Домой / Для зеленых глаз / Развитие ребенка — второй год жизни. Психологическое развитие ребенка на втором году жизни

Развитие ребенка — второй год жизни. Психологическое развитие ребенка на втором году жизни

На втором году жизни ребенка быстрыми темпами продолжается его физическое и психическое развитие. Масса тела двухлетнего ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост — 85—86 см. К концу второго года у него насчитывается уже 20 молочных зубов. Ребенок становится физически более крепким, подвижным. Овладение навыком прямохождения является предпосылкой возникновения более сложных видов основных движений, что меняет возможности детей по отношению к окружающему миру, а следовательно, оказывает существенное влияние на развитие их центральной нервной системы.

Общение ребенка со взрослым, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Общаясь с детьми в быту, на прогулке, на занятиях, в играх, взрослый воспитывает и обучает их, формируя такие важнейшие виды деятельности, как предметная, игровая. В процессе формирования этих и других видов деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта, развитие мышления, речи. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память, закладываются основы воображения; эмоции ребенка становятся богаче.

Закладываются основы нравственного поведения в результате освоения ребенком способов и средств общения, принятых в обществе. Дети овладевают также разнообразными действиями с предметами бытового назначения (посуда, одежда, мебель и т. п.), игрушками, дидактическими материалами, усваивая их функциональное, т. е. принятое в обществе, назначение. Действуя с предметами, они уже могут достаточно хорошо ориентироваться в таких свойствах, например, как форма, величина, подвижность, избирательно относиться к цвету предметов, их весу, озвученности и т. п.

На протяжении всего второго года происходят существенные перестройки в характере предметной деятельности — ведущего вида деятельности в этот период жизни ребенка. Действия с предметами становятся не только направленными непосредственно на предмет (взятие, перенос и т. д.), но и совершаются с помощью предмета. Они используются как средство достижения определенной цели (одеялом ребенок укрывает куклу, из кубиков строит и т. д.), в том числе и как орудия (ложкой ребенок ест, палочкой придвигает игрушку и т. д.).

Под влиянием накопленного опыта предметной деятельности, а также общения со взрослым, наблюдений за окружающим на втором году жизни возникает сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отражает простейшие жизненные ситуации.

В процессе предметной деятельности, осуществляемой в быту, на занятиях, а также в игре, происходит активное формирование наглядно-действенного мышления ребенка. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с усвоением речи, что обеспечивает обобщение предметной деятельности в слове и дальнейшее формирование мышления, которое проходит в своем развитии ряд этапов.

Овладение речевыми умениями в этот период жизни ребенка имеет особое значение и для всего последующего периода детства.

В возрасте от 1 г. до 1 г. 6 мес. наиболее интенсивно развивается понимание речи, совершенствуется возможность речевого подражания, усложняется лепет, расширяется активный словарь, достигая к полутора годам 30—40 слов и более.

В возрасте от 1 г. 6 мес. до 2 лет идет активное развитие речи. К 2 г. активный словарь ребенка достигает 200—300 слов. В речи появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее времена глаголов. Ребенок начинает правильно произносить наиболее легкие согласные звуки.

Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, в различных видах занятий, в быту.

Дети второго года жизни получают значительный объем знаний и умений на занятиях, проводимых в игровой форме. Знания, которыми они овладевают, носят преимущественно практический характер.

Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Дети по-разному реагируют на музыку плясового и спокойного характера. У них появляются простейшие певческие интонации, они подпевают взрослому. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. Развивается отзывчивость на ритм, интонации и напевность стихов и потешек.

Под влиянием обучающих и воспитательных воздействий к концу второго года жизни ребенок усваивает некоторые правила поведения: подчиняется требованиям взрослого, выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается ко взрослому. Появляются простейшие взаимоотношения с другими детьми: ребенок проявляет интерес к своим сверстникам, к их деятельности, подражает им, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей.

На втором году жизни у детей отмечаются значительные различия в темпе развития и характере, поэтому в процессе воспитания и обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Достижения в физическом и психическом развитии детей на втором году жизни являются фундаментом для осуществления дальнейшей воспитательной работы и обучения их в дошкольном возрасте.

Физическое развитие детей 1-3 лет продолжается семимильными шагами. Освоив навык хождения, малыши ведут себя все активней и активней, в этом возрасте их ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Серьезные изменения происходят во всех системах и органах. И очень многое зависит от того, как будут развивать ребенка в 1,2 и 3 года родители, каким навыкам и умениям они его обучат.

Как физически развивается ребенок в 1 год

Малыш начиная с 1 года постоянно находится в движении, поэтому на скелет падает довольно большая физическая нагрузка. За детьми надо внимательно следить, чтобы они правильно сидели, спали не на слишком мягкой постели, носили обувь по размеру.

У ребенка в этом возрасте формируется процесс правильного теплообмена. Чтобы не нарушить его, ни в коем случае не следует допускать перегревания или переохлаждения малыша.

Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг веса тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок.

В процессе физического развития у ребенка 1 года совершенствуются органы дыхания и , увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к трем годам составляет 28-30 дыхательных движений в минуту, пульс - до 110 ударов в минуту. Нормальное систолическое (верхнее) давление для ребенка в возрасте 1 года - 85-100 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) - 35-45 мм.

Особенностью физического развития ребенка в 1 год является замедленный рост волос и быстрая их смена. Толщина их постоянно увеличивается.

В этом возрастном периоде прорезываются первые коренные зубы. До 2-х лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4. Таким образом, у ребенка в 18 месяцев должно быть 14 зубов. Но это, разумеется, усредненные данные. Чаще всего к двум годам у малыша прорезываются уже все 20 молочных зубов. Их должно быть в каждом ряду по 10:4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в отличие от взрослых, малые коренные зубы отсутствуют. Развитие органов пищеварения у детей 1-3-х лет еще не завершено.

В этом возрасте увеличивается ферментативная активность пищеварительных соков. Желудочно-кишечный тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы.

На 2-м году жизни иммунитет, полученный ребенком при вскармливании грудным молоком, утрачивается, и вследствие этого малыши становятся более восприимчивыми к инфекции.

На втором году жизни в детском организме происходят значительные изменения. Начинается наиболее интенсивное развитие зрения, моторики движений и осязания.

Каждый месяц приносит прибавку в росте до 1 см, в весе -до 200 г. Ребенок интенсивно растет, у него развивается опорно-двигательный аппарат. Появляются новые двигательные навыки, совершенствуется координация движений рук. В результате ребенок много двигается и играет с предметами (кубики, пирамидки).

От 1 года до 1,5 лет ребенок дольше бодрствует (до 4-х часов). Он может обходиться без опоры, вставать и проходить небольшое расстояние, которое со временем увеличивается. Совершенствуется ходьба ребенка. Он учится ходить по неровной поверхности (поросшим травой небольшим возвышенностям), пытается обходиться без помощи взрослых. Неизбежны и падения. Но упорству ребенка можно позавидовать. Ребенок уже в состоянии сам влезть на небольшой стул или диванчик, закрыть дверь. Он играет с пирамидками, пытается рисовать. Малыш понимает простые указания и выполняет их.

Физическое развитие детей в 1-3 года уже позволяет им подниматься по лестнице – сначала с поддержкой, а потом и без неё. В год малыш пытается сам есть ложкой, одеться и раздеться без помощи родителей. Он охотно играет с мячом, строит из кубиков сложные сооружения.

Основной навык, который осваивает ребенок на втором году жизни, - ходьба. Его первые шаги еще неуверенные. Он часто падает и для скорости переходит на ползанье, чтобы быстрее достичь цели. Одна из особенностей физического развития ребенка 1-3 лет – хождение, переваливаясь с ноги на ногу. Когда малыш пытается бежать, то наклоняет туловище вперед, вытягивает руки. Но ежедневная практика дает свои результаты.

