Домой / Праздничный / Сценарий фольклорный праздник осенние посиделки. Развивающая: развитие речи, образного мышления

Сценарий фольклорный праздник осенние посиделки. Развивающая: развитие речи, образного мышления

Елена Пиянзина
Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Термин «фольклор » (в переводе «народная мудрость» ) Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники , так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной . Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица» , «Иван Купала» и другие. Проводя «Осенние посиделки » в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами и праздником «Кузьминки» .Дети группы № 8 вместе с педагогами готовили театрализованное представление, пригласили на посиделки родителей , педагогов из других детских садов, детей из старшей группы. Встретили дорогих гостей, как водится хлебом- солью. Воспитанники детского сада участвовали в таких играх как собери букет из листьев, сложи осенний листок , перенеси картошку ложкой, репка и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали осенние песни , частушки, хороводы, потешки, которые исполняли на фольклорном празднике . В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети почувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это быть заметно во всём : в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое детей. Эмоциональность восприятия праздника усилилась благодаря активному участию родителей. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.

Публикации по теме:

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный.

В стародавние времена, когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб убран в закорма- люди собирались на посиделки. Там они веселились,.

Фольклорный праздник «Бирюлевские посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Посиделки». в старшей группе Воспитатель: Шукшина Н. Н. Зал украшен в стиле.

Фольклорный праздник ко Дню матери «Посиделки» Зал украшен под русскую горницу. Под русскую народную мелодию выходит хозяйка. Хозяйка: На завалинках, в светелке Иль на бревенках каких.

Фольклорный праздник: «Посиделки на Покров» средняя группа, Воспитатель: Самойлова В. А Музыкальный руководитель: Костылева А. Г Вот так чудо.

Сценарий развлечения (старшая, подготовительная группы) «Осенние посиделки» (проводится русской избе) Цель: Приобщать детей к русской.

Сценарий развлечения «Осенние посиделки» Осенние посиделки /старшая группа/. Задачи: Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Хозяйка: (в народном костюме) :

Добрый день и поклон вам, гости дорогие!

Давно мы вас ждали-поджидали, праздник без вас не начинали!

Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,

А в избе у нас тепло. Жду гостей к себе давно.

Под звучание народной песни «Осенью - осенью» дети парами входят в зал.

Хозяйка:

Добрый день и поклон вам, красны девицы да добры молодцы!

Гости желанные и дорогие! Давно я вас жду – поджидаю…

Будьте, как дома, не стесняйтесь, радуйтесь осени да забавляйтесь!

1. Осень каждый год приходит, праздник за руку приводит,

Песенки свои поёт, танцевать с собой зовёт.

2. Одарила гостья-Осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

3. День осенний так хорош! Сколько листьев соберёшь!

Золотой большой букет – нам от Осени привет.

4. У людей бывают именины, а у Осени сегодня – осенины!

Нашу Осень прославляем, от души всех поздравляем!

Все хором: Осень, Осень, в гости просим!

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём!

Входит Осень с корзинкой

Осень: Я – Осень золотая. Поклон вам всем, друзья. Давно уже мечтаю о встрече с вами я.

Я каждый год к вам в гости прихожу, весёлыми всегда вас нахожу.

Для вас готовлю я свои наряды. Вы рады моему приходу?

Дети: Рады!

5. Осень - раскрасавица, всем наряд твой нравится!

Ты красива, ты щедра и богата и добра!

6. Это чьи-то именины? Это праздник Осенины.

В благодарность за осенние дары, Осенины отмечают на Руси!

Осень: Пришла я вам с весельем и с богатым угощеньем.

7. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что нам осень принесла?

Осень (показывает) :

Принесла я вам с полей колоски пшеничные.

Будут, будут у детей пироги отличные!

8. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Осень:

Помидоры, огурцы принесла я с грядки.

И капусту, и бобы – кушайте, ребятки!

9. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что еще ты принесла?

Осень:

Чудо - яблоки для вас принесла из сада.

Угостить я всех ребят буду осень рада.

10. Осень в гости пришла, и добра принесла:

В лесу – грибочки, в поле – колосочки, а на столе – каравай, кого хочешь угощай!

Хозяйка:

Так давайте славить осень песней, пляской и игрой,

Будем радоваться вместе, Осень – это праздник твой!

11. Будем праздник начинать, будем петь и танцевать

Хоровод мы заведем, песню звонкую споём!

Хоровод с осенними листьями «Разноцветная осень»

Осень: Спасибо, милые певцы! Я вас хвалю, вы – молодцы!

Хозяйка: А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети рассаживаются на стульчики)

Осень: Встречу с вами я ждала, отложила все дела. Вижу, вы бодры, здоровы.

Веселиться все готовы?

(Выходят несколько детей)

  1. Милости просим! Похваляем Осень!
  2. Осень, Осень! Гости недель восемь! С ветрами сильными, с дождями, с ливнями!
  3. Лейся дождик с неба, будет много хлеба!
  4. Весна красна да голодна, Осень дождлива да сытна!
  5. Как Осень во дворе, так ребята все в избе!

Осень: И то, правда. Раз овощи с грядок собраны, в погреба убраны, на зиму припасены,

Можно и повеселиться, да на посиделки собраться.

6. На завалинке в светёлке, иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

7. Собирались, песни пели, что ж к кругу друзей молчать?

Так давайте веселиться, Осень щедрую встречать!

8. Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести нам здесь сейчас.

9. Отдых – это не безделки, время игр и новостей.

Начинаем посиделки для гостей и для друзей!

Песня «К нам гости пришли»

Хозяйка: На осенних посиделках мы споём и спляшем,

Пословицы и поговорки осени расскажем.

  1. Что весной посеешь, то осенью и пожнёшь!
  2. Осенью серенькое утро, но красненький денёк.
  3. Осень – запасиха, зима – подбериха!
  4. Весна красна цветами, а осень снопами!
  5. Что осенью уродится, то зимой пригодится!

Осень: Молодцы, мои друзья, порадовали меня.

Хозяйка: Да чего же хороши посиделки наши!

А сейчас для нас девицы весело попляшут!

Танец девочек с платочками «Субботея»

Осень: Ай да молодцы! Ай да девицы! Славно у вас получается!

