Домой / Для голубых глаз / Брак и семья. Швеция переживает кризис института семьи: причины проблемы

Брак и семья. Швеция переживает кризис института семьи: причины проблемы

Коренные преобразования, происходящие в современном российском обществе в социально – экономической и политической сферах не могли не отразиться на семье, как на самом главном социальном институте. Современной российской семье присущи такие кризисные проявления, как: низкий уровень рождаемости, увеличение числа семей группы риска, неполных семей, неблагополучных семей, постоянный рост разводов (по статистике, каждый третий брак в России заканчивается разводом, при чем две трети распавшихся семей - это семьи, в которых есть дети), распространение так называемых «гражданских» браков.

Семья, в результате рыночных преобразований, на сегодняшний день находится в глубоком кризисе. Механизмы социальной адаптации, которые были характерны для советского общества в изменившихся условиях, оказались непригодными. Новые же, вырабатываются стихийно и часто сводятся просто к механизмам выживания. В итоге, современный человек в условиях ужесточившейся конкуренции перестал видеть в семье главное богатство и счастье.

Следует отметить, что в России лозунг современной молодежи «сначала карьера, потом дети». Данные социологических исследований репродуктивных установок у молодёжи ярко иллюстрируют то, что сегодня налицо очевидная тенденция снижения и планируемого количества детей. Так, как показал анализ средне желаемое число детей у женщин детородного возраста составляет 1,7, что ниже даже уровня необходимого для воспроизводства общества (норма составляет 2,1 ребёнка на одну женщину).

Хотелось бы остановиться ещё на одной тенденции. Как показали исследования, в настоящее время заметна сильная трансформация содержания семейных ролей. Причиной тому служит феминизация российского общества, которая в сою очередь приводит к различным ролевым конфликтам, связанным с несовпадением ролевых ожиданий родителей, детей и супругов. Экономический статус сегодня всё чаще определяет лидера в семье. Довольно часто встречаются семьи, где женщины играют ведущие роли, так как женщина в современном обществе уже не так сильно, как еще несколько десятилетий назад, зависит от мужчины в экономическом отношении.

Следует отметить тот факт, что в современном российском обществе существует, так называемый «культ молодёжи». По мнению выдающегося социолога начала 20-го века Ортега-и-Гассета для «массового» человека характерны такие черты как стремление избежать ответственности и привязанности и эгоизм, стремление всегда оставаться молодым. Именно к этому стремится большая часть россиян в возрасте с 16ти до 30-35 (т.е. именно в репродуктивном возрасте, в том, когда и следует заводить семью). Сегодня люди любыми усилиями хотят продлить молодость, не жалея для этого никаких сил и затрат (ни материальных, ни духовных). Сегодня, как никогда, стали популярны фитнесс-клубы, различные диеты, пластическая хирургия. СМИ постоянно пропагандируют образ «вечно молодого» человека. Сегодня многие молодые люди хотят сначала надо «для себя пожить», а уж потом семью заводить. Они гораздо больше озабочены поиском разнообразных развлечений, новых ощущений, чем созданием семьи.

И, наконец, причина сегодняшнего кризиса семьи, как социального института, это, безусловно, упадок нравственности (ранние сексуальные связи у молодёжи, пренебрежительное отношение к браку, распространение инфекций, передаваемых половым путём). Согласно данным, полученным в результате исследований, среди подростков и молодых людей до тридцати лет, процент заболеваний, передающихся половым путём выше, чем среди населения в целом. Наблюдается рост ВИЧ-инфицированных молодых людей. Доля возрастов в промежутке от пятнадцати до тридцати лет составляет 79% от всех ВИЧ - инфицированных мужчин и 80% от числа женщин. Не прекращается рост наркомании, табакокурения (на долю России приходится около 70% всего международного рынка) и алкоголизма.

Кроме того, на репродутивные установки современной молодёжи, довольно сильно оказывает влияние и фактор снижения физического здоровья. На сегодняшний день только 10% выпускников школ абсолютно здоровы.

Швеция переживает кризис института семьи. Это результат многолетней политики правления социал-демократической партии, целью которой было получить полный контроль над обществом.

Обеспеченное общество умирающих в одиночестве

Швеция известна своими суперконцернами («Вольво», «Эриксон», «Икеа», «Сааб») и масштабными социальными программами, направленными на поддержку незащищенных слоев общества. Доля валового внутреннего продукта, затрачиваемая, к примеру, на социальное обеспечение пожилых и престарелых, - самая высокая в мире. Есть бесплатное медицинское обслуживание. На финансирование здравоохранения уходит около 80% подоходных налогов.

Но есть и другая статистика. В шведской столице Стокгольме 90% умерших кремируют, 45% урн родственники не забирают. В подавляющем большинстве похороны проходят «без церемоний». Работники крематория не знают, чьи останки конкретно сжигают, ибо на урнах - лишь идентификационный номер. Из экономических соображений, энергию, полученную от сожженных урн, по выбору включают в обогрев собственного дома или в систему обогрева города.

Отсутствие погребальных церемоний - это лишь часть всеобщей тенденции обрывания чувственных и эмоциональных уз во многих шведских семьях. Редактор шведского издания Nyliberalen Генрих Бэйке, объясняя причины явления, отмечает: «Семья стала целью атак социалистов, поскольку по своей природе выступает организацией, альтернативной государственным институтам опекунства. Семья призвана защищать человека. Когда у него возникают проблемы, к примеру отсутствие денег или ухудшение здоровья, человек всегда может обратиться за помощью к родственникам. Шведское государство стремится на протяжении десятилетий разорвать эти семейные отношения и связи, - помогая непосредственно каждому человеку, и таким образом делая его зависимым от себя».

Правильным курсом

Трудно поверить, но еще до начала тридцатых годов прошлого столетия Швеция была убогой аграрной страной, подданные которой массово эмигрировали в поисках лучшей жизни. Разбогатеть Швеция сумела во время Второй мировой войны благодаря своей осторожной политике «двойных стандартов». Несмотря на формальный нейтралитет, она предоставляла фашистской Германии кредиты, поставляла собственное вооружение и являлась крупнейшим поставщиком железной руды для нужд германской военной промышленности. Под предводительством социал-демократии в 1940-е и 50-е годы был осуществлен ряд реформ, в совокупности заложивших основы шведского государства всеобщего благосостояния. Длительный период гегемонии социал-демократов прервал экономический кризис начала 70-х, и с 1976 года смены кабинетов стали происходить чаще.

