Домой / Помада / Что такое группа кратковременного пребывания детей. Семья или детский сад? Карта анализа организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы кратковременного пребывания

Что такое группа кратковременного пребывания детей. Семья или детский сад? Карта анализа организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы кратковременного пребывания

Конец года, и многим родителям позвонили заведующие детскими садами, в которые записаны их малыши, с ультимативным предложением немедленно определиться, отдадут ли они своих детей с Нового года в формирующиеся группы кратковременного пребывания или нет.

Как предположили образовательные чиновники, у педагогов подоспела пора отчетов и верстки финансовых планов. Однако прогрессивным молодым мамам и папам, поставленным перед необходимостью немедленно принять важное решение, от этого не легче. ProРодитель проконсультировался с заведующей кафедрой "Дошкольная педагогика и психология" Московского городского психолого-педагогического университета Ириной Бурлаковой и выяснил: чтобы найти верный ответ на этот вопрос, надо разобраться с несколькими моментами.

1. Зачем вообще нужна эта "группа кратковременного пребывания"?

Трехчасовые занятия, освобожденные от таких "радостей" как дневной сон или еда в группе, позволяет легче пройти период адаптации к детскому саду. Большинство малышей за месяц-полтора вполне осваиваются в новой обстановке. И тогда они уже могут перейти из группы кратковременного пребывания (ГКП) в полноценный детский сад.

Формально считается, что ГКП дает молодой маме три часа свободной жизни. Успеть поработать в это время вряд ли получится - слишком короткий промежуток, но отдохнуть или что-то сделать по хозяйству - вполне.

Кроме того, в ГКП ребенок может познакомиться с инфекциями и микробами, с которыми в семье он не встречался. Попав в детский коллектив, малыш, с большой вероятностью, первое время будет болеть - это, к сожалению, неизбежно. Но расправившись со многими болезнями один раз, он приобретет иммунитет. И потом, когда родители отдадут малыша в полноценный детский сад, есть шанс что он будет не так подвержен разным хворям.

2. Семья или детский сад?

Дошкольное образование у нас не обязательное, поэтому всегда есть возможность подержать ребенка до семи лет дома, а потом уже отправить в первый класс, но поступать так стоит далеко не всегда. Образование, получаемое в садике, выигрывает у семейного за счет своей регулярности, систематичности работы с детьми и профессионализма педагогов. Если резкого отторжения нет, в садик ребенка лучше водить.

3. ГКП или развивающие занятия?

С точки зрения развития ребенка, отдельные занятия, на которых он находится с мамой, зачастую могут быть полезней посещения ГКП. Ведь даже кратковременное посещения садика связано со многими дополнительными, - зачастую неприятными - моментами: разлучение с мамой, вокруг коллектив, надо привыкнуть слушаться воспитательницу… Поэтому выбирать ГКП как постоянную форму досуга ребенка вряд ли стоит. В основном задача этих групп - именно адаптация к садику.

4. Как понять, готов ли ребенок посещать группу кратковременного пребывания?

Есть три простых критерия:

Режим. Малыш должен быть готов легко вставать рано утром, чтобы успеть к началу занятий, без громких протестов и истерик.

Общение. Если ребенок на прогулке хоть как-то общается или взаимодействует со сверстниками, то, скорее всего, он будет более или менее комфортно себя чувствовать в группе.

Контакт с чужим взрослым. Пригласите кого-то из надежных друзей и попытайтесь оставить малыша с ним. Сначала познакомьте их, объясните, что это - хороший человек, а вы уходите совсем ненадолго и обязательно вернетесь. Если ребенок переживет этот тест относительно спокойно - это хороший признак, что он готов ходить в детский сад.

5. В каком возрасте стоит отдавать малыша в ГКП?

Лучше всего это делать в промежутке от 2 до 3 лет, максимум - в 3,5 года. Раньше крохе будет очень тяжело приспособиться к новой жизни, а более взрослых обычно записывают сразу в группу полного дня детского сада.

6. Будет ли ребенок первое время плакать в кратковременной группе?

Реакция может быть очень разной, все зависит от личности маленького человека. Кто-то легко расстается с мамой, кто-то - с большим трудом. Но в любом случае надо быть готовым, что первые полторы-две недели малыш будет отправляться в детский сад со слезами. Если плач продлиться дольше, пропадет аппетит или нарушится сон, стоит посоветоваться с педагогом и психологом и, возможно, от посещения ГКП отказаться.

Бывает так, что ребенок с легкостью уходит в садик, когда его отводит папа или бабушка, и с ревом, если за дело берется мама. Это вполне объяснимо - с кем-то из взрослых крохе расстаться легче, с кем-то сложнее. Возможно, правильный выбор сопровождающего поможет предотвратить утренние истерики.

7. Какой режим ГКП лучше подойдет для ребенка?

Группы кратковременного пребывания бывают двух видов: утренние и вечерние. В одни надо приходить к девяти утра, в другие - после обеда. С точки зрения физиологии и психологии, лучше ходить в "первую смену". После длинного ночного сна у малыша остается больше сил для занятий и привыкания к необычной для него обстановке, чем после короткого и не такого крепкого дневного отдыха.

8. Как распознать настоящую Мэри Поппинс?

Маме намного проще отпускать ребенка в группу, если она уверена в доставшемся ребенку педагоге. Если есть возможность, посмотрите, как работает воспитательница с детьми. Опасный признак, если кто-то из детей в группе сидит и плачет. Некоторые воспитатели считают, что таким надо дать выплакать свое горе. Это не слишком правильное решение: двух-трехлетних малышей очень легко отвлечь, переключить их внимание и тем самым успокоить. Настоящая Мэри Поппинс обязательно придет на помощь горюющему ребенку.

Еще три аспекта

Горшочный вопрос. Сейчас большинство детей растут в памперсах и поэтому поздно приучаются пользоваться горшком. Педагоги в детском саду к этому давно привыкли, относятся спокойно и никаких жестких требований не предъявляют. Наоборот, понемногу помогают приучиться делать свои дела "по-взрослому".

Не сможет пожаловаться. Многих родителей пугает, что кроха, еще не научившийся нормально говорить, не сможет пожаловаться на обиды и притеснения со стороны воспитателя. Но на самом деле большой беды в этом нет. Если с ребенком произошло что-то плохое, его обижали, не уделяли нужного внимания или еще каким-то образом обошлись с ним не лучшим образом, это будет по нему очень хорошо заметно. Да и воспитателю стоит больше доверять: в детских садиках работают профессиональные педагоги, а не изверги, они сами заинтересованы в том, чтобы у их подопечных все было в порядке.

Попытка - не пытка. Если предлагают записаться, а вы предполагаете ходить в будущем в садик - стоит согласиться и попробовать. Отказаться всегда успеете. Вдруг все пойдет хорошо с самого начала? А если нет, продолжать посещать группу кратковременного пребывания никто не обязывает.

Группы кратковременного пребывания есть практически в каждом дошкольном учреждении. Они предназначены для детей в возрасте от 2 до 3 лет. Для того чтобы записать малыша в такую группу, не нужно дожидаться, когда подойдет очередь . Можно просто обратиться к руководству учреждения и уточнить наличие свободных мест. Лучше обратиться в детский садик лично, а не посредством телефонного звонка. Во время беседы с заведующей или специалистом отдела кадров нужно уточнить все детали такой формы дошкольного обучения.

Оформление в группу кратковременного пребывания может занять время, поэтому лучше заранее уточнить, какие именно документы для этого потребуются. В большинстве детских садов эти требования едины, но при этом столкнуться с определенными нюансами все же возможно.

Какие документы необходимы для приема в группу кратковременного пребывания

Если специалист из отдела кадров подтвердит наличие свободных мест, необходимо принести в дошкольное учреждение ксерокопию свидетельства о рождении малыша и распечатку из интернета или выписку, в которых будет указан индивидуальный номер, выданный при постановке ребенка на очередь в детский сад. Выписку можно получить в городском Комитете по дошкольному образованию.

Руководство садика отправляет копии документов на в Комитет, а после получения одобрения родители уже могут подавать заявление на прием в детский сад. При этом на руках у них должна быть медицинская карта ребенка с пройденной медицинской комиссией.

Для прохождения комиссии и получения карты необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства. Гораздо быстрее пройти всех врачей можно в одной из платных клиник, но это обойдется недешево.

Для оформления ребенка в группу кратковременного пребывания необходимо иметь при себе оригинал свидетельства о рождении малыша, медицинскую карту с пройденной комиссией, паспорт мамы или папы ребенка. Паспорт необходим для заключения договора между одним из родителей малыша и руководством детского сада.

Также необходимо иметь при себе полис обязательного медицинского страхования ребенка. Он обязательно понадобится при оформлении документов в кабинете штатного врача дошкольного учреждения.

После того как будут улажены все формальности, родители могут начать водить малыша в группу кратковременного пребывания, начиная с того дня, который указан в договоре и является датой вступления его в силу.

Группа кратковременного пребывания - отличное решение для тех, кому не досталась путёвка в обычную группу детского сада, и для тех, кто хочет приучать ребёнка к коллективу постепенно, понемногу. Но мамы всегда найдут повод для волнения!

Чем ГКП отличается от обычной группы детского сада?

ГКП - альтернатива яслям. Обычно в неё набирают деток возраста от полутора до трёх лет. Правда, в некоторых регионах страны, где особенно остро ощущается нехватка детских садов, в такие группы набирают деток от трёх лет. Численность группы - от 17 человек. Работает она от трёх до четырёх часов в день, обычно с 9 утра до 12-13 часов дня. При этом питание для воспитанников не предусмотрено.

Она предназначена только для льготников?

В ГКП может попасть любой желающий. Только для этого надо заявить о своём желании и встать в очередь. Обычно для кратковременных групп существует отдельная очередь и возрастной ценз, в который ребёнок может туда попасть. Узнать об условиях именно вашего города можно в административном отделе по дошкольному образованию. В очереди на ГКП действуют те же правила, что и в обычной очереди на детский сад, то есть первыми получают места внеочередники и другие льготники, затем остальные желающие.

Требуется ли для ГКП медицинская карта?

Да, в группу кратковременного пребывания требуются те же медицинские обследования, что и я для обычной группы. А ещё обязательна сдача анализов: мочи, крови, анализа на яйца-глист и энтеробиоз.

Как распределить режим дня и питание ребёнка при посещении ГКП ?

Обычно до 9 утра ребёнок должен быть уже в группе, а потому до этого времени его надо разбудить, покормить и одеть. Соответственно при посещении ГКП режим дня должен соответствовать обычному садовскому режиму: ранний подъём и раннее укладывание на ночь (в 9-9.30 вечера), а ещё у ребёнка должен быть обязательный дневной сон. Что касается питания, то кормить малыша надо дома - утром до 9 часов, а затем, после посещения сада, обедом.

Можно ли давать ребёнку с собой еду?

Всё зависит от правил сада и воспитателя. Обычно в ГКП предусмотрена возможность попить, но если кулера нет, стоит договориться о том, чтобы давать с собой малышу бутылку воды. Часто воспитатели разрешают брать в группу и лёгкий перекус, например, печенье или яблоко.

Какие развивающие занятия предусмотрены в ГКП ?

Занятия в группе кратковременного пребывания - те же, что и в обычной группе. Как правило, это лепка, рисование, конструирование, аппликация, музыкальные игры. В день у воспитанников группы может быть от одного до двух занятий. И, конечно, прогулка.

Какова родительская плата?

Так как питание в ГКП не предусмотрено, родительская плата небольшая. Обычно от 1500 до 2000 рублей в месяц (до 100 рублей за день). Согласитесь, нанимать почасовую няню - гораздо затратнее. Кроме того, льготники (многодетные, сироты, инвалиды и пр.) могут подать документы на компенсацию части оплаты.

Бывают ли в ГКП поборы?

ГКП - это та же группа, только сокращённого дня, а потому там тоже образовывается родительский комитет, и складываются определённые отношения с воспитателями. И если родителям захочется поздравлять педагогов с праздниками, дарить подарки, улучшать условия в группе, может потребоваться N-ная сумма. Но всё оговаривается заранее на родительском собрании, и выступить против всегда можно.

Могут ли не пустить в ГКП ?

Если вы прошли по очереди в группу кратковременного пребывания и предоставили медицинскую карту, то причин для отказа не может быть. Единственное - посещение ребёнка могут временно ограничить (на срок до полутора месяцев), если у него нет прививки от полиемелита, а в группе проходит массовая вакцинация от этого недуга.


Описание мини-садика в Детском Центре «ЛОГОС».


Для хорошего развития ребенка необходимо, чтобы он общался с ровесниками, поэтому обычно родители отдают свое чадо в садик. Такое решение является верным, поскольку «домашние» дети, как правило, сложно адаптируются в школе, с трудом находят общий язык с другими детьми (поскольку привыкли к общению исключительно с мамой и папой), кроме того, нередко они не умеют правильно реагировать на ситуации: при необходимости дать отпор, защитить себя, делиться, знакомиться и т.д.

Но в нашей стране ситуация такова, что родители вынуждены записывать своих детей в садик, как только те появились на свет. Но и это не дает гарантии, что малыш попадет в государственный садик. Конечно, есть и частные детские сады, но они не всем по карману. Кроме того, не все мамы готовы отдать своего ребенка на весь день чужим людям.

Альтернативным вариантом будет мини-садик.

Что такое мини-садик?

Мини-садик () для детей - это группа, которая рассчитана на детей от 2 до 5 лет, в которой малыши проводят время на протяжении 4 часов.

Для удобства мам и пап в нашем центре раннего развития имеется две группы кратковременного пребывания:

  • утренняя - с 9:00 до 13:00;
  • послеобеденная - с 16:00 до 20:00.

Воспитатели разрабатывают специальную программу, чтобы детям было нескучно, они занимаются физическими упражнениями, творчеством, изучают окружающий мир, получают новые знания и, конечно же, играют. Обязательно в расписании детей присутствует вкусный и аппетитный перекус.

Воспитатели нашего центра заботятся о малышах и создают для них максимально комфортные условия. В садике всегда дружественные отношение как между самими детьми, так и с педагогами.

Преимущества посещения мини-садика.

Преимущества для детей.

Обычно родители отдают детей в мини-садик, когда считают, что их чадо не готово остаться в обычном саду без мамы на весь день. Оставаясь по 4 часа в день с другими людьми, ребенок постепенно адаптируется, привыкает к чужим людям, поэтому после он легче привыкает к обычному садику. Почему именно 4 часа? Этого времени вполне хватает, чтобы ребенок не стал переживать о долгом отсутствии родителей рядом.

Ребенок освоит новые навыки, умения, получит опыт общения с детьми, раскроет в себе творческие способности. Малыш весело и интересно проведет время, причем с пользой.

В мини-садике группы меньше, чем в обычных детских садах, поэтому каждый ребенок получает достаточно внимания от воспитателя.

Преимущества для родителей.

Считается, что только детям тяжело оставаться без мамы, но это далеко от истины. Мама также переживает, ей трудно доверить своего малыша чужим людям. Но логично, что она не может проводить все свое время с ребенком, у мамы и без этого есть множество забот. Кроме того, ребенок растет и все больше нуждается в общении с другими людьми. Отправив своего малыша в мини-сад, мама сама начнет понемногу привыкать оставаться без него. После ей будет легче пережить разлуку со своим чадом, когда он будет в садике или в школе, либо, когда она выйдет на работу.

Еще одним преимуществом посещения мини-садика для родителей является то, что у них появится 4 часа свободного времени в день, в которое они могут разобраться с домашними делами или провести время наедине.

Родители могут не переживать, что их малыш медленно развивается, мало общается с другими детьми, в мини-садике опытные педагоги будут заниматься его воспитанием и развитием.

Посещение мини-садика для ребенка является веселым и увлекательным времяпрепровождением. А родители могут в это время могут заняться своими делами, не переживая за своего малыша.

«Группа кратковременного пребывания как форма дошкольного образования»

Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В то же время закладываются основы будущего здоровья. Независимо от того, где воспитывается ребёнок: дома, в семье или в детском саду, - важно создать все необходимые условия для его развития. Актуальной проблемой в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста была организована новая форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания для детей с 3 до 7 лет, каждодневным, двухсменным, 5 - часовым пребыванием.

Ребёнок, как гармонично развитая личность, физически и психологически подготовлен к обучению в школе.

Задачи:

  1. Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступа ющих в школу, минуя дошкольное образовательное учреждение.
  2. Помочь родителям квалифицированно подготовить ребен ка к школе.
  3. Обеспечить преемственность между дошкольным и началь ным образованием, комфортный переход ребенка в школу.
  4. Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обуче нию в школе.
  5. Заложить основы доброжелательного отношения к сверст никам, выработать навыки общения с ними.
  6. Обеспечить интеллектуальную готовность к школе, кото рая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребенка.
  7. Обеспечить волевую готовность, т. е. способность подчинять ся правилам и требованиям взрослого. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятель ностью.
  8. Обеспечить личностную, социально-психологическую, эмо циональную готовность к школе.

Такая группа является прекрасной возможностью обеспечить ребенку разнообразие видов деятельности, расширить круг общения со сверстниками и взрослыми и одновременно решать проблемы дошкольного образования. И вместе с тем, как показала практика группа кратковременного пребывания, как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем механизм работы детского сада полного дня.

Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности; способствует формированию у детей умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных ситуациях. ДОУ в этом случае может ус пешнее строить сотрудничество с родителями, учитывать индивидуаль ные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родитель ской позиции (уважительное отно шение к своему ребенку, умение под держать его; осознавать свои воз можности в образовательной и развивающей работе с детьми).

Приоритетным направлением в содержании образовательного процесса в группе кратковременного пребывания являются:

  1. Социализация детей в обществе;
  2. Ориентировка на личностное развитие детей;
  3. Развитие умений навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.

Основополагающими принципами группы является:

  1. разный возраст воспитанников – от 3 до 6 лет – задачи на занятиях необходимо планировать и решать с учетом разного возраста;
  2. краткосрочность пребывания детей в дошкольном учреждении – за пятичасовое пребывание в основном дети получают знания на занятиях, мало времени остается на совместную деятельность.

Таким образом, принцип разновозрастности лежащий в основе ГКП, оптимизирует воспитательный процесс. Тем не менее, работа в разновозрастной группе сложнее, чем в обычной. Так как педагог, планируя свою воспитательскую деятельность, ориентируется на несколько разных возрастов. Каждый возраст имеет свою специфику и условия познавательного развития, выполнение которых требует применения специальных приёмов и методов обучения, а также с учётом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребёнка.

Формы организации детской деятельности в ГКП различные, но средства для достижения воспитательных задач остаются игровыми. В своей работе мы используем различные дидактические игры, познавательно - развивающие игры, занимательные упражнения, социально – бытовые, игры – эксперименты с материалами, оздоровительные игры, по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. В игровой форме ребёнок охотно и сравнительно легко преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку именно в игре у детей особенно повышается умственная активность и работоспособность, а, следовательно, и обучаемость. При этом придерживаемся развития речевой активности каждого ребёнка в процессе разнообразной деятельности. Уделяем особое внимание созданию условий и выбору предметно – развивающей среды.

Такая форма работы с неорганизованными детьми, как группа кратковременного пребывания пользуется в нашем городе большим спросом у родителей. Наблюдается стабильная, положительная динамика в развитии воспитанников этой группы. Улучшились показатели речевого, познавательного, математического развития, а также коммуникативных навыков, что является предпосылками легкой адаптации дошкольников к переходу в школу и успешному обучению. Однако при всей кажущейся оптимистичности подхода к решению данной проблемы и прогноза результатов воспитательно-образовательной работы, в группе ГКП перед воспитателями встаёт и организационно – воспитательная и организационно – методическая проблема, связанная с тем, что у воспитанников разный возраст.