Домой / Для серых глаз / Бинтование ног в древнем китае. Необычный обычай или бинтование ног в китае

Бинтование ног в древнем китае. Необычный обычай или бинтование ног в китае

Каждому народу, живущему на нашей планете, присущи свои особые традиции. Иногда они не очень понятны представителям других цивилизаций. Иногда они могут вызывать осуждение у людей, не знакомых с чужой культурой. Но, тем не менее, эти традиции существовали, а некоторые даже продолжают существовать до сих пор и гармонично уживаться с повседневностью.

Обычай, о котором расскажет эта статья, восходит к глубокой древности. Он практиковался в на протяжении почти 10 столетий. Известен этот обычай как «бинтование ног». В прежние времена китайские мужчины считали, что идеальная женская красота заключается в покачивающейся подобно иве фигурке, семенящей походке и в крошечных ступнях. Последние даже имели название - «Лотосовые Ножки».

Иметь маленькие ступни были обязательным условием для всех китаянок, желающих выглядеть достойно и пользоваться уважением в обществе. Также это резко повышало их возможность вступить в удачный брак. Обычные «грубые и неотесанные» ножищи принадлежали лишь деревенским чурбанам, жителям глухих сельских глубинок. К изгоям моды прикреплялось обидное прозвище «большеногие демоны». Примечательно, что, планируя женить своего отпрыска, родители жениха сначала вопрошали родителей невесты о ее размерах ее стопы. Красота лица девушки была делом второстепенным.

Удовольствие иметь ножки, пользующиеся спросом у порядочных кандидатов на руку и сердце, обходилось представительницам слабого пола ужасной ценой. Когда девочке исполнялось 4-5 лет заботливые родители, бабушки или служанки приступали к ужасающей процедуре. Ступни малышки туго перебинтовывались особым образом, практически полностью исключавшим возможность их полноценного роста. Хорошо, что подобное еще не применяли к грудным младенцам, ведь сильные боли в ногах могли бы запросто их убить. В дальнейшем перебинтованная таким образом ступня подвергалась серьезному искривлению. Довольному взгляду сватов представала милая маленькая ножка в носочке из бинтов.

Древние китайцы искренне были убеждены в том, что родившиеся в настоящей жизни женщиной расплачиваются за прегрешения, совершенные в прошлой жизни. По их мнению, бинтование ног хотя и являлось тяжким испытанием, но помогало избежать в новой жизни очередного перерождения в женщину.

Обычно девочкам ноги бинтовали матери. И сама процедура и следующие за ней испытания доставляли немало горя и мук заложницам распространенных в то время понятий о прекрасном. Хотя материнское сердце сжималось от горя при созерцании страданий дочери, мама прекрасно понимала, что этого требуют обычаи, исходившие от самого «Сына Неба». Если же ноги бинтовала мачеха или тетя, то они обычно проявляли куда большую жесткость и безразличность к боли девочки. Существует история об одном китайском старике, который получал истинное удовольствие, наслаждаясь рыданиями своих дочерей, испытывающих адские боли при процедуре. Еще один богатый китаец прославился тем, что лично сек своих провинившихся или же просто попавшихся под горячую руку наложниц по их крошечным замотанным ступням. Сек до тех пор, пока на бинтах не проступали кровавые пятна.

Впрочем, многие китаянки, вырастая и забывая пережитые в детстве муки, начинали гордиться своими «лотосовыми ножками». При этом в разных областях Китая были собственные критерии их красоты. В одних районах предпочитали более узкие ступни, в других — ценили короткие и миниатюрные. Форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек» были совершенно разными.

Рассказывают, что в древности в Китае жила одна придворная дама, страстная любительница всего изящного и прекрасная танцовщица. Желая достичь вершин совершенства, она однажды сделала себе крошечные туфельки в виде цветков лотоса золотистого цвета. Размер их был чрезвычайно мал. Даме пришлось забинтовать свои ступни кусками шелковой ткани и долго танцевать. Ее изящная семенящая походка и покачивания вошли в легенду и послужили началом для этой традиции. Один известный эссеист, отличавшийся сильной любовью к этому модному обычаю, даже создал произведение, в котором описал 58 разновидностей «лотосовых ножек», каждую из которых он подробно охарактеризовал и оценил по собственной 9-балльной шкале.

В те времена для китайских мужчин большим удовольствием была возможность лично размотать ножку любимой, чтобы насладиться красотой идеальных пропорций, совершенным видом и, конечно же, изысканным ароматом. Бинтование ног в Китае полностью подчинилось мужским взглядам на женскую красоту. Ужасный обычай стал частью общей психологии и массовой культуры. Несчастные женщины фактически были обречены на пожизненные боли и страшные неудобства. Тяжкое увечье ступни было ценой за успех у мужчин и хорошее положение в обществе. Особенно рьяные поклонницы моды прибегали даже к услугам костоломов.

Заложницам традиций приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы красотки сильно напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком. В результате насилия над собственным телом у несчастных женщин образовывались огромные окаменелые мозоли. Ногти на искривленных пальцах врастали в кожу. Сама стопа истекала гноем, кровообращение в ступне сильно замедлялось. Даже небольшая уличная прогулка требовала от модницы громадного напряжения сил, поэтому зачастую китаянки прибегали к помощи родственников или слуг.

Согласно имеющимся данным, всего через бинтование ног прошло около миллиарда китайских женщин. Впрочем, указанная процедура долгое время являлось «табу» для публичных обсуждений, и его стыдливо замалчивали даже образованные китайцы. С появлением в стране европейцев и начала активного заимствования (и вторжения) западной культуры ситуация стала постепенно изменяться к лучшему.

Первые споры, затрагивавшие наболевший вопрос, начались в 20-х годах прошлого столетия. Шокированные увиденным в Китае европейцы строго осудили варварский, по их мнению, обычай, калечащий несчастных женщин. По их мнению, подобные традиции стали вопиющими примерами открытого порабощения, подлинного уродства и отъявленной бесчеловечности. Просвещенные китайцы, посмевшие согласиться с «иностранными дьяволами» и публично затронуть эту тему прилюдно, поначалу подвергались жестким нападкам цензуры. Некоторые из них даже были заключены в тюрьму за подрыв устоев и общественных нравов. Полностью все изменилось с приходом к власти коммунистов, запретивших этот кошмарный пережиток прошлого.

