Домой / Виды макияжа / А когда можно разрешать детям смотреть мультфильмы? Манера поведения при притворстве.

А когда можно разрешать детям смотреть мультфильмы? Манера поведения при притворстве.

Родительское собрание:

«Мой ребенок будет здоров, если я…»

Цель: Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Пути воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, сохранении физического, психического и душевного здоровья.

Ход собрания

    Приветствие

Здравствуйте!

Всех видеть здесь так рада я!

Ведь стали мы совсем семья!

    Постановка темы родительского собрания.

Один английский философ и историк Т. Карлейль сказал: « Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы ». Это и будет эпиграфом нашей встречи. А тема нашей встречи «Мой ребенок будет здоров, если мы…». И в ходе нашей встречи мы должны

- понять и принять идею, что Здоровье – самое ценное достояние человека, найти пути воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, сохранении физического, психического и душевного здоровья.

(звучит музыка к песне «Маленький принц»)

СКАЗКА

Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: « Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?»

Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: « Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?»

«Ты узнала тайну спешащих странников?» - спросила Луна.

«Да, ответила Звездочка. Однажды я задала этот вопрос страннику, который долгое время был в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости, ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжала. – Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью. Луна посмотрела на звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью любящих людей, которые бы помогли тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: « Мы рядом, мы здесь, мы теперь – одна семья».

    Обсуждение темы. Да, действительно, человек поистине счастлив тогда, когда счастлив у себя дома.

Звучит песни в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом»

Картинка «Дом»

Перед Вами модель дома, в котором каждому члену семьи будет комфортно и тепло: а на доме запишем слова, которые отражают понятие “ семья”.

Я попрошу Васответить на такой вопрос: Что такое семья? И попрошу свои ответы записать на листиках (листики крепятся на крыше дома). Спасибо за ответы.

Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Семья – главный воспитатель.

- Что семья может дать ребёнку? (ответы родителей). В чём её психологическая сила?

Родители играют решающую роль в становлении психики ребёнка. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Все – хорошее, и плохое – человек получает в семье. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности. Создать хорошую, здоровую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

Я предлагаю Вам ответить на вопросы, которые я задавала вашим детям: Что такое здоровье? Кто может считать себя здоровым?

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно те только отсутствие болезней или физических недугов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие. По данным Минздрава и Госкомэпиднадзора, в России 86% детей имею отклонения в состоянии здоровья. И только 14% детей практически здоровы. Поэтому нам есть о чем задуматься.

От чего зависит такая ужасная ситуация? (наследство, внешняя среда, здравоохранение и образ жизни.

Вы наверное заметили, что дети в основном говорят о здоровье только физическом, однако мы все должны осознавать, что здоровье состоит из составляющих:

Психологических;

Духовных;

Моральных;

Социальных.

И я Вам предлагаю сейчас создать портрет здорового ребенка.

    Портрет здорового и нездорового ребенка.

Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как же мы родители хотим этого. Как добиться этого? Что мы можем с вами для этого сделать? На этот вопрос мы попробуем сейчас ответить, создавая портрет здорового и нездорового ребенка. В то же время мы имеем дело и с нездоровыми детьми. Какими качествами характеризуется нездоровый ребенок? Чтобы не допустить нездоровья ребенка, надо знать эти качества.

Работа в группах:

Составим коллаж здорового и нездорового ребёнка. На столах лежат записки, (бумажки) с позитивными и негативными качествами ребёнка. Ваша задача – 1 группе создать портрет здорового ребёнка, второй нездорового.

Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу - задача вполне посильная.

5. Игра с клубочком. Родители делятся мыслями о том, что же нужно делать, чтобы ребенок был здоров.

У меня в руках клубочек, на месте которого вы можете представить своего ребенка, он такой же мягкий, теплый, нежный. Для нас он будет эстафетной палочкой. Мы передавать его по кругу и тот человек в чьи руки попал клубочек продолжает предложение. А предложение будет у нас одно для всех:

«Мой ребенок будет здоров, если мы…»

На слайде:

- проводить вместе досуг;

Будем организовывать совместные дела;

Вместе ходить в походы и на экскурсии;

Вместе посещать кинотеатры;

Вести ЗОЖ;

Заниматься спортом;

Будем внимательны друг к другу;

Будем интересоваться делами своего ребенка;

Решать совместно возникшие проблемы;

Будем любить;

Будем поддерживать ребенка в трудную минуту и т.д.

Каждый родитель, безусловно, хочет воспитать своего ребенка физически, эмоционально и нравственно здоровым. Но этой цели можно достичь только при условии, если атмосфера семьи, в которой воспитывается ребенок, будет духовно богато. А ваш дом для ребенка станет настоящим Родным очагом. И очень хочется, чтобы после нашего общения каждый из вас обязательно задумался над некоторыми сторонами своего семейного уклада.

Сейчас вручу вам памятка с законами, которые, я думаю помогут вам вырастить здорового ребенка.

Законы семьи (на экране)

1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

5-й закон. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

6-й закон. Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты

7-й закон. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

8-й закон. Наказание - крайняя мера воздействия и имеет воспитательную силу только тогда, когда заставляет задуматься над собственным поведением.

9-й закон. Каждый ребёнок в порицании взрослого должен почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

10. Закон понимания ребёнком слов «можно» и «нельзя».

Эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.

11-й закон. Не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

12.Личным примером воспитывать культуру здоровья

13.Направлять деятельность ребенка на соблюдение режима дня, помогать детям соблюдать режим дня.

