Домой / Smoky eyes / Виды сексуальной ориентации и ее формирование. К вопросу о диагностике подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией

Виды сексуальной ориентации и ее формирование. К вопросу о диагностике подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией

Транзиторный (то-есть, преходящий) подростковый гомосексуализм - частое явление среди воспитанников детских и подростковых учреждений с однополым составом (детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних). Примерно у 10% подростков наблюдается гомосексуальная влюбленность в сверстника (или сверстницу). Обычно с возрастом проходит.

В период пробуждения полового влечения оно ещё мало дифференцировано, с чем и связаны транзиторные гомосексуальные наклонности.

Подростковый гомосексуализм проявляется взаимной мастурбацией, петтингом, оральным сексом. У мальчиков возможна имитация мужеложества. Гомосексуальные контакты в виде орального секса могут служить способом унизить другого подростка и показать свою власть над ним.

Клинический пример.

Владимир Ш. 16 лет.

Родители страдают алкоголизмом, отец отбывает заключение, мать лишена родительских прав. С 9-летнего возраста воспитывался в детском доме.

По характеру всегда был «трудным», никому не подчинялся, дерзил старшим, обижал тех, кто слабее. Но мог затеять драку даже с тем, кто сильнее его. Всегда был крайне злопамятным, мстительным и жестоким. Не переносил, если кто-то посягал на его «авторитет».

Ночное недержание мочи до 5 лет. С 8-летнего возраста у него бывают судорожные припадки с потерей сознания, прикусом языка и недержанием мочи. Припадки сравнительно редки, 1-3 раза в год. Ранее никогда не лечился.

В 10-летнем возрасте его решили «наказать» за то, что он однажды обозвал старшего воспитанника, а когда тот в ответ ударил его, Владимир подставил ему подножку, сбил с ног и этим вызвал смех своих ровесников над упавшим.

Трое ребят, которые были старше и гораздо сильнее его, в том числе и тот, кого он так унизил, затащили в туалет, силой поставили на колени и заставили заниматься оральным сексом с каждым по очереди. Когда он не подчинился и укусил того, кто попытался разжать ему зубы, его жестоко избили, били даже ногами, он потерял сознание и потом три месяца лежал в больнице. У него были многочисленные повреждения органов брюшной полости и сломаны два ребра. С тех пор «возненавидел весь мир».

Вернувшись из больницы в детский дом, заготовил небольшой обрезок металлической трубы и постоянно носил его с собой. «Обидчиков», избивших Владимира, строго наказали воспитатели, и те больше его не трогали, считая, что достаточно «проучили» его.

Владимир подговорил двух своих ровесников «отомстить», те вначале боялись, но потом согласились, так как сами не раз были унижены аналогичным или иным способом. Они долго выслеживали «обидчиков», но те ходили обычно втроем, и «месть» не удавалась.


Но однажды им удалось подкараулить одного из них, когда тот выходил из хозяйственного блока, который был на территории детского дома, но стоял позади основного здания. Они догнали его и навалились на него все втроем, сбив на землю. Владимир несколько раз ударил его заготовленным куском трубы, а потом они оттащили подростка за здание хозблока, и когда тот пришел в себя, заставили проделать то же самое, что он и его приятели хотели сделать с Владимиром, пригрозив, что в противном случае он не отделается тремя месяцами в больнице, а останется на всю жизнь инвалидом, так как этим металлическим предметом они по очереди будут бить его в область паха и половых органов. Тому ничего не оставалось, как подчиниться. Все трое унижали его, пока он им по очереди исполнял требуемое.

После этого случая Владимир и его приятели всем рассказали о своей «мести», вся троица обзавелась таким же орудием, как и Владимир, везде ходили втроем, их все боялись и никто не трогал. Став старше, Владимир не раз аналогичным способом «наказывал» тех, кто не желал ему подчиняться. В любом коллективе он стремился к лидерству и не терпел ослушания.

В возрасте 14 лет сбежал из детского дома, бродяжничал, воровал. Несколько раз его ловили сотрудники милиции и помещали в детский приемник, но он бежал и оттуда. Когда его очередной раз поймали, у него развился судорожный припадок, и его перевели в психиатрическую больницу.

В подростком отделении постоянно нарушал режим, никому не подчинялся, унижал более слабых. Персонал отделения, который состоит из одних женщин, с трудом с ним справлялся, мог замахнуться даже на медицинскую сестру.

Прогноз в этом случае неблагоприятный. Больной страдает эпилепсией, а у таких больных часты нарушение влечений, различные сексуальные перверзии - гомосексуализм, садизм и другие.

