Домой / Помада / Погодки: особенности воспитания детей с небольшой разницей в возрасте. Физический износ организма

Погодки: особенности воспитания детей с небольшой разницей в возрасте. Физический износ организма

Не успели вы в полной мере ощутить себя мамой, как тест на беременность снова показывает две полоски. И вот, с младенцем на руках, беременная, вы предвкушаете все сложности, которые приносят на ваши плечи дети погодки. Особенно актуален страх не справиться для тех женщин, которым неоткуда ждать поддержки и помощи. Когда муж пропадает на работе, родственников рядом нет, а у вас на руках дети погодки, как справиться одной маме с обоими отпрысками – вопрос первостепенной важности.

Если в случае близнецов родителям очень сложно из-за одинаковых потребностей новорожденных, то в случае с погодками проблема как раз состоит в том, что ваши двое детей живут в совершенно разном темпе и у них разные потребности, при этом оба ребенка с маленькой разницей в возрасте совершенно несамостоятельны. Особенности жизни с двумя детьми погодками прежде всего заключаются в умении удовлетворить как физиологические, интеллектуальные, так и эмоциональные потребности обоих малышей. Ах, да, и при этом остаться доброй, терпеливой и ухоженной мамой.

Куда делись помощники? И как их найти?

Чаще всего днем, до возвращения мужа с работы, мама остается дома с двумя детьми, а если это дети погодки - как справиться одной? А если мужа рядом нет? Или он в командировке? Или работает сутки через трое? А если ваши родители в другом городе? Как бы ни сложилась ваша ситуация, есть незаменимые неодушевленные помощники, а помощь людей может прийти с совершенно неожиданной стороны. Вам кажется, что выйти из дома с погодками и отправиться куда-то очень сложно, что поход с ними в магазин – один из вариантов пытки, а квартира становится филиалом царства хаоса.

Однако всегда можно найти помощь там, где и не ожидалось. Итак, если ваши близкие родственники далеко, муж появляется поздно – успевая только чмокнуть спящие головки детей, то можно и нужно искать помощь.

  • Вам всегда помогут вещи , придуманные в нашем мире для облегчения бытовых хлопот. Радио-няни, мультиварки, блендеры, стиральные, сушильные и посудомоечные машины, приставки к коляскам для погодков, кенгуру и слинги, поводки для двоих детей, готовое детское питание в баночках и полуфабрикаты, развивающие игрушки и мультики – все это призвано сделать вашу жизнь хотя бы сносной.
  • Не стоит недооценивать современные услуги . Вы можете заказывать продукты питания, гигиенические принадлежности, технику, мебель, детские товары и одежду через интернет с доставкой прямо до вашей двери. Вы можете все детские анализы сдавать на дому, это не очень дорого, в отличие от приема специалистов. Вы можете приглашать приходящую няню или помощницу по хозяйству (хотя бы студентку на пару часов в неделю).
  • Не следует думать, что современные люди – черствые сухари. Всегда найдутся соседи, которые принесут вам молоко из магазина, или посидят часок с детьми. Всегда есть друзья, которые могут вас выручить, помочь с уборкой или погулять с детьми, хотя бы иногда. Всегда можно вступить в группы или форумы для мам с детьми погодками и оказывать друг другу максимальную помощь. Всегда можно встретить заходящего в подъезд мужчину, который поможет завезти коляску в дом.

Конечно, многое из перечисленного стоит дополнительных расходов. Однако в случае с погодками первый год – самый сложный, и его надо просто пережить как стихийное бедствие. И иногда можно даже заблаговременно подкопить на нужную технику, или попросить нужные вещи в подарок у близких людей на рождение малыша. Детские вещи ведь у вас все остались, и лишние игрушки и одежда вам ни к чему. Ищите помощь – и вы обязательно ее найдете.

Правила выживания для мамы с детьми погодками

Родители, которые уже это пережили, охотно делятся секретами того, как можно оптимизировать семейную жизнь тогда, когда у вас есть дети погодки. Мы собрали все эти рекомендации и просто систематизировали их. Какие-то советы могут вам подойти, какие-то нет, однако мы уверены, что что-то полезное вы наверняка найдете.

