Цель: Расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах.
Задачи: Продолжать создавать условия для ознакомления детей с домашними животными и их детёнышами, их питанием, развивать желание произносить звукоподражательные слова животных, воспитывать любовь к домашним животным, бережное отношение к ним.
Материалы и оборудование: пластмассовые животные корова с телятами, собака со щенятами, кошка с котятами; костюм бабушки, домик.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Корова с телятами», «Собака со щенятами», «Кошка с котятами», рассматривание игрушек домашних животных, игры с домашними животными, дидактическая игра «Кто что ест», «Кто где живёт», беседа «Правила безопасного поведения с домашними животными»
Ход НОД
1. Игровой момент.
Воспитатель предлагает детям отправиться в деревню в гости к бабушке Ульяне.
— Ребята, давайте выберем, на чём мы поедем в деревню. (Ответы детей: на автобусе, на машине, на поезде). Ребята, мы отправляемся в деревню на автобусе.
Воспитатель – водитель, дети парами садятся на стульчики и под весёлую музыку имитируют движение автобуса.
2. Игровое упражнение «У бабушки в гостях»
Выходит бабушка Ульяна, здоровается с детьми. Бабушка приглашает посмотреть домашних животных, которые живут у неё во дворе.
Бабушка Ульяна предлагает детям отгадать загадки:
— Кто мой дом и двор сторожит? (собака)
— Кто напоит детей молоком? (корова)
— Кто лакает молоко и мышей ловит? (кошка)
— Молодцы ребята, все загадки отгадали!
3. Игровое упражнение «Правила безопасного поведения с домашними животными»
Воспитатель поясняет детям, что с домашними животными надо обращаться осторожно:
— Ребята, как вы думаете, как нужно обращаться с домашними животными? (ответы детей)
— Да, ребята, к домашним животным нельзя близко подходить, дразнить их, гладить.
4. Физкультминутка «Помоги бабушке накормить животных»
Воспитатель называет действия, а дети имитируют.
— Ребята, давайте покормим корову, нарвём для коровы травы.
— Ребята, давайте покормим курочек, насыплем для курочек зерна.
— Ребята, давайте покормим кошку с котятами, нальём им молока.
5. Рассказ бабушки Ульяны о домашних животных.
Дети подходят к загону (в загоне находится корова с телятами).
— Кто это? (корова)
— Кто у неё детёныш? (телёнок)
— Как кричит корова? (Му-у-у)
— Ребята, а что корова ест? (сено, зелёную траву)
— Ребята, а знаете ли вы, какую пользу приносит корова? (даёт молоко)
Бабушка приглашает детей к корзинке.
— Ребята, а это кто? (кошка)
— Кто у неё детёныш? (котёнок)
— Как кричит кошка? (Мяу)
— Что кошка ест? (молоко)
— Ребята, а знаете ли вы, какую пользу приносит кошка? (мышей ловит)
Бабушка предлагает подойти к будке.
— А это кто? (собака)
— Кто у неё детёныш? (щенок)
— Как кричит собака? (Гав)
— Что собака ест? (косточку)
— Ребята, а вы знаете, какую пользу приносит собака? (дом сторожит)
Дети прощаются с бабушкой Ульяной, садятся на автобус и под весёлую музыку едут в детский сад.
6. Итог НОД.
— Ребята, где мы сегодня были?
— Что мы видели?
— Вам понравилось у бабушки в деревне?
Анастасия Балабанова
Проект для группы раннего возраста по теме: «Домашние животные».
Проект для группы раннего возраста
по теме : «Домашние животные » .
Тип проекта – среднесрочный (2 недели) .
Вид проекта – информационно-практический, игровой.
Уровень : подражательно-исполнительский.
По количеству участников – подгрупповой .
Возраст детей – 2-3 года .
Участники – педагоги, дети, родители.
Актуальность проекта :
Общение с животными , если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному , его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно , а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным , малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного , так и для ребенка.
Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за домашними животными вместе с родителями . Участвуя, в этом проекте дети и их родители должны научиться :
Формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным ;
Положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата.
Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание правил этого общения.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни мой проект «Домашние животные » , цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным .
Цель проекта :
формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста ;
обогащать знания детей о домашних животных ;
прививать детям любовь к животным , побуждать заботиться о них.
Задачи :
расширить и углубить представления детей раннего возраста о домашних животных , их характерных особенностях;
развивать у детей правильное звукопроизношение;
побуждать детей выполнять имитационные движения;
формировать положительный эмоциональный опыт.
Этапы проекта :
1 этап – проблематизации и выбора темы : создание у детей мотивации к проектной деятельности ; ознакомление родителей с задачами проекта ; совместная деятельность с детьми.
В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта , недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.
Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности) .
2 этап – подготовительный : постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление центра «Развитие речи» по теме . Наблюдения за домашними животными . Составление вопросов для бесед. Конспекты занятий.
Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта , переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять : «Ты быстро придумал!» , «Молодец! Правильно ответил» .
3 этап – этап осуществления проектной деятельности .
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Чтение стихов, потешек, сказок.
Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными .
Наблюдения на прогулках, дома за домашними животными .
Конструирование домика для животных .
Проведение подвижных игр.
Изготовление и проведение дидактических игр.
Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.
Формы организации совместной деятельности по теме Дидактическое обеспечение
Проведение с детьми бесед о домашних и диких животных ;
Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам : «Домашние животные » «Чей домик» - автор-художник И. Першина;
«Лесные друзья» - художники Н. и А. Снегирёвы;
«Что любят животные » - художник М. Бондаренко.
«Кошкин дом» - художник С. Михайлов;
«Запомни картинки» - художник И. Дорошенко.
Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр : Игры с пальчиками : «Козочка» , «Белочка» , «Киска» , «Лужок» , «Лошадка» , «2 котёнка» .
Подвижные игры : «Кто как кричит» , «Лошадка» , «Гуси-гуси» , «Кот Васька и мыши» , «Теремок» , «Кошечка» ,
Дидактические игры : «Кто где живёт» , «Кто, как кричит?» , «На скотном дворе» , «Помоги животным найти свой завтрак » , лото «Домашние животные » , «Зоологическое лото» , «Кто что ест?» , разрезное лото «Животные » .
Игровые упражнения : «Дорисуй животное » , «Выбери животное » , «Обведи животное по точкам » , «Магазин игрушек» .
Чтение художественной литературы :
«Узнай меня» - С. Подгорная;
«Идёт бычок качается» , «Сторож» , «Котёнок» , «Лошадка» , «Козлёнок» - А. Барто;
«Милые сони» - О. Александрова;
«Забавы зверят» - В. Лясковский;
«Разные собачки» - Б. Заходер;
«Телефон» , «Котауси и Мауси» - К. Чуковский;
«Детки в клетке» , «Усатый-полосатый» , «Воробей в зоопарке» - С. Маршак;
«Как Хома зарядкой занимался» - А. Иванов;
«Катя и бычок» - Л. Воронкова;
«Про Томку» - Е. Чарушин;
«Это кто?» - Т. Лопухина;
«Слонёнок в зоопарке» - А. Парчинская;
«Щенок» - Ю. Разумовский;
«Кто это?» , «Находчивый бобр» - В. Степанов;
«Песенка друзей» , «Бараны» , «Трезор» , «Фома» - С. Михалков;
«Кто сказал мяу» , «Кошкин дом» - Н. Носов;
«Приключение котика и пёсика» - И. Чанек.
Чтение русских народных сказок : «Колобок, «Репка» , «Волк и семеро козлят» , «Теремок» .
- Чтение авторских сказок : «Котенок, который забыл, как надо просить есть» , «Козленок, который умел считать до десяти» - А. Прейсен, «Курочка» - Е. Чарушин, «Кто самый красивый» - Е. Карганова, «Котик и козлик» - В. Жуковский; «Котята» - И. Токмакова.
Слушание и пение русских народных и колыбельных песен : «Козочка» , «Сидит белка на тележке» , «Ладушки» .
Слушание и заучивание потешек и считалок : «Котик с пряником» , «Жили у бабуси» , «Скок – поскок» , «Как у нашего кота» , «Киска» , «Коза» , «Упрямые козлы» , «Пошёл котик на терлок» , «Ходит кот по лавочке» , Котенька – коток», «Кот на печку пошёл» .
Загадывание и отгадывание загадок «Лесные загадки» - П. Синявский.
Проведение физкульт-минуток : «Зайка» , «Кот» , «Конь» , «Игра с зайкой» .
- Изобразительная деятельность : Лепка – «Покормим кошечку» , «Звериные тропинки» .
Рисование – «Щеночек» , «Спрячем мышку» (рисование карандашом, «Следы» (рисование пальчиком, «Шубки для зверей» (рисование клеевой кистью) .
Художественно-продуктивная деятельность : Выставка поделок : «Детишки – малышки» ; Фотовыставки : «Ребята и зверята» , «Домашний любимец » .
Совместная деятельность детей и родителей : Кукольный спектакль - «Репка» , «Теремок» , Настольный театр - «Кто сказал мяу» ;
Деятельность родителей.
1. Создание макетов :
2. Создание стенгазеты :
«На деревенском дворике»
«Наши меньшие друзья»
План работы с семьей в рамках темы : «Домашние животные » . Данная тема запланирована на две недели. Разработку плана работы с семьей я начала с того, что определила наиболее эффективные формы работы с семьей в рамках темы, а именно :
1. Анкетирование родителей.
