Недавно при Северном государственном медицинском университете открылась психотерапевтическая служба. Она интереснее тем, что впервые работает по специальным программам. Их восемь: "Вы и мир вокруг", "Мир семьи", "Психологическое тестирование", "Беременность", "Подросток", "Ребенок", "Здоровье", "Трезвая жизнь".
Сегодня психолог службы Анна Кузнецова рассказывает о внутриутробном воспитании, то есть о воспитании ребенка от зачатия до рождения.
С первых дней у плода начинают развиваться все системы, в том числе и мозг. И доказано, что сознание у будущего ребенка активно формируется с четвертого месяца беременности. Даже чуть раньше, чем мама ощущает шевеление плода.
Анна Алексеевна, известно, что женщине, да и ее партнеру перед зачатием ребенка следует вести здоровый образ жизни. А что можно посоветовать еще будущим родителям, исходя из вашей программы?
Очень важно гармонизировать взаимоотношения между супругами. Известны реальные случаи, когда из-за конфликтов между мужчиной и женщиной даже до беременности и, тем более, во время нее, рождался ребенок с неуживчивым характером. С детства и после - в подростковом, юном возрасте он испытывал трудности в общении, как дома, так и в школе, как со взрослыми, так и со сверстниками. Сами понимаете, насколько сложна жизнь людей конфликтных. Из-за этого не реализуются отпущенные природой способности, не складываются благополучные семьи... Значит, если родители желают счастья своему будущему ребенку, надо еще до его зачатия наладить свои отношения. Они должны быть дружелюбными, теплыми, заботливыми, бережными и любовными. Почему? Да потому что плод с самых ранних пор будет чувствовать эти отношения.
Мама забыла, сын - нет
Подтверждения тому, что плод чувствует, запоминает, накапливает информацию - достаточно. Приведу случай реальный. Родился вполне нормальный младенец, мальчик. Никакой патологии, никаких серьезных отклонений от нормы в психическом и физическом развитии. Но была у него одна особенность - он боялся воды! Как только его погружали в ванночку для купания, ребенок заходился в отчаянном крике. Плакал испуганно, протестующе. Но ведь обычно дети любят купаться! А дело оказалось вот в чем. Мама, находясь на пятом месяце беременности, поссорилась с мужем. Она была молода, с характером импульсивным, к тому же беременность обострила эмоции. Словом, от обиды женщина решила - жить так просто невозможно. Решила утопиться. Пошла на реку. Вошла в воду, все дальше, дальше. Вода уже закрывала плечи. Но, к счастью, благоразумие перевесило чувство обиды и женщина вернулась на берег. После она помирилась с мужем и попытку самоубийства постаралась забыть. Но ребенок, как выяснилось позже, не забыл. Потому и родился с отчаянным страхом перед водой.
Настрой на любовь
Анна Алексеевна, наверное, важно, чтобы решение о рождении ребенка было у супругов обоюдным? А то ведь бывает, женщина беременеет, чтобы привязать к себе мужчину, укрепить семью...
Безусловно, это очень важно. Вообще, даже если ребенка зачинают по обоюдному согласию, важен мотив этого решения. Если заводить ребенка, чтобы у родителей были внуки, или чтоб муж не ушел, то это неблагоприятная ситуация. Может показаться чудом, но ребенок чувствует, зачем он появляется на свет. И не стоит желать определенный пол ребенка. Потому что, если, например, мама мечтает о дочери, то это будет неблагоприятно сказываться, когда в утробе развивается мальчик.
Анна Алексеевна, к сожалению, реальная жизнь далека от идеала. И многие женщины после зачатия месяц-два раздумывают: оставить или нет ребенка. Как скажутся на развитие плода эти сомнения?
Важен настрой женщины. Если она твердо решила все-таки стать мамой, надо не мучиться виной, а настроить себя на любовь к будущему ребенку. И в течение беременности дать возможность почувствовать ребенку, что его ждут, что он желанный. То, как чувствует себя беременная эмоционально, плоду передается на физическом уровне. Например, если женщина испытывает отрицательные эмоции, то плод может страдать от гипоксии - от недостатка кислорода. Этому есть объяснение. Известно, что у беременных наблюдается повышенная сонливость: иные "спят на ходу". Это самозащита организма от негативных внешних влияний. По тому же принципу защищается плод. Но "спячка" для плода не полезна - это по сути нарушает его нормальное развитие.
Мама, папа, рисуйте!
Когда мы говорим о воспитании ребенка любого возраста, то советуем родителям начинать с себя. Так и с воспитанием плода. Маме нужно с самого начала беременности обрести душевный покой, проникнуться чувством радости от того, что она вынашивает ребенка, ждет его. Идеальный вариант, когда ее в этом поддерживает мужчина. Чтобы их чувства пришли в единение, в согласие, хорошо бы вместе сесть и порисовать, попеть. Это из методов арттерапии - из разряда благотворного влияния искусства. Что рисовать? Что угодно. Можно будущего ребенка. Можно себя самих, свой дом. Рисунок передает то, что мы не привыкли или не умеем высказать словами. И когда супруги вместе рисуют, то будущий папа лучше понимает чувства будущей мамы, он тоже становится как-бы "немножко беременным". А для психолога эти рисунки интересны тем, что раскрывают настроение женщины - через образ, через цвет. Зная истинное эмоциональное состояние будущей мамы, психолог может помочь его улучшить, что в конечном счете пойдет на пользу ребенку.
Пусть музыка звучит
Кроме рисования огромное значение имеет музыка. Начнем с того, что плод находится в околоплодной жидкости, потому чутко реагирует на звуковые колебания. Мы рекомендуем слушать музыку классическую, но определенную на различных сроках беременности. Годится и не так давно появившаяся музыка релаксации: музыка ветра, моря. А по месяцам беременности можно так распределить произведения: на первом триместре - музыка 16-го века, во втором - 17-18-го, а перед родами - 19-20 веков. Но на любом периоде музыка должна быть как бы "услаждающая слух", ни в коем случае не агрессивная. Как слушать - это тоже важно. Надо это делать ежедневно в течение, примерно, часа. Стоит учесть: чем младше плод, тем хуже он слышит. Потому применяются приспособления. Самое простейшее: к магнитофону прикреплять трубочку с воронкой и воронку прикладывать к животу около пупка. Еще важно - маме нужно петь. Для ребенка ее голос - самый лучший в мире. И когда он родится, то легко будет успокаиваться от знакомого и родного голоса. У него будет то же чувство защищенности и безопасности, как в материнской утробе. Лучше петь колыбельные песни. И даже на разных языках. В будущем ребенок легче освоит иностранный язык. А если мама будет читать вслух красивые сказки, хорошую детскую литературу, то впоследствии у ребенка будет гораздо меньше проблем со школьным обучением. Но, конечно, не стоит доводить благое дело до абсурда: так, например, есть сторонники обучения плода математике, физике и даже информатике! Конечно, информация - вещь полезная. Но главное для ребенка - не загруженность познаниями, а ощущение родительской любви, чувство защищенности, нужности, безопасности. Тогда из него вырастет уверенный в себе человек, любимый, любящий и счастливый.
Роды без страха
Папы, в силу объективных причин, не могут так тесно общаться с плодом, как мамы. Но все равно для такого общения они должны выкраивать время. Погладить живот, поговорить с будущим ребенком, тоже песенку спеть, стихи прочитать - это все важно для самочувствия и нормального развития плода. И залог будущих хороших отношений между папой и сыном или дочкой. К сожалению, несмотря на все рекомендации, беременная женщина не может находиться постоянно в благодушном состоянии. Приходится ей и нервничать, и огорчаться, и всплакнуть. В таких случаях нужно объяснять будущему ребенку свое состояние - да, мама понервничала, обиделась, но она уже успокаивается и так далее. Для чего эти объяснения? Для того, чтобы не травмировать психику плода. Чтобы сгладить воздействие отрицательных эмоций на будущего ребенка. И кстати, такие объяснения помогают маме контролировать свои чувства. А в целом программа воспитания ребенка от момента его зачатия до рождения совершенно избавляет маму от страха перед родами. Значит, появляется большая вероятность того, что роды пройдут легко и без осложнений.
Вопрос внутриутробного развития и знаком и одновременно незнаком как многим будущим родителям, так и многим специалистам, в том числе и медикам. Хочу коснуться темы внутриутробного развития ребенка.
Многие ученые, которые сейчас занимаются проблемой внутриутробного развития, накопили достаточный багаж знаний, раскрывающий нам те потаенные моменты, те процессы в развитии ребенка, которые происходят сокрыто, невидимо. В этот период из зиготы формируется маленький человечек. Во многом он похож на нас, во многом очень отличен. За эти девять месяцев внутриутробного развития происходит очень много изменений в формировании будущего человека. Многие моменты ученым известны. Но многие остаются сокрыты. И если Господь по Своей воле, благодаря достижениям современной науки, открывает секреты того, что происходит внутриутробно, то, возможно, многим это поможет нам более ответственно относиться к этому периоду в жизни младенца.
Что должны знать мы, исходя из того многовекового опыта, который накопило человечество? Внутриутробный период сейчас описывается учеными, использующими научно-технические достижения, определенную аппаратуру, позволяющую как бы заглянуть в потаенные уголки, раскрыть знания о тех или иных явлениях. Но знали ли об этом люди раньше, не имея этой аппаратуры? Да, знали.
Господь умудрял их, раскрывал Свои секреты, иногда непосредственно матери, сверхъестественным образом, иногда духовным лицам, с которыми встречались будущая мать или отец. Потому что все — в ведении Творца. Им мы сотворены, и то дитя, которое мать носит в своей утробе, тоже сотворено Богом. Родители должны всегда помнить, что дитя — это не их собственность, дитя — это дар Божий .
Давайте немножко порассуждаем о тех моментах, на которые родители часто не обращают внимания. Ребенок развивается внутриутробно. Так ли он отделен от нас? Так ли обособлен от остальных окружающих его людей? Целый ряд современных исследований повествует о том, что дитя очень четко реагирует на те или иные изменения окружающей среды. Я не имею в виду экологию, об этом известно много. Я сейчас имею в виду чисто человеческие отношения, то есть какие-то размолвки в семье, скандалы, гнев, переживания матери, переживания отца. Так ли они бесследны для ребенка? Что об этом повествует наука?
В ряде работ есть такие наблюдения. Если на определенном сроке беременности отец будущего дитяти кладет на живот матери руку и говорит ей что-то приятное, ребенок начинает определенным образом реагировать: он двигается (есть даже такие снимки, которые свидетельствуют, что малыш начинает улыбаться), то есть у него проявляется положительная мимика. Если же, наоборот, отец, даже не кладя руку на живот, произносит какие-то гневные слова по отношении к своей жене, к матери будущего ребенка, то малыш реагирует по-другому: у него появляются несколько другие движения, и мимика лица очень похожа на плачущее, грустное выражение.
Более того, если даже отец ребенка через какой-то промежуток времени не будет подходить к матери, а просто говорить какие-то фразы, малыш все равно будет реагировать. Работы проводились всевозможные, то есть с использованием компьютеров, использованием определенных сложных съемочных аппаратов, аппаратов УЗИ, аппаратов определения биохимического состава околоплодной жидкости при различных состояниях матери. Это довольно дорогостоящие обследования, и потом они, наверное, для женщины не совсем приятные. Те, кому это интересно, могут дополнительно изучить эту литературу. В ней можно найти подтверждение тому, что ребенок уже внутриутробно через свою мать узнает также и родного отца, потому что, общаясь с матерью, отец опосредованно как бы общается и со своим будущим чадом.
В свое время, давая совет желающим вступить в брак, Иоанн Златоуст сказал: «Рожденное дитя при взгляде на родителей, тотчас узнает их, еще не умея говорить» . Вот так великий вселенский святитель немножко приоткрыл завесу тайны, которую только в последние десятилетия открывает наука.
Мы-то об этом не знаем, а ребенок знает. Если бы он умел говорить, то многое бы нам рассказал из того, что он успел подглядеть, подслушать (если так можно образно выразиться), когда он находился внутриутробно, в то время как был закрыт от всех, но все были открыты для него.
Можно предполагать, что младенец уже знает ту обстановку, в которой живут его родители, что, наверное, он даже привыкает к каким-то определенным запахам, которые находятся в том или ином помещении. А знание о том, что дитя реагирует на то или иное состояние матери, особенно душевное и духовное, мы находим в самой святой из всех книг — в Евангелии.
Давайте вспомним, как повествует евангелист Лука о той встрече, которая произошла между Пресвятой Девой Богородицей и Елизаветой: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ().
Вот удивительное выражение: «взыграл младенец радостно во чреве моем».
А что нам известно о таком величайшем светильнике Земли Русской как Сергий Радонежский? Вот что описано в книге «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца».
Когда преподобный был еще в утробе, мать стояла в церкви. Началась литургия. Пропели Трисвятое, и вот незадолго до чтения Святого Евангелия вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул, так что многие, которые находились рядом с нею, обратили внимание. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул еще раз, причем так громко, что голос его был слышен во всей церкви. И, наконец, когда священник возгласил «Вонмем! Святая — святым!», младенец вскрикнул в третий раз. Смущенная, мать едва не упала от страха. Она начала плакать. Как прореагировали окружающие? Они слышали детский крик, но не видели самого младенца. Они были поражены. Вот так повествует нам Господь через святых о сокровенном состоянии внутриутробного развития ребенка и о духовном влиянии родителей на этом этапе.
Поэтому будущим родителям должно помнить, что очень-очень важно, чтобы их будущее чадо было здорово не только физически, но и душевно, психически и обязательно духовно. Будущим родителям, конечно, перед вступлением в брак обязательно нужно поговорить со своим духовником или, если нет такого, то с любым другим священником. И обязательно прочитать как можно больше литературы по воспитанию детей и особенно литературы православной.
Рекомендую прочитать труды святителя Иоанн Златоуста, который дает очень много советов не только будущим родителям, но также и желающим вступить в брак. В его трудах можно почерпнуть знания о том, как Господь по милости Своей дает возможность разрешения многих проблем, которые возникают еще до рождения ребенка. Именно по мудрости родительской это становится возможным. Желательно прочитать житие преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, где можно почерпнуть много полезного для себя и своих будущих детей.
Глубинная мудрость, которую сегодня пытаются восполнить через книги, раньше передавалась по-другому: от старшего поколения к младшему, посредством традиционного многодетного семейного уклада. Старики всегда жили с молодежью, вплоть до нескольких поколений, то есть дочери, сыновья со своими семьями жили как бы в одной семье, если это была крестьянская семья. Если это были дворяне, то обязательно, даже в случае, когда они жили не вместе, а на отдалении, поддерживались близкие отношения между родителями и детьми. Мать готовила девочку к семейной жизни, она ей давала все те необходимые знания, которые превращали ее в девушку. И когда та выходила замуж, обязательно получала определенные советы и рекомендации. А уж когда рождался ребенок в семье, то, помимо специальной няни, все представители старшего поколения принимали необходимое участие в поддержке мамы, родившей ребенка.
К сожалению, сейчас в большинстве семей эта преемственность знаний нарушена. И многое из того, что знали наши бабушки и прабабушки, до современных семей не дошло. Наверное, это определено обыкновенной гордыней молодежи. В чем-то молодые папы и мамы считают себя умнее, грамотнее бабушек и дедушек, в чем-то современнее. Может быть, дело еще в том, что сейчас нет больших семей, утрачена традиция многодетной семейственности. Каждый старается жить в отдельности, и, если происходит какое-то общение, то оно кратковременно. При долговременном же общении в ряде семей возникают конфликты. Чем они обусловлены? Можно предположить, что люди в своем воспитании отошли от Господа, они забыли заповеди и, в частности, заповедь: «Чти отца и матерь свою». И как результат, возникают ссоры, конфликты. Нет смирения, нет кротости, нет терпения. И то, чего нет у нас, того нет и в детях наших. Не потенциально, а в воспитании этого нет.
И мы видим, что ребенок, который до десяти лет рос вроде бы послушным, хорошим, в период самостоятельной жизни, подростковой, то стал дерзить, стал чуждаться отца и матери. Родители удивляются: откуда это? Если родители посмотрят на себя взглядом постороннего наблюдателя, вспомнят немножечко себя в этом возрасте, то, как ни прискорбно поведение ребенка, все же оно очень напомнит их поведение. Только более сконцентрировано, более грубо.
Рассказывая о важности периода внутриутробного развития, хочу напомнить, что благодушное отношение к будущему ребенку должно сохраняться не только со стороны матери и отца, но и ближайших родственников, которые в той или иной степени будут участвовать в воспитании, окормлении младенца. В подтверждение этих слов поделюсь с вами такой историей.
Расскажу об одной девочке, которой сейчас шесть лет. Это обаятельное существо, подвижное, неусидчивое и очень говорливое. А история этого милого ребенка такова. У отца этой девочки второй брак, мать девочки моложе отца, отец не крещен, брак зарегистрирован граждански, но не освящен в Таинстве венчания. Со стороны свекрови поначалу были негативные проявления, невестка была не столь желанна в данной семье. И когда свекровь узнала о том, что сын и невестка ждут прибавления, ждут малыша, это было встречено крайне негативно. Более того, будущей матери ребенка было высказано, что лучше если бы этого ребенка вообще не было, лучше бы он не выжил.
Даже сейчас, по прошествии нескольких лет, мать воспоминает это с очень большой внутренней болью, со слезами на глазах. Кроме того, было известно, что беременности предшествовал аборт. Сама беременность, судя по такому отношению свекрови, психологически была отнюдь не безоблачной. Эти переживания женщины плюс физические недуги, которые сопровождались необъяснимыми кровотечениями, привели к тому, что ребенок родился раньше срока. Но роды были нормальными, женщина чувствовала себя хорошо, девочка родилась очень милая, хорошенькая.
На первом месяце не было никаких предвестий грядущих неприятностей. Через какой-то промежуток времени выяснилось, что у девочки врожденная гидроцефалия, а этот недуг в большинстве случаев требует хирургической коррекции, что было и сделано. Причем хирургическая коррекция была неоднократная, но, по милости Божией, все это компенсировалось. Кроме того, девочке проводилась определенная медикаментозная терапия, что позволило убрать те негативные последствия, которые вызывают гидроцефалию. Также, по милости Божией, это чадо своим появлением умирило отношения в семье и расположило к себе свекровь, как отмечает сама мама.
Нельзя однозначно сказать, что именно отношение свекрови вызвало какие-то изменения со стороны ребенка, нет. Наверное, все в целом: и предшествующие аборты, и физические недуги мамы и папы новорожденной, и неблагоприятная психологическая обстановка в семье, которая сопровождала беременность. Все это в комплексе и вызвало состояние, которое проявилось до рождения и на первом году жизни ребенка.
Родители всегда должны помнить, что именно в это время, в этот внутриутробный, потаенный период закладываются не только органы и системы ребенка, не только пол, не только все, что необходимо для жизнедеятельности, но и характер ребенка. Его отношение к миру тоже формируется в этот период, потому что он не отделен от отца и матери. Если отец и мать — благочестивые христиане, это будет одно дитя. А если отец и мать сквернословят на каждом шагу, пропускают рюмочки одну за другой, не забывают утащить что-то с работы, это будет совсем другое дитя, и проблемы будут совсем другие.
Если даже внешне семья будет выглядеть нравственной, но мать или отец имеют потаенные, темные мысли, заражены вирусом непомерной обидчивости, ревности, жадности, зависти, то ребенок будет вовсе иной. Об этом всегда родителям надо помнить. Можно предположить, что во время внутриутробного развития ребенок имеет определенные переживания, приобретает какой-то определенный жизненный опыт.
Татьяна Костенко, детский врач
Почти все будущие мамы мысленно устанавливают контакт со своим еще не родившимся ребенком. Они знают, когда он спит и когда бодрствует, чувствуют, оживлен ли он или остается совершенно спокойным. Это «вслушивание в себя» для многих женщин является бесконечно прекрасным переживанием. Ребенок в свою очередь реагирует на нежные мысли, ласковое обращение и игры радостным шевелением.
Многие, особенно папы, скептически относятся к таким занятиям, мол, ну что может понимать выпуклый животик? На самом деле, общение в утробе чрезвычайно полезно как для малыша, так и для членов семьи.
Это важно!
Разговор с животиком можно начинать с первых дней беременности, и просто необходимо с 14-16 недель. Исследования показали, что в этом возрасте кроха поворачивает голову к источнику звука, вздрагивает и закрывает личико при резких звуках.Общайтесь с животиком и ваш малыш вас услышит!
Но какую пользу способны принести беседы с малышом в животике ?
- В огромном потоке звуков малыш, находящийсяв утробе матери, способен выделять знакомые голоса и различать интонации. Так, во время ссоры родителей, кроха в животике может вести себя тревожно. Спокойный голос матери или тихое пение, напротив, успокаивают.
- После родов, слыша привычные голоса и звуки, знакомые песенки или музыку, младенцу проще справиться с послеродовым стрессом и почувствовать себя защищенным в новом большом мире.
- Между будущей мамой и малышом протекает обмен не только веществ, но и эмоций. Испокон веков люди замечали, что яблоко от яблони недалеко падает. У спокойной мамы, как правило, рождаются уравновешенные и послушные детки. Если мама много нервничала и переживала во время беременности, то ребенок легко возбудим и гиперактивен. Тихое общение с малышом в животике и погружение в атмосферу любви к нему поможет отстраниться от житейских проблем.
- Беседы папы с животиком полезны не только для малыша, но и для самого папы. Это помогает свыкнуться с ролью отца, и в дальнейшем быстрее преодолеть послеродовую депрессию, которая у мужчин встречается не реже, чем у женщин.
- Существует мнение, что способность к овладению речью и изучению иностранных языков закладывается во внутриутробный период. Малыши в животиках уже способны различать фонетику речи, поэтому заниматься развитием будущих Ломоносовых можно начинать в утробе.
Приемы , которые помогут наладить общение с малышом в животике :
- Язык движений
Животик растет, и вы все явственнее начинаете ощущать своего ребенка. Болтайте с ним и учитесь понимать его «язык» — язык движения . Малыш двигает ручками и поэтому возникает чувство «бабочек» в животе, а толчки и удары происходят от того, что он дрыгает ножками. Сосредоточьтесь на этих движениях, попробуйте разгадать, где ручка, где ножка. Поиграйте с ребенком, ведь малыши в утробе могут реагировать на прикосновения и поглаживания.
- Игры с животиком
Игры с животиком не должны быть слишком активными и шумными. Прикосновения — нежные, голос – с ласковыми интонациями.
Топ ногой, топ другой (постучите пальчиками и по животу )
Я большой уже такой (широкими движениями сверху вниз погладьте живот )!
И шагают сами (пальцы «шагают» )
Ножки прямо к маме (погладьте живот по часовой стрелке ).
Как на этой на неделе
Прилетели две тетери ().
Походили-пощипали (слегка пощипайте кожу по часовой стрелке )
Походили-поклевали (постучите пальцами )
Посидели-посидели (очень легкие похлопывания )
И обратно улетели (круговые движения рукой по животу по часовой стрелке ).
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери (поглаживания сверху вниз ).
Мы тетерок будем ждать —
Дадим им крошек поклевать (постучите пальцами ).
- Беседа втроем
Приобщайте к играм и беседам папу. Сядьте с мужем на пол. Пусть он прислонится спиной к стенке. А вы устройтесь между его раздвинутыми ногами. Положите вместе руки на ваш живот. Мысленно сконцентрируйтесь на ребенке, пошлите ему нежные слова и чувства. И скоро вы сможете «услышать» его. Он прижмется изнутри к вашим рукам.
- Проводник в ЕГО мир
Многим родителям интересно знать, как чувствует себя малыш в животике, все ли с ним в порядке, как он переворачивается, как бьется его сердечко. Для более тесного общения учеными изобретен электронный стетоскоп Graсo. Им целесообразно пользоваться со второго триместра. Прикладываете стетоскоп к животу, надеваете наушники и прислушиваетесь к таинственной жизни внутри животика.
Проведите эксперимент: говорите, играйте с малышом и с помощью стетоскопа наблюдайте реакцию. Скорее всего, малыш откликнется на ваши слова. При желании звуки можно записать и оставить на память первые моменты общения с ребеночком. Вот такое чудо техники. Кстати, пишут, что он абсолютно безопасен, а слушать можно всей семьей.
- Мысленное путешествие
Сядьте или лягте поудобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и вслушайтесь в себя. Положите одну руку на лобковую кость, а другую – на крестец. Ваши руки охватывают теперь матку, а значит, и ребенка. Попытайтесь мысленно увидеть свое тело изнутри. Что бы вы себе не представили, — правильно. Насладитесь этим моментом и медленно возвращайтесь назад из вашего «путешествия» .
- Есть контакт!
Существует интересная методика общения , которая поможет вам лучше понять своего малыша, установив эмоциональный контакт с ним.
Понаблюдайте за шевелениями ребенка и отметьте то время, когда они интенсивнее всего. Это и будет время контакта. Теперь выберите способ общения: поглаживание, похлопывание, легкое постукивание, на ваше усмотрение. Вначале можно поздороваться с малышом, а затем спеть песенку или прочитать потешку. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.
В выбранное время дождитесь шевелений и начинайте тактильно-голосовое воздействие. Повторите несколько раз с короткими перерывами. Общайтесь с крохой таким способом около 10-20 минут ежедневно. После нескольких сеансов вы заметите обратную связь - малыш будет толкаться в то место, где вы в данный момент гладите живот. Спустя некоторое время, когда ребенок начнет регулярно отвечать на ваши действия, можно установить другой момент для сеансов связи, возможно уже с папой.
- Уроки музыки
Учеными доказано, что прослушивание качественной музыки (классической, народной) во время беременности укрепляет нейроны ребенка, способствует лучшему развитию головного мозга. Внутриутробные уроки музыки развивают способности к обучению и музыкальный слух.
Главное, чтобы музыка нравилась будущей маме и вызывала у нее положительные эмоции, тогда позитив ощутит и ребенок. Привыкнув к определенному жанру музыки во внутриутробном возрасте, родившись, малыш наверняка разделит мамины предпочтения. Знакомые мелодии будут радовать и успокаивать. Важно не включать музыку слишком громко, так как резкий звук может испугать малыша.
- Колыбельные, сказки, стихи
Читайте животику сказки, стихи или , напевайте колыбельные песенки .
У каждого литературного произведения есть свои ритм и мелодичность. Эти свойства сказок и стихов благотворно влияют на формирование речи ребенка еще в утробе матери. Ребенок слышит и впитывает, а после рождения узнает знакомые ему ритмы и мелодии сказок, которые слышал, еще находясь в животике.
Читая ребенку в период беременности, вы не только сможете научиться успокаивать малыша с помощью мелодичности текста сказок, но и посеете в малыше любовь к слушанию, что в будущем, несомненно, сослужит вам хорошую службу.
Колыбельные среди детских песенок вне конкуренции. Для исполнения колыбельных не нужны вокальные данные. Главное, чтобы песня вам нравилась, и вы пели ее с любовью к вашему крохе.
Перед сном или в минуты уединения, устройтесь поудобнее, положите ладонь на живот и тихонько напевайте. Скоро вы почувствуете, что ребеночек затихает от вашего пения и отвечает на него ласковыми шевелениями.
Прослушивание стихов, сказок и колыбельных дает отличные предпосылки для формирования речи и органов слуха. Это своеобразный урок лингвистики для вашего любимого пузожителя.
Таким образом, разговор с животиком — сплошная польза для всех членов семьи. Эмоциональный контакт и теплое общение с мамой в утробе способствуют гармоничному развитию ребенка, а также раннему внутриутробному воспитанию. У беременной разговор с любимым крохой сглаживает ощущения усталости, страха и беспокойства. И маме и папе общение втроем помогает лучше осознать их новые роли и морально подготовиться к рождению долгожданного малыша.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
А какое же оно, развитие еще не родившегося ребенка? Может ему нужно вслух и громко читать умные книги, философские трактаты, разговаривать с ним на иностранных языках и озвучивать законы физики? На самом деле все вовсе не так сложно и мудрено, как может показаться при незнании вопроса.Прежде всего внутриутробное развитие крохи зависит от состояния его мамы. Но это состояние связано не только с режимом дня, и . Не менее важную роль в процессе развития будущего малыша играет и моральное состояние мамы в период беременности.
Думаю, ни для кого не является секретом то, что все будущей мамочки передаются и ее малышу путем выброса определенных гормонов в кровь. И то, какие именно это будут гормоны зависит от самой женщины, прежде всего.
Что именно оказывает положительное влияние на внутриутробное воспитание и развитие ребенка?
Собственно, любое занятие, приносящее будущей мамочке удовольствие, ощущение радости, вызывающее ее интерес, сказывается наилучшим образом на психоэмоциональном здоровье как самой мамы, так и малыша. А занятия могут быть разными: рисование, лепка из глины, пение, танцы, рукоделие, письмо, кулинария… Перечислять можно долго.Конечно, эндорфин, получаемый от занятий пилатесом, йогой, аквааэробикой и прогулками, тоже не стоит списывать со счетов. Но зачем себя ограничивать только этим? Весь период беременности можно наполнить яркими ощущениями улыбками и удовольствием в значительно большем количестве и вариантах. Важно только приучить себя замечать любую приятную мелочь и получать от нее удовольствие. А еще лучше, если вы научитесь не только единолично наслаждаться позитивными моментами, но и делиться таковыми с окружающими вас людьми. Таким образом хорошее настроение будет исходить от вас и ответно возвращаться.
Наслаждаться можно абсолютно всем, начиная от утреннего чая с мятой или молоком и мягкого свитера, заканчивая обменом любезностями с соседкой или просмотром хорошего фильма. Каждый момент даже незначительного выброса гормона счастья пойдет только на пользу. Отбросьте в сторону грустные мысли и негативный настрой, просто представьте, что вы собрали их в одну коробку и разом выбросили. Не позволяйте себе погружаться в эмоциональное ненастье, пусть лучше оно выражается в дождике за окном, после которого обязательно появится солнце.
Методики внутриутробного развития ребенка
1. Цветотерапия
Возможно, оказавшись в положении, некоторые из будущих мамочек заметили, что начали нравиться те цвета, которые раньше не вызывали особой к себе приязни, захотелось окружить себя чем-то более ярким, насыщенным, разнообразием каких-то оттенков. И это хорошо. Позитивное влияние цветотерапии на самоощущение мамочки, что, передается и крохе в животике, является уже доказанным.Даже обычным людям советуют окружать себя оранжевым цветом при ощущении уныния и для борьбы с депрессией. Влияние же зеленого и синего считаются успокаивающим, умиротворяющим. В общем, если вы понимаете, что какой-либо из цветов или оттенков стал весьма приятен глазу и наличие его в гардеробе или предметах быта вызывает положительные эмоции, просто получайте от этого удовольствие.
Занятие живописью и просто рисование также можно присоединить по характеру влияния к цветотерапии. В процессе работы с красками вы сможете играть с цветами создавать путем смешивания разные оттенки, к тому же выражать при помощи палитры то, что захочется, будь то пейзаж, портрет или натюрморт. А может вам понравится передавать всю многогранность моря в разном его состоянии? Дерзайте!
2. Музицирование и прослушивание музыки
Очень важна музыка, которую вы слушаете вынашивая малыша. Никто не ограничивает в выборе стилей, и понятно, что кому-то нравится рок, кому-то клубные направления, а кто-то предпочитает джаз или альтернативную музыку. Стилей много и все они разные. Каждый волен слушать то, что ему нравится. Но если говорить о том, какая музыка позитивно влияет на так званое внутриутробное воспитание ребенка, то здесь стоит рассмотреть определенные нюансы.Во-первых, все мы знаем, что человек на 80% состоит из воды, а молекула воды поддается вибрации. Эта вибрация может быть как положительной, так и отрицательной.
Помню смотрела когда-то передачу, в которой ученые изучали строение снежинок, создающихся искусственным путем из воды при воздействии звуков разных частот. При звучании одних снежинки получались симметричными, ажурными, а при звучании других, выходили хаотичной формы.
То же воздействие оказывают звуки и музыка в частности на нас и ребенка, находящегося пока в животике. Пусть не полной мерой, но малыш слышит то, что звучит извне. Классическая музыка, например, влияет на деток положительно, она может либо успокаивать, умиротворять их, либо вызывает интерес и желание проявить свою реакцию в виде легких толчков. Громкая же музыка, сопровождающаяся резкими звуками, криками и быстрым темпом, приводит малышей в нервное возбуждение, вызывает гиперактивность, может даже быть причиной стресса.
Бытует мнение, что если на третьем триместре ставить перед сном одну и ту же умиротворяющую музыку, то после рождения ребеночек будет быстрее засыпать услышав уже такую знакомую мелодию. А еще, музыка с которой вы будете знакомить своего пока не родившегося малыша, послужит средством развития у него вкуса, поэтому стоит уделить особое внимание музыкальной подборке, выбранной с этой целью.
3. Воспитание голосом
Ваше чадо растет и потихоньку развивается внутри вас. Немаловажным фактором его развития и выработки реакции, умения распознавать, послужат голоса мамы и папы. Конечно, нужно разговаривать с малышом, сопровождая это поглаживаниями или легкими толчками в ожидании его ответной реакции. Только не стоит прибегать к подобному контакту слишком часто. Малыш может сладко дремать в тот момент, когда вам захочется пообщаться с ним. Дождитесь того момента, когда станут ощутимыми легкие движения внутри. Постепенно он начнет узнавать интонации и высоту голоса мамы, а потом и папы.Нужно отметить, что участие папы в таком формате общения с ребенком не менее важно, чем контакт с мамой. Когда ребенок родится, ему должно быть одинаково спокойно и комфортно на руках обоих родителей. Это даст возможность менять друг друга в уходе за крохой, если один из родителей устанет и будет нуждаться в отдыхе. Наверное, вы видели деток, которые успокаиваются только на руках мамы. Так вот, ничего хорошего в этом нет. Да и папы начинают чувствовать себя напряженно и растерянно, не зная, как найти подход к собственному ребенку. Поэтому над установлением контакта между карапузом и его родителями нужно поработать заранее, не оттягивая момент до его рождения.
4. Любовь к ребенку с момента зачатия
Особое внимание хочется уделить желанности будущего крохи. При чем, конечно, лучше если ему заранее рады и мама, и папа в одинаковой степени. Детки, которые являлись желанными для обоих своих родителей, лучше развиваются, меньше подвержены стрессам, они чувствуют себя нужными, любимыми, защищенными, что способствует открытости перед новыми начинаниями, большей вере в свои силы.Да, случается, что по той или иной причине женщина вынуждена готовиться к появлению ребенка без участия его отца. Но даже в такой ситуации нужно стараться настроить себя на позитивный лад и дать своему чаду всю любовь, ласку и внимание, на которые вы только способны.
И все эти чувства нужно начинать адресовать малышу с первого момента, как только стало понятным, что он зачат. Эти материнские эмоции должны проявляться на протяжении всего периода беременности, чтобы появившись на свет, карапуз чувствовал себя окруженным любовью и опекой.
5. Физическое и духовное развитие будущей мамы
Самым главным в процессе закладывания прекрасного в вашего будущего малыша является наличие этого прекрасного вокруг вас и непосредственно в вас самой. Чем большее количество красивого, интересного, развивающего вкус и интеллект окружает вас, тем лучше это отразится на психоэмоциональном развитии вашего чада.Так что, ходите в галереи, на концерты классической и камерной музыки, пойте, читайте хорошие книги со смыслом, смотрите интересные фильмы и развивающие программы, танцуйте и рисуйте, готовьте вкусные и красивые блюда, старайтесь выглядеть хорошо и ухаживайте за собой.
Все это и многое другое будет закладывать в ребенка положительные качества как до рождения, так и после появления его на свет. Он будет видеть красивую маму и красивые предметы, ощущать приятные запахи, слышать грамотную речь, сопровождающуюся спокойной, уравновешенной интонацией, продолжать знакомиться с хорошей музыкой, а также всем новым и интересным.
Влияние гормонов на состояние организма беременной женщины и на развитие плода
Как только в женском организме зарождается новая жизнь, начинаются большие изменения, которые вызваны всплесками тех самых гормонов и их влиянием на тело, самочувствие и настроение женщины. Избежать этого нельзя, но можно постараться максимально сократить неприятные явления.Если вы впечатлительная натура и не можете абстрагироваться от недобрых слов или критики в свой адрес, то постарайтесь себя оградить от негативных эмоций хотя бы на период вынашивания и кормления малыша. Это очень важно. Как будучи еще внутри вас, с кровью, так и появившись на свет, с грудным молоком, кроха будет получать и проносить через себя все ваши расстройства и горести.
Естественно, это не пройдет мимо и скажется на его развитии. Детки мам, подверженных стрессам, неспокойны, плохо спят, легко возбудимы, хуже концентрируют внимание и воспринимают информацию. Они подвержены перепадам настроения, также может прослеживаться склонность к агрессии и проблемы в социальном адаптации.
С другой стороны, все получаемые вами положительные эмоции, обязательно хорошо повлияют на психоэмоциональное развитие будущего ребенка.
Продуктивной вам беременности! Развивайтесь вместе с малышом, получая от этого удовольствие!
Удивительные сенсорные способности плодаЭмоциональный след
Сходство между периодом внутриутробного развития и процессом гальванопластики
Запись информации на клеточном уровнеВлияние морфогенетических полейСознательное, положительное отношение к плоду во время беременности
Послесловие специалиста
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев , которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.
Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность. как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.
Мать- это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.
Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Здесь скептически настроенный читатель может усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияний исковерканной окружающей среды, социальных и экономических потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку- один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпениемждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть.
Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.
Издательство «Жизнь» искренне благодарит автора лекции - президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP ), профессионального педагога мадам Андрэ Бертин за любезно предоставленное разрешение на публикацию материалов в русском переводе.
При переводе мы попытались максимально сохранить своеобразие изложения материала и стиль автора, чтобы не исказить смысл некоторых абсолютно оригинальных идей и положений, которые на первый взгляд могут показаться неосведомленному читателю чем-то вроде из области фантастики.
Санкт-Петербург, май1991г .
Приводя своего очередного ребенка в детский сад и беседуя с воспитателем или заведующей, которых матери знают уже много лет, они как правило сообщают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка.
Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на ее важность.
В1982г ., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами и медсестрами педиатрических отделений, акушерами, преподавателями учебных заведений различного уровня, а также с родителями, наблюдавшими указанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосредственно в рамках семьи. Обобщив кое-какие результаты, мы пришли к выводу о необходимости создания Национальной ассоциации пренатального (дородовый,внутриутробный. (Здесь и далее - прим. переводчика. )воспитания(ANEP), которая должна была стать мостиком между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями.
Было заявлено, что ассоциация берет на себя распространение соответствующей информации (и несет за нее всю ответственность) путем организации конференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с будущими родителями, молодых людей или лиц, не получивших знаний подобного характера в процессе обучения.
Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.
Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развертывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и ментальному (психическому ) «материалу», который оно получает извне, то есть из окружающей среды.
После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и, как мы увидим далее, протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию.
Ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития!
Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Нам часто задают один и тот же вопрос: для кого важнее результат воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать- это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения.
Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.
Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.
Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:
Сенсорные (от лат. sensus -чувство, ощущение. ) способности плода (изучаются специалистами разного профиля);
эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками);
способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков);
действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле- поле, в котором формируется тело человека ), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биолоюв).
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Напомним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.
Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости(околоплодные воды ). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства(!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.
Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.
На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.
Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери- ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия(контакт через прикосновение ) дает возможность поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.
Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление.
Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев. Доктор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом(погружение в мир личных переживаний ). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых беседах.
Дело в том, что мать девочки, работавшая в начале беременности в фирме по импорту-экспорту, использовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток.
Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересному выводу после наблюдения за семьями профессиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома.
Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации.
Напротив, дети отцов с глубоким басом появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более интересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.
Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде университетов и больниц Парижа, в которых приняли участие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотнесенностью с определенными участками основного энергетического меридиана, хорошо известного специалистам в области акупунктуры.
Бесспорным фактом является существование вибрационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасимпатических ганглиев (симпатические, парасимпатические -разновидности узлов нервной системы ).
При стимуляции одной из энергетических точек одного из нервных центров данный процесс распространяется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.
На основании своих наблюдений Мари-Луиза Аучер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были.
Аучер считает, что «хоровое пение» улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее – признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.
Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он
упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы смогли спросить об этом Моцарта!
Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно – он будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Кроме возможного формирования определенных способностей мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора- качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не дошли руки до изучения их реакций в возрасте полового созревания и в период зрелости.
Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.
В июле1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному(послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.
Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.
Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека.
Для того чтобы понять сущность подобных феноменов, обратимся к исследованиям, проведенным доктором Левиным, специалистом в области хирургической стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изучались с помощью электронного микроскопа.
Зубы – это архив нашего организма. Подобно геологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждого слоя эмали. Доктор Левин был первым специалистом, обратившим внимание на сероватую линию, которую он назвал неонатальной. По его мнению, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприятных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исключение, а не правило.
Слои эмали, расположенные ниже этой линии, отражают период, предшествовавший рождению. Доктору Левину удалось выявить некоторые часто встречающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пустоты. Что же мешало процессу формирования молочных зубов и, возможно, мягких тканей и органов в течение более или менее продолжительного периода?
Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведение беседы с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о существовании четкой взаимосвязи между указанными аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беременности.
При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.
И все же беременным женщинам не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не берем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
На конгрессе в Торонто была также рассмотрена проблема обратного действия плода на мать. Например, считается, что беременность при диабете характеризуется определенной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюдалось улучшение самочувствия женщин, что было обусловлено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в области гомеопатии отмечают влияние беременности на общее состояние здоровья матери. Наблюдения за ребенком после рождения свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между этим фактором и состоянием плода. Это подтверждается восстановлением естественных реакций у матери после родов.
Имеет ли место обратное действие на психологическом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердительный ответ на этот вопрос. Можно привести (как в качестве развлечения, так и в качестве информации к размышлению) случай с матерью Наполеона. Только во время именно этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражения, интерес к военным стратегическим планам. Сразу же после рождения будущего императора все это немедленно прошло. Я не рискую комментировать этот факт, а просто сообщаю о нем так, как он описан историками.
СХОДСТВО МЕЖДУ ПЕРИОДОМ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦЕССОМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ
Период внутриутробного развития подчиняется основным законам любого динамического процесса:
формирования, воспитания, роста, обмена (информацией) и коммуникаций. Во всех этих случаях происходит перенос материи или энергии с «излучателя» на «приемник» через проводящую среду. Это отчетливо видно на примере гальванопластики (рис.1).
Предположим, что мы хотим нанести покрытие на печатную схему для компьютера. Мы укрепляем ее на катоде («минус»), который является принимающим полюсом нашей условной батареи. На аноде («плюс») – излучающемполюсе – устанавливается
пластина из золотой фольги. После этого катод и анод погружаются в раствор соли золота. Под воздействием тока, генерируемого источником питания, происходит высвобождение ионов золота из раствора, которые оседают на схеме. Регенерация раствора осуществляется за счет пластины из золотой фольги. Таким образом осуществляется перенос ионов золота с фольги («плюс») на печатную схему («минус») через раствор.
Точно такие же процессы протекают и во время беременности (рис.2).
Вашему вниманию предлагается еще один рисунок (рис.3), который стал эмблемой Национальной ассоциации пренатального воспитания. На всех трех рисунках мы находим одни и те же элементы:
принимающий полюс (плод и генетические факторы);
излучающий полюс (мать – ее организм, чувства, мысли, духовность);
проводящая среда (кровь матери и ее энергетическое поле, которые передаются плоду);
источник энергии, питающий все эти элементы (солнце – универсальная батарея, без которой жизнь на земле невозможна).
Таким образом, мы можем сказать, что работа идет на всех уровнях:1) организм ребенка полностью формируется из материалов, которые поставляет ему организм матери (будущие его свойства обусловлены составляющими этого материала);2) эмоции матери передаются плоду посредством гормонов и по энергетическим каналам, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на психику. Работы специалистов в области теоретической медицины, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, позволяют также предположить, что психологическая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.
Запись информации на клеточном уровне
Жан Шарон, французский физик, считает, что элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведения другим частицам.
Запись информации, запоминание и передача – свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каждая элементарная частица имеет своего «психического двойника». Следовательно, информация, носителем которой этот двойник является, определяет вибрационные характеристики элементарной частицы.
Дэвид Бом, работавший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из США, а также многие другие ученые доказывают справедливость этого вывода с помощью математических расчетов. Информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующимся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким образом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах (скопление генов, передающих признаки по наследству )клеток. В частности, это касается половых клеток, составляющих генетический капитал ребенка.
ВЛИЯНИЕ МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ
Дальнейший свет на происходящее проливают исследования Руперта Шелдрейка, английского биолога, работающего в содружестве с различными специалистами. Он отметил, что изучаемые физиками разновидности полей не могут объяснить причины появления и постоянства форм как живой, так и неживой материи. Согласно теории формативной причинности существует еще одно поле, которое Шелдрейк называет морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющие общее поле объекта.
Существующие формы имеют устойчивую взаимосвязь с соответствующей энергетической компонентой указанного поля, характеризующейся определенной вибрацией. По мнению Шелдрейка, мысли и чувства – это энергетические формы, находящиеся и постоянном резонансе с волной соответствующей длины, которая является одной из составляющих космического поля, пронизывающего каждого из нас.
Таким образом, любой поступок, любая мысль или чувство связаны с волной вполне конкретной формы. Энергетический обмен осуществляется по «бороздкам» поля, называющимся креодами. При неоднократном повторе этого обмена бороздки как бы углубляются и придают определенную устойчивость как полю, так и состоянию сознания, постепенно моделируя психику и даже физическую структуру.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЛОДУ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Все сказанное выше свидетельствует о том, что беременная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю.
Она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образования или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее удобному для ребенка руслу. К этому решению оказываются так или иначе причастны все окружающие люди: как члены семьи, так и все общество в целом.
Внутриутробный период развития подобен, как отмечалось выше, процессу гальванопластики. Если будущая мать знает об этом, и старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело, сердце и сознание частицы «золотой фольги». А затем в дальнейшем предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический материал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тесном содружестве с природой женщина становится еще одним сознательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих.
Не слишком ли честолюбивые устремления? Да – если рассматривать проблему с точки зрения цели, и нет – если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения. Здесь нет четко разработанных и обязательных методов, поскольку это противоречило бысамой сути воспитания, которое можно рассматривать как пробуждение. Будущая мать просто источает любовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также и готового перечня рецептов. Мы просто пытаемся дать почувствовать дух, атмосферу, которая может быть создана, и выдвигаем несколько предложений, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.
Физический уровень. Рассмотрим идею сознательного отношения к питанию. Мы все знаем о важности выбора здоровой, полезной пищи и сбалансированного меню. Однако механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов, которые поступают (всасываются) через желудок и пищеварительную систему. Однако в летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество солнечной энергии, которая может быть утилизирована при тщательном и медленном пережевывании. Об этом говорят все специалисты по диетическому питанию. Многие сами наверняка не раз убеждались в эффективности подобного «технологического процесса» потребления пищи. Когда вы немного устали, попробуйте съесть какой-нибудь даже не очень сладкий фрукт, например яблоко, и к вам вернутся силы.
Пищевые продукты требуют обязательного переваривания, только тогда содержащиеся в них вещества попадут в ваши клетки. Солнечная же энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосредственно нервной системе, приносит вам чувство облегчения немедленно. Глубокое дыхание поможет удержать и распределить эту энергию.
Наконец, если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное, отношение к пище.
Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.
Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку- важнейшие факторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую картину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы (автомобильная катастрофа, утрата близких, увольнение с работы отца). Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное- попытаться справиться с возникшей напастью. Матери обладают тем, что доктор Верни назвал защитным щитом ребенка: любовью к н