Последние статьи
Домой / Для зеленых глаз / Как бороться с детской ленью 12 лет. Как бороться с подростковой ленью? А сейчас предостережение о возможной ошибке

Как бороться с детской ленью 12 лет. Как бороться с подростковой ленью? А сейчас предостережение о возможной ошибке

Очень часто родители жалуются, что их ребенок ленивый, ни чего не хочет. Так что же стоит за так называемой «ленью»?

Причиной подростковой «лени» в учебе, могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

Как правило, родители следят за самочувствием своего ребенка, но иногда подростка, у которого недомогание из-за вялотекущей, начинающейся болезни обвиняют в лени.

Гормональные изменения, бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения в подростковом возрасте - всё это отражается на функциональных состояниях подростка, и могут сопровождаться ощущением усталости.

Возможно «безделье» подросткасвязанно с тем, что он не знает, чем себя занять. Детские игры его уже не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему не нужными и неважными. Подросток не хочет ни походить на родителей, ни быть послушной марионеткой: «Делай уроки», «Убери комнату», «Выброси мусор»… всё это вызывает протест.

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Ведь не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти.

Бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу загруженную делами жизнь и подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.

Очень часто родители часто сами провоцируют лень у подростков:

  • - оберегают детей до определенного возраста от любых дел;
  • - выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;
  • - демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;
  • - не дают правильной, привлекающей внимание цели для ребенка, не создают правильной установки;
  • - встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;
  • -не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка.

Как же бороться с ленью?

Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.

Но если лень уже пустила корни, не стоитпытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.

Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.

Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.

Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.

Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.

Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.

Если подросток ничем не интересуется,возможно, проблема в семье. Возможно,родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят... И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».

Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача. Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит.

Кризис подросткового возраста связан с изменениями в жизни. В 11-13 лет он чувствует себя взрослым, независимым, поэтому любые просьбы старших кажутся ему несущественными. Он становится ленивым.

Это может быть связано с такими причинами:

  • Темперамент. Если школьник ленится в учебе, это связано с психологическими свойствами его личности. Холерику сложно сосредоточить внимание на словах учителя, поэтому со временем интерес к учебе пропадает, появляется лень.
  • Отсутствие интереса. Чтобы сын был активным в любом виде деятельности, его необходимо заинтересовать. Недостаток мотивации всегда порождает лень.
  • Неуверенность в себе. Человек может бояться делать что-то новое, поскольку сомневается в успешных результатах его деятельности.
  • Переутомление. Слишком большие нагрузки отрицательно сказываются на физической активности. У всех должно быть время для отдыха.

Главное, вовремя выявить причину лени у подростка. Иначе с каждым годом он будет становиться все более ленивым и не сможет что-то делать самостоятельно.

Родители должны помогать справиться с подростковым кризисом. Для этого необходимо учитывать ряд рекомендаций:

  • Необходимо выслушивать школьника, интересоваться его проблемами и помогать их решать. Он должен понимать, что его мнение учитывается, а родители заботятся о нем.
  • Следует обратить внимание на сон. Часто человек невнимателен, не собран и ленив из-за бессонницы, причиной которой может быть влюбленность или перенесенный стресс.
  • Нужно объяснить школьнике, что у него есть ряд обязанностей, которые он должен выполнять. Но нельзя допускать, чтобы вся работа по дому была на его плечах. Даже если родители каждый день на работе, ему тоже нужно время для досуга. Рекомендуется составить список домашних обязанностей для каждого члена семьи.

В подростковом возрасте очень важна забота родителей. Поэтому не следует пытаться справиться с ленью, заставляя подростка что-то делать. Он сам должен понять важность активной деятельности.

Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым. Скорее всего, он просто ленится. Почему так происходит и как справиться с детской ленью, расскажет «Я - Родитель».

Причины детской лени

1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека

Причин детской лени - множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку - разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»?

2. Особенности темперамента

Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на . Может быть, ваш малыш - холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.

3. Скука

Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или воспитатели в детском саду постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.

Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в детском саду и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами - например, убирать игрушки. То же случается, когда вечернюю прогулку с ребенком мама с папой заменяют на просмотр телевизора: малышу не удается выплеснуть свою энергию - он обижается, злится и, безусловно, ни о каком удовольствии от помощи по дому в таком случае уже не может идти и речи.

4. Непонимание: зачем это делать?

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно.

5. Незаинтересованность

Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие.

6. Боязнь неудачи

Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.

Как бороться с детской ленью?

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

    Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут - ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.

Переход от младшего школьного возраста к подростковому может даться вашему ребенку нелегко. Ваш подросток, скорее всего, уже столкнулся с гормональной бурей, возросшей ответственностью и поиском своего места в среде старшеклассников. Но это вовсе не значит, что вашему подростку теперь можно слоняться по дому, пренебрегать своими домашними обязанностями и откладывать выполнение домашних заданий. Справиться с подростковой ленью можно с помощью создания базовых правил и требования их выполнения, мотивации ребенка на выполнение домашней работы и прочих обязательств, а также за счет общения с подростком на разные темы, в том числе по поводу проблем, с которыми он может столкнуться в школе или дома.

Шаги

Общайтесь со своим подростком

    • Выстраивайте диалог. Демонстрируя своему подростку внимание к тому, о чем он говорит, и уважение к его мнению, вы придадите ему уверенности, чтобы общаться с вами честно и открыто. Давайте возможность задавать вопросы и проявлять самостоятельность.
    • Пример того, как можно начать такой разговор: "Как дела в школе?" "Какие успехи в секции?" "Тебе понравилась вечеринка в воскресенье?"
    • Дайте своему подростку понять, что вы заботитесь о том, что происходит в его жизни, и что вы всегда рядом и готовы его выслушать. "Ты знаешь, что всегда можешь поговорить со мной, если у тебя проблемы в школе или что-то тебя расстроило". "Я здесь, чтобы выслушать тебя, если тебе когда-нибудь будет нужно поговорить". "Не забывай, ты можешь просто выговориться, а я буду просто слушать".
  1. Поинтересуйтесь у своего подростка, как он спит . Большинство подростков могут казаться ленивыми или несобранными, хотя, на самом деле, они просто страдают от недостатка сна. В отличие от взрослых, дети в переходном возрасте биологически больше предрасположены засыпать позднее и просыпаться поздним утром, а не ранним. Поэтому в тот момент, когда вы поднимаете своего подростка в 7 или 8 утра и отправляете в школу, его естественный цикл сна нарушается, и он может производить впечатление ленивого, невнимательного и незаинтересованного человека, хотя все это лишь симптомы недостатка сна. Именно поэтому так важно, чтобы ваш ребенок ложился спать вовремя и каждую ночь мог спать полных восемь часов. Только так вы предупредите лень с его стороны и обеспечите ему достаточное количество энергии на весь день.

    • Обсудите со своим подростком привычки, связанные со сном и режим сна. Постоянство режима сна, даже по выходным, позволит установить естественный цикл сна и обеспечить организм достаточным количеством отдыха. Например, если в течение пяти дней недели подростку необходимо просыпаться в 7 часов утра, необходимо ложиться спать не позднее 22:30, чтобы обеспечить полноценный восьмичасовой сон. Далее стоит попробовать придерживаться того же режима и в выходные дни, чтобы не нарушать естественный цикл сна.
  2. Объясните своему ребенку ценность обязательств и выполнения своих обязанностей. Многие подростки готовы на что угодно, лишь бы не делать работу по дому, поскольку они не видят в ней никакой ценности. Им кажется: "Подумаешь, я не вынесу мусор или не уберу в своей комнате. Какое это имеет значение?" Вам как родителю важно объяснить, что, на самом деле, вам тоже не всегда хочется заниматься домашними делами, и вы могли бы посвятить это время чему-то другому. Но выполнение работы по дому и прочие жизненные обязанности – часть ответственности каждого члена семьи.

    • Обратите внимание на важность командной работы и сотрудничества всех членов семьи, чтобы домашние дела и обязанности были равномерно распределены между всеми. Следует объяснять подростку, что вам тоже часто не нравится выполнять домашние обязанности, но вы все равно это делаете рада блага всей семьи – этим вы научите его видеть истинную причину выполнения любых неприятных обязанностей и заданий. А понимание причины станет мотивацией на то, чтобы в качестве члена семьи взять на себя часть таких обязанностей.
  3. Проверьте, нет ли у ребенка каких-либо проблем дома или в школе. Лень зачастую может быть симптомом других проблем – недостатка сна, депрессии, стресса и прочих внутренних переживаний. Если ваш ребенок выглядит более ленивым, чем обычно, и проявляет другие признаки депрессии или тревоги, сядьте и поговорите с ним.

    • Если вы переживаете по поводу того, что у ребенка депрессия или тревожность, обратитесь к врачу-профессионалу или психологу-консультанту, чтобы посоветоваться относительно того, какие действия следует предпринять.

    Установите для подростка базовые правила

    1. Составьте расписание домашних обязанностей. Возложив часть домашних обязанностей на ребенка, вы научите его ответственности и поможете ему воспитать в себе способность следовать договоренностям. Домашняя работа станет предлогом для того, чтобы подросток встал с дивана и занялся делом. Составьте расписание, согласно которому разные обязанности будут выполняться в разное время дня, и распишите, кто несет ответственность за ту или иную работу среди ваших домашних, включив в этот список и своего подростка. Обязанности включают в себя следующее:

      • Уборка постели
      • Уборка ванной комнаты
      • Стирка
      • Влажная уборка в основных помещениях
      • Подметание или мытье полов
    2. Ограничьте время, которое подросток проводит за компьютером или видеоиграми. Большинство подростков легко увлекаются и впадают в летаргию за своим компьютером, смартфоном или свежей игрой. Вместо того, чтобы запрещать ребенку эти развлечения полностью и вступать с ним в конфликт, определите конкретное время, которое он сможет посвящать этим занятиям. Можно установить такие правила: никаких смартфонов за обеденным столом или игры на компьютере только до 22:00. Так вы поможете своему подростку сконцентрироваться на школьных заданиях и домашних обязанностях. Кроме того, подобные правила оградят ребенка от риска провести за играми полночи и потом страдать от недостатка энергии.

      • Если вы устанавливаете подобные правила, важно, чтобы вы сами были примером следования этим правилам. Не берите с собой телефон, когда садитесь обедать, если подростку не позволено в это время пользоваться своим телефоном, и постарайтесь ограничить время просмотра телевизора или игр десятью часами вечера. Так вы продемонстрируете своему ребенку, что способны следовать тем же правилам, которые установлены теперь для него.
    3. Сталкиваясь с негативным поведением, проявляйте последовательность. Если подросток оспаривает свои домашние обязанности и не следует установленным ограничениям, проявите твердость и ясность в отношении ожидающих его последствий. Наказание может быть от менее значительного, например, запрета на вечернюю прогулку, до более серьезного, например, лишения карманных денег, запрета на просмотр телевизора или компьютерные игры на неделю или даже домашний арест на определенный период времени.

      • Вы взрослый, и вам нужно добиться выполнения установленных вами правил и быть последовательным в наказании, в случае если эти правила не выполняются. Ваш подросток может расстраиваться или злиться, но он поймет последствия своих действий и, скорее всего, в следующий раз дважды подумает, прежде чем нарушит правило снова.
      • Старайтесь не проявлять слишком сильной эмоциональной реакции и не налагать самых строгих наказаний за мелкие споры или конфликты. Соотносите масштаб непослушания вашего ребенка с уровнем применяемого вами наказания.
    4. Не выходите из себя и не произносите высказываний в адрес ребенка в сердцах. Скорее всего, ваш подросток будет сопротивляться первым вашим попыткам установить правила и предписать ему выполнение конкретных домашних обязанностей, так что приготовьтесь к некоторым спорам. Старайтесь не раздражаться и не выходить из себя, а тем более, не кричать на ребенка. Лучше сконцентрируйтесь на том, чтобы отвечать спокойно и позитивно. Ваш ребенок гораздо лучше усвоит то, что ему скажет спокойный родитель, нежели родитель в гневе.

    Мотивируйте своего подростка

      Проанализируйте, как ваш подросток проводит свое время. Понаблюдайте, как именно ленится и тратит свое время ваш ребенок. Он проводит весь день за компьютером? Он стремится посидеть за книгой вместо того, чтобы выполнять домашние обязанности? Может быть, большую часть времени ваша дочь проводит, болтая с подругами по телефону и пренебрегая всеми прочими домашними делами. Прежде чем понять, как замотивировать своего подростка, необходимо выяснить, как именно он ленится. Это поможет вам осознать текущий ход его мыслей и определить тенденции, связанные с его ленью.

    1. Используйте систему поощрений. Понаблюдав за поведением своего подростка, вы сможете использовать выявленные шаблоны лени, чтобы создать систему поощрений. Например, ваша дочь проводит много времени, переписываясь по смс. Можно сказать ей, что теперь она сможет писать смс только после того, как выполнит все свои домашние обязанности. Тогда для нее подобная переписка станет некоторой привилегией и частью вознаграждения за домашние дела. Если ваш подросток проводит большую часть дня за компьютерными играми, ограничьте время использования компьютера и не разрешайте приступать к игре до тех пор, пока он не наведет порядок в комнате или не поможет накрыть на стол.

      • Определите конкретные занятия в качестве поощрения – конкретика производит более сильное впечатление и лучше мотивирует на выполнение заданий. Привяжите вознаграждение к предпочтениям своего подростка, поскольку только в таком случае оно будет действительно ощущаться как награда.
      • Побуждайте подростка заниматься дополнительно спортом или чем-то еще. Поразмышляйте над тем, какие у вашего подростка таланты и склонности, например, интерес к актерскому мастерству, увлечение баскетболом или любознательность в области информатики. Побудите ребенка записаться в театральный кружок, баскетбольную команду или вступить в клуб любителей информатики. Таким образом, вы поспособствуете тому, чтобы ребенок проводил время за деятельностью, которая ему интересна, и развивал свои таланты и способности.

    2. Займитесь вместе со своим ребенком волонтерской деятельностью. Еще один хороший способ показать пример того, как стоит проводить время, - заняться вместе с ребенком волонтерской деятельностью. Подумайте, что бы вы могли делать вместе, чтобы принести пользу обществу и преодолеть лень.

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,

Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.


Выполнение семейной программы

Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

Беспокойство за ребенка

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой? » Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

психолог
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта [email protected]
  2. скайп golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.