2. Информационный стенд.
3. Консультация для родителей.
4. Памятка для родителей.
5. Фото-вернисаж.
6. Развлечение.
У всех форм работы есть темы, свои цели, периоды реализации.
Было проведено анкетирование родителей.
Родителям были предложены анкеты по теме : «» . Цель этой анкеты : определение отношения родителей к формированию у детей раннего возраста бережного и заботливого отношения к животным .
В анкете представлены следующие вопросы :
1. Если ли у Вас в семье домашнее животное ?
3. С какого возраста (общаться) с домашним питомцем ?
4. Каких животных дома , если у Вас есть дети раннего возраста ?
5. Общение с домашними животными
6. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем ?
В анкетировании участвовало 12 человек. Все ответы родителей были проанализированы.
Для примера я составила диаграмму анализа по следующим вопросам :
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем ?
58% родителей (7 человек) – за то, чтобы разрешить ребенку общаться с домашним питомцем
42% родителей (5 человек) – за то, чтобы разрешить общаться (играть) с рождения.
Ещё вопрос : Каких животных , по Вашему мнению, можно держать дома , если у Вас дети раннего возраста ?
100% родителей (12 человек, считают, что можно держать дома , если есть маленькие дети
кота (кошку) ;
33% родителей (4 человека) – рыбок;
17% родителей (2 человека) – отдали своё предпочтение собаке;
17% родителей (2 человека) – попугая;
8% родителей (1 человек, считают, что можно держать хомяка;
Домашние животные в Вашей семье
1. Если ли у Вас в семье домашнее животное ?
2. Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним?
3. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем ?
4. Каких животных , по Вашему мнению, можно держать дома , если у Вас есть дети раннего возраста ?
5. Общение с домашними животными , влияет на нравственное воспитание ребенка?
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем ?
Каких животных , по Вашему мнению, можно держать
дома , если у Вас есть дети раннего возраста ?
Также я подготовила консультацию для родителей по теме : «Дети и домашние животные » . Цель : формировать представления родителей о влиянии домашних животных на развитие ребенка .
«Дети и домашние животные »
Познавательное развитие
* Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется , распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
* Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект : форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.
* Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных , дети учатся видеть связи и зависимости : киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.
* Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Животные - источник нравственного воспитания
* Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным . В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.
* В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
* В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в цельм . Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.
Животные - источник эстетического воспитания и развития
* Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах , рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.
Источник трудового воспитания
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными . Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях .
Источник физического развития
Животные источник укрепления здоровья, психического развития : в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т. д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.
Выпустила памятку для родителей : «Чем опасны домашние животные для детей » .
Цель : способствовать формированию безопасного поведения ребенка с домашними животными .
Памятка для родителей
Чем опасны домашние животные для детей ?
Даже взрослые люди умиляются, глядя на котенка или щеночка. Его хочется взять на руки, погладить, чмокнуть в розовый носик. Что же ждать от детей? Для ребенка домашнее животное является не просто предметом обожания и партнером по игре. Котенок, щенок или морская свинка становится для ребенка другом. Он находится с ним в тесном постоянном контакте, берет его с собой в кровать, кормит из своей ложки (пока родители не видят) . Не заостряя внимание на возможной аллергии или укуса животным , поговорим о невидимой опасности.
Орнитоз – заболевание, которым ребенок может заразиться от птиц (попугаев, канареек, голубей) . Более 140 видов птиц являются переносчиками возбудителя этой болезни – хламидии пситачи. Причем, сами птицы орнитозом не болеют. Птички выделяют хламидии с носовым секретом и фекалиями. Заражение происходит, когда ребенок кормит попугая изо рта в рот. Если клетка долго не убиралась, птичка, помахав крыльями, разносит пыль с частицами зараженных фекалий по комнате. Ребенок может вдохнуть эту пыль, возбудитель попадет в дыхательные пути и вызовет особый вид пневмонии.
Никогда не кормите животных сырым мясом .
Постарайтесь всю обувь, по приходу домой, убирать в обувной шкаф.
Раз в год обследуйте животное в ветеринарной клинике.
Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки перед едой. А еще лучше, приучить малыша мыть руки с мылом после каждого контакта с животным .
Следите за чистотой птичьей клетки.
Убирая клетку или кошачий лоток, надевайте медицинскую маску на лицо.
Ещё оформила информационный стенд. Тема : «Игровое пространство» . Цель : рекомендовать родителям литературный материал, игры по данной теме . На стенде размещены стихи, пальчиковые игры для детей по теме .
В конце второй недели я попросила родителей принести фотографии своих домашних животных (с детьми или без, и устроила фото-вернисаж в группе по теме : «Домашний любимец » . Цель : воспитывать у детей положительный эмоциональный отклик.