Хотите лично ощутить какие страдания приходилось терпеть юным китаянкам? В таком случае вы можете выполнить следующую последовательность действий:

Достать кусок любой материи длиной примерно 3 метра и шириной примерно 5 сантиметров.

Взять пару детских башмаков или туфель.

Попробовать подогнуть пальцы на ноге (кроме большого) внутрь стопы. Затем обернуть материей пальцы и затем пятку. Свести пальцы ног поближе друг к другу, плотно замотать остальной материей ногу вокруг стопы.

Одеть детскую обувь и попробовать немного пройтись.

Представить, что вам сейчас пять лет, а ходить так придется всю оставшуюся жизнь.

17 августа 2015, 22:51

Инструкции перед чтением текста:

Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.

Возьмите пару детских туфель.

Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.

Засуньте ногу в детские туфли.

Попробуйте прогуляться.

Представьте, что вам пять лет…

… И что вам придется ходить таким образом всю жизнь.

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности. В Х в. в Китае было положено начало физической, духовной и интеллектуальной дегуманизации женщин, выразившееся в таком явлении, как обычай «бинтования ног». Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался почти десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако художники, деятели интеллектуальной сферы и обладавшие властью женщины, противившиеся обряду, были «белыми воронами».

Их скромные потуги были обречены на провал: «бинтование ног» стало политическим институтом. Он отражал и увековечивал низшее, по сравнению с мужчинами, положение женщин в социальном и психологическом плане: «бинтование ног» жестко привязывало женщин к определенной сфере с определенными функциями – объектов секса и кормилиц детей. «Бинтование ног» стало частью общей психологии и массовой культуры, а также суровой действительности женщин числом миллион, помноженным на десять веков.

Существует распространенное мнение, что «бинтование ног» возникло в среде танцовщиц императорского гарема. Где-то между IX и XI вв. император Ли Ю приказал любимой балерине стать на пуанты. Легенда повествует об этом следующим образом:

«У императора Ли Ю была любимая наложница по имени «Прекрасная Девушка», которая обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император заказал для нее лотос, сделанный из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, «Прекрасная Девушка» кружилась, напоминая восходящее облачко».

От этого реального события перевязанная ступня получила эвфемистическое название «Золотой Лотос», хотя очевидно, что нога была перевязана свободно: девушка могла танцевать.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Классификации:

Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

Дивная (А-2): слабая и утонченная.

Бессмертная (А-3): прямая, самостоятельная.

Драгоценная (В-1): подобная паве, слишком широкая, непропорциональная.

Чистая (В-2): гусеподобная, слишком длинная и тонкая.

Соблазнительная (В-3): плоская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что ее обладательница могла противостоять ветру).

Чрезмерная (С-1): узкая, но недостаточно острая.

Обычная (С-2): пухлая, распространенного типа.

Неправильная (С-3): обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Все эти различия лишний раз доказывают, что «бинтование ног» являлось опасной операцией. Неправильное наложение или изменение давления повязок имело неприятные последствия: никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней.

Даже обладательница «Золотого Лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

не ходить с поднятыми кончиками пальцев;

не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;

не шевелить юбкой при сидении;

не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом:

«…не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

Это верно. Без повязки нога выглядела так, как на рисунке.

Физический процесс превращения нормальной ноги в то, что вы видите на рисунке, описан Ховардом С. Леви в работе «Китайское «бинтование ног». История причудливого эротического обычая».

«Успех или неуспех «бинтования ног» зависел от умелого наложения повязки около 5 см в ширину и 3 метров в длину, которая оборачивалась вокруг ноги следующим образом. Один конец закрепляли на внутренней стороне стопы и далее тянули к пальцам ног таким образом, чтобы подогнуть их внутрь подошвы. Большой палец оставался свободным. Повязку сильно стягивали вокруг пятки, чтобы она и пальцы оказались как можно ближе друг к другу. Затем этот процесс повторялся, пока повязка не была полностью наложена. Ступня ребенка подвергалась принудительному и постоянному давлению, поскольку целью являлось не только ограничение развития ступни, но и сгибание пальцев под ступню, а также максимально тесное сведение пятки и подошвы».

Как свидетельствовал один христианский миссионер,

«иногда плоть загнивала под повязкой, а иногда часть ступни отваливалась, палец или даже несколько пальцев атрофировались».

Совсем недавно, в 1934 г., пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при «бинтовании ног» в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при «бинтовании ног». Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала как отрезала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть». Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину – сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить.

За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты, и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3–4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой – когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли – как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног».

«Забинтованные ноги» были искалечены и чрезвычайно болели. Женщине фактически приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком. Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.

«Бинтование ног» нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы – они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

Миф (бывший распространённым среди китайских мужчин) утверждает, что «забинтованная нога» делала ягодицы более чувствительными и концентрировала жизненные соки в верхней части тела, тем самым делая лицо более привлекательным». Если этого не случалось, то некрасивой женщине с идеальными ногами, но неинтересной внешностью не следовало отчаиваться: титул «Золотой Лотос» А-1 компенсировал лицо класса С-3.

Возвращаясь к истории, зададимся вопросом, каким образом миллионы китайских женщин разделили судьбу той балерины? Переход от придворной танцорши к населению в целом можно рассматривать как часть классовой динамики. Император устанавливает стиль, знать его копирует, а низшие классы, делающие все возможное для продвижения «наверх», принимают эстафету. Знать соблюдала обычай с наибольшей строгостью. Слабая и беспомощная, неспособная самостоятельно передвигаться дама была скрытым от посторонних глаз украшением будуара, свидетельством богатства и привилегированного положения мужчины, который мог себе позволить держать жену в праздности, она не выполняла никакой ручной домашней работы, и ноги ей тоже были ни к чему. Только в редких случаях ей позволялось находиться вне стен дома, да и то следовало сидеть в паланкине за толстыми занавесками. Чем ниже находилась женщина на социальной лестнице, тем меньше у нее было возможностей оставаться праздной и тем больший размер имела нога. Женщина, которой приходилось работать ради блага семьи, тоже носила повязки, но они были слабее, ступня больше – она могла ходить, правда, медленно и временами теряя равновесие.

