из шерстяных ниток, значит, шерстяные. Наденьте их на руки – они теплые.
Отгадайте загадку:
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (Ответы детей.)
Верно, это пальцы в варежке.
Чтение стихотворения.
Теперь послушайте веселое стихотворение «Где мой пальчик?»
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
Поглядите-ка, нашла!
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
(Н. Саконская)
Беседа с детьми по содержанию произведения.
Как вы думаете, почему у Маши пропал пальчик? У вас такое бывает? (Ответы детей.) Что еще надевают на руки, чтобы они не мерзли?
(Достает из корзины пару перчаток, показывает детям.) Правильно, перчатки. Перчатки по форме похожи на варежки? Нет, в перчатках есть отдельные «комнатки» для каждого пальчика.
Отгадывание загадок.
Послушайте загадку:
Пять пальчиков – пять чуланчиков,
Каждому пальчику – свой чуланчик.
(Ответы детей.) Правильно, это перчатки. Варежки и перчатки нам нужны для того, чтобы руки не мерзли.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Рисование «Красивые варежки».
У наших кукол нет варежек, зимой руки у них могут замерзнуть. Давайте поможем им и сделаем красивые варежки . (Раздает бумажные заготовки. Дети рисуют узоры на варежках.)
Я уверена, куклы будут довольны вашими работами.
Копилка идей: Маша варежку надела!
Помните этот детский стишок? У многих детей такая вот игра "в прятки" - самая любимая зимой. Ведь без варежек и рукавичек невозможно представить себе ни одну прогулку. Кстати, а вы знаеете, в чем разница между рукавицами и варежками, откуда вообще к нам пришли эти названия? Давайте разбираться.
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и найдёшь!
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?
С. Капутикян
В России "одежда" для рук - "рукавицы" - появилась в XIII веке, причем, носили ее только крестьяне. А все потому, что им надо было работать на морозе, закрывая руки от холода. А богатые люди обычно защищали руки длинными рукавали шуб и кафтанов.
Кстати, отсюда и появилась поговорка "Работать спустя рукава", то есть - никак.
Русские цари длинные рукава не носили - поэтому у них были были "перстатые рукавицы", или перчатки. Их перчатки обычно были на меху. А "перстатые" - потому что надевались на пальцы - перста, и потому что перстни и печатки носили поверх.
А вот о происхождении слова "варежки" филологи и ученые спорят. Одни говорят, что название происходит от словосочетания "варяжская рукавица". Так как именно из скандинавских стран к нам пришла традиция вязать варежки на спицах (кстати, до сих пор считается, что рукавицы - шьют, а варежки - вяжут).
И большинство орнаментов для варежек - тоже скандинавские, традиционные варяжские орнаменты, символизировавшие солнце, снег, лес, тотемных животных
Есть мнение, что слово "варежка" произошло от глагола "варити", "варовати", что значит "защищать". Еще одна версия происхождения - от глагола "вареги", то есть "варить", потому что в былые времена варежки сначала вязали из шерстяной пряжи, а потом проваривали в горячей воде (знакомая технология, не так ли?).
Названий у варежек было очень много: вязанки, плетенки, связни, рукавки – которые вязали; катанки, валянки – их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.
Постепенно мода изменилась, рукава стали короче, понадобилась защита для рук - варежки и рукавицы - ими стили пользоваться даже представители богатого сословия. Но их рукавицы очень сильно отличались от крестьянских - шились из парчи, бархата и сафьяна, украшались бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем.
Варежки раньше различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались как правило без резинки, чтобы в них было комфортно работать, снимать и надевать, а если надо - можно было бы запросто скинуть с руки для перекура. Женские варежки были миниатюрнее и куда как наряднее - разноцветные, с узорами и с орнаментами, может и не так богато, но обязательно украшенные.
А вы знаете, что наши предки обычно носили несколько пар рукавиц одновременно: сначала - мягкие вязаные "исподочки", потом - меховые "мохнатки". А если нужно было работать - сверху надевали еще и кожаные рукавицы, холщовые или связанные из конского волоса.
В XIX веке в моду вошли накулачники – длинные узкие перчатки без пальцев. Их еще называли на иностранный манер - "митенки". Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых или черных хлопковых ниток и носили по большим праздникам.
Вы наверное обратили внимание, как многое в искусстве создания варежек мы позаимствовали у наших предков. Остается и дальше развивать традиции и создавать новые. Тем более, что без варежек не обходится ни одна зима.
Валя вырастет большая,
Будет в золоте ходить.
Всех мамок и нянек
Подарками дарить.
Старых старушек - обносочками,
Молодых молодушек - ленточками.
***
Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!
***
Как по улочке
Из переулочка
Бежит серенький каток,
Отморозил коготок.
Шубка на нем
Заиндевела,
Брови и усы
Позакуржавели.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В рукавицах ходи,
В теплых варежках.
***
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули крепыша!
***
Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?
***
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
***
Тетка Агашка,
Cшей мне рубашку!
Надо нарядиться -
Едем прокатиться!
***
У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.
***
Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.
***
У нас в переулке сапожник живет,
Детишкам ботинки он чинит и шьет.
Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (произнося эти слова, постукивайте по ботинку ребенка)
С утра и до ночи он чинит ботинки,
Чтоб были как новые после починки.
Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (снова постучите по ботинку)
***
Мы с тобой пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Чтобы Катенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Кати на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Катенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родной!