Итоговым мероприятием по данной теме стало развлечение «В гости к бабушке Арине» . Цель : воспитывать гуманное отношение к животным .
4 этап – заключительный :
обобщение результатов работы, их анализ, составление рекомендаций.
Оформление фотовыставки «Домашний любимец » .
Развлечение для детей и родителей : «В гости к бабушке Арине» .
Взаимодействие с музыкальным руководителем :
имитация звуков, издаваемых животными ; разучивание потешек; пение песен о домашних животных .
Продукт деятельности :
наглядные пособия, альбомы, рисунки, создание макетов, стенгазета, презентация, картотеки стихов, загадок. Развлечение для детей и родителей : «В гости к бабушке Арине» .
Предполагаемый результат :
Дети должны знать названия домашних животных , что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет, чем питаются домашние животные , какую пользу приносят людям;
дети научатся ухаживать за домашними животными ;
дети должны уметь использовать в речи названия домашних животных , частей их тела, действий, отгадывать загадки, сравнивать;
дети должны знать, как говорят домашние животные , и уметь различать их по голосу;
привитие детям любви и бережного отношения к животным .
Приложение
Развлечение : «В гости к бабушке Арине»
Цель : - закрепить и обобщить первоначальные знания о домашних животных .
Задачи :
Уточнить представления о домашних животных (живут дома , за ними ухаживают, они приносят пользу людям;
Закрепить названия домашних животных : кошка, собака, корова, щенята;
Продолжать развивать умение отвечать на вопросы : «кто?» , «что делает?» фразами из 2-3 слов;
Создать радостное настроение, умение выполнять движения под текст;
Воспитывать бережное отношение к животным .
Словарная работа : кошка, собака, корова, лает, дает молоко, ловит мышей
Материал : игрушки : кошка, собака, корова, щенята.
настольная игра : платок, фартук для бабушки, подарки для детей.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о домашних животных , дидактическая игры : «Чей малыш?» , «Найди детеныша» , «Найди маму» , пение песенок, подвижные игры.
Ход развлечения:
Воспитатель : (показывает красочное письмо) Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. К нам пришло письмо, из деревни, от бабушки! Давайте, прочитаем его!
«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас к себе в гости, в деревню. У меня дома живет много домашних животных . Приезжайте ко мне, я вас жду!»
– Ну, что? Поедем к бабушке в деревню? (Ответы детей) .
На чем же можно поехать к бабушке? (Ответы детей) .
Правильно, можно поехать и на машине и на автобусе! А мы с вами поедем на поезде! Наш поезд поведет (имя ребенка) .
(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время перевоплощается в бабушку, надев фартук, накинув на плечи платок.)
Бабушка : Здравствуйте, ребятки! (Дети здороваются с бабушкой) .
Я так рада, что Вы получили моё письмо и приехали ко мне в гости (звучит запись голосов домашних животных ) . У меня живёт много разных животных . Я хочу вас с ними познакомить.
– Подойдите, ребятки, ко мне. Посмотрите, кто это? (Ответы детей) . Это моя кошка Мурка. Как зовут кошку? Она живет дома , спит на диванчике, очень любит мышей ловить.
Кошка Мурка хочет поиграть с вами.
Игра «Серые мышки» .
Она очень любит догонять мышек. Сейчас мы с вами поиграем с кошкой. Вы ребята, будете мышками. (Кошка спит, а мышки идут на носочках) .
Мышки шли, шли, шли. В гости к кошечке пришли.
Кошка, кошка, хватит спать. Мы пришли к тебе играть.
Кошка, кошечка, вставай! Серых мышек догоняй! (повторить 2-3 раза) .
Молодцы, ребята! Как вы быстро бегаете, кошка моя вас не поймала, она очень устала и хочет отдохнуть. Скажем кошке «до свидания!» (дети прощаются с кошкой) .
Ребята, посмотрите, кто это лает? (Ответы детей) . Это моя собачка Жучка. Как зовут собачку? Она живет во дворе, охраняет дом. Где живет собачка? Что делает она во дворе? Как лает собака? (индивидуальные и хоровые повторения) . Моя собачка очень любит слушать песенки. Ребята, а про собачку вы песню знаете? (Дети исполняют песню «Собачка» ). «К нам пришла собачка. Умная собачка. С детками играет, очень громко лает : «Гав! Гав! Гав!» . У моей собачки потерялись детки. Как зовут деток у собачки? (Ответы детей) . Давайте мы поможем собачке найти щенят. (Дети находят щенят и приносят к собачке) . Как собачка Жучка обрадовалась своим щенятам. Большое вам спасибо, ребята! Пусть они пойдут погуляют. Скажем собачке «до свидания!» (дети прощаются с собакой) .
Посмотрите, кто это? (Воспитатель показывает игрушку-корову, дети называют, звукоподражают) .
