Домой / Для голубых глаз / Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом. Особые переводы

Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом. Особые переводы

Что такое аутизм

Аутизм является сложной и довольно разноплановой болезнью. Лечить его нужно специалисту и не одному - психиатру, психологу, а также врачам, родителям, воспитателям. Нужны человечность, терпение, вера в успех, надежда на лучшее. Если нельзя избавить ребенка от особенностей болезни, нужно научить его с этим жить.

Адаптация к социуму

По статистике у семидесяти процентов больных нет друзей, девяносто пять процентов аутистов никогда не выходили замуж и не женились. На работу устроиться могут не больше двадцати или тридцати процентов «людей дождя».

Каждый год на Западе проводят всемирные конференции по аутизму. На них присутствовать могут не только медики, но и воспитатели детсадов, учителя, вожатые летних лагерей. Принято считать, что, чем больше времени аутисту приходится поводить в неспециализированных нормальных, детских учреждениях, тем у него больше шансов на адаптацию в обычном мире.

Надо научить человека быть счастливым

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Аутисту нужно представить себе свою будущую жизнь распланированной - в практическом плане. Необходимо научить ребенка общаться с другими людьми, способностям себя обслуживать, самовыражению, навыкам с пользой проводить свободное время.

Родителям вменено в обязанность создать для своего ребенка определенный психологический эмоциональный комфорт. С первых дней у малыша должно быть чувство защищенности, уверенности. В ходе взросления следует осторожно постепенно обучать ребенка новым формам поведения и навыкам.

Как это делать

Поймите, что вашему малышу чрезвычайно сложно выживать в мире, так что есть необходимость в том, чтобы наблюдать за ним, интерпретировать вслух каждый жест и каждое его слово. Это помогает расширять внутренний мир маленького человека, подталкивает его к необходимости выражать свои эмоции и чувства в словах.

По обыкновению, даже не говорящий аутичный ребенок с охотой выполняет задание невербального характера, когда не надо использовать речь. Подобные задания (головоломки, лото, мозаику, паззлы) необходимо использовать для того, чтобы налаживать контакт, вовлекать в совместную и индивидуальную деятельность, обогащать его интеллектуальный и эмоциональный опыт.

Помимо этого, задания по схеме, с очевидным конечным результатом могут успокаивать ребенка, придавать работе смысл. Маленький аутист, как никакой другой ребенок, нуждается, чтобы взрослый за ним следовал. Когда ребенок к предмету подходит, старайтесь называть этот предмет, давать в руки, подключать все анализаторы (слух, зрение, тактильные ощущения). Дети нуждаются в многократном повторении названий и предназначений предметов. Это нужно до тех пор, пока ребенок не привыкнет к ним, не включит в поле своего зрения.

Ребенок, страдающий аутизмом, – это ребенок с особыми потребностями, и к его воспитанию нельзя подходить, как к воспитанию обычного малыша. У детей с аутизмом проблемы не только с взаимодействием с окружающим миром, но и с собственными родителями. Как же подойти к воспитанию малыша с аутизмом?

Диагноз и программа воспитания ребенка

Если ребенку поставлен диагноз "ранний детский аутизм", который может быть поставлен только детским психоневрологом после тщательного обследования, необходимо немедленно приниматься за воспитание и обучение ребенка, так как от этого зависит вся его дальнейшая социализация и возможность нормально функционировать в обществе. Если такой диагноз уже поставлен малышу, родителям должны определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для особых детей существует много программ, направленных на их обучение, и детский психолог поможет подобрать наиболее подходящую программу именно для этого малыша, помимо этого детский психолог разработает индивидуальный план для коррекции поведения ребенка с аутизмом.

Главное – создать условия

Самое главное, родители должны создать дома условия, чтобы ребенку с аутизмом было комфортно и он мог чувствовать себя защищенным. Необходимо оградить ребенка от встреч с людьми, если он противится контактам, постараться изолировать его от шума и резких звуков. Тем не менее такого ребенка нельзя выпускать из вида, так как при очередном приступе ярости он может нанести себе увечья, выбежав на проезжую часть улицы либо упав с высоты, или играя с острыми предметами.


Необходимо также как можно больше общаться с ребенком даже тогда, когда кажется, что он совершенно не реагирует на вас, пребывая в своем мире. К тому же, постоянно наблюдая за ребенком, вы быстрее научитесь понимать его жесты и действия. Старайтесь вслух проговаривать все, что вы делаете, объясняя свои действия. Помните, что ребенку с аутизмом значительно сложнее жить в этом мире, поэтому вы сами должны научиться понимать его и терпеливо продолжать общаться с ребенком.

Ваше тесное общение и постоянные беседы с малышом, а также объяснение всего, что происходит, способствует развитию эмоционально-чувственных качеств ребенка. Со временем, благодаря вашему постоянному вниманию, он научится общаться с близкими людьми, а также поймет, как можно выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.

Игры для детей-аутистов

Следует предлагать малышу поиграть в игры, которые не требуют от него использовать речь. Такие дети охотно играют в лото, складывают головоломки, пазлы, выкладывают мозаику, занимаются аппликацией. С помощью совместной деятельности можно немного приблизить тот момент, когда ребенок научиться общению и взаимодействию.

Если ребенок проявил интерес к какой-либо игрушке или предмету, назовите предмет, дайте ребенку его потрогать и подержать в руках, чтобы у него были задействованы все анализаторы: слух, зрение, осязание. После многократного повторения ребенок привыкнет к предмету и обратит на него внимание.

Вкладывайте смысл в действия ребенка

Чтобы ребенок мог понять, что он видит перед собой, всегда рассказывайте ребенку что он видит перед собой. Если ребенок начинает разглядывать себя в зеркале, осторожно подключите свое объяснение изображения, чтобы у него понемногу развивалась речь.

Если ребенок без цели и смысла перекладывает и трогает предметы, необходимо постараться вложить смысл в его действия, чтобы его сознание потихоньку проникалось словесными обозначениями, а слова приобретали смысл и форму.

Проговаривайте все действия ребенка, а также свои, но не следует требовать ответов.

Постепенно, не спеша, приучайте малыша к общим занятиям, помогая избавляться от страхов.

Занятия с педагогом


Чтобы развитие ребенка с аутизмом проходило как можно более эффективно, необходимо, помимо домашних занятий, проводить занятия с педагогом. Коррекционные занятия по специально разработанной педагогом программе по развитию ребенка, страдающего аутизмом, рассчитаны на продолжительное время. Постоянно занимаясь с ребенком, можно добиться постоянного прогресса в развитии его психоэмоциональной сферы. Даже если вы сами это не в состоянии заметить, останавливаться нельзя, так как ребенок вернется к первоначальному уровню, а педагог поможет вам скорректировать занятия и научит подмечать происходящие с малышом положительные сдвиги.

Только любовь и терпение помогут ребенку адаптироваться в этом мире, чтобы иметь возможность сосуществовать с ним и со временем добиться успехов как в личной, так и в профессиональной сфере.

Аутизм представляет собой сложное расстройство нервной системы, характеризующееся замедленным развитием ребенка, проблемой с развитием моторики и задержкой речи. Дети с аутизмом, как правило, замкнуты в своем внутреннем пространстве. Им очень трудно вступать в контакт и находить взаимопонимание с окружающими. Несмотря на то, что основные признаки расстройства являются общими, в мире не двух абсолютно одинаковых детей с аутизмом.

Аутизм является генетическим заболеванием

Когда-то было распространенным мнение, что аутизм – это результат неправильного воспитания. Однако ученые доказали, что данное расстройство связано с наследственностью и генами. Если среди ближайших родственников были случаи рождения ребенка-аутиста, то вероятность от 5 до 10 %, что может родиться ребенок с аутизмом. Среди близнецов вероятность расстройства у обоих детей составляет 60%.

Поведение определяется общением

Все, так или иначе, происходит по какой-то причине. Ребенку-аутисту необходимо постоянно рассказывать о том, что происходит вокруг него. Но дети не всегда готовы к обучению и иногда отвлекаются на более интересные для них занятия. Родители часто воспринимают такое поведение, как хулиганство, и прекращают общение, пытаясь тем самым наказать малыша, совершая большую ошибку. Ребенок-аутист особо нуждается во внимании родителей и в разностороннем общении, затрагивающем самые разнообразные темы, поэтому его интерес к чему-то новому следует поощрять и поддерживать.

В большинстве случаев плохое поведение ребенка связано с его неспособностью выразить свои желания и потребности или непонимание, чего от него ожидают. В такие моменты необходимо какое-то время понаблюдать за малышом, чтобы найти причину проблемы. Заведите блокнот и делайте заметки относительно интересов ребенка, его деятельности, окружающей обстановки и даже погодных условий. Со временем наступит ясность и проблему можно будет решить.

Сосредоточьте внимание на положительных моментах

Как и любой из нас, дети с аутизмом не могут обучаться в атмосфере отчуждения, когда они испытывают чувство неполноценности и вину за то, что не такие как другие дети. Родителям рекомендуется избегать в общении с детьми любой критики, какой бы «конструктивной она не казалась. Найдите сильные стороны именно вашего ребенка и хвалите их.

Социальное взаимодействие может быть трудно

Иногда со стороны кажется, что дети с аутизмом не хотят играть с другими детьми на детской площадке, хотя на самом деле они просто не знают, как начать разговор и присоединиться к игре. Проявите инициативу и познакомьте малыша с другими ребятами, начните увлекательную игру для всех. Большинство детей, страдающих аутизмом, не знают, как читать мимику, язык тела, или эмоции других.

Смена занятий

На смену одного вида деятельности на другой ребенку с аутизмом может потребоваться больше времени. Делайте пятиминутный перерыв прежде, чем приступить к следующему занятию. Чтобы у ребенка была подсказка, на стол можно поставить крупные часы с циферблатом. Подобный трюк помогает развивать самостоятельность ребенка.

Девочек с аутизмом намного меньше, чем мальчиков. Примерно в 5 раз. Сейчас моей Алуаше 7 лет. Аутизм у нее развивался по регрессирующему типу. То есть сначала все было нормально: она рано начала говорить, смеялась, общалась, любила внимание. В 1 год и 3 месяца уже рассказывала стишки, "Гуси-гуси, га-га-га" был ее любимым. Спокойный, идеальный ребенок, с ней не было никаких хлопот. Но постепенно она начала терять словарный запас. К 2-2,5 годам Алуа почти перестала говорить, в ее речи осталось около 10 слов.

Врачи говорили, что у нас все нормально, и не сразу смогли поставить нам диагноз. Только после ПМПК (психо-медико-педагогической комиссии) нам сказали, что у ребенка есть аутистичные черты. Проблема с постановкой диагноза детям-аутистам существует на всем пространстве СНГ, критерии болезни четко не обозначены.

С 3 до 5 лет мы занимались с ней, как могли, а потом узнали о методике ABA – Applied Behaviour Analysis (Прикладной анализ поведения). Во всем мире она считается самым эффективным научно доказанным способом борьбы с аутизмом. Эта методика не рассматривает диагноз ученика, будь то аутист, ребенок с синдромом Дауна и т.д. С помощью специальных тестов она выявляет дефицит навыков – социальных, речевых, навыков самообслуживания, способностей к имитации, и в ходе занятий ребенок эти навыки приобретает. В Америке эта методика успешно применяется более 50 лет, и там она бесплатная. У нас посещение специального центра на полдня без питания стоит 70000 тенге в месяц.

За 2 года занятий по этой программе у нас произошел большой прогресс. Алуа тогда и сейчас – будто два разных человека. По развитию речи и социальным навыкам она соответствует 4-летнему возрасту. Она до сих пор не умеет общаться с другими детьми, но уже проявляет к ним интерес. Если в 5 лет она даже не могла сказать "дай воды", то сейчас она говорит, может попросить что-то. Это очень сложный навык для аутиста. Она рассказывает то, что видит, делится своими желаниями, может сказать: "Мама, я хочу погладить кошку". Научилась читать, сейчас мы работаем над пониманием текста. Ребенку с аутизмом очень сложно понять написанный или рассказанный текст.

Алуа ходит в танцевальную студию для обычных детей. Конечно, девочки замечают, что моя дочь не такая, как они, но у нее очень хорошо развиты навыки имитации, и она может повторять движения. А еще Алуа хорошо плавает и отлично рисует. Если раньше мне все время надо было ее чем-то занимать, то сейчас она ходит в школу, в ресурсный класс – это инклюзивное образование для детей с аутизмом, здесь они занимаются рисованием, чтением, письмом.

По образованию я врач и пыталась разобраться в причинах возникновения аутизма. Доказанных причин нет, но я думаю, что это генетика. Многие родители во всем винят прививки. Но ведь и многие непривитые дети страдают аутизмом, и нередко бывает, когда в одной семье растут 2-3 ребенка с таким диагнозом. У Алуа есть старший брат и младшая сестренка, они обычные дети. Поначалу сын пытался наладить контакт с сестрой, но она никак не реагировала, и ему стало неинтересно. Я обижалась на него, а потом поняла, в чем дело. Младшая дочь всегда тянулась к Алуаше, бегала за ней, та отталкивала ее, она буквально летала от нее по дому. Но постепенно они стали общаться, и сейчас не могут друг без друга.

Камилла и Дастан, 5 лет

Когда сыну был 1 год и 8 месяцев мы заметили, что он ведет себя странно: мог биться головой об стену, не смотрел в глаза, начинал плакать, когда мы брали его на руки, часами сидел и крутил колесики машинки. Я думала, что это неврология, о таком диагнозе, как аутизм, я тогда даже не слышала. Мы обращались к невропатологам, психологам, изучали информацию в интернете – так я узнала про аутизм.

Этот диагноз в Казахстане ставят детям только с 3 лет. Когда мы попали к специалистам на ПМПК, Дастан был младше, диагноз нам не поставили, но мы все равно начали заниматься. Ходили к психологу, не пропустили ни одного урока. Сначала я просто сажала его лицом к себе, прижимала к груди и пела колыбельные песенки по 20-30 минут. Благодаря такой терапии у него появилось внимание ко мне и к окружающему.

Заметный прогресс произошел, когда мы начали заниматься по программе ABA. Мы, мамы детей-аутистов, и фонд "Ашык алем" пригласили из США известного поведенческого аналитика Марину Азимову. Ведь главное в борьбе с аутизмом – это корректировка поведения. Марина составила индивидуальную программу занятий для каждого ребенка, контролировала нас дистанционно, а каждые полгода приезжала в Казахстан. За год занятий по этой программе Дастан научился вести себя, он стал говорить, может сам одеваться, ходить в туалет. Он знает буквы на русском и английском, читает по слогам, различает фигуры, складывает цифры, хорошо рисует. За все это огромное спасибо Марине и методике ABA.

Конечно, меня волнует, как у моего сына сложится дальнейшая жизнь. Ведь даже при самом лучшем лечении у таких людей сохраняются аутистичные черты, они отстают в общении с людьми. Но меня успокаивают – говорят, что они очень хорошие, добросовестные работники. Многие гениальные люди были аутистами. Значит, и у наших детей есть будущее, просто с ними надо заниматься, направлять их. Мы с Дастаном занимаемся музыкальной терапией, ездили на дельфинотерапию в Россию и в Украину. Им хорошо помогает иппотерапия, творчество, плавание. Потом ребенок выберет то, что ему по душе и найдет себя.

С такими детьми надо работать, нельзя отстранять их от общества, показывать на них пальцем. Нельзя смеяться над ними, надо помогать. Это безобидные дети, с открытой светлой душой, очень честные и искренние. Я знаю взрослых людей с аутизмом, парней и девушек, у них нет негатива к людям, они добрые и непосредственные. Сейчас наша с Дастаном цель заключается в том, чтобы он вовремя пошел в 1-й класс обычной общеобразовательной школы. И я верю, что у нас все получится.

Алия и Амир, 11 лет

Амиру 11 лет, он ходит в 3-й ЗПР-класс обычной школы. Там дети обучаются по общеобразовательной программе, но интенсивность меньше. На занятия он ходит вместе с тьютором – наставником, который помогает таким детям учиться, корректирует их внимание, поведение. Дело в том, что у аутистов есть определенные проблемы с поведением: в классе они могут вставать, ходить, громко смеяться, хлопать в ладоши, бурно реагировать на что-либо. В 1 классе я ходила с ним в школу сама, а потом нам удалось запустить в Астане такой проект. Сейчас по нему занимаются 7 детей.

Мы начали заниматься поздно, в 5,5 лет. Нам долго не ставили диагноз. В 3-4 года я стала замечать, что с сыном что-то не так. Он не говорил, знал всего несколько слов, его поведение было несносным: он кричал, лежал на полу, баловался, а мы старались ему во всем потакать, лишь бы он не кричал. У него был определенный ритуал: когда мы гуляли в парке, то должны были идти по определенному маршруту и никак иначе. Если я шла по-другому, у Амира начиналась истерика.

Врачи и психологи успокаивали меня тем, что все дети разные, некоторые могут не говорить до 5 лет, и это норма. Его капризы и несносное поведение я списывала на ревность: когда сыну было 2 года, у него родился младший брат. Амир ходил в обычный детский сад, мог самостоятельно одеваться и раздеваться, но не разговаривал, не умел общаться с детьми, не откликался на имя и не смотрел в глаза. Сейчас я знаю, что все это – признаки аутизма, а тогда не понимала. Я забила тревогу, когда Амиру было 4 года, а его младшему брату 2. Младший опережал в развитии старшего.

Диагноз нам поставили на республиканской комиссии в Алматы. Это было словно гром среди ясного неба, я даже не знала, что такое аутизм. Я вышла из кабинета, и наша жизнь поменялась. Мы уехали в Москву, прожили там несколько лет, занимались в специальном центре по системе Владимира Матвиевского. У Амира выровнялось поведение, он стал помогать по дому, сейчас он все умеет делать. Я для себя поняла: такому ребенку нужно уделять много времени, заниматься с ним день и ночь, не существует универсальной таблетки.

Нашу систему образования нельзя приспособить к аутистам. Учителя не знают, как вести себя с такими детьми. Если на обычного ребенка повысить голос, то он, скорее всего, притихнет и перестанет хулиганить, а на аутистов кричать нельзя, они просто не в состоянии переварить эту бурю эмоций – станут воспринимать это как норму или будут вести себя неадекватно. В школе их оценивают так же, как обычных детей, но если недавно мой сын не знал букв, а уже читает – ведь это какой прогресс! А ему ставят тройки, и это обидно. Надо менять стандарт оценки знаний, учитывать собственный прогресс ребенка, затраченные им усилия. И это касается не только аутистов, но и деток с нарушениями слуха, зрения и т.д. В России к этому уже пришли несколько лет назад, пора и нам.

По статистике из 100 детей-инвалидов Астаны в школу ходят только 20, остальные сидят дома. Они находятся на так называемом домашнем обучении, когда один раз в неделю к ним приходит преподаватель, который даже не знает, как вести себя с особенным ребенком. Да и самим родителям таких детей нужна профессиональная помощь, консультации. И получается, что вроде бы все учатся, за школами закреплены, а фактически это обучение – для галочки. Большинство детей-инвалидов заперты дома, а ведь они больше всего нуждаются в общении.

Я воспринимаю все это как вызов. Это моя данность, возможность что-то изменить. Конечно, были и слезы, и бесконечные поиски причин, но сейчас это уже неважно. Мы создали в Астане клуб родителей особенных деток, где делимся информацией, консультируем. Не надо никого винить, искать причины, таскать ребенка на многочисленные обследования. Многие родители начинают бегать по врачам, чтобы опровергнуть поставленный диагноз. Но если вы уже обратились к врачу, значит, заметили какие-то отклонения, они есть и отрицать это бессмысленно. Лучше потратить это драгоценное время на занятия с ребенком, корректировку его поведения.

Фото: Евгения Колокольникова и из личных архивов героев

Подростки с расстройствами аутистического спектра имеют уникальные проблемы, которые часто трудно понять их родителям, учителям и сверстникам. Особенно тяжело приходится подросткам, пытающимся понять постоянно меняющиеся социальные ожидания. Все мы помним, как проходили через этот стресс. Наши тела меняются, друзья меняются, меняются и правила жизни. Так как люди с расстройствами аутистического спектра полагаются на последовательность и предсказуемость социальной среды, они вступают в эту и так непростую фазу жизни в исключительно неблагоприятных условиях. Поддерживая их в этом возрасте, необходимо понимать особенности синдрома и знать, какие навыки помогут им успешно жить и реализовать свой потенциал.

Без правильной поддержки подростки с расстройствами аутистического спектра могут в этот период погрузиться в себя. Они чувствуют крайнее одиночество и растерянность. Повышается риск депрессии и самоубийств в течение этих лет. Как непредсказуем социальный мир в подростковом возрасте, так непредсказуема и реакция подростков на этот стресс.


В последние годы это явление стало серьезной проблемой для родителей и педагогов. Эпидемия аутизма была выявлена более 15 лет назад. До этого считалось, что аутизмом страдает примерно один из 2500 детей. Теперь эта оценка составляет один ребенок на 110 детей. По мере того, как дети растут, все больше появляется учеников средней и старшей школы, а также студентов, страдающих аутизмом.

В прошлом многие из этих учеников были бы размещены в специальных учебных классах, отдельных от основного потока. Поскольку система образования улучшается, образование для детей с особыми потребностями, как в области развития, так и поведения, становится более доступным. Однако набор проблем подростков с аутизмом отличается от проблем подростков с другими нарушениями развития. Большинство детей с особыми потребностями очень общительны и легко выражают свои потребности и желания, для подростков же с расстройствами аутистического спектра коммуникация и понимание других людей даются с трудом. Их поведение может оказаться непредсказуемым для неподготовленного специалиста. Когда же они вступают в подростковый возраст, каждый аспект этого синдрома усиливается.

И преподаватели, и родители пытаются справиться с проблемами подросткового возраста ребенка, лучше понять их и помочь. Это выходит далеко за рамки простого раздражительного или угрюмого поведения, которое свойственно многим подросткам. Они не выходят из под родительского контроля и не хотят больше времени проводить с друзьями - часто они вообще не имеют друзей. Школа кажется им более угрожающей, чем когда-либо прежде. Они не могут чувствовать себя в безопасности и возвращаются домой с повышенной чувствительностью, гневом и печалью. Подростки, страдающие аутизмом, испытывают трудности с выражением своих эмоций. Многие регрессируют по сравнению с тем, чего они добились в предыдущие годы, проводят свое время в повторяющихся действиях, пытаясь контролировать свой мир самым доступным способом. Они легко раздражаются, что является общим для всех форм депрессии. И хотя они одиноки, они отчаянно хотят, чтобы их оставили в покое.

Как же им помочь? Как оценить потребности такой разнообразной группы подростков? Это не простой вопрос. Лица, страдающие аутизмом, обладают очень различными характеристиками. Они могут варьироваться от молчаливых до очень экспрессивных. Некоторые борются даже с самыми простыми социальными взаимодействиями, в то время как другие взаимодействуют легко, но не адекватно. Поведенческие проблемы могут варьироваться от отказа установить зрительный контакт до физической агрессии. Компульсивное поведение может быть таким простым, как желание организовать вещи на своем столе определенным образом, и таким тяжелым, как постоянно качание или повторение одной фразы снова и снова.

Визуальное представление


Для подростков с аутизмом важно, чтобы школа и общество были предсказуемы. Родители часто понимают, как сделать обстановку дома предсказуемой. Когда в семье происходит что-то новое (например, праздники, новая мебель, новое домашнее животное) они уже понимают, как подготовить к этим изменениям своего ребенка. Школьные же и общественные изменения часто приходят быстро и без предупреждения, однако существуют основные стратегии, которые могут помочь сделать даже такие ситуации более предсказуемыми.

Люди с расстройствами аутистического спектра часто являются визуалами, и именно визуальные носители становятся первым шагов в обеспечении предсказуемости любой социальной среды. Это может быть график учебного дня или график, обозначающий последовательность ближайших событий. Для некоторых учащихся новую деятельность в школе (например, лабораторную работу или научный эксперимент) можно объяснить шаг за шагом на графике действий. Вся окружающая среда может казаться угрожающей, и подростки замыкаются в себя или стремятся уйти.

Визуальные образы могут представлять собой либо общий инструмент планирования, например, ежедневный график, либо поэтапный план для понимания какой-то деятельности от начала и до конца. Инструмент, который успешно работает в одной ситуации, может не работать в другой, так как разные люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному. Так же, как вы зависите от вашего органайзера или календаря для организации ежедневных действий и обязанностей, подростки, страдающие аутизмом, нуждаются в инструментах, помогающих им структурировать свою жизнь.

Визуальное представление облегчает приобретение новых навыков. Например, очень эффективным инструментом оказалось видео-моделирование, включающее в себя примеры выполнения нового навыка. Затем такое видео используется в качестве модели, чтобы обучить подростка новому навыку. Это способ иметь предсказуемую модель, которая соответствует примеру из реальной жизни. Видео дает четкую модель поведения, и подросток совершает действия с меньшим стрессом, чем с живым инструктором. Это помогает быстрее получить социальные навыки.

Практика

В дополнение к наличию визуальных представлений о каждодневных событиях, важно практиковать те действия, которые представляют самые большие проблемы. Подросток может не понимать, как ориентироваться во взаимодействиях в классе, школьных событиях или общественной деятельности. Любое взаимодействие может быть подробно разобрано и практиковаться. Это не только сделает его более предсказуемым, но и даст возможность разработать недостающий навык, который, возможно, не был нужен раньше.

Всякий раз, когда на горизонте появляется новый учитель, новый класс, новое событие, нужно попытаться получить как можно больше деталей.

Определить, чего можно ожидать, и заранее практиковать это в безопасной обстановке.

Например, посетить новый класс или заранее понаблюдать за предстоящей деятельностью. Убедитесь в том, что ученик имеет необходимые навыки и знает, например, к кому обратиться за помощью.

Развитие независимости

Одним из самых мощных методов помощи является развитие независимости. Существует большое число исследований, подтверждающих успешность этого метода в помощи людям с расстройствами аутистического спектра. Такой подход особенно полезен для социальных навыков и навыков преодоления трудностей, так как он помогает в то время, когда родителя или учителя нет рядом.

Существует множество различных процедур, используемых в этой форме лечения. В целом она учит людей наблюдать и контролировать свое собственное поведение. Процесс может включать в себя обучение специфическим социальным навыкам или стратегии преодоления, которые можно впоследствии использовать в потенциально сложных ситуациях. Это метод является чрезвычайно успешным. Умение пользоваться такими методами позволяет людям использовать их когда и где в них возникает необходимость. Это помогает подросткам с аутизмом организовать свое поведение и получить необходимые навыки, а в конечном итоге они сами становятся своими собственными терапевтами.

В конце концов подростки с аутизмом должны стать более независимыми, используя социальные, адаптивные и общественные навыки. При переходе в среднюю и старшую школу должна проводиться глобальная оценка текущего уровня независимости ребенка и того, каких долгосрочных целей еще предстоит достичь. Это может вызывать стресс, поскольку в школе ведется интенсивная социальная и учебная жизнь. Один из способов взглянуть на эту проблему - задать себе вопрос: «Насколько полезны учебные навыки, если мой ребенок не знает, как эффективно самостоятельно общаться и жить?» И хотя подросткам с аутизмом очень важно преуспеть в учебе, для них в равной степени важно развить навыки, которые помогут им работать и поддерживать отношения во взрослой жизни.

Качество жизни

Большинство из нас согласны с тем, что качество жизни человека как сейчас, так и в будущем, является лучшим компасом. В то время, как все родители хотят подготовить своих детей к самостоятельной взрослой жизни, принимать правильные решения в личной жизни и карьере, родители подростков с расстройствами аутистического спектра должны быть дополнительно вовлечены в развитие этих способностей. Такие родители часто начинают беспокоиться о том, как их ребенок будет ориентироваться в мире, еще до школы. Они должны понимать свои возможности и ресурсы, необходимые им при вступлении их ребенка в подростковый возраст.

Общей приоритетной задачей является постройка отношений. Этот процесс включает в себя поднятие социальных навыков на следующий уровень, чтобы узнать возможности дружбы и открытой дискуссии. Самое важное, что он включает в себя определение краткосрочных целей, которые являются и достижимыми, и значимыми. Это очень пугающе для подростков с аутизмом, поэтому частые успехи имеют особо важное значение, помогая облегчить страх и укрепить доверие.

То же самое справедливо и для навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни. Родители и ребенок должны договориться о важных для них целях в спокойной домашней обстановке. Эти цели могут включать в себя такие основные навыки, как приготовление пищи, уборка и поездки, но они также должны включать в себя и более сложные навыки, которые часто стоят на пути к более полной независимости, например, организационные навыки. Для того, чтобы добиться успеха вне дома, человек должен иметь возможность составить список своих приоритетов (покупка продуктов и вещей, посещение врача, друзей и т. д.) и организовать необходимые шаги для своевременного достижения этих задач. Другой важной задачей является обучение тому, как правильно обратиться за помощью и советом. Вне семейных отношений человеку с аутизмом необходимо определить соответствующие источники поддержки и узнать, как при необходимости искать и использовать помощь. Может показаться, что это задача для детей младшего возраста, но на самом деле гораздо сложнее искать поддержку взрослому, особенно если в социальной среде мало людей, знакомых с расстройствами аутистического спектра.

Хотя очень важно обучить подростков важнейшим жизненным навыкам и поощрять независимость, очень важно также обеспечить высокое качество жизни. Это должно начинаться с анализа того, что именно понимается под «качеством жизни» для конкретного человека и его семьи. Один из подходов заключается в том, чтобы собрать вместе людей в благоприятной обстановке для обсуждения конкретных возможностей и потребностей. Такая группа будет включать в себя семью, педагогов, близких людей, терапевтов и всех тех, с кем имеются значимые отношения. Цель состоит в том, чтобы понять, как жизнь этого человека прогрессировала до настоящего момента. Кто был его верными друзьями? Какие мероприятия или интересы приносили радость? Что удалось? Что не получилось? Что люди, сидящие вокруг, могут привнести в жизнь этого человека и кто еще должен быть вовлечен в это?

Очень трудно построить образовательную программу, необходимую для достижения успеха на многих уровнях, чтобы научиться независимости и обеспечить оптимальное качество жизни.

Стратегии обучения

Разработан целый ряд различных программ, нацеленных на обучение социальным навыкам и навыкам социальной жизни. Необходимо разрабатывать индивидуальную программу, соответствующую конкретным потребностям и результатам. Доказательная база для этих методов быстро расширяется, особенно в отношении их эффективности для людей с расстройствами аутистического спектра.

Лучшим началом будет найти сильного специалиста по поведению в вашем регионе. Если такого найти не удалось, можно продолжить поиск консультантов в Интернете.

Многие родители считают полезным видеть общий пример подхода к лечению, например, тот, который обращается к социальным навыкам.

  • Обучение подростков различным стратегиям самоконтроля, которые приводят к социальным успехам . Эти стратегии работают для уменьшения социальной тревожности и выявлению и организации социальных возможностей. Например, программа самоконтроля может включать в себя обучение тому, как избежать конкретных ситуаций, которые приводят к негативным последствиям, а также выявлению возможностей для успешной практики новых навыков. Она также может включать в себя конкретные поведенческие стратегии для снижения тревоги и самовознаграждения за успехи. Если существуют социальные модели поведения, стигматизированные у сверстников, программа поддержит замену этих моделей поведения на более подходящие, выполняющие ту же социальную функцию.
  • Оценка поведенческих проблем и поиск значимых моделей поведения . В подростковом возрасте человек разрабатывает множество способов справиться с социальной путаницей и стрессом. Один из подходов заключается в оценке каждого варианта поведения и отработке на практике лучших вариантов. В результате разрабатывается новый набор социальных навыков. Помимо основных навыков, необходимых для социального успеха, эти методы служат устранению барьеров и созданию условий для развития более широкого спектра социальных навыков. Например, если подросток повышает голос всякий раз, когда разговор становится трудным, необходимо заменить такое поведение на более подходящий навык, выполняющий ту же функцию, но уменьшающий беспокойство и меняющий социальное взаимодействие. Существует множество способов избежать сложных тем или ситуаций. Цель обучения состоит в том, чтобы выбрать варианты, лучше всего подходящие для конкретного человека и социальной ситуации.
  • Создание социальных возможностей, в которых подросток может испытать успех и повысить шансы приобретения друзей-сверстников. Подросток обучается новым навыкам, чтобы лучше понять своих сверстников. Этот процесс может оказаться самым трудным. Он включает в себя тесный контакт с семьей, школьным окружением, общественными контактами. Каждый случай индивидуален, имеет разные потребности, поэтому социальная поддержка каждого отдельного ребенка представляет собой новую головоломку.

Независимо от используемой стратегии очень важно иметь помощь профессионала, хорошо разбирающегося в оценке поведения и разработке различных программ поддержки разных потребностей. К ним относятся проблемы поведения, возможность справиться со стрессом, развитие социальных навыков, навыков общения, отдыха, заботы о собственном здоровье, развитие карьеры и отношений.

При выборе профессионала, который будет руководить обучением, убедитесь, что он или она разбирается во всех потребностях подростка или может получить консультацию другого специалиста, чтобы разработать эффективный план.

Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом - видео