Домой / Форма бровей / Сценарий день хлеба в доме культуры. Подвижная игра «Пшеница и хлебороб»

Сценарий день хлеба в доме культуры. Подвижная игра «Пшеница и хлебороб»

Праздник Хлеба.

Внеклассное занятие в 4 классе

Талина Марина Владимировна, учитель начальных классов 557 школы Невского района города Санкт - Петербурга.

Цели и задачи:

  1. Расширить знания учащихся о производстве хлеба, о труде хлеборобов.
  2. Развивать устную речь учащихся, имение слушать других.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу.

Оформление класса:

Рисунки, поделки детей, выставка сочинений, книжек – малышек. Каравай на подносе, колосья ржи, иллюстрации зерновых культур, карточки с пословицами, с профессиями, плакаты о бережном отношении к хлебу.

Презентации детей и учителя.

Сценарий праздника

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости!

Всю четверть мы готовились к празднику Хлеб – всему голова! Рисовали рисунки, делали поделки, учили песни, писали сочинения, читали книги о хлебе.

Как вы думаете, почему наш праздник так называется?

Дети читают стихи

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей-

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!

В толковом словаре слову хлеб – дано 6 значений. Изделие из муки, зерно из которого делают муку, хлебный злак, пропитание. средство к существованию.

Дети читают стихи

Только хлеб сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим – хлеб.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим – хлеб.

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим – хлеб.

Тесто тужится в квашне,

Запекается в огне

Мы говорим – хлеб.

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Много песен, пословиц, поговорок придумал русский народ о хлебе. А какие пословицы знаете вы?

Отгадайте загадку. Кто нам всем общая мать? Земля.

Раньше, в древности, люди не могли пойти в магазин и купить там хлеб. Они его выращивали и берегли. Они знали: что посеют, то и пожнут, поэтому они называли свою землю кормилицу ласково: Земелюшка, Матушка.

В нашем исполнении прозвучит песня «Земелюшка».

Кто же помогает человеку вырастить хлеб?

Отгадайте загадки:

Кривоногий растрепал, а зубастый причесал (плуг, борона).

Ходит силач, за ним копач – добывают калач (трактор).

За лесом усатое море лежит.

Волна за волною по морю бежит.

Пройдет по волнам великан, пароход

И каждую каплю с собой заберет (комбайн)

Какая машина самая трудолюбивая? (трактор)

Кто же трудится на земле, чтобы мы с вами ели вкусный свежий хлеб?

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Выросла пшеница.

Ни жары, ни холода не боится.

Это ученый много лет работал,

Среди тысячи зерен самое лучшее выбирал,

Новый сорт выводил. Агроном сказал,когда пахать, как землю напоить, семена подкормить. Тракторист землю пахал, поле засевал. Летчик над полем летал, молодые ростки от вредителей защищал. Как созрели колосья – комбайнер урожай собрал. Шофер зерно на элеватор отвез. Хорошо потрудились хлеборобы.

К нам в гости пришел самый уважаемый человек на селе – агроном.

Мальчик читает стихи.

Мне поле дорого зимою,

Когда на нем лежат снега.

Мне поле дорого весною,

Когда на нем взошли хлеба.

Оно мой труд, мое старанье

Моя любовь из года в год

Иду я в поле на свиданье,

А там меня работа ждет.

Погода будь, иль непогода,

Холодный ветер, или дождь,

Земля, в любое время года

Со мною ты свиданья ждешь.

Я обручен навек с тобою.

Я о тебе всегда пою.

Я твой солдат, ты – поле боя,

За хлеб, за родину мою.

Сейчас я вам раздам картинки, а вы их расставьте в правильном порядке.

Дети читают стихи

Вешний день,пахать пора.

Вышли в поле трактора.

Х ведут отец мой с братом

По холмам ведут горбатым.

Я вдогонку им спешу,

Покатать меня прошу.

А отец мне отвечает:

Трактор пашет, не катает!

Погоди –ка, подрастешь,

Сам такой же поведешь.

Так много изделий можно сделать из пшеничной муки.

Назовите мучные изделия или блюда, где используют муку.

Даша приготовила для нас Презентацию.

Давайте подберем имена прилагательные к слову хлеб. Кокой он бывает?

Дети перечисляют прилагательные.

А сейчас мы послушаем стихотворение Юрия Вязовченко в исполнении Бортякова Андрея

Бывает хлеб и сух и неподатлив,

Как раскаленная полынная земля.

Его хранили на груди солдаты

В снегами забинтованных полях.

Бывает хлеб, как солнышко, румяный.

А из нутрии – парное молоко.

Его, как мед, янтарный и духмяный,

Проглотишь ненароком с языком.

