Домой / Форма бровей / Курсы монтессори для родителей. Является ли диплом Московского Центра Монтессори действительным дипломом АМИ

Курсы монтессори для родителей. Является ли диплом Московского Центра Монтессори действительным дипломом АМИ

Предлагаем Вам возможность пройти курс «Введение в Монтессори-педагогику» (установочный курс) дистанционно и тем самым сократить свое пребывание в Москве и, соответственно, расходы на проживание, если Вы живете в другом городе. Также курс будет очень удобен для родителей, которые не имеют возможности на долго отлучиться из дома.

Вы можете пройти курс повышения квалификации 80 ак.часов (установочный курс) в режиме он-лайн.

Информация для студентов МИМП, обучающихся по программе повышения квалификации "Введение в Монтессори-педагогику (80 ак.ч.)" (установочный курс) с применением дистанционных методов:

1. На электронную почту студенту после регистрации в курсе и оплаты своего участия приходит письмо с логином и паролем для доступа в личный кабинет на учебной платформе Moodle по адресу http://mimp-online.ru

2. В личном кабинете у студента есть информация по каждой теме соответствующего курса:

Видео лекций и обсуждений группы;

Презентации, статьи, диаграммы;

Домашние задания и вопросы для индивидуальной проработки;

Учебный план, сданные и текущие работы студента, средний балл;

Доступ к ним у студента есть постоянно, работать можно в удобное для Вас время. Каждому студенту назначается персональный куратор, который проверяет
все задания, дает обратную связь. С куратором можно общаться письменно через личный кабинет.

В течение курса 3 дня в неделю (пн-ср-пт) проходят он-лайн встречи с обсуждением сложных моментов каждой темы и пояснения домашних заданий. Всего 9 дней (9 тем) и последний 10 день отводится на зачет, к которому допускаются студенты, сдавшие все работы в течение курса.

3. Он-лайн встречи начинаются в 18.00 по московскому времени. Продолжительность их зависит от темы, количества участников и вопросов.

Участие в он-лайн встречах не обязательное, но желательное - зависит от наличия вопросов к преподавателю и заинтересованности в обсуждении темы с сокурсниками.

4. Для участия в он-лайн курсе студенту необходимо (технические характеристики):

Компьютер, интернет и электронная почта (иногда получается участвовать с телефона, но МИМП не несет ответственность за работу учебной платформы в этом случае).

На компьютере необходимо установить и использовать браузер Google Chrome (иногда получается участвовать из других браузеров, но МИМП не несет ответственность за работу учебной платформы в этом случае).

Для выхода на он-лайн встречу в первый день желательно (необязательно) подключить веб-камеру и наушники с микрофоном. Будет знакомство с группой. Также при наличии перечисленных средств студент может задавать вопросы в прямом эфире. В остальных случаях и последующих днях для удобства лектор и студенты пользуются чатом, где обмениваются сообщениями (студенты пишут свои вопросы, не прерывая текущий рассказ преподавателя). Для участия в он-лайн зачете (можно пропустить и приехать на очный зачет) обязательно нужны веб-камера и наушники с микрофоном.

5. Для выдачи документа о повышении квалификации по программе повышения квалификации "Введение в Монтессори-педагогику (80 ак.ч) " студенту необходимо:

Иметь договор на обучение, подписанный с обеих сторон;

Предоставить паспорт (страницу с фотографией и пропиской);

Предоставить диплом о высшем или среднем профессиональном образовании;

Если фамилии в паспорте и дипломе не совпадают, то нужно предоставить свидетельство о браке или документ, подтверждающий смену фамилии;

Сдать очный зачет (дата и место согласовывается с администратором) и все работы по учебному плану.

Все документы согласно требованиями Федерального Закона от 26.12.2012 года №-273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляются на русском языке. Если оригиналы Ваших документов заполнены на другом языке (в том числе на украинском, казахском и т.д.), то необходим нотариально заверенный перевод.

Если не выполнено одно из условий, то после сдачи всех письменных заданий и сдачи он-лайн зачета студенту высылается Почтой России сертификат участия. Необходимо будет сообщить свой адрес с индексом.

6. Доступ к личному кабинету на платформе Moodle активируется на 6 месяцев. В течение этого времени Вы можете свободно использовать материалы курса и выполнять задания. В первую очередь проверяются работы текущего курса, поэтому если у Вас осталась академическая задолженность и Вы присылаете задания после окончания своего курса, то сроки их проверки могут быть увеличены.

Спустя 6 месяцев доступ к личному кабинету автоматически закрывается. Студент может один раз продлить доступ к аккаунту на платной основе. Оплата рассчитывается следующим образом: 5% от стоимости курса за каждый месяц пользования. Максимальный срок продления - 6 месяцев (к оплате 30% от стоимости курса).

Спустя 12 месяцев с начала курса обучение считается завершённым. Для возобновления обучения необходимо

зарегистрироваться на новый курс и внести оплату.

7. Студент может бесплатно пройти данный курс в очном формате в Москве в течение 12 месяцев с начала обучения.. В комментарии укажите, что Вы уже учились на он-лайн курсе и укажите номер Вашего договора.