Сегодня находящаяся в оппозиции социал-демократия обрела нового лидера - 55-летнего Стефана Лювена, главу профсоюза металлистов, работавшего сварщиком. Интересно, что в Швеции, славящейся высоким уровнем образования и его доступностью (финансирование вузов на 80% осуществляется из госбюджета), Стефан Лювен стал четвертым лидером партии без высшего образования. Йоран Перссон был даже премьер-министром (1996-2006). По всей видимости, в Швеции не придают большого значения образовательному уровню политиков (согласно исследованиям, он самый низкий в Европе). Здесь считается нормальным, что министр сельского хозяйства - фермер, а министр здравоохранения - доктор. Правительство (и это закреплено в Конституции) только определяет направления, а управляют страной центральные правительственные учреждения.

Делать это им становится все сложнее. Влияют и всеобщий экономический кризис и собственные проблемы. Швеция стареет. Средняя продолжительность жизни 78,6 лет у мужчин и 83,2 года у женщин. Доля населения в возрасте от 80 лет и старше достигла самого высокого показателя среди стран-членов ЕС - 5,3%. Из 9,3 млн. населения Швеции 18% - лица старше 65 лет. По прогнозам, к 2030 году их доля возрастет до 23%.

«Если мы хотим чтобы в будущем наша пенсия была эквивалентна настоящей, мы должны работать дольше, - заявил премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт на форуме, посвященном проблемам Северных стран, прошедшем 9 февраля 2012 году в Стокгольме. - С учетом снижения рождаемости, на пенсию уходить необходимо в возрасте 75 лет, иначе мы повторим сценарий Греции».

Пластиковые родители

В Швеции каждый четвертый ребенок имеет корни за ее пределами (данные официального бюллетеня (www.sweden.se). Чаще всего это выходцы из Ирака или бывшей Югославии. Уже выросло целое поколение таких шведов. А потому здесь привычны самые разнообразные национальности и расы.

Из рожденных в Швеции детей - 60% внебрачные. 20% воспитываются одним родителем. Молодые не торопятся оформлять отношения - «притираются» в гражданских браках, называемых sambo - когда пары живут вместе, и serbo - когда живут раздельно. На число регистрирующихся ежегодно
38 тыс. узаконенных отношений - 31 тыс. разводов. В среднем за плечами каждого из супругов по три брака, что означает наличие у ребенка огромного числа родственников и нескольких родителей. Они получили название «пластиковые родители». Государство даже финансирует исследования, которые должны доказать положительное влияние такого типа отношений на детей: переходя после очередных разводов от одних родителей к другим, дети приобретают жизненный опыт и опыт социальных отношений, который им пригодится во взрослой жизни.

Поскольку обращения «мачеха» или «отчим» связаны с не очень приятными ассоциациями (здесь тоже знают историю о Золушке), шведы постановили употреблять замещающие определения «родитель один» и «родитель два». Это учреждается также из соображений гендерного равенства. Разрушение стереотипов о роли мужчины и женщины в обществе является основной задачей общенациональной программы дошкольного воспитания. Методы иногда кажутся остальному миру чересчур радикальными. Так, сенсацией стал детский сад, открытый в 2010 году в Содермальме, районе Стокгольма. Сотрудники учреждения заменили в обращении к детям «он» и «она», по-шведски, соответственно, «han» и «hon», на бесполое слово «hen», которого нет в классическом языке, но есть в обиходе у гомосексуалистов. Отучая от «гендерных стереотипов», детям вместо привычных сказок читают книжки, в которых, к примеру, два самца-жирафа очень переживали, что не могут иметь детей, пока не нашли брошенное крокодилье яйцо.

Шведская семья

По данным шведской Ассоциации сексуального равенства (RFSL), в Швеции более 40 тыс. детей имеют родителей (или одного родителя) - гомосексуалистов. Когда в 1995 году в стране были легализованы гомосексуальные браки, парламент утвердил что это будут браки сугубо гражданские, и они не будут освящаться церковью. Однако гомосексуалисты тоже хотели иметь такую возможность. Была сделана первая уступка: их благословляли, но без свидетелей и отказывали в молитве. Но гомосексуалисты хотели полной церемонии и всего «Мендельсона». В 1998 году в Швеции прошел всеевропейский парад геев. Сенсацией также стала выставка фотографа Элизабет Ольсон, изобразившей Христа и его апостолов гомосексуалистами. Выставка пользовалась огромной популярностью, естественно, прежде всего среди геев. Одним из мест, где она проходила, была кафедра Лютеранской церкви.

Но настоящие баталии разгорелись в 2003-2004 годах после выступления пастора Оке Грина, который в своей проповеди осудил гомосексуальные связи, называя их грешными. Он цитировал фрагменты Священного писания, утверждая, что Библия очень точно определяет гомосексуализм как грех. На что из другого лагеря отвечали: «Библия не снизошла к нам с небес, сама по себе не является Божьим знамением, не отвечает на все наши вопросы. Вопросы, которые были актуальными во времена написания Библии, - не наши вопросы». За «неуважение к сексуальному меньшинству» пастор был осужден Судом первой инстанции на месяц заключения. Суд второй инстанции его оправдал. В 2005 году дело дошло до Верховного суда, который признал пастора невиновным. Это вызвало протест геев, с их стороны в адрес пастора продолжают звучать угрозы.

Гомосексуальных семей станет больше, - предвидят в организации RFSL. Этому способствует принятие шведским парламентом закона об искусственном оплодотворении лесбийских пар. По закону, женщины-лесбиянки имеют право на экстракорпоральное оплодотворение за счет государства.

Интересно, что рапорт RFSL также информирует: каждый третий случай насилия в Швеции происходит в лесбийской семье. И хотя здесь есть куда обратиться в такой ситуации, у работников учреждений не укладывается в голове что женщины могут бить друг друга, ведь считается, что по природе они не агрессивны. Проблема насилия существует и в мужских браках.

«Происходит огромная смена ментальности и требуется смена традиций. Традиционная форма семьи не соответствует реалиям современности. Необходимы новые семейные отношения, - из интервью деятельницы молодежного отделения шведской партии зеленых Элины Аберг польскому изданию Wprost. - В нашей партии мы говорим, например, о полигамных связях как общественно приемлемых». Явление для Швеции не новое. На волне сексуальной революции прошлого века здесь уже был опыт проживания молодежи в общих коммунах, которые по-шведски называются «коллективы».

Неприкасаемые

Шведское государство переняло на себя практически полный контроль над воспитанием детей. Высокие налоги делают невозможным содержать семью с одной заработной платы, и потому, как правило, оба родителя работают, а ребенок в течение дня находится в школе или других учреждениях общественной опеки.

Шведским правительством создан специальный институт омбудсмена, призванный защищать права и интересы детей. Есть целый ряд организаций: BRIS («Права детей в обществе») - дежурная телефонная и электронная линии для детей и подростков; Friends («Друзья») - помощь, если сверстники обижают, и др.

С 1979 года здесь существует абсолютный запрет на телесное наказание детей. Родители не могут безнаказанно дать ребенку подзатыльник, потянуть за ухо или повысить на него голос. За избиение ребенка грозит 10 лет тюрьмы. Еще с детского сада дети в подробностях проинформированы о своих правах и необходимости сообщать полиции о такого рода происшествиях. И они этим пользуются. В конфликте между интересом ребенка и интересом родителя государство принимает сторону ребенка.

Громкую огласку получила история девочки-подростка, обвинившей своего отчима в избиении и сексуальных домогательствах. 12-летняяя Агнета просто рассердилась на него за то, что он усыпил котят, а она хотела их оставить. Она обратилась в полицию, проинструктировав свою младшую трехлетнюю сестричку, что следует говорить. На основании показаний отчим был задержан и осужден. Мать, которая не поверила дочери, была лишена права родительской опеки. Агнету передали в приемную семью. Через три месяца девочка поняла, что поступила неправильно, пробовала вернуть свое заявление и освободить отчима. Но юридическая машина уже закрутилась. К тому же никто не воспринимал раскаяние девочки серьезно, ведь жертвы инцеста очень часто отказываются от своих показаний. Дошло до того, что «жертва» стала писать во всевозможные инстанции, генеральному прокурору в частности, где подробно описала всю историю, что отчим невиновен, что она все придумала, объяснила почему. Но прокурор тоже не вмешался.

В праве на воспитание детей отказано не только родителям, но и учителям. До восьмого класса ученикам не ставится оценок, неуспевающих не оставляют на второй год, ну и, конечно, никого не выгоняют из школы. Ученики говорят учителю «ты», и они не обязаны отвечать на учительские приветствия. Учителя жалуются, что в классах тяжело работать из-за хаоса, шума и агрессии на уроках.

Диктатура социала

В шведском законодательстве нет понятия власти родителей как в бытовом, так и в юридическом смысле. Нет категории «родительское право», есть «право опеки и ответственности за ребенка», которое по закону в равной степени несут родители и государство. Но государство считает, что оно способно лучше опекать и воспитывать, а потому вмешивается в семейный воспитательный процесс. Главным учреждением такого рода является Центральный совет по вопросам здравоохранения и социальной защиты, который в Швеции называют «социалом». Ежегодно у родителей забирают в среднем 12 тыс. детей. Делают это с благими намерениями. Предлогом могут быть «ошибки в воспитании», «умственная неразвитость родителей» и даже «чрезмерная опека».

Так, Марьяна Зигстроем была лишена родительских прав, потому что «слишком опекала» своего больного эпилепсией сына Даниеля. Мальчик переходил из семьи в семью, состояние его ухудшалось. Даниель написал матери около 40 писем с просьбой о помощи, та обращалась в разные социальные и правительственные организации, но безуспешно. Сын умер, потому что во время приступа очередной опекун просто не знал как ему помочь. Марьяна Зигстроем выдвинула обвинение государству. Проиграла во всех инстанциях. Более того, государство обязало женщину возместить судебные расходы в размере 1,5 млн. крон.

По этому поводу известный скандинавский писатель и журналист польского происхождения Мачей Заремба, проникшийся историей Марьяны Зигстроем и безрезультатно взывавший к справедливости со страниц шведских изданий, сказал в сердцах: «Называть Швецию государством права - это «мрачно шутить». Он также отметил, что шведское государство, в прошлом столетии перетянувшее на себя обязанности семьи, сегодня уже не в состоянии выполнять эти функции. Из-за нехватки денег закрываются не только центры опеки, но и школы, детские сады. «А когда государственная модель не функционирует, приходится волей-неволей переосмысливать семейные ценности: известно, что мать ради спасения своего ребенка бросалась под поезд. Но до сих пор этого не делала ни одна социальная комиссия».

Брак на протяжении веков пережил много испытаний. В современном мире браки заключаются во всех частях света, а его история насчитывает не одно тысячелетие. Значение брака и семьи в жизни каждого члена общества нельзя переоценить. При этом каждое новое поколение постигает смысл брака заново.

Учение о семье формируется в обстоятельствах многоликости семейных структур и многообразия взглядов людей о семье и браке. Любой житель нашей земли считает себя осведомленным в сферы брачно-семейных взаимоотношений. Общество крайне охотно ведут беседы о влюбленности, браке, детях, родственниках со стороны супруга и супруги, разделяются друг с другом "рецептами" решения семейных трудностей. Педагог либо психолог также имеют личной концепцией семьи, которая время от времени имеет возможность не согласовываться с их профессиональной позицией. Увеличение повседневных познаний и отбор надёжных академических прецедентов связаны общей целью: осознать, каковым способом гарантировать устойчивость института брака и семьи, как сделать семейную жизнедеятельность успешной и благополучной.

В сознании обычных людей понятия "брак" и "семья" равны. В научной деятельности их принято разделять. Брак является отражением социально-правовых аспектов семейно-родственных взаимоотношений. Он представляет собой общественный институт, который регулирует взаимоотношения между супругами. Супруги рассматриваются в браке не только как личности, но и как граждане государства. Социальная сторона брака обуславливается и в публичной форме его заключения, и в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, и в праве наследования семейного имущества детьми и родственниками.

Философский энциклопедический словарь описывает брак исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой обществом формой отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет обязательства по охране брака и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, другими словами - за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.

Большой профессионал в сферы социологии семьи А.Г. Харчев осознавал брак как исторически меняющуюся общественную форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой общественность упорядочивает и санкционирует их сексуальную жизнедеятельность и определяет их брачные, родительские полномочия, прямые обязанности.

С.И. Голод сосредоточивает интерес на то, что брак предполагает собою в полном исторически многообразные механизмы общественного регулирования (запрет, традиция, обычай, вера, возможность, мораль) сексуальных взаимоотношений среди мужчиной и женщиной, что ориентировано на сохранение непрерывности существования. Общественное предназначение брака -- воспроизведение. Отсюда необходимо заключение, что однополые союзы -- нелепость, а гомосексуальные взаимосвязи -- действительность. Одновременно с тем, в определенных обстоятельствах общественная задача брака имеет возможность и не осуществиться. Значение брака в ежедневной жизни людей имеет возможность фиксироваться его духовным таинством. Брачные взаимоотношения освящаются церковью, что обозначает их прочность, стабильность, надежность.

В нынешнее время в основной массе случаев брак представляет как свободный союз мужчины и женщины, базирующийся на обоюдной предрасположенности и индивидуальной договоренности, утвержденный в учрежденном законодательством режиме, ориентированный на формирование и поддержание семьи. Вследствие правовой охране семейства и кровнородственных взаимоотношений поддерживается общественная безопасность личности. Тем не менее, не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

Наряду с независимостью заключения брака, имеет возможность существовать и независимость его расторжения, что проявляется в разводе. Вследствие этого к области супружеского поведения принадлежат и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и расторжению брака.

В сегодняшнем обществе прослеживается существенная изменчивость модификаций брачных взаимоотношений, создаются союзы, представляющие альтернативами традиционной моногамии.

Понятие "семья" предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Семья - это совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства.

Рассмотрим традиционную формулировку этого понятия, которая встречается в многочисленных справочниках и энциклопедиях. Семья представляет собой важнейшую форму организации личной жизни, вид социальной общности, малую социальную группа, основанную на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на разносторонних взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Но действительность корректирует данное понимание семьи. Например, развивается так называемый "гостевой" брак, который предполагает раздельное проживание супругов в течение длительного промежутка времени, еще называемый регулярно-раздельным.

А.Г. Харчевым было предложено определение, которое используют многие специалисты. Семья -- это исторически-конкретная система взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Ковалев С.В. при комментировании данного определения, выделяет ряд его важных аспектов.

· со временем семья претерпевает изменения, в зависимости от перемен в самом обществе, но при этом она представляет собой один из социальных институтов отличающихся стабильностью.

· семью законно называют малой группой т.к. она соответствует определению данного базового элемента социума, при этом отличаясь интимно-личностным характером объединения членов общества.

· потребность общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций обуславливает социальную необходимость семьи, данное дает гарантию продолжения существования человечества в целом.

Как социальную группу семью нельзя изучить, исходя только лишь из знаниях о ее членах, взятых в отдельности. Она представляет из себя открытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую значительные адаптивные возможности. При этом изменения хотя бы одного элемента системы, например отношения между супругами, отражаются целиком на всей семье.

Отражением системных нарушений являются индивидуальные дисфункции членов семьи.

Если взять точное содержание понятия "семья", то следует понимать, что оно находится во взаимосвязи с определенным историческим и культурным контекстом. Первоначально под понятием "семья" имелось ввиду целиком домашнее хозяйство, функционирующее как один организме, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо непосредственно семьи, также включались многочисленные родственники, слуги, а также домашние питомцы.

Эти два схожих понятия часто используют для обозначения одного и того же смысла. Они действительно очень близки, но есть и отличия брака от семьи. Вот некоторые из них:

· семья исторически появилась раньше, а брак начали регистрировать уже с развитием общественных институтов;

· известны разные формы семьи у разных народов и в разные времена, а брак, как правило, подразумевает основу из отношений пары: мужчины и женщины;

· семья часто является более объемным и устойчивым общественным образованием, зато брак - юридический термин и объект. Хотя может быть и такое явление: ушедший из семьи отец разорвал семейную связь с ребенком, но, с юридической точки зрения на брак, эта связь продолжает действовать.

Но такое разделение условно. Дело в том, что окончательной трактовки этих понятий до сих пор нет, и они применяются чаще в качестве синонимов, что практически не вызывает возражений. Дальше в статье мы и будем их употреблять в качестве тождественных терминов.

Основные функции семьи и брака:

1. Репродуктивная. Главный ресурс для развития человечества - новые люди - производится как раз в семьях.

2. Экономическая. Семья - это минимальная единица национальной экономики, ведущая свой бюджет, являющаяся производителем и потребителем.

3. Воспитательная. Брак можно назвать школой, в которой и взрослые, и маленькие люди учатся социализации, получают и отрабатывают опыт в этой сфере.

Формы, или модели брака и семьи

Союз мужчины и женщины может принимать самые разнообразные формы в зависимости от прогрессивности общества и веса в нем религиозных догм. Так, семья или брак может быть:

1. Традиционный брак - подтвержденный светскими и/или религиозными учреждениями, поощряемый обществом. В наибольшей мере урегулирован юридически.

2. Гражданский брак - все отношения как в традиционной семье, но без регистрации. В последнее время все больше приближается к традиционному браку в вопросах юридической защищенности партнеров.

3. Временный брак - заключенный на определенное время, по истечению которого считается расторгнутым. Встречается в некоторых мусульманских странах.

4. Коммунальный брак - это формат для случая, когда партнеров больше, чем два.

5. Гостевой брак - современная тенденция, результат стремления оставить себе только комфортную сторону, удалив все напряженные моменты вроде быта. Партнеры проживают на разных территориях, время от времени встречаются.

6. Свободный брак - когда партнеры договариваются оставить друг другу право иметь личные отношения вне семьи.

В качестве основы и брака, и семьи рассматривается брачная пара, а также другие члены семьи, состоящие с этой парой в родственных отношениях. В большинстве стран есть специальные семейные кодексы. Часто основные догмы построения семейных отношений устанавливаются религией.

В последнее время к услугам тех партнеров, кто стремится к гармонии в семье и браке, появилась целая наука и профессионалы со специальным образованием. Речь идет о психологии брака и семьи. Главный постулат этого направления в психологии в том, что гармоничные отношения могут наладиться только в результате работы над ними обоих партнеров. А семейный психолог поможет решить проблемы семьи и брака.

В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей - формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие "приходящих" родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно "домашнюю" миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения - это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% - трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% - пятидетных и более, 14% - бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я - стадия бездетности; 2-я - стадия репродуктивного родительства; 3-я - стадия социализационного родительства; 4-я - стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.

Современный брак и семья находится в наиболее доброжелательных условиях для того, чтобы быть успешным. Общество толерантно относится к желанию людей выбирать нетрадиционные формы семейного устройства. А это значит - больше свободы в поиске своего личного счастья.

Специфика современной семьи в России определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

1. Современная семья - это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация - результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и "территориально расширенные" семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

3. Современная семейная система является достаточно открытой - сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция - это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание - в младенчестве или даже в пренатальном развитии ("школы отцов", роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. "Отец 21 века" чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.

2. Появление так называемых "двухкарьерных" семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.

3. Поляризация возраста вступления в брак - либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более - достойных.

4. Все более часты случаи (хотя "неравные браки" были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону - жена старше.

5. Проблема вдовства. Решается, если жена - старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.

6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.

7. Возрастание количества повторных браков - люди все же ищут свою половину. Отсюда - проблема неродных детей.

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.

9. Рост семейно-бытовых "криминальных" ситуаций, преступлений. Обычно - на почве пьянства.

10. Увеличение числа бездетных семей. "Отсрочки" часто обусловлены трудностями в молодости - финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.

11. "Заграничные" браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета "заграницы". К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.

12. "Экзотические" семьи (однополые браки, свингерство и пр.) - пока еще в России явление редкое, но уже существующее.

13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) "гражданские" браки; в) материнские семьи - как осознанное решение женщины. "Мать и дитя" - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений - все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.

Итоговая работа
по курсу Социология семьи

Тема: Кризис института брака и семьи

Научный руководитель:

Казань – 2012г.

Введение …………………………………………………………………………. 3

Функции семьи и брака ………………………………………………………… 5

Кризис семейной жизни и его причины ……………………………………….. 9

Проявления кризиса семейной жизни. Развод ………………………………. 13

Последствия кризиса семейной жизни ……………………………………...... 16

Заключение ……………………………………………………………………... 18

Список использованной литературы …………………………………………. 19

Введение

Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-
нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в
ней формируются, из нее вырастают. Осознание истоков общественного кризиса и поиск путей выхода из него связаны с выявлением причин и механизмов кризиса современной семьи. Необходимо отметить, что к категории "семья" сегодня нередко относят разнородные социальные явления, которые в сущности своей таковой не являются, а представляют разные формы сожительства.
Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие
функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации,
необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в
чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение.
Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества, одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно-исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.
Таким образом, цель исследования: изучение причин кризиса институтов брака и семьи в современном обществе. Объект исследования: социальный институт семьи и брака.
Задачами исследования являются:

    выяснить причины кризиса семьи и брака, его проявления;
    рассмотреть понятие развода как проявление кризиса.

Функции семьи и брака

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и заканчивая сложным социальным строем современного общества.
Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут свое происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Чем объяснить факт неизменного сохранения семьи в обществе? При всем разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом Л духовном воспроизводстве населения.
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака. 1
Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.
Семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распр остранение, хотя в разных культурах формы брака и семьи различаются весьма существенно. Семья действительно является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, братской близости, душевного сострадания и сопереживания. Семейное влияние на становление личности, на качество межличностных взаимоотношений огромно. Это свойство семьи давно общепризнанно, подтверждается религией, искусством, наукой, наконец, самой историей цивилизации. Но лишь при одном условии - если семья сохраняется в качестве социального института, чье призвание состоит исключительно в эффективном выполнении экзистенциальных функций по рождению, содержанию и социализации подрастающих поколений.
Универсальность семьи раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. Но следует помнить, что нельзя делить функции на главные и второстепенные, все семейные функции - главные.

Поэтому выделим наиболее важные функции семьи и брака.

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Эта функция является наиболее важной для общества. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья - это гарантированное средство пополнения населения новыми поколениями.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, какие- то установки, прививают принятые в данном обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежат родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. 2

Как уже отмечалось, семья представляет собой относительно замкнутую систему межличностных и межгрупповых отношений и вместе с тем элемент более широкой социальной системы. Как система семья в принципе стабильна. Прочность и устойчивость семейных связей могут обеспечиваться за счет внешнего давления на семью, через которое реализуются господствующие в данном обществе социальные нормы; в этом случае семья рассматривается в качестве социального института. Но семейная система может быть стабильной и благодаря своим внутренним свойствам, в качестве которых могут выступать и нравственные ценности, и эмоции, и экономическая заинтересованность.
Семья постепенно теряет свой статус в обществе. Это связано со многим факторами, но наиболее важные из них: развод, плохая семейная политика (неумение государства бороться с семейными проблемами), преступность, наркомания, алкоголизм. Все дисфункции в обществе имеют огромное влияние на институт семьи и брака.

В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи

Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи - дело рук самой семьи (по принципу “Спасение утопающих - дело рук самих утопающих”). На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую, челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую.
Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как к персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи - персоналитарную (от лат. persona - особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.
Серьезным изменениям подверглась и репродуктивная функция семьи. Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства потребует определенного соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.
Репродуктивная функция семьи сейчас направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент делается на раскрытии индивидуальных способностей личности

