Домой / Перманентный / Психологическая работа с подростком с отличающейся от традиционной сексуальной ориентацией. Мой ребенок - другой

Психологическая работа с подростком с отличающейся от традиционной сексуальной ориентацией. Мой ребенок - другой

У меня не было ни единого тренинга по сексуальной грамотности, где бы не поднималась тема гомосексуальности. И у взрослых, и у подростков много страхов и сильных эмоциональных переживаний в этой теме. Родители спрашивают, что сделать, чтобы дети наверняка выросли гетеросексуалами, как уберечь их от экспериментов с представителями своего пола и есть ли какие-то признаки гомосексуальной ориентации в раннем возрасте. Подростки же интересуются, нормально ли это, какие причины возникновения однополой симпатии, можно ли от этого вылечиться и что делать, если вдруг понял/поняла, что твоя сексуальность не соответствует ожиданиям родных, друзей и общества… Чтобы разобраться с этими вопросами, я обратилась к психологу Марине Диденко , которая несколько лет работает с ЛГБТ*-подростками и их родителями, проводит тренинги по толерантности, консультирует представителей ЛГБТ-сообщества.

*ЛГБТ — аббревиатура для обозначения лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.

— Марина, ваша тема непростая и неоднозначная (но, безусловно, очень важная). Как вы в нее пришли? Есть ли предыстория?

— Сейчас уже сложно сказать, что именно послужило первым рычагом. Я долго училась, но никак не могла начать работать по профессии. Моя подруга работала психологом в ЛГБТ-организации, и мне стало интересно. Попросилась прийти в гости на какой-то праздник, познакомилась с ребятами и начала волонтерить. Через два года у них запускался новый проект «Дружественный врач» (friendlydoctor.org), сервис для ЛГБТ-людей, где можно бесплатно и анонимно пройти тестирование на ВИЧ, консультацию дерматовенеролога, уролога и психолога.

Также параллельно создавалась родительская организация, для поддержки и гармонизации детско-родительских отношений в семье, где есть дети — представители ЛГБТ-сообщества. Придя на один из тренингов, который проводила моя подруга — психолог Анастасия Медко — я осознала, как сложно родителям с принятием своего ребенка. И мне захотелось стать частью этого процесса. И вот уже 5 лет (2 года волонтерства и 3 работы) я сотрудничаю с Всеукраинской благотворительной организацией «Точка опоры» и Родительской инициативой «Терго».

— Насколько наше общество готово к обсуждению и принятию ЛГБТ-темы?

— Я не устаю повторять, что люди боятся того, чего не знают, и если им дать корректную информацию, все меняется. Тема ЛГБТ, с одной стороны, сейчас на слуху, с другой — остается очень сложной для общественности. Люди боятся какой-то немыслимой пропаганды, совращений, разврата… Но это все стереотипы, которые создавались долгие годы. Если познакомить общество с истоками гомосексуальности, показать истинную жизнь ЛГБТ-людей, отсутствие у них каких-либо отличий, кроме пола человека, которого они любят, от так называемого «большинства», тогда мир станет более открытым к разнообразию.

Когда я пришла в ЛГБТ-организацию, я не была изначально толерантна. Мне нравились люди, с которыми я там общалась — за их человеческие качества, интересы, интеллект. И поэтому начала знакомиться с природой гомосексуальности, разными подходами и взглядами на этот аспект жизни человека. Постепенно мой уровень толерантности повышался, а уровень тревожности и непонимания, может, даже непринятия — снижался. Сейчас для меня не имеет значение сексуальная ориентация человека или его гендерная идентичность, главное — какой он как личность, а все остальное — его личное дело.

Что касается нашего общества, то с февраля 2016 года я провела 22 тренинга по толерантности для разных профессиональных групп (психологи, педагоги, учителя, врачи, журналисты) к представителям ЛГБТ и 90 % среди них были очень толерантны, им просто не хватало знаний и информации.

— Давайте начнем с самого начала: что такое сексуальная ориентация, и какие бывают виды.

Сексуальная ориентация – характеристика человека, отражающая более-менее устойчивое во времени и осознаваемое платоническое, эротическое и сексуальное влечение к людям определенного пола или двух полов одновременно. Если говорить очень просто, то сексуальная ориентация это то «кого человек любит», и именно любит, а не занимается с ним сексом.
На сегодняшний день выделяют три вида сексуальной ориентации человека:

  • гетеросексуальная (направлена на людей противоположного пола);
  • бисексуальная (привлекают люди обоих полов в равной степени);
  • гомосексуальная (направлена исключительно на людей своего пола).

Также некоторые подходы к этому перечню добавляют асексуальность , пансексуальность и помосексаульность .

— Какие преимущества в разнообразии сексуальных ориентаций есть для общества, по вашему мнению?

— Принимая разнообразие, мы принимаем разные проявления нашей личности, снимаем зажимы, разрушаем предубеждения и стереотипы. Что касается «преимуществ», то я бы это так не назвала. Человек проходит очень сложный путь принятия своей сексуальной идентичности — у нас в обществе он заведомо обрекает себя в большей части на непринятие, дискриминацию, разрыв отношений с близкими людьми. Важно понимать, что сексуальная ориентация дается человеку при рождении, и он не может ее выбрать. Если бы это было возможно, жизнь бы стала проще. Уменьшилось бы количество случаев алкоголизма или наркомании из-за непринятия себя, а также суицидов или попыток суицидов, особенно среди подростков.

— Вы информируете о том, что гомосексуальность – это разновидность нормы. Чем аргументируете? Как на эти аргументы реагируют люди традиционных взглядов?

— Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний еще в 1973 году. С 17 мая 1991 года ВОЗ при ООН также не считает гомосексуальность болезнью или расстройством личности. Так как такого диагноза нет, значит, и лечить нечего — нет клинической картины, мы не можем описать симптомы. Выходит, это вариант нормы.

Я привожу разные теории возникновения гомосексульности человека, говорю, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Пытаюсь показать, что люди гомосексуальной ориентации ничем не отличаются от гетеросексуальной, — у них те же проблемы. Нет каких-то психоэмоциональных и физических особенностей. И даю возможность участникам тренинга самостоятельно принять решение, куда они относят гомосексуальность. Но практика показывает, что ознакомившись с информацией и пообщавшись с представителями сообщества, люди сами меняют свое мнение и становятся более открытыми к теме гомосексуальности.

Если говорить про «традиционные взгляды», нужно прояснить, что такое традиция. Это очень условное понятие, традиции меняются. В каждой стране, культуре — они свои. Поэтому говорить про «традиционную» и «нетрадиционную» сексуальную ориентацию сейчас считается некорректным.

— Тема гомосексуальности сейчас обсуждается более открыто, чем 30, 20 и даже 10 лет назад. Это плюс или минус?

— Я думаю, это хорошо. Согласно опросам, проведенным за рубежом, около 40% людей имеют опыт однополых сексуальных отношений, от 3 до 10% населения любого города открывают в себе гомосексуальные чувства. Однако многие представители ЛГБТ-сообщества под влиянием своих родителей, окружения, гетеросексуальных установок общества могут вступить в брак, завести детей, пытаться соответствовать норме. Но, как показали многочисленные истории из реальной жизни, не получают от этого никакого удовольствия – только дискомфорт, уход в себя, отчуждение и страдание от невозможности жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Возрастает риск злоупотребления алкоголем или наркотиками, возможны депрессивные состояния, попытки суицида… Поэтому, чем больше мы про это говорим, тем меньше негативных проявлений и последствий у нас будет.

— Чего больше всего хотят ЛГБТ-подростки?

— Чтобы их приняли и любили такими, как они есть, а не за то, что они будут следовать тем паттернам поведения, которые есть в обществе.

— Родители часто спрашивают, как понять, есть ли предпосылки к гомосексуальности и что можно предпринять в этой ситуации?

— Понять это невозможно. Поведение большинства геев и лесбиянок в детстве ничем не отличалось от других детей. Они играют в те же игры, читают те же книжки, у них одинаковые кумиры в музыке. Можно, конечно, наблюдать за проявлениями внимания и симпатии у мальчиков и девочек, но в большинстве случаев это тоже не показатель.

— Что бы вы посоветовали родителям и подросткам?

— Много говорить и не действовать на эмоциях. Потом можно пожалеть. Читайте литературу, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту или еще кому-то, кто сможет помочь, — не держите все в себе. Если вы будете искать ответы на вопросы, вы их обязательно найдете (видео).

— Куда могут обратиться за помощью подростки, если они поняли, что имеют гомосексуальную ориентацию, и их это тревожит? Что почитать, на какой сайт/форум пойти, к какому специалисту? А если нет денег и возможностей? И тот же вопрос о родителях – где им искать информацию и поддержку?

— В Украине больше 40 действующих ЛГБТ-организаций, которые занимаются поддержкой разных сфер жизни совершеннолетних ЛГБТ-граждан, и, как правило, их услуги бесплатны. Но вот с подростками, сложней. Никто не берет на себе ответственность по работе с детьми, потому что это незаконно. И дети, к сожалению, остаются со своими вопросами один-на-один.

Во многих украинских городах есть так называемые QUEER HOME – места, где можно интересно проводить время среди представителей ЛГБТ-сообщества, слушать лекции, играть в игры, участвовать тренингах. Но там тоже есть ограничения по возрасту. Мне очень нравится центр в Запорожье «Гендер Зед»: у них много подростков, и они очень увлекательно проводят время. Дети там находят поддержку и понимание, которого нет в семье, развиваются по разным направлениям. Но чтобы туда ходить, если тебе нет 18 лет, ты должен принести записку от родителей с разрешением посещать это место.

Сейчас, благодаря интернету, не проблема найти нужную информацию. Вот сайты самых больших в Украине организаций: ВБО «Точка опоры» (t-o.org.ua); Гей Альянс-Украина (upogau.org), Запорожский областной благотворительный фонд «ГЕНДЕР ЗЕД » и многие другие.

Для родителей есть организация РИ «Терго» (tergo.org.ua), где помогут разобраться в вопросах сексуальной ориентации, гендерной идентичности, принять своего ребенка, окажут поддержку другие родители. Тут же можно получить консультацию психолога. Родители «Терго» собираются раз в месяц в разных городах, в зависимости от запроса и проводят встречи, тренинги, группы самоподдержки, могут встретиться, чтобы просто поговорить за чашкой чая или выслушать по телефону. Все, кто прошел нелегкий путь принятия своего ребенка, сейчас готов оказать поддержку другому родителю.

А начать всем мамам и папам, близким и просто не безразличным людям я рекомендую с книги «Ответы на непростые вопросы». Она небольшая и очень легко написана:

— Есть мнение, что достаточная открытость в этой теме провоцирует увеличение гомосексуальных и бисексуальных людей в обществе. Существует ли в Украине статистика по количеству подростков/молодежи с «нетрадиционной ориентацией»? Может, известна динамика изменений.

— Все боятся пропаганды… Но не забывайте, что все геи и лесбиянки родились в обществе, где пропагандировались семейные ценности и гетеросексуальные отношения. Почему же это не сработало? Нельзя заставить человека кого-то полюбить. Да, можно склонить к сексу, но это будет на один раз. Если внутри у тебя нет влечения, ты не «станешь» геем. В закрытых школах подростки часто практикуют однополый секс, но это не влияет на их сексуальную ориентацию. Попадая в открытое общество, они в большинстве случаев находят себе любимого человека, создают семью с человеком противоположного пола.
Количество подростков с гомосексуальностью такое же, как и взрослых — от 3 до 10%. Но меняется возраст принятия себя. Раньше подросток не понимал, почему он отличается от других. Боялся себе признаться, что у него есть влечение к людям своего пола. Более того, чтобы искоренить это влечение, они пробуют встречаться с человеком противоположного пола, но внутренние желания не побороть. Эти мысли будут съедать изнутри.

Клиенты рассказывали, как им в детстве казалось, что они одни такие на всей планете — информации не было, прочитать или поговорить про это с кем-то было нереально… Поэтому они глушили свои мысли и старались об этом вообще не думать. Но чувства и влечения оставались. Коллега делился личной историей: в школе на физкультуре он засматривался на мальчиков, и это было рефлекторно — тогда он не понимал, почему ему это интересно. Сейчас подростки более «продвинутые», да и информации больше (жалко, что не вся корректна). Поэтому современным детям проще пройти процесс идентификации и принятия себя.

Что касается статистики, то в Украине исследования гомосексуальной ориентации практически не проводятся, особенно среди подростков. Сейчас ВБО «Точка опоры» принимает участие в американском проекте GLESEN: готовим опрос среди подростков по поводу булинга в школе. Там тема ЛГБТ вынесена отдельно – посмотрим, какие результаты мы получим.

— Какие наиболее частые заблуждения по отношению к ЛГБТ-подросткам?

— Что это пройдет, перерастет…. Это очень обижает подростков, которые уже приняли себя. Если мы говорим о сексуальной ориентации, то надо различать два понятия: «сексуальная ориентация» и «сексуальное поведение». Про сексуальную ориентации, мы уже говорили: это про то, «кого я люблю». Сексуальное поведение – это весь спектр возможных сексуальных активностей, которые использует человек для удовлетворения своего сексуального влечения, независимо от того, какова его сексуальная ориентация. Сексуальная ориентация и сексуальное поведение не обязательно тождественны. То есть, бывает, что подростки используют однополый секс для снятия сексуального напряжения, экспериментов, получения опыта. Это не значит, что они геи или лесбиянки. Пока человек (подросток) себя не идентифицирует с человеком гомосексуальной ориентации, мы не можем его таким считать. Каждый гомосексуал проходит очень болезненный многолетний процесс «камин-аута» - признания себя геем или лесбиянкой.

То есть, если к вам обратился подросток или это ваш ребенок, и он говорит, что у него влечение к людям своего пола, внимательного выслушайте его. Скажите, что любите, несмотря ни на что, и постарайтесь очень мягко с ним поговорить, чтобы разобраться: это просто подростковые эксперименты или все-таки гомосексуальная ориентация. А лучше, конечно, не спешить с выводами — время все покажет…

— Что больше всего пугает родителей в гомосексуальности детей?

— Рушится их виденье жизни собственного ребенка. Как бы мы не хотели, но все равно подсознательно планируем будущее своих близких. А тут ребенок заявляет информацию, которая никак не вкладывается в гетеронормативную картинку жизни родителей. И тут начинают проявляться все страхи:

  • это болезнь какая-то;
  • у него/нее никогда не будет детей, а у меня внуков;
  • как это отобразится на здоровье моего ребенка;
  • как к этому относится церковь и религия;
  • как сказать родным или что будет, если узнают родные;
  • мой ребенок не будет счастлив.

— Родители часто на тренингах спрашивают, как объяснить ребенку или подростку про людей гомосексуальной ориентации?

— Мы просто говорим о том, что любовь бывает разной. Есть мужчины, которые любят женщин, есть женщины, которые любят мужчин. А есть мужчины, которые любят мужчин, и есть женщины, которые любят женщин. Считаю, что акцент нужно делать на чувствах, эмоционально-романтических отношениях, а не на сексуальных. Им хорошо вместе – и это самое главное. Тут также важно говорить о контрацепции, ведь подростков так или иначе информируют: чтобы не забеременеть, пользуйтесь презервативами. А про однополые контакты не упоминают, и потом имеем молодых людей с ВИЧ-статусом или другими заболеваниями, которые передаются половым путем. По своему опыту скажу, что дети намного легче принимают разнообразие, чем взрослые, — они еще не такие заангажированные.

— Что должно произойти, чтобы в обществе наконец-то перестали дискриминировать и осуждать за проявление своей сексуальности?

— Время!!! Мир меняется, просто все не так быстро. За 3 года активной работы я уже вижу изменения. Все больше специалистов (психологов, врачей) готовы оказывать помощь или работать с представителями ЛГБТ, все больше людей понимают и принимают разнообразие.

*В тексте использованы фрагменты из книги Нины Вербицкой «Ответы на непростые вопросы»

Вконтакте

Они сами придумали себе имя - «Дети-404». Название дали по аналогии с «интернет-ошибкой 404». Есть такая функция в интернет-пространстве, когда поисковик выплевывает - «страница не найдена».Так страна узнала о существовании подростков нетрадиционной сексуальной ориентации. И тут же им бросили перчатку другие дети, обозначившие себя «Дети-1488»…Объединившись в соцсетях по сексуальному признаку, подростки объявили друг другу войну в реальности…

Мы хотим рассказать вам историю. Историю про наших детей. Детей, которых мы не знаем. Сами про себя они говорят: «Мы - невидимки. Нас не видят. О нас не знают, но мы есть». Недавно они решили заявить о себе миру.

Если вкратце - сообщество «Дети-404» - это подростки 12–16 лет, которые на весь мир заявили о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Первые - живут тихо и никого не трогают.

Вторые - следуют заветам своего наставника Максима Марцинкевича, известного в народе как Тесак. Однажды, с легкой руки «гуру», эти подростки поклялись «очистить» страну от детей-404. Создали проект «Оккупай-геронтофиляй», цель которого - заманить малолетнего гея в ловушку, высмеять его «пороки» на видеокамеру и выложить сюжет на всеобщее обозрение в Интернет. После такого промоушена - подросток автоматически становится изгоем в школе, во дворе, в кругу друзей...

Но если ранее коллектив «Оккупай-геронтофиляй» выискивал своих жертв наобум, тыча пальцем в небо - на страничку пацана с миловидным личиком, то с появлением сообщества «Дети-404» их шансы на «успех» заметно выросли.

«Мама решила прочистить мне мозги и упекла меня в психушку»

Если у проекта «Оккупай-Геронтофиляй» есть свой учитель, то группа «Дети-404» тоже образовалась не сама по себе. Инициатором выступила девушка Елена Климова. По образованию она журналист. Идея объединить под свое крыло детей нетрадиционной сексуальной ориентации пришла в ее голову случайно.

Однажды я написала текст, где изложила свою позицию насчет гомофобных предрассудков в нашей стране, - начала беседу Климова. - И вскоре мне пришло письмо от некой Нади из Самары. Она лесбиянка, ей 15 лет. Ее травили в школе, дома. Она решила уйти из жизни, но прочитала мой материал и передумала. После этого все и завертелось... Я позвонила Наде, записала ее историю...

Надя стала первым подростком, чьи откровения на скользкую тему просочились в социальную сеть.

А потом подобные истории посыпались как из рога изобилия. На сотом послании Елена Климова поняла: таких, как Надя, немало - и открыла в соцсетях группу «Дети-404». С тех пор сообщество пополняется новыми произведениями ежедневно.

«Я лесбиянка. Православная. Мама растила меня с заботой, водила в церковь. Она - христианка до фанатизма, а папа - расист и гомофоб. Я их очень люблю. И очень люблю N (девушку). Что мне делать? Как отреагируют на это родители? Мне страшно. Я веду разговоры во время ужина, вечером... но папа срывается и приходит в бешенство. Он выпивает... С мамой даже не пытаюсь заговорить. Порой я срывалась. Недавно собиралась покончить с собой»…

Сегодня достоверно известно о пяти случаях, когда подростки прибегали к суициду из-за издевательств и насмешек сверстников или непонимания родителей, - говорит Климова. - Зачастую дети кончают с собой, а родители даже не знают причину. А если знают, то сами родители готовы сделать все, чтобы не вынести сор из избы. Однажды мать довела своего сына до самоубийства, потому что ей было стыдно, что он гей. И рыдала на его похоронах.

Я прочитала порядка 30 историй. На большее меня не хватило. Все эти признания написаны как под копирку. Счастливая развязка - редкость. Может, таким образом дети просто заигрались во взрослую жизнь?

Когда приходят письма от 12–13-летних, я тоже скептически хмыкаю, - продолжает Климова. - Наверняка есть и те, кто просто играет в однополые отношения. В любом случае те, кто просто играет, рано или поздно бросят это, потому что против своей природы не попрешь. Но большинство историй - чистая правда. Которую зачастую страшно слушать. Например, родители, которые узнают про увлечение своего ребенка, ведут себя неадекватно. Многие избивают детей до полусмерти, запирают их дома, ограничивают доступ к Интернету, отбирают телефон, отправляют в психбольницу, водят к «православным психологам», в церковь, пичкают гормонами, на худой конец гонят из дома. Одной девушке даже пришлось бежать из своей страны, потому что мать жестоко била ее и даже грозилась убить.

«Меня зовут Анастасия, мне 15 лет. По своей глупости я заявила родителям, что влюбилась в девушку. После чего провела неделю в психушке. А мама говорила, что это все для того, «чтобы мозги у тебя встали на место». Взяли меня просто. Мама это все преподнесла как «обычное обследование, мне страшно за нее». Меня и не спрашивали, хочу я туда или нет… Палата на 10 человек. Парни и девушки лежат вместе. Выходить из палаты без разрешения нельзя, дверей тоже нет. Подъем в полвосьмого, завтрак, таблетки, в десять уколы. Потом до трех ты лежишь и смотришь в потолок. Затем обед и таблетки, среди которых точно есть снотворное, в семь ужин, таблетки, в десять спать. Иногда в свободное время тебя дергают по врачам. Вот и все.

Врачи же говорили про мой случай, что это извращение, бред в юной голове. Кто-то утверждал, что это неестественно. А психолог сказала, что это нормально. Не лечили. Только уколы, таблетки, «нарисуй три дерева», «нарисуй барашка» и так далее. Во время обследований нашли у меня какое-то расстройство и состояние, близкое к депрессии. С тех пор прошло 2,5 года. Недавно мать опять собралась водить меня по врачам. По ее словам, «это отклонение, которое можно вылечить».

До сих пор на слуху громкая история 16-летнего москвича Ивана, которого отец силой «запихнул» в психиатрическую клинику со словами: «Лучше ты будешь овощем, чем геем...».

В день своего шестнадцатилетия Иван признался родителям в своей ориентации. Отец стал угрожать сыну «сгноить его в психушке», поместить в тюрьму, лишь бы сделать его «нормальным». В итоге подростка заперли в квартире, спрятав его личные вещи и обувь. Отец предложил ему съездить к психологу. Вместо психолога Ивана привезли в клинику Маршака и насильно оставили там.

Через два дня парня навестили друзья и мать. Молодой человек рассказал, что ему дают таблетки и вкалывают что-то, от чего у него «путается память». Он не может вспомнить имена некоторых друзей. Стационарным телефоном пользоваться Ивану запретили. Сняли ручки с окон и дверей, начали запирать его на ночь.

Эта история вызвала широкий общественный резонанс. Подростка спасали всем миром. Подключились депутаты, журналисты, адвокаты. В итоге удержание парня в клинике признали противозаконным. Но отец не принял сына обратно. Семья распалась. А подросток остался жить с матерью.

Родители таких детей чаще всего не подозревают о мыслях своих детей, а дети им ничего не говорят из страха, - уверена собеседница. - В Питере существует отдельная организация для поддержки таких семей. Ведь родители ЛГБТ-детей тоже одиноки, им очень непросто. В нашем обществе не так стыдно иметь сына-алкоголика, убийцу или наркомана, как сына-гея.

Ксения, Таганрог, 17 лет: «В семье трудно. В мой адрес постоянно звучит: «никчемная», «да ты вообще никто». Никогда не забуду ссору с матерью, когда она выкрикнула: «Я родила тебя не для того, чтобы ты с девками …!».

Антон, Екатеринбург, 17 лет: «Отец узнал и избил меня. Сказал, что выставит из дома, если я еще раз заикнусь о таком. После он часто унижал меня: «Да что ты как баба?», «У всех нормальные дети, а у меня урод». Я пытался покончить с собой».

Для детей с подобными «отклонениями» работают анонимные психологические службы. Правда, обращаются к психологам подростки крайне редко.

Иногда дети идут к школьным психологам, - говорит Климова. - Но случалось, когда такой психолог после разговора с «пациентом» пересказывал услышанное его родителям. Ничего хорошего из этого не выходило…

«Мама ворвалась в комнату, начала кричать и оскорблять меня. Я спросил, за что она меня так ненавидит. Она сказала, что я предал самое святое - семью и Бога. Потом сказала, что самая большая ее мечта - чтобы я заразился СПИДом и поскорее умер, только тогда она будет счастлива. Я пошел на кухню, из моих рук вырвали кружку и начали мыть ее с мылом. Отец сказал сухо, что у него нет и никогда не было сына. Сестра поддержала его, крикнула, что я ей не брат. Еще сказала, что если бы не тюрьма, то с удовольствием бы придушила меня сама».

«Нас раздражало его поведение и манеры. Вот мы его и убили. Не сдержались»

Москва - большая деревня. Но тем не менее затеряться в толпе здесь гораздо проще, чем в глухой провинции.

А.И., 15 лет, Таджикистан: «...Работал в Украине моделью. Но потом решил уехать к себе на родину, в Таджикистан. Слежу за собой, хорошо одеваюсь, знаю шесть языков. Но кого это волнует, ведь я - гей. Я выделяюсь из толпы. Это послужило поводом для ненависти и издевательств. Вся школа знает и унижает меня. На улице люди снимают меня на камеру, орут гадости, некоторые пытаются ударить. Недавно я рассказал сестре о своей ориентации. Она заплакала, три дня не спала, потом сказала, что это ненормально и меня нужно лечить. Она сказала, что я не могу жить в Таджикистане, ведь моя семья влиятельная и знаменитая, мол, я буду позором семьи. Зная характер моего отца - он может меня убить или отказаться от меня (когда я выщипал брови, он кинул в меня стулом). Поэтому решил накопить денег и сбежать куда-нибудь. Но куда я пойду один? Я не собираюсь скрывать свою сущность, ибо я не тень».

«Мне 16. Я гей. Осознание этого мне далось очень тяжело. Было все: уходы в себя, истерики, панические страхи. Свою ориентацию я скрываю, потому что живу в маленьком провинциальном городе в центре Татарстана, где однажды уже убили одного парня за то, что он гомосексуален. Пугливость, страх, замкнутость, агрессивная реакция - мое обычное поведение. Боюсь, что обо мне узнают и также линчуют. Иногда так и хочется закричать: «Примите меня таким, какой я есть!». Часто я просто ухожу в себя. Я включаю музыку и просто лежу. В эти моменты я чувствую себя в безопасности».

«Мне 16 лет, я живу в маленьком городе, которого нет на картах. Когда о моей ориентации узнали мои одноклассники, меня затравили, я потеряла всех своих приятелей. Для учителя нормально сказать, что гомосеки будут гореть в аду. У нас в городе считается: избить педика - это жизненная необходимость. Парней избивают за длинные челки, потому что они похожи на геев».

А еще парней с длинными челками, похожих на геев, иногда убивают.

В этом году Волгоград славно отметил 9 мая. Именно в День Победы был зверски убит 23-летний юноша. Ему размозжили камнем голову. А до того - изнасиловали пивной бутылкой. Изрезали половые органы. Человек умер в страшных мучениях. Так 9 мая отметили сторонники национал-социалистических идей. А позже каялись на допросе у следователя: «В такой святой праздник геи должны были сидеть по домам и носа на улицу не высовывать. Гомосексуальная ориентация парня и его вызывающее поведение, наряд задел наши патриотические чувства. Не сдержались…».

Не сдержались… Взяли и убили… Все просто…

А недавно Елене Климовой пришло письмо от одной девушки, которая поведала историю своего приятеля. Его внешний вид и взгляд на жизнь тоже не пришлись по душе окружающим.

«Я знаю того, кого убила гомофобия. Это мой друг Андрей. Мы с ним познакомились, когда нам было лет по девять. Сколько его знала - он был застенчивый, добрый, милый мальчик, правда, закрытый. В четырнадцать лет он доверился мне и рассказал, что его всегда привлекали только парни... В школе никто ничего не знал. Но Андрея все равно дразнили: он был скромным, мало с кем общался и не встречался с девочками. В десятом классе один из одноклассников придумал себе забаву - создал страничку в соцсети от чужого имени, писал знакомым и начинал «приставать»: мол, он гей и ищет свою любовь. Следил за реакцией и веселился. И вот он написал Андрею. Мой друг не сразу, но все-таки ответил взаимностью. На следующий день об этом узнала вся школа.

Андрей перестал ходить на учебу, его не было недели три. Потом он появился. Одноклассники молчали, улыбались - и всё. После уроков они позвали Андрея покурить за гаражи. Там они его избили. Сильно. Мы с одноклассницей ходили курить за эти гаражи и там нашли Андрея. Вызвали «скорую». Его увезли. Тяжелое сотрясение мозга, переломы нескольких ребер, гематомы по всему телу.

Примерно через месяц Андрея выписали. Он сказал, что родители перевели его в другую школу. Пообещал: увидимся вечером. Когда я пришла к нему, мама Андрея открыла мне дверь вся в слезах и сказала, что он утром спрыгнул с крыши 14-этажного дома».

Избили… Унизили… Опозорили… Эти слова несутся из каждого письма подростка с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Казалось бы, кому они мешают?.. Выясняется, мешают многим.

Люба, Хабаровск, 14 лет: «Однажды в школе меня заперли в классе одноклассницы. Их было пятеро, а я одна, вокруг стояли мальчики, но они мне не помогли. Девочки побили меня, даже ничего не объяснив. После этого я лежала в больнице с сотрясением (они ударили меня головой об парту, без сотрясения не обошлось бы...). Еще у меня теперь кривой нос. И смещение шейного позвонка. Что мне делать? Я должна каждую секунду бояться, что из-за угла школы выйдет какая-нибудь девочка и изобьет меня?»

«Хочешь поучаствовать в поимке гея - плати»

А некоторое время назад подлили масла в огонь ненависти к малолетним геям и дети Тесака. Проект «Оккупай-геронтофиляй» буквально взорвал Интернет после того, как координатор движения Филипп Дениц выложил в соцсети видеоролики, где «выводил на чистую воду» молодых людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Сотни и без того запуганных подростков, относящих себя к ЛГБТ, на какое-то время затаились - удалили свои аккаунты из соцсетей и перестали выходить в Интернет.

Когда стартовал проект «Оккупай-геронтофиляй», «мои дети» страшно перепугались, - продолжает Елена. - Они писали мне, что им страшно общаться в Интернете. Некоторым начали приходить угрозы от сторонников «Оккупай». Одного из моих ребят в личной переписке пообещали «расчленить и повесить в видном месте». Мне завалили «личку» оскорблениями. Но недели через две им это надоело и они успокоились.

Успокоились они вовсе не потому, что им надоело. Под давлением общественных деятелей страничку «Оккупай-геронтофиляй» в соцсетях заблокировали, организатору движения сделали жесткое предупреждение.

Случилось это после того, как во время одного «сафари» (так сторонники движения называют процесс охоты на малолетнего гея) предводитель движения 16-летний Филипп Дениц предложил «жертве» сделку. «Я тебя отпущу, ролик удалю при условии, если ты займешься оральным сексом с одним из участников «сафари» - такие слова Дениц произнес на камеру.

Когда перепуганный пацан отказался, Дениц начал его уламывать: «Я понимаю, что ты не хочешь, но это единственный вариант для тебя выйти сухим из воды. Если ролик попадет в Интернет, твои друзья увидят, родители. Ты не первый такой. Человека четыре через это испытание прошли, ни одного ролика мы не выложили. Один раз всего, чуть-чуть»…

На следующий день видео появилось в Интернете.

Насколько нам известно, после того как аккаунт геронтофиляйцев перестал существовать, Филипп бросил клич - разыскать тех, кто накатал жалобу в соответствующие органы, дабы провести с противниками воспитательную работу. Даже объявил вознаграждение - 15 тысяч рублей за поимку «врага», - поведали нам знакомые Деница. - Виновника закрытия сайта не нашли, но через некоторое время в соцсети появилась новая группа - «Дети-1488». Теперь они отлавливают участников проекта «Дети-404».

Вот такое оно, новое увлечение российских школьников. Но так ли на самом деле важна для 14–16-летних подростков цель «очистки» нации? Оказалось, идея такого проекта основана вовсе не на «моральных» аспектах, которые пропагандируют Тесак и его ближайший соратник Дениц. А скорее на материальных…

Ни о каком перевоспитании и борьбе за нравственность речь не идет. Плевать Деницу на этих геев, а Тесаку в свою очередь на педофилов, - рассказали нам на правах анонимности бывшие участники проекта «Оккупай-геронтофиляй». - Ведь на всех этих шоу «сафари» они зарабатывают приличные деньги.

Например, хочешь посмотреть ловлю гея, стать непосредственным участником процесса - плати тысячу рублей. Тесак за свои выступления с ловлей педофилов берет со зрителей по 3 тысячи рублей. Как правило, поглазеть на такие представления собирается порядка 7–10 человек. Вот и считайте. А эти несчастные дети-404 являются своего рода наживкой, ведь только с их помощью Тесак и его команда могут пополнить свою копилку!

Кстати, Дениц еще вымогал деньги со своих «жертв». Мол, хочешь, чтобы не запустили ролик в Интернет, - плати. Также на днях появились еще две группы Тесака - одни ловят спрятавшихся нелегалов, другие - «перевоспитывают» алкоголиков. И для желающих принять непосредственное участие в спектакле «Ловля на живца» Марцинкевич также выставляет цену.

Ваш малыш играет в куклы и дружит с девчонками? Повзрослев, тщательно ухаживает за собой, а не за одноклассницами? Девочка бьет соседских мальчишек и не проявляет интереса к модным нарядам? Стоит призадуматься, хотя такое «нестандартное» поведение может не значить ничего, а может являться признаком нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ученые не могут точно определить, почему одни мальчики влюбляются в девочек, а другие - в мальчиков. Некоторые считают, что гомосексуалистами и лесбиянками рождаются. Другие - что ими становятся под влиянием среды, в которой рос ребенок. В любом случае, склонности формируются и начинают проявляться в раннем детстве, задолго до получения первого сексуального опыта. Если родители заметят, что ребенок склонен к нетрадиционной ориентации, то вряд ли стоит пытаться что-то изменить, потому что в большинстве случаев это бесполезно. Научно доказано: вылечить или перевоспитать гомосексуалиста невозможно.

Подростка, начавшего понимать, что он не такой, как все, часто мучают угрызения совести и страх перед родителями, друзьями, одноклассниками или сокурсниками: «Что будет, если они узнают? Скорее всего, друзья отвернутся, а родители устроят настоящий ад». Он чувствует себя одиноким уже в 15-16 лет. В этом возрасте мальчиков начинают интересовать девочки, а девочки обращают внимание на мальчиков и учатся кокетничать с ними. Вот тут-то и возникают проблемы. Разговоры в компании начинают крутиться вокруг противоположного пола, и вдруг подросток обнаруживает, что ему наплевать на то, у кого из девчонок длиннее ноги, и наплевать на девчонок вообще.

У мальчиков в переходном возрасте повышается агрессивность, в их среде грубость часто считается проявлением мужественности и силы. Друзья начинают подсмеиваться над женственными манерами подростка, мягкостью и привычкой все время обижаться, как девчонка. Ну что же он поделает, если совершенно не умеет быть грубым, если ему противно слушать сальные анекдоты и он считает, что любой конфликт можно решить без драки? Появляются первые комплексы. Положение может осложниться еще и тогда, когда подросток вдруг почувствует, что испытывает влечение к одному из своих друзей.

Но вот приходит окончательное осознание своей гомосексуальности... И перед ребенком встает еще и проблема того, как отнесутся к этому родители. Часто ни мальчик, ни девочка не решаются сказать об этом откровенно, хотя остро нуждаются в поддержке близких людей. Родители замечают, что у ребенка не все ладно, нервничают, предполагают множество причин - от несчастной любви до наркотиков.

Первые признаки гомосексуализма: что должно насторожить родителей

Если мальчик в раннем детстве предпочитает кукол машинкам или девочка гоняет футбольный мяч вместо того, чтобы варить игрушечный суп, это еще не значит, что с ребенком что-то не так. Вполне возможно, что из девочки-хулиганки вырастет активная деловая леди, управляющая крупной корпорацией. Мальчик же может стать отличным семьянином. Он будет помогать жене готовить ужин и каждый день водить детей в школу. Если мальчику не звонят девочки, вполне возможно, что он просто застенчив и ему сложно с ними подружиться.

Стоит насторожиться, если подросток общается с девочками только как с подругами. Прислушайтесь, как он разговаривает с одноклассницей по телефону. Сын часами болтает с предполагаемой герлфренд о нарядах, духах, обсуждает показы мод и новейшие сплетни из жизни звезд? Стоит задуматься. Во-первых, геи гораздо тщательнее следят за своей внешностью и среди них гораздо больше, чем среди обычных людей, интересующихся искусством, модой, творчеством. Во-вторых, их отношения с женщинами колеблются от абсолютного равнодушия до нежной дружбы - сказывается схожесть психологических типов и общие интересы. Если же девочка вызывает в мальчике сексуальный интерес, то он постарается преподнести себя с лучшей стороны, показать свои достоинства.

На домашней вечеринке незаметно понаблюдайте, реагирует ли сын на симпатичную одноклассницу - заигрывает ли с ней, ухаживает или остается равнодушным и ведет себя как обычно. Если он тушуется в компании незнакомых мальчиков или мужчин, краснеет или опускает глаза, когда мужчина жмет ему руку, а с девчонками общается более свободно, по-дружески, но ни к одной не проявляет сексуального интереса, то вполне возможно, что его интересуют люди своего пола.

Очень часто гомосексуальных подростков выдает их внешность и манера поведения. Если вы застали сына в ванной, замазывающего вашей пудрой синяк под глазом, - это одно. Если же он наносит ее на все лицо, потом укладывает волосы феном, надевает умопомрачительный наряд, душится, тщательно чистит обувь и после этого отправляется в театр с другом, - уже другое...

Понаблюдайте, как сын ведет себя в компаниях друзей (дома он может стараться скрывать это). Так называемые голубые интонации - мягкость и манерность речи, затянутые гласные, плавность и кокетливость движений, необычная для большинства мужчин, - все это свойственно геям.

Ребенок-гомосексуалист: правила поведения для родителей

Однако, когда родители подозревают, что их ребенок гомосексуален, им не стоит задавать прямые вопросы - возможно, что он сам еще точно не разобрался, к кому его больше влечет - к своему или противоположному полу.

Но вот родители догадались о том, что проблемы ребенка связаны с его нетрадиционной ориентацией... А может быть, ребенок и сам рассказал об этом. Как же в этом случае себя вести?

Для начала придется пережить стадию шока. Иногда родители испытывают чувство потери сына или дочери, почти как если бы он умер. «У меня никогда не было сына-гомика», - говорит отец. Начинаются скандалы, мать впадает в истерику или в состояние транса. В этот момент помните, что такая реакция - всего лишь результат традиций нашего общества. Если в обществе таких, как ваш ребенок, порицают, это не значит, что он действительно поступает плохо. В конце концов он же не наркоман, не насильник и не убийца. Просто не такой, как все, но в этом он не виноват и с этим можно жить. Из-за этой ориентации у него возникает множество проблем среди чужих людей. Если еще и близкие будут отравлять ему жизнь... Поэтому для начала попробуйте почитать литературу про гомосексуалистов, соберите как можно больше информации - возможно, тогда ситуация покажется вам не такой уж страшной.

Некоторые из родителей могут вначале вообще не реагировать на признание ребенка: «Ничего не хочу слышать, эта тема закрыта». Такое поведение связано с желанием отгородиться от неприятностей, но это совсем не выход из положения. Закрыть глаза на проблему - не значит решить ее. Большинство родителей начинают испытывать чувство вины, задаются вопросом, что они сделали не так, где они допустили ошибку в воспитании? Особенно страдает отец «голубого» сына. «Был ли я для него образцом мужчины?» - еще и еще раз спрашивает он себя. На самом деле вины родителей в том, что их ребенок гомосексуален, нет. Доказано, что на сексуальную ориентацию воспитание не влияет. Если у мальчика была властная, крутая мать, которая растила его одна, это совсем не значит, что он будет «голубым». Сексуальная ориентация также не передается по наследству. В семьях, где у одного из родителей после рождения ребенка проявилась гомосексуальность, как правило, дети гетеросексуальны.

В некоторых случаях гомосексуальность становится поводом для начала «военных действий». Все, что делает ребенок, рассматривается как симптом проблемы. Родители цепляются к его одежде, манере говорить, осуждают выбор друзей и так далее. Пока существует конфронтация - в проигрыше и родители, и дети. Ребенку остается искать поддержку на стороне. Иногда единственным решением становится уход из дома...

Принять ребенка таким, какой он есть, пожалуй, лучший выход из положения. Это сложно и часто требует достаточно большого периода времени, но только в этом случае удастся сохранить полноценную семью, где между родителями и детьми есть взаимопонимание и любовь.

По материалам статьи Евгении Негиной «Толя любит Колю...».

Здравствуйте! Моему сыну 14 лет. Недавно у нас случился разговор : он попросил выпрямить ему волосы, я сказала, что он же не девчонка. На что он начал говорить, что общество очень плохо относится к геям, они же не виноваты, что они такие и т.п. В конце попросил об этом разговоре не говорить папе. Я очень испугалась! Решила прочитать его переписку с друзьями, ничего сильно плохого не обнаружила, кроме одного. Незнакомой девочке он пишет, что выбрал для себя путь яойщика. Это оказался жанр японской манги про гомосексуальные отношения. Мы покупаем детям книги, думая, что они безобидные и учат разумному, доброму, вечному. А получается наоборот! Прошу Вашей помощи. Можно ли это изменить? И что мне делать? Ребенок очень ранимый, со слуховыми аппаратами, учится в обычной школе без дополнительных занятий.

Половая ориентация подростка

Мария здравствуйте.

Я понимаю ваше беспокойство. Возможно ваши страхи напрасны. Но все может быть, раз он проникся интересом к геям. Обычно натуралы геев обходят стороной, особенно мальчики.
Гомосексуализм лечению не поддаётся, и родителям нетрадиционно ориентированного ребёнка ничего не остаётся, как с этим прискорбным фактом смириться. Другое дело, как себя при этом вести, чтобы не нанести ребёнку психологическую травму. Он не виноват в том, что таким родился. Главное – не устраивать скандалов и истерик, не кричать: "у меня больше нет сына", Не хвататься за ремень и вообще не применять средств физического воздействия. А прежде чем падать в обморок, специалисты настоятельно советуют почитать медицинскую литературу по гомосексуализму – тогда, может быть, вы решите, что всё не так уж страшно, хотя и неприятно. В конце концов, гомосексуализм – не рак, от него не умирают. В общем, ни в коем случае не надо ни попрекать, ни стыдить ребенка, манере говорить и т.п. В противном случае он либо замкнётся в себе, либо вообще может уйти из дома. А вот это уже серьёзная проблема. Ведь зачастую юные гомосексуалисты, убежавшие или изгнанные (и такое бывает) из родительского дома, оказываются на панели. Конечно, вряд ли родителям хочется, чтобы их отпрыск вырос "голубым", и смириться с этим сложно. Но можно и должно. Ему и так придётся в этом мире несладко, так пусть хоть родители ему жизнь не отравляют.
Могу дать совет уже ни как психолог, а как мать, помолитесь за своего сына, и поверьте в то, что только Бог может все изменить. Сила веры творит чудеса.

Желаю вам удачи и терпения.

С уважением, психолог Валентина Веклич.

Половая ориентация подростка

Здравствуйте!

Можно ли это изменить?

Если ориентация действительно гомосексуальная - нет. И никакие книжки в этом не могут быть виноваты - ориентацией нельзя "заразить", ее нельзя "внушить" и т.д. Это - врожденная биологическая особенность.
Однако, в подростковом возрасте еще толком не понятно, какая ориентация. А бисексуальность как таковая - свойственна всем живым существам от природы, просто проявляется она у кого-то ярче, а у кого-то - всю жизнь продолжает жить в таком вот дремлющем, потенциальном состоянии.
Почитайте вот эту статью, думаю, вам многое станет ясно как о шансах на то или другое, так и о механизмах формирования ориентации:

Я долго думала над формулировкой заголовка статьи. Основная её цель – рассказать коллегам-психологам и преподавателям о психологических сложностях подростков, переживающих сексуальное влечение к представителям своего пола. Эта тема явно шире выбранной мною формулировки. Потому что, во-первых, многие подростки переживают сексуальное влечение к представителям своего пола, но при этом не обладают гомосексуальной ориентацией. Во-вторых, даже работа с гомосексуальным подростком мало в чём отличается от привычной работы с детьми этого возраста. Разве что, подростковые сложности в их случае многократно усиливаются сложностями в социальном окружении, не принимающем или порицающим любой гомосексуальный опыт.

В связи с законодательными изменениями 2014 года в Российской Федерации и их социальными последствиями, снова актуальны темы толерантности к людям с сексуальной ориентацией, отличающейся от большинства. Возникают околонаучные дискуссии о проблемах нормы и патологии в психиатрии и психологии. Это, безусловно, важные темы, но они часто отвлекают от сути проблемы, которую изначально пытались решить на государственном уровне. А именно - защиты и помощи детям.

Подростковый период является непростым по ряду причин. С одной стороны – это социальные вызовы, связанные с поиском своего места в обществе, профессиональным самоопределением, первыми попытками строить интимно-личностные отношения. С другой стороны - завершение полового созревания, гормональная буря и открытие собственного сексуального влечения. Всё это ведет к противоречивым проявлениям подростков: конфликтности, импульсивности, ранимости, зависимости от мнения окружающих, завышенной или заниженной самооценке и пр. Возможно, в этом причина, что по данным Всемирной психиатрической ассоциации люди подросткового и раннего юношеского возраста являются самой уязвимой в отношении суицида возрастной группой .

При этом подросток, открывший в себе гомосексуальное влечение, сталкивается с рядом проблем, которые усугубляют сложности возрастного периода, затрудняют формирование позитивной идентичности, самооценки, искажают социализацию и могут привести к суицидальным намерениям. Прежде всего, это изоляция: социальная, эмоциональная и когнитивная .

Социальная изоляция связана с тем, что подросток, обнаруживший в себе гомосексуальное влечение, часто не может найти людей, с которыми он мог бы разделить значимый для себя опыт. Обычно социальная изоляция развивается в результате одного из двух сценариев. Либо подросток сам пытается скрыть свое влечение и ради этого минимизирует контакты со сверстниками, родителями и учителями, избегает разговоров по душам, в которых он мог бы получить поддержку. Либо же в результате неумелого предъявления своего влечения или «разоблачения», подросток лишается принятия сверстниками, учителями и родителями или даже подвергается травле. Поэтому пока сверстники обсуждают свои первые влюбленности и выкладывают счастливые фотографии в социальных сетях, удовлетворяя потребности в принадлежности и принятии, гомосексуальный подросток чувствует себя фрустрированным и оторванным от общества. Иногда, чтобы найти принятие и понимание, подростки совершают «каминг-аут»: рассказывают о своей ориентации друзьям или старшим. При этом часть из них встречают принятие, а часть подвергаются гонениям группой или травле, что может привести к трагическим последствиям . Поэтому важно, чтобы подросток, обнаруживший в себе гомосексуальное влечение, мог найти собеседников в тематических группах поддержки, реальных или виртуальных.

Эмоциональная изоляция связана с тем, что подросток выбирает скрывать свои чувства от семьи и ближайшего окружения. Ему приходится вести двойную жизнь, как в шпионских фильмах, разыгрывая поведение гетеросексуального подростка. Хрупкая, до конца не сформированная идентичность не способна перенести такую нагрузку. Из соображений самосохранения в дальнейшем такой подросток старается подавлять свои чувства и потребности. На смену вдохновению, тревогам и предчувствиям первой влюбленности, приходит ощущение брошенности, безнадежность, душевная боль, которые могут развиться в психогенную депрессию . Именно чувства брошенности и безнадежности выделяются рядом авторов как фактор риска суицидального поведения и как потенциальная мишень работы психолога .

Когнитивная изоляция связана с тем, что у подростков меньше возможности получить информацию о гомосексуальности, чем у взрослых, и меньше способности отделить корректную информацию от стереотипов и предрассудков. В поисках образца для подражания подросток ищет похожих на себя взрослых людей. И если культура не предлагает позитивных образов поведения взрослого с гомосексуальной ориентацией, он может выбрать социально порицаемые формы поведения. А это в свою очередь усугубляет социальную изоляцию и способствует формированию негативной социальной идентичности.

Я намеренно пишу о «подростках, заметивших в себе гомосексуальное влечение», так как наличие его не всегда предполагает развитие гомосексуального поведения и гомосексуальной идентичности. В период становления сексуального поведения люди часто переживают влечение к лицам своего пола, но не развивают в дальнейшем гомосексуальную или бисексуальную ориентацию как устойчивую модель эмоционального, романтического или сексуального влечения к мужчинам, женщинам или представителям обоих полов. Изоляция в данном случае затрудняет естественное развитие сексуального влечения, установление интимно-личностных отношений и развитие позитивной социальной идентичности.

В научной литературе описаны факторы риска суицидального поведения среди lgbt-подростков (то есть, подростков, идентифицирующих себя как лесбиянок, геев, бисексуалов или транссексуалов). К ним относятся отвержение родственниками и сверстниками, физическое и сексуальное насилие, проявления вербальной и физической агрессии, преследование и травля в школе, наличие родственников или друзей, совершавших попытки суицида. Воздействию этих факторов подвержены все подростки, но подростки, переживающие гомосексуальное влечение, сталкиваются с ними чаще, хотя так же уязвимы, как их сверстники ,. Так, из благих побуждений, родственники подростков оказывают на них давление, с целью исправить их влечение. Иногда попытки исправить влечения подростков принимают травматичные для психики и даже противозаконные формы.

Проанализировав широкий спектр источников, Брэд Джонсон с соавторами выделил условия, которые способны смягчить действие окружения . Это забота взрослых, безопасная школа, принятие семьей и сверстниками, чувство принадлежности к социальной группе, доступ к помощи специализированных LGBT-организаций, сформированная позитивная гендерная и сексуальная идентичность, доступ к социально приемлемым формам психологической помощи. К сожалению, предлагаемые командой Р. Б. Джонсона меры по снижению рисков суицида у подростков, переживающих гомосексуальное влечение, могут быть расценены как пропаганда нетрадиционных отношений и поэтому не применимы на территории России. Поэтому психологу и педагогу в своей работе важно работать на усиление и развитие перечисленных положительных факторов, безотносительно сексуальной ориентации молодого человека, и соблюдая законодательство Российской Федерации.

Приведенные данные получены зарубежными учеными. Для того чтобы составить актуальную картину жизни российского подростка, переживающего гомосексуальное влечение или относящего себя к lgbt, необходимы дополнительные исследования. Поэтому работа, направленная на поддержку подростка и преодоление его изоляции, помогает не только ему, но позволяет расширить научную картину мира и разработать ещё более эффективные программы психологической помощи.

По самому описанию факторов риска и защиты от них можно заметить, что подростки, переживающие гомосексуальные влечение, мало отличаются от подростков, которые испытывают интерес к противоположному полу. Они решают те же возрастные задачи и сталкиваются с теми же сложностями, что и сверстники. Но на одну глобальную сложность у них больше. Поэтому работа с такими детьми - это не работа с ориентацией или сексуальностью, а сопровождение взрослеющей личности. Доминик Дэйвис считает первоочередной задачей работы с ними - поддержку автономности подростка и укрепление в нём веры в свои силы .

Резюмируя, сказанное выше и адаптируя по возможности рекомендации западных специалистов к условиям работы в Российской Федерации, можно выделить следующе меры, направленные на преодоление изоляции подростков, переживающих гомосексуальное влечение, и её последствий:

  • уважение к чувствам, опыту и праву выбора молодого человека,
  • информирование о разных формах отношений, а также мерах безопасности в них,
  • предоставление времени и места для обстоятельного обсуждения его проблем, а также помощь в поиске специализированных групп поддержки,
  • по возможности помощь в формировании позитивного образа себя, самооценки и отношения к себе,
  • профилактика школьной травли,
  • по возможности, работа с родственниками и сообществом, направленная на увеличение принятия и поддержки индивидуальности подростка и снижение риска отвержения и преследования.

Наиболее эффективная работа психолога в таком случае предполагает как индивидуальную работу с подростком, так и с его семьей и ближайшим социальным окружением: классом, школой и пр.

  1. Gary Remafedi, James A. Farrow, Robert W. Deisher. Risk Factors for Attempted Suicide in Gay and Bisexual Youth// PEDIATRICS - American Academy of Pediatrics, Vol. 87 No. 6 June 1, 1991 pp. 869 -875.
  2. Johnson, R. B., Oxendine, S., Taub, D. J. and Robertson, J. (2013), Suicide Prevention for LGBT Students . New Directions for Student Services, 2013: 55–69.
  3. Stephen T. Russell and Kara Joyner. Adolescent Sexual Orientation and Suicide Risk: Evidence From a National Study. American Journal of Public Health: August 2001, Vol. 91, No. 8, pp. 1276-1281.
  4. Дэйвис Д. Психотерапевтическая работа с молодыми людьми // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами. Под ред. Д. Дейвиса и Ч. Нила. «Питер», 2001. CC.222-249
  5. Кон И.С. О нормализации гомосексуальности // Сексология и сексопатология. 2003. № 2. сс. 2- 12
  6. Павлова Т.С., Банников Г.С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65717.shtml (дата обращения: 22.01.2015).
  7. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. М.В. Бехтерева. 2011. №4. с. 4-8.

Лапшина Татьяна Николаевна - преподаватель, кандидат психологических наук.