Наши контакты: [email protected] , +7 903 728 23 25, +7 495 276 23 21.

Стоимость курса: 14 000 рублей.

Программа он-лайн курса:

После окончания курса он-лайн

И выполнения всех письменных работ Вы получаете сертификат участия в этом курсе.

Чтобы получить удостоверение о повышении квалификации 80 ак.часов (как на очном курсе), вам необходимо приехать на очный зачет в Москву или ближайший город, где работает наш лектор. Очный зачет включает в себя групповую работу (вас поделят на группы 3-4 чел для составления интеллект-карт), а также индивидуальный устный ответ на некоторые вопросы из опросника (заполненный Вы берете с собой). Время и длительность очного зачета могут меняться в зависимости от количества участников. Группа 10-20 человек в среднем сдает с 10.00 до 17.00.

После прохождения бесплатной очной аттестации вам выдается удостоверение о повышении квалификации «Введение в Монтессори‑педагогику» 80 ак.часов.

Комментарии

    Здравствуйте! Я живу во Вьетнаме и выходить в эфир онлайн очень сложно из-за разницы во времени. Могу ли я в самостоятельном режиме работать с информацией и как по окончании курса смогу получить сертификат участника? Можно ли, чтоб он был на английском языке? И можно ли стать участником мартовского курса, он нчался 11 , а сейчас 15 ?

    Здравствуйте, я сейчас обучаюсь на 5 курсе института. Очень бы хотелось пройти установочный курс. К сожалению, диплома нет, но будет получен в течение года. Скажите пожалуйста, можно ли будет обменять сертификат участия на удостоверение о профессиональной переподготовке после получения диплома? Не хотелось бы терять возможность пройти следующий курс 6-12 со следующим набором после установочного, а не через год

    Здравствуйте, Галина! Да, конечно, вы смоете обменять сертификат на удостоверение о повышении квалификации как только будет получен ваш основной диплом. Для получения удостоверения и дальнейшего обучения в нашем институте необходимо сдать очный зачет по данному курсу

    Диана, здравствуйте! На данный момент дистанционно (он-лайн) вы можете пройти курс 3-6 базовый и углубленный. В курсе 0-3 такой функции нет, возможно, мы придем к этому в ближайшее время. А вот все экзамены и зачеты необходимо сдать уже очно в нашем институте.

    Здравствуйте! Можно уточнить - если я не могу в указанное время быть он-лайн (как раз укладываю ребенка), то можно ли смотреть лекции в записи? Есть ли такая возможность?

    Мария, здравствуйте! Да, лекции можно просматривать в удобное для вас время. Записи будут доступны.

    Здравствуйте.
    Я окончила МГУ им.М.В.Ломоносова,но факультет мехмат. После окончания я вернулась в Ташкент, какое-то время работала как журналист, позже инженером, программистом, преподавала студентам. Но на данном этапе, я мама, и заинтересовалась Монтессори-педагогикой. Смотря на успехи моей дочери учебный центр пригласил меня на работу с детьми от года до 4, и вот уже 4 месяца я успешно работаю. Есть прогресс и чем гордиться. Но, хотелось бы поднять свой уровень знаний, улучшить работу. Думаю для этого следует получить образование. Могу ли получить диплом удалённо? На что он влияет? В каких странах его принимают?

    И самое важное! Какая программа обучения?

    И обязательно ли лично приезжать в Москву? Можно ли онлайн?

    Юлия, здравствуйте! Очень рады, что вас заинтересовала монтессори-педагогика! После прохождения Установочного курса выдается удостоверение о повышении квалификации. Но чтобы его получить необходимо сдать зачет очно. Это можно сделать в Москве и других городах, в которых у нас есть преподаватели. После этого, если будет желание, пройти обучение на курсе 0-3 или 3-6. Удостоверение у нас государственного образца РФ..pdf

    Анастасия, здравствуйте! Для обучения у нас требуется диплом о высшем или средне-специальном образовании, тк мы учреждение профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Вы можете пройти обучение у нас как вольный слушатель и получить сертификат участия.

Есть ли у нас в стране аккредитованные АМИ (Association Montessori Internationale) курсы подготовки Монтессори-педагогов?

(О.Стрижевская, Москва)

Чтобы выяснить эту информацию, мы обратились в Association Montessori Internationale (г. Амстердам). На наш запрос подробно ответила Joke Verheul. Dear Elena Timoshenko

Thank you for your email, and the information that you have started a new internet magazine "Montessori".
Thank you also for relaying some of the questions of your readership.

AMI Teacher Training:

The Association Montessori Internationale accredits training centres throughout the world. These centres offer AMI diploma courses that are internationally recognised for their high standard and authenticity. Training centres accredited by AMI remain under the supervision of AMI, are staffed by AMI Teacher Trainers and the courses given are examined by an external examiner appointed by AMI.

Курсы АМИ по подготовке Монтессори-учителей:

Международная Монтессори-Ассоциация осуществляет аккредитацию центров по подготовке Монтессори-учителей по всему миру. Эти (аккредитованные АМИ) центры выдают АМИ-Монтессори дипломы, которые признаны и признаются во всем мире благодаря их высоким стандартам и соответствию подлинности и достоверности Монтессори-метода.

