Домой / Карандаш / Презентация пальчиковые игры в доу. Презентация: Развитие движений пальцев рук детей пальчиковые игры

Презентация пальчиковые игры в доу. Презентация: Развитие движений пальцев рук детей пальчиковые игры

Выполнила

Голубь В.А.





Пальчиковые игры - это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.

Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями.


  • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, которая стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

  • Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать - то и музыкального слуха.

  • Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

  • Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся детям.

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу.
  • Никогда не принуждайте.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру детям сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка. 3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает


Используйте максимально выразительную мимику. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. Проводите занятия весело, «не замечайте», если дети на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.


Игры для детей от 2 лет

Дом Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нем, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял. Солнце было, дождик шел, Тюльпан в саду расцвел.

Руки над головой «домиком».

Руки перед глазами.

Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Пальцы растопырены.

Руки тянем вверх.

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Одна рука «пес», мизинец отсоединить от других пальцев.

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

«Стряхивающие движения». Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх





Игры для детей от 2 лет

ПЧЁЛКИ Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: Раз два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей". Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).




Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове.

ПАУЧОК Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.




Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. Мышь скатилась кувырком.

ЧАСЫ

Садимся на коврик на колени. Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.





Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. У кошечки нашей есть десять котят, Покачиваем руками, не разъединяя их.




"Дружная семья"

(поочерёдно загибаем пальчики на ручке)

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!



Пальчиковая игра

Этот пальчик хочет спать,

(Загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик лёг в кровать,

(Загибаем средний пальчик)

Этот пальчик уж вздремнул,

(Загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик уж уснул.

(Загибаем мизинчик)

Этот крепко, крепко спит,

(Загибаем большой палец)

И тебе он спать велит.

(берем кулачок ребенка себе в руку, гладим его по голове и желаем спокойной ночи, целуя его)



Дружные пальчики

сгибаем и разгибаем пальчики, то поочередно, то все вместе:

Раз, два, три, четыре, пять!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке пять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:

То играют в ладушки,

То зачем-то лезут в рот,

Книжки рвут у бабушки...

Переделав все дела,

Тянут скатерть со стола.

Лезут в соль и в компот,

А потом наоборот.

Пальчики дружные, Все такие нужные!






Дайте детству состояться!

Дайте детству наиграться!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пальчиковые игры Володина Наталья Анатольевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47» г.Ачинск Красноярского края

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

У ровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт использую в работе с детьми, где развитие речи происходит своевременно, и особенно, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Стимулирую речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим

Этапы разучивания игр: 1. Воспитатель сначала показывает игру детям сам. 2. Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. 3. Воспитатель и ребёнок выполняют движения одновременно, воспитатель проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью воспитателя, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а воспитатель подсказывает и помогает.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук, традиционными и нетрадиционными. Традиционные: - самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); - игры с пальчиками с речевым сопровождением; - пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; - графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; - предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек; - кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней; - игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы: Упражнения для массажа (или самомассажа) рук: «Массаж подушечек пальцев рук» «Массаж фаланг пальцев» «Массаж прижимающий» «Упражнение с мячом-ёжиком» «Упражнение с прищепками» « Самомассаж горохом» «Горох и фасоль» «Колечки» «Гладь мои ладошки, ёж»

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук: «Цепочки» «Поочерёдное соединение всех пальцев» «Ножки» «Соединение одноимённых пальцев» «Пианист» «Пальчики кивают» «Горошки» «Упражнение с пробками» «Упражнение со счётными палочками» « Пальцеход » «Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак» «Поочерёдное соединение всех пальцев» «Ножки»

Упражнения с различными предметами(требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе): «Упражнение с мячом-ёжиком» «Упражнение с прищепками» «Упражнение с эспандерами» «Упражнение со стопором» «Упражнение с пробками» « Узловка » «Упражнение с чётками» «Упражнение с бусами» «Упражнение со счётными палочками»

Гимнастика для пальцев: «Щелчки» «Потягивание за кончики пальцев» Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка). Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

В течение всего года работала во взаимодействие с родителями, проводила: Индивидуальные консультации «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» Родительский клуб «В детском саду и дома». Тема: «Развитие мелкой моторики пальцев рук Цель: Сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики, научить родителей играть в речевые игры. Считаю, что это эффективный метод работы по развитию речи. Хотелось бы, чтобы родители запаслись терпением и уважением к своим детям, которые стоят на пороге овладения речью, грамотно помогли бы им преодолеть этот трудный, но необходимый барьер. .

Что дает пальчиковая гимнастика детям? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации: Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были детям в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций: если в задуманной вами игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок; для успеха мероприятия следует проводить игру с крайне выразительной мимикой; чтобы детям было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией; для начала лучше остановиться на двух-трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым; чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения детей пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.

Надеюсь, что такая "игра" с ребенком доставит радость и удовольствие и вам, и вашим детям. Успехов вам, взрослые и дети!


Появление пальчиковых игр, Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук, прирнцип подбора игр, Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук, Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пальчиковая гимнастика для дошкольников Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский)

В.А.Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Аристотель: «Рука – это инструмент всех инструментов » Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг » Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук …».

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Есенина, Л.В.Антакова -Фомина) Учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются вместе – это неговорящие дети.

Появление пальчиковых игр У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. А на Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», « Сороку-ворону », «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Когда начинать заниматься? Тренировать пальцы рук можно с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание рук от кончиков пальцев к запястью. Упражнения проводят ежедневно, сгибается и разгибается каждый пальчик отдельно. Таким образом, речевые области будут тренироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста ребенку начинают давать крупные предметы перебирать, затем более мелкие. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, активизируем соединение зоны, отвечающие за речь.

Принцип подбора игр Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них. Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. Наибольший интерес представляют игры: на расслабление в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы; на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Как играть в пальчиковые игры Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей. Очень чётко придерживаюсь следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.

До 2-х лет Содержание: Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Технология: Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение

С 2 до 3 лет Содержание: Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) Технология: С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию

С 3 до 4 лет Содержание: Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой Технология: С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С 4 до 5 лет Содержание: Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы Технология: При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук

С 5 до 7 лет Содержание: Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) Технология: Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Группы пальчиковых игр 1. Игры – манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2 . Сюжетные пальчиковые упражнения. « Пальчики здороваются » - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). « Распускается цветок » - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует 2000 лет, ею пользовались Гиппократ и Аристотель. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Это взаимодействие развивают при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для стимуляции интеллектуального развития применяют упражнения. Работы Бехтерева и Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным. Изучая математику, языки и т.д. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария в ущерб правому – образному. Буквы, цифры, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Преждевременное обучение ребёнка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция ММД (один участок мозга развивается быстрее за счёт другого). Это приводит в дальнейшем к неуспеваемости, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере, провоцируют невроз. В возрасте до 6 лет должно доминировать образное мышление!

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Продолжительность занятий – 10-15 минут. Периодичность-ежедневно. Время – утро, день.

5 . Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее роль в отношении всех систем и органов. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – поглаживания, разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Психогимнастические упражнения Данная серия упражнений – систематизированное целенаправленное развитие психики ребенка посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям Первый путь – изменение степени сложности от занятия к занятию, второй – поочередный перенос воздействия с одного психического процесса на другой, третий – поэтапное выполнение действий на громко речевом уровне. «Считалочка- бормоталочка » Попросите ребёнка выучить фразу «Идет бычок качается". В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух два слова «Идет бычок», а слово «Качается» произносит про себя, хлопая при этом одни раз в ладоши. В третий раз вслух он произносит только слово «Идет», а слова «Бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвёртый раз все три слова необходимо произнести про себя, заменяя их тремя хлопками. Это выглядит так: 1. Идет-бычок-качается 2. Идет – бычок- (хлопок) 3. Идет – хлопок-хлопок. 4. Хлопок-хлопок-хлопок. (Ехал Г река через реку; Золотое решето черных домиков полно; Подарил утенку ежик пару кожаных сапожек; Вышел месяц из тумана вынул ножик из кармана; Р аз два три четыре пять я опять иду гулять и т.д).

7 . Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж. « Осьминожки » - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы -пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Заключение Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Спасибо за внимание!


1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. 3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. 4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой. 5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. 6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Правила выполнения упражнений:


7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. 8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь. 9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. 10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.


11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка. 12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. 13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.


Пальчики загорают. Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой – Называется БОЛЬШОЙ. Третий твой палец – Как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ Дано ему имя. Палец второй – Указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Палец четвёртый Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ. Неповоротливый он И упрямый Совсем как в семье, Братец младший – любимец, По счёту он пятый, Зовётся МИЗИНЕЦ. Положи раздвинутые пальчики обеих рук на стол. Поочередно при назывании каждого из пальчиков приподнимай его.


ПОИГРАЕМ В ПАЛЬЧИКИ Большаку дрова рубить, А тебе дрова носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук


Вышли пальчики гулять Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять, Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. На первые строчки- поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки- поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.


МЫ ПИСАЛИ Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг- скок, прыг-- скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево- вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра зайки, Веселитесь на лужайке. На первые две строчки ритмично сжимать разжимать кулачки. На третью строчку- (поскакать) пальчиками по столу. На следующие две строчки-- (поскакать) по столу. Затем-- легкие движения кистями рук вправо--влево. На последнюю -- помахать пальцами обеих рук.


Идет коза рогатая Идет коза богатая, Ножками топ- топ! Глазками хлоп- хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьет Того коза Забодает, забодает На первые две строчки- правой рукой изображать рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец. На третью строчку- кончиками пальцев обеих рук ударять по столу или по коленям. На четвертую строчку- хлопать в ладоши.


Мышка Мышка в норку пробралась, На замочек заперлась. В дырочку глядит- Кошка не бежит? На первую строчку - "шагать" двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения; на вторую - соединить пальцы("цепочки"); на третью- сделать колечко и посмотреть в него; на четвертую - поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из- под нее.


Заиньки По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки-побегайки. Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки-побегайки. На первую строчку – круговые движения руками, ладони вниз; на вторую – «бегать» по столу указательными и средними пальцами обеих рук; на третью – руки перед грудью (лапки зайца); на четвертую – руки на голове (уши зайца); на пятую – нарисовать в воздухе круг обеими ладонями; на шестую – ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы(зайка роет корешок); на седьмую и восьмую - то же, что и на третью и четвертую.




Покорми лошадку Одной рукой я травку рву, Другой рукой я тоже рву. Я травкой накормлю коня. Вот сколько пальцев у меня. На первую строчку – хватательные движения левой рукой, на вторую строчку- правой. На третью строчку руки вытягиваются вперед ладонями вверх; на четвертую – показываются.


КОШКА И СОБАКИ Вышла кошечка вперед, Хвостиком играет. Ей навстречу из ворот Собачки выбегают На первую строчку - указательный палец и мизинец правой руки выпрямлены (уши у кошки), остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец прижат к среднему. На вторую - левой ладонью помахать у основания правой кисти (хвост). На третью - большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутренней стороной ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении сложены вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. На четвертую – указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе, щепоткой (собачки)


Дом и ворота На поляне дом стоит, Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем. В этот домик приглашаем. Соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу. На вторую строчку большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. На третью строчку ладони развести в стороны. На четвертую - то же, что на первую.


ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.


Стирка Мы белье стирали, В речке полоскали, Выжали, развесили – То-то стало весело! На первую строчку - тереть один кулачок об другом; на втором – движения ладонями вправо- влево;на третью – сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения, развешивание белья; на четвертую – круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны(фонарики).


Строим дом Молотком стучу, стучу, Сто гвоздей заколочу. Буду строить дом, дом, Будем жить в нем, в нем. На первую строчку – постукивать кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки; на вторую – то же движение. Но сменить руки; на третью – ставить поочередно кулачок на кулачок; на четвертую – поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома.


ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ На моей руке пять пальцев Пять хватальцев, пять держальцев, Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить, Их нетрудно сосчитать; Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт поочерёдно загибать пальчики на обеих руках.


ПИРОЖКИ Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку. Всех друзей я в гости жду. На первые четыре строчки загибать поочередно пальчики, перечисляя продукты; на пятую строчку- имитировать лепку пирожков; на шестую- ладони вперед, имитировать движения, подзывающие гостей.