Домой / Карандаш / Перспективный план по реализации проекта «Хорошие манеры. Летнее развлечение для детей дошкольного возраста

Перспективный план по реализации проекта «Хорошие манеры. Летнее развлечение для детей дошкольного возраста

Анна Рольгейзер
Летнее развлечение для детей «День хороших манер»

«День хороших манер »

Летнее развлечение для детей

Ход занятия:

Дети под мелодию «Настоящий друг» заходят в группу, здороваются, садятся на стулья полукругом.

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о дружбе. А что такое дружба, как вы считаете? (ответы детей ) . А что значит дружить?

Воспитатель : Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда появляется уважение друг к другу, когда люди умеют признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель : Ребята, я знаю, что вы о дружбе знаете много песен, стихов. Стихотворения

1. Дружат с небом облака, а роса с травою,

Дружит бабочка с цветком, дружим мы с тобою,

2. Дружат взрослые и дети,

Все должны дружить на свете.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас мы немного поиграем. Я вижу, что мы все разные, среди вас есть и девочки и мальчики. А теперь давайте построимся, мальчики и девочки станут напротив друг друга. Мы будем называть лучшие качества по очереди. Девочкам надо называть лучшие качества мальчиков, а мальчикам – лучшие качества девочек. У нас замечательные и девочки и мальчики. Давайте начнем с девочек. Воспитатель : Мне очень понравилось, вы называли хорошие качества друг друга , видно, что вы дружные ребята.

Под музыку появляется Шапокляк.

Шапокляк : Здрасьте! Я очень известная старушка. Вы узнали меня? Как меня зовут? Правильно! Мне моя крыска Лариска сказала, что вы здесь говорите о дружбе между мальчиками и девочками, о хороших поступках и манерах . У меня тоже есть свое мнение о дружбе. Хотите я с вами поделюсь им? Мои советы о том, как относиться друг к другу, как себя нужно вести.

Шапокляк читает «Вредные советы» .

Шапокляк : Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать прохода им нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять, пугать из – за угла,

Чтоб сразу поняли они : до них вам дела нет.

Шапокляк : Ой, какой хороший совет я вам даю !

Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.

Слов : «пожалуйста» , «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Шапокляк : Правда замечательный совет!

Решил подраться – выбирай того, кто послабей.

А сильный может сдачи дать, зачем тебе она?

Но если вдруг за малыша вступился кто – нибудь

Беги, кричи и громко плачь, и мамочку зови.

Шапокляк : Ну, а этот совет как раз для вас!

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Пусть он видит лежа в луже, ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

Шапокляк : Ну, что понравились вам мои советы? (ответы детей ) А я так старалась, хотела дать вам хорошие советы . Теперь я буду знать, что кому говорить, как себя вести. Этому вы меня научили.

Ведущая : А теперь давайте с вами поиграем в игру «Комплименты» . А что такое комплименты? (ответы детей )

Игра «Комплименты»

Я вам раздам части карточек, у кого рисунок совпадет – образуется пара. В парах вы своим товарищам будете делать комплименты . Ваня скажет комплимент Даше, а Даша Ване. Ребята, человека, который говорит комплименты надо слушать внимательно, а те, кому говорят комплимент, должны поблагодарить, сказать спасибо.

Шапокляк : А может и мне кто–нибудь сделает комплимент? Дети делают комплимент Шапокляк. Ой, спасибо! Какие хорошие комплименты вы сказали друг другу и мне. Хотите со мной еще поиграть? У меня есть 2 корзины и много разных предметов : предметы, которые используют в своих играх мальчики и предметы, которые используют в своих играх девочки.

Эстафета «Разные предметы»

Мы разделимся на 2 команды. В одну корзину будем складывать предметы для игр девочек, а в другую для игр мальчиков. Предметы для девочек : платок, пуговицы, фен, фантик, пупс, зеркало, резинка…Предметы для мальчиков : молоток, отвертка, машинка, пистолет, самолет, конструктор, мяч…

Шапокляк : Какие вы молодцы! Хорошо со всем справились . Я рада, что к вам сегодня зашла в гости, многому научилась. А теперь мне пора прощаться, я надеюсь, мы с вами еще встретимся. Вредные советы я больше не буду давать. До свидания! (уходит)

Воспитатель : А что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей ) У нас сегодня было много интересного : мы говорили о дружбе, о своей половой принадлежности, называли лучшие качества девочек и мальчиков делали друг другу комплименты, играли. (Все уходят)

Публикации по теме:

Под веселую песню дети проходят на место проведения праздника. Вед: Внимание! Внимание! Сегодня у нас необычный день, К нам пришло загадочное.

Летнее развлечение для детей 2–3 лет Летний праздник Праздник проводится на спортивной площадке, украшенной флажками, цветами, плоскостными игрушками, корзинами с мячами, лентами,.

Летнее развлечение для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Алёнке» Это развлечение можно проводить в любое летнее время. На празднике дети играют в коммуникативные игры, проявляют творчество в импровизированных.

Летнее развлечение для детей. Папуасы в Александровском лесу. Площадка празднично украшена. Дети на площадке. К детям выбегает Ириска. Клоунесса Ириска – Здравствуйте, детишки: Девчонки и мальчишки.

Летнее развлечение для детей средней группы Атрибуты:2 руля,картинки с полевыми цветами с загадками на обратной стороне,игрушки- заяц,лиса,зонтики и ленточки. Действующие лица:Клоуны.

Летнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Цветочная поляна» РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА» Музыкальный руководитель Афонченкова С. П. МБДОУ №8 Ст. Старощербиновская Краснодарский край Дети старших.

Конспект занятия

«Школа хороших манер»

Конспект занятия, направлен на формирование у учащихся правильной культуры поведения.

Цели и задачи:

Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
- учить проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику, используя адекватные речевые формы;
- развивать умение активно участвовать в обсуждении, отвечать полными ответами;
- продолжать учить свободно и адекватно использовать в речи вежливые слова;
-употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- продолжать формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развивать разнообразные качества и творческие способности ребёнка;

Развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.

Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Раз­ви­вать ин­тел­ле­к­ту­аль­ные и твор­че­с­кие спо­соб­но­сти детей.

Индивидуальная работа :– помощь в рисовании волшебного цветка.

Предварительная работа:

    Чтение рассказов Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”, Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”, Остер “Неправильные привычки”.

    Общение на темы: “Кто мой друг”, “Идем в гости”, “В магазине”, “Мы самые старшие в детском саду”.

    Рассматривание иллюстраций: “Какая смелая”, “Новенькая”, “В автобусе”.

    Тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”.

Материал: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, мяч, листы бумаги А 4 (пол-листа), краски, кисточки, подставки, аудиозаписи с детскими песнями.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

В объединение приходит письмо от волшебника по имени «Этикет».

Учащиеся под звуки музыки (шум ветра) входят в кабинет.

Педагог : - Здравствуйте ребята! Добрый волшебник Этикет прислал нам письмо и волшебный цветок. Но подул сильный осенний ветер и разбросал все разноцветные лепестки этого прекрасного цветка по кабинету. Давайте прочитаем, что же написал нам волшебник в своем письме.

(Педагог читает письмо)

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

Педагог: -А, вы знаете, что такое этикет?

(Учащиеся рассказывают.)

Педагог: - Лепестки необычные, они волшебные, давайте соберем их.

(Учащиеся соглашаются)

Педагог: - Тогда в путь, искать лепестки.

(Учащиеся с педагогом подходят к магнитной доске.)

Педагог: - А вот и первый наш волшебный лепесток – «Вежливость», чтобы его вернуть, нужно внимательно рассмотреть картинки и понять о чем говорят собеседники.

(Учащиеся рассматривают картинку.)

Педагог: - Как вы думаете, что говорит мышка слонику?

(Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье… и т.д.)

Педагог: -А как отвечает слоник мышке?

(Спасибо; благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне…)

(Педагог обращает внимание учащихся на следующую картинку, на которой изображена встреча друзей.)

Педагог: - Как друзья приветствуют друг друга?

(Привет, здравствуй, я рад тебя видеть…)

Педагог : - Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?

(Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!)

Педагог: - Ребята, посмотрите, а на этой картинке никто не разговаривает, в автобусе все едут молча. Скажите, а мальчика можно назвать вежливым.

Учащиеся: - Нет.

Педагог: -А почему?

(Мальчик не уступил место старушке, он сидит и играет, а бабушка старенькая стоит.)

Педагог: - Да, ребята, такого мальчика можно назвать невежей.

Молодцы, вы назвали много вежливых слов, определили на картинке невежу и наш первый лепесток «Вежливость» возвращается к цветку.

(Педагог закрепляет первый лепесток под названием «Вежливость»

Учащиеся с педагогом подходят к доске.)

Игра «Этикет – школа изящных манер».

На доске - картинка с изображением столовой ложки.

Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим столовой ложкой?

Учащиеся: - Суп, каша…

Педагог: - А какие еще блюда мы едим ложкой?

(Учащиеся называют блюда.)

На доске – вторая картинка с изображением десертной ложки.

Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим десертной ложкой?

Учащиеся: - Торт, ягоды в компоте…

Педагог: - А какие еще блюда мы едим десертной ложкой?

Учащиеся: - Варенье, мороженое…

На доске появляется картинка с изображением вилки.

Педагог: - Ребята, а какие блюда мы с вами едим вилкой?

Учащиеся: - Салат, макароны, пельмени, овощи, яичницу…

На доске появляется картинка с изображением вилки и ножа.

Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим вилкой и ножом?

Учащиеся: - Мясо, рыбу, блины, оладьи, сыр, колбасу…

Педагог: - Да, дети, вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки.

На доске появляется картинка с изображением руки.

Педагог: - Дети, а какие блюда можно есть руками?

Учащиеся: - Конфеты, булочки, печенье, пряники, виноград, вишню, пирожки…

Педагог: - Правильно, молодцы, вы все знаете правила поведения за столом, знаете, какие продукты и блюда едят при помощи столовых приборов. И наш волшебный епесток «Культура» возвращается к цветку.

Учащиеся закрепляют лепесток к цветку.

Педагог обращает внимание детей на лепесток «Доброжелательность». Дети подходят к лепестку и читают название лепестка.

Психологический тренинг “Подари улыбку”.

Педагог предлагает учащимся встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова. По хлопку ведущего дети меняются парами. По окончанию игры дети возвращают лепесток цветку.

Музыкальная пауза.

(Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (2 куплета) (муз. Шаинского, сл. Пляцковского)).

Учащиеся танцует и поют.

Педагог: - Дети, а вот и следующий наш волшебный лепесток, прочитайте его название.

Учащиеся читают название лепестка - «Аккуратность»

Педагог: - Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого в сумке или портфеле он носит с собой необходимые вещи. Отгадайте загадки об этих вещах.

Педагог загадывает учащимся загадки.

Среди кудрей гуляла

Зубчик потеряла. (Расческа)

Я из хлопка и из льна

Носовой бываю я,

Очень нужен он, друзья,

Его берите вы всегда. (Носовой платок)

Костяная спинка, жесткая щетинка,

С пастой мятной дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)

Ускользает, как живое, но не выпущу его я,

Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне. (мыло)

Вместе с мылом и водой,
Я слежу за чистотой,
Пены для меня не жалко,
Разотру вас,
Я - ...

(Мочалка)

Педагог: - Молодцы, правильно отгадали все загадки и наш лепесток «Аккуратность» мы смело можем прикрепить к цветку.

Педагог обращает внимание учащихся на лепесток «Привычка».

Педагог: -А вот и лепесток привычек.

Игра с мячом “Назови привычку”.

Педагог: - Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Я буду называть привычку и бросать кому то из вас мяч, тот, кому я брошу мяч, говорит нам вредная эта привычка или полезная.

    Мыть руки перед едой – полезная привычка.

    Чистить зубы перед сном – полезная привычка

    Пользоваться носовым платком – полезная привычка.

    Дразнить и обзывать детей – вредная привычка.

    Грызть ногти – вредная привычка.

    Стричь ногти – полезная привычка.

    Пользоваться столовыми приборами – полезная привычка.

    Быть грязным и неопрятным - вредная привычка.

Педагог: - Молодцы! Вы все привычки определили правильно, и наш лепесток возвращается к цветку.

Педагог закрепляет лепесток к цветку.

Педагог - Следующий наш лепесток «Эмоции». Мы разговариваем разным тоном. Тон в речи бывает разный и вызывает у людей разные эмоции. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок К.И.Чуковского разным тоном, а вы выберете рисунок с изображением лица, которое подходит к данному тону.

Учащиеся выбирают пиктограммы, воспитатель читает отрывки из сказок.

Радостный.

То – то стало весело,

То – то хорошо.

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра.

Злой.

Ты один не умывался

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

Удивленный.

Вдруг откуда – то летит

Маленький комарик.

А в руках его горит

Маленький фонарик.

Испуганный.

Вдруг какой – то старичок – паучок

Нашу муху в уголок поволок.

Педагог: - Молодцы, правильно выполнили задание, и наш лепесток эмоций возвращается к цветку.

Ребята, у нас остался последний лепесток нашего волшебного цветка, его название «Любовь». Без любви человек не может быть культурным, воспитанным и аккуратным.

Мы все любим своих близких, друзей, поэтому наш лепесток мы смело можем вернуть волшебному цветку.

Вот и собрали мы все лепестки. Ребята, вспомните названия лепестков.

Учащиеся называют названия лепестков.

Педагог: - Цветок будет находиться в нашем кабинете и, глядя на него, мы всегда будем помнить о каждом лепестке, будем вежливыми, аккуратными и культурными.

А сейчас я предлагаю вам всем нарисовать свой волшебный цветок, который вы возьмете домой и с любовью подарите свои близким.

(Учащиеся рисуют волшебные цветы.)

Комитет по образованию администрации г. Мурманска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска гимназия № 5

Внеклассное мероприятие по теме «Этикет»

«В Королевстве хороших манер»

Степанова Елена Анатольевна,

педагог-организатор

МБОУ г. Мурманска

гимназии № 5

«В королевстве хороших манер»

Сценарий

Цель мероприятия: повышение уровня общей культуры воспитанников, воспитание чувства ответственности, умения работать в команде, развитие духа здорового соперничества.

Форма: конкурс-игра

Подготовка: организация команд, оформление кабинета пословицами и афоризмами об этикете .

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Действующие лица: Королева, Первая фрейлина, Вторая фрейлина, церемониймейстер (ведущий)

Элементы костюмов: Королевская корона, мантия

Церемониймейстер: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам провести некоторое время в месте, которого нет ни на одной географической карте. Называется оно Королевством хороших манер. На его территории живут удивительные люди. Они добры, приветливы, образованны и очень хорошо воспитаны. Все граждане этого королевства с детских лет изучают хорошие манеры и придворный этикет. Моя должность при королевском дворе называется церемониймейстер, я слежу за строжайшим соблюдением всех дворцовых ритуалов. Хочу предложить вам возможность узнать что-то новое, проверить свои знания хороших манер и принять участие в королевском турнире по правилам этикета. Высокий королевский суд будет оценивать ваши ответы. Прошу всех встать и склонить головы, приветствуя главного судью – властительницу Королевства хороших манер.

Звучит фонограмма.

Входит Королева.

Церемониймейстер: А теперь попрошу аплодисментами поприветствовать фрейлин королевского двора.

Входят фрейлины и занимают свои места.

Церемониймейстер: Ваше королевское высочество, позвольте мне приступить к своим обязанностям.

Королева: Повелеваю, приступайте!

1. Конкурс «Дурные манеры»

Церемониймейстер: У древнегреческого философа Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они.» Как вы думаете, что считается в обществе дурными манерами? Предлагаю командам составить так называемый список дурных манер. Чей список окажется длиннее, тот и победит!

Грызть ногти;

Громко разговаривать;

Неряшливо одеваться;

Громко хлопать дверью;

Ковырять пальцем в зубах, носу;

Сквернословить и т.п.

2. Конкурс «Ежели вы вежливы»

Церемониймейстер: Рассмотрим такую ситуацию: Мальчик кричит прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Услышав ответ, он спешит домой. Обращаясь с вопросом к прохожему, он допустил 4 ошибки. Какие? Напишите, пожалуйста.

1) в обращении не было слова «пожалуйста»;

2) правильно будет «который час»;

3) нужно поблагодарить, сказав «спасибо»

4) не кричать

3. Конкурс «Словарь вежливых жестов»

Церемониймейстер: В разговоре нам помогают не только слова, но и жесты. Я имею в виду не размахивание руками, а определенные, известные всем движения рук, головы. Предлагаю участникам конкурса показать жестами некоторые вежливые слова.

- «здравствуйте» - рукопожатие;

- «пока, прощай» - машет рукой;

- «спасибо» - кивок головы;

- «извините» - рука на сердце;

- «садитесь, пожалуйста» - показать рукой на место;

- «вы не правы» - покачать головой

4. Конкурс «Круговорот приветствий»

Церемониймейстер: Смею заметить, что одним из самых древних жестов человечества является приветствие. В разных уголках земного шара люди по-разному приветствуют друг друга.

Демонстрируется презентация «Приветствие в разных странах»

Церемониймейстер: Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

1 вариант

Церемониймейстер: Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости. Участникам турнира предлагается ответить на вопросы.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

2 вариант

Церемониймейстер: Кроме жестов для приветствия можно использовать различные слова и выражения. В этом конкурсе мы узнаем, в какой команде участники знают больше приветственных слов. Начинаем по очереди, по одному слову от каждой команды. И так далее, пока кто-нибудь не остановится.

5. Конкурс «Вставь словечко»

Церемониймейстер: Команды получают карточки, на которых написаны фразы. В них пропущены слова. Нужно вставить слова по смыслу, чтобы они соответствовали правилам этикета:
Девочка встретила учительницу и поздоровалась:«...».
Миша уходил от друга и сказал ему: «...» - а его родителям:«...».
Когда Катя узнала, что подругу Ксюшу положили в больницу, она позвонила ей и спросила:«...».
В школьной столовой Саша нечаянно толкнул Дашу и произнес:«...».
После еды сын сказал маме:«...».

6. Конкурс «Встречают по одежке…»

Церемониймейстер: Как церемониймейстер, я с уверенностью могу утверждать, что знание этикета позволяет человеку выглядеть уместно на королевском приеме, дипломатической встрече, в театре и т.д. Вот как представляет себе этикет Кролик из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» .

Пропали перчатки,

И веер пропал!

Ну, как же теперь

Мне явиться на бал?!

Ведь я не могу нарушать этикет!!!

Все скажут, что кролик разут и раздет

Уверена, что и к внешнему виду ученика есть определенные требования. В этом конкурсе мы проверим, знают ли их наши участники. Команды получают рисунки с изображением современных школьников, задача следующая - найти ошибки в этих рисунках.

7. Конкурс «Нужные слова»

Церемониймейстер: Этот конкурс – упражнение для тех, кто еще сомневается в пользе вежливых слов. Представьте себе такую картину в школьной столовой. Некая ученица кричит своему однокласснику: « Эй, ты там!... Передай-ка мне компот!...Шевелись быстрее!... Наконец-то!» Предлагаю командам вспомнить нужные вежливые слова и исправить грубость девочки.

Например: «Витя, извини! Передай мне, пожалуйста, компот. Спасибо!»

8. Конкурс «Рассуждения»

Церемониймейстер: Послушайте, пожалуйста, такую историю: «Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело». Права ли девочка? Что вы думаете по этому поводу? Чем объясните свой ответ? Напишите, пожалуйста, свои рассуждения.

9. Подведение итогов.

Церемониймейстер: Все конкурсные задания исчерпаны. Сейчас я предоставляю слово главному судье. Ваше королевское Высочество, соблаговолите оценить ответы наших конкурсантов.

Выступает Королева, комментирует ответы команд и объявляет результаты конкурсов.

10. Награждение победителей.

Церемониймейстер: На прощание хочу сказать: «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть! До свидания! До новых встреч в Королевстве хороших манер!

Приложение

Таблица подведения итогов

п/п

Название конкурса

Критерии оценки

1 команда

2 команда

3 команда

Дурные манеры

1 балл за ответ

Ежели вы вежливы

до 4 баллов

Словарь вежливых жестов

до 3 баллов

Круговорот приветствий

до 2 баллов или 1 балл за ответ

Вставь словечко

до 5 баллов

Встречают по одежке…

до 5 баллов

Нужные слова

до 5 баллов

Рассуждения

до 5 баллов

Итого:

Странности этикета [ 8 ]

За нарушение придворного этикета полагалось наказание.
Порой, доходило до абсурда.
Так присниться принцессе считалось неслыханной дерзостью при марокканском дворе. За это могли высечь кнутом или даже отправить на плаху.

Обед при Эдуарде VI
Однажды Франсуа де Вьевиль - будущий маршал Франции, был приглашён на обед к английскому королю Эдуарду VI.
В своих мемуарах де Вьевиль с удивлением описывал увиденное:
"На обеде прислуживали рыцари ордена Подвязки. Они вносили блюда и, приблизившись к столу, опускались на колена.
Блюда у них принимал главный гофмейстер и обслуживал короля, тоже стоя на коленах.
Мы, французы, находили весьма странным, что рыцари, происходящие из самых именитых родов Англии, отличные мужи и военачальники, стоят на коленях, ведь у нас даже прислуживающие пажи склоняют колени только в дверях, входя в зал".

Чарльз II и граф де Гиш
Такой диковинный этикет с коленопреклонениями во время обеденной церемонии сохранялся в Англии ещё и во времена Чарльза II.
На одном из таких обедов присутствовал Антуан де Грамон, граф де Гиш, и король решил похвастаться:
"Не правда ли, там, дома, Вы подобного не видели? Французского короля ведь не обслуживают, стоя на коленях?"
У де Грамона оказался острый язык:
"Я полагал, что эти господа стоят на коленях, чтобы испросить прощения за многие плохие блюда, поданные Твоему величеству".

Российский этикет

О европейском этикете в России узнали при Петре I.
Царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: "в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…".
Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол.
"Нельзя быть краше императрицы"
Это правило этикета при дворе Елизаветы нарушила фрейлина Лопухина, за что поплатилась… прической.
Императрица прямо на балу отрезала ей клок волос.
Но фрейлина еще легко отделалась. Часто немилость императрицы полностью исключала человека из светской жизни.
Очень строгий и временами абсурдный этикет сложился при дворе испанских королей.
Вот несколько примеров.

Лошадь Марии-Луизы
Известно, к испанской королеве не мог прикоснуться ни один мужчина, кроме короля.
Однажды королева Мария-Луиза, жена Карла II, прогуливалась верхом, лошадь внезапно понесла, королева вывалилась из седла и её нога запуталась в стременах.
Королеве грозила верная смерть, но два молодых офицера, презрев этикет, остановили лошадь, подхватили королеву и высвободили её ногу.
Не дожидаясь благодарности, офицеры пустили своих коней в галоп и поспешили покинуть королевский двор.
Говорили, что им даже пришлось укрыться за границами Испанского королевства – ведь молодым людям грозила смертная казнь за то, что они посмели прикоснуться к телу королевы.

Как быть королеве?
Тяжёлая жизнь была у испанских королев.
Если бы королева упала во время прогулки или во время торжественной церемонии, то ей пришлось бы подниматься самой или дожидаться, пока не подоспеют некоторые придворные дамы, которым дозволено прикасаться к королеве.

Ожоги короля

Не лучше положение было и у испанских королей.
Рассказывают, что когда однажды Филипп III грелся у камина, ему стало плохо, и он потерял сознание.
Пока придворные бегали за одним из грандов, который имел право прикасаться к королю и двигать его кресло, Филипп III получил довольно серьёзные ожоги.
В истории любой страны с легкостью можно обнаружить подобные абсурдные правила.

Если уж говорить о чудачествах придворного этикета, не упомянуть правление Людовика XIV было бы странно.
При Короле-Солнце абсурд перерос все границы.
Короля, как рой, окружало несметное число придворных.
Размах, с которым жил Людовик, не укладывался ни в какие рамки. Только вельмож, что управляли кухней, было 96 человек, а весь персонал при приготовлении трапезы и вовсе насчитывал 400 человек!
Столы ломились от изобилия вкусностей, но при этом Король-Солнце продолжал есть мясо и рыбу, приготовленную в вине, руками, так и не научившись пользоваться столовыми приборами.

В правила этикета могли быть включены и правила, которые кажутся просто настоящим самодурством.

Однажды в России наказали... колокол.
Его звон прервал послеобеденный сон царя Федора Алексеевича. За это колокол сослали в Николаевский Карельский монастырь, чтобы не тревожил царя в неположенный час.

Наказание для реки
Однако особым самодурством отличился персидский царь Кир II.
История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Что сделал Кир II? Он приказал казнить реку! Ему удалось осуществить свою бредовую идею: воины изрыли реку многочисленными каналами, и она прекратила свое существование.


В целом, в старых хрониках и мемуарах придворных можно найти множество свидетельств того, как из-за мелочей, связанных с этикетом, нередко вспыхивали ссоры, осложнявшие политические отношения между государствами. Безусловно, сегодня, узнавая о таких перипетиях этикета и курьезах с людьми, следовавшими или нарушавшими их, мы только улыбаемся и пожимаем плечами.

Вадим Левин « Учтивый разговор» (История очень вежливая и не слишком короткая)

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:








и сразу сказал: "Извините - нечаянно".

"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"
Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
Тогда англичанин толкнул англичанина!
И сразу сказал: "Извините, нечаянно!"
Но тут собеседник ответил иначе:
"Простите, но я вам, пожалуй, дам сдачи".
И вежливо-вежливо два англичанина
друг друга до ночи тузили отчаянно.

Пословицы и афоризмы об этикете

По одежке встречают, по уму провожают.

Доброе слово и кошке приятно.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Не красна изба углами – красна пирогами.

Список литературы и интернет-источников

1. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск. Карелия.1991.

2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М. Молодая гвардия. 1987.

3. Колас И. Весело и просто. О правильном поведении девочек. М.

Омега-пресс. 2011.

4. http :// muzofon . com / search /% D 0% B 7% D 0% B 2% D 1%83% D 0% BA % D 0% B 8%20% D 1%84% D 0% B 0% D 0% BD % D 1%84% D 0% http :// nsportal . ru / shkola / stsenarii - prazdnikov / library /2014/09/28/ v - gostyakh - u - gnoma - etiketa - ili - prazdnik - vezhlivosti

9. В. Левин «Учтивый разговор»

10. Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес» в переводе Б. Заходера

Сегодня в нашем МДОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.



Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. Учим ребенка говорить «Пожалуйста»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. Учим ребенка говорить «Спасибо»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни - нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 - 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя - вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. Учим ребенка не прерывать взрослых во время разговора

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. Учим ребенка не высказываться о физической форме или состоянии окружающих

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо - это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент - это всегда порадует другого человека!

5. Учим ребенка здороваться

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. Учим ребенка стучаться перед тем, как открыть дверь

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. Учим ребенка благородству

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. Учим малыша извиняться

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. Если кто-то работает, нужно спросить, не нужна ли помощь



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Как провести классный час, посвященный дню манер.

Классный час » О хороших манерах»

Цель занятия: прививать детям этические нормы культурного поведения.

Оборудование: аудиозаписи песни “Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ход занятия

Учитель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.

Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.

Задание (хлопок, если учитель называет хорошие манеры, «у-у-у» - плохие).

Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

Вывод: вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. А всегда ли вы поступаете хорошо?

Английский учёный сказал: «Лучшая защита от плохих манер – это хорошее воспитание».

На доске: “Этикет – это комплекс правил поведения человека в обществе других людей”.

Как называют человека, знающего правила этикета и соблюдающего их?

Его называют культурным, воспитанным человеком.

Всё начинается с детского возраста.

Кто должен научить ребёнка правилам этикета? (родные и близкие)

Ситуация № 1

Представьте, что вы старший брат или сестра. Как и чему вы будете учить своих младших братьев и сестёр? (словами, игрой, своим примером).

Когда ребёнок подрос и пошёл в детский сад, кто продолжает учить его хорошим манерам?

Вспомните, чему вы научились в детском саду? (обращаться к взрослым и детям, играть с другими ребятами, правилам поведения на утренниках, как держать ложку и вилку и т. д.)

И вот вы в уже школе. Какие правила поведения вы здесь узнали? (как вести себя на уроках и переменах, на спектаклях и в библиотеке, и т. д.)

Загадка. «Здоров ли ваш скот?» - говорят монголы.

«Я тебя вижу!» - произносят в Африке.

«Ели вы сегодня?» - можно услышать в Китае.

А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)

Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.

o Учитель

o Знакомый мальчик

o Незнакомая девочка

o Лучший друг (пожать руку)

Учитель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!

Ситуация № 2 “Случаи из школьной жизни”

В новой школе,

В дружном классе

Появился паренёк.

Что такое вежливость,

Ему и невдомёк.

“Простите”, “здравствуйте”, “спасибо” -

Говорить он не привык,

А от слова “извините”

У него болит язык.

Очень-очень-очень лень

Просто сказать: “Добрый день!”

Он уходит по-английски,

Даже не махнув рукой.

И откуда в нашем классе

появился он такой.

Что неправильно делал мальчик?

Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?

Ситуация № 3 Ученик читает стихотворение «Волшебные слова» М. Танича.

О какой таблице уважения говорит поэт?

«Путешествие в прошлое» (учитель)

В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)

1. Вежа – ведать, знать.

2. Вежа – человек, знающий, как вести себя. Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске)

Состязание знатоков этикета.

1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)

3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)

4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место?

(Необходимо занять ближайшее свободное место).

Физкультминутка

Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение)

Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста».

Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

Речевое задание

Начало сказки читает учитель, а дети придумывают её окончание.

Жили-были вежливые слова. Жили хорошо, дружно. При встрече они пожимали друг другу руки, желали счастья, радости, добра. И не только желали, но и помогали друг другу. Рядом с этими словами хорошо жилось и людям. И только злой волшебник бил недоволен счастливой жизнью людей и слов. Вот однажды заколдовал он вежливые слова.

Проснулись люди утром – не слышно вежливых слов, пожеланий. Загрустили они, перестали смеяться… (добрый волшебник, слова вернулись …)

Учитель. Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо) .

o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день) .

o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо) .

o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

Игровое задание «Дорожка вежливых»

(2 ученика по обе стороны цветных полосок поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ситуация № 4 Учитель читает стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”

Что можете сказать о Вите?

Ситуации № 5 «Учим друг друга»

1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажи, сколько сейчас часов?”

Какие ошибки он допустил?

2. Девочка крикнула однокласснику: “Эй, ты!” Витька!»“

Помогите ей советом.

3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях.

Как им разойтись?

Ситуации № 6 Дети читают «Вредные советы» Остера.