Кризис семейной жизни и его причины

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
По сути, семья - такая же изменчивая, гибкая структура, как любой другой организм. Как и все живое, семья рождается, крепнет и набирается сил, дает плоды, увядает и умирает. Порой смерть семьи наступает преждевременно: отношения еще не исчерпали себя, впереди маячат не самые унылые перспективы, но люди, уставшие от проблем, однообразия, друг от друга, а иногда и от себя, обрывают такие дорогие прежде связи. Часто причина измен и разводов лежит именно в семейных кризисах, переживают которые все пары без исключения.
Итак, что же мы подразумеваем под словом "кризис", если говорим о кризисе семейной жизни? Любой кризис - это некий разлад, следствие фрустрации (неудовлетворения какой-то важной потребности). Состояние кризиса характеризуется тоской, пассивностью, депрессивным настроением. Порой человека одолевают вялость и апатия, нежелание общаться, выполнять домашние и служебные обязанности. Кризис семейный сродни внутриличностному: когда человек переживает разлад внутри себя, кризис неизбежно наступает и в отношениях с другими людьми. Если этот разлад двойной, то есть наступает у обоих партнеров одновременно, то кризис усугубляется, становится масштабным и несет серьезную угрозу семейным отношениям. А когда один из супругов находится на эмоциональном пике, у него блистательно складывается карьера, нет проблем во взаимоотношениях с людьми и с собой, то он способен оказать серьезную поддержку своей второй половине.
Закономерны ли кризисы, и нужно ли с ними мириться? Кризисы - это естественный этап развития отношений. Избежать их нереально, но можно предупредить, сгладить. Как и все в жизни, человеческие отношения переживают подъемы и спады, взлеты и падения. Когда все катится ровно, как по линейке, это ведь пресно, не так ли? Просто о кризисах нужно иметь представление, понимать: что-то происходит; интуитивно ощущать, что назревает конфликт, и быть к этому готовым.
Для чего нужны кризисы и несут ли они какую-то практическую пользу? Кризис - одно из самых мощных, психологически трудных состояний, благополучный выход из которого дает новый опыт и перспективы. Крайний, самый отчаянный вариант решения проблем - человек заканчивает самоубийством, не видит света в конце туннеля и считает самым лучшим оборвать жизнь. Либо человек выбирает такой же уход, но медленный. Это алкоголизм, наркотики, может быть, работа и увлечения, связанные с риском (например, служба по контракту в горячих точках). Ну а самый эффективный выход из кризиса знаменуется неким психологическим переломом, что дает новые цели, перспективы, новые жизненные установки. Человек личностно растет, если сумел преодолеть кризис; он становится другим, а значит, изменяется и его жизнь. Личность достигает еще одной вершины духовного совершенства: приобретается жизненная мудрость, происходит переоценка ценностей, человек начинает проще относиться к каким-то условностям и ценить то, что раньше казалось пустяком. 3
Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить кризисы:
1. Психофизиологический уровень. Здесь дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни. В целом явление это встречается довольно часто, однако как основную причину решения о разводе его отмечают лишь немногие.
2. Психологический уровень. В семье создается нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.
3. Социально-ролевой уровень. Симптомы нарушения стабильности этого уровня - неправильное, неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.
4. Социокулътурный (духовный) уровень. Здесь конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса или неудовлетворенности общением с партнером, неприятия его жизненных ценностей, идеалов. 4
Причины, вызвавшие кризис на том или ином уровне, могут быть самыми разнообразными. Но по времени возникновения их можно разделить на две большие группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи. Последнюю группу причин называют факторами риска, так как наличие их в период добрачного знакомства уже таит в себе опасность будущего развода. Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака.
К факторам риска относятся:

    большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если намного старше женщина);
    склонность к алкоголизму одного из супругов;
    легкомысленное отношение к браку, семье вообще;
    слишком ранний возраст вступления в брак;
    вероятность скорого рождения ребенка;
    слишком малый срок знакомства;
    резкое несогласие родителей на заключение брака;
    брак по принуждению, без взаимного согласия.
Эти факторы дают о себе знать буквально в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет.
Результаты опросов показывают, что значительная часть молодых людей (около 1/3) вступали в брак на основе мотивов, лежащих вне семейной сферы: желание уйти из родительского дома, совершить ответственный самостоятельный шаг, отомстить кому-либо или просто за компанию с другом. 5 Естественно, что такое поверхностное, несерьезное отношение к браку, отсутствие соответствующей мотивации приводит к тому, что перед супругами не встают задачи самоопределения семьи, выяснения супружеских ролей, внутрисемейного статуса каждого из них, их общих целей.
Каждый седьмой брак - это брак между супругами, возраст каждого из которых не превышает 22 лет. В данном случае проявляется чаще всего психологическая неготовность к браку. Молодые семьи, как правило, не отделены от родителей и материально целиком от них зависят. В подобной ситуации встают такие проблемы, как обеспечение самостоятельности молодой семьи, лидерства в ней (зачастую на эту роль претендует кто-либо из родителей супругов), проблема взаимоотношений между членами молодой семьи и живущими с ними родителями, которые могут сложиться неблагоприятно и осложнить неизбежные в этом случае супружеские конфликты.

В чем сложность ситуации сейчас?

В том, что в нашем обществе не сформированы ценности семейного воспитания, мы не привыкли к тому, что, прежде всего семья отвечает за рождение и воспитание ребенка. Мы все еще продолжаем на кого-то надеяться. В обществе не утвердилось понимание того, что дети нуждаются в индивидуальной любви. А ее может дать ребенку только семья. Многие родители сейчас просто не понимают или не осознают своей личной ответственности за воспитание детей.
Безработица, бедность и нищета. Имеются данные, что бедность и нищета затронули 60% населения, зарегистрированная безработица - 13%, хотя на самом деле этот показатель гораздо больше. Дело в том, что уровень безработицы в России очень «пестрый». Если в крупных городах эта проблема еще более или менее решаема, то в небольших городах люди практически вообще не могут найти работу, особенно молодежь.
Пьянство и наркомания. По различным данным, до 30% семей страдают от пьянства и алкоголизма и 12-15% - от наркомании. В России есть целые поселки и маленькие города, где население пьет и употребляет наркотики, не имея возможности получить работу.
Наконец то, о чем мы начали забывать, - социальные болезни: туберкулез, инфекционные заболевания и инфекции, передаваемые половым путем. Сегодня это стало тяжелейшей проблемой. Низкий уровень здоровья, в том числе репродуктивного, невозможность получения адекватной медицинской помощи - это тоже реалии нашей жизни.
Влияние порнографии во всех информационных сферах и пропаганда секса и насилия. Наша молодежь видит сцены насилия, затем следуют сексуальные сцены, и на подсознательном уровне формируется отношение к сексуальной жизни, как к насилию и вообще к чему-то просто отвратительному. Дети думают, что по-другому и не живут. А если в это время в семье имеются проблемы - алкоголизм, пьянство, потеря работы - ребенку фактически некуда деться, он оказывается одиноким в своей семье. Все эти проблемы тесно связаны с проблемами планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья. В России катастрофически увеличилась заболеваемость сифилисом (это маркер всех остальных инфекций, передаваемых половым путем). И чаще всего болеют люди от 20 до 29 лет, то есть самого репродуктивного возраста. В России сейчас 15-20% пар бесплодны.
Это, прежде всего результат инфекций, передаваемых половым путем. И еще большого числа абортов, которые делают женщины самого активного репродуктивного возраста - 18-29 лет. Но корни этого неблагополучия уходят в подростковый и юношеский возраст.

Проявления кризиса семейной жизни.
Развод

Говорят, что браки заключаются Богом на небесах, поэтому долгое время в истории России развод был возможен только с разрешения церкви, и делала она это строго в рамках Библии. С приходом советской власти разводиться стали через суд, что значительно упростило процедуру и повлияло на число браков и разводов. Тем не менее, разводы считались аморальными, и это мешало партийной карьере.
После развала СССР на смену советским ценностями пришли ценности западного мира и динамика браков и разводов резко изменилась. Сейчас никакой проблемы для развода не существует, может быть, поэтому статистика настолько печальна. Россия, по числу разводов на 1000 человек, находится на первом месте! Десять лет назад разводилась каждая третья пара, а сейчас расстается больше половины пар. Хотя за последние годы заметны некоторые улучшения (статистика браков и разводов 2010 свидетельствует о том, что было зарегистрировано 1046961 браков и 527292 разводов, статистика браков и разводов 2011 называет почти те же цифры - 1083806 и 550673 соответственно; сравните эти данные со статистикой 2005-2008 годов, когда в среднем в год регистрировалось по 905360 браков и 658775 разводов), но, к сожалению, существенно статистика браков и разводов в России 2010-2011 картины не меняет. Да и можно ли верить этим цифрам, если они не учитывают так званые «гражданские браки», число которых постоянно растет? Ведь если брак гражданский, то нет и развода.

Свободные отношения приобретают все большую популярность, что непосредственно влияет на количество браков и разводов и говорит о глубоком социальном кризисе семейного института. В одной только Москве почти 5 % опрошенных не смогли точно определить свое семейное положение. Основная проблема гражданских браков лежит в недоверии друг к другу, страхе раздела имущества и т.п. Но и такой союз не отличается прочностью. По статистике, гражданские браки держаться в среднем 5 лет, после чего распадаются. И во многих таких семьях уже растут дети!
По данным социологического опроса, количество женщин, состоящих в браке, больше, чем количество мужчин. Такая статистика объясняется следующими причинами:
1. Статистика показывает процентное соотношение семейных с общей численностью страны;
2. Женщины, состоящие в гражданском браке, определяют себя как замужних, тем временем, как мужчины, в основном, считают себя холостыми.
Динамика браков и разводов в соответствии с возрастным показателем говорит, что возраст жениха и невесты постепенно «стареет», на манер Европы. Если ранее в брак было принято вступать до 25 лет, то сейчас возраст жениха составляет 25-34 года. С рождением детей пары тоже уже не торопятся, что, конечно же, во многом объясняется экономическим кризисом. Также, наибольшее количество разводов происходит в первые 5-9 лет (28%), т.е. на первые 4 года совместной жизни припадает 37% разводов, а за 9 лет происходит 66% разводов. Таким образом, наибольшее количество разводов случается, когда супругам 20-35 лет. Но с другой стороны, это благоприятный период для заключения долговечных браков, потому что, как показывает статистика, после 35 лет сложнее приспособиться к партнеру и менять свои привычки.
В большинстве случаев, разводящимся парам суд предлагает некоторое время для обдумывания решения, и только 7 % пар забирают свое заявление. Каждый год около 400 000 детей лишаются отца. Не все матери-одиночки добиваются выплаты алиментов через суд, да и получают они, в конце концов, не много, потому что официальные зарплаты отцов маленькие, а основную сумму получают в конвертах.
Результаты социологических опросов говорят о том, что, чаще всего, инициаторами развода являются женщины, особенно молодые девушки. Приближаясь к кризисному возрасту, процентное соотношение постепенно меняется, и на первый план выходят мужчины. Это объясняется тем, что обычно жены оценивают брак хуже, чем их мужья. А после 50 у мужчины появляется желание продлить молодость. Дети выросли, алименты не пугают, как говориться: «седина в бороду - бес в ребро».
Разведенным женщинам намного сложнее вступить брак, поскольку процент мужчин с возрастом сокращается в связи сих высокой смертностью. Прежде, количество браков и разводов в России регулировал экономический аспект потому, что старость родителей зависела от их детей. Семьи были многодетными, а взрослые дети – это дополнительная рабочая сила, что и помогало семьям, несмотря на высокую детскую смертность, выжить в сложных экономических условиях. Если провести пенсионную реформу в России, по которой пенсия родителей будет насчитываться только из отчислений их собственных детей, таким образом можно будет повлиять на рождаемость, и ситуация с разводами в стране может резко измениться. Дети станут служить мощнейшим фактором для соединения родителей.

Последствия кризиса семейной жизни

Очевидны сегодня основные последствия краха семьи с детьми - депопуляция, которая уже шествует по богатым странам, уменьшение доли детей и рост доли пенсионеров (старение населения), уменьшение доли трудоспособных людей и рост, в связи с этим, доли мигрантов из других стран. Поэтому не стоит удивляться тому аморализму и той нравственной деградации, которые привели к росту девиантности и социальной патологии разного рода, и к ужасающему росту общей и в том числе детской, подростковой и юношеской преступности. Увы, в общественном мнении все эти негативные процессы рассматриваются изолированно, либо в связи со спецификой социального строя и переживаемой экономической ситуации - но не как прямое следствие развала семьи, разрушения основ нравственного воспитания новых поколений.
В настоящее время общественное мнение не готово к восприятию проблемы кризиса семьи и депопуляции как острейшей глобальной проблемы. Однако правительства депопулирующих стран не смогут оставить без внимания сокращение численности, и поэтому в первых декадах XXI столетия под влиянием экзистенциально ориентированных ученых возможен поворот к интересам семьи как института. Хотя остается весьма вероятной и другая политика запретов и принуждений.
В нашей стране деятельность по повышению ценности семьи сталкивается с тяжким наследием советского прямого разрушения семьи в эпоху военного коммунизма, социалистической коллективизации села и раскулачивания крестьянских семей, во времена репрессий, когда насаждалась преданность партии и государству наперекор семье. Косвенное разрушение семьи связано с вовлечением женщин в наемный труд и с ликвидацией социальной роли домохозяйки, а также роли мужа- кормильца, с государственным патернализмом, с устранением родителей от воспитания детей через систему детсадов и школ.
Отчуждение родителей от детей, младших поколений от старших на фоне ущемления общечеловеческой и религиозной морали, ослабления ценностей семейного благополучия привело к тому разгулу безнравственности и социальной патологии, который ярче всего раскрывает социальный кризис нашего общества, кризис экзистенциальных ценностей. Исходя из вышесказанного, России потребуется гораздо больше времени на преобразование всего строя жизни, переориентации его на интересы семьи, чем западным странам. Отсюда, начинать просемейную политику и думать о том, как сделать её эффективной, нам надо раньше.
Бездетность и малодетность стали достаточно распространенным явлением на большей части территории России. Резкое снижение материального уровня вынуждает молодые семьи отказываться от рождения второго и третьего ребенка и откладывать появление первого. Семьи с двумя и большим числом детей чаще попадают в зону бедности и в этой ситуации не могут обеспечить своим детям полноценного питания, содержания и образования.
Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций - репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.
Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение количества браков и рост количества разводов, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и, увы, детская преступность, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, бракоподобных отношений и квазисемей сексуальн
и т.д.................

О разворачивающейся на наших глазах на протяжении вот уже двух десятилетий демографической катастрофе русского народа горазды рассуждать все: не только завзятые оппозиционеры, но и представители официоза, нехотя признающие пока лишь наличие проблемы как таковой. Правда, на этом единодушие, как правило, заканчивается, поскольку открыто называть происходящее именно катастрофой (а не кризисом, спадом рождаемости, “демографической ямой” или чем-то подобным) желают далеко не все. Например, даже сообщество националистов (коему, по идее, как раз и должно бить в колокола громче всех), за редким исключением, тоже обходит эту тему стороной, предпочитая концентрировать внимание общественности на иных вещах: нашествии среднеазиатских мигрантов, конфликтах с кавказцами, репрессиях со стороны властей и т.д.

Данные проблемы, безусловно, значимы, кто бы спорил. Но, тем не менее, рискну утверждать, что по сравнению с русской демографической катастрофой они – второстепенны. Ведь если бы не случилось её, то и нынешняя русская нация не предстала бы перед лицом своих многочисленных врагов (как внешних, так и внутренних) в столь плачевном и беспомощном виде. Согласитесь, сложно представить себе инородческое нашествие на земли, заселённые энергичным, активно плодящимся, полным жизненных сил народом.

Как известно, уровень рождаемости среди того или иного этноса не имеет прямой связи с уровнем его благосостояния, зато имеет очевидную прямую связь и с уровнем значимости семейных ценностей в обществе, и крепостью самого института семьи как такового. Мы знаем множество примеров, когда народы, не имеющие в материальном плане и десятой доли того, что в настоящий момент имеют жители благополучной Европы превосходят их по показателям рождаемости на несколько порядков. Но не это главное. Главное в другом: народы, обладающие так называемой “агрессивной демографией” (в Европе это выходцы из африканских и азиатских стран, в России – среднеазиаты и кавказцы) превосходят деградирующее и численно сокращающееся белое население и качеством своих семей, и крепостью семейных институтов.

Именно этот вопрос – вопрос качества – в данном случае следует считать ключевым. Согласитесь, сложно ожидать появления многочисленного потомства в неполных семьях, семьях алкоголиков или наркоманов, в парах, создаваемых современными гедонистами-эгоцентриками, зацикленными на личном преуспевании, карьере и деньгах, кои стали столь массовым явлением как в европейских, так и в крупных русских городах.

Согласно существующей статистике в России отмечается самый высокий процент разводов в мире, а в 2010 году и вовсе был зафиксирован поистине ужасающий показатель – 153 406 разводов на 185 969 браков. Думаю, не стоит лишний раз напоминать, что любой развод – это не только тяжёлая душевная травма для разошедшихся супругов, это ещё и нерождённые дети. А тем, что успели родиться, но затем вкусили всех “прелестей” жизни в неполной семье, впоследствии будет весьма непросто избавиться от подсознательного проецирования ненормальных отношений между родителями (а нормальные, согласитесь, не приводят к разводам) на собственную семейную жизнь.

Никто ещё не опроверг давний тезис о том, что семья является ячейкой общества. Неспроста же Фридрих Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” начал в своих рассуждениях “танцевать” именно от семьи, проследив историю зарождении и эволюции её института от древнейших времён до буржуазной эпохи XIX века.

Огромную роль семьи в становлении и развитии человечества отрицать бессмысленно и глупо. Появление семей как таковых действительно стало мощнейшим толчком к формированию самого человеческого общества в современном его понимании. Поэтому совершенно логичным будет и обратный вывод: зримое ослабление семейных связей и массовый распад первичных ячеек общества приводят не только к острому кризису депопуляции, охватившему практически весь белый мир. Они предвещают и скорый коллапс всего общества в целом.

Одним из предвестников гибели Древнего Рима стал ужасающий духовный кризис, по сути, духовная катастрофа, разразившаяся в римском обществе и выразившаяся в том, что чудовищные извращения и разврат стали восприниматься в качестве нормы. Зачем же повторять чужие ошибки? Здоровое общество без здоровых семейных отношений между мужчинами и женщинами, родителями и детьми немыслимо так же, как и здоровый человеческий организм без здоровых и нетронутых болезнями внутренних органов.

Впрочем, разводы – это далеко не единственный бич современных русских и европейских семей. За последние десятилетия получил большое распространение так называемый “гражданский брак” – то есть, по сути, банальное сожительство мужчины и женщины, не только не желающих официально оформлять супружеские отношения, но и не стремящихся выполнять социальные роли мужа и жены в полном объёме. Подобный суррогатный брак является ещё одной весомой причиной кризиса депопуляции и (что даже более опасно!) быстрой утраты истинно семейных, супружеских ценностей в обществе. Без которых оно ни здоровым, ни жизнеспособным, ни многодетным быть никак не может.