Вот она моя корова. Она дает вкусное молоко. Что дает корова? А вы ребятки песню про корову знаете? (Дети исполняют песню «Корова» ).
Подошла корова к дому своему. Замычала громко «Му-у» , «Му-у»
Я свою Белянку, встречу, обниму, а она мне весело : «Му-у» , «Му-у»
Молодцы, ребята! Корове моей очень ваша песня понравилась. Она проголодалась и тоже хочет есть. Как вы думаете, что корова любит поесть? (Ответы детей) .
Скажем корове «до свидания!» (дети прощаются с коровой) .
Ребята, сегодня я вас познакомила с моими друзьями : кошкой, собакой и коровой. Давайте вспомним, как они умеют кричать? Как кричит кошка? (собачка, корова) .
Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами поиграли, повеселились, познакомились с моими друзьями : кошечкой, собачкой, коровой. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге. Кошечка ловит мышей, собачка дом охраняет, а корова дает молоко. Животные , которые живут у меня, называют домашними , потому что я кормлю их, очень люблю и ухаживаю за ними. Вы знаете всех моих домашних животных . Ребята, спасибо, что приехали ко мне, вы еще приезжайте, я вас всегда буду ждать! (Бабушка угощает детей конфетами и провожает до поезда) .
(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время перевоплощается в воспитательницу).
Воспитатель : Ребята, где вы побывали? На чем вы приехали? Вам понравилось в деревне? Какие животные живут у бабушки ? Что делает кошка? (Мяукает, ловит мышей) . Что делает собака? (Лает, охраняет дом) . Что делает корова? (Мычит, дает молоко) . Какую пользу они приносят бабушке? Вам понравилось в деревне? (Ответы детей) .
Тема «Знакомство с коровой и телёнком»
Программное содержание . Познакомить детей с коровой и теленком, их отличительными особенностями: корова большая, у нее есть туловище, крупная голова, длинный хвост, четыре ноги с копытами, на голове глаза, рот и рога. Теленок меньше коровы, у него нет рогов. Корову кормят сеном, поят водой. Она дает молоко, его пьют дети и взрослые.
Уточнить знания детей о кошке и собаке.
Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним. Учить детей исполнять игровые действия. Воспитывать интерес к животным.
Материал для занятия: картина «Корова с теленком », игрушка корова и теленок, кувшин с молоком, небольшой пук сена, ведро для коровы и теленка.
Ход занятия
(Детей в музыкальном зале встречает воспитатель, переодетый в костюм бабушки.)
Воспитатель . Здравствуйте, дети! Я бабушка, а бабушка я непростая, я бабушка из сказки Курочка Ряба. Я к вам в гости пришла и курочку с собой принесла. Хотите ее погладить?
(Прохожу мимо детей, давая возможность погладить курочку.)
Дети, вспомните с кем живет курочка? (С петушком, с цыплятами.)
Какие цыплята у курочки? (Маленькие, желтые.)
Как они пищат?
А какой петух? (Большой, красивый, хвост колесом, ходит важно.)
Как курочка зовет своих цыплят? А как кричит петушок?
А кто еще вместе со мной живет? Вы их узнали? (Достает рисунки с изображением кошки и собаки.)
Как кошка мяукает? Как собака лает? Где кошка живет? Как называется дом у собаки?
Моя курочка живет в сарае не одна, вместе с ней живет еще кто-то, кто му-му кричит.
Кто это, дети? Кто му-му кричит? Правильно, корова, но не одна, а со своим малышом.
Сейчас я вам их покажу. (Выставляется картина «Корова с теленком».)
Посмотрите на картину и найдите корову. Покажи, Саша. Покажи корову, Маша.
Правильно, это корова. Она большая. Покажите, какая большая корова. Вот какая большая, выше вас.
А у коровы есть туловище, оно большое. (Показывает детям.)
У нее есть голова. Света, покажи, где голова у коровы. А где у вас голова?
Голова у коровы крупная.
Что есть на голове у коровы? (Глаза, рот, уши.) Покажите у себя.
Чем она смотрит? (Глазами.)
А зачем корове уши?
Что она делает ртом?
А это что такое на голове у коровы? (Показывает на рога.)
Правильно, ребята, у моей коровы есть рога.
Дети, у вас есть ноги? Покажите. А зачем они вам?
Найдите ноги у коровы. Покажи, Саша.
У моей коровы 4 ноги с копытами.
А есть ли у коровы хвост, покажите его?
Хвост у коровы длинный, а на конце хвоста кисточка.
А это кто стоит рядом с коровой? (Малыш.)
Малыша коровы зовут теленок. Корова его мама.
А какой теленок? (Маленький.) Да, он меньше коровы. Посмотрите, у него и рогов нет.
Скажите, а похож ли он на свою маму - корову? (Да, только корова большая, а теленок маленький.)
Как корова зовет своего теленка? Как она кричит? (Му-му.)
Моя корова мычит му-му. Давайте вместе громко помычим. А теленок мычит тихо, потому что он маленький. Как тихо мычит теленок?
Что теленок делает? (Играет.)
Давайте и мы с вами тоже поиграем.
Проводится игра, читая потешку:
Рано, рано поутру, пастушок туру-ру-ру.
А коровки в лад ему - замычали му-му-му.
(Дети ходят, как коровки, показывая рога, а затем мычат.
Коровки гуляют по зеленому лужку, жуют зеленую траву и пьют воду.)
Нагулялись наши коровку, превратились в деток и сели на стульчики.
Пока мы гуляли и играли, к нам пришла еще одна корова с теленком. Они очень проголодались и хотят есть. Давайте их покормим. Дети, что ест корова? Бабушка, помоги нам.
Я вам помогу и расскажу, что ест корова. Летом корова ест траву, а зимой ее кормят сеном и поят водой из ведра. С собой я принесла сено и ведро. Сено - это сухая трава.
Дети, давайте вместе скажем - сено, сухая трава.
Понюхайте, как ароматно разными травами пахнет сено.
Закройте глаза и послушайте. (Сама шуршит сеном.) Что вы слышите?
Сено - сухая трава, поэтому оно и шуршит.
Давайте покормим маму коровку и ее теленочка сеном. (Подносит сено к ее голове и голове теленка. Так же поит их из ведра.) Дети, помогите мне.
Корова дает молоко. Его пьют дети и взрослые. Оно вкусное. Теленок тоже пьет у мамы молоко.
Бабушка, обращаясь к корове:
Дай молочка, буренушка,
Хоть капельку - на донышко!
Ждут меня котятки, малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, творожка немножечко.
Всем дает здоровье молоко коровье.
Правильно, молоко коровье всем дает здоровье. Дети, а курочка мне хочет что-то сказать. Поднимает курочку к уху.
Курочка говорит, что корова уже дала деткам молочко. (Бабка достает кувшин с молоком.)
Спасибо тебе, коровушка, спасибо тебе, Буренушка. Сейчас мы с детками пойдем в группу и угостимся молочком.
Подробности
Тематическая неделя «Домашние животные» для детей от 1 до 2 лет.
Малыш растет и познает мир. И наступает момент когда для обозначения того или иного животного звука «Му-Му» или « мяу» становится мало. Предлагаю вам познакомиться с домашними животными поближе и рассмотреть их детально – приглашаю вас на тематическую недельку, посвященную домашним животным.
В начале каждого дня недельки ребенок получает «почту» с изображением животного, с этого и начинается занятие.
День первый. Занятие «Корова».
Давай посмотрим, кто прислал нам свою фотографию. Кто это? Корова.
Рассматриваем картинку\карточку с изображением животного. Изучаем строение тела, круглая голова, треугольные уши, длинный хвост, а также 4 ноги. Обращаем внимание на то, что у коровы есть рога и вымя, а на ногах копыта. Вспоминаем с малышом как «говорит» коровка. Неплохо будет, если вы прочитаете коротенький стих про корову.
Например:
Живет корова без забот,
Жует траву себе, жует,
И так идет за годом год,
На луг пастись она идет.
Какой же от коровы толк?
А молоко она дает!
Чтоб быть всегда здоровым, крепким,
Во время игры узнаем, что у коровы-мамы есть малыш Теленок. Можно найти между ними сходства\различия. Так же предложите ребенку покормить корову травой и сеном (пучки сена можно сделать из вермишели, перевязав их ниткой или резинкой). После того как наши коровы сытые, их помещаем в стойло на сон. На фигурках можно так же закрепить познание ушек, ножек и хвостов.
После игры, неплохо будет найти коров в книгах или журналах, ведь все коровки такие одинаково – разные.
В упражнение на логику, предложите ребенку собрать «пазл», его можно сделать очень легко, разрезав подходящею картинку на 2-3 детали.
Далее процесс творчества. Еще раз посмотрим на всех коров и обратим внимание на то, что у коров есть пятнышки на теле. Предлагаем сделать пятнышки и нашей коровке. Их можно нарисовать или наклеить на силуэт коровы, (подойдет раскраска, главное, что бы силуэт коровы был достаточно большим.)
Мы клеили пятнышки из самоклеющейся бумаги.
Ну и закончили мы наше занятие загадкой из книги про корову:
Остальные дни тематической недельки "Домашние животные" вы сможете найти по ссылкам:
день 2 (козочка и овечка), день 3 (кошечка и собачка) , день 4 (лошадка) .
Чтобы не потерять эту статью - добавьте ссылку на свою страничку в социальной сети:
Важно : Я буду рада если вы полностью или частично выложите текст или фотографии (исключая те, что помечены знаком ©) из этой статьи на ваш сайт или в социальную сеть. Но при этом соблюдайте важное условие - укажите активную ссылку на источник (при отсутствии активной ссылки авторские права будут нарушены, а это уже серьезно ).
Проект для группы раннего возраста
по теме: «Домашние животные».
Тип проекта – среднесрочный (2 недели).
Вид проекта – информационно-практический, игровой.
Уровень: подражательно-исполнительский.
По количеству участников – подгрупповой.
Возраст детей – 2-3 года.
Участники – педагоги, дети, родители.
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Актуальность проекта:
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за домашними животными вместе с родителями. Участвуя, в этом проекте дети и их родители должны научиться:
- формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным;
- положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата.
Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание правил этого общения.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни мой проект «Домашние животные», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
Цель проекта:
- формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста;
- обогащать знания детей о домашних животных;
- прививать детям любовь к животным, побуждать заботиться о них.
Задачи:
- расширить и углубить представления детей раннего возраста о домашних животных, их характерных особенностях;
- развивать у детей правильное звукопроизношение;
- побуждать детей выполнять имитационные движения;
- формировать положительный эмоциональный опыт.
Этапы проекта:
1 этап – проблематизации и выбора темы: создание у детей мотивации к проектной деятельности; ознакомление родителей с задачами проекта; совместная деятельность с детьми.
В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.
Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
2 этап – подготовительный: постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление центра «Развитие речи» по теме. Наблюдения за домашними животными. Составление вопросов для бесед. Конспекты занятий.
Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Молодец! Правильно ответил».
3 этап – этап осуществления проектной деятельности.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Чтение и заучивание стихов, потешек, рассказов, сказок
Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными.
Наблюдения на прогулках, дома за домашними животными.
Конструирование домика для животных.
Экскурсия в мини-музей под открытым небом.
Проведение подвижных игр.
Изготовление и проведение дидактических игр.
Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.
Формы организации совместной деятельности по теме | Дидактическое обеспечение |
Проведение с детьми бесед о домашних и диких животных; | |
Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам: «Домашние животные» | «Лесные друзья» - художники Н. и А.Снегирёвы; «Что любят животные» - художник М.Бондаренко. «Кошкин дом» - художник С.Михайлов; «Запомни картинки» - художник И.Дорошенко. |
Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр: | Игры с пальчиками: «Козочка», «Белочка», «Киска», «Лужок», «Лошадка», «2 котёнка». Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Теремок», «Кошечка», Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто, как кричит?», «На скотном дворе», «Помоги животным найти свой завтрак», лото «Домашние животные», «Зоологическое лото», «Кто что ест?», разрезное лото «Животные». Игровые упражнения: «Дорисуй животное», «Выбери животное», «Обведи животное по точкам», «Магазин игрушек». |
Чтение художественной литературы: | «Узнай меня» - С.Подгорная; «Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок», «Лошадка», «Козлёнок» - А.Барто; «Милые сони» - О.Александрова; «Забавы зверят» - В.Лясковский; «Разные собачки» - Б.Заходер; «Телефон», «Котауси и Мауси» - К.Чуковский; «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей в зоопарке» - С.Маршак; «Как Хома зарядкой занимался» - А.Иванов; «Катя и бычок» - Л.Воронкова; «Про Томку» - Е.Чарушин; «Это кто?» - Т.Лопухина; «Слонёнок в зоопарке» - А.Парчинская; «Щенок» - Ю.Разумовский; «Кто это?», «Находчивый бобр» - В.Степанов; «Песенка друзей», «Бараны», «Трезор», «Фома» - С.Михалков; «Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н.Носов; « Приключение котика и пёсика» - И.Чанек. |
Чтение русских народных сказок: | «Колобок, «Репка», «Козлятушки», «Теремок». |
«Котенок, который забыл, как надо просить есть», «Козленок, который умел считать до десяти» - А.Прейсен, «Курочка» - Е.Чарушин, «Кто самый красивый» - Е.Карганова, «Котик и козлик» - В.Жуковский; «Котята» - И.Токмакова. |
|
Слушание и пение русских народных и колыбельных песен: | «Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки». |
Слушание и заучивание потешек и считалок: | «Котик с пряником», «Жили у бабуси», «Скок – поскок», «Как у нашего кота», «Киска», «Коза», «Упрямые козлы», «Пошёл котик на терлок», «Ходит кот по лавочке», Котенька – коток», «Кот на печку пошёл». |
Загадывание и отгадывание загадок | «Лесные загадки» - П.Синявский. |
Проведение физкульт-минуток: | «Зайка», «Кот», «Конь», «Игра с зайкой». |
Изобразительная деятельность: | Лепка – «Покормим кошечку», «Звериные тропинки». Рисование – «Щеночек», «Спрячем мышку» (рисование карандашом), «Следы» (рисование пальчиком), «Шубки для зверей» (рисование клеевой кистью). |
Художественно-продуктивная деятельность: | Выставка поделок: «Детишки – малышки»; Фотовыставки: «Ребята и зверята», «Домашний любимец». |
Совместная деятельность детей и родителей: | Кукольный спектакль - «Репка», «Теремок», Настольный театр - «Кто сказал мяу»; |
Деятельность родителей.
| «На деревенском дворике» «Наши меньшие друзья» |
План работы с семьей в рамках темы: «Домашние животные». Данная тема запланирована на две недели. Разработку плана работы с семьей я начала с того, что определила наиболее эффективные формы работы с семьей в рамках темы, а именно:
- Анкетирование родителей.
- Информационный стенд.
- Консультация для родителей.
- Памятка для родителей.
- Фото-вернисаж.
- Развлечение.
У всех форм работы есть темы, свои цели, периоды реализации.
Было проведено анкетирование родителей.
Родителям были предложены анкеты по теме: «Домашние животные в Вашей семье». Цель этой анкеты: определение отношения родителей к формированию у детей раннего возраста бережного и заботливого отношения к животным.
В анкете представлены следующие вопросы:
- С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
В анкетировании участвовало 12 человек. Все ответы родителей были проанализированы.
Для примера я составила диаграмму анализа по следующим вопросам:
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
58% родителей (7 человек) – за то, чтобы разрешить ребенку общаться с домашним питомцем
С 1 года;
42% родителей (5 человек) – за то, чтобы разрешить общаться (играть) с рождения.
Ещё вопрос: Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас дети раннего возраста?
100% родителей (12 человек), считают, что можно держать дома, если есть маленькие дети
Кота (кошку);
33% родителей (4 человека) – рыбок;
17% родителей (2 человека) – отдали своё предпочтение собаке;
17% родителей (2 человека) – попугая;
8% родителей (1 человек), считают, что можно держать хомяка;
Домашние животные в Вашей семье
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем? Каких животных, по Вашему мнению, можно держать Дома, если у Вас есть дети раннего возраста? |
Также я подготовила консультацию для родителей по теме: «Дети и домашние животные». Цель: формировать представления родителей о влиянии домашних животных на развитие ребенка.
«Дети и домашние животные»
Интеллектуальное развитие
* Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
* Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.
* Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.
* Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Животные - источник нравственного воспитания
* Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.
* В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
* В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в цельм. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.
Животные - источник эстетического воспитания и развития
* Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.
Источник трудового воспитания
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.
Источник физического развития
Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.
Выпустила памятку для родителей: «Чем опасны домашние животные для детей».
Цель: способствовать формированию безопасного поведения ребенка с домашними животными.
Памятка для родителей
Чем опасны домашние животные для детей
Даже взрослые люди умиляются, глядя на котенка или щеночка. Его хочется взять на руки, погладить, чмокнуть в розовый носик. Что же ждать от детей? Для ребенка домашнее животное является не просто предметом обожания и партнером по игре. Котенок, щенок или морская свинка становится для ребенка другом. Он находится с ним в тесном постоянном контакте, берет его с собой в кровать, кормит из своей ложки (пока родители не видят). Не заостряя внимание на возможной аллергии или укуса животным, поговорим о невидимой опасности.
Орнитоз – заболевание, которым ребенок может заразиться от птиц (попугаев, канареек, голубей). Более 140 видов птиц являются переносчиками возбудителя этой болезни – хламидии пситачи. Причем, сами птицы орнитозом не болеют. Птички выделяют хламидии с носовым секретом и фекалиями. Заражение происходит, когда ребенок кормит попугая изо рта в рот. Если клетка долго не убиралась, птичка, помахав крыльями, разносит пыль с частицами зараженных фекалий по комнате. Ребенок может вдохнуть эту пыль, возбудитель попадет в дыхательные пути и вызовет особый вид пневмонии.
Никогда не кормите животных сырым мясом.
Постарайтесь всю обувь, по приходу домой, убирать в обувной шкаф.
Раз в год обследуйте животное в ветеринарной клинике.
Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки перед едой. А еще лучше, приучить малыша мыть руки с мылом после каждого контакта с животным.
Следите за чистотой птичьей клетки.
Убирая клетку или кошачий лоток, надевайте медицинскую маску на лицо.
Ещё оформила информационный стенд. Тема: «Игровое пространство». Цель: рекомендовать родителям литературный материал, игры по данной теме. На стенде размещены стихи, пальчиковые игры для детей по теме.
В конце второй недели я попросила родителей принести фотографии своих домашних животных (с детьми или без), и устроила фото-вернисаж в группе