Домой / Материалы / Л. Шлегер о необходимости создания русского детского сада

Л. Шлегер о необходимости создания русского детского сада

ШЛЕГЕР Луиза Карловна

Педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. при Саратовской жен. (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906). просветительского об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., - единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; рассматривала не как , а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. В 1882-1903 преподавала в начальной школе. Одна из инициаторов создания (1906) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при обществе первым народным детским садом в Москве (в 1919 вошёл в состав 1-й Опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совместно с Е.Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Педагогическая система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самостоятельности, инициативы, творчества. Роль воспитателя Ш. ограничивала наблюдением, содействием детям в их свободном самопроявлении.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания на основе принципов единства семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучения психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

  • - Черный ход еще не заперт, - Мина Карловна сидит. - Извиняюсь... не нарочно... Я и сам тому не рад.....

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - арт. оперы. Выступала на оперных сценах Москвы, Минска, Н. Новгорода. Гастролировала по городам России и Украины, в Смоленске, Воронеже...
  • - сов. математик. Окончила Моск. ун-т. С 1926 работает там же. Осн. работы относятся к теории функций действительного переменного...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известная драматическая актриса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательн.-переводч. под псевдонимом "Аполлонская"; р. в СПб. 1811 г. 3 февр., † 1874 г. 19 ноября в Гельсингфорсе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотрудница журнала "Северный Меркурий" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотр. "Северн. Меркурия" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - педагог-дошкольница. Совместно с Шацким руководила, начиная с 1908, постановкой дошкольного воспитания в московском обществе "Детский труд и отдых"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Брошель, Александра Карловна - известная драматическая артистка. Брошель воспитывалась в петербургском театральном училище и развитием своего таланта была обязана выдающейся Вере Васильевне Самойловой...

    Биографический словарь

  • - известная драматическая актриса, родилась в 1845 году; воспитывалась в СПб. театральном училище, откуда выступила на сцену 9-го февраля 1864 г., дебютировав, не особенно успешно, в драме Каменской: "Лиза Фомина"...
  • - писательница, внучка известного немецкого писателя и публициста Меркеля, содействовавшего своими статьями освобождению латышей при Александре I. Род. в 1840 году. В семидесятых годах получила от Моск....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий нумизмат...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский математик, доктор физико-математических наук. В 1921 окончила Московский университет, с 1926 работала там же, профессор...
  • - первая русская женщина-статистик, деятель в области профессионального образования, писательница народнического направления...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский математик, доктор физико-математических наук, профессор. Труды по теории функций, в т. ч. по теории рядов...
  • - Горбуно́ва Минна Карловна, первая российская женщина-статистик, экономист. Изучала женское профессиональное образование за границей, вела переписку с Ф. Энгельсом...

    Большой энциклопедический словарь

"Шлегер, Луиза Карловна" в книгах

КУПРИНА-ИОРДАНСКАЯ (урожд. Давыдова) Мария Карловна

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КУПРИНА-ИОРДАНСКАЯ (урожд. Давыдова) Мария Карловна 1879–1966Издавала журнал «Мир Божий» (с 1906 – под назв. «Современный мир»). Первая жена А. Куприна. Автор книги воспоминаний «Годы молодости».«Муся была странная девушка. Очень хорошенькая. Стройная, с правильным лицом, с

Мусина-Пушкина Эмилия Карловна

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Мусина-Пушкина Эмилия Карловна Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846), ур. гр. Шернваль фон Валлен, баронесса - дочь выборгского губернатора К. Шернваля, шведка, младшая сестра Авроры Шернваль, жена (с 1828) графа В. А. Мусина-Пушкина, участника декабристского

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Луиза Карловна (1791–1853),

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Луиза Карловна (1791–1853), жена М. Ю. Виельгорского, графиня, урожденная герцогиня Бирон, фрейлина императорского двора. Была дружна с Гоголем, в котором видела учителя жизни.26 марта н. ст. 1844 г., только что покинув В. в Ницце, Гоголь писал ей из Страсбурга: «Никак

Аврора Карловна Шернваль (1813–1902)

Из книги автора

Аврора Карловна Шернваль (1813–1902) Дочь выборгского губернатора, шведка. Смуглая брюнетка, отличалась исключительной красотой, строгой и пластичной. Пушкин не раз встречался с ней в свете. Баратынский писал к ней: Выдь, дохни нам упоеньем Соименница зари! Всех румяных

Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846)

Из книги автора

Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846) Сестра предыдущей. В 1828 г. жена богача графа В. А. Мусина-Пушкина. Как и сестра, знаменитая красавица. В свете производили фурор ее белокурые волосы, синие глаза и черные брови. Влюбленный в нее Лермонтов писал: Графиня

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Тайны дома Романовых автора

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА

Из книги 100 знаменитых женщин автора

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА Урожденная Яниш(род в 1807 г. – ум. в 1893 г.) Известная русская поэтесса и прозаик, знаменитая переводчица. Почетный член Общества любителей российской словесности (1859 г.). Ты, уцелевший в сердце нищем, Привет тебе, мой грустный стих! Мой светлый

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Ливен, единственной в русской

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Екатерина Великая и ее семейство автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Дивен, единственной в русской

Павлова Каролина Карловна Урожденная Яниш (род в 1807 г. – ум. в 1893 г.)