«Бинтование ног» было своего рода знаком касты. Оно не подчеркивало различия между мужчиной и женщиной: оно их создавало, а затем увековечивало во имя морали. «Бинтование ног» функционировало в качестве Цербера целомудрия для женщин целой нации, которые в прямом смысле не могли «сбежать на сторону». Верность жен и законнорожденность детей были обеспечены.

Мышление женщин, прошедших обряд «бинтования ног», было таким же неразвитым, как и их ступни. Девочек учили готовить, смотреть за хозяйством и вышивать обувь для «Золотого Лотоса». Мужчины объясняли необходимость интеллектуального и физического ограничения женщин тем, что если их не ограничивать, то они становятся извращенными, похотливыми и развратными. Китайцы верили в то, что родившиеся женщиной расплачиваются за грехи, совершенные в прошлой жизни, и «бинтование ног» – спасение женщин от ужаса еще одной такой реинкарнации.

Брак и семья являются двумя столпами всех патриархальных культур. В Китае «забинтованные ноги» были столпами этих столпов. Здесь соединились воедино политика и мораль, чтобы произвести на свет их неизбежного отпрыска – угнетение женщин, основанное на тоталитарных стандартах красоты и необузданном фашизме в сфере секса. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги. На праздниках, где обладательницы крошечных ножек демонстрировали свои достоинства, отбирались наложницы в гарем императора (что-то вроде нынешнего конкурса «Мисс Америка»). Женщины сидели рядами на скамьях, вытянув ноги, а судьи и зрители ходили вдоль проходов и комментировали размер, форму и убранство ног и обуви; никто, однако, не имел права дотронуться до «экспонатов». Женщины с нетерпением ждали этих праздников, так как в эти дни им разрешалось покидать дом.

Сексуальная эстетика (буквально «искусство любви») в Китае была чрезвычайно сложна и непосредственно связана с традицией «бинтования ног». Сексуальность «забинтованной ноги» основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений кол:)ась от 1 в неделю до 1 в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти. Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов. Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанным женщинам полагалось умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

Искусство ношения обуви было главным в сексуальной эстетике «перевязанной ноги». На ее изготовление уходили нескончаемые часы, дни, месяцы. Существовала обувь на все случаи всех цветов: для прогулок, для сна, для особых случаев вроде свадеб, дней рождения, похорон; существовала обувь, обозначавшая возраст владелицы. Красный цвет был цветом обуви для сна, поскольку он подчеркивал белизну кожи тела и бедер. Дочь на выданье делала 12 пар обуви в качестве приданого. Две специально изготовленные пары дарились свекру и свекрови. Когда невеста впервые входила в дом мужа, ее ноги незамедлительно изучались, при этом обозревавшие не сдерживали ни восхищения, ни сарказма.

Существовало также искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и вообще искусство любого движения ног. Красота зависела от формы ноги и от того, как она двигалась. Естественно, что одни ноги были красивее других. Размер ступни менее 3 дюймов и полная бесполезность были отличительными чертами аристократической ноги.

Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и оскорбляли. Вот что говорили мужчины о «забинтованной» и обычной ногах:

«Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины…

Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия…

Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует…

Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство сострадания и жалости…

Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало…

Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них…

При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично…

Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной…

Мужчины так жаждали ее, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак…

Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений…».

Изящная, маленькая, изогнутая, мягкая, ароматная, слабая, легко возбудимая, пассивная до почти полной неподвижности – такой была женщина с «забинтованными ногами». Даже образы, отраженные в названиях различных форм стопы, предполагали, с одной стороны, женскую слабость (лотос, лилия, побег бамбука, китайский каштан), а с другой – мужскую независимость, силу и быстроту (ворон с огромными лапами, ступня обезьяны). Такие мужские черты были неприемлемы для женщин. Этот факт подтверждает сказанное выше: «бинтование ног» не закрепило существующие различия между мужчиной и женщиной, а создало их. Один пол стал мужским за счет того, что превратил другой пол во что-то абсолютно противоположное и называемое женским. В 1915 г. один китаец написал сатирическое эссе в защиту обычая:

«Бинтование ног» есть условие жизни, при котором мужчина обладает рядом достоинств, а женщина всем довольна. Поясню: я китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружен в классические тексты в юности, и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть еще много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди ученых я невежда. Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд «бинтования ног» и привязанной к дому (за исключением тех моментов, когда я беру ее на руки и несу в паланкин), я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум подобен уму мудреца. Для нее я целый мир, сама жизнь».

Ясно, что китайские мужчины становились высокими и сильными за счет крохотных ножек своих женщин.

Так называемое искусство «бинтования ног» было процессом использования человеческой ноги как неживой материи для придания ей нечеловеческой формы. «Бинтование ног» было «искусством» превращения живого в бесчувственное и мертвое. Здесь нет ничего, связанного с творчеством, мы имеем дело в данном случае с фетишизмом. Этот фетиш стал основным компонентом целой культуры на протяжении почти 1000 лет.

И последнее. «Бинтование ног» стало благодатной почвой для появления и культивирования садизма, при этом явлении обычная жестокость могла трансформироваться в зверства. Вот один из кошмаров того времени.

«Мачеха или тетя при «бинтовании ног» проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок… В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям. Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач «славился» тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

«…Около 1931… разбойники напали на семью, и женщины, прошедшие обряд «бинтования ног», не смогли убежать. Бандиты, раззодоренные неспособностью женщин быстро двигаться, заставили их снять повязки и обувь и бегать босиком. Те кричали от боли и отказывались, несмотря на избиения. Каждый бандит избрал жертву и заставлял ее танцевать на острых камнях… Еще хуже относились к проституткам. Их руки пробивали гвоздями, ногти заталкивали внутрь тела, они кричали от боли в течение нескольких дней, после чего умирали. Формой пытки было привязывание женщины таким образом, чтобы ее ноги висели в воздухе, причем к каждому пальцу ноги привязывали по кирпичу, пока пальцы не вытягивались или даже отрывались».