14. Закон сопереживания.

15. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены эмоциями и чувствами.

16. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

17. Труд в семье – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.

18. Родители должны демонстрировать ребёнку красоту своих отношений.

19. Здоровое питание в семье.

20. Вредные привычки не для нас.

    Итог собрания.

Подводя итоги нашей работы, следует отметь, что перед нами стоит задача не просто важная, задача государственной важности. Мы несем ответственность за будущее нашей страны, за здоровье нации и поэтому нам необходимо объединиться в наших делах, потому что

Здоровье народа дороже всего, Богатство земли не заменят его, Здоровье не купишь, никто не продаст, Его берегите, как сердце, как глаз. Любите его и заботьтесь о нем, Цените его и ночью, и днем

В рамках акции "Здоровые дети - в здоровой семье", которая проходила в детском саду, родителям было предложено написать письмо-пожелание на тему: "Я хочу, чтобы мой малаш был здоров". Выражаем благодарность всем, кто принял участие в этом мероприятии. Вот выдержки из писем:

"Я, каки каждая мама,мечтаю вырастить здорового ребёнка. Нет ничего важней на свете,чем здоровье наших детей. Если ребёнок здоров - счастлива мама. Если ребёнок здоров, значит он красив телом и душой, успешен, активен, полон энергии и сил, счастлив. Не зря говорят: "В здоровом теле - здоровый дух". Для здоровья своего ребёнка мы придерживаемся некоторых правил: больше гуляем на свежем воздухе, если позволяет нам якутская погода, перед сном обязательно проветриваем комнату, моем руки перед едой, следим за режимом сна. Ведь сон - это здоровье. А детскому организму просто необходим дневной сон.Следим за питанием ребёнка, не покупаем продукты, содержащие красители и консерванты, не едим жирную, жареную и копчёную пищу. Стараемся есть больше овощей и фруктов. Больше двигаемся, танцуем, делаем зарядку.Пьём травяные чаи и витамины, одеваемся по сезону. В мире есть только одна красота - это здоровье. Очень хочется пожелать, чтобы дети во всём мире никогда не болели. Каждый родитель должен помнить о том, что любовь к вашему малышу и забота о нём, способны преодолеть любые болезни. Берегите детей и их здоровье!" (Чалая Екатерина Витальевна)

"Каждый родитель хочет всем сердцем, чтобы его ребёнок был самым умным, самым красивым, и, конечно, в первую очередь, самым здоровым. Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом, а так как моя доченька ещё маленькая, чтобы отдать её профессионалам в каой либо вид спорта, дома мы с рождения ополаскиваемся водой чуть прохладней, чем купаемся, делаем массаж. Сонечка - подвижный ребёнок, любит бегать, уже делает кувырок вперёд, из конструктора лего мастерит узкую дорожку и проходит по ней, держа равновесие, пытается прыгать на одной ножке. Приходя из детского сада, рассказывает не только чем они занимались, но и показывает упражнения, которые выполняли на зарядке. Язнаю, что мой ребёнок будет здоровый, потому что она будет заниматься спортом, а спорт - это активность, целеустремлённость, общительность, успешность, преодоление трудностей" (Махиянова Елена Саматовна)

А также благодарим родителей:

  • Щипковская Олеся Геннадьевна (первая младшая группа)
  • Рябоконь Наталья Викторовна (старшая группа)
  • Кирова Ирина Сергеевна (старшая группа)
  • Цайтлер Варвара Григорьевна (средняя группа)
  • Байбара Оксана Алексеевна (первая младшая группа)
  • Чеглакава Анна Сергеевна(старшая группа)

Проводите профилактику, закаляйте ребенка, и тогда сезонные эпидемии будут вам не страшны!

Считает, что февраль традиционно приходит в Россию в компании с сезонными заболеваниями. По данным Роспотребнадзора, эпидемиологический порог превышен уже в 36 регионах страны. Причем, самая уязвимая категория населения – дети до 6 лет. Если ребенок часто болеет, родители начинают готовиться к сезону простуд заранее. Вот основные меры, которые могут помочь ребенку справиться с ОРВИ.

Профилактика

Многие родители зимой пополняют домашнюю аптечку лекарствами для лечения простудных заболеваний и ОРВИ. Но давно известно, что лучшее предупреждение болезни – это профилактика . Педиатры рекомендуют готовиться к сезону простуд заранее и своевременно начинать профилактические мероприятия, такие как соблюдение правил гигиены.

Ребенка с самого маленького возраста нужно приучать к ежедневным гигиеническим процедурам – умываться, чистить зубки, мыть руки перед едой, после прогулки и туалета, принимать ванну или душ перед сном. Важно следить, чтобы нижнее белье и одежда малыша всегда были чистыми. Так как в сезон заболеваний нагрузку в первую очередь получает дыхательная система, дети нуждаются в свежем воздухе. Комнату ребенка необходимо ежедневно проветривать, регулярно мыть в ней полы и протирать пыль.

Большое значение имеет здоровый образ жизни , который включает в себя физические упражнения и сбалансированное питание. Важно, чтобы ребенок каждый день делал утреннюю гимнастику, позволяйте ему побольше гулять на детской площадке или в парке. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя принимал пищу – дошкольникам рекомендуется есть четыре раза в день. Рацион ребенка должен содержать все необходимые для правильного развития витамины и минералы, поэтому старайтесь включать в него молочные продукты, каши, цельнозерновой хлеб, нежирное мясо, рыбу, овощи и фрукты. Если ребенок отказывается есть какие-либо полезные продукты, врач может рекомендовать восполнять нехватку нутриентов специальными витаминными комплексами.