Режим дня – ваше спасение

Даже если вы приверженец свободного режима, в случае с погодками знание того, когда и кто должен спать, есть и гулять – очень важно. Именно это позволяет хотя бы примерно распределить домашние обязанности и успеть что-то сделать для себя или по дому.

Установить режим дня довольно сложно, и ваши дети, в силу разного возраста, не должны делать все одновременно, главное определить «график», которого следует придерживаться, хотя бы в пределах получаса разницы. Этот ритм жизни должен быть удобен для всех членов семьи, и как правило подбирается экспериментальным путем. Это хлопотно, однако представьте себе ситуацию, когда в 21.30 оба малыша спят… У вас есть еще три с лишним часа на все ваши личные дела, домашние хлопоты и общение с любимым мужчиной. Сказка!

Самостоятельность старшего ребенка

То, что с появлением второго малыша вашему первому ребеночку придется ускоренно взрослеть, непреложный факт. Однако мнения родителей в вопросе заблаговременного приучения старшего ребенка к горшку, самостоятельной еде и питью, способности спать без родителей – расходятся. Если вам это удастся – это значительно облегчит вам жизнь.

Однако экстренно делать это перед рождением малыша не стоит – психологи не рекомендуют что-то резко менять в жизни ребенка как за два месяца до появления братика или сестрички, так и спустя пару месяцев после. Тем более, на фоне ревности у старшего малыша может наблюдаться (а может и не наблюдаться) регресс в развитии, откат в детство – ребенок может снова писаться, сосать грудь и пустышку, отказываться самостоятельно есть. Таким образом, малыш показывает вам, что он тоже маленький, и вы ему тоже очень-очень нужны. Если отнестись к этому со смехом, показав, что это может быть только игрой – то старшенький быстро отправится на поиски более интересных игр. А вот отказывать в этом не стоит – первенец должен быть уверен в том, что вам для него не жалко того, что получает младенец, ни грудного молока, ни памперса, ни поцелуев.

Но заблаговременное приучение к самостоятельности способно буквально спасти вас в сложный период после роддома, поэтому не поленитесь потратить на это силы в период второй беременности. Если ваш первенец способен поесть сам, или уделить внимание самостоятельным играм, если малыш принесет вам влажные салфетки и памперс для новорожденного – это будет неоценимая помощь маленького, но такого любимого человечка.

Кормление погодок

В определение «дети погодки» входит разница у малышей в пределах до двух лет. И, конечно, кормление двух младенцев, один из которых новорожденный, а второму нет еще и года – процесс сложный и неопределенный. Чаще всего для определения трапезы погодков подходит слово «грязня». Главное – сохранять терпение и спокойствие.

  • Если оба ребенка на грудном вскармливании, но старший - с прикормом, можно несколько кормлений делать совместными, есть много возможностей для одновременного кормления грудью двух детей. А прикорм старшему ребенку давать, как и положено, – на детском стульчике. К тому же такая политика способна сгладить ревность между детьми.
  • Когда необходимо вводить прикорм младшему, а старший еще не ест самостоятельно, многие мамы делают одну тарелку на двоих и одной ложкой дают им еду по очереди. Прямо как птенчиков.
  • Опять же, суп и второе можно готовить для малышей одинаковое, только без соли. Младшему – пропустить через блендер, старшему – посолить. Вуаля!
  • Если старший может есть сам, но руками – пусть ест как умеет. С этикетом можно разобраться и позднее.
  • Печенье, котлеты, бананы – все, что можно взять в руку и грызть самостоятельно – ваша находка.
  • Лучше всего идти на поводу у детей и готовить то, что они любят. И картошку и творожки не надо запихивать силком им в рот.

Прогулка с детьми погодками

В случае с двойней все проще. А в этом случае интересы детей погодков расходятся кардинально: младший лежит в люльке, а старший, который еще и ходить-то толком не умеет, желает осматривать мир из положения сидя. А еще лучше, если ходить он все-таки умеет, – штурмуя горку или убегая от мамы с малышом. Бросать коляску и спасать старшего? Или остаться с младенцем, беспокоясь за первенца? Когда необходимо выгулять таких малышей, как дети погодки - как справиться одной, без помощи?

Конечно же, лучше всего все-таки брать на прогулку помощника. Но гулять в ночи, после прихода папы с работы, явно не вариант, поэтому придется как-то приспосабливаться.