Конец эпохи «бинтования ног»

Всю свою жизнь мы снова и снова задаемся одними и теми же вопросами. Вопросами о людях, о том, что, как и почему они делают. Как могли немцы лишить жизни 6 млн. евреев, использовать их кожу для изготовления абажуров и вырывать у них золотые зубы? Как могли люди с белой кожей продавать и покупать людей с черным цветом кожи, вешать и кастрировать их? Как могли «американцы» истребить индейские племена, забрать у них землю, распространить среди них голод и болезни? Как может продолжаться по сей день геноцид в Индокитае, день за днем, год за годом? Почему это происходит?

Женщины могли бы задаться другой серией трудных вопросов: почему ходу истории сопутствовало повсеместное угнетение женщин? Какое право имели инквизиторы сжигать женщин на кострах, называя их ведьмами? Как могли мужчины идеализировать перевязанную ногу искалеченной женщины? Как и почему?

Традиция «бинтования ног» существовала около 1000 лет. Как оценить это преступление? Как измерить жестокость и боль, наполнившие эту тысячу лет? Как проникнуть в суть тысячелетней женской истории? Какими словами описать ту страшную реальность?

Здесь мы не имеем дело со случаем, когда одна раса хотела войны с другой из-за пищи, земли или власти; одна нация не сражалась с другой во имя реального или мнимого выживания; одна общность людей в приступе истерии не истребляла другую. К этой ситуации не подходит ни одно традиционное оправдание или объяснение такой жестокости. Напротив, здесь один пол калечил другой в интересах эротики, гармонии между мужчиной и женщиной, распределения социальных ролей и красоты.

Представьте масштаб совершенных преступлений.

Миллионы женщин в течение 1000 лет подвергались нанесению жестоких увечий и становились калеками во имя эротики.

Миллионы людей в течение 1000 лет подвергались нанесению жестоких увечий и становились калеками во имя красоты.

Миллионы мужчин в течение 1000 лет наслаждались любовной игрой, связанной с обожествлением перевязанной ноги.

Миллионы матерей в течение 1000 лет наносили увечья и калечили своих дочерей во имя прочного брака.

Однако этот тысячелетний период является только верхушкой страшного айсберга: крайние проявления романтических отношений и ценностей, имеющих корни во всех культурах как сейчас, так и в прошлом, показывают, что любовь мужчины к женщине, его сексуальное обожание женщины, восторг и удовольствие, получаемое от нее, само ее определение как женщины требовали ее уничтожения, нанесения физических увечий и психологической лоботомии. Это и есть природа той романтической любви, которая основана на противоположных поведенческих ролях и отражена в истории женщины на протяжении веков, а так же в литературе: он торжествует во время ее агонии, он обожествляет ее уродливость, он уничтожает ее свободу, использует женщину только как объект сексуального удовлетворения, даже если для этого требуется поломать ей кости. Жестокость, садизм и унижение возникли как основное ядро этики романтизма. Это уродливое ответвление культуры, какой мы ее знаем.

Женщина должна быть красивой. Все носители культурной мудрости начиная со времен царя Соломона сходятся на этом: женщины должны быть прекрасными. Благоговение перед женской красотой питает романтизм, дает ему энергию и оправдание. Красота трансформирована в сей золотой идеал. Красота является абстрактным объектом обожания. Женщина должна быть красивой, женщина есть сама красота.

Понятие красоты всегда включает в себя всю структуру данного общества и является воплощением его ценностей. Общество с четко выраженной аристократией имеет аристократические стандарты красоты. В западных «демократиях» определения красоты являются «демократическими» по сути: даже если женщина не рождена красивой, она может сделать себя привлекательной .

Вопрос заключается не в том, что некоторые женщины некрасивы и поэтому несправедливо судить о женщинах по их физической красоте; и не в том, что раз мужчины не делятся по этому принципу, то женщин тоже нельзя делить подобным образом; и не в том, что мужчины должны прежде всего обращать внимание на внутренние качества женщин; и не в том, что наши стандарты красоты являются, по сути, ограниченными; и даже не в том, что оценка женщин касательно этих стандартов красоты приводит к превращению их в некое изделие или имущество, которое отличается от любимой коровы фермера только внешней формой. Вопрос коренится в другом. Стандарты красоты точно отражают отношение человека к своей физической сущности. Они предписывают женщине необходимые черты: быстроту, непредсказуемость, ту или иную походку, то или иное поведение в разных ситуациях. Они ограничивают ее физическую свободу. И, конечно, они устанавливают основополагающие отношения между физической свободой и психологическим развитием, возможностями интеллекта и созидательным потенциалом.

В нашей культуре ни одна часть женского тела не осталась незамеченной, неулучшенной. Ни одна черта, ни одна конечность не осталась без внимания искусства, невредимой и неисправленной. Волосы окрашиваются, лакируются, выпрямляются, завиваются; брови выщипываются, подкрашиваются, подчеркиваются; глаза подводятся, подкрашиваются, оттеняются; ресницы подвиваются или накладываются искусственные – от макушки до кончиков пальцев все черты, черточки и части тела обрабатываются. Этот процесс бесконечен. Он движет экономику и является основой ролевой дифференциации мужчин и женщин, самым непосредственным физическим и психологическим проявлением женщины. С 11 или 12 лет и до конца жизни женщина проводит массу времени, тратит массу денег и энергии на «затягивание» себя, выщипывание волос, изменение или избавление от естественных запахов. Распространено достаточно спорное заблуждение, что мужчины-трансвеститы, используя макияж и женскую одежду, являют собой карикатуру на женщин, какими бы те могли стать, но любой человек, знакомый с романтической этикой, поймет, что эти мужчины проникают в суть бытия женщины как идеологически сконструированного существа.

Технология и идеология красоты передаются от матери к дочери. Мать учит дочь красить губы, брить подмышки, носить бюстгальтер, стягивать талию и ходить в обуви на высоком каблуке. Каждый день мать учит дочь поведению, роли и месту в жизни. И она обязательно учит свою дочь психологии, определяющей женское поведение: женщина должна быть красивой, чтобы радовать абстрактного и влюбленного Его. То, что мы назвали этикой романтизма, так же ярко проявляется в Америке и Европе XX в., как и в Китае Х в.

Этот культурный перенос технологии, роли и психологии очевидным образом влияет на эмоциональные отношения между матерью и дочерью. Он существенно подкрепляет амбивалентную динамику «любовь – ненависть» таких отношений. Что должна чувствовать китайская девочка по отношению к матери, «бинтовавшей» ей ногу? Что чувствует ребенок по отношению к матери, заставлявшей его совершать действия, причиняющие боль? Мать принимает роль насильника, используя соблазнение и принуждение в любых формах, чтобы заставить дочь соответствовать нормам культуры. Именно потому, что такая роль становится главной в отношениях «мать – дочь», в будущем проблемы между ними становятся неразрешимыми. Дочь, отвергающая навязанные матерью нормы, вынуждена отказаться от своей матери, согласиться с ненавистью и обидой, отчуждением от матери и общества настолько сильным, что собственное женское естество оказывается уничтоженным. Дочь, воспринявшая эти ценности, будет поступать так же, как поступали с ней, и ее скрытые ярость и обида будут направлены на ее собственную дочь и мать.

Боль является неотъемлемой частью процесса ухода за собой, и это не случайно. Выщипывание бровей, бритье подмышек, затягивание талии, обучение ходьбе в обуви на высоких каблуках, операции по изменению формы носа или завивка волос – все это боль. Боль, конечно, дает прекрасный урок: никакая цена не может быть чрезмерной для того, чтобы стать красивой: ни отвратительность процесса, ни болезненность операции. Принятие боли и ее романтизация начинаются именно здесь, в детстве, в социализации, служащей подготовке женщины к родам, самоотречению и угождению супругу. Детский опыт «боли становления женщиной» придает женской психике мазохистский оттенок, приучая к принятию такого своего образа, который основан на пытках тела, удовольствии от пережитой боли и ограничении в передвижении. Он создает характеры мазохистского толка, обнаруживаемые в психике уже взрослых женщин: услужливых, материалистичных (поскольку все ценности сводятся к телу и его украшению), интеллектуально скудных и творчески бесплодных. Он превращает женский пол в менее развитый и более слабый, как бывает неразвитой любая отсталая нация. Фактически последствия этого навязанного отношения женщин к своим телам являются настолько важными, глубокими и обширными, что вряд ли какая-нибудь сфера человеческой деятельности останется незатронутой ими.

Мужчинам, естественно, нравятся женщины, которые «ухаживают за собой». Отношение мужчины к накрашенной и модной женщине есть приобретенный и навязанный обществом фетиш. Достаточно вспомнить мужскую идеализацию «забинтованных ног», чтобы узнать здесь ту же социальную динамику. Романтические отношения мужчины и женщины, основанные на ролевых различиях, превосходство, построенное на культурно обоснованном подавлении женщин, а также на чувствах стыда, вины и страха у женщин и в конечном итоге на сексе, – все это связано с закреплением тягостного императива по уходу женщин за собой.

Вывод из этого анализа «любовной» этики ясен. Первым шагом в процессе освобождения (женщин от угнетения, мужчин – от несвободы их фетишизма) является радикальное переосмысление отношения женщины к своему телу. Оно должно быть освобождено даже в буквальном смысле: от косметики, тугих затягивающих поясов и прочей ерунды. Женщины должны перестать калечить свои тела и начать жить так, как им удобно. Возможно, новые представления о красоте, которые тогда возникнут, будут полностью демократичными и демонстрирующими уважение к человеческой жизни в ее бесконечном и прекрасном разнообразии.

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к 10-му веку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Классификации:

Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

Дивная (А-2): слабая и утонченная.

Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

  1. не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
  2. не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
  3. не шевелить юбкой при сидении;
  4. не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

«Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные лотосовые ножки были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой.

Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10–14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: „Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть“.

Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3–4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

«Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

Еще в детстве, я слышала рассказы от родителей, что в Японии маленьким девочкам надевали на ноги деревянные колодки. Ступня не росла и ножка оставалась маленькой.

Я представляла себе, как девочки ходят в тесных колодках и они жмут им ножки и мне было жалко этих детей. Насколько этот способ варварский и жестокий, я узнала только став взрослым человеком.

Жестокий обычай деформировать стопы ног девочек, превращая их в кукольные лотосовые ножки, практиковался в аристократических семьях Китая и Японии с начала десятого века прошлого тысячелетия и являлся пропуском в счастливую жизнь.

Китайским девочкам с раннего возраста внушали, от чего зависит их безобидная жизнь и блестящий брак. Ведь от размера ступни девушки зависела ее красота и элегантность, (так считалось в обществе). Чем меньше ножка, тем престижнее невеста.

Изуродованные ступни ног меняли походку девушек, им сложно было держать равновесие на кукольных ножках, и они раскачивались при ходьбе, словно былинки на ветру, хотя и передвигались маленькими шажками. Поэтому высокопоставленные особы, прибегали к помощи и поддержке своих слуг, что впоследствии сложилось в убеждение, что дамам, принадлежащим к высокому обществу, не следует ходить самостоятельно, а только с поддержкой.

Здоровые ноги в то время означали принадлежность к низшим слоям населения и ассоциировались с крестьянским трудом. Варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. Сейчас осталось лишь небольшое количество долгожительниц с лотосовыми ножками.

Как возник жестокий обычай, уродующий ноги девочек?

Существует несколько легенд, которые объясняют возникновение обычая бинтовать туго ноги, чтобы они не росли.

Одна из версий гласит , что наложница императора из династии Шан имела косолапость и всячески скрывала этот недостаток. Она попросила императора, чтобы он издал указ об обязательном бинтовании всем девушкам во дворце своих стоп. Таким образом, ее недостаток был спрятан под бинты и она красиво танцевала…

По другой легенде , любимая императором наложница имела красивые маленькие ступни ног. Она танцевала босиком перед императором на золотом помосте с изображениями цветов лотоса.

