Домой / Лицо / Как научить писать ребёнка-левшу: советы для родителей. Ребенок левша

Как научить писать ребёнка-левшу: советы для родителей. Ребенок левша

Ваш новорождённый младенец хватает погремушки и кошачий хвост левой ручкой? Именно ею пользуется, пытаясь донести до рта печенье или сосредоточенно собирая мозаику? Поздравляем! Ваш малыш – левша!

Это на самом деле подарок судьбы. Ведь леворукий ребёнок – нередко более чуткий, творчески одарённый, талантливый, чем его праворукие сверстники. Достаточно вспомнить таких гениев, как Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, и нашего современника – Билла Гейтса. Все они – левши.

Однако почти всё в нашем мире ориентировано на тех, кто принадлежит к большинству, то есть на правшей, даже школьные парты. Что же делать леворукому ребёнку? Как научиться правильно писать, чтобы не отставать от одноклассников и не создавать помех учебному процессу? Об этом нужно позаботиться заранее.

С чего начать

Самый худший совет, который могут получить родители маленького левши, это заставлять его действовать только правой рукой. В памяти многих ещё свежи времена, когда левую руку ребёнка привязывали к телу, в правую вкладывали карандаш и, сжав её в кулаке, выводили в тетради каракули. Со временем этот метод приносил определённый результат: маленький ученик приучался писать правой рукой. Но почерк на всю жизнь оставался весьма посредственным, если только, став взрослым, человек сознательно не начинал писать левой рукой.
Чтобы сформировать у малыша красивый почерк и непринуждённую манеру письма, необходимо с ранних лет заниматься развитием мелкой моторики. Дайте своему крохе пару кастрюль, перемешайте в пакете разноцветную фасоль и гречневую крупу и попросите его разобрать содержимое, отправив фасолины в большую кастрюлю, а крупу – в меньшую. Ребёнок будет занят важным делом, вы успеете неспеша приготовить обед, а маленькие пальчики тем временем привыкнут к обращению к мелкими предметами.

Учимся правильно держать ручку

Перед тем как малыш пойдёт в школу, очень важно научить его правильно держать ручку. Не стоит пускать это на самотёк. Неправильная постановка пальцев во время рисования или написания текста неизбежно приведёт к тому, что ребёнок будет быстро уставать, раздражаться, станет рассеянным и невнимательным. Пострадают не только навыки письма, но и качество усваивания учебного материала.
Если в семье есть взрослый левша, привить дошкольнику навык правильного письма не составит большого труда. Тем, у кого все взрослые члены семьи являются правшами, несколько сложнее. Однако и в этом случае отчаиваться не стоит: на помощь придут обучающие видеоматериалы из интернета.

Вкратце процесс написания текста левшой должен выглядеть так:

  • рабочая рука и ручка (или карандаш) образуют прямую линию, иногда с небольшим наклоном, правой рукой ребёнок передвигает тетрадку;
  • левая рука при письме располагается «под строчкой», положение «над строчкой» считается неправильным;
  • пальцы левшей должны охватывать ручку или карандаш на 3-3,5 см выше, чем это делают правши;
  • линии, которые выводит ребёнок при письме, должны быть только прямыми, достигнуть определённого наклона можно поворотом тетради;
  • необходимо избегать чрезмерной нагрузки на указательный палец – он должен двигаться совершенно свободно.

Родителям нужно помнить о том, что почерк у их маленького левши будет, по всей вероятности, либо прямым, либо с наклоном влево. Главное, чтобы он был чётким и разборчивым.

Выбираем правильную ручку

Основные критерии выбора ручки для левши:

  • она не должна быть чересчур объёмной: чем тоньше корпус, тем удобнее ею пользоваться;
  • стержень предпочтительно выбирать тонкий, который будет писать под любым углом наклона;
  • паста или чернила, которыми он заполнен, должны высыхать быстрее, чем в обычных ручках, потому что рука левши скользит при письме по только что написанному тексту.

Первое время можно пользоваться обычной ручкой, подкладывая под руку ребёнка промокательную бумагу.
Кроме специальных ручек в продаже можно найти немало других товаров, предназначенных для маленьких левшей: яркие ножницы, забавные точилки для карандашей, сами карандаши и линейки.

Организуем рабочее место

Для леворукого ребёнка крайне важны комфортные условия для занятий. Удобно должно быть именно ему, а вовсе не вам, двоюродной бабушке или учителю.

Постарайтесь поставить письменный стол таким образом, чтобы сидящий за ним ребёнок находился напротив окна или справа от него. Так он сможет заниматься за ним в дневное время, не напрягая зрение, а левая рука не будет мешать письму, загораживая свет.

В классе левше также нужно создать особые условия. Таких детей сажают только с левой стороны, так, чтобы локоть немного выступал за край парты. В таком положении самому ребёнку будет комфортно, да и своему соседу он не сможет помешать.

Как в школе, так и дома тетрадь при письме должна располагаться под наклоном, но не влево, как у правшей, а вправо. Тогда слова не будут закрываться, ребёнок сможет свободно прочесть то, что он написал. Классическое положение тетради под наклоном в 30° влево совершенно не подходит для левши. Это может вызвать у ребёнка сильнейший дискомфорт.

Самое удобное положение – когда нижний левый уголок тетради находится напротив правого плеча ребёнка. Контролировать это помогут специальные подложки, которые есть в продаже.
Впрочем, если ваше чадо начинает ёрзать и пробует передвинуть тетрадь поудобнее, не стоит ему мешать. Возможно, в этом положении ему действительно неудобно писать. Самый лучший вариант можно найти только опытным путём.

При этом очень важно выработать у ребёнка правильную осанку. Левши, как никто другой, способны во время выполнения письменных заданий принимать самые невероятные позы. Терпеливо возвращайте ребёнка в правильное положение, иначе вам придётся бороться со сколиозом.

Особенности обучения письму

Дети, у которых рабочая рука – левая, ничуть не хуже запоминают буквы и принцип их написания, чем правши. Однако их родители нередко сталкиваются с явлением «отзеркаливания», когда некоторые буквы, а то и целые слова ребёнок пишет в противоположную сторону – так, что прочесть их можно, только поднеся к зеркалу. Буква «И» при этом будет выглядеть, как «N», «Я» – как «R», а слово «МАМА» загадочным образом трансформируется в «АМАМ». Преодолеть подобные ошибки можно только упорными, терпеливыми занятиями. Но не стоит забывать о том, что даже у взрослых левшей в минуты рассеянности могут «проскакивать» подобные ошибки. А гениальный Леонардо да Винчи и вовсе использовал две разновидности письма: одну – традиционную – использовал для деловой и личной переписки, а другой – той, прочесть которую можно только с помощью зеркала, – писал свои знаменитые дневники.
Если вы только начинаете учить своего малыша писать, выработать разборчивый почерк и правильное написание сложных для ребёнка букв помогут прописи, разработанные специально для левшей.

Самое главное­ – не оставляйте своё чадо наедине с трудностями. Не забывайте похвалить за самое маленькое достижение. Если что-то не получается, тактично подскажите и покажите. Обязательно делайте уроки вместе с ребёнком, а не только контролируйте процесс. Только так у вас будет возможность вовремя разглядеть возникшую проблему и совместными усилиями справиться с ней.

Мой ребенок пользуется только левой рукой! Он левша! Нередко данный факт воспринимается родителями в негативном ключе. Бывает и хуже - как наказание или приговор судьбы. А так ли это на самом деле? В этой статье родители найдут много полезной информации о том, как помочь ребенку-левше приспособиться к миру, который «заточен» под праворуких людей.

Леворукость: в чем причины?

От чего зависит то, какая рука окажется ведущей? Это обуславливается тремя факторами: воспитанием, наследственностью и возможными нарушениями, которые приобрел ребенок в результате родовых травм или перинатальных осложнений.

Как правило, доминирующая рука связана с противоположным ведущему полушарию головного мозга. То есть, если доминантное полушарие левое, то человек пишет правой рукой, и наоборот.

Леворукость не является дурной привычкой или прихотью. Это результат особого устройства мозга. Чаще всего это врожденная индивидуальная особенность малыша - такая же, как темп речи или цвет волос, и поэтому ее необходимо просто принять, а не ломать и пытаться перестроить.

Психологические особенности левшей

Каждое из полушарий в ответе за свой тип обработки информации. Так, левое «логическое» полушарие обрабатывает сведения последовательно, перебирая при этом все возможные варианты развития событий. Тогда как правое «образное» полушарие мгновенно обрабатывает полученную информацию, воспринимая ее как один целостный образ.

Отличия левшей и правшей не ограничиваются лишь тем, что один активно использует правую руку, а другой - левую. Все находится глубже и куда сложнее, но основное отличие состоит в способе переработки сведений, поступивших из окружающего мира. Левши иначе воспринимают полученную информацию, а также по-другому эмоционально реагируют на нее.

Существует ряд основных психологических особенностей, которые отличают людей с доминирующей левой рукой от правшей:

  • У левшей лучше развито воображение, и они склонны к фантазированию.
  • Левшам сложнее дается арифметический счет, за счет того, что эти действия требуют последовательного мышления, логики, а это функция контролируется левым полушарием. А вот в изучении геометрии они преуспеют за счет ее пространственной природы.
  • Левши хуже выполняют деятельность, которая требует постоянного самоконтроля.
  • Правшам проще овладеть грамотной письменной и устной речью, так как у левшей гораздо слабее выражена способность активно воспроизводить речь по сравнению с умением понимать слова.
  • У левшей прекрасное «чувство тела», пространственная ориентация и замечательная координация движений. Они куда более подвижны, чем люди с преобладающей правой рукой.
  • Левши более впечатлительны, эмоциональны и ранимы. В связи с этим они чаще могут обижаться, злиться, раздражаться. Особенно это проявляется на стадии затруднений, которая нередко у них встречается.
  • Левши замечательно справляются с разнообразными задачами на обобщение, однако склонность «схватить» целостный образ картины вместо того, чтобы поэтапно его проанализировать, мешает им овладеть навыком чтения.

Как не нужно воспитывать ребенка-левшу

Ни в коем случае не стоит заниматься переучиванием ребенка. Этот процесс обернется настоящей пыткой для мозга малыша. Какой будет результат?

  • У малыша будет с задержкой формироваться речь, возникать различные логопедические проблемы.
  • Невротизация ребенка на базе настойчивого переучивания повышается. Ее самыми распространенными симптомами являются нарушения аппетита и сна, боли в животе и головные боли, заикание, энурез и прочее подобное.
  • Тот самый «топографический кретинизм», или неумение уже взрослого человека правильно ориентироваться на месте, невозможность воспринимать мелодию, неспособность танцевать и прочее.

Лучше вообще не заострять внимание на том, что у ребенка есть врожденная особенность. Ни сам малыш, ни окружающие люди не должны видеть в этом что-то уникальное и необычное. Иначе у ребенка может сформироваться застенчивость, и жизненный сценарий неудачника.

Помните, что на ребенка-левшу (в прочем, как и на любого другого малыша) не следует кричать, иначе он просто замкнется в себе, и со временем потеряет контакт с родителями. Причины этого кроются в природной повышенной впечатлительности и ранимости.

Как нужно воспитывать ребенка-левшу?

Прежде всего, родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок не связывал неудачи с тем, что он пишет не правой, а левой рукой. Для этого можно, например, рассказать малышу об известных личностях-левшах. Таковыми являлись Леонардо Да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Иоганн Себастьян Бах и многие другие знаменитые и талантливые люди.

Подведя скажем, что если родители окончательно убедились в том, что их малыш - левша, им не стоит огорчаться. Лучше потратить свое время на то, чтобы научится учитывать особенность ребенка в обучении и повседневном общении. Кроме того, о том, что ребенок является левшой, необходимо обязательно предупредить воспитателей и учителей. Во многом именно от них зависит степень подверженности малыша невротизации.

  1. Примите как должное особенность своего малыша. Не стоит пытаться превратить его в правшу. Объясните ему, что людей, которые делают работу левой рукой, тоже много, и это так же является нормой, как и праворукость.
  2. Не предъявляйте к нему завышенные требования и ни в коем случае не противопоставляйте его другим детям.
  3. Не стремитесь вырастить вундеркинда, однако поощряйте его за любые, даже самые маленькие успехи, и хвалите творческие способности.
  4. Создайте ребенку необходимые условия не только в доме, но и в школе. Попросите учителя выделить ему место за столом с левой стороны, так чтобы он не сталкивался с локтем соседа по парте. Сделайте так, чтобы свет от окна или настольной лампы падал на рабочую область с правой стороны.
  5. Не забывайте о повышенной впечатлительности и эмоциональности своего малыша. Взрослым необходимо быть очень доброжелательными и чуткими с ним.
  6. Приготовьтесь приобретать инструменты для левшей. Леворукость становится проблемой, когда ребенок начинает учиться письму. Существуют специальные ручки. В недалеком будущем ему придется сесть за компьютер с «левой» мышкой и зеркальной клавиатурой - текст набрать будет куда проще, чем написать.

А пока что необходимо осознать, что ребенок с преобладающей левой рукой - это не повод расстраиваться. Даже в том случае, если его будут ругать на каждом родительском собрании.

Самые распространенные мифы о левшах

Некоторые психологи считают, что дети-левши более тревожны, а также чаще сталкиваются с эмоциональными расстройствами, чем их ровесники с преобладающей правой рукой. Считается, что очень болезненные и нередко страдают расстройствами сна. Психологи утверждают, что дети-левши склонны к чувству вины, более застенчивы, непрактичны, неуверенные в себе, грубоваты, а также обладают более низким уровнем интеллекта, чем правши.

Дети-левши: особенности обучения письму

В первую очередь родителям необходимо уделить внимание рабочему месту ребенка. Зафиксировать внимание на том, что все элементы стола будут иметь особую ориентацию.

Чтобы ребенок-левша не закрывал рукой свет, он должен падать либо спереди, либо справа.

Перемещает тетрадь только правая рука. На письме все элементы прямые. Наклон достигается только с помощью наклона листа или тетради влево. Плюс в таком положении в том, что ребенок не закрывает рукой, которая должна находиться в положении «под строкой», то, что он пишет. Относительно тела лист также сдвигается влево.

Если на начальном этапе ребенок-левша усвоит правильное расположение предметов на столе, а также правила чистописания, то в дальнейшем родители сумеют избежать многих трудностей в обучении малыша письму.

В помощь детям и родителям: товары для левшей

Как научить левшу писать? Использовать в качестве помощников разработанные инструменты.

Сейчас выпускают прописи для левшей. Они специально разработаны для «необычных» детей. В этих прописях стрелками указывается направление письма. Все буквы необходимо писать прямо. Прописи для левшей значительно облегчат процесс обучения, а также позволят быстро научить леворукого малыша красивому и аккуратному письму.

Еще один помощник - это специальная ручка, разработанная для детей, у которых преобладает левая рука. Она имеет необходимые углубления для пальцев, а также наклон, облегчающий написание. Кроме того, специальные ручки для левшей имеют особенные чернила, которые быстро сохнут, благодаря чему они не размазываются во время письма, обеспечивая чистоту и аккуратность в тетрадке.

Помимо этих помощников можно приобрести специальные ножницы для левшей, ластики, точилки, линейки. Все левши, которые уже попробовали на деле эти полезные новинки говорят, что они значительно облегчают жизнь и обучение.

Товары для левшей. Ручка

Ручка для детей с преобладающей левой рукой пишет под любым наклоном. Кроме того, она обладает тонким стержнем и чернилами, которые быстро сохнут, ведь толстые стержни оставляют чернильные следы, которые размазываются, ведь кисть левой руки скользит по уже написанному тексту.

Родители часто спрашивают, переучивать ли левшу? Психологи однозначно отведают «нет»! При обучении письму, родителям необходимо учитывать чувственную и ранимую натуру своего малыша, помните, что необходимо чаще поощрять и хвалить его. Если вы будете заниматься вместе, то своевременно сумеете исправлять ошибки, а также вовремя заложить основу правильного чистописания. В этом случае утверждение «Ребенок-левша не может писать красиво» не будет касаться вашего ребенка.

Как правильно держать ручку?

Прописи для левшей позволят малышам сформировать навык чистописания и научиться правильно держать ручку.

Рука малыша должна составлять одну прямую с ручкой. Допускается небольшой наклон.

Левая рука находится под строкой, но иногда малышу удобнее писать в положении «кисть под строкой». Некоторые считают подобное положение ошибочным.

Во время письма правая рука перемещает тетрадь.

Наклон букв достигается только наклоном тетради, все линии письма должны быть прямыми.

Пальчики при письме должны располагаться несколько выше, чем у детей с преобладающей правой рукой. Это примерно 4 см от кончика.

Избегайте чрезмерного напряжения в указательном пальце: он должен свободно двигаться вверх и вниз. Лучше попросить ребенка приподнять его.

Линейки и ластики для левшей

Обычный ребенок рисует и проводит линии слева направо. Однако левше неудобно пользоваться обычной линейкой - все размазывается, не видно шкалу. Почему? Потому что ребенок рисует линии справа налево - ведь он левша. Для того чтобы в его тетради всегда было аккуратно и чисто, необходимо приобрести специальную линейку для детей-левшей.

Еще одно удобное приспособление - это ластик для левшей. Он обладает особой формой, которая естественна для левой руки, поэтому работа с ним не будет требовать много усилий.

Клавиатура для левшей

Ребенок-левша тоже будет пользоваться компьютером, поэтому ему необходима удобная клавиатура. Внешне она похожа на стандартную, однако расположение некоторых клавиш отличается. Первое, что можно заметить, это то, что цифровой блок клавиш находится не справа, а слева. Помимо этого, клавиши Enter, Del, Page Up, Page Down, и стрелки располагаются в зоне досягаемости левой руки. Кроме того, они же дублируются справа. Так что этой клавиатурой сможет пользоваться и левша, и правша.

Производители клавиатур для левшей пристальное внимание уделяют эргономике, поэтому клавиши на этих моделей часто имеют специальную форму и пирамидальное расположение. Кроме того, клавиатуры имеют подставки для запястий.

Производятся и специальные мышки для детей, у которых преобладает левая рука. Вертикальные и горизонтальные, эргономичные, имеющие специальные выемки для пальцев. Кроме того, существует и игровая мышь для левшей.

Компьютерная мышь для левшей

Компьютерной мышкой для левшей называется специальное устройство, которое также «заточено» под людей, у которых преобладает левая рука. Форма этого прибора разработана так, чтобы пальцы избежали искривления. Компьютерная мышка для левшей создавалась целой командой докторов, инженеров и физиотерапевтов, и разрабатывалась с учетом положения руки и ладони в процессе ее использования, чтобы избежать напряжения в запястьях и кисти.

Обучение леворуких детей письму.

Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход к обучению леворуких детей письму.

Самый главный - педагогический вопрос обучения леворуких детей письму.

Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

1. Медлительность леворуких детей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с леворукими детьми нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.

2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности леворуких детей. Леворукие дети ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому леворукий ребенок редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего леворукие дети не ограничиваются верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивают полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.

4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях леворуких детей с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере, на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

5. Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.

6. Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути леворуких детей, а с другой - показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.

7. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с леворуким ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливатся к такому сложному и строгому миру школы.

1.необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2.не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

4.любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5.желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

6.необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

7.никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Для правильной позы при письме необходимо:

    сидеть прямо;

    опираться спиной на спинку стула;

    не касаться грудью стола;

    ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

    туловище, голову, плечи держать ровно;

    обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Положение тетради

Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы попрежнему направлен к середине груди ребенка.

Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

Левая рука ребенка при письме производит движение, симметричные движениям правой руки, т.е. движения при письме справа налево. Для предупреждения ошибок специалистами предлагаются следующие подготовительные упражнения.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв.

Наблюдение за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует рассмотреть эти буквы.

Первая группа – Е, З, С, Э, к, н, г.при написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из её элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

2 группа – верхняя часть соответствует нижней части другой: т, ш. п. и, в, д. следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления и накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч,ч,Х,х,ф,ф. для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч – в носике чайника, Ф – в очках…

Список литературы:

1. Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”.

3. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации.М.: Вентана-Граф, 2001

4. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.