  • Отличным источником информации по технической стороне дела можно найти в нашем разделе «транспорт для двоих детей» . Там более подробно рассказано и о колясках для погодок, и о комбинировании слингов с одиночной коляской, и о всевозможных приставках и ступеньках для старшего ребенка. Всегда можно подобрать тот вариант, который будет оптимален для вас и ваших детей.
  • Самой большой проблемой при прогулке с погодками служит процесс одевания. Но упростить это вполне можно в том случае, если заблаговременно подготовить одежду для обоих детей с вечера, глянув перед этим прогноз погоды на завтрашний день.
  • Не забудьте посадить старшего, или обоих детей на горшок, возвращаться из-за этого через 20 минут домой - удовольствие сомнительное.
  • Чем легче по весу одежда и чем меньше на ней застежек, тем более полезна она для вас. Важна простота и быстрота процесса одевания. Например, мембранные комбинезоны позволяют довольно легко заталкивать туда отловленного ребенка прямо в домашней одежде, не промокают и почти не пачкаются. А комбинезоны с утеплителями последнего поколения, например – изософт, использующийся в большинстве финских моделей, позволяют сделать одежду почти невесомой, но очень теплой. Вместо шапки и шарфа проще натянуть шапку – шлем.
  • Детей лучше одевать поочередно, то есть сначала нижнюю одежду старшему, потом – младшему, шапку старшему, шапку младшему, и так далее. При такой методике дети не успевают сильно вспотеть. Ах, да, вы должны либо одеться первой, либо накинуть куртку уже на ходу, и заблаговременно подготовить транспортное средство.
  • Гулять лучше всего на огороженных площадках (например, на территории садика) и в парках, там, где у детей не будет возможности найти неприятности. Иначе пока вы катаете маленького на качели, старший может побежать за мячом на проезжую часть, а отвлекшись на старшего, младшего тоже можно упустить из виду. Лучше всего не отвлекаться на прогулке на разговоры с другими мамами, у них-то один малыш – и тот на виду.

Купание ваших малышей

Это не такая сложная проблема, как вам кажется. Конечно, новорожденного лучше купать отдельно, до тех пор, пока малыш не будет уверенно сидеть. В этом случае мойте сначала маленького. Старшему ребенку наверняка понравится наблюдать за процессом, он может подготовить памперс, подать вам средство для купания, масло, полотенце. После того, как малыш искупался и поел, оставшись осоловелым и довольным, можно купать старшего ребенка.

А вот после шести-восьми месяцев можно набирать в общую ванну сантиметров 20-25 воды и обоих детей сажать туда вместе с игрушками. Это всегда весело и эффективно, но родители должны контролировать процесс – слишком легко поскользнуться или захлебнуться. Вынимать детей лучше одновременно – младший в полотенце на руках, старший закутанный в полотенце на полу, оставлять детей даже на пару минут в ванне одних категорически не рекомендуется.

Лучше всего все необходимое после купания – пижамы, крема, ножнички для стрижки ногтей и ватные палочки подготавливать заблаговременно, раскладывая это рядом с местом, где вы вытираете и переодеваете детей.

Сон, как много в этом слове

Для кого-то этот вопрос решается спокойно, а для кого-то укладывание детей превращается в ад. Очень сложно уложить обоих малышей одновременно, причем, если еще не спит старший – младенца уложить не так сложно, в первые месяцы жизни дети часто засыпают у груди. Первенца в это время лучше занять интересной, но спокойной игрушкой, поставить ему аудио сказку, или можно даже положить рядом с собой так, чтобы он не мог трогать засыпающего малыша.

А вот если малыш не спит, то и старший ребенок и мама будут на него отвлекаться. В этом случае идут в ход различные хитрости, ведь младенца одного не оставишь в другой комнате. Лучше всего расположить младшего таким образом, чтобы его видели только вы, а первенец – нет. Предложите малышу развивающий коврик, качельки, любимую игрушку, детское зеркальце – что угодно, что займет его хотя бы минут на 15-20. За это время постарайтесь уложить старшего ребенка. Не нужно отказываться от работающих методов – покачать первенца стоя, лечь рядом с ребенком.

Лучше всего засыпать всем втроем на одном диване – младший сосет грудь, старший обнимает со спины и слушает сказку.

Домашние дела

В первые месяцы, пока семья адаптируется к новому образу жизни вчетвером, в вашем доме царит хаос. И это нормально. Выспаться и отдохнуть – гораздо важнее. Но если систематизировать все домашние хлопоты, то можно дать следующие советы:

  • Не усложняйте. Некоторые дела по хозяйству можно делать реже, чем вы привыкли и чем вам того хотелось бы. Сантехнику можно мыть всего пару раз в месяц, так же как и плиту, готовить только простые в исполнении блюда, активно использовать полуфабрикаты и замороженные овощи. Вещи, честно-честно, можно просто не гладить. Да и без ежедневного мытья полов не ползающим детям вреда никакого нет – их достаточно пропылесосить и раз в неделю намыть.
  • Автоматизируйте. Если что-то из домашних обязанностей можно автоматизировать – сделайте это. Чуть подробнее об этом можно прочитать в статье «Полезные гаджеты для мамы» (появится на сайте немного позднее). Используйте всю бытовую технику, которую можете приобрести. Если перед прогулкой закинуть мясо с овощами в мультиварку, посуду в посудомойку, а белье в стиральную машину с функцией сушки, то придя с детьми домой, можно спокойно пообедать готовым обедом из чистой посуды, и развесить почти сухое и почти не мятое белье.
  • Дистанцируйтесь. В современном мире вполне можно воспользоваться покупкой и доставкой всего необходимого через интернет, не выходя из дома. Одежду и обувь для детей и родителей, продукты, детское питание и памперсы, предметы гигиены и бытовую химию – все это можно купить, не выходя из дома, не тратя бензин и несколько часов на посещение магазинов. Пусть лучше муж пораньше придет с работы и даст вам передышку.

Развивалки

Развитие детей в первые годы жизни идет стремительными темпами. И если все время дети проводят друг с другом, то ваш первенец может в какой-то момент недополучать те знания и впечатления которые соответствуют его возрасту.

В таком случае, лучше заниматься сразу с двумя детьми, ориентируясь на потребности старшего ребенка. Младший будет тянуться, легче и быстрее усваивая материал. А вот занятия с младшим ребенком можно провести в форме урока, где учителем будет ваш первенец. Он вполне может показать малышу форму предметов, назвать цвета, показать животных, назвать разные предметы. Это будет примером сотрудничества, которое необходимо развивать у ваших детей – погодков. Именно сотрудничество – залог хороших отношений между детьми, когда результат зависит от умения малышей ладить друг с другом. А вот соревнования лучше не устраивать – погодки и так очень ревнивы и растут в высоко конкурентной среде.

Занятия со старшим ребенком, которые не предусматривают пока присутствие малыша (который будет тянуть в рот пластилин, отбирать мелкие детали конструктора старшего ребенка, мешать рисовать красками или складывать пазлы) лучше проводить в то время, когда младший спит.

Итог – все счастливы

Дети погодки – это сложно, но ничто не сравнится с тем чувством, когда к маме прижимаются два обожаемых крошечных существа, их маленькие ручки, их трогательная забота друг о друге. Думая о том, какое вам дано счастье - дети погодки, как справиться одной со своими малышами уже и не обсуждается, и кажется все не сложно. Все преодолевали этот период, и вы прорветесь. Но главное – знайте, пройдет всего год, и ваши крошки займутся друг другом, будут много и с удовольствием играть друг с другом, не отвлекая вас от ваших собственных дел. И вы с удивлением заметите – с двумя детьми легче, чем мамам одного ребенка, который все время требует развлечь его. Ну а если возникают вопросы, то мы постараемся ответить на них, перелопатив далеко не один форум «дети погодки» в поисках правильных и оптимальных решений.

Здравствуйте, наши дорогие читатели! Сегодняшняя статья о воспитании погодок не обычная. А особенна она тем, что её нам прислала читательница . В этой статье она делится своим опытом.

Я бы сравнила погодок с современной киноиндустрией. Смотришь трейлер к новому фильму, и сразу же хочется бежать в кинотеатр. Прибегаешь в кинотеатр, покупаешь билет и понимаешь, что тебя обманули!

Но это же, конечно, шутка. Своих детей я очень люблю, но иногда воспитание погодок загоняет в тупик истерик, раздражения и нервов.

Правило номер раз. Режим дня и самодисциплина.

Как справиться с двумя малышами? В первую очередь нужно правильно организовать свой день. Начала я с анализа своих эмоциональных и физических затрат, воров времени и т.д.

По хорошему счету меня спасло то, что еще до рождения второго ребенка, я приучила первенца к строгому распорядку. Мы вовремя кушали, гуляли, играли и ложились спать. К появлению второго ребенка мы подошли практически на автоматизме – это существенно сократило мои трудозатраты.

Правило номер два. Помочь мне? Да, пожалуйста!

Сначала моё воспитание погодок строилось по схеме: «я сама – я сама – я сама». Вытащить две коляски и двоих детишек на улицу? Не проблема! Потная и красная я долго довольствовалась своей самодостаточностью. Но потом осенило: а зачем? Ведь можно попросить о помощи:

* мужа;

* родственников мужа;

* своих родственников;

* друзей;

* подруг;

* соседей;

* случайных прохожих.

Признаюсь Вам очень честно: в душе мне ВСЕГДА было стыдно кого-то просить о помощи. Мне казалось, что я обязываю людей. Такие эмоции одолевали меня и в том случае, если приходилось просить о помощи совсем близких людей.

Шаг за шагом я начала себя «ломать». Сначала просила о сущих мелочах. Окрепнув на этом поприще, шла дальше: просила забежать в магазин или помочь спустить ту же коляску. Так что не стоит отказываться от чьей-либо помощи.

Правило номер три. Каждому по калачу.

Воспитание погодок – это весьма интересный в своей сложности процесс работы с ревностью. Здесь очень важно каждому уделить внимание. И при этом, уход за одним можно сочетать с общением с другим. Например, когда я кормлю младшего, старший всегда возится с нами. Он либо смотрит на процесс кормления, либо мы с ним разговариваем или играем в простые устные игры. В конце концов, можно и сказку рассказать.

Правило номер четыре. Два ребенка = две личности.

А знаете, что для меня самое главное в воспитании погодок? Это осознание и принятие того факта, что два ребенка – это две разных личности со своими вкусами и характерами. В нашей детской у каждого из мальчишек есть свой маленький уголок. У младшего – это пока только кроватка и манеж, а у старшего – своя игровая зона и кровать. В дальнейшем, я полагаю, нужно будет еще больше разделять пространство и игрушки. По моему мнению, дети должны понимать, что у каждой вещи есть хозяин. И брать чужое (пусть и брата или сестры) без разрешения нельзя!

Правило номер пять . Средства два в одном.

Воспитание погодок – это замечательная способность одновременно вырастить двух замечательных людей. И заложить в них такие важные качества, как сотрудничество и компромисс. Я стараюсь разнообразить наши игры: в игровой форме дети должны научиться совместному принятию решений. Командные игры помогают сблизить «соперников» и показывают одну простую истину: победа достижима только общими усилиями! Чем мне нравится это правило? Оно одновременно выполняет две функции (а, значит, экономит мое время): занимает время детей и развивает их как личность.

Мама двоих очаровательных погодок
Ольга Алексеева.

фото Елены Медведевой.

Воспитание погодок – неплохая возможность познать себя, оценить собственное терпение, смекалку, выносливость, наличие творческих способностей, умение быстро мыслить, действовать и убеждать.

Годовалый малыш почти такой же неразумный и беспомощный, как его младший братик или сестрёнка. Он ещё толком не умеет самостоятельно кушать, засыпать, садиться на горшок и играть, а ещё он точно так же постоянно хочет к маме. А та, с двумя малышами на руках, должна успевать всех помыть, одеть, приготовить кушать, накормить, погулять, уложить спать, вымыть пол, постирать и не забыть о себе.

Что же поможет отважной маме малышей-погодок?

  • Домашняя автоматика. Посудомойка, плита и духовка с таймером, мультиварка, стиральная машинка с функцией сушки (или приходящая уборщица). Желательно обзавестись и научиться пользоваться этими помощниками ещё до рождения малышей, чтобы понимать все их возможности и попрактиковаться. Ежедневно приготовляемые детские блюда в первые 2–3 года не отличаются большим разнообразием, здесь есть только одно правило – блюдо должно быть свежим. С возможностью установки таймера любая готовка не отнимет больше 10 минут (нарезать продукты, забросить в кастрюлю и забыть). Автоматическая сушка позволит не только сэкономить время, но и не загромождать квартиру мокрыми детскими вещичками, а так же обойтись меньшим числом комплектов одежды.
  • Чётко соблюдаемый режим и правила сэкономят время и нервы. Конечно, первые полтора–два года распорядок дня у деток-погодок будет разный, но, понимая их потребности в сне и приёме пищи, проще по возможности совмещать их графики.
  • Совместный сон с грудничком сбережёт силы и позволит полноценно выспаться всем членам семьи. Отучить малыша от кровати родителей в будущем гораздо проще, чем просыпаться каждые два часа в течение ночи для кормления крохи на протяжении 1–2 лет.
  • Слинг-шарф – незаменимый помощник в деле воспитания детей погодок. Эту чудо-вещицу можно использовать с самого рождения. А расставаться с ней не захочется до критически высокой массы ребёнка (6–7 месяцев). В нём можно гулять, кормить грудью, укладывать спать, посещать общественные места. Слинг освобождает руки, даёт возможность заниматься любыми делами, в то время как малыш всегда находится под присмотром мамы, ему тепло, уютно и спокойно. Уснувшего грудничка всегда легко переложить в кроватку – всего лишь перекинув петлю шарфа через голову. Такое перемещение менее заметно для него, чем из положения на руках у мамы. Но важно предварительно хорошо изучить инструкцию по использованию слинга.
  • Не отказываться от помощи друзей и родственников. Всё высвободившееся время лучше посвятить старшему ребёнку или отдыху. И не надо стесняться, боясь осложнить чью-то жизнь своими просьбами. Надо давать возможность другим людям помогать себе в трудные минуты.
  • Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой. Ведь основная часть времени в течение дня уходит на домашние дела, в результате на игры и общение почти ничего не остаётся. Можно взять на улицу пластилин, катать из него шарики и мастерить зверей или человечков из природных материалов. Зимой можно раскрашивать красками снег или берёзы. При помощи ведёрочек разного размера и формы очень весело мастерить высокие замки из песка. Мелки на асфальте помогут изучить цвета, формы, размер, зверей, фрукты, овощи, а также сотворят островки, прыгая по которым можно добраться до волшебного приза. Раскачивая малыша на качелях, можно рисовать перед ним на асфальте сказку.
  • Всё время разговаривать с детьми-погодками и обучать их. Даже не умея разговаривать, дети чудесным образом сохраняют всю услышанную информацию и реализуют её в последствии. Нужно учить быть щедрым, отзывчивым, добрым, демонстрируя это своим примером. Погодкам особенно сложно сдерживать природную жадность и ревность, ведь поблизости всегда есть конкурент, посягающий на любимые игрушки.
  • Не ожидать моментальной реакции и понимания со стороны малышей-погодок. Лучше подстраиваться под них, чем злиться на их непослушание. Дети постоянно экспериментируют, они живут в игре, им сложно сконцентрироваться и, например, вести себя тише, когда мама укладывает спать младшего брата или сестру. Проще маме удалиться в соседнюю комнату, предварительно объяснив ребёнку цель своего ухода.
  • Научиться "остывать". Усталость и однообразие нескольких лет работы с детьми рано или поздно выражается во вспышках гнева, особенно когда малыши кричат и совершенно отказываются слушаться. Важно заранее понимать проблему и переключать свой негативный настрой в другое русло: спеть весёлую песню или заговорить о чём-то неожиданном.
  • Останавливаться и чувствовать момент. Строгий график или поход в детский сад иногда могут и подождать, если именно сейчас очень хочется почитать книжку, рассмотреть жука, поскакать на кровати или пошуршать осенними листьями.

Детство бывает один раз в жизни и мамина задача – создать о нём наилучшие воспоминания.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Инструкция

В воспитании - одним из главных и необходимых моментов является приведение режима детей к единообразию. Старайтесь создать такой распорядок дня, при котором удобно будет всем. Если старший ребенок захотел поиграть, не стоит постоянно фыркать на него. Попробуйте уложить младшего на кухне или в другой комнате.

Подготовьте малыша к братика или сестренки как физически (приучите спать отдельно, обходиться без ), так и психологически. Нередко уже вполне самостоятельные дети при появлении четвертого члена семьи, «впадать в ». Они ведут себя так, как и , требуя к себе много внимания.
Не упрекайте ребенка, просто спокойно объясните, что он уже перерос этот возраст. При просьбах что-либо принести или подать, используйте местоимение «мне», а не «ему» (братику или сестренке).

При воспитании детей-погодок, особенно в первое время, просто необходима посторонняя помощь. Но не следует полностью отдавать первенца на попечение нянькам или бабушкам. Старайтесь дарить и ему внимание и любовь. Пусть папа, бабушки также помогают в воспитании младшего ребенка. В это время вы обратите свое внимание на старшего.

Во время прогулки очень трудно уследить за обоими детьми. Поэтому постарайтесь к моменту рождения малыша научить старшего гулять без коляски. Помимо этого, ребенок в -два года очень подвижен, и над ним более тщательный контроль. Нужно вовремя подстраховаться и подхватить убегающего не в положенное место сорванца. Это сделать достаточно трудно, когда следить необходимо еще и за коляской. Для решения этой проблемы можно приобрести для младшего слинг.

Особых хлопот доставляет зимняя прогулка. Чтобы один ребенок, которого вы уже одели, не стоял и не парился в шубе, приучите старшего справляться с пуговицами и обувью самостоятельно. Тем более в этом возрасте у малышей развивается привычка «я сам». Неплохо бы было приобрести ему сапоги на липучках и одежду на кнопках.

Когда дети подрастут, не воспринимайте старшего ребенка за взрослого, ведь он все равно еще маленький. Не предъявляйте к нему повышенных требований, не развивайте в нем чувство нездорового соперничества или ревность. Игрушки, книжки, одежду покупайте одновременно.

Не изолируйте старшего ребенка от младшего. Позвольте ему помогать вам присматривать за ним или играть с карапузом. Больше рассказывайте и объясняйте ребенку. Не стоит отбрасывать привычные для вас двоих ритуалы. Если до рождения второго малыша вы, укладывая первенца спать, ложились рядом с ним и читали на ночь сказки, продолжайте это дело. Попробуйте построить день так, чтобы в это время младший не требовал к себе вашего внимания.

Обычно у родителей погодок не существует проблем с выбором школы или детского сада. Отдавайте детей в одно образовательное учреждение, там им обоим нужна будет поддержка друг друга. Что же касается организации досуга, здесь лучше принять во внимание индивидуальные пожелания каждого.

После двух лет воспитывать погодок становится намного легче и проще, чем детей с большей разницей в возрасте. Они отлично организовывают друг друга, им вместе намного интереснее. Старший ребенок будет чувствовать себя реальным помощником в воспитании младшего брата или сестренки. Это чувство ответственности за ближнего принесет в дальнейшем ему только пользу.

Видео по теме

Полезный совет

Как видите, воспитывать детей-погодок не так страшно, как кажется на первый взгляд. Это два счастья, которые больше всего на свете хотят от вас любви и внимания. Поэтому смотрите на жизнь оптимистичнее и дарите им то, чего заслуживает каждый ребенок.

Совет 2: Дети-погодки: как подготовится к рождению второго ребенка

Все больше современных мам решаются родить второго малыша, не выходя из отпуска по уходу за первым ребенком. У кого-то получается забеременеть случайно, а кто-то целенаправленно хочет детей с небольшой разницей в возрасте. Материнский капитал тоже стимулирует многих на такой шаг. Хотя молодая мама еще не успевает забыть все нюансы, связанные с появлением в семье маленького человека, ей нужно подготовиться и учесть некоторые новые моменты

Где спать?


Этот вопрос встает самым первым. Спальное место второго ребенка обязательно должно быть защищено от старшего. Ведь он может по неосторожности или из ревности обидеть кроху. Устойчивость кроватки - важная ее характеристика в такой ситуации. Если в ее конструкции есть колесики, то обязательна функция их фиксации. Иначе первый ребенок попросту будет катать кровать по всей комнате.


Кроватку или колыбельку лучше поставить в комнате заранее, чтобы старший ребенок успел с ней поиграть, привык к ней. Тогда с рождением братика или сестренки меньше вероятность, что его кроватка вызовет бурный интерес у первого ребенка.


Где оставлять бодрствующего младенца?


Маме двух маленьких детей постоянно нужны свободные руки. Когда малыш один, есть возможность подолгу держать его на руках. А вот с двумя детьми это уже сложно, внимание требуется обоим. Например, старшего надо прокормить, а младший не спит и капризничает, поэтому его надо взять с собой на кухню.


Маме обязательно предусмотреть места, где она будет оставлять младенца. Удобно использовать шезлонг. В нем малыш пристёгнут, не может выпасть, а от собственных движений будет сам себя укачивать. Автолюлька с пологим дном тоже подойдет для таких целей.


На крайний случай первое время можно использовать переноску. Но в ней малыш свободно ворочается и может уронить ее со стула. Так что это только временная мера.


Манеж


Тоже не лишняя мебель в детской - манеж. С момента как младенец начнет переворачиваться и ползать в нем очень удобно его оставлять. Стенки манежа не позволят крохе укатиться в опасное место, а также защитят от старшего ребенка. Ведь если младенца положить просто на пол, его братик или сестренка могут на него наступить.


Эрго-рюкзак или слинг


Когда мама с обоими деться собирается куда-то идти, свободные руки ей крайне необходимы. Рано или поздно придется ехать в поликлинику или в магазин с обоими детьми. На этот случай стоит обзавестись слингом или эрго-рюкзаком. Так мама сможет спокойно вести за руку старшего или одевать его, когда младший будет спокойно спать или смотреть по сторонам в безопасном месте - у нее на теле.


Коляска


Как только женщина узнает о беременности вторым ребенком, ей лучше заняться отучением первого ребенка от коляски. Чем раньше он привыкнет ходить собственными ногами, тем лучше. Если же он до самого рождения второго малыша будет ездить в коляске, это станет потом большой проблемой. Мама просто не сможет гулять с обоими детьми.


Это самые важные моменты, которые придется учесть при появлении второго ребенка в семье с небольшой разницей от первого. Другие проблемы уже можно будет решать по мере взросления обоих детей.

Некоторые родители, конечно, планируют детей погодок, но чаще всего, это становится неожиданностью.

И что же вас ожидает в том случае, если вы решаетесь родить второго ребенка сразу вслед за первым?! Забегая вперёд, это самый верный вариант для всех, кто считает себя хорошей, полноценной семьёй.


В первую очередь возникает вопрос «справитесь или нет?» Справитесь! Вы уже всё знаете, всё умеете. Вы уже не будете в панике вызывать скорую, если ваш малыш никак не может покакать, вы пойдёте, и с полной уверенностью в правильности своих действий, сделаете ему клизму. Или газоотводную трубочку! В вашей аптечке есть всё, что необходимо.


Немного проблемно будет гулять или ходить в поликлинику. Один вовсю бегает, второй ещё в коляске. Это тяжело. Тяжело, будучи беременной, с огромным пузом, усыплять на ручках старшего ребенка. Тяжело, когда болеют. Как правило, если заболел один, следом и второй, и, мама туда же!


Ревность старших детей не всегда такая, как её описывают. Чаще всего её и вовсе нет. При небольшой разнице, они мало что понимают. Для них это будет интересно и познавательно. Естественно, нужно уделять достаточно внимания обоим. А в будущем, они станут лучшими друзьями, будут поддерживать друг друга и помогать. Младший будет стремительно вырастать и начнёт всё повторять за старшим. Вопросы горшка, сосок и первых шагов решатся на раз-два.


Финансовый вопрос. Денег всегда мало, их всегда не хватает. И с появлением второго малыша, ничего в корне не поменяется. За исключением того, что вы подарите жизнь еще одному человечку. Если дети однополые, то вся одежда у вас уже есть! И ничего покупать не надо. Если малыши, то тоже ничего страшного, многое будет в пору, несмотря на цветовую гамму. Вам так же не нужно будет покупать коляски, кроватки, качели, санки и бутылочки. Так что, в плане финансов, вы больше сэкономите, нежели потратите.


Итак, детки-погодки – это радость вдвойне! Это два сердечка, которые бьются заодно с вашими сердцами. Это две пары рук, которые крепко держат вас и никуда не отпускают. Это две улыбки, это радостный смех, это всё, о чем могут только мечтать хорошие мама и папа.