Хозяйка: Но ведь посиделки – не только безделье, но и рукоделье.

Расскажите нам, девицы, все ли здесь вы мастерицы?

1девочка: Я платочек вышивала розами-мимозами,

Алу ленту повязала под русыми косами.

2 девочка: А мы с подружкой – пряхи, у каждой по рубахе.

К зиме ниток напрядём, полушубочек сошьём!

3девочка: Я для маленькой сестрички навязала рукавички,

А для старой бабушки навязала варежки!

Осень: Ай да затейницы! Посмотрим, какие вы трудолюбивые,

да и мальчиков приглашаю поиграть и девочкам помочь клубочки смотать

Игра-аттракцион «Чья пара быстрее клубок смотает»

Хозяйка: Пока девицы плясали, наши молодцы скучали. Пора и вам показать своё умение

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли, дорожка,

Добры молодцы идут погулять немножко!

Мальчики выходят, подыгрывая на ложках

1мальчик: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

Полюбуйся, посмотри, к вам явились ложкари!

2мальчик: Звонкие, резные, ложки расписные.

От зари и до зари, веселятся ложкари!

Мальчики исполняют песню «Во кузнице»

Осень: Ай да молодцы, ай да удальцы! Настоящие добры молодцы!

Хозяйка: А теперь можно и поиграть, свою силу испытать!

Состязание «Перетяни канат»

Хозяйка: Поплясали, поиграли, свои кости поразмяли

Тут и за работу пора!

В народе говорят у нас: «Делу время, потехе - час.

Довольно развлекаться, Пора за дело браться.

А как шили-вышивали, так и песню напевали,

Пели, правда, от души, да и песни хороши!

Реб: Песню задушевную сейчас мы запоём

Поётся в ней о Родине, в которой мы живём.

Реб: Родина – это России просторы, и над рекою откос.

Чистое золото осени нашей, шум белоствольных берёз.

Реб: Родина – это и небо над нами, наши дела и мечты,

Звонкая песня, звучащая в поле. Всё это Родина ты!

Песня «Родимая сторонка»

Осень: Где песня льётся, там весело живётся!

Спасибо! Потешили вы меня плясками да песнями своими.

Хозяйка: А расскажите-ка нам, что же осенью с полей убирают?

Дети: Хлеб - рожь и пшеницу!

Осень: Верно! Осенью хлеб убирают да на зиму зёрна засевают.

Кто нам об этом расскажет? Хлебушек уважит?

1реб: И обед не обед, коли хлебушка нет!

2реб: Не велик кусок пирога, а стоит много труда!

3реб: Гречневая каша - матушка наша, а хлеб ржаной – отец наш родной!

Осень: И, конечно, правда это, ведь важнее хлеба нету!

4реб: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

5реб: Если не трудиться, то хлеб не уродится!

6реб: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

7реб: Без дела жить, только небо коптить!

8реб: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

Осень: Да. Лентяев и бездельников в народе никогда не любили.

(Выходит мальчик (Тит) с ложкой за поясом, ложится на скамейку)

Осень: А это что за молодец, глаза с поволокой, роток с позевотой?

1Реб: Да это же Тит-лежебока!

Тит: Ты, работушка, меня не бойся! Я тебя не трону!

1реб: Не колода лодырь, а пень, лежит целый день!

2реб: Не жнёт, не косит, а обедать просит!

3реб: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит!

4реб: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложа?

Дети 4-ро: Хочешь есть калачи, не сиди на печи! (идут вокруг Тита и дразнят)

Ой, Тит, Тит, Тит он на печке лежит, лаптем щи хлебает, себя похваляет.

Пошел в огород – рассмешил весь народ, упал с печи – лежит, кричит!

Тит: Да я парень хоть куда, хоть с ленцою – не беда!

Балалаечку возьму и играть на ней начну!

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Девочка: Станем, девицы, рядком, да частушки пропоём!

Мальчик: Да и мы, пожалуй встанем, от подружек не отстанем!

«Частушки»

1. Начинаем петь частушки, просим не смеяться.

Тут народу очень много, можем растеряться.

2. Мы частушек много знаем и хороших и плохих,

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких!

3. Ты играй повеселее, балалайка три струны.

Подпевайте, кто сумеет, не стесняйтесь, плясуны!

4. У берёзки, у сосёнки тоненькие веточки,

А мы бойкие девчонки, все мы, как конфеточки!

5. У нас речка неглубока, на дне видно камушки,

Наши девки не гуляют, записались в бабушки!

6. Ахи, ахи, ахоньки, наши парни махоньки

Из-за кочек, из-за пней не видать таких парней!

7. Я мальчишка складненький тонкая фигурочка,

Неужели не полюбят Танечка и Нюрочка?

8. Я девчонка боевая, боевой останусь,

Плохо будет тому парню, кому я достанусь!

9. (Мальчики) Девочки-беляночки, где вы набелились?

(Девочки) Мы вчера коров доили, молоком умылись!

10. Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Осень: Кто частушек много знает, тому скучно не бывает.

Хозяйка: Теперь плясовую заводите, да гостей повеселите!

Мальчик: Ой, девчата дорогие, разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье с вами в месте поплясять!

Девочка: Туфли новые у нас, крашеные пятки.

Как же с вами не сплясать, милые ребятки?

Плясовую заведем, песню звонкую споём!

Хозяйка:

Как у наших у ворот, вьётся, вьётся хоровод,

Вьётся, вьётся хоровод, собирается народ!

Игровой хоровод «На горе то калина»

Хозяйка: А теперь мы приглашаем всех гостей на хоровод.

Пусть на наших посиделках каждый пляшет и поёт!

(Мамы, одев кокошники, раскрашенные детьми, водят хоровод с Хозяйкой и Осенью под русскую народную мелодию)

Вбегает Петрушка: А вот и я, Петрушка! Пришел вас позабавить, с Осенинами

поздравить! (Дети здороваются)

Петрушка: Я – Петрушка озорной, поиграете со мной?

Вы мальчишки и девчушки, держите ушки на макушке.

Итак, начинаю, небылицы сочиняю!

  1. Говорят, что серый кот, дружно с мышками живёт? Правда? (дети отвечают)
  2. Волк зубастый, говорят, испугался 2-х зайчат. Правда? (дети отвечают)
  3. Говорят, петух в лесу скушал рыжую лису. Правда?
  4. Говорят, что ребятишки, абсолютно все врунишки.
  5. Говорят, что дошколята, вы отличные ребята.

Осень: А теперь и мы расскажем небылицы в лицах.

Сидят они в теремах-светлицах, щёлкают орешки, да творят насмешки!

Смелей, ребята, выходите, небылицы расскажите!

(Под музыку выходит пара детей)

Федул, чего губы надул? -Кафтан прожег!

А зашить можно? -Да иголки нет!

А велика ли дыра? -Один ворот остался!

(выходит 2-я пара)

Фома, что из леса не идёшь? -Да медведя поймал!

Так веди сюда! - Да он не идёт!

Так сам иди! -Да медведь не пускает!

(Выходит 3-я пара)

Где был, Иван? -В горнице!

А что делел? - Петру помогал!

А Пётр что делал? -Да на печи лежал!

(Выходит4-я пара)

О чем, Андрей, плачешь? -О ворота ударился!

Когда? -Вчера!

А чего сегодня плачешь? - А вчера на дворе никого не было!

(Выходит мальчик и 2 девочки)

Мальчик: На улице две курицы с петухом дерутся,

Две девицы-красавицы смотрят и смеются:

Девочки: Ха-ха-ха, ха-ха-ха, как нам жалко петуха!

Петрушка: Небылицы не короткие, не длинные, а такие, что в самый раз,

Как от меня до вас!

Небылицы дарят нам всегда веселье, да смешное настроенье!

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

У меня есть инструменты: чтоб играть на них суметь, но долго попотеть!

Инструменты разбираем и веселье продолжаем!

(дети разбирают инструменты и встают в полукруг)

  1. Как у нашего соседа весела была беседа, а у нас на весь двор ещё лучше разговор.
  2. Утки в дудки, кошки в ложки, тараканы в барабаны, кукушки в колотушки!
  3. А весёлые скворцы заиграли в бубенцы!

Играют, играют, всех потешают!

Р.Н. Песня «Долговязый журавель»

(на проигрыш дети подыгрывают на инструментах)

Петрушка: А теперь, ребятки, слушайте загадки.

1. Летом в огороде – свежие, зелёные, а зимою в бочке – желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут их?... (огурцы)

2. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Начали его щипать, стали плакать и рыдать. (Лук)

3. Сам, как свинка, хвост – крючок. Что за овощ? (Кабачок)

4. Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,

Прирос к земле крепко. Кто же это? (Репка)

Петрушка: Все ребята – молодцы, вам за это леденцы!

(Отдаёт пакет с леденцами воспитателю)

Петрушка: Есть ещё игра для вас. Поиграем мы сейчас

Хороводом все пойдём, «Никанориху» споём

Народная игра «Никанориха»

(Дети идут хороводом вокруг Петрушки)

Дети: «Никонориха гусей пасла, да пустила в огород козла,

Никонориха ругается, а козёл-то улыбается»

(Дети топающими шагами идут врассыпную по залу, а с окончанием музыки останавливаются, находят пару и берутся за руки. Оставшемуся без пары, все хором говорят: 1-2-3-козлик ты! Игра повторяется ещё раз)

Петрушка: А наш козлик-то бодается, в огород попасть старается.

Чтоб его нам не пускать, позовём его плясать!

Мы веселье продолжаем всех на пляску приглашаем!

Хозяйка: Веселил нас много раз русский танец – перепляс.

Звонко музыка играй, всех на танец приглашай!

Парная пляска «Пчелочка златая»

Осень входит с караваем:

Осень: Что ж, спасибо вам, друзья, порадовали вы меня.

Праздник наш мы завершаем вкусным, пышным караваем.

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Приглашаю всех на чай, чтоб веселье продолжать, Осенины вспоминать!

Хозяйка: До свидания! Всем вам жить, да не тужить, до ста лет дожить!

Дети под русскую народную музыку уходят из музыкального зала.

Вход под русскую народную музыку «Комаринская»

Хозяйка встречает гостей – «красных девиц» в дверях.

ХОЗЯЙКА :

Проходите гости дорогие!

Милости просим на вечерочку.

Красному гостю - красное место. Проходите, будьте как дома.

Звучит "Комаринская" (плясовые наигрыши по материалам Г. В. Емельяновой).

Хозяйка ведёт девочек "змейкой". Каждый раз на повороте" змейки" с одной и той же стороны последние 2-3 девочки садятся вдоль боковой стены - и так, пока не сядут все девочки.

МУЗ. РУК: Подул ветер-осенщик,

Принёс с собой осеницу- пасмурную, холодную, дождливую погоду.

А уж дождь полил - все лунки залил.

Солнце взялось засыпаться.

Журавли на юг потянулись.

Вот и пословицы сложили.

ДЕТИ:

1) "В осень и у вороны копна, не только у тетерева".

2) "Осень-матка: кисель да блины".

3) Весна - красна цветами, зима - белыми снегами,

Лето - солнцем и грибами, а осень - житом

И снопами, да румяными пирогами.

Окончив жатву, убрав последнюю копну с поля и сложив хлеб в одонья и клади, праздновали "Осенины".

МУЗ. РУК: Дети забирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы. Хозяевам дарили "осененные снопики", желали добра и сытости на весь год. Ни что в полюшке не колышется, лишь осенний напев слышится.

Осенняя закличка "ОСЕНЬ":

Осень, осень, в гости просим,

Осень, осень, погости недель восемь:

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

ХОЗЯЙКА: Ох, и хорошо же у нас осенью в деревне!

Урожай собран, убран в закрома по амбарам, по погребам! Особых дел нет. За окном ветер задувает, дождь такой, что все звери попрятались по норам, птицы на юг улетели.

СТИХИ ДЕТЕЙ:

1. Осень тихо по лесу ходила,

Чудо - кистью листья золотила.

Над полями осень пролетала-

Птичьи стаи в небе провожала.

2. Летят высоко журавли

Над опустевшими полями.