Курсы, аккредитованные АМИ, находятся под постоянным наблюдением АМИ. Преподают на этих курсах только АМИ–тренеры, а экзамены принимают АМИ-тренеры из других центров – по направлению АМИ.

The training is essentially the same in each centre. Courses are full-time and are offered over an academic year or several summers. The programme includes lectures, seminars and demonstrations on Montessori philosophy, child development and the Montessori materials. Students prepare an album which details the purpose, use and presentation of each piece of material. Each course includes significant components of supervised practice with the materials, material making, observation and practice teaching.

Содержание курса и метод подготовки учителей на всех аккредитованных АМИ курсах одинаков. Курс должен быть круглогодичным, или проводиться в летнее время, в течение нескольких лет. Программа включает в себя теоретические лекции по Монтессори-философии и развитию ребенка, а также по работе с Монтессори-материалами. Учащиеся должны подготовить альбомы по работе с каждым из материалов. Огромная часть курса – это практическая работа с материалами под наблюдением специалиста, изготовление материалов, наблюдение в классе и практическая работа в Монтессори-классе.

16.06.2015

Сейчас в России получило широкое распространение обучение дошкольников по системе Марии Монтессори . В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны.

Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» в детских садах или посещающие вместе с детьми развивающие центры, имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки этой внедренной в России западной системы.

Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей – это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, что достигается помещением его в специально подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 г. даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930 г. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х.

Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в Росси была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии – 40% и т. д. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.

Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность.

Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие «свободное воспитание» в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.

«Как красиво звучит!», – подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика.

Разберем основные «минусы» данной системы.

1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.

В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, учащиеся и на учителей смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому педагог-наблюдатель, педагог-помощник не имеет должного уважения у детей.

2) М. Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка . Считая игру деятельностью, оторванной от реальной жизни, она заменяла её практической деятельностью с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличия ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении. Несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, по большей части они работают индивидуально.

Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, её методика не уделяет внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно.

В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.

3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М. Монтессори не использовала в своей работе сказки. Также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.

Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Для чего вообще пишется и читается художественная литература? Она учит умению сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате же отлучения от художественной литературы, от сказок, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым!

4) М. Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Здесь отрицается творчество как таковое. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол, нет пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности рисование.

Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса <...> Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает как средство работы над реальностью <…>».

Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.

Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т. п. – малыш фантазирует. В результате «обычный» ребенок – развивается, нуждающийся же в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а этого лучше избегать.

5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М. Монтессори, оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений : дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – налицо отвлеченность от социальной реальности. К тому же некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным.

После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа).

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).

Специалисты, исследовавшие деятельность М. Монтессори, говорят, что у её воспитанников отмечалась задержка социального развития.

ВЫВОД :

Неприемлемо использовать метод М. Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странна. Часто это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской.

Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. Позже методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развитию творческих способностей и речи ребенка.

Анита Северная, РВС.

Я практикую больше 7 лет, и часто меня спрашивают: «Где вы учились?». Я закончила первый курс Международной Ассоциации Монтессори (AMI) 0–3 в России, который проходит в Санкт-Петербурге. Но в Монтессори-образовании важно не место, где проводят курс (в Москве, Санкт-Петербурге, Испании), важно КТО проводит курс. Я училась у международного тренера AMI.

Сегодня в России много курсов от российских ассоциаций, которые дают дипломы педагогов 0–3, 3–6, 6–12. Обучение строится в формате отдельных блоков и длится от 2-х недель до нескольких месяцев. Поэтому важным критерием является не география учёбы, а непосредственный организатор курсов. Например, AMI является источником аутентичного метода. Международная Ассоциация Монтессори отвечает за качество образования, которое даёт. Если бы мне пришлось ещё раз выбирать курс, я бы опять прошла его в AMI.

  1. AMI или не AMI ?

Сравнение методик, как и сравнение качества разных курсов, не будет объективным, поэтому я рассмотрю аспекты учёбы на курсах, организованных Международной Ассоциацией Монтессори (AMI).

AMI-курсы проводятся в различных странах, но все они похожи по структуре, требованиям, результату и качеству. Найти подходящий курс можно на официальном сайте AMI в разделе Training Courses. Международный язык AMI – английский. Курс Международной Ассоциации Монтессори на территории России переводится на русский язык. Также иногда курсы, проводимые за рубежом, сопровождаются переводом, организованным специально для русской группы.

Чтобы провести курсы AMI, нужно соблюсти ряд условий: необходимы полностью укомплектованный класс для практики, лекционная аудитория, переводы материалов. С одной стороны, это усложняет организацию курсов, с другой, подтверждает их высокое качество.

Второй момент – тренер. Тренеры AMI постоянно проходят аттестацию, поддерживая свою высокую квалификацию внутри ассоциации. Почти все локальные курсы в России грешат тем, что их проводят педагоги, у которых квалификация не подтверждается.

  1. Длительность обучения.

