Домой / Форма бровей / Как привить ребёнку уважение к старшим.

Как привить ребёнку уважение к старшим.

У многих пожилых людей возникает ситуация, когда их взрослые дети проявляют к ним неуважительное отношение и неблагодарность. И это несмотря на то, что родители приложили огромные усилия и преодолели немало трудностей, чтобы сын или дочь получили все необходимое и выросли нормальными людьми. Поэтому большую роль играет воспитание уважения к старшим, в первую очередь, к собственным родителям. Это должно проявляться не только внешне, а быть личным убеждением каждого воспитанного человека.

Большинство пожилых людей склонны к частому ворчанию и проявлению нетерпимости по отношению к молодому поколению. Иногда это может проявиться без всякого повода. Тем не менее, даже чересчур сварливые родители достойны уважения и благодарности со стороны детей.

Одинокие старики, покинутые своими детьми, страдают вовсе не из-за несносного характера, а в результате допущенных ошибок в процессе воспитания. Вполне возможно, что уважительное отношение к старшим не получило нужного развития, потому что они сами не были примером для подражания в этом вопросе. Скорее всего, было совершенно забыто основное правило, заключающееся в воспитании на личном примере. Когда родители прямо при детях начинают ругаться и кричать на бабушку или дедушку, высказывать вслух свои обиды, то вполне вероятно, что такое же отношение вернется к ним в старости.

Воспитание уважительного отношения к старшим нужно начинать как можно раньше, но не позднее пяти лет. До этого времени дети не обращают внимания на возрастные рамки взрослых людей, они общаются и играют с ними на равных. Постепенно ребенок начинает понимать, что все люди разделяются на молодых, старших и пожилых. Однако их отношение к любой из этих категорий еще не выработалось, и в этом должны помочь родители.

В процессе воспитания детей нужно внимательно относиться к вопросу своих взаимоотношений с родителями. Несмотря ни на что, необходимо контролировать собственное поведение, проявлять внимание и терпимость. Желательно, чтобы бабушки и дедушки активно участвовали в воспитании внуков, тем самым закладывая фундамент воспитания уважения к старшему поколению.

Большое значение имеет личный пример. Необходимо регулярно подчеркивать теплые чувства к родителям, постоянно говорить им теплые слова, интересоваться состоянием здоровья. В свое время это вернется сторицей в виде такого же отношения собственных детей. Время, проведенное вместе со стариками, должно оставить у ребенка только приятные воспоминания и чувство глубокого уважения к ним. Кроме того, детей с малых лет нужно научить сопереживанию и проявлению доброты к старшим. Здесь недостаточно одного личного примера. Родители должны замечать любые проявления вежливого отношения, добрых чувств и поощрять за это ребенка. Например, нужно обязательно похвалить, если он уступил место пожилому человеку в общественном транспорте и поставить в пример другим детям.

Необходимо всячески поощрять желание ребенка помочь по хозяйству и всегда давать ему такую возможность. Если же некоторые дела еще не под силу, то отказывать нужно очень тактично, не обижая малыша. Помощь родителям служит реальным проявлением заботы и уважения детей к старшим.

Воспитание доброты и уважительного отношения дает очень хорошие результаты с помощью сказок. Маленькие дети особенно восприимчивы к приключениям сказочных персонажей, а их взаимоотношения со взрослыми прочно откладываются в голове. Таким образом, воспитание уважения к старшим представляет собой длительный и разносторонний процесс. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо проявить терпение, тактичность и настойчивость в этом достаточно сложном вопросе.

Мы помним о том, что сделало нас такими, какие мы есть, пока мы росли. Наши мамы и папы воспитали из нас сильных и самостоятельных женщин, которые стремятся стать еще лучше. Поэтому мы хорошо представляем, как нужно воспитывать девочек - в соответствии с удачами и, возможно, даже ошибками, которые совершали наши собственные родители. Но что делать с мальчиками? Конечно, в них нужно пестовать самостоятельность и другие качества, которые присущи обоим полам. А кроме того - особое чувство уважения к женщинам, чтобы они выросли в настоящих джентльменов.

1. Избавьтесь от гендерных стереотипов

Давно прошли те времена, когда считалось, что мальчики - это обязательно машинки, игрушечные пистолеты и синий цвет, а девочки - это куклы, прически и непременно розовый. Отталкивайтесь от индивидуальных потребностей ребенка и ни в коем случае не пытайтесь переучить сына, если ему нравится играть в куклы и читать сказки, а не бегать по улице и проходить стрелялки на компьютере. Объясните сыну, что каждый имеет право любить то, что он хочет. Ведь если гендерные стереотипы будут усвоены с младых ногтей, то после невинной уверенности в различных игровых особенностях придет и вторая ступенька: древнее патриархальное утверждение, что «мальчики важнее».

При этом не забудьте рассказать ребенку, как только он будет готов это воспринять, что физически мальчики отличаются от девочек. Большинство мальчиков более сильные и быстрые, чем девочки своего возраста, но это не значит, что они в чем-то лучше. Напротив, это повод относиться к девочкам более бережно, так как им сложнее справиться со многими физическими задачами (например, носить тяжелые вещи). А чтобы продемонстрировать относительность силы и других физических параметров, понаблюдайте вместе с ребенком за знакомыми девочками из детского сада или школы. Среди них наверняка найдутся дети сильнее вашего ребенка или быстрее его, и он сам легко это подметит.

2. Покажите хороший пример

Ваш сын не должен видеть агрессию, жестокость, насилие или пренебрежение к женщинам. Рано или поздно он всё равно столкнется с таким поведением - по телевизору или Интернету - но к тому времени у него уже должно сформироваться четкое негативное отношение к таким делам. В идеале он вообще не должен становиться свидетелем ссор между членами семьи. Если же споры всё же возникают, то обе стороны должны вести себя корректно, особенно если ребенок может это услышать. Договоритесь заранее, что все эмоции вы выплеснете потом, когда сына не будет рядом (да и сами к тому времени успокоитесь).

Если у вас есть родственники, среди которых принято подобное поведение, то ограничьте общение ребенка с ними. Внимательно следите за поведением героев мультфильмов, сказок и других вещей, которые ваш сын видит, слышит и читает. Как только в их поведении появится агрессия - увы, этого в современном медиа-мире избежать не удастся - сразу поговорите с ребенком и объясните, почему так вести себя нельзя.

Будет очень полезно, если вы обучите ребенка правилам этикета. Даже самые маленькие ребята любят играть в «джентльменов и леди», так что их можно узнать во время игры. Со временем они поймут, что этикет поможет им выигрышно выглядеть на фоне сверстников, а поначалу им будет просто весело играть по новым необычным правилам.

3. Развивайте семейные связи

Больше всего образцов поведения ребенок берет от окружающих его людей, то есть семьи и близких друзей. Постарайтесь установить прочные эмоциональные связи с как можно большим количеством родственников. Рассказывайте ребенку о бабушках, дедушках, прабабушках и прадедушках. Знакомьте с двоюродными и троюродными родственниками. Чем с большим количеством родственных женщин он познакомится, тем лучше. Поощряйте его помогать членам семьи и участвовать в семейных праздниках (только не в традиционных застольях, это как раз может отбить охоту общаться с родственниками!). Поручите ему поровну распределить сладости или игрушки, чтобы досталось всем: и «мальчикам», и «девочкам», независимо от возраста. Отлично, если он сможет регулярно играть в смешанной компании или с девочками своего возраста. Так методом проб и ошибок вы воспитаете в нем самоконтроль, щедрость и готовность помочь.

4. Пробудите эмпатию

Частенько можно услышать шутливые фразы, что мальчики и мужчины не испытывают никаких эмоций. «Эмоциональный спектр как у чайной ложки», - говорит о таких людях английское выражение. Неудивительно, ведь мальчиков с детства приучают не показывать эмоций, а как следствие - они путаются в них. Эмоциональное развитие - такое же развитие, как физическое или интеллектуальное. Ваш сын не должен стесняться сентиментальности, надо лишь знать, когда ее уместно будет проявить. Для этого эмоции нужно постоянно развивать, и это очень важная задача матери. Лучше всего, если вы подойдете к вопросу комплексно. Читайте задевающие за живое книги и обсуждайте с малышом, что он чувствует. Смотрите фильмы и мультфильмы не только развлекательного содержания (хотя с «Хатико» и драмами лучше подождать до школы). Обязательно задавайте сыну вопросы о том, что он думает по поводу персонажей - в том числе и женского пола. Если он что-то понимает в корне неправильно или не понимает вовсе, то объясните ему происходящее. Так он сможет научиться понимать женщин и сочувствовать им, а человек с развитой эмпатией всегда будет стараться не причинять другим боль.

5. Приучайте помогать

Почаще просите сына помочь вам (и не только вам) в каких-то мелочах, а затем обязательно его хвалите и поощряйте. Очень скоро он поймет, что благодарность других - штука очень приятная. Если вы будете сподвигать сына на заботу о друзьях, близких и даже незнакомых, то это войдет в его натуру, и он вырастет щедрым и заботливым мужчиной. Объясните, почему девочкам часто требуется помощь. Например, сын может помочь вам на кухне, потому что вы готовите каждый день и устаете.

Мотивационные установки для «мужиков» используют помощь, как средство бартера. То есть, помогая, множество мужчин, получивших неправильное воспитание, устанавливают таким образом контроль и оставляют место для манипуляции: «Я тебе помог, а ты потом мне тоже поможешь». Если воспитать в малыши бескорыстие, то вместо этого он будет получать удовольствие от самого акта помощи, от улыбки на лице человека, о котором он позаботился.

Привить уважение к старшим - это одна из основных задач родителей. С самого рождения взрослые должны на своём примере показывать правильные отношения между родными, чтобы ребёнок понимал и принимал такую модель поведения.

Воспитание в семье

Семья — это первый и основной источник знаний для ребёнка. Именно дома закладываются основы поведения, которые потом поддерживаются или корректируются в дошкольных и школьных учреждениях.

Уважение к старшим нужно прививать с самого раннего детства

От того, насколько малыш доверяет своим родителям, будет зависить его поведение. Важно с самого раннего возраста дать понять ребёнку, что дом – это крепость, где он всегда находится под защитой, где его любят, ценят и уважают.

Принципы доверительных отношений между детьми и родителями:

  • Отсутствие наказаний и порицаний детей при посторонних людях.
  • Уважительное отношение между родителями. Нельзя выяснять отношения, унижать и оскорблять друг друга на глазах малыша.
  • Совместное времяпрепровождение, игры, чтение.
  • Забота всех домочадцев друг о друге.

Эти нехитрые принципы помогут не только сблизиться, но и стать авторитетом в глазах малыша. А это основной гарант успешного взаимодействия, обучения и развития.

Как развивать у младших чувство уважения к старшим

Самый лучший способ научить ребёнка чему-либо, это показать на собственном примере. Именно поэтому так важно с самого раннего возраста демонстрировать своё уважение к родителям, бабушкам, дедушкам и просто людям старшего поколения. Для этого можно придерживаться некоторых принципов поведения:

  • Оказывать помощь взрослым и пожилым людям. Это может быть даже совершенно незнакомая бабушка, которой можно помочь донести тяжёлые сумки до квартиры.
  • Постоянно звонить и приходить в гости к бабушкам и дедушкам. При этом важно уделять внимание старикам, интересоваться их здоровьем.
  • Помогать старшим в быту. Обязательно нужно помогать делать уборку в доме, ходить в магазин, мыть посуду и т. д.
  • Уважительно и почтительно разговаривать со старшими. Пресекать даже малейшие попытки грубого отношения к взрослым.
  • Делиться угощениями, делать приятные подарки.

Соблюдая эти простые принципы, родители покажут ребёнку на своём примере, как правильно себя вести со старшими. И в дальнейшем их дети будут так же хорошо относиться к ним, и учить этому своих детей и внуков.

Воспитание детей нужно начинать с себя. Именно гладя на родителей, малыш учиться взаимодействовать с окружающим миром и людьми. Поэтому в доме должно царить взаимопонимание, доверие и забота друг о друге.

Наталья Бродская
Воспитание уважения и любви к родителям

В воспитании ребенка очень важно заложить в нем фундамент человечности,

чувства долга, ответственности за родителей , умение жить среди людей.

Нынешний ребенок будущий родитель , и очень трудно представить, что плохой сын

станет достойным отцом своих детей, мужем и просто верным другом.

Необходимо воспитать подготовить ребенка к его будущей жизни, воспитать

человека с высокими и гуманными идеалами в отношениях с близкими - это

важная задача, для родителей . И чем раньше начнут задуматься над этим

вопросом взрослые тем успешнее будет результат. В дошкольные годы

формируется основные черты личности, роль обоих родителей в этом велика , а

также участие родственников таких как бабушки и дедушки.

Педагог помогает в решении этой задачи, он укрепляет привязанность ребенка к

матери, воспитывает чуткое отношение к ней, уважение , выражающиеся в

поведении малыша - умение охранять ее покой, оказывать ей помощь, проявлять

заботу о ней, уважать ее труд . Любовь и привязанность к родителям не должна

сводиться только к словам, а должна выражаться в делах.

Случается, что сын или дочь вдруг перестают слушать взрослых, начинают

дерзить, командовать ими. Родители сами часто не замечают, что их отношения

с ребенком строятся не верно, что ребенок растет эгоистичным, баловнем -

это мешает формированию в нем таких ценностей человеческих как доброта,

семьи. Важно вовремя увидеть и скорректировать недостатки в отношениях между

взрослым и ребенком, в этом может помочь педагог.

Педагогу важно раскрыть значимость и показать насколько важна активная

позиция ребенка как челна семьи, ребенок должен понимать, что он не только

объект внимания близких, но и сам должен проявлять заботу и внимание к

членам семьи.

К сожалению встречаются такие отношения, когда ребенка отстраняют от

общесемейных дел ("Еще мал, успеет поработать, когда взрослым станет", он

в центре внимания и все лучшее достается только ему. Родители считают , что

детство их ребенка омрачается поручениями и обязанностями, и их любовь

выражается в том что они не предъявляют к ним требовательности. Таким

образом из ребенка вырастает эгоист, и у него не может сформироваться

чувство ответственности и уважения к своим родителям .

Пока ребенок маленький, пока его отношения с близкими не стали

укорененными, следует терпеливо и настойчиво проводить разъяснительную

работу с родителями о необходимости установления с ребенком таких

отношений, которые формировали бы в нем чувства долга и ответственности к

своим родителям . У ребенка должны быть свои определенные трудовые и

моральные обязанности перед родными, необходимо формировать разумные

покой старших и их интересы, выполнять распоряжение и адекватно реагировать

на родительские просьбы и поручения .

Родителям иногда сложно не реагировать на истерику детей, но если они могут устоять на своем "нет", то манипуляция понемногу будет сходить на нет. И все взрослые члены семьи должны придерживаться одной линии поведения в воспитании их чада . Бывает что мама заботясь о малыше, готова пожертвовать всем, а он заявляет ей : «Ты - плохая. Я не люблю тебя!» . Не стоит в этой ситуации реагировать агрессивно, не нужно ругать малыша и применять физическую силу. Такое поведение показывает, что он обижен на то, что вы ему что-то запретили или за что-то поругали. Главное не идите на уступки ребенку, чтобы быть «хорошей мамой» , а следовать своей тактики воспитания .

Помните, что отношение взрослых пример для самых меленьких. Следует

Создавать климат семьи основанных на гуманных отношениях близких - задача родителей , именно в таких условиях ребенок будет расти отзывчивым, сопереживающим, правильно реагирующим на семейные события. Слова родителей для детей должны быть законом.

Педагог так же в процессе воспитательной работы помогает детям увидеть в своих родителях авторитетных личностей. А также педагог разъясняет родителям как следует правильно реагировать в определенных "сложных" ситуациях. Однако как бы не воспитывал педагог детей в саду, в вопросе воспитания и уважения любви к матери и другим близким, решающее слово остается за самими родителями , очень много значит их умение строить отношения со своими детьми на разумной требовательности к ним.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание любви к Родине, к родному краю» Уже на младшей дошкольной ступени,мы начинаем воспитывать у детей любовь к Родине. Это выражается в интересе к тому,что их окружает,в добрых.

Буклет «Советы родителям. Воспитание добротой» Добрым быть совсем, Совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от света, Доброта – не пряник, не конфета. Доброта.

Воспитание детей в духе уважения к правам человека Решение проблемы развития ценности ненасилия у подрастающего поколения, является важной общественной и педагогической задачей в условиях.

Духовно-нравственное воспитание. Все начинается с любви Статья о духовно-нравственном развитии детей через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей. В дошкольном учреждении.

Консультация «Воспитание у ребёнка уважения и любви к маме» Научить ребёнка с уважением относиться к близким ему людям-значит заложить в нём зерно человечности. чувства долга и ответственности,умение.

Никто не будет оспаривать тот факт что, мы, конечно же, любим своих детей. Но есть ли место в наших отношениях с детьми такому простому принципу, как уважение?

Как правило, в обычном потоке жизни, мы особо не задумываемся, есть оно или нет. На такие мысли нас может натолкнуть лишь уже случившееся событие, в котором явно прослеживаются признаки отсутствия этого самого уважения .

В словарях пишут, что УВАЖЕНИЕ – это позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. . Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. И, наверное, самая главная фраза: «все люди заслуживают уважения».

Интересное определение и, если вспомнить наши отношения с ребенком, то невооруженным взглядом видно, что, как раз у нас самих, уважения к ребенку вообще нет, а уж если и встречается, то очень редко.

Но, что интересно, по отношению к себе, мы требуем его всегда!

И очень обижаемся, когда чувствуем, что к нам относятся как-то не уважительно, как-то ущемляют наши права.

Вроде бы пишут, что все люди заслуживают уважения. Тогда получается что «дети – это не люди, что ли»?

С другими взрослыми мы привыкли разговаривать вежливо, улыбаться, спрашивать разрешения, считаться с интересами и желаниями. Даже чужих детей мы уважаем немного больше, как то даже стараемся разговаривать по-ласковее. А со своим ребенком, чуть что — сразу по попе. И еще крики вдогонку «Совсем никакого уважения к старшим»!

Наверное, для начала, нам всем надо как аксиому принять тот факт, что «Ребенок – это ЧЕЛОВЕК, и даже личность». Личность, которая тонко чувствует и воспринимает все эмоции, наделена огромными способностями к обучению, всё ещё имеет связь с природой и от этого действует в согласии с её принципами (несмотря на все попытки взрослых), и всеми силами пытается раскрыть свой потенциал.

И, уже следующим шагом, научиться принимать природу ребенка.

В каждом ребенке уже есть зерно, которое мы, как заботливые садовники должны поливать и удобрять. Хотя часто и получается, что даже если ребенок «яблоко» — мы все равно хотим вырасти из него «грушу».

Очень мне нравится высказывание Януш Корчака, которое очень хорошо объясняет этот момент: «Не жди, что твой ребенок будет таким как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».

Дальше, учимся внимательно относиться к интересам и увлечениям ребенка. Если ребенок чем-то занят – не отвлекайте его, не перебивайте его мысль, в этот момент он может, делает для себя настоящее открытия. Ведь нам так не нравится, когда нас отвлекают от важного для нас дела.

Давайте дадим ему немного больше свободы и научимся учитывать вкусы ребенка . Мы сами, почему-то, предпочитаем кушать вкусную пищу, а детям даем исключительно «полезную» без соли и сахара. А потом, еще и удивляемся, почему же он не ест, а лезет в нашу тарелку. То же самое с одеждой, ведь у ребенка уже могут быть предпочтения: какие-то цвета ему нравятся, какие- то нет, что-то он не хочет одевать, потому что ему просто неудобно в этом бегать.

Давайте станем немного больше доверять своему ребенка , ведь это пока выражается в сущих мелочах – донести тарелку с кашей от плиты до стола, самостоятельно попить из стеклянной кружки и не разбить её при этом, самостоятельно залезть на горку без поддержки и без криков: «ой сейчас упадешь!».

Хорошо, вот я — мама, и в повседневной жизни стараюсь следовать этим принципам, так почему же, в ответ на моё уважение к нему, я получаю обратную реакцию, то есть полное его отсутствие по отношению ко мне.

Есть одно высказывание, которое многие родители с трудом могут принять: «Требовать от детей уважения к себе – это вид шизофрении».

Единственное, что мы может сделать – это своим собственным примером передать ребенку желание так действовать. Путем того, что мы всеми силами ведем себя по отношению к ребенку уважительно – не оскорбляем, не сваливаем на него свои негативные эмоции, учитываем его желания и интересы.

И второй момент, уважаем своего мужа, и изо всех сил учимся уважать своих родителей и родителей мужа, в том числе. Это даже, наверное, одно из самых важных правил. Если мама не уважает папу и своих родителей, откуда это возьмется у ребенка.

Ну и, само собой, уважаем обычных прохожих, людей в транспорте и продавщиц в магазине.

Следим за своей речью, и проявляем банальную вежливость с окружающими людьми , которая выражается в таких словах, как «спасибо», «добрый день», «пожалуйста», не входим без стука, не берем чужие вещи и всё это, естественно, проявляем по отношению к ребенку тоже. Такая вежливость проявляется в сотнях элементарных вещей каждый день и сообщает другому человеку, что «Ты важен для меня!»

И даже после всего того, как мы научимся так действовать – мы все еще не сможем требовать уважения от ребенка, и не должны ждать его. Ещё ни один человек не научился уважению по принуждению или по просьбе, поэтому не нужно призывать к этому ребенка.

Если мы все правильно сделали, ребенок не только научится уважать – это станет его характерным свойством в отношениях с людьми и с нами, в том числе.