Лесам, где лето провели,

Они кричат: "Летите с нами".

3. А в роще сонной и пустой,

Дрожат от холода осины.

И долго листик золотой

Летит за статей журавлиной.

Песня "Журавушка" муз. Г. Вихаревой.

ХОЗЯЙКА: А вы, красны девицы, не скучайте -

Хоровод веселый начинайте.

Хоровод с платочками (Мелодия "Краковяк", плясовые наигрыши по материалам Г. В. Емельяновой, движения С. С. Трошкиной).

Входит соседка (Взрослый).

СОСЕДКА: Здравствуй, Михайловна (обмен приветствиями и поклонами)

Как красиво в твоей горнице! Полы намытые, сама нарядная - ох, справно!

Больно любо! Светленько! Чистенько! Гостей что ли ждёте?

ХОЗЯЙКА: Красны девицы напросились на вечерку, на весёлое играньице.

Всё намыли, пирогов с капустой напекли, да вот за хороводами, да за песнями коротаем вечерок.

СОСЕДКА: Тогда и меня на весёлое играньице принимайте!

ХОЗЯЙКА: Ну что же! Гость на гость - хозяину радость. Милости просим.

Что расскажешь нам, Соседушка,

В весёлой во беседушке.

СОСЕДКА: С моря-океана, с острова Буяна

Летний день уходил - осенний приходил.

С великой милостью:

Со стеблем высоким, с корнем глубоким.

ХОЗЯЙКА: С того дня по сёлам возня,

По деревням суетня.

А в лесах-то шумит, в кустах-то трещит

Какая осень нынче удастся?

СОСЕДКА: Ну, в осеннее ненастье семь непогод на дворе.

ДЕВИЦЫ (с места по очереди) :

1-я: СЕЕТ…

2-я: ВЕЕТ…

3-я: КРУТИТ…

4-я: МУТИТ…

5-я: РВЁТ...

6-я: СВЕРХУ ЛЬЁТ.

ДЕВИЦА: Быстрей бы дождик прошёл!

СОСЕДКА: А что?

ДЕВИЦА: Потанцевать бы с дролечкой на пригорочке.

ХОЗЯЙКА: Ну ладно, ладно, плясуньи вы эдакие!

Потанцуете ещё, девоньки! Ох и поболят ваши ноженьки.

Ну что ж! Нынче нет серьёзных дел!

ДЕВИЦА: Мы вечерку начинаем

Всех, кто весел и умел

На капустник приглашаем.

СОСЕДКА : Постой-постой, Михайловна! А и то верно, твоя, правда.

Как и почитай Воздвиженье пришло - первая барыня на деревне - капуста, верно говорю?

ДЕВИЦА: Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка!

Сегодня - …

ВСЕ: КАПУСТНЫЕ ИМЕНИНЫ!

СОСЕДКА: А вы капусты нарубить, насолить не забыли?

ВСЕ: Нет!

ХОЗЯЙКА : А сама-то много ль капусты нарубила, насолила?

(к соседке) В день капустных именин, пирогов румяных да поджаристых ты напечь побольше не забыла?

СОСЕДКА: Как же, как же.

В день капустный, в именины

Я капусты нарубила

И, конечно, напекла

Очень-очень вкусные

Пироги с капустою!

СТУК. Входят добры молодцы (под музыку "Барыня").

ХОЗЯЙКА: А вот и гости на пирожки пожаловали!

МОЛОДЕЦ: Ехали было мимо, да заглянули до дыму!

(к хозяйке)

С днём капустным! Со свиданьицем!

Заглянули к вам, Хозяюшка,

На веселье да на играньице.

ВСЕ МАЛЬЧИКИ: ЗДРАВСТВУЙТЕ! (кланяются Хозяйке)

ХОЗЯЙКА: Здорово живёте! Милости просим! Проходите!

МОЛОДЕЦ: Чего скучаете?

Наверно нас дожидаете?

ДЕВИЦА: Говорят, что не придут, говорят, не явятся.

Двери отворяются, с улыбочкой являются!

МОЛОДЕЦ: Что вы, девицы сидите, губки зажимаете?

Своих ребят не любите - чьих же дожидаете?

ДЕВИЦЫ: Своих,…своих!

ДЕВИЦА: Хватит уж лясы точить, да языком молоть.

Пора, пора, ребятушки поиграть -

Свои ноженьки поразмять!

МОЛОДЕЦ: Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать.

А на этих посиделках

Кадриль хотели бы сплясать

МОЛОДЕЦ: Эх, кадриль хороша,

Развернётся душа.

Танец "Кадриль" (в постановке СУВОРОВОЙ).

СОСЕДКА: Что за молодёжь пошла?

Что за танцы, вот те на!

Эдак наше было время!

Танцевали мы умело,

Правой ручкой поведёшь,

Левой ручкой разведёшь.

Бровкой молодцу моргнёшь,

И, как Пава, поплывёшь.

Танец СОСЕДКИ и ХОЗЯЙКИ (р.н.м. "Из-под дуба").

МУЗ. РУК: В старину на весёлых посиделках не только пели и танцевали, но и шутили, рассказывали смешные истории, небылицы.

МОЛОДЕЦ: Небылицы в лицах

Сидят в теремка-светлицах,

Щёлкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни коротки, ни длинные,

А такие, что в самый раз:

Как от меня до вас.

ДИАЛОГИ ДЕТЕЙ:

Пойдём в поле пахать?

Грязно!

Ну, так идём на посиделки.

Уж разве как у забора пройти.

Вставай, Дунюшка, уж день занимается.

Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поёт!

Пусть поёт, Петушок маленький, ему и ночь долга!

Вставай, Дунюшка, уж солнышко всходит.

Пусть всходит, ему далеко бежать нужно.

Вставай, Дунюшка, каша готова.

А я уже за столом сижу!

Где ты, брат Иван?

В горнице!

А что делаешь?

Помогаю Петру!

А Пётр что делает?

На Печи лежит!

Песня "На заборе чепуха".

ХОЗЯЙКА: А сейчас поиграем.

Как песню мы начнём играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли вам задание?

Начинаем соревнование!

Родители ходят по кругу и поют куплеты.