Чтобы стать педагогом класса, необходимы курсы, на которых есть не только теоретический блок, но и практика в действующем классе под наблюдением тренера. Поэтому сразу отсекается дистанционное обучение Монтессори-педагогов. Дистанционные курсы не удовлетворяют и половине критериев. Кратковременные и экспресс-курсы длительностью 2–3 недели подойдут тем, кто просто хочет познакомиться с методикой в информационных целях. Курс AMI длится 1–1,5 года: 16–20 недель очных сессий и 3–7 недель заочных в зависимости от уровня, а также написание альбомов. Альбомы – это большой объём теоретической (психология, педагогика) и практической (презентации, работа с детьми, работа с родителями) информации, которую необходимо проработать и осознать. Они являются дальнейшей опорой в работе педагога в классе. Полностью пройденный курс Международной Ассоциации Монтессори можно фактически считать вторым высшим. Педагоги после AMI-курса точно знают, как вести работу класса, как его организовывать и где находить ответы на возникающие вопросы.

  1. Цена.

Цена на курсы сильно отличается. AMI-курс на сегодняшний день самый дорогой – 6 000–10 000 €. В его стоимость входит большой объём материала и профессиональная подготовка как среды для курса, так и тренерского состава. Люди, которые проходили другие курсы, говорят, что на них дают всего 10–20% от того, что дают на курсах AMI. Цена за такой уровень как раз и будет соответствовать 10–20% от стоимости AMI-курса.

  1. Почему Монтессори-педагог должен проходить практику?

Практика – важная составляющая любой учёбы, и особенно в Монтессори-образовании. Отсутствие практики приводит к тому, что по итогу курса выходят теоретики, не способные работать с детьми и классом. Практика на курсе 0–3, например, состоит из большого числа наблюдений за развитием детей в разном возрасте и разной среде. На курсе 3–6 вы также наблюдаете за детьми, но уже в подготовленной Монтессори-среде, и проходите практику непосредственной работы в действующем классе 3–6 с гидом, получившим AMI–диплом. Именно на практике педагог становится педагогом.

  1. Учиться по AMI -стандарту в России или за рубежом?

Единственный плюс учёбы по AMI-стандарту в России – на курсе возможно будет блок о преподавании в классе русского языка. К плюсам зарубежного обучения отношу возможность увидеть другой стиль работы, отличный от российских школ, общение и установление контактов с педагогами по всему миру. Зачастую зарубежные курсы Монтессори-педагогов организованы на базе Монтессори-школ, у которых большой опыт работы. Обучаясь на такой площадке, вы получаете ещё и опыт организации пространства, работы класса и школы в целом.

Подводим итог: если вы хотите стать Монтессори-педагогом – выбирайте AMI-курс. Недостаток AMI-курса – высокая цена, которая, однако, при оценке качества получаемых знаний, опыта и материалов, является адекватной.

В конце хочу привести слова своего коллеги, который больше 10 лет работал в сети развивающих центров по Монтессори: «Только пройдя курс AMI 3–6, я по-настоящему начал работу по Монтессори».

На фото Монтессори-школа LePort

Эту статью я написала сразу после окончания моего обучения на получение диплома Монтессори-педагога для уровня 3-6 лет летом 2014 года, чтобы по свежим следам запечатлеть мой опыт и мои впечатления. И вот теперь, спустя почти 2 года, я достаю эту статью из моих закромов и размещаю на этом сайте, чтобы те, кто пока раздумывает о возможности пройти Монтессори-тренинг, возможно, почерпнули крупинку вдохновения и имели возможность сложить картину того, что их ждёт на этом пути.

В своё время, когда я пыталась разобраться в тонкостях подготовки Монтессори-учителей в США, я столкнулась с огромным вакуумом в плане информации, и чтобы понять, с какой организацией мне следует пойти (AMI — Association Montessori Internationale или AMS (American Montessori Society), а потом и какой именно тренинг-центр мне выбрать, мне пришлось серьёзно потрудится, попробовать разные пути, проехаться из одного штата в другой, лично посетить несколько тренинг-центров, чтобы в конце концов сердцем выбрать свой дальнейший путь. Но даже тогда, когда я сделала свой выбор и когда я переезжала в Портланд перед началом АМИ-курса в Montessori Northwest, я не имела никакого представления о том, что меня ожидает. Поэтому, надеюсь, что эта статья прольёт немного света на путь обучения на Монтессори-педагога на курсах АМИ.

Я переполнена благодарностью за то, что моё сердце привело меня именно к АМИ курсам и именно в Montessori Northwest в Портланде и именно на программу академического года. Да, это было большое решение, повлекшее за собой массу перемен: переезд в другой штат, уход с работы, громадных перестановок в финансовых делах. Но когда, начав курс в сентябре, встречаешься с такими же людьми, которые полностью перекроили свою жизнь, чтобы привнести в свою жизнь возможность обучиться на АМИ курсах подготовки педагогов, твоё сердце ещё больше переполняется восхищением самоотдачей и пылом, который привел этих 40 человек с разных уголков страны и даже с других континентов в это место, с которого начинается новый этап на пути служения ребёнку.

АМИ курсы по подготовке Монтессори-педагогов называются тренингом, и это не случайно. Тренинг подразумевает активное обучение, направленное на развитие навыков и умений. В рамках тренинга от тренера передаются не только знания, но и в активной практической работе развиваются навыки и умения, необходимые в профессии. Сейчас, по окончании 9-месячного тренинга, я точно понимаю, что это слово как нельзя лучше подходит к описанию этой профессиональной подготовки учителей. Ни какое количество прослушанных лекций и прочитанных книг не смогло бы дать то, что требуется для настоящей качественной подготовки Монтессори-педагога (лекции и чтение книг — неотъемлемая часть этого, но сама по себе недостаточная).

Итак, поведаю о том, что из себя представляет тренинг Монтессори АМИ для уровня 3 — 6 лет через призму моего восприятия.

Сразу оговорюсь, что я не могу быть стопроцентно уверенной, что построение курса и его организация идентична во всех АМИ центрах. Несмотря на то, что Международная Монтессори Ассоциация регулирует и следит за контролем качества и аутентичностью центров по подготовке учителей Монтессори, всё же существует человеческий фактор: кто является тренером, какой у него опыт, его понимание философии Монтессори, взгляды на жизнь и многое другое, что может привнести свою изюминку в его работу. Поэтому, всё что я расскажу — это мой опыт, полученный в Montessori Northwest и пережитый лично мною и, естественно, пропущенный через свою призму восприятия.

Одной из отличительных особенностей тренинга в Montessori Northwest было то, что вместо традиционного для большинства АМИ-курсов одного тренера, у нас их была два. Каждый со своим богатым опытом, со своей историей, своей неповторимой личностью, они так прекрасно дополняли и обогащали друг друга. Джинни Саккет (Ginni Sacket) и Сара Варнер Эндрюз (Sarah Warner Andrews) погружали нас в основы теории и практики Монтессори и с первого дня вдохновляли нас ещё больше на выбранный нами путь.

Montessori Northwest работает с 1979 года и предлагает прекрасно разработанную и функционирующую программу подготовки Монтессори-педагогов. Я, весьма требовательная к качеству образования, с восхищением наблюдала за тем, как работает центр, как тщательно и всесторонне продумана программа и какие прекрасные, посвятившие себя служению детям, люди, собрались там.

Сам курс включал в себя теоретическую часть (изучение философии Монтессори и особенностей развития ребёнка возраста 3 — 6 лет), изучение Мочнтессори-Материалов и практика презентаций, наблюдение в Монтессори-среде, педагогическую практику в Монтессори-саду и экзамены.

Теоретическая часть

Теоретическая часть курса включает в себя изучение развития ребёнка и философских основ Монтессори-системы. Традиционно в курсах подготовки Монтессори-педагогов по АМИ-стандарту эти знания передавались устно от Монтессори-тренеров студентам, и поэтому никаких учебников по методике Монтессори в линии преемственности АМИ нет. Другими словами, вы не можете купить учебник с организованной по темам информацией и изучить всё самостоятельно. Вы, конечно, можете изучить литературу, собранную на основе лекций самой Марии Монтессори или литературу, написанную её сыном, Марио Монтессори, но будете вынуждены по крупицам собирать разбросанные фрагменты, чтобы сложить может быть 30-50% того, что дают в своих лекциях сертифицированные АМИ тренеры.


Мой «альбом» по теории Монтессори

В рамках АМИ Монтессори-тренинга студенты создают свои собственные учебные пособия — так называемые «альбомы», которые в дальнейшем составляют справочный материал на их профессиональном пути после окончания тренинга.

Ещё несколько лет назад, а на некоторых курсах и по сей день, все лекции тренера записываются студентами вручную и составляют базу для теоретического альбома. Сейчас, по крайней мере в Montessori Northwest, нам предоставляли напечатанные теоретические лекции наших тренеров. То есть нам не приходилось судорожно записывать то, что они рассказывали по теории Монтессори, а мы имели удовольствие и в принципе должны были прочитать лекцию заранее и прийти на лекцию и обсуждение уже подготовленными.

Для того, чтобы обеспечить качество проработки материала, для каждой лекции мы должны были составлять конспект и писать собственные размышления по теме (по сути мини-сочинение). Все лекции вместе с конспектами и размышлениями на тему после проверки шли в наш личный теоретический альбом, который с течением времени серьёзно увеличивался в размере.

Помимо лекций, изучение Монтессори-философии проходило через чтение печатных изданий, собранных на основе лекций самой Марии Монтессори. Раз в две недели организовывались семинары по обсуждению прочитанного, где в большинстве своём мы работали в группах и потом представляли наработки и переосмысления темы в виде плаката или обобщения перед всей группой студентов.

Таким образом, нас готовили не только работать в коллективе и обсуждать идеи, но и публично представлять наши размышления и выводы. Часто наше задание состояло в том, чтобы рассказать всё так, словно перед нами находились люди, не знающие ничего о Монтессори. Кстати говоря, это весьма сложное задание. Мы все не раз отмечали, как сложно нам, изучая теорию Монтессори и впитывая своеобразный профессиональный жаргон, выразить эти идеи общепринятыми словами! А ведь это так важно: ведь нам предстоит иметь дело с родителями, да и вообще с людьми, интересующимися, чем это мы занимаемся или интересующимися вопросами воспитания и образования ребёнка.