5. Прописи Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” (серия “ Готовимся к школе). - М., 2004. стр.18-48.

6. Петрова Н. “Если ребёнок плохо говорит” - М.- СПб., 2005, стр.84-90

7. Светлов Р. С. “Левши и правши” - Спб., 2004

8. Макарьев И. “Если ваш ребёнок-левша”. - М., 2001

9. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994.

10.Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. 1986. №11.

11. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. М., 1994.

12. Томас Й.Вейс Как помочь ребенку? М., 1992.

13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

14. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 2007. №12.

15. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. М., 1982.

Сообщение

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Работа с леворукими детьми на уроке письма»

Астрахань,2015

Как научить левшу писать красиво

Большинство людей - правши, им удобнее все делать правой рукой, она у них ведущая. За работу правой руки отвечает левое полушарие мозга. Оно - ведущее полушарие у правшей, потому что отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений…
Так устроила природа. Но чуть ли не четверть населения планеты работают левой рукой.
Тех, кому удобнее работать левой, леворуких, как говорят ученые, можно разделить на 4 группы.

Первая - те, кто получил леворукость по наследству. Таких людей на планете 9–11%. У них ведущее полушарие - правое. Именно это полушарие отвечает у них за речь, чтение, логику. И количество таких левшей на планете не зависит от климата, от расы, не меняется от века к веку.

Вторая группа - так называемые компенсаторные левши. Представьте, что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей рукой становится левая. Такие компенсаторные левши рождаются при поздних беременностях, потому что эти беременности часто протекают сложно и заканчиваются сложными родами; в многодетных семьях, где у матери были частые роды; среди трех-четырех близнецов - то есть в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Компенсаторных левшей среди нас сейчас 12–13%. Но их становится все больше в развитых странах, так как там рождается все больше поздних детей.>

Третья группа - вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной рукой. Но когда малыш приходит в школу, выясняется, что левой он пишет плохо. Конечно, ведущее полушарие-то у него левое! Вынужденно леворуких - 2–3%.

Четвертая группа - самая малочисленная, меньше полпроцента населения. Это подражательные левши. Несколько лет назад у нас на приеме была мама с двумя сыновьями. Старший сын - левша генетический. И папа у них левша, и дедушка. Когда младший сын стал все делать левой рукой, никого это не удивило. Но когда он пошел в школу и у него возникли большие проблемы с письмом, каких не было у старшего, родители решили разобраться, в чем дело. Оказалось, что младший у них - правша, но, поскольку все мужчины в семье были леворукими, то мальчик тоже все делал левой рукой, как папа и брат.

Переучивать или нет?
Генетического левшу - нет. Это даже не обсуждается. Этот человек потому и левша, что у него мозг так устроен.
Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, это может быть тот самый человек, который «блоху подкует». У таких левшей может быть очень тонкая и совершенная координация движений.

Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и нет. Тем более нельзя. У него организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.
Если таких левшей начинают переучивать, у них возникает масса невротических проблем: нарушаются сон и аппетит; появляются головные боли, страхи; дети начинают заикаться; развиваются энурез и прочие неприятности, вплоть до тяжелого нервного заболевания -писчего спазма, когда у ребенка, как только он берет карандаш или ручку, рука трясется, пальцы сводит судорогой. Вот такие, компенсаторные, левши, если их начинают переучивать, могут отказаться ходить в школу.

Надо ли переучивать вынужденно леворукого ребенка? Сложный вопрос. Если такой ребенок уже учится в школе и худо-бедно пишет левой рукой, не надо. Переход на правую руку для него будет стрессом. Если ваш ребенок еще дошкольник и вы точно знаете, что он ест и рисует левой рукой, потому что в детстве получил травму правой, посоветуйтесь с психоневрологом, как лучше развить правую руку, мягко убеждайте ребенка все делать правой.

Если же ваш маленький «левша» в семье левшей что-то подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте его у психолога: а левша ли он на самом деле?

Начиная обучение леворукого ребенка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв

  1. Нужно зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации всех элементов.
  2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева-направо).
  3. Необходимо специально объяснить, как соединяются буквы при помощи соединительного элемента (штриха) и в каких случаях он необходим (ом, он, юк), а в каких - нет (ли, ул, ша).
  4. Необходимо очень подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы. Отдельно зафиксируйте внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз. Нужно несколько раз повторить движение и инструкцию в замедленном темпе.

Напоминаем:

  • наклон при письме достигается только положением тетради, все линии при письме - прямые;
  • ручка должна составлять одну линию с рукой (угол может быть очень небольшим);
  • рука при этом должка располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме.
  • Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, - на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено;
  • бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
  • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.

При письме леворукий ребенок своей рукой закрывает образец написания буквы, поэтому написание образца следует располагать с правой стороны строки.

Рис. 1. Положение при письме левой рукой

Рис. 2. Положение кисти при письме левой рукой

Материал подготовлен по материалам сайтов
http://www.mamochka.kz
http://www.pishikrasivo.ru

Поначалу сложно заметить, какое из полушарий является главным у ребенка, и лишь перед тем, как отправить чадо в школу, родители могут заметить, что его действия координирует не та сторона.

Тут мать с отцом могут не на шутку распереживаться, ведь большинство приспособлений в современном мире адаптировано именно под правую руку, появляются сомнения по поводу того, не сложно ли будет малышу в дальнейшем освоить профессию или же вообще адаптироваться? Такие мысли и заставляют людей обычно насильно переучивать детей выполнять все действия правой рукой, в том числе и писать.

Не все знают, что мозг левшей действует несколько отлично от обычного, поэтому переученный левша может столкнуться с серьезными проблемами в дальнейшем, если ему насильно навязать какой-либо образ действий.

Есть две самые распространенные методики обучения леворуких детей письму. Одна из них предполагает насильно переучить ребенка владеть правой рукой, другая же – не ломая установок, просто учитывать все особенности чада, как психологические, так и физические. В любом случае, ответственность за выбор полностью лежит на родителях.

Можно привести довольно большое количество случаев, когда переученные дети страдали от неудобств, теряли способность к обучению и не могли в полной мере реализовать своих талантов. Многие ошибочно полагают, что левши обладают плохим почерком, но это не так. Некрасиво писать они начинают в основном вследствие самого переучивания. Обучение же письму удобной руке может потребовать большого терпения и времени.

Для того чтобы понять, как научить левшу красиво писать, при этом не переучивая его, придется разбираться в особенностях восприятия ребенка.

Следует знать о том, что левши, особенно в юном возрасте, нередко могут быть весьма медлительными, приступая к выполнению чего-либо, застревать в самом начале процесса. В таких ситуациях нужно проявлять терпение и не травмировать ребенка, ведь он может быть восприимчивым, а желание делать что-либо, отбивать вовсе не стоит, ведь разобравшись, левша может проявить весь свой нестандартный потенциал.

Детям, у которых преобладает правое полушарие мозга, свойственна эмоциональная неустойчивость и тревожность, поэтому им как никому другому важна располагающая, спокойная обстановка для того, чтобы продуктивно заниматься тем или иным делом, и письмом включительно.

Одной из особенностей восприятия является желание педантично, даже доходя до занудства, выяснять порой несущественные детали. Очень важно не нервничать и удовлетворять всю потребность в информации, иначе ребенок может напрочь отказаться изучать предмет дальше из-за невозможности правильно выстроить логическую цепочку.

Лучше всего объяснять материал левше пошагово, так как им важно учитывать даже те детали, на которых мог бы не заострить свое внимание праворукий ребенок. В обучении письму ребенку особо полезно выполнять творческие задачи, которые будут стимулировать интеллектуальную деятельность.

Для нормального обучения правописанию левши нужно учитывать большое количество факторов, и немаловажное значение играет также и обстановка. Важно помнить о том, что даже положение листа у таких детей несколько отличается, а источник света не должен накладывать тень на сам текст.

Левши также несколько иначе располагают руку на ручке, из-за чего меняется также положение предплечья. Одной из распространенных ошибок, как родителей, так и педагогов, является требование к ребенку писать со стандартным наклоном букв вправо, что делать вовсе не обязательно, если ребенку куда легче писать прямо.

Правильная поза поможет избежать многих проблем. Для этого спина должна быть выпрямлена и оперта на спинку стула. Важно проследить за тем, чтобы ребенок не наклонялся к столу и ни в коем случае не касался его грудью. Ноги тоже лучше опереть на пол, на первое время под них можно подставлять подставку, если они не достают до него. Желательно, чтобы обе руки находили опору, а локти на несколько сантиметров выступали за край стола.

Не менее важно также правильно располагать тетрадь. Положить её нужно перед ребенком, но с учетом особенностей правую сторону занести немного влево. Так леворукий ребенок не ощутит особых трудностей, передвигая ручку по ходу текста, да и сидеть будет более правильно.

Важно также научить ребенка изменять положение тетради в зависимости от количества написанного, что нужно делать, ещё начиная с прописей. Лист должен постоянно двигаться вверх. Фиксировать положение тетради нужно при помощи руки сначала снизу, а при переходе на вторую половину листа – сверху.

Освещение должно падать преимущественно с правого бока, но выдвинут при этом вперед должен быть левый. На скорость письма, как и на почерк, влияет то, как ребенок держит ручку в руке. Опорой для неё должна служить правая сторона среднего пальца, а фиксировать позицию можно с помощью указательного и большого пальцев сверху и справа, соответственно.

Важно проследить за тем, чтобы обучаясь писать, ребенок выпрямлял пальцы и не прикладывал чрезмерных усилий, что в дальнейшем может привести не только к образованию мозоли, но также значительно уменьшить скорость письма.

Проверить это можно с помощью несложного теста: для этого нужно попросить ребенка приподнять при написании указательный палец. Если ручка при этом не выпала – значит все нормально, если же возникли затруднения – стоит ещё раз проследить за правильностью исполнения.

Между кончиком ручки и указательным пальцем должно быть около четырех сантиметров. У правшей это расстояние несколько больше, но в противном случае ребенок начнет мешать самому себе видеть строку. В идеале специалисты говорят о том, что ручка и рука должны как бы составлять одну линию, не образуя больших углов.

Именно в обучении правильно держать ручку правильно и заключается большая степень успешности правописания левши в дальнейшем, но именно этот процесс может быть утомительным для родителя. Желательно делать это постепенно и учиться не на словах, а на палочках-закорлючках.

Из-за некоторых особенностей довольно часто ребенок может ни с того ни с сего начинать писать буквы, а нередко и целые слова зеркально. В этом нет ничего плохого, нужно сконцентрировать его внимание на правильном варианте.

Родителям следует научить ребенка фиксировать начало строки и следить за её соблюдением. Также желательно проводить фонетический разбор слов, что поможет ребенку соблюдать количество их составных, при этом, не меняя их местами.

Перед тем, как отправлять ребенка в школу, очень важно приучить его к некоторым видам работ для того, чтобы в дальнейшем они не вызывали у него затруднений. Одним из них является списывание с примера, для чего нужно не только ориентироваться в пространстве, но и правильно выстраивать простейшие последовательности элементов. В младшем возрасте можно просить левшу перерисовывать картинки с образца, что ставит похожие задачи.

При чтении часто дети с преобладающим правым полушарием теряют строку, поэтому им важно в этом помогать, а позже приучать следить самостоятельно за местом, отмечая его с помощью пальца или закладки.

В дошкольном возрасте желательно уже сформировать координацию между действиями правой и левой рук. Левшам как никому другому важно уметь концентрировать внимание, научиться же этому можно и в игровой манере. Хорошим подспорьем будут также творческие задания, особенно включающие в себя большое количество элементов, например паззлы или аппликации.

При обучении леворукого ребенка крайне важен психологический фактор. Ребенок и так очень раним, поэтому никоим образом нельзя показывать ему, что он чем-то отличается от других. Левши действительно обладают некоторыми отличиями, но это вовсе не является чем-то отрицательным. Даже если ребенок не будет входить в число первых учеников, не стоит сомневаться в том, что в той или иной области его талант найдет проявление.

Научить левшу писать не сложно, просто нужно проявлять внимание и терпение, учитывать особенности ребенка, и не пытаться ему навязать непривычный образ действий, вызывающий отторжение.