РОДИТЕЛИ:

1. Акулина пироги пекла,

Угорела, под пирог легла.

Веник в голову ложила,

Про любимого песнь сложила.

2. Мой миленький-то броско ходил,

Полосатую рубашку носил.

Полосатую, косые ворота

На ней пуговки нашиты в два ряда.

3. Поглядите-ка скорей на старика:

Не умеет опоясать кушака.

Наперёд узлы завязывает,

Да назад концы забрасывает.

ХОЗЯЙКА: Ну- ка, как вы потрудились?

Чей же клубочек больше и тяжелее?

Хозяйка хвалит детей.

МУЗ. РУК: Молодцы. Поиграли. А теперь посмотрим, как родители поиграют.

Есть у меня ленты атласные. Из них нужно заплести косу.

Игра: "Кто быстрее заплетёт косу".

ХОЗЯЙКА: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд, вы - смекалистый народ.

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук,

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот,

И обжечься не даёт.

Дети: Ложка.

Дети читают стихи:

1. При царе, да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли,

В ложки ударяли.

Ой, жги - говори,

Заиграли ложкари!

2. В синем море-океане

Кит улёгся на диване,

Только ложки услыхал -

Плавниками замахал.

Под китом-плясуном

Ходит море ходуном.

3. Возле печки паучиха

Пляшет важно, как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки:

С каблучка на носок,

А потом ещё разок.

4. Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги - говори

Заиграли ложкари.

Оркестр. "Я рассею своё горе". (р. н. м.)

СОСЕДКА: Ух, ребята хороши!

Веселили от души.

Я сама сплясать бы рада,

Да уж очень я устала.

ХОЗЯЙКА: Ты соседка, посиди.

Да немножко отдохни.

Посмотрим, как молодёжь наша танцует.

Хоровод "Аннушка".

СТУК, входит огородное пугало.

ПУГАЛО: Во саду ли в огороде

Пугало стояло.

Шустрых галок и ворон

Лихо разгоняло.

ХОЗЯЙКА: Молодцы удалые, девицы красавицы!

Да кто же это к нам с таким шумом пожаловал? (дети отвечают)

ПУГАЛО: Я живу на огороде,

И хоть безобидный вроде,

Тряпки, ветошь надеваю,

Видом страшным всех пугаю.

ХОЗЯЙКА: Ах, пугало огородное, как тебе не стыдно.

Ты в садах и огородах всех птиц разогнал, а к нам, зачем пожаловал, кого пугать надумал?

ПУГАЛО: Летом жарким я тружусь

И трудом своим горжусь.

Как увижу птичью стаю -

Так лохмотьями махаю. (размахивает руками)

ХОЗЯЙКА: Не "махаю", а " машу" -

По-русски говорить прошу.

ПУГАЛО : Я учиться не ходил

Все по жизни пропустил.

Но работаю умело:

Меньше слов, побольше дела.

СОСЕДКА: Ой! Работничек, сам себя хвалишь.

А почему же сейчас не на работу, а на праздник к нам пришёл?

ПУГАЛО: Урожай уже собрали.

Птицы (у-у-у! - грозит ) в Африку удрали,

С неба каплет, ветры дуют,

Носом длинным зиму чую!

СОСЕДКА: А, понятно теперь, почему ты к теплу поближе жмёшься.

ПУГАЛО: Мне тепло не так уж важно.

Я бывалый и отважный.

Мне бы к обществу поближе,

Тут у вас веселье, вижу.

ХОЗЯЙКА: Тут не просто праздник,

Мы капустные именины справляем.

Пироги печём, делаем кто что умеет. А вот ты чем нас удивишь?

ПУГАЛО: Удивить? Ну что ж... (думает 2-3 секунды)

Готово!

Соглашайся, кто не трус!

Если ты не видишь овощ -

Отгадай его на вкус!

Проводится аттракцион: дети (желающие) с завязанными глазами определяют на вкус овощи: морковь, огурец, помидор, лук).

ПУГАЛО: А вот ещё аттракцион –

"Кто умеет собирать урожай".

Урожай собрать нам надо

Вызову сюда бригаду.

Трое с ложкой

Носят картошку.

Проводится аттракцион: хозяйка выбирает по 3 человека от группы, даёт им ложку. В обруч на полу высыпана картошка. Кто больше соберёт картошку ложкой в корзинку, тот и побеждает.

ХОЗЯЙКА: Ох, и шустрый ты Пугало в играх огородных.

ПУГАЛО: Работа у меня такая, специфическая.

(Пугало с высока, посматривает на Хозяйку).

ХОЗЯЙКА: Пугало, а ты загадки любишь?

ПУГАЛО: (уклончиво) Загадки?..

Люблю! Очень люблю!

ХОЗЯЙКА: Тогда слушай наши загадки с грядки!

1-й ребёнок :

Под кустом копнешь немножко -

Вылезет на свет...

ПУГАЛО: Антошка, гармошка, лукошко, окошко… А что же?

Ребёнок: Картошка!

2-й ребенок : Кто, ребята, не знаком

С белозубым…

ПУГАЛО: Мужиком, сапогом, утюгом… Сдаюсь!

Ребёнок: Чесноком!

ХОЗЯЙКА: Нет, Пугало, не получается что-то у тебя отгадывать огородные загадки.

Послушай, что у нас на огороде выросло.

Хоровод: "Угощайтесь, детки" (Г. Вихарева).

ПУГАЛО: Ну, тогда я буду петь весёлые куплеты!

ХОЗЯЙКА: А ты умеешь?

ПУГАЛО: Конечно! (Поёт, подыгрывая на двух деревянных ложках).

Ты зачем меня ударил балалайкой по плечу.

Я затем тебя ударил - познакомиться хочу!

ХОЗЯЙКА: Ну, у тебя и частушки, Пугало!

Послушай, как наши дети поют!

Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

И вы, парни, не зевайте,

Девчатам тоже помогайте.

ДЕТИ:

1. Мы частушки будем петь,

Чтоб со смеху помереть!

2. Ох, частушки мы споём,

Кости все перемоём.

3. Не моём, а моем!

4. Ну, тогда пропоем!

Частушки:

1. Балалайка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы весёлые частушки

Пропоём сейчас для вас.

2. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Балалайка заиграла,

Я не удержалася.

4. Выйду, выйду я плясать,

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

5. Не глядите на меня-

Глазоньки сломаете.

Я совсем не с вашей группы.

Вы меня не знаете.

6. Уж я так устроена

Петь, плясать настроена.

Один день не попляшу -

На другой с ума схожу.

7. Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем-

Ставим точку с запятой.

8. Хорошо частушки пели,

Хорошо и охали.

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

ХОЗЯЙКА: Пугало, ты нам очень понравился. Оставайся у нас на вечерке.

ПУГАЛО: Мне бы лучше в огород!

В общем, как решит народ.

ХОЗЯЙКА : Есть у нас огород, а помощника нет.

ПУГАЛО: На довольствие возьмёте?

Лучше всех вы заживёте!

Как завою, как залаю,

Всех воришек распугаю.

ХОЗЯЙКА: Спасибо, Пугало.

Мы тебе подарим шляпку,

Яркую наденем тряпку,

Швабру новую дадим,

Ты такой у нас один.

ХОЗЯЙКА: Что-то мне захотелось чаю ароматного, да душистого.

Пойду самовар поставлю, а вы песню запевайте, чай русский прославляйте.

Песня "Русский чай".

ХОЗЯЙКА : А ну, молодые хозяюшки!

Несите пироги скорей,

Чтоб порадовать гостей!

Девочки несут пироги.

1-я девочка :

На сметане из муки

Испекли мы пироги.

Очень-очень вкусные

Пироги с капустою!

2-я девочка :

Надо тесто замесить,

А потом пирог лепить.

В печь их утром мы снесли,

Поскорей их испекли.

ОБЕ девочки:

И пирог нам на сметане

Стал и вкусным и румяным!

ХОЗЯЙКА: Пироги пекли с любовью

И старались мы не зря.

Угощайтесь на здоровье,

Гости наши и друзья.

Девочки угощают гостей пирогами.

ХОЗЯЙКА: Гостю почёт, хозяину радость!

СОСЕДКА: Гость доволен - хозяин рад!

ХОЗЯЙКА : Всех гостей теперь зовём

Угощаться пирогом.

СОСЕДКА: До свиданья, гости дорогие!

Чем богаты, тем и рады!

Милости просим побывать у нас ещё раз!

УХОД.

Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Цели:

Воспитывающая: Развитие нравственных и эстетических качеств личности.

Учебная: в игровой форме расширить представление учеников о русском фольклоре.

Развивающая: развитие речи, образного мышления.

Класс оформляется в стиле русской избы: самовары, домотканые коврики, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда (горшки, кашники, крынки, оятская керамика)

Ученики одеты в народные костюмы. Если костюмов нет, то это стилизованные сарафаны у девочек и рубашки у мальчиков.

Учитель: С первой услышанной в детстве колыбельной, пропетой любящей мамой, со сказкой, рассказанной бабушкой, с играми в ладушки и сорока-ворона, считалок начинается знакомство с культурой своего народа, с его устным народным творчеством. Фольклор – исток всей литературы.

И сегодня мы с вами прикоснёмся к этому истоку, к устному народному творчеству русского народа.

Закончился трудовой день. Теперь можно устроить посиделки, отдохнуть за потешками, сказками и песнями, как это делали наши прабабушки и прадедушки.

Мы начинаем! Добро пожаловать!

1. Ведущий

Все кругом так сказочно красиво, и листочки по реке плывут.

В России осень наступила - золотой порой ее зовут!

К нам березка ветки наклонила и слетают листики гурьбой.

В России осень наступила, зашумела золотой листвой!

2. ВЕДУЩИЙ:

В старину, как только в России наступала осень и заканчивались

полевые работы, собирался стар и млад на русские посиделки!

1. ВЕДУЩИЙ:

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод!

2. ВЕДУЩИЙ:

А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души!

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач, своих квартир!

1. ВЕДУЩИЙ:

Наш досуг порою мелок и чего там говорить! Скучно жить без посиделок!

2. ВЕДУЩИЙ: Их бы надо возродить!

1. ВЕДУЩИЙ: Отдых – это не безделки!

Время игр и новостей!

Начинаем посиделки!

2. ВЕДУЩИЙ: Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

(Раздается стук в дверь, появляется Домовой)

Домовой . Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, дедушка Домовой.

2. ВЕДУЩИЙ:

ДОМОВОЙ: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

(ВЫХОДИТ ДЕВОЧКА )

Девочка: Я тут короб припасла, В нем разные шутки, Кто его возьмет - Не будет скучать ни минутки.

Достает из короба подарки, а к ним привязаны загадки. Кто загадку отгадает – тот подарок получает. Хозяйка загадывает залу загадки, а хозяин вручает призы тем. Кто отгадает.

Загадки.

    Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

    Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

    Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

    Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

    Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

    Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

    Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

    Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка ).

    ВЕДУЩИЙ: Круг тесней, друзья, подружки,

Предлагаю спеть частушки.

Чтоб в душе зажгли огонь

Нам пой и ты гармонь.

    ВЕДУЩИЙ: Эй, девчонки-хохотушки,

И ребята – молодцы,

Запевайте-ка частушки,

Веселитесь от души!

(Исполнение частушек)

Мы частушки запоем, запоем мы громко,

Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

Мы не пишем, не читаем, а частушки распеваем.

Приходите, гости, к нам, мы еще и спляшем вам!

Я к подружке ни ногой, пес большой у входа

Коль идет со мной гулять, пусть сама выходит!

Капустка моя, мелкорубленная,

Отодвинься, дорогой, я напудренная!

Ой, глазки мои, серые прижмурки,

Один Ваньке мигнет, а другой-то Шурке!

Как саратовски девчата ничего не делают

Только косы заплетают, за парнями бегают!

Ты пусти гулять отец, пока юный молодец!

Когда стану старенький, сяду на завалинке!

У березки, у сосенки тоненькие веточки

А мы бойкие девчонки, все мы как конфеточки!

Мы плясали, топнули, у нас юбки лопнули!

Дайте юбки подвязать, мы опять пойдем плясать!