Император так восхищен был изяществом ног танцующей девушки, что воскликнул, что от прикосновения ее ножек цветы лотоса расцветают. Историки предполагает, что возможно, тогда возникло сравнение стопы ноги с лотосом. Но, опять же, здесь нет упоминания о бинтах.

В третей версии говорится о том, что император приказал своей наложнице забинтовать ноги полосками белого шелка так, чтобы ступни напоминали нераскрывшийся цветок лотоса. Девушка туго спеленала свои ступни и танцевала на носочках. А придворные женщины стали подражать ей и это превратилось в традицию.

Забинтованные ножки стали признаком особой красоты и своеобразным атрибутом для удачного замужества. Маленькая ножка давала возможность девушкам из бедных семей вступить в выгодный брак.

Поэтому в одной из провинций Китая, уже в 19 веке, в бедных семьях стало традицией бинтовать ноги старшим дочерям, чтобы выгодно отдать их замуж, младшим же дочерям был уготовлен удел выполнения домашней работы и брак с крестьянином.

Идеальная ступня ноги не должна была быть более 7 см в длину, такие ножки назывались «золотыми лотосами», «серебряные» — должны быть до 10 см в длину, а «железные»- стопы ног более 10 см.

Многие бедные семьи готовы были отдать в жертву дочь, чтобы избавить себя от голода и лишений.

По сведениям историков забинтованные ноги ограничивали женщин в движении, им трудно было передвигаться самостоятельно, без помощи слуг, что подчеркивает распространенную средневековую философию Конфуция, о том, что женщина должна быть слабой и пассивной, поскольку в ней заложено начало Инь, которое и несет эту пассивность.

Деформированная стопа подчеркивала эту слабость. Женщины должны быть в подчинении мужчин, они не могли участвовать в политической жизни страны, их удел был сидеть дома. Лотосовая ножка у китаянок стала символом женского целомудрия и мужской власти.

Женщина с лотосовыми ножками в семье показывала привилегированность положения ее супруга, это говорило о достатке в доме, коль супруг мог держать жену в праздности.

Процесс формирования бинтами лотосовых ножек у китаянок

Обычно, бинтование начинали с 4-5 лет, когда стопа ноги была полностью сформирована, чаще выбирали осень или зиму, в связи с тем, что холод несколько снимал боль, немного снижалась чувствительность, а самое важное — меньше была угроза инфицирования.

В богатых семьях за девочками с забинтованными ногами прикреплялась служанка, которая при сильных болях носила девочку на руках и помогала ей во всем. Процесс формирования лотосовых ножек был длительным, на это требовалось 2-3 года и проходил он в несколько этапов:

Начальный или «попытка бинтования»

Ножки девочки хорошо промывают, коротко подстригают ногти и обмазывают специальными квасцами (смесь лекарственных трав с кровью животных). Для бинтования использовали хлопковые бинты длиной 3 метра и шириной 5 см, которые обильно смачивались в квасцах.

Затем 4 пальчика с силой прижимались к подошве и вдавливались в нее. Иногда хрупкие косточки девочек не выдерживали и пальчики ломались. В таком состоянии их туго стягивали бинтами, после каждого оборота ткани вокруг стопы повязка туго натягивалась, иногда сшивалась, чтобы не ослабла. На забинтованные ножки надевали специальные носки и туфли с узкими носками, как у месяца или у бутона лотоса.


Девочек заставляли ходить, чтобы вес тела способствовал быстрейшему формированию ноги, кроме этого, ходить было просто необходимо, чтобы хоть как-то увеличить кровообращение в стопе, чтобы не наступил некроз тканей.

Ходить им полагалось по 5 километров в день. Со стопами, стянутыми в неестественной форме, иногда сломанными пальцами ходить было невозможно, девочки постоянно плакали от боли, тогда применяли взрослые наказания. Иногда их били прямо по больному месту — по ножкам.

Если у девочки была слишком маленькая ножка (в 5 см), она вообще не могла ходить, теряя равновесие. Таких девочек носили на руках. После замужества, их до конца жизни носили на руках слуги.

Второй этап бинтования или «затягивания»

Этап длился около 6 месяцев. В этот период бинты накладывались еще туже, чтобы ножка уменьшалась в размере. Поэтому повязку меняли каждый день, но только в богатых семьях, где уход за формированием лотосовых ножек был лучше. А в крестьянских семьях иногда наложенный бинт не снимался целый год (запах от ног стоял зловонный).

Ноги обмывали, снимали некротические ткани, обрезали вросшие ногти, иногда делали массаж, чтобы стопы были более податливыми при сгибании, если косточки «не подчинялись» и не складывались к стопе их подвергали ударам и снова ломали, смазывали квасцами и снова накладывали бинты.

Хоть была популярной пословица в те времена «Мать не может любить одновременно свою дочь и ее ноги», все же к бинтованию ног приглашали знакомых, поскольку у матери всегда появлялось чувство жалости к своему ребенку и она могла забинтовать ножки слабо.


Третий этап — «тугое бинтование»

Если на первом и втором этапе сворачивали ступню вдоль, подгибая 4 пальца к подошве и делали ее предельно узкой с острым носком, на этом этапе, носок ступни подтягивали к пятке. Если косточки не поддавались, их ломали снова.

Четвертый этап — «бинтование дуги»

На этом этапе процесс формирования дуги стопы усиливали, стягивая ногу бинтами. В идеале должен был сформироваться высокий подъем стопы, чтобы под его сводом могло поместиться куриное яйцо. Дугообразная стопа, похожая на натянутый лук, считалась красивой.

Пожилая китаянка в 1934 году, так рассказывала о варварском обычае:

» До 7 лет я была счастливым ребенком, любящим подвижные игры. В первый лунный месяц моего седьмого года мне прокололи уши и вдели золотые сережки. На второй лунный месяц, настал день бинтования ног. Мачеха вымыла мне ноги и смазала их квасцами, а затем согнула четыре пальца к подошве и туго забинтовала бинтом, сначала одну, а потом другую ногу.

После этого она надела на мои ноги специальные туфли и приказала мне пройтись. Я не смогла сделать и шага от нестерпимой боли. В эту ночь мне запретили снимать туфли, мои ноги горели от боли, я не могла спать и только плакала. Если я просила снять повязки, то меня били.

Ногти мои врастали в тело, гноились и дурно пахли, но мне не позволялось менять повязки и вытирать кровь и гной. Каждые две недели меняли мою обувь и выдавали на 3-4 мл меньше, чем я носила раньше. Ботинки с трудом налазили на ногу, а когда я хотела отдохнуть, мне не разрешали и заставляли ходить. Постепенно моя нога деформировалась и уменьшалась, а когда я сменила 10 пар обуви, мои ноги к этому времени стали на 10 см меньше.

Летом ноги ужасно пахли, а зимой постоянно мерзли из-за тугих бинтов, которые ограничивали кровообращение. Когда рядом не было взрослых мы плакали с младшей сестрой от боли, которой забинтовали ноги немного позже.

Чтобы мои ножки стали размером — 8 см, мне потребовалось на это почти 3 года мучений. Ногти вросли в тело, стопы невозможно было почесать, они стали уродливыми, скрюченными, со зловонным запахом. Как я завидовала девушкам, которые имели естественную стопу»

Только года через четыре, боль при бинтовании ноги становилась менее мучительной, но деформированные ноги болели у женщин всю жизнь. Так же, на протяжении всей своей жизни женщинам приходилось накладывать бинты самостоятельно. Для этого были созданы все условия: специальные стульчики для бинтования ног, с выдвижными ящичками, в которых были все необходимые принадлежности.


В семьях бедняков бинтование ног начиналось гораздо позже, ведь девочки работали на поле и повязки накладывались не такие тугие, поэтому, став взрослыми, женщины с перебинтованными ногами продолжали заниматься тяжелой работой.

Какие проблемы со здоровьем возникали у женщин с лотосовыми ножками?

Самой распространенной проблемой, которая сопровождала этот варварский обычай была инфекция. Ногти под тугими бинтами врастали в тело, вызывая воспаления и загноения. Чтобы избежать этого, варвары иногда вырывали ногти девочкам. Надо отметить, что ломание костей и вырывание ногтей детям делалось по живому телу.

Кровообращения под бинтами было очень слабым, и совсем отсутствовало в пальцах, поэтому пальцы все время гноились. Если инфекция переходила на кости и пальцы отпадали, то этому только радовались — ведь это помогало еще туже натянуть бинты.

Если у девочек были широкие стопы, то в них втыкали осколки стекла или черепицы, чтобы спровоцировать инфекцию, которая ведет к некрозу. А отмирание тканей делает стопу меньше. От попадания инфекции в кровь дети умирали, если выживали, то инфекционные заболевания ее сопровождали всю жизнь.

Процесс формированиия лотосовых ножек у китаянок, сопровождался сломанными косточками на протяжении нескольких лет, а когда позже кости срастались, то оставались до конца жизни хрупкими. Поэтому взрослые женщины страдали переломами ног и бедер, женщины с трудом держали равновесие на своих «копытцах», им трудно было подняться из положения сидя.

Ученые в 90-е годы провели исследования, сравнивая состояние здоровья между пожилыми женщинами с лотосовыми ножками и нормальными ногами и пришли к выводу, что после варварских методов формирования стопы у женщин с лотосовыми ножками изменялась масса костной ткани, что чаще приводило к возникновению остеопороза.

Специальная обувь для лотосовых ножек

Для девочек и женщин с забинтованными ногами шили специальную обувь «туфельки- лотосы», по своей форме напоминающие бутон нераскрывшегося лотоса. Туфельки были настолько малы, что умещались на ладони руки.

Шили туфельки из кожи, хлопка, шелка. Аристократки носили только шелковые туфельки, на которых вышивка была даже на подошве, что говорило о том, что туфельки не предназначались для ходьбы. Иногда им делали каблучок.

Вид красивой туфельки приводил мужчин к эротическому возбуждению, поэтому шитью «туфелек — лотосов» придавалось особое значение. Иногда женщины сами шили себе туфельки, у них были для этого все приспособления и их обучали данному мастерству с раннего детства.

Ночью лотосовые ножки спали тоже в туфлях, только специальных, которые отличались от дневных своими вышивками, это были изображения эротического содержания — «картинки весеннего дворца».

Как воспринимали этот обычай женщины?

Женщины воспринимали эту жестокость по отношению к ним, как необходимость, ведь к женщинам с нормальными ногами относились в то время с презрением, называя «босоногими».

При сватовстве, первым делом жених интересовался длиной стопы невесты, и если ее размер превышал 13 см, то девушку оскорбляли, срывали с нее юбку.

Если муж узнавал действительный размер уже после помолвки и он не соответствовал заявленному, он имел право расторгнуть ее.

Женщины с забинтованными ногами могли рассчитывать на удачный брак, они могли получить работу прислуги в богатом доме, с нормальными стопами в богатые дома женщины не допускались. Пропуском для получения легкой работы была маленькая ножка, с более длинной стопой, женщинам поручали самую грязную и тяжелую работу по дому.

Поэтому девочки были готовы терпеть любую боль, лишь бы иметь лотосовые ножки. А если случалось, что мать, жалея свою дочь накладывала слабые повязки на ноги и их длина в последствии не подходила под принятые стандарты, то дочь до конца жизни, корила за это свою мать.

Как воспринимали лотосовые ножки мужчины?

Деформированные стопы в китайской культуре считались эротичными. На самом деле, сексуальность лотосовых ножек у китаянок была надуманной, она основывалась лишь на том, что всегда была скрыта от глаз.

И в русской литературе упоминаются случаи, когда в старину женщины носили длинные платья, то мужчины умирали от восторга, увидев женскую лодыжку, от неосторожного или специального приподнимания краешка платья.


Чтобы не терять своего эстетического наслаждения, мужчины старались не смотреть на женские стопы без повязки. Действительно, какое уж там наслаждение может испытывать человек глядя на уродство стопы.

Поэтому женщины имели право на ночь ослабить бинты и надеть ночные, эротические туфельки, на которых были изображены обнаженные женщины, но в ночных туфельках.