Возможно, мы догадывались об этом раньше, но боялись себе признаться. И вот однажды сомнений не остается: у моего ребенка нетрадиционная сексуальная ориентация. Большинство родителей испытывает шок. В эту минуту рушатся все их надежды на то, что у их сына или дочери будет семья и дети, что они будут счастливы и будут пользоваться уважением окружающих. Как реагировать на это новое знание? В чем нуждается наш ребенок, чем мы можем ему помочь? Прежде всего нужно поддержать сына или дочь, а для этого – как можно больше узнать о том, как «устроено» сексуальное влечение и чем отличаются друг от друга люди разной сексуальной ориентации. Свой взгляд на эту непростую для любой семьи ситуацию нам предлагают врач и психолог Игорь Добряков и советник Бюро ЮНЕСКО в Москве Тигран Епоян.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

Тигран Епоян – региональный советник ЮНЕСКО для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Реакция одних родителей бывает неоправданно жесткой («Вон из моего дома!»). Другие не хотят в это верить. Им кажется, что это возрастное увлечение, которое пройдет. Третьи бросаются на поиски психологов и врачей в надежде, что от этого можно излечиться. Но сексуальная ориентация – не болезнь и не увлечение. Сексуальная ориентация – это более или менее постоянное эмоциональное, романтическое и сексуальное (чувственное) влечение человека к другим людям определенного пола. С точки зрения воспроизводства человеческого рода единственно правильной сексуальной ориентацией является присущая подавляющему большинству людей гетеросексуальность – влечение к представителям противоположного пола. Но во все времена существовали те, кого притягивало к лицам своего пола. Сексуальные контакты между особями одного пола нередко наблюдаются и среди животных.

Сексуальная ориентация может не проявляться в реальном сексуальном поведении человека. Опасаясь общественного осуждения, а иногда и наказания, как это было в прошлом и сохраняется в некоторых обществах до сих пор, многие вынуждены скрывать свою сексуальную ориентацию или поддерживать сексуальное поведение, не соответствующее их реальной склонности. Нередко мужчины и женщины, замечая за собой влечение к представителям своего пола и даже вступая в однополые отношения, не считают себя гомосексуальными. Они могут состоять в браке или находиться в долговременных отношениях с представителем другого пола и воспринимать себя «нормальными» гетеросексуалами или признавать свою бисексуальную ориентацию. Последняя не означает одинакового и одновременного влечения к своему и противоположному полу: желания, фантазии и сексуальные предпочтения могут меняться с течением времени и в зависимости от разных обстоятельств.

В 1993 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуальность из Международной классификации болезней и заключила, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». Этому заключению предшествовали годы исследований, которые показали, что среди гомосексуалов эмоциональные отклонения и психические заболевания встречаются не чаще, чем среди людей с обычной ориентацией.

Эксперименты подростков

В подростковом возрасте на фоне физиологической гиперсексуальности многие экспериментируют с гомосексуальностью. Еще в 1948 году основоположник исследований сексуальности Альфред Кинзи утверждал, что гомосексуальные контакты хотя бы один раз в своей жизни имели 48% мужчин и 28% женщин*. Подростки чаще всего обсуждают секс в однополой среде, тем более что сверстники того же пола физически более доступны, чем противоположного. Возбуждение, возникающее в процессе этих разговоров, иногда может приводить к совместной или взаимной мастурбации, взаимным ласкам (петтингу).Практика показывает, что временные сексуальные контакты разной степени выраженности между девушками встречаются чаще, чем у юношей. Возможно, это связано с более терпимым отношением общества к взаимным поцелуям, объятиям девочек. Если девушки-подружки спросят у родителей разрешения лечь спать в одну кровать, чтобы «пошептаться перед сном», это вряд ли вызовет удивление и возражение. Желание же юношей спать вместе, скорее всего, вызовет недоумение и протест окружающих. Двойственное отношение общества к мужским и женским гомосексуальным контактам нашло отражение в законах и правоприменительной практике многих стран, в том числе России и других стран СНГ. В Украине до 1991, а в Российской Федерации – до 1993 года мужеложство каралось лишением свободы, а женщин за гомосексуальные контакты не преследовали.

Тревога взрослых по поводу возможной гомосексуальности подростков при выявлении у них однополых контактов или подозрении, что таковые имели место, понятна, но часто чрезмерна. Однократные или эпизодические сексуальные контакты между подростками одного пола необязательно приводят к гомосексуальной ориентации (и не свидетельствуют о ней). Но из-за них у некоторых подростков может остаться чувство вины и комплекс неполноценности, навязчивый страх «стать геем». Бестактность и резкая реакция взрослых, узнавших о таких отношениях, не только усугубляет комплексы, но может стать причиной острого стресса и даже попытки суицида. На этом фоне может развиться депрессия. Самостоятельно справиться с ней иногда пытаются при помощи алкоголя, наркотиков.

Как возникает гомосексуальность

Существует довольно много разнородных теорий, пытающихся объяснить феномен гомосексуальности. По-видимому, это говорит, с одной стороны, о многообразии причин этого явления, а с другой – о невозможности выделения типических личностных черт, отличающих гомосексуалов от людей с гетеросексуальной ориентацией. Когда психологам предъявили информацию о жизни мужчин (гомо- и гетеросексуалов), сходных по возрасту, образованию и уровню интеллекта, они не смогли определить, какие данные относятся к гомо-, а какие к гетеросексуалам, в результате чего сделали вывод о том, что «гомосексуальность как клиническое явление не существует»**.

Одна из версий объясняет возникновение гомосексуальности отклонениями в эмбриональном развитии. В период, когда формируются половые органы эмбриона, в гормональном обеспечении сексуальных функций происходит сбой, который оборачивается предпочтением лиц своего пола. Однако эта теория полного подтверждения не получила, равно как оказалась безуспешной и попытка выделить «ген» гомосексуальности, с тем чтобы утвердить ее исключительно врожденную (или передаваемую по наследству) природу. Зигмунд Фрейд полагал, что в обычных условиях психосексуальное развитие ребенка идет по гетеросексуальному пути, однако считал, что от природы люди бисексуальны, чем объяснял наличие как гетеро-, так и гомоэротических фантазий. К 5–6 годам у мальчиков формируется понимание невозможности эротической связи с матерью. Отдаляясь от нее и имея перед собой пример отношений мужчины и женщины, мальчик приступает к поискам «своей» женщины. Чрезмерные нежности, поцелуи, объятья, сон матери с сыном в одной постели могут стимулировать сексуальность мальчика (чего, как правило, женщина не замечает). При этом сформированный внутренний запрет на сексуальные отношения с матерью вступает в противоречие с направленными на нее сексуальными желаниями, что может тревожить мальчика и приводить к распространению запрета на секс с матерью на всех представителей женского пола, повышая интерес к гомосексуальным отношениям. Девочка к пяти годам должна преодолеть влечение к отцу и идентифицироваться с матерью. Если этого не происходит, то возможно нарушение ее сексуальной ориентации.

Фрейд считал гомосексуальность неким вариантом сексуального развития, не видел причин стыдиться ее, считать болезнью или предметом гордости. Он писал: «Разумеется, гомосексуальность нельзя считать достоинством, однако в ней нет ничего, чего бы следовало стыдиться, – это не порок, не признак деградации, ее нельзя назвать болезнью; мы рассматриваем ее как некий вариант полового развития. Преследовать гомосексуалов не только крайне несправедливо, это преступно и жестоко»***.

Может быть, виноваты родители?

Насколько существенно влияние и роль родителей, когда речь идет о сексуальности ребенка? Могут ли они «исправить» природные склонности или, наоборот, способствовать формированию нетрадиционной ориентации? Изучая семейную жизнь своих пациентов, гомо- и гетеросексуалов, психоаналитик Ирвинг Бибер (Irving Bieber) выяснил, что у многих гомосексуалов были чересчур властные матери и слабовольные, пассивные отцы. Он предположил, что гомосексуальность порождается страхом перед отношениями с лицами противоположного пола****. Шарлотта Вольф (Charlotte Wolff), изучавшая лесбиянок, полагала, что среди них много девочек, которым матери уделили недостаточно внимания и любви, а отсутствие близости с отцом лишило их возможности научиться общению с мужчинами*****. Впрочем, дальнейшие исследования показали, что гомосексуалы встречаются в самых разных семьях: благополучных и неблагополучных, в семьях, где доминирует мать, и в семьях, где главенствует отец, в семьях, где мать чересчур строга, и там, где у отца очень близкие и хорошие отношения с детьми. Многие родители считают себя виноватыми в том, что их ребенок «другой», и мучительно ищут ответа на вопрос: «Что мы сделали не так?» Современные данные не позволяют однозначно утверждать, что гомосексуальность возникает в результате неправильного воспитания******.

Тем не менее полностью игнорировать фактор родительского влияния нельзя. Там, где один или оба родителя недовольны полом ребенка (что, между прочим, отражает их собственные сексуальные проблемы), могут возникнуть проблемы. Например, мать Оскара Уайльда мечтала о дочери, родившегося сына долго одевала в девчачью одежду. Похожая история случилась и с популярным российским певцом-геем Борисом Моисеевым, который так вспоминает о своей матери: «Она меня вообще любила наряжать. Иногда – в платьица и бантики, потому что она хотела девочку. А родился я. Тогда она так и сказала: «Родила девку с яйцами…» Она ждала девочку! Покупала все эти розовые кофточки, шапочки… Она так надеялась: голубые глазки, белокурые волосы, длинные реснички и так далее. А родился – я! Наверное, тогда все и случилось» («Птичка. Живой звук», АСТ, Астрель, 2007).

Иногда формированию фемининных личностных черт у мальчиков способствует отсутствие образца мужского поведения. Это может быть в полных семьях, в случае, если отец не обладает маскулинными чертами в достаточной мере, или же в случае дисгармоничных отношениях родителей, при которых сын и мать очень близки, а отец практически не занимается воспитанием и нередко ревнует сына к жене. Но чаще такое встречается в семье, где ребенка воспитывает только мать, а рядом нет никого, кто мог бы быть для мальчика примером мужского поведения. Практически одной матерью без отца воспитывался лауреат Нобелевской премии французский писатель Андре Жид. Он не скрывал своей гомосексуальности. Многие герои его романов также имели нетрадиционную сексуальную ориентацию. Из этого отнюдь не следует, что одинокая мать не может воспитать мальчика с маскулинными чертами личности, хотя это, разумеется, труднее сделать, чем в полной семье.

Подросток и взрослый: диалог о том, как жить дальше

Открыв свою гомосексуальность, подросток чувствует страх, одиночество, вину. Как взрослый может его поддержать? Два письма из книги психолога Владимира Леви*.

«Доктор, мне нужен совет, это вопрос жизни и смерти. Мне 17 лет. Я испытываю влечение к людям своего пола. Когда мне было 15, я ждал очереди к окулисту в поликлинике, а рядом был кабинет сексопатолога. Я подумал: «Мне же туда...» Но не смог... Какими глазами посмотрит на меня врач? Да не посадят ли меня еще в тюрьму?

Обратиться все же решился. Врач сказал, что мне мало чем можно помочь и для ослабления влечения выписал бромкамфору. В первый раз я влюбился в детском саду в мальчика из своей группы. Тогда я еще не знал, что это влюбленность. В школе один раз в третьем классе влюбился в девочку-одноклассницу, но потом снова влюблялся в мальчиков, сначала только платонически, а потом по-другому. Объясните мне, в чем причина моего порока – гомосексуализма, и как переделать свою натуру? Стоит ли дальше жить? Саша».«Саша, главное твое страдание сейчас не от того, что ты гомосексуалист, а от того, что мало знаешь. Как среди правшей рождаются левши, так всегда и всюду рождается некий процент людей с влечением не к другому полу, а к своему. (А у некоторых влечения совмещаются, как право- и леворукость у «амбидекстров ».) Вариант человеческой природы; мы не понимаем, зачем он нужен (очевидно, не для размножения), но это не значит, что мы должны считать его только пороком.

Многие гомосексуалисты отличаются великими способностями, вносят огромный вклад в культуру, творят прекрасное и прекрасны сами. Чувства, какие угодно, – не порок вовсе. Порочны только действия, если затрагивают других и оскорбляют их чувства и насилуют их природу. Такие действия могут производить и люди с обычным типом влечения...

Сосредоточь силы не на непосильной переделке своей натуры, а на одухотворении.Жить тебе предстоит дальше одновременно в двух мирах. Один – малый мир людей, в этом устроенных как ты и этим объединенных. Повсюду разбросаны сообщества гомосексуалистов, и внутри них (очень разных по духу и уровню) человек, подобный тебе (и мужчина, и женщина), может найти то, без чего не может... А другой – Большой Мир, в котором живем мы все, Большой Мир Общей Нормы и Разных Норм. В Большом Мире разные нормы враждуют в сознании людей, и не в наших силах их примирить. Задача твоя – найти в себе способ сосуществования их обоих: Большого мира и малого, части и Целого. Помни всегда, что особенности твоих чувств тебя не исчерпывают. Половое влечение – только часть человека, и от тебя зависит, стать ли его низменным прислужником, рабом, роботом – или, отдав телу телесное, а духу духовное, найти свой способ прожить достойно...»

* В. Леви «Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок» (Торобоан, 2006).

В чужой роли: природное и социальное

У некоторых детей могут довольно рано проявиться черты поведения и характера, не свойственные их полу. В этом случае и во внешнем виде у мальчиков отмечаются фемининные, а у девочек – маскулинные черты. С возрастом это становится еще заметнее: у мальчиков отмечается особая мимика, пластика движений, высокий голос, а у девочек, наоборот, голос грубоват, движения резкие, мощные. Мальчики, не сопротивляясь, носят мужскую одежду, но придают ей большое значение, очень аккуратны. Они предпочитают яркие цвета, любят украшать себя, нередко отпускают длинные волосы, делают себе прически. Девочки уделяют одежде мало внимания, любят ходить в брюках, мужских рубашках, бесформенных куртках. При первой возможности (например, на карнавале) и те и другие с удовольствием «в шутку» переодеваются в одежду противоположного пола.

Мальчики охотно помогают матери в домашних делах и свободное время проводят за вышиванием, вязанием, играют в куклы. Многие из них занимаются танцами, фигурным катанием, музыкой. Такие мальчики, как правило, послушны, не доставляют семье хлопот, однако часто вызывают неодобрение взрослых. У девочек отмечается мальчишеское поведение: они предпочитают играть в войну с мальчишками, выбирают командные виды спорта или такие, которыми в основном занимаются мальчики (восточные единоборства, стрельба и т. п.). К девочкам-сорванцам относятся значительно лояльнее, некоторые родители ими даже гордятся.

Родительское и общественное неодобрение и насмешки сверстников побуждают женственных мальчиков искоренять в себе фемининные черты, пишет социолог и сексолог Игорь Кон. Многим это удается. «Но тем, у кого «женских» задатков изначально больше, сделать это гораздо труднее, что порождает у них устойчивые, иногда на всю жизнь, сомнения в своей маскулинности. Такие мальчики уютнее чувствуют себя в женском обществе и в то же время испытывают напряженный интерес и тяготение к мужскому началу, выступающему как недостижимый образец. В период полового созревания эта гипертрофированная тяга к маскулинности нередко эротизируется. Одних мальчиков влечет к старшим, более сильным, физически развитым и маскулинным подросткам и юношам, общение с которыми, не обязательно сексуальное, приобщает их к вожделенной мужественности, в которой, как им кажется, им самим отказано. Другие, напротив, тянутся к младшим, более слабым и нежным мальчикам, среди которых они чувствуют себя увереннее, чем среди ровесников. Это создает благоприятный эмоциональный фон для выбора соответствующего объекта привязанности – более старшего и сильного или, напротив, младшего и слабого. Гомосексуальность – результат внутреннего развития подростка»*******.

В зависимости от интенсивности влечения, личностных особенностей, воспитания, микросоциальной среды подростки по-разному реагируют на открытие у себя необычного влечения. Некоторые юноши и девушки не драматизируют ситуацию. Кто-то пытается отвлечься от беспокоящих желаний, начинает усиленно учиться, заниматься спортом, кто-то не пытается бороться со своей особенностью, постепенно начинает приспосабливаться к ней. Многие чувствуют стыд, вину, страх, считают себя неполноценными, испытывают растерянность и тревогу, так как не знают, как жить дальше, а посоветоваться с родителями, со старшими товарищами или с близким другом боятся или не могут.

Жизнь на грани

Можно ли предупредить формирование гомосексуальной ориентации или изменить ее? Попытки насильственно «исправить» или «вылечить» гомосексуальность ни в прошлом, ни сейчас не давали и не дают результатов. Однако в отдельных случаях удается изменить рисунок поведения ребенка, если это поведение (а также привычки, интересы и склонности) взрослые считают нетипичным для его пола. Что касается взрослых, то некоторые специалисты предлагают проводить добровольную, исключительно по желанию самого человека, «переориентирующую» терапию гомосексуалов: показано, что в некоторых случаях гомосексуальная ориентация у мужчин и женщин отчасти изменяется в результате такой терапии********. Нарастающее число исследований, подтверждающих возможность изменения сексуальной ориентации, заставило бывшего президента Американской психологической ассоциации Роберта Перлофф (Robert Perloff) заявить о том, что уважение к свободе выбора человеком своей сексуальной ориентации предполагает и уважение к желанию гомосексуалов стать гетеросексуалами. Возможно, определенные терапевтические практики и помогают людям, которые очень хотят избавиться от влечения к представителям своего пола. Но всегда есть большой риск травмировать пациента, особенно если «лечение» проводится под внешним давлением.

В силу господствующих в обществе стереотипов гомосексуальность связана с угрозой депрессии, тревожности и суицидального поведения. «Не смея жить своей собственной, единственно возможной для него жизнью, «голубой» подросток вынужден ухаживать за теми, кого он не может любить, и любить тех, за кем не может ухаживать. Это делает его жизнь мучительным чередованием «неподлинных» и несовместимых друг с другом ролей и масок. Маленький гей или лесбиянка не могут открыться родителям, которые часто так же предубеждены, как и соученики. Ребенок чувствует себя гадким утенком, единственным на всем белом свете. Одно из самых страшных последствий «голубого одиночества» – так называемые «немотивированные» подростковые самоубийства. Риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано открыто обнаруживают свою гомосексуальность, 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям, 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих»*******.

Задача взрослых – помогать расти

Поскольку специалисты не пришли к однозначным выводам о причинам возникновения нетрадиционной ориентации и возможностях ее изменения, задача родителей – создать в семье обстановку, способствующую естественному развитию ребенка, поддерживающую его природные устремления и помогающую преодолевать трудности взросления.

Если мальчик недостаточно силен и активен физически, избегает спортивных игр и сторонится других мальчишек, это вовсе не значит, что он гей или предрасположен к гомосексуальности. Важно, чтобы родители одобряли и поддерживали мужские интересы и поведение мальчика. Родители (в первую очередь отец) или другие взрослые, которые пользуются его доверием, могут вовлечь его в занятия спортом, увлечь «мужским» хобби, что облегчит мальчику общение со сверстниками. При этом маме следует отказаться от излишней опеки («тебя продует», «ты устанешь», «тебе надо поесть», «не бери, я сама донесу») и избыточного сострадания («тебя обидели», «больше с ними не общайся»), чтобы мальчик не превратился в «маменькиного сыночка» и не культивировал жалость к самому себе. А отцу предстоит завоевать авторитет у сына, стать значимым для него человеком, чему способствуют совместные поездки, походы в магазин и в кино, работа по дому, борьба-возня, в которой отец поддается, что позволяет мальчику чувствовать свою силу и тренировать ловкость. Если в семье родилась дочь, а папа, спортсмен и любитель рыбалки, хотел сына для совместных походов, не нужно из девочки «лепить» мальчишку. Равно как и матери, несчастной в любви, не стоит внушать дочери, что все мужчины негодяи, отбивая у нее интерес к противоположному полу. Не бойтесь любить и баловать девочку и поддерживайте в ней проявления женственности!

1. Постарайтесь, чтобы вашей первой реакцией не стал крик или слова о том, что он вас разочаровал, что теперь вся ваша и его жизнь пойдут кувырком. Ребенок это и так понимает. Поэтому ему так нужна ваша поддержка и ваша любовь. В том, что он «другой», нет его вины. Он рассчитывает, надеется, что вы будете любить его таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким вы его привыкли или хотите видеть.

2. Попробуйте для начала вместе разобраться в причинах, заставивших вашего сына или дочь сделать заключение о своей гомосексуальности. Возможно, это была всего лишь случайная эрекция или прилив эротического желания во время потасовки или совместная мастурбация. Возможно, вашей дочери или сыну очень нравится кто-то из одноклассников того же пола, и это чувство заставляет ее или его предполагать у себя гомосексуальные наклонности. Наконец, слабый и женственный мальчик может стать объектом не просто насмешек, а систематической травли и унижения со стороны сверстников в школе и во дворе, получить обидное прозвище и, что самое страшное, подвергнуться сексуальному насилию, и на этом основании решит, что он гей.

3. Если самим разобраться не удается, обратитесь к хорошему психологу. Избегайте тех, кто пообещает быстро и на всю жизнь избавить от этой «заразы». Подобные обещания дают только шарлатаны, подыгрывающие желаниям клиентов.

4. Не вините себя за то, что недоглядели. Даже если бы вы вовремя заметили «инаковость» вашего ребенка, это вовсе не значит, что вам удалось бы ее «исправить». Мало у кого получается надолго закодироваться от водки или сигареты – искусственно сформированной зависимости, а уж тем более изменить обусловленное природой и множеством других факторов устойчивое, непреодолимое сексуальное влечение!

5. Не зацикливайтесь на поиске причин «отклонений» у вашего ребенка. Однозначного ответа не смогут дать даже самые лучшие в мире специалисты-сексологи. В одной семье из нескольких детей от одних и тех же родителей, при одинаковом воспитании и схожем опыте социализации кто-то может оказаться гомосексуалом, кто-то иметь традиционную ориентацию, а кто-то – испытывать влечение к представителям обоих полов.

6. Если у подростка действительная, а не воображаемая гомосексуальность, ваша главная задача – остаться его другом и опорой в жизни, которая, к сожалению, будет часто напоминать ему о его «несоответствии стандартам». Полезные советы и поддержку вы можете получить от других родителей, которые имеют подобный опыт. Найти их можно через интернет на специальных сайтах и в социальных сетях.Не отчаивайтесь и не осуждайте вашего ребенка. Примите его таким, какой он есть. Проявите милосердие, мудрость и терпение. И вы вместе сможете пережить этот самый трудный и драматический момент в жизни вашего ребенка.

Что могут сделать родители?

Однажды на прием женщина привела своего 9-летнего сына. Мальчик был послушным, любознательным, хорошо учился. Но ее беспокоило то, что он растет женственным, изнеженным, обидчивым, часто плачет, предпочитает играть с девочками. Мальчика удалось вдохновить на посещение групповых занятий по игровой психотерапии, в процессе которых решалась задача формирования маскулинных черт личности и поведенческих реакций. Занятия с группой, состоящей из мальчиков и девочек 9–11 лет, проводили два психотерапевта: мужчина и женщина, которые демонстрировали сотрудничество, но разные формы поведения. Одновременно ребенок стал заниматься фехтованием под руководством тренера-мужчины. Кроме того, мама рассказала сыну о певце и поэте Владимире Высоцком, дала послушать некоторые песни в его исполнении. На сына этот образ произвел очень сильное впечатление. В результате мальчик изменился, он приобрел новые черты, улучшились его отношения с одноклассниками. И. Д.

Сайты для родителей необычных детей:

  • doktor-urolog.ru/gay_stat23.php
  • two-mums.ru
  • my-gay-son.org
  • comingoutspb.ru/ru/home
  • lgbtnet.ru
  • gay.org.ua

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Одна из тех вещей, с которой родителям очень сложно смириться

Для большинства мам и пап это известие становится настоящей жизненной трагедией. Особенно остро реагируют отцы юношей-геев, и если матери еще пытаются проявить понимание, то отцы порой принимают самые отчаянные меры – вплоть до изгнания подростка из дома и полного прекращения общения с ним. Что же именно так пугает родителей?

Во-первых, многие думают, что придется распрощаться с надеждами, что сын или дочь когда-либо создаст счастливую семью и подарит им внуков. Если ребенок в семье один – это означает прекращение рода.

Во-вторых, для многих людей нетрадиционные сексуальные предпочтения ассоциируются с развратом, беспорядочными связями, СПИДом и наркотиками.

В-третьих, родителей волнует вопрос: а что скажут родственники, друзья, соседи? Не секрет, что отношение нашего общества к гомосексуалистам и лесбиянками не отличается толерантностью. В лучшем случае представители сексуальных меньшинств сталкиваются с насмешками и ехидными комментариями за спиной, в худшем – с физической агрессией.

Наконец, нетрадиционная ориентация может стать серьезным препятствием для того, чтобы устроится на «приличную» работу и стать успешным человеком в будущем.

После того, как тайное становится явным, родителям очень тяжело по-прежнему относится к своему ребенку с пониманием и любовью. Они задают себе множество вопросов, на которые не в состоянии ответить:

"За что мне такое наказание? Кто в этом виноват?"

Однополый секс существовал во все времена. Связи с представителями своего пола не всегда являются прихотью, распущенностью или стремлением получить новые ощущения. По мнению ученых, около 4% мужчин и примерно 2% женщин рождаются гомосексуальными. Они не выбирают свою ориентацию и не могут контролировать свои сексуальные предпочтения. Возможно, это одно из ограничений природы, связанных с необходимостью контроля над численностью человеческой популяции.

Это лечится?

В отличие от алкоголизма и наркомании, нетрадиционная сексуальная ориентация не является болезнью. Это, скорее, особенность поведения, свойство характера.

Возможность психологической коррекции зависит от того, является ли гомосексуализм истинным или ложным. Истинный гомосексуализм формируется в процессе внутриутробного развития. Некоторые ученые считают, что участок мозга плода, контролирующий половое поведение, может неправильно развиться в результате гормонального дисбаланса в организме будущей матери. Другие полагают, что существует некий «голубой» ген. В любом случае, единственное, что остается родителям – это принять своего отпрыска таким, какой он есть.

Ложный гомосексуализм формируется в процессе жизни. Он может быть вызван разочарованием в отношениях с представителями противоположного пола, желанием попробовать что-то новое, влиянием среды или банальным любопытством.

Может, само пройдет?

Действительно, нетрадиционные увлечения часто проходят сами собой, независимо от врачебных или педагогических усилий.

Для некоторых подростков однополые романы становятся переходной ступенью к «обычным» отношениям. Например, некоторые девушки в подростковом возрасте практикуют сексуальные игры со своими подружками. Согласно статистике, «врожденных» лесбиянок в 2-3 раза меньше, чем голубых, поэтому у родителей девушек есть больше шансов, что дочь со временем встанет на «путь истинный».

Стоит ли запрещать нетрадиционные отношения?

Многие родители сосредотачивают все усилия на том, чтобы разлучить своего ребенка с объектом его привязанности. Именно на него (объект) часто возлагается вся вина за растление их чада. Родители наедятся, что, прекратив эту связь, сын или дочь вернется к «нормальной» жизни. К тому же, они не верят в то, что настоящая любовь может быть однополой.

Сексологи советуют не препятствовать отношениям – не запрещать «другу» сына приходить домой (лучше, если они будут встречаться в антисанитарных условиях?), не угрожать ему и не проводить работу с его родителями. То же самое касается и «подружек» дочерей. Запретами и интригами Вы можете восстановить своего отпрыска против Вас, искоренить его доверие, отравить его жизнь, довести до нервного срыва. Кстати, согласно статистике, более 30% самоубийств совершается подростками нетрадиционной сексуальной ориентации.

Как принять это?

«Истинная родительская мудрость в этой драматической жизненной ситуации – проявить терпимость и понимание к сыну или дочери, принять их такими, какими они себя видят, и поддержать их в этот самый трудный и драматический момент их жизни. От родительской помощи больше, чем от чего бы то ни было другого, зависит находящееся под ударом юношеское самоуважение, с которым, в свою очередь, связаны все остальные психологические свойства личности», – советует И.С. Кон в книге «Лунный свет на заре».

Не забывайте о положительных качествах своего сына или дочери – нетрадиционная сексуальная ориентация не перечеркивает их. Не ставит она крест и на будущем – заручившись Вашей поддержкой, отпрыск вполне сможет добиться успехов в жизни – закончить ВУЗ, сделать карьеру, быть счастливым в его понимании этого слова. Существует немало областей, где «голубые» и лесбиянки зарекомендовали себя лучше, чем «натуралы». Можно привести множество примеров ученых, писателей, композиторов, актеров нетрадиционной ориентации, которым общество благодарно за их открытия, достижения и творения.

Зачем он мне это сказал?

По статистике, около 70% родителей нетрадиционно ориентированных подростков пребывают в счастливом неведении относительно сексуальных предпочтений своих отпрысков.

Детям, вынужденным скрывать от родителей свою личную жизнь, приходится нелегко. Они находятся в постоянном психологическом напряжении, соблюдая конспирацию, придумывая «отмазки» и пряча улики.

Признаться родителям в самом сокровенном – это смелый поступок, на который способен не каждый. Кому-то спокойнее, что «предки» ни о чем не подозревают; кому-то невыносимо от того, что самым близким людям приходится врать.

Советы для детей

«Стоит ли вообще сообщать родителям о своей сексуальной ориентации?» – наверное, каждый решает этот вопрос для себя сам. Если Вы все же решитесь «поговорить об этом» – психологи советуют постепенно подготовить родителей во избежание сердечных приступов и неадекватных реакций.

Например, автор книги «1001 вопрос про это» В. Шахиджанян дает следующие советы: «К этому нужно родителей готовить: сначала завести общий разговор, потом два-три раза заострить их внимание на телепередачах на «голубую» тему, после этого дать как бы случайно почитать две-три книжки Игоря Кона, Жана Жене, Ж.М.Карре – «Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо», Сирила Коллара – «Дикие ночи» (мировой бестселлер), роман Джеймса Болдуина «Комната Джованни», рассказ о великом танцоре Серже Лифаре (продолжить список легко, солидные издательства сейчас и в нашей стране начали выпускать подобную литературу), а потом показать вам фильм «Очки в золотой оправе», который несколько раз шел по телевидению и есть на кассетах».

Девушкам с нетрадиционной сексуальной ориентацией можно порекомендовать прочитать книгу «Жизнь в розовом цвете», в которой даются подробные инструкции, как лучше открыться родителям и близким.

И все же, даже после предварительной подготовки, не стоит надеяться на то, что родители легко и спокойно воспримут Ваше признание. Но время лечит, помогает переосмысливать ценности, учит понимать и прощать близких людей, принимать их такими, какие они есть.

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Здравствуйте! Моему сыну 14 лет. Недавно у нас случился разговор : он попросил выпрямить ему волосы, я сказала, что он же не девчонка. На что он начал говорить, что общество очень плохо относится к геям, они же не виноваты, что они такие и т.п. В конце попросил об этом разговоре не говорить папе. Я очень испугалась! Решила прочитать его переписку с друзьями, ничего сильно плохого не обнаружила, кроме одного. Незнакомой девочке он пишет, что выбрал для себя путь яойщика. Это оказался жанр японской манги про гомосексуальные отношения. Мы покупаем детям книги, думая, что они безобидные и учат разумному, доброму, вечному. А получается наоборот! Прошу Вашей помощи. Можно ли это изменить? И что мне делать? Ребенок очень ранимый, со слуховыми аппаратами, учится в обычной школе без дополнительных занятий.

Половая ориентация подростка

Мария здравствуйте.

Я понимаю ваше беспокойство. Возможно ваши страхи напрасны. Но все может быть, раз он проникся интересом к геям. Обычно натуралы геев обходят стороной, особенно мальчики.
Гомосексуализм лечению не поддаётся, и родителям нетрадиционно ориентированного ребёнка ничего не остаётся, как с этим прискорбным фактом смириться. Другое дело, как себя при этом вести, чтобы не нанести ребёнку психологическую травму. Он не виноват в том, что таким родился. Главное – не устраивать скандалов и истерик, не кричать: "у меня больше нет сына", Не хвататься за ремень и вообще не применять средств физического воздействия. А прежде чем падать в обморок, специалисты настоятельно советуют почитать медицинскую литературу по гомосексуализму – тогда, может быть, вы решите, что всё не так уж страшно, хотя и неприятно. В конце концов, гомосексуализм – не рак, от него не умирают. В общем, ни в коем случае не надо ни попрекать, ни стыдить ребенка, манере говорить и т.п. В противном случае он либо замкнётся в себе, либо вообще может уйти из дома. А вот это уже серьёзная проблема. Ведь зачастую юные гомосексуалисты, убежавшие или изгнанные (и такое бывает) из родительского дома, оказываются на панели. Конечно, вряд ли родителям хочется, чтобы их отпрыск вырос "голубым", и смириться с этим сложно. Но можно и должно. Ему и так придётся в этом мире несладко, так пусть хоть родители ему жизнь не отравляют.
Могу дать совет уже ни как психолог, а как мать, помолитесь за своего сына, и поверьте в то, что только Бог может все изменить. Сила веры творит чудеса.

Желаю вам удачи и терпения.

С уважением, психолог Валентина Веклич.

Половая ориентация подростка

Здравствуйте!

Можно ли это изменить?

Если ориентация действительно гомосексуальная - нет. И никакие книжки в этом не могут быть виноваты - ориентацией нельзя "заразить", ее нельзя "внушить" и т.д. Это - врожденная биологическая особенность.
Однако, в подростковом возрасте еще толком не понятно, какая ориентация. А бисексуальность как таковая - свойственна всем живым существам от природы, просто проявляется она у кого-то ярче, а у кого-то - всю жизнь продолжает жить в таком вот дремлющем, потенциальном состоянии.
Почитайте вот эту статью, думаю, вам многое станет ясно как о шансах на то или другое, так и о механизмах формирования ориентации: