Домой / Для голубых глаз / Масленица (проводы зимы). Полный сценарий праздника, с конкурсами и загадками

Масленица (проводы зимы). Полный сценарий праздника, с конкурсами и загадками

Действующие лица:


1-й скоморох

2-й скоморох

Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Атаман

Разбойники

Весна


Звучит русская народная музыка

(появляются скоморохи)


1-й скоморох : Ой, вы люди добрые!

2-й скоморох : Все, кто стар иль млад!

1-й скоморох : Сюда скорей спешите!

2-й скоморох : Будем зиму провожать!

1-й скоморох : Подходи честной народ

Праздновать зимы приход!

2-й скоморох : Не ради денег, не ради славы,

А ради смеха и забавы!


Фонограмма «Пришла зима»

(входят Зима, Декабрь, Январь и Февраль)


Зима : Здравствуй, здравствуй добрый люд

Вижу я, меня здесь ждут

А пришла я не одна -

Мои со мною сыновья.

Декабрь : Я старший сын – Декабрь!

В декабре зима стелет белые холсты

А мороз через реки наводит холсты

Стынут ветви у берез

По ночам трещит мороз.

Ну а мишке все равно:

Он в берлоге спит давно.

Январь : Я средний сын – Январь!

Январь тулуп надевает до пят

На окнах морозных узоры блестят

Снегом тешит он людей

День длинней, мороз сильней.

Февраль : Я младший сын – Февраль!

Ходит грозный Вьюговей

В снежной шапки до бровей

Даже волк, разбойник волк

Испугался и примолк.

Зима : Осталось нам совсем немного

Весна уж мчится по дорогам

И скоро явится сюда

Проститься нужно нам друзья.

1-й скоморох : Да, времени осталось мало

Но коль, Зима ты не устало

Развеселись, приободрись

По кругу весело пройдись.


Фонограмма «Барыня»

(Зима танцует)


Зима : Ох, закружилась голова и устали ноги.

2-й скоморох : Наступает пора подвести итоги.

1-й скоморох : Спросим мы у всех гостей.

Вы отвечайте веселей!

2-й скоморох : Снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Все : Да!

1-й скоморох : Крепок был лед на озерах и реках?

Все : Да!

2-й скоморох : Кто не доволен остался зимой?

1-й скоморох : Слава Зиме!

Зима : Что-то нет моей младшей Весны-сестрицы

Куда она могла запропаститься?


Звучит песня разбойников из м/ф «Бременские музыканты»

(появляются разбойники)


Атаман : Слышал, вы Весну здесь ждете!

2-й разбойник : Веселитесь от души!

3-й разбойник : Но ее вы не спасете!

3-й разбойник : Под замком она сидит!

4-й разбойник : Можете идти домой!

5-й разбойник : Мы праздник отменяем!

Все вместе : Хой!

Декабрь : Значит вздумали наш праздник отменять

Январь : А вы кто вообще такие и откуда, как вас звать?


Разбойники исполняют песню разбойников

из м/ф «Бременские музыканты»


Февраль : Ну и дело, как же быть

Как весну освободить?

Зимы : Ну что ж разбойники лесные

Вы ребята удалые?

Наверно вы сильны и смелы,

Веселы вы и умелы?

Атаман : Ну конечно, не вопрос

Чтобы я к земле прирос.

Декабрь : Что-то мы не очень верим!

Январь : Это мы сейчас проверим!

Февраль : А каким же образом?

Зима : Проведем мы конкурсы!

Атаман : Но если побеждаем мы

Вам не видать тогда весны!

Разбойники : Ура!!!

Зима : А если вы не победите

Тогда весну освободите!

Разбойники : Ну, ладно.

1-й скоморох : Первый конкурс так звучит:

«Кто кого переговорит»

(для конкурса приглашается один участник из зрителей, ему объясняются правила.)

Атаман : Этот конкурс для меня

Люблю скороговорки я.


Игра «Кто кого переговорит»


После того, как участники ознакомятся со скороговоркой, они должны по очереди громко и четко ее произносить. Побеждает участник, который быстрее и правильнее произнесет скороговорку.


Атаман : Нет так не честно. Придумали скороговорку какую-то не разбойничью. Теперь моя очередь.

(конкурс повторяется, атаман снова проигрывает)

1-й разбойник : Нет плохой вы конкурс придумали. Когда это вы видели, что бы разбойники скороговорки говорили. Давайте другой конкурс проведем – на силу. Реквизит у нас с собой (достает веревку и трясет ею).

Декабрь : Что же если так хотите,

Этот конкурс проведем.

Но при этом вы учтите

Не уступим вам ни в чем.

Конкурс «Перетягивание каната»


Для участия в конкурсе приглашаются 5 участников из зрителей, которым помогает Декабрь. С другой стороны становятся все разбойники. По свистку команды начинают тянуть канат.

(разбойники снова проигрывают)


Атаман : Просто нам не повезло. Мы устали, пока вашу Весну вязали и аод замок сажали.

2-й скоморох: Конкурс выбирать пора

Поиграем мы в слова.


Конкурс «Составь слово»


Приглашаются 6 участников из зрителей. Участвуют все разбойники. Каждой команде раздаются большие буквы, нарисованные на альбомных листах. Команды должны сложить из этих букв слово. Кто делает это быстрее, тот побеждает.

(разбойники снова терпят поражение)


2-й разбойник : Разве это конкурс? Это ерунда. Вот на меткость конкурс – это да.

Февраль: Что ж на меткость так на меткость. Только как бы и здесь снова вам в сугроб не сесть.


Конкурс «Меткие стрелки»


Из зрителей выбираются 2 участника. Они вместе с Февралем встают на линию стрельбы. На некотором расстоянии находятся ведра (или другие емкости), в которые они должны бросать снежки. У каждого участника по три снежка. Потом бросают разбойники.

(разбойники снова проигрывают).


3-й разбойник : Вы не честно играли. У вас снежки волшебные все в цель летели.


1-й скоморох : Наступила пора

Услышать добрые слова


Конкурс «Аукцион добрых слов»


Приглашаются трое участников из зрителей и трое разбойников. Каждая команда должна по очереди говорить комплименты Зиме. Побеждает та команда, которая скажет больше комплиментов.

(разбойники опять проигрывают)

Зима : Ну, спасибо, порадовали меня. Никогда я столько добрых слов в свой адрес не слышала. Теперь со спокойным сердцем до следующего года отдыхать буду.

3-й разбойник : Подождите радоваться. Весну-то вы еще не освободили.

Атаман: А у нас еще один конкурс в запасе имеется. В нем вы точно не победите. Никому мы в скорости и ловкости не уступали.

3-й разбойник : А вы, наверно, и на лыжах кататься не умеете.

Январь : Кто на лыжах ходит в зиму

Не страшны тому болезни

Ни простуда, ни ангина

Знают все, что спорт полезен


Конкурс «Лыжная эстафета»


Из зрительного зала приглашаются 2 участника, которые вместе с Январем одевают лыжи. Со стороны разбойников также участвуют три человека. Определяются три площадки, на каждой из которых стоят по одному участнику из каждой команды. По свистку первые участники начинают движение и, достигая площадки, передают эстафету следующему, который двигается к следующей площадке. Побеждает та команда, которая первой достигает финиша.


4-й разбойник : Ладно-ладно, сильны, метки, умны, ловки вы. Признаем мы свое поражение.

5-й разбойник : Однако и Весну вы так просто не получите.

Атаман: Да есть тут у нас одна карта с подсказками. Вот если сумеете ее прочитать, тогда Весну и освободите, ну а нам пора.

(разбойники уходят)

Зима : Ох уж эти разбойники.

(обращается к ребятам): Ну что, поможете нам Весну освободить?

Все: поможем!

Зима : Ну, тогда в путь.

(все ищут Весну)

(Когда Весну находят, все возвращаются).

Весна : Ну, спасибо ребятки, выручили вы меня из лап злых разбойников. Согрею я за это земля теплым солнышком, разбужу ее ручьями звонкими. Но нельзя забывать, что сегодня последний день Зимы, поэтому давайте проводим ее с почестями.

1-й скоморох : По традиции старинной

В хороводе мы сейчас

2-й скоморох : Зимушку проводим дружно

И простимся сей же час.

(все встают в хоровод вокруг Зимы и движутся по кругу, говоря):

Прощай Зимушка-Зима!

Спасибо, что в гости пришла!

А теперь прощай, прощай!

Снова в гости приезжай!

(Зима, Декабрь, Январь и Февраль уходят)

Все : Прощай, Зимушка!

Здравствуй Весна-красавица.

Праздник проводится на улице. Звучит весёлая музыка .

Скоморох1 (зазывает)

К нам сюда! Собирайся народ!

Сегодня Вас много чудесного ждёт.

Давайте знакомиться! (подходит и здоровается с детьми за руку)

Очень приятно! Скучные и мрачные, идите обратно.

Поторапливайтесь! Поторапливайтесь!

Мы зовём к себе всех. Всех, кто любит веселье и смех!

Ведущая: Отмечаем нынче мы, Праздник

Все хором: Проводы Зимы!

Ведущая : Вот смотрю я, на площадке, собрались вы здесь ребятки.

Дети, велено для вас довести такой указ :

Скоморох2: (разворачивает и читает)

«В этот день, сего числа, как гласит указник,

Детям, взрослым и гостям, всем прийти на праздник!

Непременно все должны быть на проводах Зимы!

Будем мы шутить, играть, прыгать, бегать, не скучать.

Будем Зиму провожать Весну красную встречать!»

1 реб. - Надоела нам зима холода и стужа

Ждём тебя, Весна - красна

нам мороз не нужен.

2 реб. - Солнце, солнце, покажись

Обогрей и улыбнись

Растопи снега и лёд

Пусть скорей весна придёт.

(звучит муз. Появляется Зима)

Зима - Это кто тут Весну без моего приказа зовёт? Кто самовольничает?

Ах. Это вы? Проказники! Вы чего тут раскричались? Сейчас я Вас заморожу!

Ведущая: - А мы тебя, Зима, не боимся!

Зима - А это я сейчас проверю. Давайте - ка поиграем в мою любимую игру!

Игра «Заморожу» (муз.)

(Дети стоя в кругу поют. Дети вытянули ручки - Зима пытается дотронуться до рук. Дети кричат - Не боимся! Кто проиграл Зима выводит в круг)

Зима: Здравствуй, здравствуй добрый люд

Вижу я, меня здесь ждут

А пришла я не одна -

Мои со мною сыновья.

Декабрь: Я старший сын - Декабрь!

В декабре зима стелет белые холсты

А мороз через реки наводит мосты

Стынут ветви у берез

По ночам трещит мороз.

Ну а мишке все равно:

Он в берлоге спит давно.

Январь: Я средний сын - Январь!

Январь тулуп надевает до пят

На окнах морозных узоры блестят

Снегом тешит он людей

День длинней, мороз сильней.

Февраль: Я младший сын - Февраль!

Ходит грозный Вьюговей

В снежной шапке до бровей

Даже волк, разбойник волк

Испугался и примолк.

Зима: Осталось нам совсем немного

Весна уж мчится по дорогам

И скоро явится сюда

Проститься нужно нам друзья.

1-й скоморох : Да, времени осталось мало

Но коль, Зима ты не устала

Развеселись, приободрись

По кругу весело пройдись.

Фонограмма «Барыня» (Зима танцует и танцуют все дети )

Зима: Ох, закружилась голова и устали ноги.

Ведущая. : Наступает пора подвести итоги.

Спросим мы у всех гостей. Вы отвечайте веселей!

Снега для лыжных прогулок хватало всегда? Все: Да!

Крепок был лед на озерах и реках? Все: Да!

Кто не доволен остался зимой? Есть такие? Нет!

Зима - Колокольчик ледяной, он везде всегда со мной.

Динь-дон, динь - дон приглашает к играм он.

Скоморохи - В игры нам играть не лень

Мы б играли целый день! Правда, ребята?

А заодно и погреемся!

Игра «Соберёмся мы в кружок»

На земле лежит снежок

Соберёмся мы в кружок.

Все потопаем, все потопаем. ( топают)

Будем весело играть,

будем ручки согревать

Все похлопаем. Все похлопаем. (хлопают)

Если холодно стоять

Мы похлопаем опять

По плечикам, по коленочкам. (хлопают по плечам, по коленкам)

Чтобы стало нам теплее,

будем прыгать веселее.

Все попрыгаем, все попрыгаем. (прыжки)

Ведущая: - Ну, что, Зима, не заморозить тебе нас, ведь наши дети ловкие и смелые.

Зима - Что с ногами, не пойму! Вправо- влево носятся,

не стоят они на месте, так играть и просятся!

Ведущая:- Зима, что же ты ещё придумала?

Зима - Так вот! Не велю я вам стоять, надо детям поиграть.

Дам я сложное задание. То-то будет испытание!

Ведущая: Приглашаем вас, ребята, на станции посоревноваться в силе, меткости, смелости.

Игра - соревнование

Дети расходятся по станциям. (30-35 мин.)

Вбегает сорока кричит – Всем, всем, всем!

Скоморох 1 - Сорока, что случилось?

Сорока - Нет зимы, пришла Весна!

Скоморох 2 - (таинственно)

По лесу молва пошла, что Весна уже пришла.

Поглядите, вот Весна

По земле идёт она.

(под муз. появляется Весна. Идёт по кругу, кланяется вправо- влево, танцует)

Весна - Кто меня звал- вызывал? Вы, ребятишки?

Здравствуйте. детишки, девчонки и мальчишки!

Вам несу своё тепло, чтобы всё кругом цвело!

Зима - Здравствуй. сестрица Весна! Меня заменить ты должна.

Весна - Здравствуй. сестрица Зима. Тебе отдохнуть наступила пора.

Зима - Не хочу я уходить, у меня ещё силы много!

Ведущая: - А мы сейчас проверим!

Игра «Перетягивание каната»

(дети встают к Зиме и Весне помогают им. Скоморох - судья) Побеждает Весна.

Зима - Весну красную я знаю, на тебя я не серчаю

Знаю, ждёт тепла земля. Уступлю- ка место я! (передаёт ключ Весне)

До свиданья, детвора!

(под муз. Зима прощаясь уходит)

Скоморох 1: - Ура! Ура! Ушла зима!

Песня «Веснянка»(исп.группа девочек 4 «А» класс)

Весна - Молодцы, ребята. хорошо поёте .

Игра «Матушка - Весна» Звучит музыка

(Весна и Скоморох делают ворота, а учителя со своими детьми проходят через них цепочкой и заводят в круг)

Ведущая: Пришла матушка - Весна, отворяй ворота.

Первым март пришёл – всех детей провёл,

А за ним и апрель - отворяй окно и дверь,

а уж как пришёл май – сколько хочешь гуляй!

Весна - Жаль мне с Вами расставаться,

Но, пришла пора прощаться

у меня забот немало, чтоб кругом всё расцветало!

Ведущая: - Солнце светит над землёй, разгоняет тучи.

Улыбнёмся мы с тобой. Всем нам станет лучше-

Ведь в улыбке вся краса - набухают почки,

Улыбнутся небеса. Расцветут цветочки!

Скоморох 1 :В круг вставай честной народ,
Заводите хоровод,
Возьмитесь за руки друзья,
Вместе с вами встану я.
Скоморох 2: Будем петь и танцевать,
Зиму будем провожать.

Ведущая: Время вышло, настала пора,
Свой срок отслужила честно Зима,
Часы пробили, пролистан календарь,
Так было вовеки, так было в старь,
И я завершаю Зимы полет,
И мы растопим вокруг нее лед.
Весна пришла - гуляй народ!

Дети водят хоровод «Гори, гори, ясно!»

Поджигается чучело.

Большой школьный спортивный, или актовый зал, или столовую, или библиотеку можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами, накрыть столы с угощением и самоваром, разложить музыкальные инструменты.

Действующие лица

1-й скоморох

2-й скоморох

Зима, гости (шесть человек)

Ведущая . Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

Вбегают Скоморохи.

1-й скоморох . О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й скоморох . И чего народу дома не сидится, чего пришли?

1-й. скоморох . Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали. Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

2-й скоморох . Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

1-й скоморох . Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Зима. Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох . Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

Ведущая . В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох . Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами. Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

1-й скоморох. Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

Ведущая. И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку в боях на воздушных шариках.

Скоморохи выносят воздушные шары, надевают детям на головы бумажные шапки, завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым собьет шапку.

Зима . Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать?

Скоморохи выбирают двух участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставятся четыре ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по три теннисных мячика, их задача — попасть в ведерко. Скоморохи показывают «чудеса» меткости. Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох . Поможет нам в этом Масленица.

Зима . И где же это ваша помощница?

Ведущая . Сейчас мы с вами сделаем Масленицу. Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы. Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

1-й скоморох . Душа ль ты наша, Масленица, уста сахарные!

2-й скоморох. Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

1-й скоморох. Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок- хоровод и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню (например «Как на тоненький ледок»).

1-й скоморох . Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

2-й скоморох. «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

1-й скоморох. Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

Начинается конкурс на знание пословиц. Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу. Можно предложить детям заранее подготовиться к этому конкурсу. Если дети затрудняются, ведущая может называть первую часть пословицы, а вторую договаривают дети.

Пословицы: «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день — «Заигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

Ведущая. В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?

Объявляется конкурс исполнителей частушек. Конкурс частушек может быть тематический: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые частушки. Например:

Не смотрите на меня, -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ведущая подводит итоги конкурса.

1-й скоморох . Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».

2-й скоморох . А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором). Блинами!

Ведущая . Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог — все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!»

Ведущая . А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».

2-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного трехногого жеребчика? Сейчас увидите.

Проводится конкурс на ловкость. Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Выигрывает пара, прибежавшая первой.

Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

Ведущая загадывает загадки на зимнюю и весеннюю тему. Загадки можно найти свои собственные или воспользоваться нашими.

Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)

Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести в сценарий викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов.

Нужно сформировать команды и предложить им вопросы. Кто первым ответил на вопрос, тот и получает очко.

1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

3. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»

(Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.

Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.

Дворовоуй — покровитель двора мужского пола.

Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой — дух лугов, помогает косить траву.

Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых.

Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Леший — дух леса.)

5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)

6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что это — граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым.)

7. Где в доме живет домовой? (За печкой.)

8. Назовите древних славянских богов. (Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.

Белее — бог скотоводства и богатства.

Зембог — бог земли.

Дидилия — богиня деторождения.

Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.

Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.

Морозко — бог зимы и холода.

Даждьбог (Хорс) — бог солнца.)

Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества.)

9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Викторину можно завершить совместным хороводом.

1-й скоморох . Пора пятницу объявлять.

2-й скоморох. День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

Ведущая . Ребята, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такой тесть, кто такая золовка, кто такой деверь, кто такой свекор, кто такая свекровь, кто такой кум?

Дети отвечают на вопросы ведущей.

Ведущая . Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

1-й скоморох . Шестой день — «Золовкины посиделки».

2-й скоморох . В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

1-й скоморох . Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

Во время всех конкурсов и заданий победителям давались маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывается, и выявляется победитель.

Ведущая . Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох . Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох . Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

Ведущая . Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.

Сценарий внеклассного мероприятия « Проводы зимы»

для учащихся начальной школы

Подготовка к празднику:

подбирается музыка для фона;

для оформления зала рисуют буквы, "солнышки", на которых написаны названия дней Масленицы;

дети с родителями готовят дома костюмы для выступления;

в день, когда проводится праздник, родители пекут дома блинчики и дети приносят их в класс;

родители готовят чучело Масленицы.

Звучит фонограмма русской музыки. На фоне этой музыки звучит фонограмма текстов-зазывалок.

Скоморох 1

Эй, спешите все на площадь,
Посмотреть на наш товар!
Ждут вас там стихи и шутки!
Не теряйте ни минутки!

Скоморох 2
Приходите, не стесняйтесь!
Проводить Зиму-проказницу!
И встречать Весну-красавицу!
К нам на праздник собирайтесь!

Скоморох 3
Веселитесь! Развлекайтесь!
На празднике быть,
О блинах не забыть

Скоморох 1
Добро пожаловать, гости дорогие!
Отмечаем нынче мы
Праздник Проводов Зимы!

Скоморох 2
Мы гулянье сейчас начинать должны!
Кличем всех, всех, всех
На проводы русской зимы!

Скоморох 3
Поторапливайтесь! Поторапливайтесь!
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех!
Русскую зиму проводить нужно
Весело, достойно, дружно!

Скоморохи (хором)
Начинаем! Начинаем!
Начинаем праздник мы!
В честь румяной, именитой,
В звонких песнях не забытой,
Русской Матушки-Зимы!

(Появляются Дед Мороз и Зима)

ДЕД МОРОЗ : Здравствуй, весь честной народ!

ЗИМА : Здравствуйте, славные земляки!
ДЕД МОРОЗ:

Много я изъездил мест - на десятки верст окрест,
Нас с Зимой до этой площади, вмиг домчали чудо-лошади!
Я скажу вам по секрету: нет площадки лучше этой!

ЗИМА:

Убралана она на диво, многолюдна, весела!
По-весеннему красива, и по-зимнему светла!
Скоро из-за зимних туч, сквозь веселое оконце,
Теплый к вам пробьется луч и в село заглянет солнце!
По озябшим лесам и полям уже спешит Весна-сестрица,
До ее прихода к вам, нам с вами надо бы проститься!

ДЕД МОРОЗ :

Что ж, пора! Придется, братцы, с вами мне теперь расстаться!
ЗИМА:

Дед Мороз! Постой прощаться! Мы пока еще в почете!
Прежде надо отчитаться о проделанной работе!
Я давно веду учет…
ДЕД МОРОЗ: Правильно! Начнем отчет!
ЗИМА: Вот он, Дед Мороз! Составлен по всей форме - при двух печатях, да за твоей подписью!

(Зима протягивает Деду Морозу отчет, Дед Мороз разворачивает).

СКОМОРОХИ: Внимание! Внимание!
Слушайте отчет Деда Мороза!

ДЕД МОРОЗ:

За отчетный период с декабря 2015 года по февраль 2016 года
мною проделана большая работа!
Я заморозил все реки и озера, загнал всех медведей в берлоги и уложил их спать до весны!
В этот года я не был лют, я щадил вас, славный люд!
Улыбался я в усы взрослым и ребятам и никто из вас носы от меня не прятал!
Были славные деньки, теплый ветер веял, лыжи, санки да коньки - вот мои затеи!
А когда пришел черед, встретил с вами Новый Год!
Я ходил по площади, улицам и паркам, у нарядной елки вам дарил подарки!

Танец « Барыня»

ЗИМА : Ай, спасибо, малыши,
Поплясали от души!
Грустно расставаться с вами,
Да Весна не за горами.
Не сердитесь, что были метели,
Что морозными были недели,
За пургу и за вьюги колючие,
За морозы большие, трескучие.

СКОМОРОХ 1 :

Разве грусть ты, Зима, нам дарила?
Игры зимние с нами водила!
Было радостно всей детворе,
Налепить снежных баб во дворе!

А и впрямь, ребятишки, давайте вспомним, чем вас Зимушка порадовала? Во что мы с вами играли? Какие праздники вместе праздновали?

Игра «У дядюшки Трифона»

Все играющие берутся за руки и образуют круг. Ведущий выходит в центре круга и говорит:

Ну, сынки мои, детки мои, я дядюшка Трифон!

Что я буду делать, повторяйте за мной!

И вожак начинает петь:

У дядюшки Трифона...

(Все играющие пускаются в хоровод и повторяют за дядюшкой Трифоном.)

У дядюшки Трифона семеро детей,

У дядюшки Трифона семь сыновей!

Здесь дядюшка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и продолжает:

С такими вот глазами!

Все остальные останавливаются, показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют:

С такими вот глазами!

И снова пускаются по кругу.

Дядюшка Трифон показывает, какие густые брови у его сыновей, и поет:

С такими вот бровями!

Все снова останавливаются, повторяют его движения, слова и опять пускаются по кругу. А дядюшка Трифон показывает, какие носы у его сыновей:

С такими вот носами!

И сынки останавливаются, показывают, какие у них длинные- предлинные носы, повторяют дядюшкины слова и снова пускаются по кругу. Дядюшка Трифон показывает, какие большущие уши у его сыновей:

С такими вот ушами!

И все повторяют его движения и слова.

Потом дядюшка Трифон показывает, какие длинные зубы у сыновей:

С такими вот зубами!

И все играющие показывают зубы и поют дядюшкины слова. Далее дядюшка Трифон говорит о губах своих сыновей:

С такими вот губами!

И все должны пропевать эти слова и показывать, какие у них толстые губы. А дядюшка Трифон продолжает:

С такими вот плечами!

С такими вот руками!

С такими вот ногами!