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Павлова Каролина Карловна Урожденная Яниш (род в 1807 г. – ум. в 1893 г.) Известная русская поэтесса и прозаик, знаменитая переводчица.Почетный член Общества любителей российской словесности (1859 г.). Ты, уцелевший в сердце нищем, Привет тебе, мой грустный стих! Мой светлый

Бари Нина Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Павлова Каролина Карловна

БСЭ

Павловская Эмилия Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Горбунова Минна Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

ПАВЛОВА, Каролина Карловна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ПАВЛОВА, Каролина Карловна (1807–1893), поэтесса, переводчик 10 Одно, чего и святотатство Коснуться в мире не могло; Моя напасть! мое богатство! Мое святое ремесло! «Ты, уцелевший в сердце нищем…» (1854) ? Павлова К. Полн. собр. стихотворений. - М.; Л., 1964, с.

Педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. Окончила педагогический класс при Саратовской женской гимназии (1882 г.), затем училась на историко-филологическом факультете Московских высших женских курсов (1884-1887 гг.), педагогических курсах Московского общества воспитательниц и учительниц (1887-1889 гг.). В 1882-1903 гг. работала учительницей начальных классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906 г.) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-1918 гг. руководила созданным при обществе первым народным детским. садом в Москве (в 1919 г. вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 г. работала в организованной ею совместно с Е. Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Университете Шанявского. С 1918 г. в Московском отделе народного образования: одновременно консультант по дошкольному воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для детских садов и т. п. В 1930-х гг. занималась главным образом исследовательской работой в области начального обучения.

Педагогическая система Шлегер сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Шлегер, призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Шлегер на начальном этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного педагогического руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в детском саду. На практике в детском саду Шлегер осуществлялась систематическая воспитательная работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности детского сада, был разработан занимательный и близкий к практическим нуждам детей дидактический материал. Стремясь к преемственности между детским садом и начальной школой, Шлегер и Фортунатова предложили и использовали в экспериментальной школе принципы комплексной системы обучения, которые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в том числе формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 г. Шлегер работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания, содержания и методов работы дошкольных учреждений. Многие принципы, обоснованные Шлегер, - единство семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучение психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в методических письмах Наркомпроса, материалах Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию. Большое внимание Шлегер уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 г. школьное обучение начиналось с 8 лет, в детские сады принимались дети до 6 лет). В методических работах по обучению грамоте Шлегер предложила использовать в качестве основного учебного пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник, а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для начального чтения.

Сочинения: Практическая работа в детском саду, М., ; Материалы для бесед с маленькими детьми, в. 1-3, М., 1913-14 (соред.); Особенности работы с детьми семилетнего возраста, Л., 1924; Методическое руководство к букварю, M., 19353 (соавт.).

Литература: Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955.

Москва - Ленинград, Госиздат, 1930. № 1. 32 с.: ил., черт.; № 2. 32 с.: ил., черт.; № 3. 32 с.: ил., черт.; № 4. 32 с.: ил., черт. Тираж 35000 экз. Цена каждой тетради 20 коп. 22,4х17 см. В изд. цветной литографированной обложке в стиле супрематизма. Например, во второй тетради среди прочих иллюстраций силуэты трактора на пашне и покупатель в кооперативе. Необычная счетная тетрадь для первоклассников. Редчайший вариант использования супрематизма в печати для оформления детских учебных принадлежностей!

На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетра­дей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.).

Условно можно выделить несколько причин интереса к данной проблеме.

Первые детские книги математического содержания создавались по аналогии со школьными учебниками. Это позволяло точно определить осваиваемое дошкольниками содержание, наметить его последовательное усложнение; облегчало процесс обучения и развития детей дошкольного возраста. В данном аспекте познавательные книги с математическим содержанием и первые рабочие тетради обычно были адресованы старшим дошкольникам и младшим школьникам и обеспечивали преемственность математического развития на данных возрастных этапах.

Познавательная книга является своеобразным (учителем), вы­ступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Час­то такие книги адресованы родителями и используются в семье в процессе и совместной деятельности воспитателя и детей.

Относительно математического развития дошкольников ценность познавательной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания. В познавательной книге возможно представление математического содержания в наглядной форме:

В литературном сюжете, посредством ярких образов - персонажей, через создание проблемных ситуаций, к решению которых можно привлечь детей;

Изобразительными средствами иллюстрации; такая «двойная» наглядность очень «созвучна» возрастным особенностям дошкольников (эмоциональность, доминирование наглядно-образного мышления, предпочтение игровой деятельности). Книга представляет собой синтез искусств (литературы, графики, полиграфии), и образ, представленный в ней, воспринимается детьми в единстве различных средств выразительности (слова и иллюстрации) (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, Р. И. Жуковская, Л. М. Гурович, В. Я. Кионова). Данные средства как бы усиливают друг друга, способствуют созданию более яркого «обогащенного» образа, облегчают его понимание. В искусствоведческих (Н. Н. Куприянов, В. А. Ватагин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский) и психолого-педагогических работах (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Е. А. Флерина, В. А. Езикеева и др.) представлены основные требования к книге для детей, изучены особенности и закономерности восприятия образа дошкольниками, проявление интереса к книге.

С учетом особенностей книг для детей делались попытки раз­работки познавательных книг для дошкольников. При этом усиление познавательного начала (насыщение математическим, экономическим, естественнонаучным содержанием) не должно было снижать художественной ценности произведения. Обобщая все многообразие познавательных книг с математическим содержанием, условно можно выделить:

1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников;

2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. В зависимости от возраста детей, которым адресованы книги-альбомы, варьируются содержание и цели их применения. Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей - рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова {вверху - внизу, большое - маленькое). Для детей более старшего возраста (5-7-ми лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, тематические - «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т.п. Как правило, в данных энциклопедиях информация представлена в занимательной форме; книги содержат иллюстрации и образные примеры, рассчитанные на особенности старших дошкольников и младших школьников. Энциклопедические варианты книг сами по себе являются средством ак­тивизации интереса детей к познанию нового. Объем книги, формат (обычно А4), множество различных фотографий и рисун­ков, факты, рассчитанные на «зону ближайшего развития», вызы­вают познавательный интерес дошкольников. Представление информации по главам обеспечивает лимитирование времени и содержания занятий с детьми. В ряде книг новая информация представлена в занимательной оболочке - в форме сюжета сказки, истории (В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей» (М., 1993); Л. А. Левинова, К. А. Сапгир «Приключение Кубарика и Томатика, или Веселая математика» (М., 1977); Ж. Житомирский, Л. Шеврин «Математическая азбука» (М., 1980)). Для данных книг характерна интеграция художественных средств (художественная литература и иллюстрации) и познавательной составляющей (ин­формации логико-математического характера). Как правило, в данных книгах присутствуют «сквозные» персонажи, участву­ющие во всех эпизодах и близкие опыту детей; сюжеты и эпизоды часто аналогичны детской жизнедеятельности или повторяют сю­жетные линии известных детям произведений. Идентификация детей с персонажами вызывает эмоциональные переживания и желание помочь персонажу (подсказать, решить задачу, вместе с ним узнать что-то новое и т. п.). Содержание, как правило, структурировано по главам, которые моделируют последовательность занятий с детьми.

Ко второй группе можно условно отнести разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий (3. А. Серова «Знаком­люсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе»). Подобные пособия и книги также могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Как правило, задания в таких книгах представлены в порядке усложнения. Также в книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании; предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге; приводятся некоторые игры (игры типа крестов; игры с обручами и т. п.).

Часто в данных книгах используют различные символы - подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. п.), что позволяет детям, не умеющим читать, ориентируясь на символы, понять содержание задания. На тех же идеях основано и использование рабочих тетрадей, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражне­нии в умениях; развитии логических операций. На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп («Математика - это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программам (Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математическая тетрадь для дошкольников»; Соловьева Е. В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»).

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений. Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности. С учетом особенностей книг для детей делались попытки раз­работки познавательных книг для дошкольников. При этом усиление познавательного начала (насыщение математическим, экономическим, естественнонаучным содержанием) не должно было снижать художественной ценности произведения.

Фортунатова, Елена Яковлевна , авт. учебных пособий. В соавторстве с Л.К. Шлегер (1863 – 1942) и др. сост. учебные пособия, изданные в Москве: «Первые шаги. Азбука и первое чтение после азбуки» (1912; неск. изд.) – в соавторстве с Л.К. Шлегер; «Второй и третий год обучения в начальной школе (из опыта экспериментальной школы)» (1915); «Крестьянство как союзник рабочего класса. Очерк» (Л., 1926); «Школа и деревня. Букварь и книга для чтения» (1926; неск. изд.); «как работать со счетными тетрадями. Метод. указ. для учителя» (1929); «Картинки и слова. Для второго года обучения» (1929); «Зима. Вторая тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Картинки и слова. Для третьего года обучения» (1930); «Будь готов. Книга для работы во второй группе деревенской школы» (1930; неск. изд.); «Весна. Третья тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Осень. Первая тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Когда это бывает? Наблюдения природы» (1932; неск. изд.); «Книга для чтения» (1933; неск. изд.); «Букварь» (1933; неск. изд.); «Краевая учебная книга для школ Московской области. Ч. 1» (1934); «Методич. руководство к Букварю» (1934; неск. изд.); «Наглядность на уроках объяснительного чтения» (1936; неск. изд.); «Мурашкинская начальная школа» (1937); «Методич. указания к таблицам по русскому языку» (1938); «Учебник русского языка. Для второго класса начальной школы» (1947); «О работе с детьми семилетнего возраста» (1949).

Так в букваре Е. Фортунатовой и Л. Шлегер нашла отражение кадровая политика партии:

В городе

Был хозяин на заводе

Нас он в голоде держал

У него отец Володи

За станком весь день стоял.

Уж давно с того завода

Богатей тот убежал

И теперь отец Володи

Управлять заводом стал

В деревне

Близ деревни жил-был барин

Дом-дворец, как роща сад

У него отец Евгеши

Холил малых жеребят.

Уж давно-давно тот барин

Из деревни убежал.

И теперь отец Евгеши

Управлять совхозом стал.

Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер (1863-1942) началась в 1882 г., а с 1905 г. она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях. Однако уже вскоре они были вынуждены установить элементы организованного воздействия на детей, а затем ввели так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы, перейдя фактически к планированию работы народного детского сада. В то же время воспитательная работа не объединялась какой-либо единой программой или целью.

В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств. Л. К. Шлегер оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. После Великой Октябрьской социалистической революции она активно участвовала в развитии теории и практики советского дошкольного воспитания.

Московское отделение своим влиянием охватывало район Марьиной рощи, тогдашней окраины Москвы. Характерны для этого района в 20-х годах были сильно развитая кустарная промышленность, небольшая сеть культурно-воспитательных учреждений. В Московском отделении не было широкой сети учебно-воспитательных учреждений. Сюда входили Центральный детский сад (руководитель - Л.К. Шлегер) и первая трудовая школа (руководитель – К.В. Полтавская), но зато центр научно-педагогической и пропагандистской работы был очень сильным. Здесь находилась школьная и дошкольная педагогическая выставка, отдел педагогических материалов. Педагогическая библиотека с отделением на иностранном языке, педагогический техникум со школьным и дошкольным отделениями.

С 1920 по 1923 год в составе первой опытной станции было ещё несколько учреждений (детский дом в Очакове под руководством Д.И.Петрова, клуб «Детское гнёздышко» во главе с И.Г.Розановым)» (Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993, с. 35).

«Первая трудовая школа была базовой для 16 школ района Марьиной рощи, которые под руководством работали над педагогическими проблемами» (Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993, с. 37)

«Особенно интересно была поставлена работа в Центральном детском саду в Москве, где собрался коллектив опытных сотрудников, пионеров строительства детского сада в России (Л.К. Шлегер, Е. Шабад, Е. Флерина и другие). Центральный детский сад не ограничивался внутренней работой. Он являлся центром пропаганды идей дошкольного воспитания, охраны здоровья детей и изменения окружающего быта в обслуживаемом районе. Пропаганда носила не только просветительный характер (консультации, выставки и т.д.), но и действенный. Коллектив детского сада выступал в Москве инициатором строительства площадок, детских садов на общественных началах» (Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993, с.37).

Педагогические идеи Л.К.Шлегер

Презентацию составила Кынтоярова Айталина Константиновна

Воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ №84 «Искорка» г.Якутск Республики Саха(Якутия)


Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители .


Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.



, Биография

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительни ц.




Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада .


В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников .



Л.К. Шлегер разработала принципы свободного дошкольного воспитания: 1) дети имеют право на собственную жизнь ; 2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст ; 3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре; 4) свободная работа служит нам показателем роста; 5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; 6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; 7) наша роль – помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая» .



Наряду с воспитательно‐учебной деятельностью Луиза Карловна разработала формы и методы работы по организации детского сада. В 1906 г. она организовала кружок педагогов‐дошкольниц, а в 1914 г. начала широко пропагандировать дошкольное дело, став одним из лидеров в этой области. Шлегер преподавала «дошкольное дело» на. Шлегер считала, что дошкольная педагогическая работа должна проводиться так, чтобы теория непрерывно проверялась на практике, чтобы практика непременно обосновывалась теорией. Луиза Карловна настаивала на том, чтобы на курсы приходили мотивированные слушатели, имеющие опыт практический работы.



Л. К. Шлегер первая из группы педагогов общества “Детский труд и отдых» предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.