Какие только «игры» не придумывали мужчины с лотосовыми ножками: в книгах тех времен их описано до 48, только способов эротического прикасания к ноге насчитывалось 11 вариантов.

Мужчины изощрялись в составлении классификации лотосовых ножек, в которую входило до 60 различных описаний, вот некоторые из них:

  • божественная - в высшей степени пухлая, мягкая и изящная;
  • дивная - слабая и утончённая;
  • бессмертная - прямая, самостоятельная;
  • драгоценная - слишком широкая, непропорциональная;
  • чистая - слишком длинная и тонкая;
  • соблазнительная - плоская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что её обладательница могла противостоять ветру);
  • чрезмерная - узкая, но недостаточно острая;
  • обычная - пухлая, распространённого типа;
  • неправильная - обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Бытовало мнение среди мужчин, что лотосовые ножки, активизируют здоровье женщины и женскую сексуальность, способствуют деторождению. На самом же деле, атрофические стопы давали большую нагрузку на бедра женщины, от чего они отекали.

А у мужчин возникали эротические фантазии, они воспринимали этот признак бедер болезненного состояния, как «пухлые и сладострастные». Считалось, что постоянные боли ступней и необычная походка лотосовых ножек, укрепляют внутренние мышцы половых органов, вызывая мышечные спазмы, а мужские прикосновения к деформированным стопам вызывают сексуальное возбуждение женщины.

Одним из эротических наслаждений мужчин, являлось созерцание следов на снегу от кукольных ножек женщин.

В начале статьи я упомянула, что варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. На самом деле, бинтование продолжалось до 1949 года, пока на него не наложили полнейший запрет коммунисты, пришедшие к власти.

Этот запрет существует и по сей день, хотя обувь для женщин с забинтованными ногами, продолжали выпускать почти до 2000 года, ведь лотосовые ножки еще живы.

Долгожительниц с забинтованными ногами с каждым годом остается все меньше…

☀ ☀ ☀

В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму . Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!

Непременно должна была иметь чарующий взгляд, семенящую походку, покачивающуюся, словно ива, фигурку и «лотосовую ножку». Конечно, получить такое «приданое» было непросто. Но современные красавицы вряд ли догадываются о том, что их стильные «лодочки» - всего лишь слабая и безобидная копия миниатюрных «лотосовых туфелек», которые на протяжении веков меняли ступни и судьбы девушек в Китае.

В стиле Ю

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому Средневековью, хотя точное время его зарождения доподлинно неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала, изгибаясь, подобно иве или молодому месяцу. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции. Красавицы китаянки принялись подражать Ю, и вскоре мода на маленькие ножки стала повсеместной.

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже сто лет (бинтование официально запретили в 1912 году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучими. Даже сейчас можно встретить молодых китаянок, которые, решив пококетничать на людях, начинают совершенно подсознательно имитировать семенящие шажки «лотосовых ножек».

И они не одиноки в своем подражании древнекитайской моде. Пару веков назад удерживающие титул королев моды парижанки тоже усердно копировали «лотосовые туфельки», зорко приметив их рисунок на китайском фарфоре. А французские дизайнеры Нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали ее не иначе как «китайские туфли».

Обычай бинтования ног был привилегией женщин из высших слоев китайского общества, не считая певичек-проституток. Миниатюрная ступня считалась важнейшим критерием элегантности, вкуса и сексуальности. Естественно, живучесть этого странного специфического обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.

Добровольная экзекуция

Ученые подсчитали, что за время, прошедшее с момента появления обычая, через бинтование ног прошли около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани, до тех пор пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали горизонтально, чтобы выгнуть стопу, как лук. Со временем, стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх, обретая вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно воспетой в поэзии иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться только при помощи посторонних.

Бинтование ног стало частью общей психологии и культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем - о ее лице. Ступня считалась главным женским достоинством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

В старину в Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к десяти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

Размеры «лотосовой ножки» были важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как походили на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе такую роскошь, как бинтование ног.

В разных областях Китая были модными разные формы «лотосовых ножек»: в одних предпочитали более узкие ножки, в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек». Неизменным на протяжении веков оставалось одно: диким и ужасным способом девушек обрекали стать калеками на всю жизнь, меняя им не только форму стопы, но и будущее.

Заложницы традиций

Это трудно представить, но «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и плотских вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у китайцев сильнейший приступ сексуального возбуждения. Не говоря уже о ее «раздевании», которое было вершиной сексуальных фантазий сильной половины. Исходя из литературных канонов, идеальные «лотосовые ножки» для мужчин были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.

Правда, сами китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Хотя бинтование ног являлось опасным - неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней, а потому они снова и снова проходили через эту процедуру, чтобы затем, заполучив-таки вожделенные идеальные ножки, всю жизнь быть обреченными на физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до настоящего костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять и нормально себя чувствовать.

Кроме того, женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже «просвещенные» китайцы.

Впервые тема «лотосовых ножек» стала предметом общественных дискуссий в 1860-х, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев «лотосовые ножки» стали позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. В 1875 году английский миссионер Джон Макгован, потративший 15 лет на борьбу с бинтованием ног, собрал китайских женщин-христианок в Сямыне и предложил им подписать обещание отказаться от этого обычая. Лишь 9 прихожанок последовали его увещеваниям, пообещав не бинтовать ноги своим дочерям. Вторившие европейцам китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов.

Но в 1894 году, при поддержке знаменитого реформатора Кан Ювэя, было основано Общество отказа от бинтования ног, которое, в итоге, насчитывало более 10 000 членов. В 1898 году в докладе императору по поводу реформ 8 Китае Кан не преминул напомнить, что «ничто не унижает нас столь сильно, как бинтование ног».

Но окончательно отказаться от такого жестокого обычая в Китае смогли только в XX веке. Однако и сейчас среди китайцев, рожденных не позже 1970-х годов, можно встретить тех, кто помнит, что у их бабушек были такие маленькие ножки. А женщины, обладающие таким «сокровищем», и сейчас, в XXI веке, уверены, что «лотосовые ножки» - их самое главное достоинство.

Мужчины в Китае были уверены, что:

Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
. женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
. ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны. а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
. при ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
. только крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений..