Домой / Брови / Из чего и как делают ткань. Определение лицевой стороны ткани

Из чего и как делают ткань. Определение лицевой стороны ткани


ПРЯДЕНИЕ

Прядение - это создание из волокнистой массы пряжи (нитей) путем скручивания между собой волокон .
Прядение осуществляется на прядильных фабриках . Современные прядильные фабрики оснащены сложнейшими механизмами и машинами. Разнообразие текстильных волокон (хлопчатобумажные, льняные , шерстяные и т. д.)требует применения различных машин и технологии создания пряжи . Прядению в полном смысле этого слова подвергаются лишь натуральные текстильные волокна (хлопок, шерсть, лен), так как этого требует незначительная их длина. Как уже говорилось в других статьях, прядением химических волокон называют формирование тончайших нитей при помощи фильер и их скручивание в одну нить. Из химических волокон прядению подлежат только штапельные волокна, так как они, в противоположность всем другим химическим волокнам, короткие. На прядильные фабрики волокно поступает обычно спрессованным в кипы (хлопок, лен, шерсть ). Волокно содержит много примесей, тончайшие волоконца спутаны и смяты. В таком виде сырье непригодно для прядения. Предварительно проделывают несколько операций, в результате которых волокно очищают , распрямляют, разделяют на отдельные волокна, расчесывают и лишь потом скручивают в пряжу.
Технология прядения осуществляется последовательно в несколько этапов на различных машинах (рыхлительных, трепальных, чесальных, ленточных, ровничных). Завершается технология изготовления пряжи на прядильных машинах, где полученная пряжа наматывается на бумажные патроны (трубки) или деревянные шпульки .
Все эти машины создают пряжу из хлопчатобумажного, льняного и шерстяного сырья. Прядение шелковых натуральных волокон осуществляется по другой технологии. Обычно тончайшие нити шелка от 3 до 15 коконов скручивают в одну.

ТКАЧЕСТВО

Процесс производства тканей из пряжи называется ткачеством.
Ткани вырабатывают на ткацких станках в виде длинных полос различной ширины. Продольные нити, параллельные кромке, называют основой, поперечные - утком.
Нити основы значительно прочнее нитей утка. Они гладкие и более скрученны. В этом легко убедиться, если выдернуть несколько продольных и поперечных нитей. Объясняется это тем, что и в процессе производства и при эксплуатации тканей на нити основы падает наибольшая нагрузка. Нити утка рыхлее и мягче . При растяжении ткани в поперечном направлении ткань растягивается , а в продольном, по кромке, малорастяжима.

ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

На ткацком станке вырабатывают ткани с различными переплетениями . При образовании переплетения нити основы ложатся в определенном порядке - то сверху, то снизу уточных. Нити основы и утка могут переплетаться через 1, 2, 3 и более нитей , после чего порядок переплетения повторяется. Наименьшее число нитей, после которого порядок переплетения повторяется, называется раппортом. В тканях различают раппорт по основе и по утку. По строению ткацкие переплетения делятся на 4 группы: простые, или гладкие, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые .
В группы простых, или гладких, входят 4 наиболее распространенных вида ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное и сатиновое. Они несложны по строению. Нити основы при переплетении то покрывают нити утка, то проходят под ними. Если нити основы при пересечении с утком перекрывают его, то это место на поверхности ткани называют основным перекрытием, а если нить утка перекрывает нить основы, то это место называется уточным перекрытием. Поэтому поверхность каждой ткани состоит из основных и уточных перекрытий. Каждому основному перекрытию на одной стороне соответствует уточное перекрытие на другой стороне. Поэтому по своему строению ткани делят на односторонние, когда ткань можно шить только на одну сторону (сатиновое переплетение ), и двусторонние, когда между лицевой и изнаночной стороной нет разницы (полотняное переплетение ).
Полотняное переплетение (рис. 7, а) является самым простым. В нем нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке . Поверхность тканей с таким переплетением гладкая, матовая. Лицо и изнанка одинаковые. Сама ткань прочная. Полотняное переплетение имеют многие ткани:

ситец, бязь, мадаполам, батист , полотно, парусина, некоторые шерстяные и шелковые ткани, штапельное полотно. Особенно четко полотняное переплетение видно при рассмотрении марли.
Ткани с саржевым переплетением нитей отличаются от тканей с полотняным переплетением по внешнему виду. У них хорошо заметны косые полоски - елочки (рубчик), располагающиеся слева направо (рис. 7, б).Такое переплетение имеют шерстяные ткани: бостон, диагональ, шевиот, коверкот.
Ткани с сатиновым и атласным переплетениями (рис. 7, в, г) по внешнему виду резко отличаются от двух первых переплетений, так как с лицевой стороны имеют гладкую блестящую поверхность. При помощи такого переплетения создают ткани хлопчатобумажные (сатин ), шелковые (атлас, подкладочные ).

Мелкоузорчатое переплетение . При мелкоузорчатом переплетении нитей в результате комбинирования описанных выше переплетений (например, полотняного с сатиновым, сатинового с саржевым и т. д.) на поверхности ткани получается мелкий узор, который систематически правильно повторяется.
В мелкоузорчатом переплетении нити основы и утка могут быть одного цвета . Узор при этом выделяется не очень четко. На ткани, например, заметны зигзаги, полосы, волнистые линии и т. п. Если нити основы и утка разного цвета, то эффект мелкоузорчатого переплетения значительно повышается.

Крупноузорчатое переплетение также получается сочетанием различных простых переплетений нитей основы и утка. Например, в результате комбинирования полотняного и атласного переплетений на поверхности ткани получают узоры листьев, цветов, геометрических фигур, т. е. на матовой основе (полотняное переплетение) хорошо заметны блестящие гладкие фигуры определенной формы (атласное переплетение).
Если при крупноузорчатом переплетении меняют цвета и оттенки нитей основы и утка, то появляется возможность создать различные декоративные ткани: ковры, гобелены, нарядные платьевые и подкладочные ткани с разнообразными узорами.

Сложное переплетение . На ткацком производстве вырабатывают многослойные и ворсовые ткани. Получить их можно в результате более сложного переплетения нитей . При создании таких тканей несколько систем нитей основы переплетаются с несколькими системами нитей утка и образуют прочные, плотные ткани. При сложном переплетении создаются ткани, вышитые в процессе ткачества . Ткани с таким переплетением напоминают вышивку гладью.
Ткацкие машины, с помощью которых производят мелкоузорчатые, крупноузорчатые и сложные ткани , требуют специального дополнительного оборудования по сравнению с ткацкими станками, предназначенными для выработки тканей с простым переплетением нитей. Более сложным является и управление этими машинами .
В настоящее время разрабатывают различные способы создания нетканых материалов, заменяющих ткани. Их изготовляют из отходов хлопкового пуха, шерстяных, вискозных и синтетических волокон. Существует несколько способов получения нетканых материалов. Хлопковый пух, например, пропитывают особым клеем, который, осаждаясь на волокнах, склеивает их друг с другом. Технология получения нетканых материалов из искусственных волокон основана на свойстве волокон плавиться при высокой температуре.
Один из способов получения материалов, заменяющих ткань, сводится к следующему: на специальной машине слой волокон определенного состава и толщины , именуемый холстиком, прошивают системой игл нитками , как бы часто простегивают зигзагообразными стежками по всей ширине, а затем начесывают. Этот материал теплый, легкий и мягкий.
Существует и такой прием получения нетканых материалов , когда на специальной машине пласт волокон определенной плотности прокатывают под тяжелыми валиками с острыми зубцами. Зубцы вминают часть волокон в глубь пласта , волокна скрепляются, и материал получается довольно прочным.
У нетканых материалов большое будущее . Их создание значительно экономичнее и проще. Например, лучший современный ткацкий станок позволяет создать за 1 час 10 метров ткани. Нетканого материала за 1 час можно получить 300 метров.

ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ

На ткацких станках вырабатывают суровые ткани, которые еще не готовы к употреблению. Эти ткани должны пройти дальнейшую обработку: <их отбеливают, обрабатывают специальными растворами, окрашивают, наносят рисунок, крахмалят, гладят. После различной обработки ткани становятся блестящими или матовыми, гладкими или ворсистыми и т. д. Отделка различных тканей имеет свои особенности. Например, отделка хлопчатобумажной ткани отличается от отделки тканей из натурального шелка, шерсти, химических тканей. Бельевые ткани предварительно отбеливают.
Один из видов отделки - аппретирование тканей , когда на ткань наносят тонкий слой специального состава (аппрета), который делает ткань более красивой, мягкой или жесткой, упругой, прочной. В результате обработки различными аппретами ткани становятся малоусадочными, несминаемыми и приобретают другие нужные качества. Для придания тканям глянцевитой поверхности в аппрет добавляют особые вещества.
Ткани пропитывают крахмальным или декстриновым составом , чтобы сделать их более прочными, жесткими, гладкими. Ткани специального назначения - водоупорные, огнеупорные - пропитывают и наполняют особыми веществами.
Затем ткани окрашивают, высушивают, гладят, вытягивают . Существует различная технология окрашивания тканей и печатания на них рисунка.
Специальной обработке подвергают различные ворсовые ткани: у фланели и байки, некоторых шерстяных тканей образуют начес.

ВИДЫ ТКАНЕЙ

Ткани и различные текстильные изделия, создаваемые в текстильной промышленности, можно классифицировать по различным признакам : волокну, которое идет на изготовление пряжи, переплетению нитей в ткани, назначению, способам отделки. Классификация тканей по переплетению нитей была рассмотрена выше.
По своему назначению ткани бывают бытовыми, специальными и техническими. Основную массу тканей составляют бытовые . Ассортимент их очень разнообразен. Технические и специальные ткани могут служить в качестве вспомогательного или самостоятельного материала.
К техническим и специальным тканям можно отнести : шинный корд, ременную, рукавную, фильтровальную, электроизоляционную, переплетную ткани, ленты для конвейеров (транспортерная ткань), ткани для парашютов, защитной одежды , парусину и брезент (для палаток и другого туристского и геологического снаряжения); клеенку, мешковину.
К техническим и специальным тканям предъявляют особые требования . Например, шинный корд, ременные, рукавные, транспортерные ткани должны соответствовать своему назначению, т. е. быть достаточно прочными, водоотталкивающими и т. д.
Ткани и текстильные изделия различаются по виду волокон , идущих на изготовление пряжи. Из волокон растительного и животного происхождения создают разнообразные натуральные ткани. Вот некоторые хлопчатобумажные ткани, различающиеся по своему виду, качеству, назначению: ситец, сатин, бязь, бумазея, фланель, байка, батист, вольта, вельвет, вуаль, диагональ, коленкор, мадаполам, шерстянка, махровые ткани.
Из льняных тканей наиболее известны : салфеточные, полотенечные, махровые, рогожки, трико для одежды, простынинные и бельевые, тик льняной .
Разнообразен и ассортимент шерстяных тканей : бостон, габардин, драп, кашемир, ратин, шевиот и др.
Наиболее распространенными натуральными шелковыми тканями являются: крепдешин, креп-жоржет, креп-сатин, фай-дешин, шелковое полотно, атлас, чесуча, бархат .
Разнообразны ткани, созданные из химических волокон . Это искусственные ткани - вискозный шелк, ацетатный шелк, штапельное полотно - и синтетические - капрон, нейлон, перлон, лавсан, нитрон, орлон и др.
Многие ткани из химических волокон по своим качествам и внешнему виду не уступают тканям натуральным. Они легкие, прочные и красивые , им не страшна моль и влага, эта ткани мало загрязняются и легко отстирываются.
Ткань из синтетических волокон может идти на изготовление не только различных бытовых материалов, но и технических . Например, из нейлона изготавливают очень прочные ленты для конвейеров горнорудной промышленности. Из этого же материала создают бумагу для печатания особо важных документов, которые необходимо сохранить. Синтетическая бумага тонкая, но очень прочная: ее не разорвешь руками.
Ткани могут быть однородными, если пряжа готовится из одинакового текстильного волокна (хлопчатобумажные, льняные, чисто шерстяные ), и смешанными, если пряжа состоит из разных волокон (полушерстяные, полульняные, полушелковые ). Кроме того, ткани бывают неоднородными, когда в процессе ткачества на основу и уток используют различную по волокну пряжу. Смешанным и неоднородным тканям дают название того волокна, которое представляет большую ценность или составляет большую долю. Ассортимент смешанных и неоднородных тканей очень разнообразен.

Мало кто из отечественных предпринимателей рассматривает производство тканей как выгодное капиталовложение и прибыльный вид бизнеса. Ничего удивительного в этом нет: на протяжении последних нескольких десятилетий текстильная промышленность в России находится далеко не в лучшем состоянии.

Тем не менее, только в 2007 году по оценкам объем рынка тканей в нашей стране составил почти 5 млрд. долларов. Основной рост пришелся на сегмент хлопчатобумажных тканей, которые составили около 60 % от общего объема рынка всех видов тканей в натуральном выражении, а также на сегмент шелковых и синтетических тканей, которые преобладают на рынке в стоимостном выражении. При этом, несмотря на то, что хлопчатобумажные ткани составляют основную часть производства тканей, их доля за последние несколько лет снизилась на 3-4 %.

Среди главных особенностей рынка тканей специалисты выделяют стагнацию российского производства. На протяжении последних десяти лет здесь не наблюдается четкой тенденции повышения объема производства тканей. Объем производства колеблется от 2700 до 2850 млн. кв. м. При этом снижение этих показателей периодически сменяется ростом и наоборот.

В чем причина столь плачевной ситуации на российском рынке текстиля? Аналитики выделяют три основных фактора: нелегальный импорт относительно дешевых (и более качественных) тканей, что заметно ослабляет конкурентоспособность российских компаний, технически устаревшее оборудование на многих крупных фабриках и недостаточность сырьевой базы.

Объем российского рынка тканей прирастает, большей частью, за счет импортной продукции, среди которой преобладают шелковые и синтетические материалы. На долю этого вида тканей приходится около 70-75 % всего объема ввозимой продукции. По мере легализации поставок из азиатских стран растет доля официального импорта и снижается количество тканей отечественного производства. Сейчас доля продукции наших производителей составляет немногим более половины от общего объема (для сравнения в 2007-2008 гг. она составляла 65-70 %).

Кроме того, за последние несколько лет почти в два раза сократился объем экспорта российских тканей за рубеж. Большая часть экспортируемых хлопчатобумажных тканей представляет собой необработанные материалы (так называемое «суровье»), которые являются полуфабрикатами и затем подвергаются дальнейшей обработке.

А вот льняные ткани, которые на внутреннем рынке практически неконкурентоспособны, составляют значительную долю экспорта (около 38-40 %). Но и эта цифра каждый год снижается.

Впрочем, несмотря на эту удручающую картину, текстильное производство в нашей стране обладает большим потенциалом, и, возможно, при правильном позиционировании именно ваша компания может стать лидером в этой отрасли.

Прежде всего, вы должны обладать определенными знаниями в сфере производства тканей, тщательно изучить сегмент, в котором вы будете работать, понять, какие виды тканей и в каких объемах вам нужно производить. Среди наиболее масштабных направлений преобладает производство мебельных тканей, которые всегда пользуются спросом.

Существует несколько основных видов обивочных тканей: флок, букле, жаккард, шенилл, искусственная замша и искусственный мех, гобелен, кожезаменитель. Кроме того, различают смешанные ткани, которые представляют собой комбинацию из двух и более материалов. Если вы планируете создавать малое предприятие, то специалисты советуют обратить внимание, например, на такие ниши, как производство декоративных хлопчатобумажных тканей.

Подобные ткани обычно используются для различных видов рукоделий (например, для пэтчворка). Они отличаются широким разнообразием цветовых оттенков и декоров, а также высоким качеством и сравнительно высокой ценой (от 300 руб./метр). На российском рынке на данный момент конкуренции в этом сегменте практически нет.

Для того чтобы открыть свой бизнес по производству тканей, необходимо приобрести или взять в аренду специальное оборудование, снять помещения под цех, склад и офис, а также нанять сотрудников, которые будут заниматься производством и сбытом вашей продукции.

Размер стартового капитала зависит от того, какое направление вы выберете. В любом случае без специальной техники не обойтись. Для относительно крупного производства обязательный список включает в себя ткацкие станки, сновальное оборудование, ленточные и партионные сновки, шлихтовальные машины, запарные камеры для пряжи. Все это необходимо для производства холста, который затем проходит обработку с помощью ворсовальных и отделочно-ширильных машин, плоскопечатных машин, машин для дублирования и газоопальных машин.

Кроме того, придется обзавестись краскоприготовительными комплексами, красильными аппаратами, сушильными камерами. Некоторые виды текстильной продукции производятся с использованием дополнительного оборудования. Например, для изготовления трикотажного полотна, в том числе технического, нужно приобрести специальное оборудование для производства трикотажа.

Для крупного текстильного производства также используется нетканое текстильное оборудование, которое включает в себя чесальные и стегальные машины, иглопробивные машины, каландры для нанесения точечного клеевого покрытия и щипальные замасливающие машины.

Экономить на оборудовании не стоит. Ткань, созданная с использованием некачественных машин с минимум функций, не будет иметь надлежащей выделки и не будет отличаться разнообразием расцветок. Общая стоимость текстильного оборудования составляет несколько десятков миллионов рублей, в зависимости от видов тканей, которые вы собираетесь производить. Прибавьте к этому стоимость аренды помещений под цех, склад и офис, а также зарплаты сотрудникам (технологам, операторам оборудования, менеджерам по закупкам и сбыту, бухгалтеру и т. д.).

Если вы не располагаете соответствующим бюджетом, то можно договориться с уже существующими текстильными фабриками и заказывать там ткани с определенным дизайном. Основная трудность – найти хорошего дизайнера, который будет заниматься разработкой принтов, и добиться требуемого качества производимых тканей.

Сроки окупаемости бизнеса по производству тканей зависят от многих факторов. Если компании удастся найти свою нишу и предложить своим клиентам высокое качество продукции по конкурентоспособным ценам, то она сможет выйти на уровень самоокупаемости в течение первого же года своего существования.

Сысоева Лилия
- портал бизнес-планов и руководств

)) Цель: Ознакомить с производством тканей и их структурой. Научить определять направление долевой нити и лицевую сторону тканей.

Наглядные пособия: коллекции “Хлопок” и “Лён”; волокна (вата), пряжа (нити из тканей), иллюстрации прядильного производства; образцы тканей с кромками.

Оборудование и материалы: вата, лупы, образцы тканей, бумага, ножницы, клей, рабочая тетрадь, учебник, компьютер (презентация)

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения.

  1. Что изучает швейное материаловедение?
  2. Что называют волокном?
  3. На какие два вида делятся текстильные волокна?
  4. Что называют гигроскопичностью?

III. Объяснение нового материала с практическим закреплением.

(слайд3) Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити - пряжу и делатьиз нее ткани. В домашних условиях прабабушки вручную (с помощью веретена и прялки) пряли пряжу. Позже появились ткацкие станки. Ширина полотна зависела от ширины ткацкого станка, что и определяло крой в народной одежде.

В Западной Европе мануфактурный период (промышленное производство тканей) начался с конца XVI в. и продолжался до последней трети XVIII в. В России он начался несколько позже.

Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали.

(слайд 4) Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений - льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

(слайд 5) Из волокон делают пряжу, которая идет на изготовление тканей, трикотажа, тесьмы, кружева, швейных ниток.

(слайд 6) Сначала волокно разрыхляют – разделяют на мелкие клочки при помощи игл и зубьев разрыхлительной машины. Затем в трепальной машине с помощью специального барабана с колками от него отделяют сорные примеси и еще раз разрыхляют.

(слайд 7) Потом массу волокон обрабатывают на чесальных машинах, чтобы разделить их на отдельные волокна и частично распрямить, расположив параллельно друг другу.

(слайд 8) На тех же машинах они превращаются в толстый рыхлый жгут - ленту, которую выравнивают по толщине на ленточных машинах.

(слайд 9) После этого на ровничных машинах ленту постепенно вытягивают специальными вытяжными приборами и слегка скручивают, пока не получится ровница.

(слайд 10) На ленточных и ровничных машинах работают ровничницы.

(слайд 11) На прядильных машинах из ровницы получают пряжу: ровницу вытягивают, скручивают с помощью веретен и наматывают на шпули. Веретена вращаются очень быстро - в минуту они делают от 8 до 14 тыс. оборотов. Каждое веретено выпрядает в минуту 8-18 м пряжи, а каждая машина имеет 200-500 веретен.

В цехах современных прядильных фабрик установлены высокопроизводительные машины безверетённого прядения. В этих машинах поток расчёсанных волокон подаётся струёй воздуха в быстро вращающуюся камеру, в которой образующаяся лента скручивается в пряжу.

На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Он обслуживает одновременно несколько прядильных машин, ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, меняет катушки или бобины, выполняет работу по уходу за оборудованием.

Этапы изготовления ткани

(слайд 12) Пряжа поступает на ткацкую фабрику в огромных бобинах. Из этой пряжи на ткацких станках путём переплетения пряжи и ниток изготавливают ткань. Ткань, снятую с ткацкого станка называют суровой, т.к. она имеет примеси. Она нуждается в отделке. Ей придают красивый внешний вид, улучшают качество, наносят рисунок. Ткань, прошедшая отделку называют готовой.

На ткацких станках работают ткачи .Он обслуживает одновременно несколько станков. Ткачи заменяют пустые шпули полными, ликвидирует обрывы нитей, снимают готовую ткань со станка. На автоматических станках смена шпули осуществляется автоматически. Ткач должен знать требования, предъявляемые к ткани, её пороки, причину обрыва нити.

Сейчас существуют современные бесчелночные более производительные ткацкие станки, в которых уточная нить прокладывается струей сжатого воздуха или воды.

(слайд 13) На ткацких станках вырабатывают ткань.

Ткань, снятая с ткацкого станка содержит примеси и загрязнения. Такую ткань называют суровой . Она не предназначена для изготовления одежды и нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшении её качества. Такую ткань называют готовой.

(слайд 14) Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Поперечные нити в ткани называются утком. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки. Процесс получения ткани называется ткачеством. Существуют несколько видов переплетения нитей в тканях. Самое простое – полотняное , где нити переплетаются через одну.

Нить основы определяется по следующим признакам: по кромке, по степени растяжения – нить основы меньше тянется, основная нить – прямая, а уточная – извитая.

(слайд 15) Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

  • на лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной;
  • на лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.
  • лицевая сторона более гладкая, т.к. ткацкие пороки выведены на изнаночную сторону.

Физкультминутка

Упражнения

Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.).

Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, руки вниз, голова опущена. 1-2 – руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинув голову назад, – 3-4 – и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).

И.П. – сидя на стуле, руки на поясе. 1 – руки к плечам, кисть в кулак; 2 – руки вверх, потянуться, кисти выпрямить; 3 – руки к плечам, кисти в кулак; 4 – “уронить” руки вниз (Темп медленный, повторить 3-4 раза).

И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 – опустить. (Темп средний, повторить 4-6 раз).

И.П. – сидя на стуле, руки на поясе. 1-2 – два пружинистых наклона влево, рукой коснуться поля; 3-4 – и.п. То же вправо (Темп средний, повторить 3-4 раза).

И.П. – сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнутые в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (Темп средний, повторить 3-4 раза).

(слайд16) IV. Практическая работа №2. Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Техника безопасности (работа по учебнику).

Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Рассмотрим самый распространенный вид переплетения - полотняное. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани - ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные и шёлковые ткани.

V. Целевой обход. Контроль правильных приёмов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

(слайд17 ) VI. Закрепление изученного материала. Кроссворд.

VII. Оценка выполненной работы.

VIII. Домашнее задание. Составить самостоятельно коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.

Список используемой литературы

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”, 2003г.
  2. Дидактический материал по трудовому обучению “Кулинарные работы и обработка ткани” Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: “Просвещение”, 1996г.
  3. Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под редакцией О.В. Павлова, Г.П. Попова. Волгоград. “Учитель”, 2008 г.

Мы уже помним, что для выращивания хлопок получает огромные дозы химических удобрений, пестицидов и гербицидов, многие из ниx давно запрещены в Европе.

  1. Хлопок собирают вручную или механически , убирают зерна, в случае механической сборки, уже на этом этапе отделение волокна от остального растения происходит с помощью вредных химических веществ.
  2. Очистка. Производится для отделения волокна от различного мусора.
  3. Прядение и проклейка.
    После очистки волокна прядутся в нити. Нити проклеиваются с целью придания им прочности и защиты от разрывов во время трения в процессе ткачества или трикотажа. Для этого нити погружают в растворы на основе крахмала, синтетических смол и жиров.
  4. Отбеливание. Цель отбеливания - сделать волокно предельно белым. Когда-то нити и ткани отбеливались в полях, при помощи воздействия солнечных лучей. Сегодня для этого используется химия. Вещества на основе хлора, как хлорка, хлорид соды или перекиси водорода.
  5. Очистка ткани от клейкого вещества , используемого на 3 этапе. Для этого используются химические вещества.
  6. Покраска.
    В промышленности для окраски используется только синтетическая химия. Красителей существует более 4000, и они принадлежат к разным группам химических веществ.
    Использованию химических красителей предшествует использование группы других химических веществ: травильный раствор, ускоритель крашения, смачиватель, хелатообразующий агент, пеногаситель, катализатор, связующие вещества, загустители и многие другие.

    Если подробно писать о красителях, можно написать целую книгу. Выделим лишь по физическим признакам две группы:

    • - пигментный краситель. Не растворяется в воде. Используется в основном для окраски синтетических волокон. Вызывает аллергии, некоторые из них канцерогенны.
    • - растворимые красители. Используются для натуральных и синтетических волокон. Бывают реактивные, кислотные, щелочные. Некоторые принадлежат к азокрасителям.
  7. Аппретура. А Вы думали, что ткань покрасили, и все? Можно шить? В промышленности - ничего подобного! Ткань должна еще претерпеть серию операций, называемых аппретурой. Цель этих операций - изменить внешний вид ткани, придать ей качества, ценные для потребителей, иногда сделать ткань тяжелее. Некоторые виды аппретуры чисто механические (ворсовка, выбривание, придание извитости), но большинство из них химические. Вот лишь самые распространенные:
    * мерсеризация. Придание хлопку шелковистого вида и подготовка к покраске. Нити вымачиваются в растворе едкого натра при температуре 0 градусов. Затем нити моются с помощью кислотного раствора для нейтрализации остатков каустической соды.
    * аппретура несминаемости. Чаще всего с помощью нанесения формальдегидных смол.
    * подсинивание - для усиления эффекта белизны. Используются многочисленные химические вещества, производные от дибензилиденa, Пиразолa, бензазола
    * обработка против сваливания. Используется для шерсти. Чаще всего с использованием формалина.

    Екатерина Тарасова

При проектировании и изготовлении швейного изделия важно правильно подобрать материалы.

Чаще всего для изготовления одежды используются текстильные материалы - нитки и ткань (текстиль). Их производство - сложный процесс, состоящий из трех этапов: прядения, ткачества и отделки (рис. 9).

Рис. 9. Схема процесса производства ткани

Прядение - это процесс получения длинной нити (пряжи) из отдельных коротких волокон путем их скручивания. Волокна поступают на прядильные фабрики в виде спрессованных кип. На специальных машинах они проходят несколько стадий обработки: 1) после разрыхления, равномерного перемешивания волокон и удаления из них сорных примесей получают холст; 2) холст прочесывают и вытягивают волокнистую массу в ленту; 3) волокнистую массу еще больше вытягивают, скручивают и наматывают готовую пряжу (нити) на шпули.

Основная профессия прядильного производства - прядильщик. Он может обслуживать одновременно большое количество веретен. В процессе работы прядильщик ловко и быстро ликвидирует обрыв пряжи, меняет катушки и бобины, ухаживает за оборудованием.

Ткачество - процесс получения ткани из пряжи. Готовая пряжа поступает в цех, где на ткацких станках из нее вырабатывают ткань (рис. 10).

Рис. 10. Процесс изготовления ткани на ткацком станке: 1 - навой; 2 - нити основы; 3 - челнок; 4 - нити утка; 5 - кромка; 6 - товарный валик

Вдоль ткацкого станка натянуты прочные и гладкие долевые нити (основа). На челнок намотаны менее прочные и пушистые поперечные нити (уток). Нити утка переплетают нити основы в поперечном направлении.

При работе ткацкого станка нити основы раздвигаются с помощью специального приспособления. Между ними образуется отверстие, через которое ткацкий челнок прокладывает нить утка. Когда челнок возвращается назад, нить не обрывается. По краям готовой ткани образуется кромка.

Переплетаясь между собой, нити основы и утка образуют ткацкий рисунок. Самые распространенные ткацкие переплетения - полотняное, саржевое, сатиновое и атласное (рис. 11).

Внимательно рассматривая схемы ткацких переплетений, можно найти рисунок, который повторяется во всех направлениях. Повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом (см. рис. 11).

Рис. 11. Ткацкие переплетения: а - полотняное; б - саржевое; в - сатиновое; г - атласное. Выделенные участки - раппорт

Ткацкий рисунок разных тканей имеет свои особенности. При саржевом переплетении каждое очередное прокладывание уточной нити сдвигается на одну нить в сторону. Это создает на ткани видимость косых полос, более заметных на лицевой стороне. Ткани саржевого переплетения скользкие на ощупь.

Ткацкий рисунок сатинового и атласного переплетения сдвигается в каждом ряду на две нити. Лицевая сторона этих тканей гладкая, блестящая и резко отличается от изнаночной.

Раскрой и пошив этих тканей затрудняется их большим скольжением, приводящим к перекосам и сильной осыпаемости.

Основная профессия ткацкого производства - ткач. Он обслуживает одновременно от 48 до 64 автоматических ткацких станков. При остановке станка ткач ликвидирует обрыв нитей, следит за качеством ткани.

Отделка ткани - придание ткани определенного внешнего вида и свойств.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасивая, жесткая, плохо впитывает воду. В дальнейшем она проходит ряд отделочных процессов. Вот только некоторые из них.

Отбеливание - придание ткани белизны. Ткань, прошедшая отбеливание, называется отбеленной.

Крашение - окрашивание ткани в какой-либо цвет с помощью красящих веществ. Ткань, подвергшаяся процессу крашения, называется гладкокрашеной.

Печатание - нанесение рисунка на отбеленную или гладкокрашеную ткань. Такая ткань называется набивной.

Определение направления долевой нити

При раскрое швейного изделия, чтобы избежать искажения формы его деталей и перекоса, необходимо определить и учесть направление долевой нити в ткани. Вот основные признаки определения долевой нити в ткани (рис. 12):

Рис. 12. Определение долевой нити: а - по кромке; б - по растяжению; в - по виду и прочности

  1. Долевая нить всегда идет вдоль кромки ткани.
  2. При растяжении ткани долевые нити растягиваются меньше, чем поперечные.
  3. Долевые нити гладкие, тонкие и прочные, поперечные - более толстые, пушистые и менее прочные.

Определение лицевой стороны ткани

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Для изготовления одежды необходимо научиться различать их. Вот основные признаки, по которым можно отличить лицевую сторону ткани от изнаночной.

  1. В набивных тканях печатный рисунок на лицевой стороне более яркий.
  2. С лицевой стороны меньше дефектов ткани - узелков, петелек, так как они специально выводятся на изнаночную сторону.
  3. У тканей саржевого переплетения с лицевой стороны диагональный рубчик идет из левого нижнего угла в правый верхний.
  4. Ткани сатинового и атласного переплетения имеют гладкую, блестящую лицевую сторону и матовую - изнаночную.

Практическая работа № 6
Определение направления долевой нити в ткани

Вам потребуются: два квадратных образца ткани (с кромкой и без кромки), толстая игла, лупа, мел и карандаш.

Порядок выполнения работы

  1. На образце с кромкой нарисуйте мелом (карандашом) стрелку, указывающую направление долевой нити.
  2. Растяните тот же образец сначала вдоль, а затем поперек. Определите, в каком случае ткань растягивалась меньше, и нарисуйте мелом стрелку, указывающую это направление (стрелки должны совпадать). Сделайте вывод.
  3. Растяните другой образец сначала вдоль, а затем поперек. Определите, в каком направлении ткань растягивалась меньше, и нарисуйте мелом стрелку, указывающую это направление.
  4. Из второго образца с помощью иглы выдерните нити: идущую вдоль стрелки (нить 1) и поперек стрелки (нить 2). Рассмотрите эти нити в лупу. По их внешнему виду определите, какая из них более тонкая и гладкая (другая - более толстая и пушистая). Разорвите нить 1 и нить 2. Какая из них более прочная? Сделайте вывод.

Практическая работа № 7
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани

Вам потребуются: образцы отбеленных, гладкокрашеных и набивных тканей, лупа.

Порядок выполнения работы

  1. Выберите образец набивной ткани. Рассмотрите его. С какой стороны рисунок ярче? Определите лицевую сторону.
  2. Выберите из образцов отбеленные и гладкокрашеные ткани. Внимательно рассмотрите и сравните количество узелков и ворсинок с каждой стороны тканей. Найдите их лицевую сторону.
  3. Выберите из образцов ткань, имеющую блестящую сторону. Найдите ее лицевую сторону.
  4. Приклейте образцы в рабочую тетрадь, используя приведенную ниже схему.

Новые понятия

Челнок, основа, уток, кромка; ткацкий рисунок; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетение; отбеливание, крашение, печатание.

Контрольные вопросы

  1. Чем отличается прядение от ткачества?
  2. Как определить лицевую сторону ткани?
  3. Почему важно уметь определять направление долевой нити в ткани?
  4. В чем отличие набивного рисунка от ткацкого?