Бывает белым хлеб, бывает черным,

Рождает его жаркая страда…

Каким бы ни был – белым или черным,

Хлеб легким не бывает никогда!

Отгадайте загадку: Золотист он и усат в 100 карманах 100 ребят.

У каких хлебных растений есть колос?

В нашем исполнении прозвучит песня Расти колосок.

А это,что за растение?

Как на поле,на кургане стоит девушка с серьгами.

Игра: УГАДАЙ КОЛОСОК

Сейчас можно пойти в магазин и купить любой хлеб.

Как вы думаете, всегда так было в нашей стране?

Было тяжелое военное время. Наш город Ленинград в кольце вражеской Блокады. Хлеб выдавали по карточкам.Тысячи ленинградцев погибли от голода.

Презентация № 1

Дети читают стихи :

Я помню хлеб. Он черен был и липок.

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок.

Когда буханку ставили на стол

Военный хлеб. Он к щам годился постным

Раскрошенный он был не плох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был

Ведь он был с отрубями

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Как же ребята надо относится к хлебу? А что для этого можно сделать?

Очень часто у нас остается хлеб, как его можно использовать?

Презентация № 2

Дети читают стихи:

Как стали люди к хлебу относиться!

Ты помнишь голод страшный в дни войны?

Тогда и черствому кусочку хлеба

Не просто рад был – не было цены.

Тогда в блокадном хмуром Ленинграде

Отдав детишкам пайку, гибла мать.

Взрослели дети быстро, и поверьте,

Умели важность хлеба понимать.

И комбайнер, что хлеб наш убирает,

И мукомол, и пекарь скажет вам,

Что дорог он трудом. А вы порою

Бросаете небрежно хлеб к ногам.

Его теперь в достатке в магазине

И, слава богу, сыты наши дети.

Но если все же лишнее купили-

Отдайте птицам крошки хлеба эти.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы « Берегите. Берегите хлеб родной.

Не мечтали мы о чуде

К нам с полей живая речь

« Берегите хлеб, вы – люди!

Научитесь хлеб беречь!

У русского народа есть традиция – встречать дорогих гостей Хлебом – солью. Примите и вы наши дорогие гости Хлеб – соль.

Мальчик выносит на подносе КАРАВАЙ

Вот, он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Слава хлебу на столе!

Слава миру на Земле!

Слава тем, кто хлеб растил

Не жалел трудов и сил!

Вручаем гостям хлеб и сувениры.

И в заключении нашего праздника прозвучит песня Край родной.

Дорогие гости мы просим вас оценить наш конкурс на самое оригинальное изделие из теста.


СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Хлеб – всему голова».

Т АРАСОВА Н. Е. – УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ТСОШ № 3.

Ц ЕЛИ: РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О ПОЛЬЗЕ ХЛЕБА, О ЕГО ЦЕННОСТИ, О

ТЯЖЁЛОМ ТРУДЕ ХЛЕБОРОБА:

ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХЛЕБУ.

Под звуки песни « Русское поле » в зал входят ученик И И ВЫСТРАИВАЮТСЯ НА СЦЕНЕ.

Ведущий: Дорогие гости, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о чуде - земли, чуде труда человека – хлебе.

Все: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

1: Слыша добрые вести,

Видя силу страны,

Хлебу мы честь по чести

Поклониться должны.

2: Нужны нам и мясо, и фрукты.

Однако, коль строго судить.

Жить можно без многих продуктов…

Без хлеба вовек не прожить.

3: Всему голова и основа,

В нем труд хлебороба, их пот.

И хлебушком – ласковым словом –

Зовет его часто народ.

Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом – солью

Встречают желанных гостей.

4: Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Ведущий: Как пришел ты к людям, хлеб?

1-й колосок: Вот послушайте сказку.

Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над сбой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде – колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо – колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Входит второй колосок.

2-й колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?

Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда не возьмись…

Входит Безделица.

Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

Появляется Труд, в руках он несет зерно.

Труд (смотрит на зерно) : Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко.

Безделица: Все равно я стану владычицей Земли!

Труд: Владыкой мира будет труд!

Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд: Будь, по-твоему. (Появляется человек). Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек (кланяется Труду) : Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.

Танец КОЛОСКОВ.

Безделица: Ну, надо же! Труд верх берет! Эх, была, не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

Влетают Морозы («Красный нос» и «Синий нос») и бегают по залу.

Труд: Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!

Дети окружают всходы.

Морозы: Я Мороз – Красный нос! Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, - наши всходы.

Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают, Морозы убегают.

Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!

Вбегают ветры.

Ну, суши! Ну, губи!

Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.

Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это-озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?

Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас!

Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…

Появляется третий Колосок.

3-й колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок!

