Домой / Глаза / Эмоции ребенка начинают формироваться еще в утробе. Эмоции младенца

Эмоции ребенка начинают формироваться еще в утробе. Эмоции младенца

Новорожденный малыш совсем недавно появился на свет, но у него уже есть особые черты характера, которые совсем скоро проявятся во всей красе. Ваш ребенок будет расти с удивительной скоростью, ежедневно делая новые открытия и познавая мир.

Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Поговорим подробнее о чувствах и эмоциях новорожденного малыша. Узнаем, что ему нравится, а что вызывает тревогу, почему кроха плачет без видимых причин, и что доставляет ему удовольствие.

Спокойствие, только спокойствие

В первые дни жизни нервная система новорожденного «спит». Возбудимость понижена, малыш почти не реагирует на звуки и свет. Таким образом природа позаботилась о том, чтобы переход из маминого животика в реальный мир не был слишком резким. В течение первой недели жизни возбудимость нервной системы постепенно повышается, а уже к 7-10 дню начинается формирование условных рефлексов.

Когда малыш уже сможет различать звуки, он не оставит без внимания погремушку, которой мама потрясет рядом с ним. Ребенок затихнет, с любопытством прислушиваясь к новому звуку.


Близость самого родного человека – мамы, тоже оказывает успокоительный эффект на малыша. Ребенок может плакать не от того, что он замерз, голоден или плохо себя чувствует, а просто оттого, что зовет маму и жаждет ее ласки и нежности. Специалистами подмечено, что «ручные» детки лучше развиваются, ведут себя спокойнее. Телесный контакт, поглаживания, ношение на ручках позволяют также сформировать эмоциональную близость между мамой и ребенком. Что уже говорить о кормлении грудью, когда двое близких людей становятся одним целым, а малыш получает от мамы все самое важное – питание, защиту, тепло и ласку. Цените эти восхитительные моменты нежности, ведь кроха так быстро растет!

Уже с первых дней жизни нужно общаться с новорожденным. Пусть он не понимает смысла ваших фраз, но он слышит мамин голос, а смена интонации вызывает интерес и стимулирует психологическое развитие. Рассказывайте малышу простые потешки, пойте песенки во время процедур по уходу за новорожденным – будь то умывание, смена подгузника или купание.

У новорожденного ребенка нет режима дня, ведь сон занимает почти все время. В первые дни после рождения кроха спит до 20 часов в сутки. Когда же пройдет несколько недель, период сна сократится, а период познания окружающего мира увеличится. Сон – важная составляющая психоэмоционального развития ребенка. Во время сна нервная система отдыхает от полученных впечатлений, а организм активно вырабатывает гормон роста. Недаром говорят, что ребенок растет во сне!

Однако в некоторых случаях быстрый сон не переходит в глубокий, тогда малыш часто просыпается, ведет себя беспокойно. Причиной тому может быть плохое самочувствие, голод, чувство дискомфорта. Так, малыш может испытывать неудобства, связанные с подгузником. Старайтесь выбирать для крохи изделия, соответствующие его массе и подходящие для нежной кожи новорожденных. Своевременно производите смену подгузника, иначе, на нежной коже малыша может появиться раздражение. Подгузники Libero NewBorn разработаны специально для новорожденных, с учетом особенностей чувствительной кожи малыша.


Внутренняя поверхность подгузника, тянущиеся боковинки, барьерчики вокруг ножек выполнены из мягких материалов, не доставляющих дискомфорта малютке. Libero NewBorn имеют вырез для пупка и индикатор влаги, чтобы мама могла своевременно сменить подгузник.

Веселое купание

Как известно, в животике у мамы малыш находился в окружении амниотической жидкости, поэтому водная стихия для него – естественная среда. Именно поэтому, купание успокаивающе действует на кроху. Следует проводить водные процедуры вечером, перед сном. Пусть это станет неким ритуалом отхождения ко сну.

Многие современные родители учат плаванию новорожденных малышей, пользуясь тем, что они еще воспринимают воду как родную стихию.


Можно выполнять в воде веселые упражнения, которые наверняка понравятся крохе. Поддерживая одной рукой головку малыша, а другой – спинку, опустите его в воду, оставив на поверхности только голову. Медленно перемещайте малыша по воде взад и вперед. Такое же упражнение можно делать и в положении на животике, а не на спине.


Нравится

Важнейшую роль в формировании новой личности, несомненно, играет способность к эмоциональным переживаниям, которая проявляется после рождения ребенка. Многочисленные исследования показывают, что первые детские эмоции имеют негативный характер. Это отрицательные переживания, вызванные физиологическими причинами и действием резких для младенца раздражителей: громкие звуки, яркий свет, прикосновение одежды к нежному телу.

В первый год жизни эмоциональное развитие новорожденного включает в себя несколько этапов:

  • примитивные эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
  • развитие эмоциональных переживаний как социально-обусловленной реакции в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми;
  • способность испытывать чувство радости и удовольствия от совместных действий в ситуативно-личностном общении со взрослыми, отрицательные эмоции при неудачном действии, отсутствии общения;
  • формирование предпосылок высших чувств - любви, симпатии, сочувствия к близким.

Первое полугодие жизни

По сути сам момент рождения ребенка рассматривается как эмоциональный стресс. Через крик, плач, двигательную активность проявляются первые эмоции малыша, которые выполняют защитную функцию и сигнализируют о каком-то неблагополучии: голоде, мокрых пеленках, потребности спать. Теперь от внимания и заботы родителей зависит эмоциональное благополучие новорожденного. Удовлетворение физических потребностей малыша будет способствовать быстрому развитию организма, увеличению время бодрствования по сравнению со сном.

Сразу после появления малыша на свет пока еще кратковременный период активности может подсказать родителям, какие внешние и внутренние раздражители влияют на его эмоциональное состояние, что вызывает негативные переживания, а что, наоборот, успокаивает.

День за днем период бодрствования становится все длиннее, а с ним и уменьшается количество отрицательных эмоций ребенка. Однако удовлетворение основных потребностей малыша не формирует у него истинное чувство радости, а только является предпосылкой для его зарождения. Способность переживать радость развивается постепенно, при взаимодействии со взрослыми, которые помимо заботы и любви способны наполнить жизнь новорожденного разнообразными впечатлениями, имеющими большое значение для его эмоционального развития.

На третьей неделе жизни младенца появляется столь долгожданная эмоциональная реакция - он улыбается, реагируя на лаковый голос матери и ее склоненное над ним лицо. В три месяца положительные переживания связаны с так называемым «комплексом оживления», который является проявлением специфической активности ребенка по отношению ко взрослому. В этом возрасте у малыша расширяется круг объектов, вызывающих приятные эмоции.

Начиная с четырех месяцев ощущение радости становится более ярким и сохраняется продолжительное время. Ребенок может громко смеяться, особенно, когда родители играют с ним, приподнимая или опуская его, приближая или отдаляя его от своего лица. Большую радость в этот период доставляют манипуляции с игрушкой, возможность схватить ее, пощупать, покусать.

Второе полугодие жизни

В шесть месяцев у ребенка все сильнее проявляется интерес к внешнему миру. Новые, незнакомые вещи побуждают его к совершению повторных и цепных действий, активному исследованию объекта, что является первой ступенью познавательной активности.

Если у малыша не получается взаимодействовать с интересующим его предметом, он переживает негативные эмоции. Когда действие получается, ребенок испытывает интенсивные положительные эмоции. Те действия, которые вызывают приятные переживания, он пытается повторить.

С восьми месяцев у малыша может возникать чувство страха при появлении посторонних, которое при внимательном и чутком отношении проходит к 1-1,5 годам. Способность к манипуляциям с предметами приводит к тому, что в этот период ребенок может намеренно адресовать отрицательные эмоции конкретному человеку.

Таким образом, развитие эмоций в раннем возрасте связано с получением впечатлений и взаимодействием со взрослыми. Формирование сложных эмоций у малыша обусловлено развитием у него новых потребностей в общении и способов их реализации.

А чтобы малыш активно развивался, ему нужно хорошо отдыхать. вы найдете детские и не только кровати для крепкого сна.

Александр Любимов


Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду - просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции - как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция : ему сказали - он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, - то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях - очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей - к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят - на то и смотрим;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций - большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags : они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает - всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем - эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость : удовлетворена какая-то ценность.
Страх : будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление : произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство : нарушены какие-то ценности.
Счастье : основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием - оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль : были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе : потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт : есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение : поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение : ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Когда малыш начинает сознательно улыбаться и выражать свое удивление , родители приходят в восторг . Ведь так интересно наблюдать за радостью , удивлением и даже гневом маленького человечка .

Эмоции закладываются еще в утробе матери и являются врожденными сигналами , которые выражают реакцию человека на посылы из окружающего мира . "Сигнализаторами " эмоций являются мимика , голос и движения тела . В основном с первых дней жизни дети задействуют именно голосовые эмоции .

К концу первого месяца жизни ребенок смотрит на лица родных и хочет повторить их выражения . Через месяц кроха способен подарить осмысленную улыбку родителям . Трехмесячный карапуз уже смеется и активно изучает незнакомые места и людей . Малышу становится скучно без мамы и он может капризничать и требовать ее внимания различными звуками , движениями ручек и ножек .

В четыре месяца ребенок настолько любопытен , что часто отвлекается даже от любимого лакомства - маминого молока . Во время кормления кроха может вертеться по сторонам и отворачиваться на появляющиеся звуки . Именно с этого периода время кормления может увеличиться на 10 -20 минут .

К пяти месяцам ребенок радуется при встрече с другими детьми , выражая свой восторг звуками . Ваше чадо узнает вас среди незнакомых людей и обязательно выразит свои положительные эмоции . Однако иногда вы можете заметить некоторые перепады настроения у своего малыша .

Шестимесячный ребенок начинает бояться незнакомых ему людей и сообщает об этом маме и папе . Карапуз будет чаще проситься к вам на ручки и показывать свои желания .

Ближе к восьми месяцам малыш способен заметить исчезнувший предмет в комнате , а уход родителей воспринимает с волнениями и плачем . Девятимесячный ребенок показывает свои достижения в игре родителям , ожидая от них похвалы .

В конце первого года жизни дети способны воспринимать запреты , наблюдают за реакцией мамы и папы на свои действия . Получив желаемое , годовалый карапуз испытывает радость , но недовольно реагирует , если родители не выполняют его требований .

Очень важно научиться разумно реагировать на чувства и эмоции своего ребенка . Не делайте из своего чада идеального ребенка , загоняя в жесткие рамки правильного поведения . Постоянными одергиваниями и наказаниями за бурные проявления чувств вы рискуете сделать так , что малыш будет скрывать свои эмоции . Постепенно из раскрепощенного и оптимистично настроенного ребенка может вырасти эмоционально зажатый и неуверенный в себе человек .

Психологи советуют избегать проблем с эмоциональными проявлениями , устанавливая контакт с малышом с момента зачатия . Учите своего карапуза различным эмоциям и общайтесь с ним с помощью определенной интонации , которая подходит для конкретной ситуации .

Даже очень маленькие дети могут распознавать и реагировать на эмоции своих родителей. Это говорит о том, что эмоциональное развитие ребенка начинается в самом раннем возрасте. Вы можете способствовать эмоциональному развитию ребенка, показывая чувства на своем лице.

Случай из хрестоматии, который вполне мог произойти в жизни

Прекрасный летний день в парке. Молодой отец и его 10-недельный сынок Артемка с удовольствием проводят время в компании друг друга на расстеленном одеяле. Папа наклоняется над Артемкой, воркует и счастливо улыбается, в то время как малыш внимательно смотрит на него. Ответные улыбки малыша приводят папу в восторг. Внезапно пробегающая мимо собака нарушает семейную идиллию и опрокидывает стакан лимонада.

Раздраженный отец оборачивается к собаке и кричит на нее, прогоняя прочь. Когда он поворачивается к ребенку, выражение гнева все еще остается на его лице. Артем смотрит на своего папу и внезапно начинает плакать. Папа немедленно реагирует на плач младенца, берет его на руки и успокаивает.

Что произошло? Была ли улыбка Артемки вначале реальным выражением довольства либо просто зеркальным отражением выражения отца? Была ли ответная реакция сына на гнев своего отца настоящей эмоциональной реакцией? Что чувствуют младенцы, и когда у них просыпаются чувства во «взрослом» смысле этого слова?

Рождение эмоции

Младенцы испытывают различные эмоции с самого рождения. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что новорожденные могут реагировать на выражения эмоций своих родителей, вроде большой открытой улыбки на лице, уже в течение первых 2-3 недель жизни. Авторитетные исследователи полагают, что в течение первых трех месяцев младенцы могут реагировать и выражать пять основных эмоций:

  • радость;
  • интерес;
  • гнев;
  • печаль;
  • отвращение.

Исследователи полагают, что эмоциональные способности младенцев даются им с рождения, чтобы как можно быстрее создать эмоциональную связь с теми, кто заботится о них. Это своеобразный механизм защиты, который сложился в ходе эволюции и увеличивал шансы на выживание маленьких homo sapiens . Мнение об улыбке новорожденного, как о лишенной смысла, не имеет смысла.

Знаете ли вы, что страх является базовой эмоцией, которой обладают все дети? Ощущать его ребенок начинает в возрасте 7-8 месяцев. Это именно тот возраст, когда ваш ребенок начинает расстраиваться, когда вы выходите из комнаты.

Как узнать, какие эмоции испытывает малыш?

Малыши не могут рассказать о своих переживаниях и эмоциях – по крайней мере, пока. Чтобы узнать об эмоциях детей в раннем возрасте, учеными проводятся эксперименты, в ходе которых они наблюдают, как дети реагируют на выражения эмоций, которые они могут видеть или слышать.

В ходе одного из них 10-недельным младенцам в состоянии покоя мамы демонстрировали различные выражения – счастья, печали и гнева. Реакции малышей были записаны на пленку и проанализированы. Вот, что удалось установить:

  • ответная реакция младенца на каждое из трех выражений матери была разной, что доказывает их способность делать различие между счастьем, гневом и печалью;
  • сначала младенцы отражали радостные выражения своих матерей. Но если эта эмоция повторялась дважды, младенец отвечал уже на нее интересом и волнением;
  • злое выражение лица мамы вызвало у некоторых малышей такое потрясение, что они не смогли продолжить участие в эксперименте.

Другой эксперимент был посвящен тому, чтобы узнать какие эмоции из четырех – радость, интерес, грусть, гнев – маленькие дети испытывают наиболее часто. Ученые установили, что более половины всего времени в период исследования на лицах детей при их общении с мамой было выражение интереса. А вот печаль младенцы испытывали реже всего.

Эти результаты еще раз доказывают, что дети невероятно любознательны по своей природе и буквально с первых дней жизни нацелены на то, чтобы установить как можно лучший контакт с окружающими людьми.

  • проводите как можно больше времени, общаясь со своим ребенком. С каждым днем и ребенок, и вы сами будете узнавать множество интересных и захватывающих вещей друг о друге;
  • улыбайтесь, смейтесь, играйте выражениями лица. Знайте, что ваш гнев или грусть могут вызвать ответную реакцию малыша;
  • воспринимайте серьезно выражения эмоций ребенка и соответственно на них реагируйте;
  • смотрите и изучайте, как с течением времени развивается эмоциональный фон вашего сына или дочки.

Получайте удовольствие от того, что вы мама! И не забывайте всячески демонстрировать это!

Следующее видео поможет вам понять своего малыша, научит распознавать его чувства и эмоции: