Последние статьи
Домой / Smoky eyes / Акции с родителями в доу. Организация благотворительной акции в детском саду «Поиграл сам, научи другого

Акции с родителями в доу. Организация благотворительной акции в детском саду «Поиграл сам, научи другого

Мастер-класс «Акции добрых дел и поступков для дошкольников в ДОУ»

План:
1. Актуальность проблемы.
2. Игровой тренинг со зрителями.
3. Рефлексия.

1. Актуализация проблемы.
«Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, люди, которые выступают как защитники детства» А.Г. Асмолов

В настоящее время все большее внимание уделяется новым подходам к педагогическому взаимодействию дошкольных образовательных организаций и семьи.
Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия для активного включения семьи в жизнь дошкольного учреждения на сегодняшний день является для нас одним из самых актуальных.
Как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?
Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам?
Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом?
Как сделать , чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детей, и для детского сада?
Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.
С целью вовлечения родителей в активную совместную деятельность (сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса) перед нашим педагогическим коллективом встала задача найти такую форму взаимодействия с семьей, которая отвечала бы следующим требованиям:
оригинальностью, востребованностью, интерактивностью.
В качестве инновационной технологии взаимодействия дошкольной организации с родителями, которая соответствует данным требованиям, мы рассмотрели проведение социальных акций.

Социальная акция – понятие не новое. Это комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.
Выбор нами данной формы работы обусловлен рядом причин:
− акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зави- сит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен из- менить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме.
В результате в нашем учреждении появились акции различной направленности:
- помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);
- экология («Наши братья меньшие», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Красная книга природы»);
- окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);
- значимые даты и праздники («Для мамочки любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»).

Предлагаю посмотреть сюжет о проведении акции по экологии.

Таким образом, результатом проведения в ДОУ социальных акций стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта.

2.Тренинг. Акция «Солнце семейных традиций»
Проводится в виде небольшой детско-родительской встречи. Привлеките к ней родителей воспитанников одной группы или групп детей одного возраста (например, старших или подготовительных групп).
Цели:
укрепить детско-родительские отношения;
сформировать ценностное отношение к близким людям;
получить позитивную обратную связь от родителей;
сплотить семью.
Формы и методы проведения:
беседа с детьми и родителями на тему «Семейные традиции»;
представление родителями семейных традиций в виде красиво оформленного письменного рассказа;
оформление стенда.
Подготовительная работа: изготовьте эскиз для стенда в виде большого солнца, отдельно - «солнечные лучики» из картона
Длительность: 1 день.
Пример беседы с родителями: У каждой семьи своя «душа», в которой есть и «цветущий райский сад», и «родники живой воды», и «могучие дерева», уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю… Добрые традиции укрепляют, «животворят» семью.
В каждой семье существуют свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели - укреплению внутрисемейных отношений. Особенно это действенно для детей: такие занятия дают им ощущение соучастия, в котором они особенно нуждаются.
Семейные традиции демонстрируют миру уникальность семьи. И ребенок учится гордиться своей семьей - ее атмосферой, особым командным духом, поддержкой и взаимовыручкой. Семейная команда - разновозрастная, ее члены - представители разных поколений. Соблюдая правила, ритуалы и традиции своей семьи, дети учатся у старших взаимодействию и взаимоуважению, заботе и умению доставлять радость друг другу.
У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, опишите традиции своей семьи на солнечном лучике.
А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку. Посмотрите, как оно засияло.
Будет интереснее, если в составлении рассказа о семейных традициях примут участие дети. Данную акцию можно приурочить ко Дню семьи, любви и верности.

3. Рефлексия
«Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать, будем все вместе, то нас ждет успех.»
В.В.Путин

Можно закончить сюжетом о Родине
Спасибо за внимание!

Предоставляю Вам опыт работы с детьми в области социально-нравственного воспитания, а так же нетрадиционную форму работы, где проведение социальных акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, которое является одним из компонентов дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Акция - это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемых действий и завершающий этап. Важным условием и успехом акции - является мотивация - осознанного отношения к делу и действиям.

Принципы социальных акций:

Алгоритм проведение акций:

Цель (каждая акция имеет свою цель);

Задачи (выполняются общие и конкретные);

Объект (на что направлено - птицы, деревья…);

Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители); Этапы:

Подготовительный этап.

Основной этап

Аналитический этап

«Социальные акции»

№ п/п

Название акции

Цель

Результат

акция «Селфи Безопасности!»

Раздали 15 шариков водителям.

Социальная акция

«Лайк водителю!»

Мы маленькие пешеходы, которых водитель вежливо пропускал на пешеходном переходе. И отблагодарить автомобилистов мы решили необычными кружками и флажками в виде лайка, которые мы сделали своими руками, на которых отобразили лайк. Таких кружек мы сделали 15 штук. Итогом такой акции, стала публикация в газете «Березники Вечерние»

Акция «Синичкин день»

Наградной диплом

Сдали в фонд 12 книг.

Запланированные акции

Акция «Ветеран живет рядом»

Экологическая акция

«Зеленый пояс России»

Именно в таких акциях малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли. Совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Просмотр содержимого документа
««Социальная акция-основа формирования интереса детей к общественной жизни»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №56»

Доклад

«Социальная акция-основа формирования интереса детей

к общественной жизни»

Подготовила: Иванова Валентина Алексеевна,

воспитатель высшей квалификационной

г. Березники, 2016г.

Предоставляю Вам опыт работы с детьми в области социально-нравственного воспитания, а так же нетрадиционную форму работы, где проведение социальных акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, которое является одним из компонентов дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Получая от воспитательного процесса нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.

Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на поиск и создание условий, направленных на развитие интегративных качеств личности ребенка, формирование у него адаптационных способностей к требованиям социума. Необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции. В связи с этим был разработан план проведения «Социальные акции дошкольников». Это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагаетработу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемых действий и завершающий этап. Важным условием и успехом акции – является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.

В нашем дошкольном учреждении акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают знания, формируют навыки культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Принципы социальных акций:

    Системность, последовательность - обязательная черта акций;

    Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность

(администрация, родители, школа). Причем сделать это нужно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции.

    Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.

    Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не получения, лучшего места в рейтинге.

    Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или окурки на территории парка или на берегу реки.

Алгоритм проведение акций:

Цель (каждая акция имеет свою цель);

Задачи (выполняются общие и конкретные);

Объект (на что направлено – птицы, деревья…);

Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);Этапы:

Подготовительный этап.

При разработке и подготовке акции педагогу, необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.

Основной этап

Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально - литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях). Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были специальные элементы в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка, галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки). Не забывайте о сценарных эффектах (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверков и др.).

Обязательно привлекайте родителей к подготовке и проведению любой акции!

Аналитический этап

Подразумевается подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Например, при составлении итогового отчета о проведении социальной акции, педагог анализирует: удачные и не удачные моменты ее проведения; совпали ли цель акции, и её результаты и форма проведения. Необходимо определить перспективы акции: нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.

Социальную акцию можно проводить для того, чтобы:

    Привлечь внимание общества к существующей социальной проблеме.

    Изучить отношения окружающих людей к существующей проблеме.

    Распространить информацию среди разных групп населения.

    Содействовать формированию общественного сознания.

«Социальные акции»

п/п

Название акции

Цель

Результат

акция «Селфи Безопасности!»

Обратить внимание широкой общественности на необходимость лучшей защиты детей в процессе участия в дорожном движении; сделать детскую дорожную безопасность приоритетом.

Ребята на заранее заготовленных красных воздушных шарах разместили эмблемы смайликов и машин, это послужило обращению к водителям, от которых зависит безопасность детей на дороге.

Раздали 15 шариков водителям.

Акция к празднованию дня пожилого человека «Возьми кусочек лучика у вас будет….» 2015 г, 2014г- приняли участие в акции «Дорогим и близким»

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике «День пожилого человека». Прививать любовь к родному городу, его старейшим жителям.

Совместно с детьми мы изготовили солнышко, у которого были лучики с пожеланиями, каждый человек мог взять для себя лучик счастья и порадоваться этому. Результатом нашей акции появилась статья от жительницы г. Березники с благодарностью за проводимую акцию.

Экологическая акция «Ёлочка, живи!»

Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей и их родителей.

Изготовление плакатов под девизом «Не рубите ёлки», «Сохраним ёлку красавицу наших лесов», призывали людей беречь хвойные деревья. Количество плакатов 16 штук, разместили на территории микрорайона.

Социальная акция

«Лайк водителю!»

Профилактика дорожно-транспортных происшествий на нерегулируемых пешеходных переходах, пропаганда взаимного уважения между участниками дорожного движения.

Мы маленькие пешеходы, которых водитель вежливо пропускал на пешеходном переходе. И отблагодарить автомобилистов мы решили необычными кружками и флажками в виде лайка, которые мы сделали своими руками, на которых отобразили лайк. Таких кружек мы сделали 15 штук. Итогом такой акции, стала публикация в газете «Березники Вечерние»

Акция «Синичкин день»

Привлечение внимания к проблеме охраны и бережного отношения к птицам, пропаганда экологических знаний у детей и родителей.

Изготовили из бросового материала 12 кормушек и развешали их за территорией детского сада №56.

Социальная акция «Запомни водитель, ты тоже родитель».

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств, при перевозке детей в салоне автомобиля.

Изготовили и раздали буклеты водителям- родителям.

Акция «Сдай батарейку спаси планету»

Привлечения внимания воспитанников дошкольных образовательных учреждений, их родителей и коллектива к проблеме утилизации отработанных батареек.

Наградной диплом

Наша группа собрала более 2 кг старых батареек.

Социальная акция «Подари книгу библиотеке»

Формирование активной гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма, ответственности и уважения к книге, привлечение детей к чтению. Пополнение фонда детской библиотеки.

Сдали в фонд 12 книг.

Запланированные акции

Акция «Ветеран живет рядом»

Сформировать чувство долга, чувство уважения к защитникам Родины, чувство гордости за свой великий народ, воспитать в детях уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.

Изготовление с детьми подарков своими руками.

С родителями воспитанников оказание волонтерской помощи в уборке придомовых территорий и приусадебных участков ветеранов Великой Отечественной войны.

Экологическая акция

«Зеленый пояс России»

Указать на значение лесов. Показать влияние человека на природу. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. Вызвать желание у детей сажать и ухаживать за деревьями.

Воспитание в детях заботливого отношения к природе;

Привлечение родителей и сотрудников детского сада к участию и совместному проведению акции.

Акция приурочена к празднику «День земли»

Восполнение зеленых насаждений на территории детского сада, сохранение природы; посадка, уход за деревьями и кустарниками.

Опыт работы показывает, что такие акции социального характера повышают уровень нравственных представлений.

Именно в таких акциях малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли. Совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Показателями результативности моей работы может служить положительная динамика нравственной воспитанности дошкольников.

У детей формируется способность выражать свои чувства, оценивать их, развивается способность к сопереживанию и сочувствию.

(Из опыта работы)

Сегодня славные традиции прошлого служат для нас тем прочным фундаментом, на котором основывается уже современная, но столь же необходимая людям, благотворительность. И такие мероприятия, как акция «Поиграл сам, научи другого», дает возможность объединить усилия каждого из нас на пути благородных начинаний.

Благотворительность – это не просто оказываемая помощь, а свидетельство социальной ответственности граждан пред своей страной и пропаганду защиты маленьких граждан. Все мы должны осознавать себя единым народом с общей историей и общим будущим. Добрые, благотворительные дела приведут общество к духовному возрождению.

Люди, принявшие участие в благотворительной акции достойны большого уважения, ведь помогая детям, мы строим будущее всей страны, всего российского народа.

В рамках реализации Концепции математического образования в Российской Федерации в целях повышения качества математического образования в нашем детском саду было решено обновить и дооснастить Центры занимательной математики возрастных групп различными играми математического содержания.

Практика показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. И одной из эффективных форм являются дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений.

В этой связи появилась идея организации и проведения необычной благотворительной акции – привлечь внимание к ней родителей наших воспитанников.

Суть нашей акции «Поиграл сам, научи другого» заключается в добровольной передаче математических игр детям ДОУ и приурочена к проведению Недели математики в детском саду. Все игры, подаренные и собранные надолго «поселятся» на полках развивающих центров, пополнят предметно-пространственную среду группы, и обязательно «подружатся» с ребятами.

Благотворитель - это тот, кто добровольно и бескорыстно передает свои знания, умения, навыки, силы и средства для нуждающихся людей и общественного блага.

В роли благотворителей выступили люди, которые заинтересованы в решении нашей проблемы – оснащении центров занимательной математики в группах, те, кого мы смогли убедить – наши родители.

Организация данной акции в детском саду ставила задачи:

  1. Повысить социальную активность родителей ДОУ.
  2. Привлечь внимание родителей к вопросу математического развития дошкольников.
  3. Вовлечь родителей в деятельность по проведению мероприятий в рамках тематической недели: организовать мастер-классы для детей своих групп по обучению их играм с математическим содержанием.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:

  • определение целей и задач;
  • составление плана акции;
  • разработка и реализации мероприятий в интерактивных формах взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы);
  • организация и проведение игровой, познавательной, продуктивной деятельности с детьми;
  • проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
  • подведение итогов совместной работы, поощрение детей и родителей по результатам проведённой акции «Поиграл сам, научи другого».

На протяжении недели благотворительности «Поиграл сам, научи другого», все родители могли «перечислять» свои пожертвования, т.е. приносить изготовленные своими руками или купленные в магазине игры.

В результате акции было собрано 55 различных игр, родителями проведено 8 мастер-классов по обучению правилам. Вся работа была построена на добровольных началах. Самые активные участники награждены благодарственными письмами.

Добрые дела не остаются незамеченными – они как маяки светят тем, кто ждет помощи. Оказывая помощь, участники дарят не просто материальные ценности, а дают детишкам радость и заботу.

Простота Акции заключается в исполнении, она позволила за короткий период времени охватить всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов МДОУ), получить значительный по важности результат.

Активное включение педагогов в данное событие - это возможность стать основными исполнителями ряда действий для достижения цели. Педагоги сами вместе с детьми и их родителями решали определенную проблему, повышая свой творческий и профессиональный уровень.

Благотворительную акцию «Поиграл сам, научи другого», считаем очень эффективной партнерской формой сотрудничества семьи и ДОУ. Она явилась лишь одним из мероприятий комплекса для повышения уровня математического образования в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Экологические акции в детском саду.

«Истинное воспитание состоит

не только в правилах,

сколько в упражнениях»

Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие. Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка. Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад - первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений. Акция - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Алгоритм проведение акций:
 цель (каждая акция имеет свою цель);  задачи (выполняются общие и конкретные);  объект (на что направлено - птицы, деревья…);  участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);  этапы: 1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов); 2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности); 3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
ВИДЫ АКЦИЙ:
Осень:
1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц); 2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).
Зима:
1. «Ёлочка - зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки - «Ёлочка - зелёная иголочка»); 2. «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
(22 марта - Международный день воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница вода». Плакаты, экспериментальная деятельность - вожжа живительная сила).
2. «Любимый - чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем). 3. «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно разместить во дворе своего дома, на даче). 4. Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). 2. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». «Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!

Звонарь Лидия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: ХМАО - Югра Тюменская обл., г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Экологические акции в детском саду
Дата публикации: 19.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Экологические акции в детском саду

Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на

первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный

возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической

культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени,

что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и

уважением к природе. На сегодняшний день используются разнообразные формы

обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие

познавательную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки,

экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.

Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических

(природоохранных) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками

и детьми, родителями.

Что же такое экологическая акция?

Экологическая акция – это социально значимое комплексное мероприятие. Акция

может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада,

дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и

даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для

решения одной проблемы и применять их на практике. Объектом акции могут стать

деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило,

приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.

Цель : создание условий для формирования экологической культуры, сознания и

мировоззрения.

Задачи :

формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое

отношение, эстетическую отзывчивость

развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и

заботиться о ней.

Алгоритм проведения акций

цель (каждая акция имеет свою цель);

задачи (выполняются общие и конкретные);

объект (на что направлены- птицы, деревья…);

участники (дети – родители- сотрудники- дети-родители);

Любая акция включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап:

Составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы, цели,

периода, состава участников, условий;

Готовится оборудование и материал, план мероприятий.

2. Познавательно- исследовательский этап (организационный) :

Организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение

художественной литературы;

Решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности:

Изготовление плакатов в защиту объектов акции;

- «экологическая почта»- переписка с объектами акции;

Выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений,

досуги, праздники;

Выставка рисунков, книг

Самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;

Аналитический

Подведение итогов,

Рефлексия. (может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома,

видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

ВИДЫ АКЦИЙ:

Осень:

«Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов,

семеня для подкормки птиц);

«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда

дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели

отмечают благодарность активным семьям).

Зима:

«Ёлочка – зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут

домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап

может выйти в форму

Витамины на подоконнике» конкурса и выставки – «Ёлочка – зелёная иголочка»);

« (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях,

ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

Весна:

воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница

вода». Плакаты, экспериментальная деятельность – вожжа живительная сила).

«Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит

традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем

территорию, благоустраиваем и озеленяем).

«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и

прикрепление скворечников. Можно прилепить во дворе своего дома, на даче).

Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало

акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Лето:

«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады,

уход за посадками).

«Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу,

осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе,

его жителям, людям).

Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу

наиболее интересной и привлекательной.

Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами

экологического воспитания. На наиболее интересных хочется остановиться подробнее.

Экологические экскурсии-экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить

формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности,

условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции

дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для

коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в

благоприятной экологической обстановке: вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой

природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное

воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа,

карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки;

пакеты; фотоаппарат и т.д.

Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе. Результаты работы

оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.

Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и

со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр

нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и

воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для

бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и

Экологический музей.

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие

экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и

животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода,

ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы);

экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные

темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»,

«Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение

имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах,

показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за

растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения,

связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение);

внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда

обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных;

способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек

помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название

(интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности;

классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения,

приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи,

приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к

среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни

человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только

просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической

деятельности.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в

минуты их обращения к миру природы.

Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное

отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство

сопереживания.

Такие мероприятия, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны;

могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от

настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по

ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»;

«Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Чем удивительна

лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»;

«Когда они бояться?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты

чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»;

«Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты

чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»;

«Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические игры.

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания

экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники

выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать

представление о том, что строительство может осуществляться только при условии

соблюдения экологических норм и правил).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической

деятельности. Игра «Экосистема водоема» позволяет проследить роль каждого

компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на

биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок

наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели

остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в

приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся:

конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в

которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где

живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания);

«Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию заданным признакам);

«Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно

дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Экологические плакаты.

Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что

каждый ребенок может «выговориться» на данную тему в рисунке, эскизе. Эскизная

работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу

за защиту окружающей среды.

Многие узнав, что дети будут рисовать экологические плакаты, удивляются. Ведь

экологический плакат - серьезная вещь. Зачем он нужен ребенку? Но, подумав, поняли,

что это правильно. Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек

глядит в мир и часто видит (особенно по телевизору) то, что его воображение даже не

может принять (горящую тайгу, умирающих, испачканных нефтью птиц, загубленную

рыбу). Все это травмирует психику ребенка. Одним из способов освобождения от такого

нервного стресса и могут быть экологические рисунки-плакаты, в которых ребенок

призывает к действенной помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не

навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним».

Рисунки детей не оставляют никого равнодушным. Можно назвать этот вид работы

гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества

Природоохранные акции являются действительно эффективной формой работы

по формированию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой,

Экологическая тропа

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных

условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Основными видами

деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение.

На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и

животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике

природоохранную деятельность. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на

организованное прохождение. При выборе маршрута учитывается доступность,

эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком

личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего

окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со

своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Объектами экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев,

(аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные

клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок

нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород,

отдельные красивоцветущие растения и др

Этапы создания и оформления тропинки:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее

интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:

общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом

возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет

экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать

любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на

природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении

каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе.

Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение

сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх

позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить

отношение к нему в яркой эмоциональной форме. В летний период на экологической

тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период

1. Природоведческий труд

Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).

Уход за цветами на экологической тропе.

Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

Уборка урожая на огороде.

Заготовка лекарственных трав.

Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

2. Хозяйственно-бытовой труд

Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

3. Природоохранный труд

Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем

их трав, луковой и чесночной шелухи.

Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

4. Ручной труд

Изготовление поделок из природного материала.

Аппликация из природных материалов.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и

оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств

каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и

бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в

рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,

исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течении всего

учебного

дошкольники

получают

природоведческие

формируют

экологической

культуры,

активную

жизненную

служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети

видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты,

памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки,

конкурсы, посвящённые объектам акции. (слайд)

Проведение природоохранной акции в детском саду позволяет способствовать

поступательному развитию у детей познавательного интереса к миру природы,

воспитанию бережного отношению к растениям, животным и птицам, формированию

навыков природоохранной деятельности, а также переоценке мировоззренческих

ориентиров (восприятие себя как части природы, понимание взаимосвязи человека и

природы). Таким образом, данная деятельность направлена на создание условий развития

ребенка, открывающих возможности для его успешной социализации, всестороннего

личностного развития.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе,

только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».