Закаливание

Чтобы укрепить здоровье ребенка и помочь организму сопротивляться вирусам, нужно закалять его. Есть разные методики закаливания, основанные на солнечных и воздушных ваннах, водных процедурах. Лучше всего начинать закалять ребенка в теплое время года и делать это постепенно, давая организму приспособиться к воздействию холода. Закаливание активизирует центральную нервную и вегетативную систему ребенка и эффективно помогает справляться с простудой.

Также полезно делать ребенку общий массаж как минимум раз в год, а лучше пройти три курса. Хорошо помогает активизировать внутренние ресурсы организма дыхательная гимнастика. Укреплению иммунитета способствуют кислородные коктейли и посещение специальных «соляных пещер» – такие процедуры доступны в поликлиниках, детских садах, профилакториях.

Режим

Важно, чтобы ребенок придерживался строгого распорядка дня – ложился спать и просыпался, а также принимал пищу в одно и то же время. Обязательно нужно следить за тем, чтобы ребенку хватало сна – дошкольнику для здоровья необходимо спать 10–11 часов. Обязательно укладывайте ребенка поспать или отдохнуть днем. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся и не перевозбуждался, так как высокая нагрузка на нервную систему ослабляет иммунитет. В этом время не стоит посещать с ребенком людные места, чтобы сократить вероятность заразиться вирусом.

В случае если ребенок все-таки заболел, нужно обязательно показать его врачу, даже когда среди симптомов только насморк или кашель, а температура не повышалась. Помочь организму справиться с болезнью и не допустить осложнений важно с первых же признаков ОРВИ или гриппа. Для этого лучше использовать проверенные временем натуральные препараты на растительной основе, например, мазь Доктор Мом. Она подходит для детей с 2-х лет и содержит в своем составе ментол, камфору, тимол, скипидарное, мускатное и эвкалиптовое масла. Мазь действует на рецепторы кожи, оказывая раздражающий и отвлекающий эффекты. Ее применение помогает организму бороться с микробами и воспалением. Мазь используют при заложенности носа, насморке, кашле, головных и мышечных болях, часто встречающихся при ОРВИ.

При вирусных инфекциях и в период эпидемии хорошо приучить ребенка промывать нос солевым раствором и полоскать горло отварами целебных трав – ромашки, зверобоя, шалфея, календулы, эвкалипта. Также благотворно воздействуют на дыхательную систему ингаляции на основе травяных настоев. Если у ребенка имеются какие-либо хронические болезни, необходимо особенно внимательно наблюдать за его состоянием, так как ОРВИ и грипп могут вызвать осложнения этих заболеваний.

А главное – даже если ваш ребенок часто болеет, это не повод расстраиваться и думать, что так будет всегда. Как показывает практика многих педиатров, дети, которые часто болели ОРВИ в дошкольном возрасте, становятся устойчивее к вирусным инфекциям в школе.

Каких только методов не существует для укрепления детского здоровья – от лекарственной терапии до окунания младенцев в прорубь. Что выбрать? Что лучше? Попробуем начать с азов. Для начала будем… ничего особенного не делать. Это трудно. Общество требует от родителей суеты – что это такое «спокойные родители»? У них что, нет проблем? Непорядочек.

Вы только подумайте: они разрешают ребенку питаться одной кашей по утрам. И одной картошкой по вечерам. Хоть бы котлеток нажарили! А еще у них ребенок босиком бегает под форточкой. И, видите ли, счастливы они. Безобразие…

Если нормальный от рождения ребенок не вылезает из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала. Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней. Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны, прежде всего, понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так – не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях. А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто. (доктор Е.Комаровский)

Новорожденный малыш с первых минут жизни начинает сигнализировать о своих потребностях. Подрастая, он будет всеми силами адаптироваться к жизненным условиям по принципу саморегуляции. Дети все – отличные саморегуляторы. Но их родители уже изрядно пожили, насмотрелись телевизора, начитались интернета, наобщались со знакомыми. И обзавелись набором стереотипов, влияющих на все и вся. Эти стереотипы способны многое испортить. Принцип невмешательства в обеспечении здорового образа жизни ребенка – это метод, избавляющий от влияния стереотипов. Он подразумевает отсутствие паники и радикальных мер. Температуру тела при болезни можно сбить на 2 градуса, а не на 10. Если ребенок замерз, ему можно надеть одну кофточку, а не свитер с шарфом. Если ребенок часто болеет зимой, нужно придумать отдых, который действительно оздоравливает, а не развлекает родителей. И так далее.

ПИТАНИЕ

Только что родившийся человечек еще не испорчен рекламой и не знает, что яркие упаковки и привлекательные бутылочки нужно покупать, когда их расхваливают за большие деньги. Он не знает, что едят друзья семьи и знакомые друзей семьи, чтобы хотеть того же. Его вкусовые пристрастия настроены только на природную волну, он к ней абсолютно готов физиологически и генетически.
Любой ребенок лет до трех — а многие и старше, если семья более-менее поддерживает здоровое питание – сигнализирует о своих пищевых нуждах достаточно четко. Его сигналы напрямую указывают на потребности организма. Научно доказано, что усвоению одних питательных веществ мешает недостаток или избыток других веществ. Если ребенок наотрез отказывается от кефира или говядины – скорее всего, он чувствует, что они ему чем-то мешают на данном этапе. Зато блюда, поглощаемые им с аппетитом, явно приносят большую пользу. У ребенка-годовастика (двухлетки, и так далее), который с удовольствием ест 1-2 каши, пару видов овощей и сосет грудь (получает смесь) ситуация с усвоением полезных веществ нормальная. Он выбрал себе подходящие продукты, интуитивно понял, что ему они полезны и нужны, а значит, витамины и макроэлементы усваиваются. В утверждении «ему обязательно нужен кефир» или «ему необходимы еще два вида мяса и семь других овощей» нет логики, если ребенок здоров и хорошо развивается согласно возрасту.

Какие стереотипы мешают нам отрегулировать процесс питания?

Мы привыкли к тому, что в супе должна быть сметана, гарнир должен быть с котлетой, макароны не могут быть «пустыми»… Мы сами напридумывали себе штампов, и нас волнует их невыполнение, если у ребенка сниженный аппетит. Мы кормим свои стереотипы, а не ребенка. Очень странно видеть, как родители, пекущиеся о здоровье часто болеющего дитя, продолжают закармливать его бесполезным балластом. Съел ребенок что-то поджаристое, сметанно-кетчупное, политое сахарным вареньем. Ничего полезного не получил, не усвоил, живот утяжелил – все довольны, картинка сытного обеда соблюдена, все «как у людей», родители считаются хорошими.

Принцип невмешательства: для ребенка самой лучшей едой остается простая еда. Растущий организм должен получать из продуктов полезные вещества. Чем проще предложенные блюда, тем эффективнее они усваиваются. Тарелка риса с кусочком сливочного масла приведет любую бабушку к обмороку: мол, слишком простое блюдо. Не сытное, никакое, и вообще – так не положено! «Не положено» кем? Организм как раз будет очень рад, и здоровья прибавится. Чего не скажешь об употреблении риса с мясом и подливой, риса со сметаной, пережаркой, и тем более кетчупом. Это всего лишь пример. Простой овощной суп лучше наваристого борща со сметаной. С пищей жареной, химической (соусы вроде кетчупа, кисломолочные продукты со сроком годности более 14 суток), жирной он только борется, стараясь поскорее от нее избавиться с наименьшими затратами.

«Ребенку необходимо быть сытым» . История этого утверждения началась в те времена, когда продуктов было мало, а времени у матерей еще меньше. Детей старались накормить не полезно, а сытно. Их бабушки, а то и мамы отголодали свое, и призрак голода при дефиците многих продуктов все еще витает над проблемой питания детей. В чем «плюс» советского прошлого – в том, что в людей крепко вбили постулаты о нужности здоровых продуктов и необходимости ежедневной готовки, а не житья на полуфабрикатах. В чем «минус» наступившего будущего – производители питания все шире используют западные рекламные технологии, и потребителю внушают, будто укрепить иммунитет можно «вареной» кисломолочкой с месячным сроком годности или хлопьями «с витаминами».

Знаете, почему ребенку обязательно нужен кефир? Не потому, что он полезен. А чтобы мама не дала ему растишку вместо кефира. Некоторым детям лучше бы вовремя сдаться и выпить обычный кефир вместо подкрашенной «вареной» водички. Знаете, почему детям после 1,5-2 лет можно пробовать взрослые кисломолочные продукты? Не потому, что взрослый творог или ряженка полезнее детских. А чтобы мама не сунула химический творожок. Только за этим. Чтобы маму не закодировали рекламные песнопения, и она не вкладывала деньги в развитие убийства нормальной полезной еды.

Принцип невмешательства: мудрый ребенок, которому не сбили природную интуицию в выборе еды, прекрасно саморегулируется (исключая естественную тягу к «запретным» сладостям). Когда он болеет, то чувствует, что организму нужны силы для борьбы с вирусом – и перестает есть. Когда ему жарко, он предпочитает сочную и яркую еду. Когда какая-либо еда может принести ему неприятности – он отказывается от нее… и так далее. Принцип саморегулирования, присутствующий у всех детей без исключения, нужно уважать и уметь слушать . Мы не в силах перевести детей на кристально чистое питание. Зато мы можем максимально очистить то, что еще не успели испортить производители.

История цивилизации — это история человечества, пытающегося преодолеть непрекращающийся ужас голода. Обеспечить ребенка достаточным количеством пищи, чтобы он рос большим и толстым, всегда было основным выражением материнской любви. Конечно, в каком-то смысле борьба между родителями и детьми по поводу еды возникает оттого, что пища сейчас достается гораздо легче, чем в дни нашего детства, но мы еще не способны привести наши эмоции и установки в соответствие с окружающим изобилием. Но у проблем, возникающих по этому поводу, есть и много других причин. Одна из них состоит в том, что снижение аппетита у ребенка часто происходит как раз тогда, когда он дает нам знать, что мы уже не всегда «командуем парадом». Этот очаровательный, послушный, привязчивый малыш превратился в личность. Это драма, которая потрясает многих, в иных случаях уравновешенных и спокойных родителей. Безусловно, все мы хотим, чтобы наши дети становились все более независимыми; мы хотим, чтобы они были любознательными, предприимчивыми и сообразительными. И хотя мы понимаем в глубине души, что возникающее непослушание, сильная воля, желание быть услышанным — это необходимая ступень в развитии человека, но нам не нравится, какой ценой это достигается. Мы начинаем повышать голос: как эта пигалица двух с половиной футов роста смеет говорить нам, что не хочет есть! (Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)

КУПАНИЕ

Идеальная температура воды для купания ребенка любого возраста: 28-32°С. Проверяйте воду не кистью руки, а локтем, или погрузите руку поглубже. То, что для кисти руки холодно/горячо, для тела – совсем иначе. Далее следим за реакциями ребенка. Если он не протестует, ему хорошо – значит, в следующий раз сделаем воду на градус прохладнее. Если ребенок в воде слишком спокоен, расслаблен – скорее всего, ванна чересчур теплая, она его «усыпляет». Можно ковшиком добавить прохладную. Ребенок должен двигаться: при движении в воде кровь активно насыщается биологически активными веществами. Для этого новорожденных сразу отправляют в плавание в большой ванне. Перед тем, как вытащить ребенка, обливаем его прохладной водой – и сразу заворачиваем в махровое полотенце или надеваем махровый халат.

У каждого человека свои предпочтения, свой комфорт . Если бабушка вам говорит, что вы мучаете и морозите ребенка, это означает, что бабушка уже старенькая, и ей в принципе всегда холодно. К ощущениям ребенка ее советы не имеют отношения. Если малышу холодно, он никогда не будет молчать! Он заплачет, будет беспокойным. Инстинкт самосохранения никто не отменял. В этом случае воду делаем потеплее на пару градусов. Детям постарше горячая ванна и вовсе в тягость – она не оздоравливает, и после нее можно очень глупо заболеть.

Принцип невмешательства: раньше нас учили, что ребенок может простудиться после ванны, если будет резкий перепад температур. Что мы сделали: как раз не создали этого перепада. Теплая вода, теплый воздух в квартире – перепада нет. И болеют, все-таки, от инфекций, а не от прохлады. Представьте, КАК нужно заморозить ребенка, чтобы он заболел после ванной. Вы точно такого не допустите. Голова без шапочки тоже не «простудится» (еще один страх пожилых родственников), ведь она не была в горячей воде и не перегрелась, и инфекция в нее не попала. Допустим, вы привыкли купать ребенка в горячей воде. С каждым последующим купанием охлаждайте воду: опускайте малыша в привычную воду и постепенно доливайте из ковшика прохладную. При болезнях купать тоже можно. Нельзя создавать резкие перепады температур, то есть вода должна быть комфортной, но не горячей и не холодной. Если у ребенка повышенная температура – вода слегка охлаждает тело, ни в коем случае не перегревает. При кишечных болезнях купание особенно полезно, оно помогает выводить токсины и спасает от обезвоживания, так как вода всасывается кожей.

ПОГОДА В ДОМЕ

Температура воздуха в квартире должна быть не выше +22°С, а лучше +20°С. Мы помним, что бактерии и вирусы обожают теплую среду. Поэтому необходимо поддерживать дома комфортную прохладу и увлажнять воздух. Также очень важны регулярные проветривания, они гонят вредных микробов прочь. Типичный предрассудок в связи с улучшенной погодой дома: «Ребенку вредно быть на холодном полу, он простудится!» Снова повторяем: болеют от инфекций. Не от эфемерного холода. У ребенка малый вес, он не давит на пол до такой степени, чтобы холод пола отнимал у него здоровье. Это взрослые чувствуют прохладу своим грузом, к тому же, практически у всех взрослых имеются хронические очаги (ухо-горло-нос, почки), которые мгновенно реагируют на охлаждение. Поэтому нельзя судить детей по себе. Второй и очень важный момент: взрослые люди умело, я бы даже сказала — профессионально концентрируются на дискомфорте, мозг принимает сигналы паники, хронические болячки услужливо обостряются, хотелось им этого или нет. ДЕТИ ДУМАЮТ О ДРУГОМ! Ребенок, играющий на полу, занят игрушками. И не мешайте ему. Болеет тот, кто думает о болезни, страхе, холоде. Ребенок спокоен за свой организм на холодном полу.

Принцип невмешательства: система гармоничного закаливания водой и воздухом подразумевает, что вы постепенно приучаете ребенка к низким температурам и не мешаете ему чувствовать себя прекрасно. Для этого, как с капусты, листок за листком, понижаем градусы. До абсурда доходить не нужно, как и не нужно концентрировать внимание ребенка на своих действиях, дергая его вопросами «ты не замерз» или постоянно его ощупывая. Ребенок всегда подаст сигнал, если ему станет дискомфортно: он будет беспокоен, заплачет, его конечности станут ощутимо холодными. В этом случае мы просто закрываем форточку, надеваем носочки — и никакой паники.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

Бытует мнение, что новорожденного младенца нужно укрывать потеплее, потому что он долгое время провел в животе мамы и привык к теплу. Как раз потому его приучают к прохладе. С точки зрения логики непонятно, зачем поддерживать у ребенка иллюзию, будто он все еще внутри. Наоборот, ему нужно побыстрее адаптироваться к перепадам температур, чтобы не простужаться от ветерка и нормально пережить холодное время года. Что интересно, те же советчики, которые укоряют молодую маму за «намеренное замораживание» ребенка и защищают пеленки, как символ нахождения в утробе, потом будут настойчиво рекомендовать «дать ему проораться», «не приучать к рукам» и так далее, хотя если уж поддерживать иллюзию «я внутри», так и на всю катушку! – почему нет?

Принцип невмешательства: оставить новорожденного, да и просто маленького ребенка без одежды бывает сложно по психологическим причинам. Маме всегда хочется защитить свое дитя, а одежда выступает в виде преграды от жестокого мира. Защитить маленькую голову чепчиком, завернуть в пеленку, обязательно надеть бессмысленные носочки. Упаковать (и хорошо бы вернуть назад внутрь себя). Попробуйте оставить ребенка в одном памперсе и наблюдайте за его ощущениями. Если кожа теплая, настроение хорошее, конечности не ледяные – значит, все в порядке. Если вам кажется, что ему все-таки холодно – наденьте один х/б слой одежды. Такой же подход практикуем и к старшим детям, снимая ненужные слои одежды. Ребенок может замерзнуть при температуре +20°С только в том случае, если его заранее приучили ее бояться . Но чаще всего дети об этом не задумываются.

В период сна кожа должна дышать, все органы отдыхают. Достаточно укрыть младенца фланелевой пеленкой или махровым полотенцем, ему опять же не нужны пледы и байковые одеяла. Ребенок постарше сам покажет, как он хочет спать: распахиваясь или закутываясь. Ребенка распахивающегося оставляем в покое – не болеет? значит, все в порядке. Если в спальной ощутимый холод, купите малышу несколько ярких пижам. Попробуйте закрывать его одним покрывалом – одеяло скинуть легче. Если малыш любит кутаться – вряд ли ему холодно, скорее, это поиск психологического комфорта «я в домике». Пусть кутается, только пижаму не забудьте отменить.

ПРОГУЛКИ И ОДЕЖДА

Раньше принцип одевания маленьких детей подразумевал образ шара. Теперь родители учатся не одевать ребенка, а раздевать. Для этого нужно преодолеть психологические барьеры и качественно противостоять мнениям со стороны. Огромное количество одежды надевается на детей только потому, что «так принято», а не для согревания.

Принцип невмешательства : снова уместен образ капусты «листок за листком». Если ребенку еще нет года, а на дворе зима (холодная весна), и вы еще толком не поняли, как его одеть, чтобы не перекутать, попробуйте провести следующий эксперимент. Замените шерстяной костюмчик костюмом х/б. Погуляйте, как обычно. Дома пощупайте ребенку спину, плечи, запястья, коленки. Если температура тела удовлетворительная (теплая), шерстяной костюм отменяйте. Точно также методом раздевания проверьте, нужны ли ребенку носки, чепчик под шерстяной шапкой, капюшон на шапке, плед — и так далее. Вы можете получить ошеломительные результаты, узнав, что вся эта амуниция ему вовсе не требовалась. Она была нужна только маме для декорации. Точно также «листок за листком» освобождайте от лишней одежды ходячего ребенка. Попробуйте не одевать ему носочки, лишние штаны «потому что нужно» или капюшон «потому что, вроде бы, ветер».

ОТДЫХ

Когда-то отпуск на юге считался престижным и желанным. Жизнь была рутинная, развлечений мало. Все жили мечтой о лете и возможностях куда-то уехать. Сейчас все больше людей, озабоченных здоровьем детей, снимают на лето домик в пригороде. Также качественным вариантом можно считать южный отдых вдали от городов в поселках с полупустынными пляжами. Отпуск за границей относится к декоративным методам снятия симптомов усталости и укреплению не здоровья, но собственного престижа. Симптомы болезней тоже можно снять – например, если у ребенка перед поездкой насморк и кашель, они, скорее всего, быстро пройдут на морском побережье. Но в целом на иммунитет пребывание на море от 1 до 3 недель оказывает слабое влияние. Этого мало. Хорошо, если пляжный отдых происходит в местности, где нет мегаполисов, но и в этом случае желательно соблюдать условия: отпуск не менее трех недель, не дикая жара, не питание суррогатами.

Для качественной «вентиляции» иммунитета необходимо, чтобы ребенок побыл в экологически чистых условиях (ну, хотя бы в какой-то степени чистых) вдали от городов и большого скопления людей не менее месяца. Все остальное в большей степени самообман. Или назовем это сменой обстановки. Ребенок все также может подцепить вирусы в толпе и даже понизить сопротивляемость организма за счет жары и неправильного питания (на отдыхе всегда больше сладостей и перехваченных «кусков»). Нередко бывает, что, побывав на «морях», болеют еще больше. К примеру, спортсмены выезжают на сборы в другую страну за две недели, чтобы успеть адаптироваться. Часты высказывания: «побывали на юге, никакой адаптации у ребенка не было!» — это неверно. Адаптация есть всегда. В том числе и реакклиматизация – обратное привыкание к родному климату. Итоги неправильного отдыха (например, недельная поездка из зимы в лето) проявляются не сразу, а постепенно. И не всегда они касаются физического здоровья: ребенок может получить психологическую травму, «вдруг» стать капризным, неуправляемым.

Но, само собой, есть дети, которым даже двухнедельная поездка на море помогает избавиться от проблем. Есть дети, которые замечательно переносят перепады температур, и так далее – нельзя однозначно утверждать, что всем нужно только в леса и никуда больше.

Принцип невмешательства : истинный отдых во славу укрепления иммунитета, желаемый для каждого ребенка, он, к сожалению, для родителей очень скучен. Это жизнь за городом (на даче, в деревне или на базе отдыха) вдалеке от городских токсинов. Во имя оздоровления родители увозят детей в заграничные моря, но такие поездки являются временными отдушинами, после них ребенку все равно придется около года жить в родных уральских условиях. Поэтому более мягкое и точное оздоровление, все-таки, связано со своей местностью, как генетически приятной – но чистой. Без жары, многолюдности, со здоровым «дачным» питанием. Цитата из доктора Комаровского:

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды – трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели, восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.
Многие возразят: мол, за городом у нас экология тоже «убита» заводами, фабриками… Тем не менее, польза отдыха в окружении леса огромна. За сутки 1 гектар соснового леса выделяет в атмосферу почти 5 кг фитонцидов. Это летучие вещества, которые продуцируют растения, чтобы защитить себя от болезнетворных микробов. Поэтому в хвойных лесах вне зависимости от близости городов воздух идеально чистый. Укрепляющее действие на иммунитет не сравнить ни с чем, ведь фитонциды способны побить даже золотистый стафилококк, возбудителей дизентерии и брюшного тифа. Если бы все могли вывозить детей «в леса» (на дачи, турбазы, и так далее) – тяжелые периоды вирусных эпидемий мы проживали бы посвистывая.

ЛЕЧЕНИЕ

Самое распространенное мнение, коим пытаются давить на родителей, это «если не давать лекарства – значит, ничего не делать». А «хорошие заботливые» родители, мол, обязаны что-то делать. «Что-то делать» равно лекарствам. Если не дают лекарства, значит, «плохие» родители. Но искусство «ничегонеделанья» гораздо сложнее, чем спасительные таблетки. Оно подразумевает следующие пункты:
чувствовать потребности своего ребенка, не проецируя на него собственные ощущения, а также ощущения и видения остальных родственников;
вовремя изучать современную информацию о лекарственных методах лечения и самых частых детских болячках, не перекладывая всю ответственность на врачей;
помнить, что все лекарства без исключений вредны для маленьких детей, если они применяются без учета индивидуальной ситуации и без совета врача;
быть свободными от страхов в связи с детскими болезнями. Не думать, что они «навсегда» и «закончатся плохо»;
найти врача, которому хочется доверять.

Допустим, ребенок заболел ОРВИ. Иммунитет борется с вирусом, и тут начинается самое интересное: подавление борьбы иммунитета лекарственными препаратами, выписанными «по форуму», по совету, по рекламе – или недобросовестным врачом, применяющим ко всем детским болезням один и тот же список. Как правило, ребенок сам подсказывает – как и в случае с питанием – как его лечить, и надо ли. Дети вообще очень многому могут научить, если к ним внимательнее присматриваться, прислушиваться. Отказывается от еды – прекрасно, значит, чувствует, что организму нужны силы для борьбы с болезнью, а не для переваривания пищи. Главное, чтобы не отказывался от воды. Весело скачет при температуре 38,5 – значит, организм пока справляется.

Почему пик детских ОРЗ приходится на сентябрь-октябрь? Так отдохнули? Это означает, что организм за лето получил дополнительные возможности и начинает чиститься через обострение какой-нибудь болезни. Ребенка залечивают в темпе, как правило, антибиотиками, он приходит в себя и к январю-февралю выдает новую серию болезней. (педиатр, главврач клиники «Эколабмедтест» А.Волков, г. Москва)

От всего уберечь невозможно. Жизнь не катится по запрограммированному сценарию, она то и дело подсовывает различные «вдруг». Родители не всегда могут на сто процентов предугадать, предупредить, вылечить. Зато в их силах – не мешать. И знать, что хорошие родители – это не те, которые выкидывают «для счастья ребенка» многие тысячи, изображают невероятную суету при болезнях, закупают лекарства или показательно кидают детей в прорубь – короче, создают некую картинку бурной деятельности. Хорошие родители верят в недюжинный потенциал своей материнской и отцовской интуиции, верят в возможности тела, все еще неразгаданные наукой. И спокойно без фанатизма очищают жизнь ребенка от суррогатов, химии, биодобавок, перегрева, лишней еды, собственных нервных болезней и семейных скандалов.

У моего маленького пациента были остаточные явления респираторной инфекции - небольшой кашель и насморк. Чувствовал он себя прекрасно и все время моего визита скакал по квартире как козлик. Уже прощаясь, в дверях, я заметил, что мама хочет что-то спросить, но стесняется. Наконец, вся раскрасневшись от смущения, она выдавила: «Доктор, на улице такая хорошая погода. А мы уже неделю безвылазно сидим дома. Можно нам хотя бы на балконе подышать воздухом?».

Несмотря на то что такие вопросы я слышу регулярно, каждый раз я искренне удивляюсь: «А почему нельзя? Чем так опасен уличный воздух? Он что, в вашем районе отравлен?». Но, конечно, это шутка. Я знаю, что родителей просто запугали. Ведь многие мои коллеги придают слишком большое значение прогулкам.Точнее, их все время почем зря запрещают.

С давних времен повелось, что больные ждут от врачей разрешения на прогулку. Возможно, это связано с тем, что раньше лекарственных средств особо не было. Докторам практически нечем было лечить пациентов, поэтому в ход шли все способы, включая ограничение пребывания на свежем воздухе и другие доступные методы вне зависимости от их эффективности.

Вообще, мне очень нравятся истории про старинные методы лечения. Вот мудрый седовласый профессор в XIX веке, отчаявшись найти причину болезни, предписывает пациенту следующий рецепт: «Вам, батенька, необходимо срочно сменить климат. Едьте-ка в Кисловодск. Погуляете. Водички лечебной попьете. Через пару лет авось полегчает, вернетесь».

Я так себе и представляю, как отсылаю наиболее сложных или просто капризных пациентов куда подальше: «Отправляйтесь-ка, пожалуй, на Алтай. На год. Там воздух чистый. Вдруг поправитесь…».

А как же новорожденные?

Ох, действительно, начинается все уже с выписки из роддома, когда родителям в категоричной форме объясняют, что гулять с новорожденным нужно крайне осторожно! Только на руках, по полчаса, очень медленно увеличивая время прогулки.

Если на улице сильный минус и буран отрывает коляску от земли - такие опасения еще можно понять. Но в чем смысл этих разговоров летом? Непонятно. Что на улице, что дома +25. В чем тогда может быть опасность прогулки?

Проходит несколько недель после рождения, и у родителей, уже воспитанных в духе крайне осторожного отношения к прогулкам, возникают следующие тревожные вопросы :

  • По сколько часов можно гулять?
  • Можно ли гулять несколько раз в день?
  • Как одевать?
  • Можно ли иногда пропустить прогулку?

Попробуем разобраться.

Зачем вообще детям нужны прогулки?

Потребность в кислороде у маленького ребенка в несколько раз превышает таковую у взрослого человека. В квартире часто жарко, душно, пыльно. Именно поэтому многие дети плохо спят дома и замечательно на улице. Рекомендация доктора: если ребенок не спит дома - сделайте дома улицу. Проветривайте, невзирая на причитания бабушки. Лучше ребенка слегка одеть, но открыть форточки и/или окна, чем всю ночь мучиться от духоты, обливаться потом и видеть кошмары.

Но может ли прогулка привести к болезни?

Да. Так называемая «простуда» - активация собственных микробов на фоне резкого неожиданного переохлаждения. Наиболее часто простужаются поздней весной и ранней осенью. Когда яркое солнце имитирует летнее тепло, но ледяной ветер и общая низкая температура неожиданно охлаждают ребенка, одетого не по погоде. Но учтите, что в группе риска - редко гуляющие незакаленные дети и родители.

Как одевать, чтобы не было проблем?

Если ребенок гуляет не активно, например в коляске, его нужно одевать теплее, чем себя. Если активно - бегает, играет, - нужно одевать легче. Неплохо, конечно, иметь что-нибудь на смену. Современное решение проблем с мокрыми ногами, лужами, снегом, переменами погоды - одежда и обувь с мембраной.

Итак, если ребенок здоров


Гулять можно. Если это нравится родителям и детям, можно гулять столько, сколько угодно. Можно даже жить на улице. Это будет только на пользу здоровью.

  1. Ну, во-первых, экстремальные погодные условия - мороз за –30, жара +40, песчаная буря, смерч, радиоактивный дождь и т. п.
  2. Во-вторых, адаптация. Предположим, что вы вернулись из Египта (мечтать не вредно) в феврале. Из +25 в –25. Организм только расслабился от чудесного африканского солнца, теплого моря и вкусных фруктов, как вдруг вы его запихиваете обратно в мороз, ледяной ветер и грязные сугробы. Вот в таком случае необходимо обратно адаптироваться к нашим реалиям, постепенно увеличивая время прогулок и одеваясь теплее, чем обычно.
  3. В-третьих. Если у ребенка есть астма или сенная лихорадка (поллиноз) - то бишь аллергия на цветение различных деревьев и трав, тогда необходимо ограничить в соответствующий период длительность пребывания на улице, чтобы не получить выраженной аллергической реакции.

Не надо впадать и в другую крайность - фанатичного режима. Иногда пропустить прогулку можно с явной пользой. Например, для встречи с доктором.

Представьте себе, встречаются удивительно «неуловимые» дети. Бывает так, что врач приходит на вызов, а ребенок еще спит, или он уже на прогулке, или задержался в школе, а то на каких-то кружках. После нескольких подобных попыток у педиатра возникают подозрения, что родители находят все возможные способы не встретиться с врачом. Своеобразная игра «мы вызывали, но доктор не смог». Значит, если что-то с ребенком окажется не так, врач окажется виноват, ведь родители же вызывали!

Если ребенок заболел

Гулять все равно можно. Исключения - плохое самочувствие, высокая температура. Если же ребенок переносит легкое ОРВИ или поправляется от любых инфекционных болезней, гулять можно и нужно. Тем более не возбраняется спать в коляске на улице или балконе, если ребенок еще маленький.

Но если ребенок болеет и отправился на прогулку, не рекомендуется его переохлаждать, перегревать, интенсивно нагружать физически. Также не стоит тесно общаться с вашими друзьями на улице, есть шанс, что вы их заразите.

Если ребенку сделали прививку

Если вам запретили гулять после прививки, спросите у вашего доктора: как вам теперь оказаться дома, не выходя на улицу? Нет ли у них услуги телепортации? Или можно заночевать в поликлинике? Ведь вам в любом случае придется выйти из нее на улицу и прогуляться до дома.

Но если серьезно, никаких ограничений по прогулкам после прививок быть не может. Если, мало ли, у пациента возникнет реакция на вакцину - температура, недомогание, боль в месте инфекции, - это будет самое раннее только часа через 4, а то и вообще на следующий день. Гулять в этой ситуации все равно можно. Надо просто ориентироваться на самочувствие ребенка.

Михаил Никольский

Фото istockphoto.com