В процессе того как развивается ребенок в 1 год, постепенно ему удается ходить прямо. Правда, он все еще широко расставляет ноги и руки для равновесия. Но зато для того, чтобы встать, он уже не хватается за опору. Малыш становится на четвереньки, затем приседает на корточки и из этого положения встает прямо. Со временем он делает это все более уверенно. Весь второй год дети тренируются в ходьбе, и она доставляет малышам огромное удовольствие. Дети чувствуют уверенность и начинают использовать свое новое умение. Ребенок бегает вперед, назад, по кругу, изображая самолетик.

Как физически развивать ребенка в 1 год?

Нагрузки при физическом развитии детей старше 1 года должны строго соответствовать уровню развития жизненно важных органов. При проведении физических занятий надо, чтобы ребенок понимал обращенные к нему слова, правильно выполнял все движения и не задерживал дыхание. С этого возраста можно разрешать ребенку принимать недолгие солнечные ванны и купаться в открытых водоемах. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Нужно создать условия для физического развитие детей 1-3 года жизни, обеспечить безопасность окружающего пространства и по мере возможности ни на минуту не терять из виду малыша.

Для того чтобы помочь малышу освоить ходьбу, нужно учить его ходить по ограниченной поверхности (узкой дорожке), почаще гулять по пересеченной местности, так как это труднее, чем передвигаться по комнате.

Другой навык, который осваивает малыш, - это самообслуживание. Ребенок уже достаточно владеет своим телом и пытается сам одеваться и раздеваться, есть, и имитировать движения взрослых. Конечно, сначала это усложняет жизнь родителям. В процессе того как развивать ребенка в 1 год, нужно позволить малышу самому всовывать руки в рукава, надевать ботинки или снимать их. Пусть пытается самостоятельно причесываться. Можно сопровождать процесс одевания словами для обозначения действий, называть предметы одежды. Пускай ребенок возьмет ложку и пытается, есть сам. Для него это пока игра. Вам нужно запастись терпением, вытирать кашу, лужицы супа и собирать еду по всему столу, полу. Конечно, легче накормить ребенка из ложечки. Но сначала малышу нужно позволить вволю освоить процесс кормления самого себя, а затем его докормить. Со временем он будет владеть ложкой лучше и не придется больше уговаривать его съесть еще немного, ребенок сам съест столько, сколько нужно.

Вы должны быть готовы к тому, что юный «альпинист» попытается влезть на все, что угодно. Поэтому в ходе физического развития детей 1-2 лет следует контролировать процесс - не запрещать, а именно контролировать.

Необходимо убрать табуретки под стол, следить, чтобы рядом с газовой плитой их тоже не было. Можно соорудить ребенку горку из подушек и валиков.

Идеально подходит для освоения лазания горка. Здесь два удовольствия в одном - залезть и скатиться с горки вниз.

Не менее любимым занятием для малыша является «верховая езда». Для этого подходят и стульчик, и велосипед. Эти предметы должны быть устойчивы. Учитывая особенности физического развития детей 1-3 года жизни, нужно обеспечить безопасность малышей. Например, во время активных игр вокруг разложить подушки, чтобы неизбежные в первое время падения не имели серьезных последствий в виде травм.

Как физически развивается ребенок в 2 года

Ближе к двум годам ребенок уже достаточно освоил ходьбу. Физическое развитие в 2 года позволяет малышу совершать небольшие пробежки, резко останавливаться, чтобы подобрать интересный предмет. В карманах маленького исследователя скапливается огромное количество мусора. Нужно следить за тем, что он подбирает, так как не все предметы безопасны для него.

Большинство детей первых двух лет жизни разворачивают ступни ног внутрь. Это связано особенностями физического развития детей 2-х лет – дело в том, что до 3-х лет у малышей нет прогиба на ступне, и таким образом они компенсируют его отсутствие. Если ребенок спотыкается при ходьбе и беге, не стоит волноваться. Если физическое развитие ребенка в 2 года происходит нормально, то со временем все нормализуется. К врачу-ортопеду необходимо обратиться, если ребенок спотыкается очень часто. Важно помнить, что детские кости находятся в процессе непрерывного роста и привычка спать в неправильной позе или сидеть, поджав ноги под себя, могут способствовать искривлению бедренных костей.

Беспокойство также может вызвать кажущееся плоскостопие малыша. Оно носит временный характер и к 2-3-м годам должно пройти. Чтобы убедиться, правильно ли происходит физическое развитие стоп детей 2-го года жизни, можно провести мысленно линию вдоль ахиллова сухожилия на задней стороне ножек малыша. Если эта воображаемая линия прямая, нет причин для беспокойства. Если же она имеет наклон внутрь, малышу потребуется коррекция с помощью специальных вставок в обувь. Посоветовавшись с ортопедом, можно подобрать подходящие вставки.

Как развивать ребенка 2-х лет

На втором году у ребенка движения рук и пальцев становятся более точными. Чтобы развивать их, существует множество игр и занятий (например, строительство сооружений из кубиков или нанизывание колец на столбик пирамидки). Поначалу сооружения простые - из 3-4-х кубиков, а пирамидка совсем и не похожа на пирамидку, кольца надеты беспорядочно. Но со временем все начинает получаться лучше.

Как нужно развивать ребенка в 2 года, чтобы все органы формировались гармонично? Развитию пальчиков способствует рисование. Ребенок должен освоить лист бумаги и карандаш. Он будет чертить линии, зажав карандаш в кулачок, может даже порвать лист бумаги. Для начала можно показать ему, как нарисовать, например, прямую линию, а затем провести такую же вместе, взяв его руку в свою. В 2 года ребенок сможет воспроизвести окружность. К концу второго года ребенок осваивает самостоятельный подъем по лестнице, правда, пока приставными шагами. Спускается он по-прежнему только с поддержкой. А еще маленькому непоседе в один прекрасный день удается спрыгнуть с небольшой высоты.

Развивается ребенок в 2 года очень активно, поэтому начинается череда экспериментов. Нужно быть начеку, чтобы обеспечить малышу безопасность. Пусть прыгает в подушки. Ребенок осваивает и прыжки на одном месте. Особенно ему это нравится делать под музыку.

Как нужно развивать ребенка в 3 года

Темп физического развития детей к 3-му году жизни замедляется. За год малыш прибавляет в весе около 2-2,5 кг, а в росте - до 8 см. Начинают меняться пропорции его тела. Растут в основном ноги. Завершается формирование свода стопы. У ребенка совершенствуется деятельность всех органов и систем организма. Благодаря этому он становится более выносливым и работоспособным.

Движения трехлетних детей отличаются целенаправленностью. Например, ребенок усаживает куклу на стульчик и кормит, катает на машинке игрушки.

Ходьба отличается уверенностью и ритмичностью движений. Физическое развитие детей в 2-3 года позволяет малышам достаточно хорошо владеть своим телом, чтобы остановиться по просьбе взрослого, резко ускорить движение, правда, движения рук и ног еще не согласованы.

Нужно учить ребенка бросать и ловить мяч, забрасывать его в сетку. Если физическое развитие детей 2-3 лет происходит нормально, то в этом возрасте малыши уже могут совершать одновременно движения и руками, и ногами (например, топать и хлопать в ладони), в то время как раньше он мог делать что-то одно и попеременно. Ребенок к 3-м годам продолжает осваивать ползанье и лазанье. Он может взобраться по гимнастической стенке на высоту до 1,5 м, пролезать под веревкой или палкой, прыгать на двух ногах.

Малыш уже хорошо владеет руками. Нужно продолжать учить раздеваться или одеваться ребенка без помощи. В этом возрасте младший дошкольник уже сам умывается, пытается завязывать шнурки на ботиночках.

Одна из особенностей физического развития детей 2-3 лет – бурного желание самостоятельности. Нужно поддерживать у ребенка потребность все делать самому и правильно направлять его стремление помочь взрослым. Тогда малыш с удовольствием будет выполнять поручения, убирать за собой одежду и игрушки.

В 3 года ребенок может посещать детский сад. Попадая в коллектив, он усваивает новые правила общения, понимает, что существует взаимопомощь, учится быть щедрым. Если до 2-х лет дети обычно играют рядом, но не взаимодействуют друг с другом, то в 3 года появляются коллективные игры. В этих играх уже имеется определенный сюжет и у каждого своя роль (ты - дочка, а я - мама). Взрослые не должны без необходимости вмешиваться в игры. Они могут лишь помочь вовлечь в процесс других детей своей подсказкой или перевести назревающий конфликт в мирное русло.

3 года - наиболее благоприятное время для приучения ребенка к труду. Теперь, когда вы знакомы с характеристикой физического развития детей 3 лет, можно прививать им более сложные навыки и умения: например, показать, как поливать цветы, вскопать небольшую грядку, зимой подмести дорожку.

Статья прочитана 10 137 раз(a).

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток.

Длительность каждого периода активного бодрствования у ребёнка до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Ребёнок учится свободно передвигаться на прогулке: он взбирается на бугорки, ходит по траве, перешагивает через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года малыш много лазает: взбираются на горку, на диванчик, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Он также перелезает через бревно, подлезает под скамейку, пролезает через обруч. После полутора лет у малыша кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

При обучении и правильном подборе игрового материала ребёнок осваивает действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Малыш начинает переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); он активно ищет предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, он сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками малыш воспроизводит на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).
Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируют¬ся в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Ребёнок усваивает названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми ребёнок усваивает, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т. д.».

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет малышу узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кс»,он обозначал и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно:
«Ия куся?» — то есть «Ира кушала?». Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?».

Основными приобретениями второго года жизни можно считать:

  • Совершенствование основных движений,особенно ходьбы.
  • Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях и наблюдении.
  • Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения.
  • Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20-30 раз. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

4 голос, средняя оценка: 4,25 из 5

Развитие ребенка в 2 года уже не такое стремительное, как сразу после рождения. Но к этому возрасту дети обрели множество новых навыков. Они ходят и бегают, отлично владеют своим телом, у них неплохо развита мелкая моторика. Малыши сами едят, пробуют одеваться, многие самостоятельно ходят на горшок.

Речь становится богаче, детки начинают говорить короткими предложениями, прекрасно понимают взрослых. Сложности двухлеток связаны с очередным переходным возрастом. Ребенок все больше утверждается, как самостоятельная личность, но детям еще трудно справится со всеми вызовами.

Физическое развитие двухлетнего ребенка

Вес двухлетнего мальчика в среднем достигает 11-14,5 кг, девочки – 10,8-14 кг. Рост – 83,5-93 см и 84-90,4 см соответственно. Окружность головы у мальчиков 47,6 – 50,9 см, а груди – 48,4-54,7 см. У девочек голова в окружности имеет 46,6-50,0 см, грудка – 48,5-54,0 см. Эти показатели не нужно воспринимать, как абсолютную норму, они усредненные. Например, таблица физического развития ВОЗ предлагает большие вариаций по годам и месяцам. Потому отставание может установить только врач, проведя специальные тесты.

Двигается малыш к двум годам уже хорошо. Он ходит и бегает, взбирается на лестницу, поднимается и спускается по ступенькам. Может пятиться задом, кружиться, делать резкие повороты. Дети спокойно припрыгивают через препятствия, могут стоять на одной ноге. Поднимаются на носочки или на цыпочки, чтобы достать нужную им вещь. Переставляют стулья, выкладывают игрушки из ящика, и складывают их обратно. Ребенок может сохранять равновесие на перекладине, копать ногой мячик.

Активно развивается и мелкая моторика. Ребенок в 2 года должен складывать башенки из кубиков, уверенно рисовать вертикальные линии, держать в руках ножницы и резать бумагу. Некоторые дети могут выполнять и более сложные задачи. Большинство в этом возрасте начинают разбирать игрушки на детали. Нельзя за это ругаться за это с детьми, иначе они могут потерять интерес окружающему миру. Не разобрав игрушку, они не смогут понять, как она устроена и функционирует.

Совершенствуются и бытовые навыки ребенка. Он хорошо ест ложкой и не проливает даже суп, пьет из кружки. Многим детям маленькие столики уже не нравятся, они хотят сидеть за большим столом. Малыш сам умывает ручки и личико, пробует чистить зубы. Некоторые дети умеют к двум годам самостоятельно одеваться. Правда у них пока проблемы с застегиванием пуговичек и завязыванием шнурков. Пальчики еще недостаточно развиты, потому родители должны им немножко помогать. Если вы еще не приучили малыша ходить на горшок, самое время начинать. Двухлетним детям уже получается контролировать свои физиологические потребности, они могут учиться ходить в туалет вполне осознанно.

Умственное развитие ребенка

На втором году жизни эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка продолжается. Его сенсорные навыки совершенствуются. Малыш различает около восьми оттенков. Может по образцу подобрать несколько карточек или кубиков одного цвета. Хорошо ориентируется в размерах и формах предметов, может без ошибок сложить фигурки в рамку. Он уже оперирует такими понятиями, как «большой» и «маленький», «высокий» и «низкий», «теплый» и «холодный». Может сортировать предметы по их признакам. Начинают ориентироваться во времени, понимают, что значит «сейчас», «потом», «через несколько минут». Правда более отдаленные временные промежутки пока для детей ничего не означают. Они не ориентируются в понятиях «всегда», «через год» и т.д.

Игры малыша становятся более осмысленными и сложными. Он может построить гараж для машинки, завезти ее туда. Нагружает в кузов кубики и выгружает их. Девочки кормят куклу из ложечки, качают, пытаются одевать ее. Дети активно разговаривают и комментируют свои действия. Любят болтать по детскому телефону, копируя поведение взрослых. Очень важно поддержать в этом возрасте желание крохи помочь вам по дому. Если он хочет вытирать пыль или мыть посуду, дайте ему тряпочку, пусть работает вместе с вами. Игрушки собирайте только вместе с детьми, чтобы приучать их к порядку.

Речь двухлетних детей становится богаче. К концу года ребенок должен знать 200-300 слов. Многие предметы он называет по-своему, но это уже осознанные названия, а не случайные звуки или слоги. Малыши начинают говорить короткими предложениями, пытаются использовать предлоги, прилагательные. Себя детки еще называют в третьем лице. Речевое развитие девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Многие в два годика уже могут повторять за мамой короткие стишки, песенки, говорят довольно большими предложениями, из трех или четырех слов. Тогда как у мальчиков интенсивнее развиваются двигательные функции. Если малыш гиперактивный, говорить он начинает позже, чем спокойные дети. Особо пугаться не нужно, ведь развитие детей индивидуальное. Бывает, что малыши к трем годам срезу начинают разговаривать четко, и большими предложениями. Но если ребенок не начал говорить после трех лет, следует пойти к логопеду.

Пассивный словарный запас у ребенка еще больше, он прекрасно понимает взрослых. Более того, знает какие действия последует после тех или иных слов. Например, когда мама говорит «пошли гулять» ищет одежду, при словах «давай порисуем» начинает вытаскивать альбом и краски. Выполняет довольно сложные просьбы – «положи игрушку в ящик», «помой руки и иди ко мне», «принеси кубики и сложи башенку». Малыш хорошо ориентируется, где лежат его вещи (одежда, игрушки, посуда), может находить спрятанные предметы. Если с детьми разглядывать картинки в книжке, они будут безошибочно показывать их по просьбе родителей.

Усиленно в два года идет развитие памяти. Когда вы идете гулять с детьми, они будут вести вас на уже знакомую площадку. Многие предметы в доме у них ассоциируется с другими людьми. Малыши знают, что куртка папина, а сумочка мамина. Детки к двум годам жизни хорошо запоминают новые материал, короткие стишки, картинки в книжках и даже буквы. Конечно, у каждого ребенка есть свои возрастные особенности, одни разговаривают и учатся быстрее, другие более медленно. Потому советчиком мамы должен быть не форум в интернете, а опытный врач или психолог.

Эмоциональное развитие ребенка и кризис второго года

Эмоциональное развитие ребенка претерпевает не меньшие изменения, чем интеллектуальное. Он все больше осознает свою индивидуальность, утверждает себя, как личность. Многие вещи ребенок хочет делать самостоятельно. Когда ему не дают, впадает в гнев. Приступы гнева – довольно типичное явление для двухлетки. Родители удивляются, почему их милый малыш вдруг стал капризный, часто бывает агрессивен. Они не понимают, как себя вести в таких ситуациях. Часто считают, что неправильно обращаются с детьми, не уделяют им достаточно внимания, допускают ошибки в воспитании.

Нужно понимать, что приступы гнева у ребенка не вина родителей или недостаток воспитания. Он еще не научился контролировать свои эмоции и понимать их. Ребенок испытывает пределы дозволенного и своих возможностей. В такие моменты для родителей важно сделать две вещи – понять, почему ребенок злится, и не раздражатся самому.

Причины гнева взрослым могут показаться совсем мелочными, а для малыша они очень значительные. Но не всегда стоит уступать, хотя слишком строгими с детьми тоже нельзя быть. Надо четко определить для малыша, что «можно», а что «нельзя» и никогда не отступать от этого принципа. Маленький ребенок нуждается в ограничениях, он так чувствует себя в безопасности. Если мама всегда идет у него на поводу, он становится неуверенным в себе, становится еще более капризным и неуправляемым. Ограничений не должно быть слишком много, бесконечное количество запретов детьми просто не воспринимается.

Разговаривать с ребенком нужно, как со взрослым. Если малыш упал на пол, кричит, швыряет игрушки, но еще не впал в истерику, постарайтесь с ним поговорить. Присядьте рядом, постарайтесь вполне взрослыми фразами и аргументами объяснить, почему не можете выполнить его просьбу. Отвлечь малыша другими делами в этом возрасте получается все реже, через некоторое время он опять возвращается к своим требованиям. Годам к четырем проблема проходит. Если агрессивное поведение сохраняется, необходима консультация психолога, который имеет опыт работы с такими детьми.

Взаимодействие с другими людьми у двухлетки более активное. Он четко различает, чем может заняться с мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Малыш становится хитрым, он понимает, что от кого можно требовать, на кого действуют его капризы, а на кого не очень. С чужими людьми кроха по-прежнему ведет себя настороженно, молчит, прячется за маму. Есть и более общительные дети, которые быстро идут на контакт с незнакомцами, все зависит от характера. Другими детьми ребенок интересуется, но их взаимодействие по-прежнему слабое. Скорее всего малыши будут играть рядышком, время от времени забирая друг у друга игрушки, могут даже подраться. Если ребенок жадничает, не слишком охотно играет с другими, переживать не стоит. Настоящее взаимодействие между детьми начнется лишь через несколько месяцев, ближе к трем годам.

Режим и питание ребенка

Двухлетний ребенок уже хорошо пережевывает пищу, у него есть почти все молочные зубы, потому детское питание можно разнообразить. Мяско дают не только в перемолотом виде или в виде паровых котлеток, но и кусочками. Лучше всего его тушить или запекать в духовке с разными соусами. Деткам уже можно давать нежирную свинину, баранину, а вот с уткой и гусем стоит подождать. Основу мясного рациона должна составлять говядина или телятина, курочка, кролик, индейка. Оптимальное суточное количество мяска – 90 грамм. Рыбка тоже полезна малышу, дают ее дважды в неделю, приблизительно по 90-100 грамм. Копченое мяско не рекомендуется, зато к двум годам в рацион вводят мучные изделия, блинчики, оладушки.

Овощи должны составлять основу меню. На их основе варят супчики, делают пюре, салатики, запеканки. Полезными для ребенка будут тыковка, кабачок, морковка, картошка, брокколи, цветная капуста, салат и шпинат, можно добавлять баклажаны. Фрукты и ягодки, содержащие витамины, кроха должна есть каждый день. Разрешены практически все, с осторожностью дают лишь клубнику и цитрусовые, так как на них может быть аллергия. А вот с конфетами шоколадом и сладостями стоит подождать до трех лет. Не утратили своей актуальности и каши. Их нужно делать вязкими, жидкость и крупу смешивают в соотношении 3:1. Если малыш не любит есть кашки, делайте из них котлетки наполовину с мяском, или запеканки с овощами. Молока и кисломолочных продуктов ребенок должен выпивать приблизительно 600 грамм в сутки. Пить малышу можно давать соки разбавленные, компот, чай, мусс из ягодок.

Вот приблизительное дневное меню для ребенка, которому два годика:

  • Утренний прием пищи. Кашка рисовая с курагой, творожок, хлебушек с маслом, чай.
  • Обед. Салатик овощной из огурчика и зелени, супчик фасолевый с морковкой и картошкой, зразы из картошки, фаршированные мяском, яблочный кисель.
  • Полдник. Банан, йогурт, сухое печенье.
  • Вечерний прием пищи. Котлетка из индейки, цветная капуста тушенная, пюре из ягодок (клубнички, черники, земляники), детское молочко, хлебушек с маслом.

Спит ребенок в два года ночью около 9-10 часов, днем – 2-3 часа. В этом возрасте малыш уже переходит на одноразовый сон, период дневной активности длится около 4-5 часов. Дети еще могут просыпаться ночью, особенно если день выдался насыщенным и нервная система перевозбуждена. Если такое случается регулярно, малыш подолгу капризничает, потом вялый целый день, нужно посоветоваться с врачом. Очень важны для двухлетнего ребенка прогулки. В теплое время года его нужно выводить на улицу утром и вечером на 2-3 часа. Зимой прогулки с детьми должны длиться не менее часа. Купать кроху нужно каждый вечер, в ванную обязательно положите игрушки, учите понемножку его мыться самостоятельно.

Гимнастика с ребенком двух лет

Физические упражнения и дальше должны проходить в виде игры, но они могут быть более разнообразными. Полезной ребенку будет гимнастика. Подготовьте план занятия, возьмите мячик, кубики, палку, доску, лесенку (хорошо если в комнате есть шведская стенка). Первое упражнение с детьми – ходьба по наклонной плоскости. Положите доску одним концом на пол, а другим на возвышение. Помогите малышу подняться и спуститься по ней. Дальше перейдите к занятиям с палкой. Ребёнок ложится на коврик, вы просите дотянуться его ножками к палке, которая размещена горизонтально на уровне его груди.

Разложите слева от малыша кубики, попросите его переложить их на правую сторону. Поиграйте с мячиком, сначала перебрасывайте их друг другу, затем предложите крохе попасть мячиком в цель, например, в коробку. Помогите малышу взобраться и спуститься по стремянке или шведской стенке. Все упражнения стоит повторять 4-6 раз, занимайтесь с ним, пока он воспринимает урок, как игру.

Если ребенок жалуется, что устал, гимнастику нужно прекратить. Делайте гимнастику под музыкальное сопровождение, так детям веселее заниматься, и они будут дольше проявлять интерес к физическим упражнениям. На улице попробуйте побегать с ним, поиграть в догонялки. Меньше возите карапуза в коляске, пускай он на прогулке шагает пешком, сам толкает свой «транспорт». Стимулируйте его игры с другими детьми, тогда малыши больше двигаются и лучше физически развиваются.

Занятия на умственное и сенсорное развитие ребенка

В 2 года интеллектуальное развитие ребенка позволяет с ним уже серьезно заниматься. Важно уделить внимание развитию речи, сенсорики, логики у ребенка. Для этого можно выбрать одну из методик раннего развития, или просто регулярно заниматься с малышом. Для совершенствования речевых навыков очень важно читать с детьми книги, заучивать стихи. Для того, чтобы выучить стихотворение, сначала прочитайте его несколько раз, затем попросите малыша повторять последнее слово в строчке. Прочитайте одну строчку, а вторую попросите ребенка продекламировать самому вторую. Многим детям проще петь, чем рассказывать стишок, потому попробуйте разучивать с малышом песни. Комментируйте свои действия, называйте окружающие предметы и картинки в книжке, чтобы ребёнок к двум годам лучше пополнял свой пассивный словарный запас.

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

Сенсорика

  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.