А все сыновья повторяют слова дядюшки Трифона, не переставая ходить но кругу. После того как показал дядюшка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи и ноги, он запевает:

Они не пили, они не ели,

Все на дядюшку глядели.

Они все делали вот так!

Они все делали вот так!

Вместе с дядюшкой эти слова повторяют и все его сыновья, пропевая в такт.

Они не пили, они не ели,

В это время дядюшка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям:

То упирается руками в бока и подпрыгивает; ...то поднимает одну ногу, а другую сгибает в колене; ...то тянет себя за нос; ...то встает на четвереньки; ...то начинает прыгать на одной ножке; ...то делает вид, что поднимает себя за волосы. Сыновья должны точно и быстро повторять все движения дядюшки Трифона. Он останавливается, и они должны остановиться в тот же момент. При каждом повторении движения дядюшки сыновья должны пропевать слова песенки:

И все делали вот так!

Они все делали вот так!

А тот, кто замешкается, кто ошибется или не успеет повторить за дядюшкой Трифона, тот выбывает из игры и платит фантик

ЗИМА: Домой, на Север мне пора,
До свиданья, детвора!
Прощайте, люди, и простите,
На будущий год в гости зовите.
А посох свой я Весне уступаю,
И сестрице успехов желаю!

(Зима и Дед Мороз уходят.)

Инсценировка Д.Хармс "Иван Иваныч Самовар"

Иван Иваныч Самовар!
Был пузатый самовар, трехведёрный самовар.
В нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, разъярённый кипяток;
Лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран, прямо в чашку через кран.

Дядя Петя:

Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит: "Дай-ка выпью, говорит, выпью чаю", говорит.

Тётя Клава:

К самовару подошла, тетя Катя подошла, со стаканом подошла.
Тетя Катя говорит: "Я, конечно, говорит, выпью тоже", говорит.

Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел.
Он зевнул и говорит: "Выпить разве, говорит, чаю разве" - говорит.

Вот и бабушка пришла, очень старая пришла, даже с палочкой пришла.
И подумав говорит: "Что - ли, выпить, говорит, что - ли, чаю", говорит.

Девчонка:

Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала - это внучка прибежала.
"Наливайте!- говорит, чашку чая, говорит, мне послаще" - говорит.

Жучка и Мурка:

Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала, к самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил, всех он позже приходил, неумытый приходил.
"Подавайте!- говорит, чашку чая, говорит, мне побольше" - говорит.

Все, хором:

Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило только кап, кап, кап.

Каждый по строчке

Самовар Иван Иваныч!
- На столе Иван Иваныч!
- Золотой Иван Иваныч!
- Кипяточку не дает,
- Опоздавшим не дает,
- Лежебокам не дает! (вместе) Всё!!!

Суббота (выходит группа детей)

Девочка: Суббота - золовкины посиделки. Родственники приходили в гости, угощались, дарили подарки, веселились, танцевали, пели частушки (прикрепляют солнышко - суббота).

. (Исполняют частушки)

К нам весна стучится в гости,

Гонит зиму со двора.

Под веселый звон капели

Пляшет солнышко с утра!

Вот и масленицы светлой

Яркий праздник наступил.

Он и взрослым, он и детям

Много шуток подарил.

Понедельник - это встреча.

И работать нам не лень!

Строим горки мы из снега.

И играем целый день.

Вторник- заигрыш настал.

Веселитесь с нами!

Нас за игры, за веселье

Угостят блинами!

В среду теща суетится,

Печь блины, ох, мастерица!

За столом всех собрала

Угощала до утра!

И четверг уж чередой

Посещает за средой.

Мы катаемся в санях

На нарядных лошадях.

Снег летит из-под копыт

В пятницу под вечер.

Едет теща на блины

Мы её все встретим!

Посиделки у друзей

Мы в субботу проведем.

Угостимся мы блинами,

Медом, сыром, пирогами!

В День прощенный Воскресенье

Всем обиды ты прости

И с душою легкой, чистой

Веселись, пой и пляши!

Пусть в трудах беды не знает

Православный наш народ.

Пусть же будет плодородным

И счастливым этот год!

Воскресенье (выходят скоморохи)

1-ый скоморох : воскресенье называют "прощённым". В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся. Провожают Масленицу играми, плясками, песнями!!!

Ведущий . В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. Сжигали Масленицу под слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

(Исполняется русская народная песня «Блины».) А теперь от госпожи Широкой Масленицы всем, кто ее встречал и потешал, - призы!

(Помощники выносят призы. Ведущий вручает их участникам.)

Стойте! Куда вы? Получили призы и убегать! Так не годится. А Масленицу проводить? Встретили мы ее весельем, а проводить надо с почетом! Хорошо Масленицу проводишь - и год будет удачным! Давайте все вместе хором скажем: «Прощай, прощай, наша Масленица!».

Скоморох 2.

Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Скоморох 1.

Ты пришла с добром, с сыром, маслом, яйцом.

Со блинами, пирогами да с оладьями!

Скоморох 2.

Блины масленые, шаньги мазаные,

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

Скоморох 1.

А сегодня, к сожаленью,

Наше кончится веселье.

Все (хором).

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ведущий . А теперь проводим Масленицу песнями, плясками, частушками, хороводами!

(Помощники ведущего выносят Масленицу, ведущий и участники сопровождают ее и организуют вокруг Масленицы круг, в котором продолжается веселье.

Входит Весна.

1-й скоморох:

Здравствуй, милая красавица Весна!

Наконец ты пробудилась ото сна!

Весна: (кланяется)

Всему честному люду.

ВЕСНА : Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Я Весна-Красна, к вам на праздник я пришла!
Вижу, как меня вы ждали,
Знаю, по теплу скучали.
Что же, будем веселиться,
Песни петь, играть, резвиться!

Я приглашаю поиграть со мной в мою любимую игру «Ручеек»

Условия игры «Ручеек»

Все ребята делятся на пары. Каждая пара берется за руки, становится в одну колонну и поднимает руки вверх, образуя ворота. Ведущий, берет платочек в руки и начинает проходить между поднятыми руками, выбирая себе пару, после чего становиться впереди колонны. Игрок, оставшийся без пары, продолжает игру, выбирая себе новую пару. Игра проходит под веселую музыку желательно русско-народную песню.

(Проходит игра «Ручеек)

ВЕСНА :
Загадаю-ка, ребятки,
Вам весенние загадки

Загадки:

Из оконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
Что не сеяно весной родится? (Трава)
Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
Матушкой весной — в платьице цветном, матушкой зимой — в плаще белом. (Поле)
Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали — зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Игра « Хорошо - плохо»
Как услышите весть хорошую -

В ладоши хлопайте,

А если не очень хорошую -

Ногами топайте! Договорились?

1-й скоморох:

У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)

Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)

Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

Рубль последний готовы прокутить! (Топаем)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)

Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)

Бабушки и девочки очаги все разожгли! (Хлопаем)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)

Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)

Не блины, а объеденье! (Хлопают)

Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)

Все с пуховою перинкою! (Топают)

А иные и с подушками! (Топают)

А другие и с ракушками! (Топают)

Скоморохи:

Мы скажем на прощанье Своим друзьям:

«Счастливых дней весенних желаем вам!»

Праздник мы завершаем,

От чистого сердца всем вам пожелаем

Девчонкам, мальчишкам,

Каждому лично: «Будьте здоровы! Учитесь отлично!»

Звучит веселая музыка. Праздник заканчивается.

Сценарий праздника «Масленица» (начальная школа)

Тема : Проводы зимы. Масленица.

Цели:

1. Познакомить учеников с традициями и обрядами русского народа.

2. Способствовать развитию творческих и артистических способностей детей.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

Регулятивные УУД:

    учить определять и строить план действий для выполнения определенного задания, вносить коррективы в действия на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

    расширение знаний учащихся о русской культуре;

    развитие интереса к своей истории, представлений о народных обрядах.

Основные понятия:

Названия дней масленичной недели, народные пословицы,игры и песни.

Мероприятие проводится в зале, чаепитие проводится в классах, сжигание чучела - на улице.

Подготовка к мероприятию: экскурсионная поездка в Коломенское (для сбора информации и погружения в среду фольклорного праздника), составление сценария, разучивание слов, изготовление чучела и элементов оформления зала, подготовка костюмов для праздника (всем ученикам), родители пекут блины, накрывают столы для чаепития.

Ход праздника:

1-й скоморох:

Собирайся, народ!

Весна красная идёт!

Надо Зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

2-й скоморох:

Весёлый и красивый есть праздник на Руси,
Его все ждут и любят – хоть у кого спроси.
Широкое гулянье, катанье на санях,
Румяный символ солнца на улице в блинах.
3-й скоморох:

Народ весну встречает, прощается с зимой
И чучело сжигает – обычай есть такой,
Чтоб добрым, урожайным был наступивший год.
И тают зло и стужа, холодный тает лёд.
4-й скоморох:

Русскую зиму проводить нам нужно
Весело, шумно, задорно и дружно!
Всех друзей без исключенья
К нам зовём на представленье!
5-й скоморох:

Спешите все! Спешите все!
Весна вас ждёт во всей красе!
И здесь сейчас появится, как солнышко красна,
Чудесница, красавица волшебница Весна!

Звучит весенняя мелодия, появляется Весна.

Весна:

Я весна красная, красная
Солнечная ясная, ясная
Выйдет в поле солнышко и растает горушка
Я снежком умоюсь, зеленью прикроюсь
Буду ещё краше на просторах ваших!

Всем в пояс кланяюсь,

Желаю лета красного,

Урожая богатого,

Изобилия и утех,

И добра на всех!

Звучит фонограмма завывающего ветра, появляется Зима.

Зима: Рановато вы решили шубы сбрасывать, не уступлю я так просто право своё.

Скоморохи (вместе): Зимушка - зима, промёрзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждём не дождёмся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?
Зима. Посмотрю, подумаю. Если меня позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох: Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Встанем в хоровод и споём песню.

(Исполняется песня на мотив «Во поле берёзка стояла…»)

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит

Люли, люли, проходит (2р.)

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит,

Люли, люли приводит (2р.)

Встаёт солнышко пораньше,

Светит красное подольше

Люли, люли подольше (2 р.)

Тёплый луч на снег бросает,

От нег снежок и растает,

Люли, люли растает (2р.)

Прощай, саночки, конёчки,

Наши зимние дружочки,

Люли, люли дружочки (2р.)

Зима и Весна кружатся в центре хоровода, на последнем куплете Зима уходит.

Весна: Ну вот, Зима ушла, пора Масленицу встречать.Давайте позовём её все вместе.

1 – й скоморох:

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На санях покататься

В блинах поваляться.

2-й скоморох:

Уж ты, моя Масленица,

Красная коса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трёх матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться!

3-й скоморох:

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

4-й скоморох:

Ой, Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным блином.

5-й скоморох:

Дорогая гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, лапти красные,

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица, на широкий двор!

Входит девочка (Масленица) с чучелом.

Весна: Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали – на семь недель,

Оказалось – на семь дней.

С чем пришла ты, Масленица?

Масленица: Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник урожая и изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет. Каждый день масленичной недели имеет своё название. Первый день – Встречи, в этот день начинали печь блины.

Ученики 1 класса «А»:

Как на масляной неделе,

Из печи блины летели!

Масленица - угощай.

Всем блиночков раздавай.

У кумы была сестрица

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И... блины-то все поели.

Конкурс «Принеси блины» (От каждого класса по 5-8 человек +1 подающий блины. Кулинарными щипцами нужно подцепить «блин», вырезанный из жёлтого картона, с тарелки подающего и перенести на тарелку, стоящую на столе на расстоянии 5-6 метров от команд.)

Ученики 1 класса «Б»: Второй день – «Заигрыши». В этот день наряжались в разные одежды и надевали маски. Ряженые потешали народ.

1 ряженый: Принимайте гостей со всех волостей!

2-й ряженый: Слышали мы, что собрались вы здесь зиму провожать – масленицу встречать?

Мы на праздник к вам пришли,

Еле-еле вас нашли!

Услыхали дружный смех,

Значит праздник здесь для всех!

Здесь ли пахнет пирогами

И душистыми блинами?

Мы с частушкой к вам пришли

И веселье принесли!

Исполняют частушки.

Ученики 1класса «В»:

Среду называют Лакомкой.

Нынче лакомка у нас.

Угощенье – это раз!

Объеденье – это два!

Пляски прямо у стола!

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске,

Масленица, Масленица,

Всё кругом как в сказке!

Исполнение народной песни ученицами 1 класса «В» «Масленица-кривошейка»

Игра «Русские пословицы». (Заранее готовятся 5 «блинов» из цветного картона, на которых написаны начала известных пословиц. Вызываются по 1 человеку от класса.)

Масленица: Ну-ка встаньте в ровный ряд,

Руку протяните,

И от Масленицы блин

Вы себе возьмите!

А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжите пословицу!

1. Делу время,.......... (ученик отвечает:...потехе час)
2. Землю красит солнце, ................а человека.... труд.

3. Терпение и труд...................... все перетрут
4. Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь
5. Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей

Ученики 1 класса «Г» : Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Люди! Нынче «Разгуляй»!
Тройка, прокати-ка!
Надо зимушку прогнать
И весну покликать.

Не растут покамест травы -
Будут санные забавы.
Эх, гуляйте, россияне!
Ну а мы спешим за вами!

Мы прокатимся по солнцу,
Сделав полный оборот,
Запряжем лошадку, хлопцы,
Ну и с песнями вперед!

Песня «Как на тоненький ледок» (инсценировка)

Масленица: Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!
Пятница - «Тещины вечерки»!
Пятый день уж наступает, а народ не убывает!
К теще на блины идем и друзей с собой ведем!
Развеселая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

Конкурс «Петушки» (Вызываются по 1 человеку от класса, каждому сзади прикрепляется «хвост» из цветных лент. Выигрывает тот, кто сохранил свой «хвост» и оставил без «хвоста» соперников.)

Масленица: А в субботу не безделки -
«Золовкины посиделки»!
Красны девицы, вставайте,
Для гостей вы наряжайтесь.

Конкурс «Наряди золовку». (От класса 1 девочка «золовка» и 6-8 человек учеников, которым выдаются платки, шали, бусы. По одному человеку дети подбегают к «золовке» и наряжают её. Побеждает тот класс, чья «золовка» сможет потанцевать под весёлую народную песню, не растеряв свои наряды.)

Масленица: Вот и наступил последний день Масленицы - воскресенье - «Прощеный день», «Проводы Масленицы».
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И всё друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
1-й скоморох:
Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.
2-й скоморох:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
3-й скоморох:
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями.
4-й скоморох:
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
5-й скоморох:
По старинному русскому обычаю зиму провожали - чучело сжигали.
Давайте с пляской простимся с зимой.

(Звучит плясовая народная музыка, дети танцуют. Затем все идут по классам на чаепитие, а потом выходят на улицу, где сжигают чучело).