Не давайте нам обеда, не давайте чаю пить!

Только дайте разрешенье нам на улицу ходить!

Мы пропели вам частушки, дорогая публика.

Не держитесь за карманы, не возьмем ни рублика!

На столе стоит стакан, а в стакане тесто.

До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.

По деревне я пошла, Ванечку увидела.

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

Я работы не страшусь, я работы не боюсь.

Если правый бок устанет, я на левый повернусь.

Мы с Егорушкой сидели у куста малинова.

Сверху ягода упала, придавила милого.

Мы пропели вам частушки, вы скажите от души,

Хороши частушки наши, и мы тоже хороши.

1. ВЕДУЩИЙ: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

да сказочку послушать.

(Инсценирование сказки)

1. ВЕДУЩИЙ: Веселил нас много раз
Русский танец перепляс,
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре.

2. ВЕДУЩИЙ: Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать,
А на этих посиделках
Мы хотели бы сплясать.

Танец «Коробейники»

1. ВЕДУЩИЙ: Слышите, кто-то стучится?!

Это небылицы в лицах.

Те, что сидят в теремах да светлица,

Щелкают орешки да твердят насмешки!

2. ВЕДУЩИЙ: Смотрим небылицы в лицах.

Дети разыгрывают небылицы.

2. ВЕДУЩИЙ: Мужиков, девчат, ребят,

Вызываем на канат.

10 слева, 10 справа,

Только мускулы трещат.

1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

2. ВЕДУЩИЙ: Вот бревно, а вот мешки

Выходите, мужики!

Кто кого мешком собьёт,

Тот подарок заберет.

1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

1. ВЕДУЩИЙ: Всем спасибо за вниманье,

За задор, весёлый смех.

2. ВЕДУЩИЙ: Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: “До свиданья,

До счастливых новых встреч!

Салат винегрет готовится из вареной свеклы, картофеля, моркови, соленых огурцов, грибов или квашеной капусты и зеленого горошка. Нередко в винегрет кладут маринованные грибы. Заправляют салат растительным маслом с добавлением уксуса или майонезом.

Впрочем, салат винегрет необязательно должен быть постным блюдом. Нередко в него добавляют мясо, рыбу (например, сельдь).

Название свое современный русский винегрет получил от французского слова vinaigrette. Это салатная заправка, которую чаще всего делают из уксуса (vinaigre - по-французски уксус), растительного масла, горчицы. Существуют разные рецепты этой заправки. Например, уксус можно заменить лимонным соком, добавить пряности .

Хлебный квас

Квас - это традиционный напиток славянских народов, который получается вследствие брожения. Квас хорошо утоляет жажду, а также имеет высокую энергетическую ценность. Квас также очень полезен, так как он усиливает обмен веществ в организме, улучшает работу желудочно-кишечного тракта. В нем содержатся витамины В1 и Е, а также ценные ферменты, углекислота, а также молочная и уксусная кислоты. В летнее время квас особенно актуален и популярен, поэтому привожу известный мне рецепт его приготовления в домашних условиях . Нужные ингредиенты:

200 гр. черного хлеба(сухарей)

3 литра кипяченой воды

50 гр. сахара

10 гр. дрожжей

Итак, вскипятите воду, залейте ею выложенные в 3-литровую банку сухари черного хлеба, дайте настояться в течении 2-3 часов. Затем процедите.

Приготовьте закваску - дрожжи разведите в холодной воде или едва теплой воде. Влейте закваску в банку с подготовленной хлебной водой, а также добавьте сахар, хорошенько размешайте и оставьте на 4 часа. После этого можно поставить в холодильник и пить обязательно холодным. В этом вся его прелесть! :)

Еще могу добавить, что такой квас можно заготовить впрок, закупорить, и пить, когда захочется. Доброго вам здоровья и всех удач!

Театрализованный фольклорный праздник в начальной школе

"Осенние посиделки»

Постигая мир русского фольклора, дети учатся глубже воспринимать окружающее и позитивно выражать свое отношение к нему.

Цель: активизация творческой деятельности обучающихся средствами русского фольклора; обеспечение общего культурного развития путем постижения русских народных традиций.

Задачи:

- помочь увидеть и понять истоки русских традиций, праздников;

- развивать у обучающихся эстетический вкус, путем вовлечения

в народно - поэтическое творчество;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Ход праздника

1-й чтец :

Добрый день, гости званные и желанные!
Люди красивые и молодые, маленькие и большие!

2-й чтец:
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

3-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!

1-й чтец: Слушайте, да глядите,

Да не говорите,

2-й чтец: Что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.

Вместе: Гостей округи данной
Зовём к вечёрке званой!

3-й чтец :

Рассаживайтесь поскорей
Кто на стул, кто на лавку,

2-й чтец: Да не делайте вы давку!

3-й чтец : Ну, что тут долго толковать,
Пора вечёрку начинать!

Учитель: Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Первый осенний месяц-Сентябрь

Я - Сентябрь,

Паутинка-серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, оттого и «хмурень».

В сентябре ветры ревут. Воют по ночам. Говорили раньше «Понеслись ветерки с полуночи». А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – ревун!

В сентябре огонь в поле и в избе. Хлеб молотили по ночам. Ни одному зерну пропасть не давали. Издалека светились огни в деревнях от вечерней до утренней зорьки. Оттого сентябрь – «зоревник».

Сентябрь:

Хотите узнать сентябрьские народные приметы? Слушайте.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень и снежная зима.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицыкороткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Холодный сентябрь – в марте сойдёт снег.

Учитель:

Сентябрь: На святую Фёклу копай свёклу!

Учитель:

Сентябрь:

Да, грибы на окошке не растут.

Кто пораньше встаёт, тот грибов и наберёт.

А сопливый да ленивый идут после за … крапивой!

Отгадайте-ка, загадку!

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (Мухомор)

(Игра – соревнование « Кто лучше раскрасит».

Дети делятся на 3 группы и раскрашивают шаблоны. )

Учитель: Продолжаем наш народный календарь.

Посадили мы картошку

Ещё в мае-месяце.

Выросла она на диво -

И крупна, и так красива!

А картошка - хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела!

Игра “Уборка картофеля ” (Участвуют 2-3 семьи.Семья проходит 3 этапа: на первом – папа чистит картошку и кладет ее в ложку. На ложке ребенок несет картошку маме. Мама должна максимально тонко порезать картофелину на кусочки. Выигрывает семья, которая первой пройдет все этапы.)

Дети: На Святого Луку – лук дёргают.

Дети: Про них говорили Пётр и Павел – рябинники!

В этот день начинали сбор урожая рябины.

Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам, да снегирям оставляли.

В этот день был обычай такой: кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки рябиновые венки плели, бусы рябиновые одевали, хороводы водили.

Исполняется хороводная игра «Дударь». (В центр хоровода встает «Дударь»- водящий)

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
- Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

Дети: На Святого Никиту репу срезают.

Да, репа у всех в почёте была! Её ели свежую, варёную, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, варили кашу из репы, делали репный квас! Проще пареной репы ничего нет!

Так вот откуда это выражение вошло в нашу жизнь. Теперь все ребята будут знать.

Театр – экспромт . Сказка «Репка» на новый лад (Играют взрослые).

Кто загадку отгадает, роль он тут же получает

Репка- Оба-на, вот и я

Дед - Люблю я это дело!

Бабка – Ой, молоко убежало!

Внучка – (машет рукой) А клевый у меня прикид!!

Жучка – Всех покусаю!

Кошка – Люблю сметанку …

Мышка - Достали уже….

Учитель: Октябрь.Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад. Позимник.

Октябрь:

Я – Октябрь, знаю:

Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать.

Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Дети: С этого дня начинался отлёт журавлей в тёплые края.

Дети: Начиная с этого дня рубили капусту на зиму.

Дети: Встреча Осени с Зимой.

Октябрь : С Покрова начинались ярмарки. А на ярмарке веселье! Инсценировка «Глаша» (Девочку ставят на табурет, надевают на нее длинный сарафан, чтобы не было видно табурета. К сарафану подставляют под стул ставят какую – либо обувь. Получается «ГЛАШа». «Кавалер»- мальчик небольшого роста)

Ты обещал, а ко мне не приходишь.

Аль тропинку ко мне не находишь?

Приходил я, тебя дома нету.

Черти носят тебя, что ль, по свету?

Что ты, что ты меня не целуешь?

Что ты, что ты меня не милуешь?

Ноги, что ль, мне твои обнимать?

Чуни, что ль, мне твои целовать?

Обещал меня взять на вечерки.

Там гуляют парнишки, девчонки.

Не возьму тебя я на вечерки,

Мне ходули нужны аль подпорки.

И пошто я така уродилась?

Видно, маме дороженька снилась.

Кавалеру меня не достать,

И пошто я такая верста?

Не печалься, что высока ты, Глаша.

Стану есть по утрам только кашу.

Видно, каши-то мало я ем,

Раз росточком не вышел совсем.

Приходи к нам домой гостевать.

Нет, пойду лучше кашу хлебать.

Дети: Настоящей зимы нужно ждать через месяц.

Давайте послушаем приметы этого месяца:

Ненастный октябрь - дождливая весна.

* Если на Парасковью большая грязь, то до зимы осталось 4 недели.
* Если в октябре лист с берёзы, дуба и клёна опадает нечисто – жди суровой зимы. *Покуда лист с вишни чисто не опадёт - сколько снег не падай, всё будет таять.

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» ( На полу по кругу раскладывают листья, их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.)

Учитель: Ноябрь. Третий месяц осени. Грудень. Ледень. Ледовый кузнец. Листовей.

Ноябрь:

Я-Ноябрь, а со мной

Холодинки и снежинки.

Задремали лес, поляны,

На луга легли туманы.

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать.

Дети: Ноябрь месяц студёный, морозный, потому и ледень, ледовый кузнец.
Славяне называли этот месяц груднем - от груд замёрзшей земли со снегом.

Дети : Ждали первых заморозков.

Дети: Зиновий-синичник, синичкин праздник. Прилетают из-за моря снегири, сойки, чечетки, свиристели. "Немного синичка ест- пьёт, а весело живёт".

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!

Закликание Кузьмы-Демьяна.

Брат Кузьма и брат Демьян

Покажитесь вы нам,

Покажитесь вы нам,

Улыбнёмся мы вам!

(Появляются Кузьма и Демьян.)

Кузьма :

Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…(Исполняют частушки)

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричим: «Ура!»

Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

Мы секрет румян достали

От прабабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем!

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Разудалый я силач -

Гну рукой подковку!

Потому, что я жую

Каждый день морковку.

Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

Это ж, братец, кабачок!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

На дворе похолодало –

Можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить.

Еле осени дождалась –

Очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь

Вы на шапочку мою.

Ребятишек нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Учитель: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?

Кузьма :

Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

Демьян :

А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.

Загадки Кузьмы и Демьяна:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

Она их главная еда. (Трава)

Без рук, без ног.

В дверь стучится, в избу просится. (Ветер)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.(Лист)

Лежит бычок – белый бочок,
Толстенький, гладкий,
Привязан к грядке. (Кабачок)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Головой велика, только шея тонка. (Тыква)

Одну ягоду мы ели…
Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели:
Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;
Да ещё в отброс осталось – вот так ягодка досталась! (Арбуз)

Кузьма: - Ну и ну! Вот так ребята! Отгадали все загадки.
Демьян: Ну, кто хочет поиграть?
Свою ловкость показать?

Проводится игра « Попади шишкой в ведро»
(класс делится на 2 команды, каждой команде даётся по 5 шишек, каждый участник делает 5 бросков, броски суммируются, выигрывает та команда, у которой больше попаданий)

1. Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами. Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день их имени, 14 ноября, - своим праздником.

2. К этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы»: изделия, которые ими просто раздаривались в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.

Учитель:

Ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября.

Дети: Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера» Инсценировка «Ни пуха, и пера»

Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!».

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле –

Нет ни пуха, ни пера!

Дети: Начинается ледостав, иначе называемый "рекостав" - остановка рек.

Дети: Устанавливается зима.

1 чтец: На Руси посиделки длились с вечера и до утра
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.

2чтец: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!