Посажу тебя в коляску,
И поведаю я сказку.
***
Раз, два, три, четыре, пять -
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Марина Владимировна Хохлова
Конспект НОД в группе раннего возраста «Маша варежку надела»
«Маша варежку надела… »
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» .
Задачи :
Познакомить детей со стихотворением Н. Саконской «Где мой пальчик?» развивать память.
Используя малые фольклорные жанры, продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира – варежками , перчатками.
Вводя новые знания о цвете, материале, назначения предметов одежды, обогащать сенсорную культуру.
Речевое развитие.
Учить понимать речь педагога, побуждать детей отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
Вызвать желание проговаривать отдельные слова и фразы.
Расширять словарный запас детей за счёт использования прилагательных, обозначающих цвет, материал, форму предметов.
Художественно – эстетическое развитие.
Закреплять умение рисовать пальцем, ритмично наносить узор.
Физическое развитие.
Формировать у детей потребности в двигательной активности.
Материал :
Корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколькими парами варежек разного цвета и узора, пара вязаных перчаток вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек , гуашь для рисования узоров (на каждого ребёнка, кисти и баночки с водой.
Словарная работа :
Нитка, клубок ниток, клубки, клубочек, смотать нитки в клубок, размотать, вязать, вязаные, спицы, крючок, варежки , перчатки, надевать , тёплые, мягкие, шерстяные.
Ход занятия:
Воспитатель (в костюме бабушки)
Игровая мотивация.
Я – бабушка. Ребятки посмотрите, что я принесла в корзинке. (Раздаёт клубки детям) . Это клубки ниток. (дети внимательно рассматривают) . Тимур, какого цвета у тебя клубок? А у тебя Даша? И т. д (ответы детей) . А можно ли покатать клубок? (катает клубок по столу) . Можно ребятки, потом что клубок круглый, у него нет уголков. (предлогает детям покатать.) На что похожи клубки? (Синий похож на мячик, красный на спелое яблоко, а жёлтый на солнышко.) В клубок смотаны нитки. (Разматывает и снова сматывает нитки. Дети пытаются повторить действие воспитателя.) Эти нитки шерстяные. А что можно связать из шерстяных ниток? (ответы детей) . Вы знаете, чем вяжут ваши мамы и бабушки? Правильно, спицами и крючком. Варежки обычно вяжут спицами это такие длинные тонкие палочки. Посмотрите, как я это буду делать. (Вяжет несколько рядов.) У меня получились вот такие варежки . (достает из корзины пару варежек и раскладывает на столе.) Ребятки, а зачем нам нужны варежки ? (ответы детей) .
Дидактическая игра «Найди пару» .
В моей корзине много варежек , и они все перепутались. (Показывает) . Найдите одинаковые по цвету и узору варежки и разложите их по парам. (Дети выполняют задание.) Потрогайте варежки , приложите их к щеке – они мягкие, связанные из шерстяных ниток, и значит они шерстяные. Наденьте их на ручки – они еще тёплые.
А теперь ребятки отгадайте загадку :
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (Ответы детей.)
Правильно ребятки, это пальцы в варежке .
Чтение стихотворения.
А теперь, послушайте стихотворение «Где мой пальчик?» :
Маша варежку надела
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла .
Поглядите-ка нашла!
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь? (Н. Саконская )
Беседа с детьми по содержанию произведения.
Как вы думаете, почему у Маши пропал пальчик? У вас такое бывает? (Ответы детей.) Что ещё надевают на ручки , чтобы они не мёрзли? (достает из корзины пару перчаток, показывает детям.) Правильно это перчатки. Перчатки по форме похожи на варежки ? Нет, потому что в перчатках есть отдельные «комнатки» для каждого пальчика.
Отгадывание загадок.
- Послушайте загадку :
Пять пальчиков – пять чуланчиков,
Каждому пальчику – свой чуланчик.
(ответы детей.) Правильно, это перчатки. Варежки и перчатки нам нужны, для того чтобы наши ручки не мерзли.
Пальчиковая гимнастика. «Моя Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я
Вот и вся моя семья!
Рисование «Красивые варежки » .
У наших кукол нет варежек , скоро зима у них могут замерзнуть ручки. Давайте мы поможем им и сделаем с вами красивые варежки . (Раздает детям бумажные заготовки. Дети рисуют узоры на варежках ).
Какие вы молодцы, я уверена, наши куколки будут довольны вашими работами.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми смотрят все работы.
Публикации по теме:
Конспект НОД по ОО «Познание» с детьми младшего дошкольного возраста «Кукла Маша идет к нам в гости» Цель: Систематизировать знания детей о правилах столового этикета. Программное содержание: Закрепить знание детей о элементарных правилах.
Конспект НОД по рисованию «В некотором царстве» в группе раннего возраста Тема: «В некотором царстве» Цель: учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок Задачи: Учить детей создавать выразительный образ колобка.
Конспект НОД «Мебель» во второй группе раннего возраста НОД тема: Мебель. Возраст II группа раннего возраста Цель: - вызвать интерес к предметам ближайшего окружения-мебели. - способствовать появлению.
Конспект НОД в группе раннего возраста «Кошечка к нам пришла» Конспект НОД в группе раннего возраста на тему «Кошечка к нам пришла».
Конспект НОД в группе раннего возраста «Домашние животные и их детёныши» Конспект НОД в группе раннего возраста