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущий: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

1-й ученик: Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

2-й ученик: В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

3-й ученик: В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

4-й ученик: И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно родина бессмертный

Хлебный колосок.

5-й ученик: Чтоб колосья подняться смогли,

Нужно людям над пашней сгибаться.

В хлебе чувствуем запах земли

И упорство труда землепашца.

Ведущий: Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях, говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

Песня «Русское поле»

Поле, русское поле…

Светит луна или падает снег -

Счастьем и болью вместе с тобою

Нет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле, русское поле…

Сколько дорог прошагать мне пришлось!

Ты - моя юность, ты - моя воля,

То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Не сравняться с тобой

Ни леса, ни моря

Ты со мной, мое поле,

Дует ветер в висок.

Здесь Отчизна моя,

И скажу не тая:

Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок.

Игра «Помогаем собрать урожай»

Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово! Славится он первым на земле (на столе). «Священный дар» - так называли хлеб в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.

1-й ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Тебе ответить могут ленинградцы.

2-й ученик: В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

3-й ученик: Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 грамм, а остальные жители – 125 грамм. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять.

4-й ученик: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Ведущий: Многим известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Санкт - Петербурга хранится ее дневник. В нем есть короткие трагические записи:

Дядя Леша умер 10 ма в 4ч. дня 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в поселок Шатки Горьковской области. Но истощенная голодом, девочка умерла.

Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

4-й ученик: В Ленинграде – это было в пятидесятые годы – на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили на Невском), засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.

5-й ученик: А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:

На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье.

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В ее протянутых руках

Горбушка черная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И все забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда –

И сына б я не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Песня «Корочка хлеба»

6-й ученик: Ты и каждый, кто ел сегодня хлеб, кто купил его, принес его домой, -

взгляните на хлеб. Друг! Ты держишь в руках сокровище.

Все: Хлеб надо беречь!

7-й ученик: Не бросай хлеб, не топчи его!

Не хвастай, что ты сыт!

То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб, - не личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле, кто живет сейчас.

Помните, что хлеб и через 2-3 дня не утрачивает своих вкусовых качеств. Не покупайте лишнего хлеба, а купленный старайтесь съест. Если же останется немного хлеба, нарежьте его тонкими ломтиками и подсушите в духовке. Вкусен чай с такими сухариками. Их также можно есть с супом. Если пропустить оставшиеся засохшие куски хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.

Ведущий: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, ил 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн.человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Если буханка, батон зачерствели и их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь…

7-й ученик: Зерна наших дней светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде –

К нам полей живая речь.

Все: Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Песня «Золотое зернышко»

Хлебное поле большое, как море –

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

Зернышко мы согреваем заботой

В теплых и добрых ладоней полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

1-й ученик: В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова!»

2-й ученик: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

3-й ученик: Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создавал.

ученик: Рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург,

Хлебороб.

Все: Народ!

Ведущий: Эй, девчушки – хохотушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки

1.Мы в Тучково живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас

2. Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5. Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

6. Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

4-й ученик: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

5-й ученик: Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый –

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

6-й ученик: В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

7-й ученик : В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

8-й ученик: С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(Каждому классу вручается на подносе с расшитым полотенцем КАРАВАЙ)

Песня «Колосок»

1.Ржаной росток зелёный 2.Его расти научит

Оглядывает поле. Любой весенний дождик.

Смешной и удивлённый, И каждый солнца лучик

Как первоклашка в поле. Согреет и поможет.

Припев: Припев тот же.

Расти, колосок, – 2 раза.

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок, – 3 раза.

Расти, колосок до солнышка.

9 –й ученик: К хлебу все имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, правде, к счастью твоему.

ВЕД. : Будем помнить народную мудрость: « Хлеб – всей жизни голова».

И всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб.

ВСЕ: Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Подготовить:

    Канат для игры.

    Миску с водой.

  1. 6 косынок для завязывания глаз.

    Сумка для человека.

П ОСЛОВИЦЫ.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

МКОУ « Введенская ООШ»

Тимский район

Курская область

Подготовила: Голобокова Ольга Николаевна,

учитель биологии и начальных классов

Сценарий праздника «Хлеб – всей жизни голова»

Цели: показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; формировать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубление знаний учащихся о том, как выращивают и производят хлеб; обобщить знания о хлебе, Родине; помочь детям почувствовать атмосферу военных лет.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю, осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках; осознание ответственности человека за общее благополучие.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: учить использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предварительная работа : разучивание песен, стихотворений, текстов; подбор обучающимися пословиц, поговорок о хлебе, составление презентации к мероприятию «Хлеб всей жизни голова», вырезание детьми из бумаги колосьев пшеницы.

Оформление: на доске висят плакаты с изображением пшеничного поля и хлебобулочных изделий. На листах А4 - пословицы о хлебе, подобранные детьми; стихотворение Оболенского К. о случае, произошедшем в школьной столовой. В центре - высказывание «Хлеб – наше богатство». Класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На столе тарелки: с горстью земли на красивом носовом платочке и кусочком ржаного хлеба, по размерам приближённого к блокадному хлебу. На подносе на расшитом полотенце лежит каравай.

Оборудование: плакаты с изображением пшеничного поля и хлебобулочных изделий; на листах А4 - пословицы о хлебе; стихотворение Оболенского К.; высказывание «Хлеб – наше богатство»; вырезанные из бумаги колосья пшеницы; 2 тарелки; горсть земли; красивый носовой платочек; кусочек ржаного хлеба, по размерам приближённый к блокадному хлебу; поднос; расшитый полотенце; каравай; презентация «Хлеб всей жизни голова»; компьютер; мультимедийный проектор.

Аудиозаписи: минусовки песен «Расти колосок», «Ой, ты рожь», «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной (плюс), запись звука метронома, «Реквием» В. А. Моцарта.

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о самом главном – о хлебе. Слайд1

Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной . (Слайд 2-3)

Мальчик:

Слава миру на Земле!

Девочка:

Слава хлебу на столе!

Слайд 4. Мальчик:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Девочка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

Представить гостей.

Слайд 5

Учитель: - У меня на ладони лежит тёплый влажный комок земли. Земля - это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Она даёт нам духовные и физические силы, обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Отправляясь в долгое путешествие, на фронт, люди брали горсть родной земли с собой, хранили её у сердца.

А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля?

Земля начинается с поля. Почему? Слайд 6

Потому что поле даёт нам хлеб.

Из стари на Руси крестьянин одухотворял поле, относился к нему как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву». Отсюда и уважение к земле: не топтать её, не катать без надобности колесом.

И поле платило за это своему пахарю-труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Слайд 7. Хлеб в старину называли «жито», от слова жить. Многие из вас не знают, каким нелёгким трудом достаётся хлеб? Вот об этом сегодня и пойдёт речь.

Слайд 8

Ученик: Родословная хлеба…

Её предыстоки

Затерялись в седой

Непроглядной дали.

Мы не знаем,

Наш пращур далёкий, первый пекарь

Кормилицы нашей

Слайд 9

Ученик: Нам не ведома тайна

Явленья народу

Первых всходов пшеницы в студёной росе.

Как они пробивались, в какую погоду,

На каких континентах, в какой полосе,

На каком языке? Слайд 10

В чьей эпохе?

В чьём веке?

Ученик: Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Слайд 11 . Давным-давно люди ели просто зёрна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Слайд 12. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздроблённые зёрна с водой.

Ученик: В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. Слайд13.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почётным. Пекли хлеб с мёдом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

Ученик: О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их величали уважительно, полными именами Иван, Фёдор, Пётр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остаётся продуктом, способным прокормить человека.

Ученик: Слайд 14 . Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ её богатства, благополучия.

Ученик: Хлеб России, сильный хлеб России!

Как не восхищаться нам тобой?!

Если ты из неоглядной сини

Хлещешь как безудержный прибой!

Хлеб России, хлеб моей Отчизны.

Дюжий, богатырский как всегда.

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда.

Мир – народам,

Хлеб – голодным! Слайд 15.

Ученик: У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время.

Слайд16

Ученик: Военный хлеб.

Я помню хлеб,

Военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке.

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде, замешен круто,

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Учитель: Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь».

В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и другого.

Ученик: Был хлеб всегда в почёте на Руси-

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? -

Тебе ответить могут ленинградцы.

(В. Суслов)

Слайд 16. Звучит метроном.

Ученик: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а другой читает воспоминание медсестры яслей-сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богда​новой.

Ученица: "Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек чёрного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…

Помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба...

Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне. И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне".

Слайд 17.

Ученица: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. Слайд 18. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Звучит «Реквием» В. А. Моцарта.

Учитель: Слайд 19. Многим известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Санкт - Петербурга хранится её дневник. Вот он. Слайд 20

В нём есть короткие трагические записи:

Слайд 21.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня. Её увезли в посёлок Шатки Горьковской области. Но девочка, истощённая голодом, умерла.

Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало краюшки хлеба, и они умирали.

Ученик: Слайд 22. В Ленинграде, это было в пятидесятые годы, на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они ещё ходили по Невскому), засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Слайд 23. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.

Ученик: А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:

На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье.

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда –

И сына б я не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед? Слайд 24

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл? Слайд 25

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Учитель : - А вы, ребята, бережёте, цените хлеб?

Вы знаете, как надо обращаться с хлебом? (Бережно, никогда не выбрасывайте хлеб).

Помните, что хлеб и через несколько дней не утра​чивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съе​дите, а если не съели, взятый вами кусочек, как поступить тогда?

(1. Из оставшихся кусочков хлеба можно пожарить гренки.

2. Можно посушить оставшиеся кусочки хлеба и пить чай с сухариками. Их можно есть и с первыми блюдами.

3.Если пропустить оставшиеся высушенные кусочки хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.

4. Можно отдать недоеденный хлеб животным.)

- Подведём итог. Прочитайте правила обращения с хлебом. Слайд 26

1. Берегите хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляйте недоеденных кусков.

3. Никогда не бросайте хлеб.

4. Продлите жизнь чёрствому хлебу.

5. Поднимите кусочек хлеба, который вы нечаянно уронили, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. Слайд 27

Ученик: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберётся 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн. человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Слайд 28.

Ученик: Хлеб – драгоценность. Им не сори,

Хлеба к обеду в меру бери.

Ученик: Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

Ученик: Мальчик,

Ногами пинающий хлеб,

Голодных не знающий лет,

Что были лихие года.

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали,

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Учитель : «Хлеб – дар Божий», - говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством.

Песня «Ой, ты рожь»

Учитель: Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей.

Слайд 29. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ученик: Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнёр,

В ладонях его бережно потёр.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пёк его!

Песня «Расти, колосок!»

Ученик: Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерён делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Слайд 30.

Ученик: Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай! Слайд31.

Ученик 1: Слава миру на Земле!

Ученик 2: Слава хлебу на столе!

Ученик 3: Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!

Вместе: Слава! Слава! Слава!

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

/Зал украшен плакатами и рисунками о хлебе, вырезанными из картона хлебными колосками и плакатами с пословицами и загадками о хлебе; приготовлена выставка книг на тему «Хлеб – всему голова». Организована выставка репродукций картин: «Ужин трактористов» А. Пластова, «Хлеб» Т. Яблонской, «Сбор колосков» Л. Ройтер и др. Подготовлена стенгазета с интересным материалом о хлебе, с рецептами блюд из черствого хлеба./

Подготовлена на отдельных столах выставка булочных изделий.

На передвижной магнитной доске помещен эпиграф к данному внеклассному мероприятию:

«Хлеб, каравай

Сытный, насущный, единый.

Бьет через край

Дух молодой и былинный.

Добрый наш хлеб –

Тульский, кубанский и курский, -

Ты словно герб славной

земли нашей Русской».

ВЕД. : Будем помнить народную мудрость: « Хлеб – всей жизни голова».

И всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб.

ВСЕ: Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он тёплый золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нём – здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило.

Сохраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Л. Татьяничева

«При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу - главному богатству нашей страны. Прививать детям тру​долюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладыва​ют в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них».

Учитель. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выб​расывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утра​чивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съе​дите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами. Если пропустить оставшиеся засохшие куски хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.

Ведущий: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, ил 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн.человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Если буханка, батон зачерствели и их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь…

Ученик: Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже Крошка хлеба...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство,

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не смогу простить

Лишь одного -

Хоть крошки

Брошенного хлеба.

X. Сапаров

Ученик: Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

(В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят почетные гости, и благодарит этим караваем.)

(Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, например «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.)

Дети исполняют песню "Золотое зёрнышко", муз. Ю. Чичкова

Вы запомните, дети.
Золотые слова:
Хлеб- всему голова!
Хлеб – всему голова!

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

ДЕТИ: Людям- хлеб!
Детям- мир!
Пусть начнётся дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу- дружное "ура"!

Песня «Русское поле»

Поле, русское поле…

Светит луна или падает снег -

Счастьем и болью вместе с тобою

Нет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле, русское поле…

Сколько дорог прошагать мне пришлось!

Ты - моя юность, ты - моя воля,

То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Не сравняться с тобой

Ни леса, ни моря

Ты со мной, мое поле,

Дует ветер в висок.

Здесь Отчизна моя,

И скажу не тая:

Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок.

Зал празднично украшен. На центральной стене нарисовано хлебное поле, на дальнем плане мельница. На столах разложены хлебобулочные изделия, две панорамы на них нарисовано как сеяли хлеб, как за ним ухаживали, как убирали и пекли его в давние времена и сейчас. Под песню «Русское поле» (муз. Я Френкеля, сл. И. Гофф) в зал входят дети.

Цели: углубление знаний учащихся о Родине; расширить знания школьников об окружающем мире; формировать у детей бережное отношение к хлебу.

Подготовительная работа: в классе висит плакат с караваем хле​ба, пословицами о хлебе. В центре - высказывание «Хлеб - всему голова». Класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На доске написаны пословицы: «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб - корми​лец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Оксана Котельникова

Зал празднично украшен . На центральной стене нарисовано хлебное поле , на дальнем плане мельница. На столах разложены хлебобулочные изделия , две панорамы на них нарисовано как сеяли хлеб , как за ним ухаживали, как убирали и пекли его в давние времена и сейчас. Под песню «Русское поле» (муз. Я Френкеля, сл. И. Гофф) в зал входят дети.

Ведущий :

Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на праздник , без гостей и праздник не праздник . Ох и много праздников на Руси раньше было . Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью , когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.

А сегодня у нас необычный осенний праздник . День рождение хлеба .

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб -соль - это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

(А. Коршун)

И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью .

А главный хлеб на Руси - это , конечно же, каравай. Ну, а женщин, которые раньше преподносили хлеб , называли каравайщицами. Относились к ним с почтением.

Вот и я прошу нашу каравайщицу встретить гостей хлебом-солью !

(Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц» . Каравайщица выходит с хлебом-солью .)

Каравайщица :

Здравствуйте, желаннушки мои, доброхотушки! Мы с вами встретились в поре-то уж багряной, осенней. Осень золотистая - хлебом колосистая !

А вот и наш именинник – каравай!

Но прежде чем угостить вас хлебушком , я приготовила для вас интересный сказ.

Для того, чтоб выросла пшеница,

Нужно, не жалея сил, трудиться :

Полюшко вспахать весною ранней,

К севу приступить без опозданий.

В почву лягут золотые зерна,

Встанут стебельки над пашней черной.

А пригреет солнышко сильнее –

И земля ковром зазеленеет!

Под весенним дождиком пшеница

Будет вырастать и колоситься.

За весною вслед наступит лето –

И нальется колос незаметно.

А потом прийдет к нам в гости осень.

Собирать пшеницу всех нас просит!

На сцену выбегают девочки в костюмах пшеницы. В руках у них колоски.

1-ая девочка :

Я пшеница, белолица!

Я расту в широком поле,

Созреваю на приволье!

2-ая девочка :

Это поле будто море.

Только море не простое –

Море хлеба золотое !

3-яя девочка :

Намелят из меня муки

Испекут вам пироги.

4-ая девочка :

Испекут и плюшки,

Бублики, ватрушки!

5-ая девочка :

Испекут каравай-

Дорогих гостей встречай!

6-ая девочка :

Колосочки, вы ржаные!

Эй, дружочки дорогие!

Выходите поскорей,

Вместе будет веселей!

На сцену выбегают мальчики , костюмы которых украшены колосками ржи, а один – васильком.

1-ый мальчик :

Я – колосок ржаной,

Я пшенице брат родной!

Вместе с пшеницей

Будем веселиться!

2-ой мальчик :

Если сеют меня в дождь –

Хороша бывает рожь!

3-ий мальчик :

Василёк украсит рожь,

Будет урожай хорош!

4-ий мальчик :

Буду вкусный и душистый,

С мягкой коркой золотистой!

Я от голода спасаю,

От души всем помогаю!

5-ый мальчик :

Дождик будет поливать,

Солнце красно согревать.

Будет людям урожай!

Испекут всем каравай!

6-ой мальчик :

Эй, девчонки, хватит спать!

Становитесь танцевать!

Исполняется танец «Колоски» .

Каравальщица :

Хлеб созрел , но к нам на стол

Прямо с поля не попал.

Едет хлеб на мельницу ,

Мельницу чудесницу!

Ведущая :

А сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее отвезет колоски на мельницу» .

Ход игры

1. Колоски пшеницы перед двумя командами,

2. Собираем по очереди колоски.

3. Связываем сноп веревкой.

4. Сноп кладет в машину и шофер везет на мельницу.

Ведущий :

А на мельнице из колосков получится мука. А из муки – румяные пирожки…

Каравальщица :

Подождите, подождите! Давайте у ребят спросим, что из муки можно приготовить? У меня есть волшебные, хлебные загадки . Вы готовы их отгадывать?

1. Он- не мяч и не клубок,

Он – румяный … (колобок)

2. Маленькое сдобное,

Колесо съедобное!

Я одна тебя не съем.

Разделю ребятам всем. (бублик)

3. Что на сковороду наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают. (блин)

4. Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху - в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (пряник)

5. В праздник он прийдет ко всем ,

Он большой и сладкий.

В нем всегда орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

Славно потрудились люди. Собрали богатый урожай хлеба .

-Говорят в народе :

Кто трудился от души

Веселись теперь, пляши!

Каравальщица :

Мы на пляску собрались,

Запевайте звонче,

А ты польку пианист,

Заиграй погромче.

Мальчики приглашают девочек на польку.

Танец «Полька»

Ведущий :

У нас сегодня почетные гости, это наши родители.

Мы для них тоже приготовили конкурс.

Конкурс для родителей «Закончи пословицу» .

Кто пословицу отгадает,

Тот баранку получает!

1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)

2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)

3. Земля - матушка, а хлеб – (батюшка,дедушка,учитель)

4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)

5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг) .

Ведущий :

В праздники на Руси любили устраивать состязания. Состязались в пляске, в уме, в удали молодецкой, в силе. По старой русской традиции, мы сегодня тоже проведем состязание «Перетягивание каната» .

Ведущая :

Эй, девчонки хахатушки,

Запевайте-ка частушки!

Спойте громко и игриво,

Чтобы выглядеть красиво.

Дети исполняют частушки о хлебе .

1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

Хлебные частушки .

2. Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра

Очень весело проходят

В нашей группе вечера .

3. Хлеборобы землю пашут ,

Пекарь служит у печи.

Ну, а все ребята наши

Любят булки, калачи.

4. Лучше нету ничего

Чем ватрушка с молоком

Тетя Света - повар наш

Что ещё нам к чаю дашь?

5. Пироги так хороши,

Просто объедение.

Повар наш нам напечет

Всем на день рождения .

6. Каравай заводит дружбу

С тем, кто с детства любит труд.

Если ты с работой дружен

Выходи смелее в круг.

Ведущий :

Ребята, а в день рождения , что принято дарить имениннику?

Дети :

Ведущая :

А мы подарим нашему имениннику и всем гостям песню про хлеб .

Каравайщица :

Выходи в хоровод,

Именинник песни ждет!

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето» .

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето» ):

Вот она какая, хлеба корка ,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом ,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Ведущий : А сейчас поиграем в игру «Угадай по вкусу»

Игра «Угадай по вкусу. На подносе нарезаны кусочки разных хлебобулочных и мучных изделий . Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели. (пряник, черный хлеб , батон, тортик, пирожок и тд.)

Ведущий :

А все это нам приготовили пекари.

Входят три пекаря в белых колпаках. На шее - связка сушек. Поют на мотив песни «Марш высотников» муз. Р. Щедрина (из к/ф «Высота» ):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет, как нет.

Хлебозавода мы работники ,

Вам из пекарни шлем привет!

1-ый Пекарь.

Вот он, хлебушек душистый ,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

2-ой пекарь

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3-ий пекарь

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

(Н. Семенова)

Каравайщица :

На этом мой сказ подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том , как он тяжело достается, и о том, как люди радовались сбору урожая, и о том,как его надо беречь.

Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения , и мы приглашаем вас всех в хоровод.

Дети встают в хоровод и поют русскую народную песню «Каравай» .

Каравальщица :

Я люблю, признаться, всех!

Но, сегодня, я хочу

Подарить свой каравай

Тем, кто праздник нам устроил .

Подготовительная группа , забирай!

Под песню «Шумят хлеба » муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова Каравайщица угощает детей булочками, пирожками, баранками и они уходят в группу на чаепитие .

(Слайд 1)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и снова мы с вами встретились о поре – то той багряной, осенней. Осень золотистая – хлебом колосистая! (Юля Буторина)

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью

И почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем!

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(Хозяйка с поклоном подходит к гостям и просит отведать хлеб и соль).

1 – й ребенок: (Аня Кузнецова)

Этот наш обычай вечный – .

Из далекой старины:

Честь гостям

И радость встречи –

Словно символ доброты!

(Слайд 2)

Хозяйка: Хлебом – солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

2 – й ребенок: (Алина Егорова)

У народа есть слова:

«Хлеб всей жизни голова».

Славится он первым

На земле,

Славится он первым на столе.

Библиотекарь: У разных людей есть различные ценности: золото, шубы, машины, книги. Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это отчий дом, отец, мать и еще хлеб.

Мы говорим: «Хлеб – всему голова». Сегодня мы будем говорить о хлебе. Мы будем славить тру землепашца и комбайнера, водителя, мукомола и хлебопека. Это их честный и нелегкий труд дает нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный хлеб.

Каким только не бывает хлеб: белым и черным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным.

Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочке в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. В некоторых губерниях человек, уронивший кусок хлеба на пол, должен был поднять его и, как бы извиняясь за свою неловкость, поцеловать. Зачем? – спросите вы. Старики говорили так, чтобы в ад не попасть. Ведь куски хлеба, которые мы выбрасываем, за нами бес подбирает.

1 – ребенок: (Аня Кузнецова)

Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

(Слайд 3)

Библиотекарь: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 грамм хлеба, а жители города по 125 грамм.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 грамм черного хлеба.)

Воспоминание одной девочки.

«Помню, темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики, помню как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую – нибудь крошку хлеба.

Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки хлеба», и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб?

«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».

(Слайд 4)

1 – й ребенок:

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

2 – й ребенок:

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

3 – й ребенок:

Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер да вода.

4 – й ребенок:

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5 – й ребенок:

Посеяли хлеб

Хлеборобы весною,

Созрел он и встал

Золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны,

Трактора.

6 – й ребенок:

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!

7 – ребенок:

Силою державы

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве царь!

(Песня о Родине)

Ведущий 1: Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует трактор, комбайн. Тракторист пашет землю, сеет зерна. Осенью собирают урожай. Убрали надо отвезти в хранилище, потам на мельницу и хлебозавод. И только там рождается хлеб, и к нам на стол приходит такой красивый каравай. (Марина Кулигина)

(Инсценировка стихотворения «Праздник каравая»). 4 класс

Ведущий 2: У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времен и складывали о нем мудрые изречения. Давайте их вспомним. (Валя Мочалова)

Дети (поочередно):

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Был бы пирог,

Найдется и едок.

Без теста пирога

Не испечешь.

Без соли не вкусно,

Без хлеба не сытно.

Библиотекарь: В старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали прижимая его к груди. О хлебе народ сложил много пословиц. Вспомним их.

Горька работа…

Да хлеб сладок.

Хочешь есть калачи…

Не сиди на печи.

Пироги не растут …

На кустах.

В землю не положишь…

И с земли не возьмешь.

На чужой каравай…

Рот не разевай.

Доплясались, что…

Без хлеба остались.

Каравай хлеба не…

Свалится с неба.

Ведущий 1 Давайте вспомним сказки о хлебе:

(Инсценировка сказки « Колосок»). 2 класс.

Ведущий 2: Ребята! Скажите, пожалуйста, что нужно для того, чтобы замесить тесто? (Ответы детей). А, сейчас, посмотрим какое тесто получилось у деда с бабкой.

(Инсценировка «Тесто»). 3 класс.

Ведущий 1: Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека без родины, так невозможен наш праздник без загадок.

А теперь давайте – ка ребятки!

Отгадывать загадки!

Загадки всевозможные:

И легкие, и сложные.

Посмотрим, кто из вас

Покажет высший класс?

  1. На сметане мешон

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок!

Покатился… (Колобок)

  1. Сидит барыня в ложке, свесив ножки… (Лапша)
  1. Столбики точеные, головки золоченые… (Колосья)
  1. С неба солнце золотое

Золотые льет лучи

В поле дружною стеною

Золотые усачи…(Пшеница)

  1. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени…(Мука)

  1. Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня

Посадите в печь меня…(Тесто)

  1. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосил,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и тесто

В магазине занял место…(Хлеб)

  1. Кольцо не простое

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на заглядение

Ну и объедение!..(Бублик)

  1. Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены…(Зерно)

Ведущий 2: Когда был собран урожай, люди прославляли хлеб, который вырастили. И, как известно, ни один праздник не обходился без частушек и песен.

(Песня «Зоренька»)

(Хоровод «Печем пирожки»)

(Частушки 2 класс).

Игра «Назови одним словом).

  1. Засушенный кусок хлеба…(Сухарь)
  2. Пшеничный хлеб из заварного теста в виде кольца. (Баранка)
  3. Толстая баранка. (Бублик)
  4. Маленькая тонкая и очень сухая баранка. (Сушка)
  5. Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку...(Крендель)
  6. Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом…(Кекс)
  7. Белый хлеб продолговатой формы… (Батон)
  8. Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой…(Ватрушка)

Игра «Угадай по вкусу».

(Дети с закрытыми глазами пробуют маленькие кусочки на вкус, определяют какой хлеб они съели..(Белый или черный).

Игра «Назовите профессии людей, работающих на земле».

Работает на тракторе…(тракторист)

Пашет землю… (пахарь)

Работает на комбайне…(комбайнер)

Выращивает овощи…(овощевод)

Разводит сады…(садовод)

Выращивает рис…(рисовод)

Выращивает хлеб…(хлебороб)

Библиотекарь: Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин. Хлеб всегда и везде сопутствует нам. Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто его взрастил? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда было вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки! Так давайте же помнить об этом!

Хозяйка: Вы запомните, дети,

Золотые слова!

Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Ведущий 1: Людям хлеб,

Детям мир,

Пусть начнется дружный пир

Крикнуть нам сейчас пора

Хлебу – дружное «ура»

Хозяйка: Приглашаю ребят на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками.