Домой / Smoky eyes / Материал на тему: Консультация для родителей Физическое развитие ребенка-дошкольника. Консультация для родителей «Семейная физкультура

Материал на тему: Консультация для родителей Физическое развитие ребенка-дошкольника. Консультация для родителей «Семейная физкультура

Важным фактором здоровья являются физические упражнения. Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания, содействуют осуществлению умственного, трудового воспитанию, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Также используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал ещё П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.

Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.

Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов.

Также физические упражнения содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

В процессе занятий физическими упражнениями формируются волевые черты характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Физические упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Задача воспитателя научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок.

Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоровляют кожу.

Нельзя обойти и музыкально-двигательные упражнения. Эти упражнения рассматриваются как одно из средств развития движений и как важнейшее средство воздействия на эмоциональную и нервно-психическую сферу ребенка. Музыку и движения объединяет ритм, темп.

Они являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения, которые, по выражению И.М.Сеченова, «управляются умом и волей» (в отличие от «невольных», безусловно, рефлекторных движений).

Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д. Также дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, - представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.

Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнения движений.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни. «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности, - писал И.М.Сеченов, - сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению».

Таким образом, физические упражнения существенно влияют на растущий организм ребенка. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. У детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.

Список использованной литературы:

1. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства /Дошкольное воспитание/. – 2004. - № 1.

2. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1986.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2005.

4. Развитие движений ребенка-дошкольника / под ред. М.И.Фонарева. – М.: Просвещение, 1975.

5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001

6. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.

7. В.Н. Шебеко. – М.: Академия, 1998.

Консультация для родителей

Общую картину физического развития дошкольника можно обрисовать с двух точек зрения. Во-первых, сравнительно с первыми тремя годами жизни темп роста замедляется, малыш не так быстро прибавляет в росте и весе. Во-вторых, все большее число органов и систем организма, показатели их деятельности приближаются к показателям у взрослых. Но при этом следует иметь в виду, что и анатомические особенности, и функциональные возможности организма дошкольника в огромной степени сохраняют черты "детскости", переоценка возможностей организма ребенка привела бы к пагубным последствиям.

Итак, темп развития ребенка замедляется, хотя прибавки в росте, рост и

вес сами по себе нельзя назвать малыми. На протяжении четырех дошкольных лет

накопление веса и увеличение роста ребенка колеблется - в одни периоды малыш быстрее

вытягивается вверх, в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста ребенка заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность.

Что касается "детских" особенностей организма, то еще раз стоит обратить внимание на то, что костная система ребенка сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника).

Присущий детскому организму усиленный обмен веществ требует от родителей повышенного внимания к тому, как питается ребенок, сколько времени проводит он на свежем воздухе.

Хотя нервная система малыша остается заметно уязвимой.

Бережное отношение к ней, неуклонное проведение в жизнь нормального режима дня, поддержание

ровной, радостной атмосферы в семье - одна из главнейших обязанностей родителей.

Отмечая достижения развития, скажем, что уровень энергетического обеспечения организма заметно возрастает.

Физическая работоспособность в 7 лет выше, чем в 3 года, - в 1,5 раза у мальчиков и почти в 2 раза у девочек.

Итак, функциональные возможности организма дошкольника достаточно велики. Если до недавнего времени они недооценивались, то теперь произошел известный поворот во взглядах, и родителей приходится предостерегать против другой крайности - переоценки возможностей малыша.

Такой поворот во взглядах произошел, возможно, под влиянием данных об акселерации, в заметной степени коснувшейся и малышей. Дошкольники анатомически и функционально стали как бы старше своих сверстников прежних лет.

Родителям следует учитывать, что забота о физическом развитии ребенка должна начинаться с закладывания фундамента - налаживания общего режима, закаливания, правильного питания, воспитания культуры движений.

Лубягина Татьяна Анатольевна, инструктор по физкультуре, МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О правах ребенка дошкольника"

Консультация для родитеелей дошкольников, содержащяя перечень основных документов регламентирующих права детей и перечислены права детей с указанием статьи Конвенции...

Консультация для родителей. Физическое развитие детей.

Консультация на тему: Физическое развитие детей. Каждый родитель хочет видеть своего малыша физически развитым, здоровым, весёлым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетв...

Елена Киба
Консультация для родителей «Семейная физкультура»

Семейная физкультура

Здоровье – это правильное питание, активный отдых на свежем отдыхе, прогулки на природе, занятие спортом и многое другое. И эти составляющие важны не только для детей, но и для всей семьи.

Все родители хотят , чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. И для этого в семье необходимо создавать условия для полноценной физической активности и развития двигательных навыков ребенка. Только хорошо развитые физически дети могут успешно адаптироваться в изменяющихся социальных условиях. Важно, чтобы родители понимали необходимость создания условий, стимулирующих и мотивирующих ребенка к двигательной деятельности, формировали ценностное отношение к здоровью. Умели обустроить пространство жизнедеятельности детей, обеспечить максимальные возможности физического развития, экспериментировали с простейшим спортивным инвентарем, физкультурным оборудованием .

Когда родители вместе с детьми совместно занимаются оздоровительной физкультурой , это помогает решить целый ряд проблем : приучить ребенка к дисциплинированности, избежать появления сколиоза, повысить успеваемость в учебе. Для этого не потребуется специальных тренажерных залов, поездок куда-либо. Нужно лишь немного свободного места, двадцать минут времени ежедневно и польза станет видна очень скоро.

Физкультура при регулярном ее выполнении способствует активизации памяти и мозговой деятельности, что также будет плюсом для учебы в школе. Такие проблемы, как сколиоз или плоскостопие также могут уйти при регулярных упражнениях.

Родителям , решившим заняться с детьми упражнениями, следует знать об основных правилах поведения.

Занятия утром разбудят тело, а вечерняя гимнастика снимет дневную усталость;

Не настаивать, но создать атмосферу, при которой ребенку самому будет интересно заниматься, а ведь дети так любят копировать поведение взрослых

Следите за временем занятий, дети не сразу понимают, что переутомились, они очень активны. Норма – от 10 до 20 минут физкультуры .

Могут появляться упражнения, которые делать хочется и которые нет, но необходимо соблюдать баланс, чтобы не навредить организму.

Родителям следует со всем вниманием следить за интенсивностью занятий и нагрузкой у детей, а также за уровнем сложности упражнений, детям свойственна переоценка своих физических возможностей. Появление травм приведет к негативному отношению детей к гимнастике и спорту.

Совместные подвижные игры и физкультура помогут решить многие физические и психологические проблемы. Да и самим родителям такие занятия будут очень полезны, а малыши уже с детства привыкнут к выполнению ежедневных несложных упражнений, а это и здоровье, и хорошая фигура, и ясные мысли в голове.

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление упражняться дальше, осваивать новые, более сложные движения. Старшим дошкольникам кроме похвал, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимо заниматься физкультурой : чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать, чтобы у него была правильная красивая осанка и мягкая походка и так далее.

Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Сформированные с раннего детства навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем.

Публикации по теме:

Конспект занятия физическими упражнениями родителей с детьми старшей и подготовительной групп «Физкультура с мамой» Совместное занятие физическими упражнениями родителей с детьми «Физкультура с мамой» (для детей старшей и подготовительной групп) Цель:.

Консультация для родителей «20 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду» Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится.

Консультация для родителей «Четыре ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду» 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка - сфера ответственности родителей» В газетах часто появляются леденящие душу истории о несчастных случаях с детьми. Помимо разного рода извращенцев и маньяков, опасность может.

Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к истокам русской культуры» Выступление на родительском собрании на тему «Приобщение детей и родителей к истокам русской культуры». Культуру России невозможно себе.

Консультация для родителей «Роль совместного отдыха детей и родителей» Семейное чтение. Растим читателя. А зачем, спросят многие? В наш-то век информационных технологий, тотального наступления Интернета. И,.

Консультация-практикум для родителей младшей группы в клубе «Семейная академия» «Коварная соска во рту» Коварная соска во рту Это приспособление из резины с круглым диском у основания популярно уже не одно десятилетие. Но так ли уж оно полезно?.

Консультация для родителей дошкольников "Двигательная активность и здоровье ребенка"

Цель: Постараться убедить родителей в том, что движение ребенка - это прежде всего их здоровье.

Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это представляется нам шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям. Так ли это?

Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничивать на протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью.

В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.

Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.

Вашему ребенку пять лет, через год он идет в школу. Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительной время сидеть за партой могут привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос – как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье?

Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.

Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.

В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!

Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике, подвижных играх, - обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.

Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретайте их.

В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.

Ученые установили, что ребенок 5-7 лет должен делать 13-17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5-3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, прыжки, другие виды движений.

Если ваш ребенок посещает детский сад, то там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.

Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.

Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.

Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.

Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.

Помните: физические упражнения, подвижные игры на воздухе – мощное средство укрепления здоровья вашего ребенка!

Консультация для родителей ДОУ. Закаливание дошкольников

Описание статьи: данная статья полезна педагогам дошкольных учреждений, а также родителям. В статье даны практические рекомендации по закаливанию детей дошкольного возраста естественными природными факторами.

Ознакомление с приемами закаливания детей в домашних условиях, в условиях детского сада, рекомендациями по проведению процедур закаливания,

Формирование основ здорового образа жизни.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок не болел, был крепок и полон сил. Однако под влиянием погодных условий у детей простудные заболевания возникают чаще, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем его организм хуже приспосабливается к перепадам температуры, быстрее переохлаждается или перегревается. Для того, чтобы дети безболезненно переносили любые температурные колебания внешней среды, их необходимо закаливать. Эффективными приемами закаливания детского организма являются естественные природные факторы: воздушные ванны, водные процедуры, солнечные ванны.

Воздушные ванны начинают с первых дней жизни ребенка, когда при смене одежды малыша оставляют на короткое время оставляют раздетым. Начинать воздушные ванны необходимо с проветривания помещения. И если ребенок простудился, то проветривание еще более необходимо. Дети должны достаточное время находиться на свежем воздухе: летом в течение всего дня, весной, осенью и зимой не менее трех часов. При этом надо иметь в виду, что гулять нельзя при прямых солнечных лучах, так как это может иметь негативные последствии для организма: перегрев, обезвоживание. Дневной сон на открытом воздухе повышает устойчивость к просттудным заболеваниям. Необходимо следить, чтобы ребенок находился на участке с зелеными насаждениями, без посторонних запахов дыма, пыли, автомобильных выхлопов.

Водные процедуры оказывают благоприятное влияние на организм ребенка.

Умывание, купание в ванной, мытье рук и ног не только очищают, но и тренируют тело. Начинать процедуры необходимо постепенно, без фанатизма. В начале рекомендованы сухие и влажные обтирания рук от пальчиков к плечам, ноги, живот, спину. Затем начинают частичное обливание частей тела: руки по локоть, ноги. Обливание водой должно начинаться с 33-35 градусов, постепенно доводя температуру воды до 28 градусов. Затем обливают все тело, направляя струю на шею, минуя голову, на плечи, грудь, спину. Продолжительность процедуры 20-30 секунд, после чего тело ребенка быстро вытирают насухо. В теплые летние дни процедуру можно проводить на воздухе, в холодные - в помещении. Хороший эффект для закаливания детского организма, профилактики простудных заболеваний дают контрастные ножные ванны. Суть такой процедуры заключается в следующем: берется одна емкость с горячей водой 38-40 градусов, а другая- с холодной 28-30 градусов. Сначала ноги погружают в горячую воду на одну, две минуты, затем, не вытирая, в холодную на одну, две секунды. Сделав так два, три раза, ноги необходимо растереть полотенцем. Постепенно температуру горячей воды повышают, а холодной понижают.

Летом незаменимым способом закаливания является купание в открытых водоемах. Для начала такой процедуры важным фактором является температура воздуха- 24-25 градусов, а воды - не ниже 22 градусов. После того, как дети адаптируются к купанию, его можно продолжать при понижении температуры воздуха до 18 градусов. После такой водной процедуры важно ребенка обтереть насухо, одеть, поиграть. Прекрасный результат при закаливании организма оказывает морское купание, полоскание морской водой горла, промывание носа.

Трудно переоценить пользу солнца для человека. Одна поговорка гласит

«Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач». Если часто пасмурная погода, не светит солнце, то у взрослых можно отмечать депрессии, снижение работоспособности. Для маленьких детей отсутствие солнечных лучей может привести к такому заболеванию, как рахит. Однако надо всегда помнить о правиле «золотой середины», чтобы солнце не принесло вред. Если человек находится под прямыми лучами солнца слишком долгое время, организм перегревается, возможен тепловой или солнечный удар. Принимать солнечные ванны и взрослым и детям врачи рекомендуют утром, когда воздух еще сильно не нагрет, а также вечером. Голова должна быть защищена светлым головным убором. После солнечно-воздушной ванны желательно облить ребенка водой или искупать.

Воздушные, водные, солнечные процедуры не только можно и нужно совмещать. Они оказывают многостороннее полезное воздействие на деятельность всех органов и систем растущего организма. Безусловно, нужно отметить, что закаливание должно быть систематично, а не от случая к случаю. Потому, что если человек прекращает процедуры закаливания, то происходит потеря приобретенных защитных сил организма, все нужно начинать с начального уровня. Водные процедуры с детьми можно сочетать с играми, потешками, прибаутками. Например, умывая маленького ребенка, обливая его руки водой, можно проговаривать потешку «Водичка, водичка, умой мое личико…».

О положительном влиянии закаливания на ребенка можно судить по таким показателям, как хороший аппетит, настроение, реже болеет, простудные заболевания проходят быстро и в легкой форме. Если же процедуры не приносят желаемого результата, то обязательно нужно проконсультироваться с врачом.

Закаливание организма ребенка не только повышает адаптацию к внешним условиям, но и закладывают фундамент здоровья. Привычка к водным, воздушным, солнечным процедурам должна стать потребностями организма на всю жизнь.

приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту

«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто обращаются к тренерам родители. И, нередко, удивляются, когда слышат в ответ: «Давно пора!».

Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5-6 лет.

Программа воспитания в детском саду уже начиная с 3-х лет предусматривает спортивные развлечения: санки, скольжения по ледяным дорожкам, велосипед, игры на воде. В средней, старшей и подготовительной группах добавляются лыжи, плавание, бадминтон, коньки, городки, футбол, настольный теннис. Другой разговор, есть ли данное оборудование в детском саду.

Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов.

Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Дети перенесшие простудные и инфекционные заболевания, вновь приступают к занятиям не сразу, а в зависимости от перенесенной болезни, после определенного, указанного врачом промежутка времени.

К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Ведь правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.

Для тех родителей, которые всерьез думают заняться физическим воспитанием своего ребенка, небезынтересно узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая.

Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует их начинать сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна.

После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теплый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект.

Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, аппетит, сон – вот зрительно контролируемый барометр правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.

Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред своему здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью.

Нагрузка во время игры должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выбрать режим движений, красивую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическими упражнениями, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох – через рот.

Каждая игра и спортивное развлечение имеют четко очерченные границы, длятся определенное время, но родители по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физических возможностей ребенка. При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизнерадостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить занятия.

Одежда должна соответствовать погоде, виду игры, стадии обучения (вначале обучения – обычная одежда, затем – спортивная), индивидуальным особенностям, возрасту, полу, степени закаленности и состоянию здоровья ребенка. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей.

Зимняя одежда: курточка, хорошо защищающая от ветра, лыжный костюм (шерстяной или с начесом) или пальто (желательно из шерстяной ткани), теплый шарф и варежки. Обувь – суконные ботинки на толстой подошве или кожаные ботинки (лыжные, конькобежные, фигурные), одетые на простой или шерстяной носки, сапожки. На голове – шапка-ушанка или шерстяная шапочка на подкладке. Летняя одежда – тренировочный костюм, трусы, майка. На голове при солнечной погоде – легкие кепки с козырьком. Обувь – легкие кеды, в теплую погоду – босиком. Одежда выбрана правильно, если руки и ноги после прогулки сухие и теплые.

Дети должны иметь свой спортивный инвентарь: велосипед, мяч, санки и т.д. он должен соответствовать возрасту ребенка, храниться в определенном месте. Следят за сохранностью инвентаря, особенно в старшем дошкольном возрасте, сами дети: очищают от снега, протирают от пыли.

Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у детей хороший тонус. Имейте в виду, что психика его неустойчивая, легко ранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он сможет расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибку, будьте тактичны.

Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим стимулятором успеха, следует знать меру – ребенок может зазнаться. А вот ребенка, которому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить.

Во время занятий место родителя зависит от конкретного вида игры и спортивного развлечения: он должен быть всегда рядом, чтобы что-то показать, помочь, вовремя подстраховать, представляя ему, по мере обучения и усвоения движения, больше самостоятельности.

Родители также должны уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях.

Консультация для родителей "В какую секцию отдать ребенка?"

Данная консультация поможет родителям решить в какую спортивную секцию можно отдать своего ребенка.

Спорт - это самовыражение и самореализация, быстрота реакции и выносливость, целеустремленность и ловкость, красота и грация.

Основные моменты при выборе спортивной секции

1. Не ведите туда, где поближе. Веди туда, где ребенку будет нравиться. Нужно выбирать вид спорта вместе с ребенком. Если он еще маленький и знает не все виды спорта, познакомьте его с ними. Покажите картинки и видео из интернета, расскажите правила, объясните, чем каждый из видов спорта полезен и интересен.

2. Без трудностей не обойтись, но именно они и закаляют характер. Только пусть эти трудности будут в преодолении сложностей на пути к любимой цели.

4. Когда речь идет о малышах, важно обратить внимание на тренера, педагога. Нужно навести справки, понаблюдать самим. Быть можно талантливым спортсменом, но плохим тренером.

5. Лучше, если в группе будут ровесники. Кроме возраста важно учитывать вес и рост ребенка.

6. Не экономьте на защитных приспособлениях. Убедитесь, что спортивное оборудование, принадлежности и покрытия в секции поддерживаются в хорошем состоянии.

Как выбрать для ребенка спортивную секцию?

Совет первый: секция рядом с домом

Большие расстояния утомительны. Первыми устают от дальних поездок на тренировку отнюдь не дети – взрослые. Именно со стороны взрослых провоцируются прогулы, а в дальнейшем – отказ от занятий. Поэтому помните на поездку в спортивную секцию нужно тратить не более 40-50 минут.

Совет второй: учесть индивидуальные особенности

Учесть состояние здоровья. Для здорового ребенка открыты двери всех спортивных секций, чего не скажешь о детях со слабым здоровьем. Но в этом случае необходимо искать вид спорта, подходящий конкретному ребенку. Учесть его индивидуальные особенности физического развития. Учесть характер ребенка

Совет третий: выбирайте хорошего тренера

Сходить на тренировку, понаблюдать со стороны. Поговорить с родителями детей, посещающих секцию. Поговорить с самим тренером.

Как выбрать хорошего тренера?

Прежде чем приводить своего ребенка на секцию, не поленитесь – нанесите визит на занятия к тренеру. Приходить лучше без ребенка. Посмотрите, как проводится тренировка: прежде всего, обратите внимание на настроение детей. Занимаются ли ребята с удовольствием, или наоборот – напряженно. Должна ощущаться доброжелательная рабочая обстановка, в которой у детей, что называется, «горят глаза». Бойтесь тренерского сюсюкания с воспитанниками, однако еще более опасайтесь хождения детей «по струнке». Должна быть дисциплина, а не «муштра». Оцените ритм занятий: у хорошего тренера они всегда проходят в резвом темпе, однако упражнения обязательно перемежаются расслабляющими играми или эмоциональными эстафетами. Разумеется, не упустите из виду внешний вид тренера. Подтянутость и аккуратность в одежде – почти всегда гарантия серьезного и уважительного отношения к своей работе.

Поговорите с родителями детей, которые занимаются у этого тренера давно. Не ограничивайте свой круг общения только мамами или только отцами. Выслушайте мнения обоих. Уточняйте, пунктуален ли он, часто ли шутит, умеет ли разумно сочетать политику «кнута и пряника», быстро ли запоминает имена новых воспитанников – все это идет в плюс претенденту. Поинтересуйтесь также послужным списком тренера, то есть результатами выступления его воспитанников в соревнованиях.

Если отвечает с раздражением, подчеркнуто холодно или невежливо – скорее всего, в процессе занятий будут проблемы и у ребенка. Обстоятельно расспросите наставника об условиях приема в школу, режиме тренировок и критериях отбора.

Плавание - с 0 месяцев

Укрепляет нервную систему, помогает правильному формированию костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение. Особенно полезно детям со сколиозом, гастритом, ожирением.

Противопоказания: открытые раны, кожные заболевания, заболевания глаз и ЛОР - органов, инфекционные заболевания, туберкулез, ревматические поражения сердца в стадии обострения, язвенная болезнь.

Ушу, дзюдо, карате - с 4-5 лет

Способствует развитию гибкости тела и конечностей, развивает умение сохранять равновесие и управлять дыханием.

Противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, сердца, почек, глаз

Фигурное катание - с 4 лет

Совершенствует гибкость, ловкость, вестибулярный аппарат, глазомер. Улучшает работу сердца и сосудов, повышает работоспособность, выносливость.

Противопоказания: близорукость, проблемы с вестибулярным аппаратом, косолапость, миопия.

Художественная гимнастика - с 3-4 лет

Помогает приобрести гибкость, ловкость, правильную осанку, умение красиво двигаться, Повышает самооценку, формирует спортивный характер.

Противопоказание: близорукость, миопия любой степени.

Хоккей - с 5-6 лет

Укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Дети становятся более собранными, организованными.

Противопоказания: близорукость, порок сердца, нестабильность шейных позвонков

Футбол, волейбол, баскетбол - с 5-6 лет

Развивают быстроту и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшают осанку. Воспитывают волевые качества. Учат работать в команде.

Противопоказания: порок сердца, нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, язвенная болезнь, бронхиальная астма, миопия (близорукость)

Верховая езда - с 4 лет

Лечит болезни опорно-двигательного аппарата, помогает решить проблемы с психикой, вырабатывает осанку, привычку держать равновесие.

Противопоказания: специальных требований нет, понадобиться лишь справка от педиатра и окулиста.

Большой теннис - с 5-7 лет

Развивает быстроту реакции, ловкость, координацию движений, прыгучесть. Совершенствует самообладание, интуицию. Учит тактике и стратегии.

Противопоказания: нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, миопия, язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки.

Настольный теннис - с 5 лет

Развивает координацию, дыхательную систему, мелкую моторику, улучшает почерк.

Противопоказания: нет

Не настраивайте ребенка сразу на высокие достижения. Главное – здоровье и гармоничное развитие. Если все пойдет хорошо и ребенку будет интересен спорт – он сам захочет чего-то достичь. Ключевое слово – «сам». Если же его изначально мотивировать на большой спорт, это может вызвать чувство неуверенности в себе, страх не справиться и подвести родителей, не оправдав их ожиданий.

Стоит учесть эту информацию, выбирая секцию для ребенка. Но этого недостаточно. Что еще поможет сделать правильный выбор? Если вы не можете отдать ребенка в секцию, следует самостоятельно обеспечить ребенку достаточную физическую активность. Устраивайте командные игры по выходным с родственниками и друзьями. Сделайте традицией пробежки семьей. Купите ребенку собаку – гуляя с ней, он будет и бегать, и прыгать. Оборудуйте дома спортивный уголок и научите малыша подтягиваться. Приобретите для малыша велосипед, лыжи, коньки, самокат, мяч и т.д.

Возможности есть всегда! Воспользуйтесь ими ради здоровья и отличной физической формы вашего ребенка!

Такие разные мячи!

Что представляется Вам, когда Вы слышите слово мяч?! Футбольный мяч или резиновый мяч с яркими полосками?

Такой простой предмет – мяч, и так много его видов. Давайте познакомимся с ними!

Резиновый мяч среднего диаметра

Прекрасный друг и помощник в любых подвижных играх. Его легко подбрасывать и ловить, отбивать об пол 1 и 2 руками, отбивать об стену, перебрасывать из рук в руки. Игра в мяч развивает координацию движений, способствуют физическому развитию ребенка. Вот примеры некоторых игр с мячом для детей:

«Мой весёлый, звонкий мяч…». Взрослый декламирует известное стихотворение, ребёнок прыгает на месте, подражая мячу, скачущему по земле. Подскоки становятся всё ниже и ниже и, наконец, совсем прекращаются. На слова « а потом ты покатился…» ребёнок сгибается в приседе и весь подбирается (мяч откатился). Игра укрепляет мышцы ног и учит энергично отталкиваться. Для наглядности в игре можно использовать настоящий мяч.

Катилось, катилось красное яблочко… Разучивайте вдвоём с ребёнком все способы катания мяча: сидя напротив друг друга, в положении стоя на коленях, лёжа на животе; учите ребёнка катить мяч по земле, направляя его в разные стороны; ребёнок догоняет мяч и ловит его.

Борьба за мяч. Взрослый катит 2 – 3 мяча по очереди навстречу ребёнку, тот быстро возвращает мячи. Иногда можно катить и большее количество мячей одновременно; у ребёнка развивается быстрота реакции и ловкость. Между взрослым и ребёнком на высоте почти 30 см над землёй натягивается верёвка или резинка. По неожиданной команде «Достаточно!» оба игрока ложатся на землю и перестают перекатывать мячи. Выигрывает тот, на чьей стороне осталось меньше мячей. Как только ребёнок поймёт смысл игры, он полюбит её и благодаря ей приобретёт хорошую реакцию, ловкость, внимательность; научится играть, соблюдая правила.

Игра с мячом. Ребёнок ползает на четвереньках и головой подталкивает перед собой мяч, не касаясь его руками. Игра способствует выработке подвижности позвоночника – главным образом шейного отдела.

Метание в цель. На расстоянии, на которое примерно может подбросить ребёнок, подвесьте большую цель, например корзину или обруч. Ребёнок многократно пытается попасть мячом в цель; таким образом, он учится правильным замахам и броскам. За каждое попадание в цель ребёнок получает очко. Помните: цель не должна находиться слишком близко, чтобы ребёнок не перенапрягал глаза.

Метание (на оценку). Не следует недооценивать тренировку метания на дальность. Во дворе начертите линию, к которой ребёнок должен стать боком, чтобы развернуться для броска. Учите ребёнка метать вперёд-вверх через верёвку, натянутую высоко над головой, через кустик или ветку дерева и т.п. Каждый бросок оценивайте по пятибалльной системе, чтобы стимулировать ребёнка.

Ловля мяча (на оценку). Ловить мяч гораздо сложнее, чем метать его. Поэтому приступайте к этой игре позднее, используя мячик диаметром около 12 см. Ребёнок сидит на земле, отбивает мяч низко от земли, стараясь поймать его после каждого отскока. То же повторять на коленях, потом стоя, причём ребёнок должен ловить мяч уже не после каждого отскока, а после нескольких отскоков от земли. Взрослый оценивает результаты ребёнка по пятибалльной системе.

Упражнения с мячом. Ребёнок учится отражать и ловить мяч различными способами (например, отбивание мяча о стенку, «дриблинг») и старается, чтобы мяч всё время находился в движении. На основе имеющегося у ребёнка опыта движений с мячом родители составляют программу упражнений» и подводят ребёнка к тому, чтобы он чаще повторял её, даже играя самостоятельно.

Вызывалы. Взрослый бросает мячик перпендикулярно земле, чтобы он высоко подскочил, одновременно называя какое-нибудь имя, животное или вещь (например, Саша, медведь, кукла). Ребёнок бежит за мячиком, старается его поймать и при этом повторяет названное слово. Позже произносятся только определённые слова, например, только имена людей, названия животных, продуктов и т.п. Игра развивает у детей, помимо двигательной реакции и ловкости, умение быстро соображать. Ребёнок проявляет большую находчивость, когда играет с родителями или с братьями и сёстрами.

Силиконовый надувной мяч

Плескаться в воде ребёнок любит с рождения, поэтому дома в ванне в домашних условиях с водной средой он уже освоился. Для того, чтобы он не испытывал страх перед большим водоёмом или водой в бассейне, используйте разнообразные игры. В том числе игры с мячом. Для таких игр Вы можете подобрать надувные мячи разного диаметра, с яркими, привлекающими внимание картинками. В игре ребёнок научится погружаться в воду с головой, передвигаться уверенно и без напряжения, открывать глаза в воде. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.

В погоню за мячом.

Взрослый забрасывает в воду ярко окрашенный мячик с таким расчетом, чтобы он упал там, где вода ребенку до пояса. По команде «В погоню за мячом!» берет ребенка за руку и вместе с ним бежит к мячу. Повторив упражнение несколько раз, предлагает ребенку самостоятельно подбежать к мячу. Затем сам заходит в воду с мячом в руках, повертывается лицом к берегу, протягивает мяч вперед и зовет к себе ребенка: «Иди ко мне. Скорее. Возьми мячик. Наш Сережа смелый, уже подружился с водой, не боится ее. Вперед!»

Гонка мячей.

Это водная эстафета. Играющие делятся на 2 команды, у каждой есть мяч. Команды становятся в шеренги, расстояние между шеренгами 3 метра, а между игроками примерно 1 метр. Задача такая - впередистоящий игрок должен передать сзадистоящему мяч между ног (погружается полностью в воду - с головой), следующий игрок должен сделать то же самое и т.д. Последний игрок - передает мяч над головой впередистоящему и так мяч должен дойти до первого игрока. Побеждает та команда, которая проделала эту процедуру заранее определенное количество раз.

За мячом в воду.

Для игры понадобятся мячи средних размеров (желательно разного цвета) и 2 команды. Задача игроков - как можно дальше бросить в воду мяч, а затем впрыгнуть воду и как можно доплыть до мяча противника, вернуть его на берег толкая перед собой. Первые участники передают мяч вторым и игра продолжается.

Мяч за черту.

Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.

Мы предлагаем Вам познакомиться с комплексом аквааэробики с мячом «Зарядка лягушат» для детей старшего дошкольного возраста.

1. «Лягушата проснулись и потянулись».

И. п.: стоя, руки с мячом вытянуты вперед. Поднимать прямые руки вверх, потянуться на носках (4 раза).

И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вверх, потянуться на носках (4 раза).

2. «Лягушата приседают, ноги разминают».

И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .

И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать (4 раза).

3. «Лягушата поворачиваются и осматриваются»

И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Повороты туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону).

И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Повороты туловища вправо – влево с выпрямлением рук в сторону поворота (по 4 раза в каждую сторону) .

4. «Лягушата снова приседают, ноги разминают».

И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .

5. «Лягушата наклоняются, неваляшками называются».

И. п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .

И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .

6. «Лягушата вперед наклоняются, словно цапле поклоняются».

И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклонять туловище вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .

И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, наклонять туловища вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .

7. «Лягушата пузыри пускают, «насос» изображают».

И. п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Приседания с выдохом в воду (4 раза).

И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Приседания с выдохом в воду (4 раза) .

8. «Лягушата веселятся, прыгают, кружатся».

И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на правой ноге, затем на левой ноге (по 4 раза).

И. п. стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на двух ногах по 4 раза с поворотом направо (360 гр) .

9. «Лягушата отдыхают, с мячом играют».

И. п.: руки с мячом перед грудью. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

Работа с мячами-ёжиками

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Подобные упражнения развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Использование в логопедической работе мячей-ёжиков вполне оправдано. Данные игры могут использоваться в индивидуальной и групповой работе. Начинать следует со знакомства ребенка с этой игрушкой: трогаем, рассматриваем, беседуем о ее названии и пользе. Потом начинаем играть. Сначала применяют простые варианты упражнений: покрутим в руках, крепко сожмем, покатаем по столу. Когда ребенок вполне овладеет этими видами движений, можно выполнять упражнения, сопровождающиеся стихами.

Практика использования мяча в логопедической работе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению

Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях

Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии

Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве

Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи

Регулируют силу и точность движений

Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)

Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей

Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов

Все игры и упражнения с мячом, используемые в работе с детьми с нарушениями речи, можно разделить на следующие виды:

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон).

Можно использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука. Подбирать их по цвету, вводить с их использованием элементы самомассажа.

Упражнения: сжимание мячика, обхват пальцами, прокатывание, прокатывание между пальцами, разминание между ладонями.

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.

«Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

«Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

«Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. Применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

Упражнения: прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении, выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»), попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях), комплексы упражнений для ног с элементами массажа, рисование мячом фигур на полу

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Упражнения и игры: «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол, «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх, «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха, «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово, «Тихо – громко».

Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»

Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры: «Мяч бросай и животных называй»

«Я знаю 3(5) названий животных» …

«Животные и их детеныши»

«Скажи ласково»

«Составь предложение»

«Горячий – холодный» (антонимы)

«Из чего сделано»

«Один – много» (множественное число)

Я мячом круги катаю.

О. И. Крупенчук Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.

Упражнение выполняется на поверхности стола, движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

будто я сметаю крошку.

Каждым пальцем мяч прижму

и другой рукой начну.

(повтор первых 4 строчек, работает другая рука)

А теперь последний трюк:

мяч летает между рук.

В заключение...

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

В России в старь мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому мячу.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые, надувные и т.д.

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:

Прыгучим

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Упражнения с мячом позволяют развить у малышей выносливость, инициативу, самостоятельность, чувство времени. Кроме того, упражнения с мячом способствуют развитию мышц плечевого пояса, корпуса, рук, улучшают координацию движений, а также ритмичность и точность движений. И, что немаловажно, упражнения с мячом позволяют делать все это в игровой форме!

Упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста.

В этом возрасте дети без проблем совершают сложные координированные движения и начинают логически осмысливать свои действия. Поэтому упражнения с мячом для дошкольников старшего возраста должны не столько способствовать развитию определенных групп мышц (для этого скорее подойдут упражнения с гантелями) сколько развивать общую моторику, умение быстро ориентироваться в пространстве и времени.

Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность.

Самые простые и увлекательные для ребенка упражнения с мячом, хорошо развивающее ловкость и быстроту реакции – это «набивание» мяча о стену или пол. Для них нужно использовать небольшой легкий мяч до 20см в диаметре.

Обучая ребенка выполнению упражнения с мячом «набивание о стену», поставьте малыша в метре от стены. Пусть он сначала просто пытается ловить мяч, отскакивающий от стены. Если у ребенка это хорошо получается, упражнение можно усложнить. Теперь мяч нужно ловить тогда, когда он ударится о пол после соприкосновения со стеной.

Затем пусть ребенок попытается отбивать мяч, не хватая его. Только вначале покажите малышу, как мяч нужно правильно отталкивать. Для начала можно делать это двумя руками, как при игре в волейбол.

Усложняя упражнения с мячом, предложите ребенку отталкивать мяч одной рукой, как в баскетболе. При этом важно приучить ребенка отбивать мяч поочередно правой и левой рукой (хотя детям, конечно, удобнее делать это «ведущей» рукой).

Консультация для родителей

на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе ДОУ»

старшая группа

Подготовила инструктор

по физической культуре

МБДОУ №68

Карпова Е.Г.

2016

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе ДОУ

Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающие технологии»?

Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегательных технологий:

Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья

Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни

Научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Главным условием успешной организации образовательного и воспитательного процесса в ДОУ является обеспечение двигательной активности. Для этого в ДОУ проводятся динамические паузы, во время их проведения включается дыхательная гимнастика, пальчиковая, гимнастика для глаз. Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребёнком за день, ниже возрастной нормы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно.

Релаксация

Используются упражнения на расслабление, определённых частей тела и всего организма.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно.

Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Они направленны на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и повышают иммунитет.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Консультация для родителей

на тему:

«Роль семьи в формировании двигательной активности»

2- младшая группа

Подготовила инструктор

по физической культуре

МБДОУ №68

Карпова Е.Г.

2016

Роль семьи в формировании двигательной активности

Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания,а так же созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Особый интерес у детей вызывают действия со спортивным инвентарём: санки, лыжи, коньки, велосипед, самокат, роликовые коньки. Причём ребёнок может заниматься долгое время, что способствует выработке выносливости, укреплению различных мышечных групп, координации движений, развитию равновесия.

Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на стремление детей заниматься физкультурой и спортом в свободное время всей семьей. Формы здесь бывают разные: туристические походы пешком на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

За последние годы значительно возрос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, особенно во время прогулок. Поэтому родителям надо знать определенные требования к развитию движений ребёнка в домашних условиях:

Изучать двигательные способности ребёнка, его желание овладеть движением, стремление действовать активно, самостоятельно;

Подбирать участников игр (из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);

Подготавливать комплексы зарядки с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, состояния здоровья и в зависимости от уровня развития движений.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Важна роль постоянного примера окружающих его взрослых, родителей, воспитателей, старших сестер и братьев для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой.

Дети должны усваивать показанное взрослым движение и уметь действовать в соответствии с образом также ловко, быстро, технически правильно.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, углубляют дыхание, улучшают легочную вентиляцию. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, приводящих к эмоциональной напряжённости и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, и также к уменьшению функциональных возможностей сердечн-ососудистой, дыхательной систем и следовательно к снижению работоспособности.

Консультация для родителей

на тему:

«Физическое развитие ребёнка с чего начать?»

средняя группа

Подготовила инструктор

по физической культуре

МБДОУ №68

Карпова Е.Г.

2016

Физическое развитие ребёнка с чего начать?

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети-просто обеспечить ребёнку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прежде чем отдавать ребёнка в ту или иную секцию присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребёнка – дело серьёзное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей – выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребёнку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребёнка как можно раньше, но подумайте: не навредит ли это малышу чрезмерные спортивные нагрузки?

Физическое воспитание детей – один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели или инструктор по физической культуре проводят утреннюю гимнастику, цель которой-дать детям возможность вволю подвигаться, задействовать все группы мышц.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а так же социальных навыков и коммуникабельности.

Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребёнка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет ребёнка от многих болезней.

Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребёнка, родители часто оказываются перед выбором: в какую секцию записать ребёнка? Успех физического развития ребёнка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести ребёнка в ту же секцию. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребёнка. Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя как рыба в воде, ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д.

Для организации физического развития ребёнка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребёнка.

Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к конфликтам, можно обратить внимание секцию единоборств. Здесь ребёнок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии. Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребёнка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придётся по душе конный спорт или плаванье.

Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

Консультация для родителей

«Подвижные игры для детей»

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые преодолев усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Однако игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на малыша всестороннее действие, в игре развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать с партнерами сверстниками или взрослыми определённые взаимоотношения; в играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других. Игра влияет не только на развитие личности ребёнка в целом, она формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Среди огромного разнообразия игр особое место занимают подвижные игры. Подвижные игры - лучшее лекарство для детей от «двигательного голода» - гиподинамии. В приведённых ниже играх количество играющих ограниченно двумя участниками- мамой и ребёнком. В зависимости от наличия других членов семьи и их число количества число игроков может меняться (папа, ребёнок, старший брат и ребёнок и т.д.) Хочется отметить, что игра сохраняет своё значение и для взрослых: в ней всегда есть элемент нового, необычного, что как бы увидит нас из привычной жизни, и мы попадаем в мир детства, туда где невозможное возможно.

Подвижные игры для детей

«Пилоты»

Инвентарь 2 кегли (2 кубика) разных цветов. Мама и ребёнок становится на противоположных концах комнаты, рядом с кеглями. Они пилоты самолётов, находящихся на разных аэродромах. По команде мамы:

«Готовим самолёты к полёту!» они расходятся по комнате, останавливаются каждый у своего самолёта, «наливают в баки керосин», «заводят моторы» и «летят» (разводят руки в стороны и разбегаются по комнате в разные направления), пока мама не скомандует: «Самолёты, на посадку!» После этого мама и ребёнок должны быстро добежать до своих кеглей – «вернуться на свои аэродромы».

«Сделай фигуру»

Инвентарь: записи весёлых детских песен («Чунга - чанга», «Жили у бабуси два весёлых гуся» и т.п.)

Мама и ребёнок встают на край комнаты. Мама включает запись песни. Под музыку выполняют движения. Когда песня перестаёт звучать, игроки останавливаются и принимают какую-либо позу. Угадывают позу напарника.

«Завернись в ленту»

Инвентарь: лента длинной 4-6 м.

Мама и ребёнок прикрепляют концы ленты к своему поясу и расходятся на всю длину к краям комнаты. Мама командует:

Будем мы с тобой кружиться,

Будем вместе веселиться!

1,2,3,4,5

Начинаем мы играть!

Игроки начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя. Побеждает игрок, намотавший на себя больше ленты, чем соперник.

«Удочка»

Инвентарь: верёвка длиной 1.5 – 2 м, мешочек с песком весом 120-150г.

Мама встаёт в центре комнаты, в руках у неё верёвка. На расстоянии 1.5-2м от мамы становится ребёнок – «рыбка». Мама читает стихотворение:

«Я верёвочку кручу, рыбку я поймать хочу.

Раз, два, не зевай, выше ты подпрыгивай!»

Мама начинает вращать «удочку» как можно ближе к поверхности пола, ребёнок подпрыгивает вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел его ноги.