Огромным достоянием теоретической части курса было объединение Монтессори- философии и её открытий о развитии ребёнка с современными исследованиями в области мозга и языка. Именно здесь я впервые узнала о том, что современные учёные приходят к тому же, что Мария Монтессори говорила о детях более сотни лет назад. Также стало очевидным стремление Монтессори-движения объединиться с передовыми умами современной нейропсихологии, детской психологии, логопедии, лингвистики, что успешно осуществляется в последние годы. Мне ещё предстоит поглубже ознакомиться с работами всех этих людей, имена которых я занесла в свой список книг для прочтения.


Одна из студенток курса презентует свой теоретический проект

Ещё одним аспектом изучения теории Монтессори был индивидуальный теоретический проект, для которого мы сами выбирали интересующую нас тему из теории, занимались глубоким изучением её в первоисточниках Марии Монтессори и её последователей, а также в статьях признанных Монтессори-журналов. Этот проект должен был быть закончен к весне и представлен либо в виде письменной работы (что-то вроде курсовой работы) либо в виде устной презентации.

Изучение Монтессори-материалов

Изучение материалов происходило по зонам подготовленной Монтессори-среды: мы начали с устного языка из зоны языка, затем перешли к практической жизни, далее к зоне сенсорного развития, вернулись к языку (письму и чтению) и напоследок к математике.

Тренер Джинни презентует материал «ребёнку»

Сначала мы наблюдали за презентацией отдельного материала с участием “ребёнка” в лице одного из нас, затем обсуждали презентацию, уточняли детали, обговаривали цели, возраст и критерии готовности ребёнка к этому материалу. Затем переходили к следующей презентации перед тем, как начинать практиковаться самим. Проходило это довольно интенсивно и требовало от нас стопроцентного внимания. Нужно было уловить каждую деталь: как располагается материал на столе, какие движения используются, последовательность работы.

В презентациях Монтессори нет ничего лишнего, каждое движение и слово продумано и отработано: движения плавные и грациозные, слова минимальны и не накладываются на движения, а говорятся во время пауз. Как завороженные мы смотрели на каждое отточенное изящное движение наших тренеров, ведь именно так: грациозно, со спокойным энтузиазмом и любовью к тому, что делаешь, продуманно и мягко нам предстояло научиться работать с каждым материалом.

После презентации нескольких материалов нам давалось время на то, чтобы сделать конспект и затем практиковаться в работе с материалом и делать презентации. Тут мы разбивались на пары и тренировались с каждым материалом, меняя роли с учителя на ребёнка. Тренеры в это время были поблизости, наблюдая, корректируя, оказывая помощь, когда нужно.


Студенты курса практикуются с материалами в языковой зоне

Мы сами вели учёт своей практики и должны были самостоятельно следить за своим прогрессом. Это очень созвучно философии Монтессори, где каждый ответственен за свой процесс обучения. У нас у каждого был собственный дневник, куда нам предлагалось записывать свои размышления, проводить рефлексию в любое время, когда захочется, но желательно в конце каждого дня.

Иногда такой процесс был организован, когда тренер просил нас всех взять свой дневник и в течение определённого времени поразмышлять на конкретные темы, например, «Какие трудности я испытываю на данном этапе курса», «Что значимого для себя вы приобрели на этой неделе», »Что я делаю, чтобы моё обучение шло успешно и над чем мне ещё надо поработать». Иногда поразмышлять предлагалось о просмотренном видео, о прочитанной статье. Пару раз за курс нам предлагали сделать таблицу и перечислить в одной колонке все презентации, которыми по нашим ощущениям, мы более или менее овладели (то есть можем представить с ходу, без записей и консультаций напарника), и в другой колонке перечислить все те презентации, над которыми ещё надо работать.


Фотография расположения материала в в процессе презентации

Кроме организованного времени на практику с присутствием тренеров во время учебных часов, нам давалась возможность оставаться после занятий, а также во время обеда и практиковаться столько, сколько каждый считал нужным и возможным для себя. В это время мы должны были фотографировать материал, его расположение на столе в процессе презентации для наших альбомов.

Дома нам предстояло подробно описывать каждую презентацию, вставлять фотографии в описание. Работы было много, и каждый из нас учился быть сверх-организованным, если этого качества не было раньше. Ведь не сделав работу один-два дня, накапливался такой объём, что разгрести трудно даже за весь выходной. Я испытала это на себе однажды в самом начале курса, и решила, что такой способ меня не устраивает, и впредь делала всё сразу же, без скоплений, для чего часто оставалась после занятий практиковаться, чтобы дома уже могла в тот же день или в ближайший день описать презентацию для альбома. При моём уровне организованности и ответственности это было для меня естественно и помогло мне пройти курс с минимумом стресса.

Раз в неделю описанные и распечатанные презентации проверялись и в случае соответствия всем требованиям, благополучно отправлялись в наши альбомы. Таким образом, к концу курса у нас помимо теоретического альбома было еще четыре альбома: по одному для каждой зоны. Кто-то из студентов подсчитал количество презентаций за весь период и насчитал около 240. Я лично не считала, не могу подтвердить, но то, что их очень много — это точно.

Ещё одним аспектом изучения материалов было изготовление собственных. Это было одним из самых увлекательных заданий, так как нам предстояло не только проявить знание принципов и характеристик материалов, но и проявить свои творческие способности и помастерить. Материалы изготавливались отдельно для зоны практической жизни, зоны сенсорного развития и зоны языка.


Выставка Монтессори-материалов по языку, изготовленных студентами курса

Сколько же эмоций переживали мы в те ранние утренние часы, когда у нас организовывался показ наших материалов (таких события за весь курс было три). Каждый выставлял свой материал, а потом у нас было время пройтись и полюбоваться трудами других.

Затем наступало время для тренеров проверить каждый материал на соответствие требованиям и сделать соответствующие учётные записи в наших личных делах. Мы тем временем были предоставлены себе, вернее многочисленным материалам, с которыми мы продолжали практиковаться. Джинни не уставала повторять, что практики не бывает много, и что мы должны пользоваться этим уникальным временем, когда нам даётся такая возможность. Ведь у нас была задача: отработать презентации до автоматизма, чтобы когда мы пойдём в реальную жизнь, к детям, нам уже не приходилось задумываться о том, как и что показывать, а мы могли сосредоточиться на ребёнке и адаптироваться к каждой конкретной личности перед нами. А для этого нужно чтобы мозг и внимание были освобождены от необходимости думать над каждым движением и шагом.

Если вы уже знакомы с Монтессори-образованием, то наверняка знаете об одной из важнейших ролей и задач учителя — наблюдении. Без активного и регулярного наблюдения, Монтессори-педагог превращается в традиционного учителя. Ведь как мы можем следовать за каждым ребёнком, если мы не знаем, что ему нужно в данный момент. Как и в традиционной школе, в таком случае учитель начинает выдавать материал всем одинаково, вне зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей, настроения и желаний. Поэтому наблюдение — наиважнейшая работа учителя в Монтессори-среде.

Источник: montessoritraining.blogspot.com

В тренинге АМИ наблюдению отводится серьёзная роль. Каждого студента определяют в Монтессори-группу с опытным педагогом с дипломом АМИ. В идеале студент закреплён за той же группой на весь курс обучения, что включает два периода наблюдений (октябрь и в февраль), и период практики. Портланд — это настоящий рай для Монтессори-практикантов, поскольку хороших школ АМИ здесь предостаточно, и у каждого из нас была возможность сначала увидеть, а затем и в действии познать атмосферу аутентичной Монтессори-среды.

Наблюдения длятся по 2 недели каждое, и студенты должны получить минимум 90 часов наблюдений за весь период. На весь период наблюдений нам выдавались ежедневные задания, которые направляли нас, организовывали целенаправленный и осмысленный процесс.

В естественный условиях учитель не сидит и не наблюдает за детьми беспрерывно весь учебный день. В условиях тренинга это делается в целях обучения и развития навыков наблюдения, и, как не уставала повторять Джинни Саккет, такая возможность должна восприниматься как дар. Ведь никогда больше на пути Монтессори-педагога у нас не будет такой возможности: просто наблюдать, без отвлечения на детей, без ответственности за весь класс, полного посвящения себя только одной из обязанностей учителя.

Следует отметить, что дело это совсем не из лёгких — сидеть и активно(!) наблюдать и записывать в течении 6-8 часов подряд. Не вмешиваться, не подавать знаков внимания, а просто быть невидимой, но наблюдательной мухой на стене. Мы все потом отмечали как это утомительно и физически и ментально, и как мы приходили домой выбитыми из сил.

Наблюдения организованы так, что мы имели возможность увидеть группу детей в начале её становления — середина октября, когда дети ещё в большинстве случаев не нормализованы, и затем в середине учебного года — в феврале. Переоценить такую возможность просто невозможно! Я своими глазами видела перевоплощение отдельных детей из бегающих по кругу, шаловливых, не знающих, где найти себя и чем заняться в начале года в умиротворённых, постоянно занимающимся каким-либо делом и периодически просящих учителя о новом уроке/презентации спустя несколько месяцев.


Источник: The Xavier University Montessori Lab

Как согревалось моё сердце, а иногда и подступали слёзы при виде ребёнка, которого в обычной школе заклеймили бы шалуном, неспособным сидеть на месте ни секунды, во время второго наблюдения (в феврале) заходящего утром в комнату, прямиком идущего к полке, берущего материал, сосредоточенно работающего, убирающего его на место и берущего следующий, и так всё утро. Как однажды я увидела его у стула учителя, радостно сообщающего ей, что он любит школу и что там так много всего, что он любит делать. В такие моменты ты на практике видишь преобразующую силу правильно выстроенной подготовленной Монтессори-среды. И это даёт столько вдохновения! Как ценно было видеть на практике то, что мы изучали в теории!

Педагогическая практика

Этого момента мы все ждали с трепетом в сердце. Вся теория в рамках курса уже изучена, все материалы всех зон представлены и хоть как-то отработаны, твоя душа уже рвётся к настоящим детям, а не твоим соратникам по курсу, притворяющимся детьми. И вот этот момент приходит. Активная педагогическая практика в течении месяца в том же самом классе, где мы проходили практику наблюдения. Вот оно то время, когда мы имели возможность уже в реальной жизни, с реальным ребёнком практиковать наши презентации, устанавливать с ним связь, наблюдать, находить правильный момент, когда ему предложить новый урок, грациозно принимать его отказ, в случае если такое случается (да, у детей есть свобода и они имеют право сказать нет, если в данный момент им не хочется нового урока).


Моя сокурсница Саванна на практике в Монтессори-саду

Педагогическая практика в курсе АМИ специфична по сравнению с традиционной педагогической практикой, в том смысле, что мы не несём ответственность за всю группу детей на период практики, а получаем только несколько детей в своё руководство, с кем мы уже непосредственно работаем. Это позволяет максимально сосредотачиваться на конкретном ребёнке и на конкретной презентации, без необходимости следить за всеми детьми и быть ответственными за всех. Учитель и ассистент всегда присутствуют и выполняют свои привычные роли, и по протоколу не имеют права оставлять студента одного с детьми.

Наблюдение, однако, как часть педагогической практики, конечно же осуществляется со всей группой детей. Кроме того, мы должны были проводить и групповые занятия с группой из 3 — 8 человек, в которую могли входить любые дети, не обязательно предписанные нам для индивидуальных уроков. Групповые занятия планировались и организовывались, исходя из потребностей отдельных детей и группы в целом в конкретный момент. Это могли быть и упражнения в ходьбе на линии, и практика устной речи (рассказ стихотворения, пение песенки, чтение книги, речевые игры), и групповые игры на математические операции, и игры на память из сенсорной зоны.

В промежутках между индивидуальными презентациями и групповыми занятиями, нам предстояло наблюдать, делать записи наблюдений, делать учётные записи индивидуальных уроков и групповых занятий. Всё это дома вносилось в компьютер и, наряду с планированием, составляло документацию по практике, которую мы потом сдавали на проверку.

Дважды за период практики нас посещали тренеры, наблюдали за нашим индивидуальным уроком и групповым занятием и писали отчёты. Их присутствие было одновременно и волнительным и согревающим. После наблюдений они беседовали с нами, чтобы удостовериться, что всё идёт успешно и мы чувствуем себя комфортно в новой роли.

Я практикуюсь с дидактическими материалами перед экзаменами

Период практики — был поистине неописуемый опыт, он настолько заряжал энергией и вдохновением, что заканчивать было тяжело эмоционально. Столько прекрасных моментов, столько согревающих душу наблюдений, столько любви в сердце: хотелось летать, петь, просыпаться вновь утром и бежать в школу к детям, чтобы вновь и вновь видеть их трепетное ожидание новой презентации, наблюдать полную вовлеченность в работу и радость после работы с материалом, быть свидетелем проявления их прекрасных душевных порывов, их, порою трогающей до глубину сердца, мудрости.

Но время неумолимо и после педагогической практики нам предстояло вернуться в тренинг-центр, где нас ожидала активная подготовка к экзаменам. Нам предстояло освежить в памяти теоретические основы, заложенные в течение учебного года, а также продолжать отрабатывать презентации и довести их до нового уровня: не только уметь демонстрировать работу с материалом, но и уметь вести беседу о каждом материале, демонстрировать понимание и знание теоретических основ, обоснований, целей и места материала в связи с другими материалами в данной зоне и другими зонами.

Экзамены

Экзамены строго регулируются самой Международной Монтессори Ассоциацией и имеют очень чётко прописанную структуру. Экзамены состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть экзамена проводится в письменном виде на протяжении двух дней, по 3 часа каждый экзамен. Первая часть посвящена Монтессори-философии и теоретическим основам развития ребёнка в преломлении к Монтессори-философии. Нам предлагалось семь теоретических вопросов, из которых мы выбирали четыре и в письменном виде отвечали на них.

Вторая часть имеет больше методическую направленность, и касается каждой из зон подготовленной среды в связи с теорией Монтессори. Тут также предлагалось выбрать из семи вопросов четыре и отвечать на них в течении 3 часов.

После письменного экзамена у нас было ещё около двух недель времени на подготовку к практической части экзаменов. На практическом экзамене нам предстояло продемонстрировать по одной презентации из каждой зоны (какую именно определялось вытягиванием карточки с названием из мешочка непосредственно перед экзаменом), а затем беседовать с экзаменатором о материале и о всей зоне в целом.


Мои альбомы и материалы готовы к отправиться на экзамен

Кроме того, экзаменаторы должны были проверить наши альбомы и изготовленные материалы на соответствие требованиям АМИ стандартам, поэтому ко дню экзамена мы приносили все свои альбомы и материалы.

Экзаменаторы назначаются (или одобряются с подачи тренинг-центра, я не уверена) самой организацией АМИ и приезжают из разных уголков страны. Все официальные экзаменаторы являются тренерами АМИ, но не все тренеры являются официальными АМИ экзаменаторами, статус экзаменатора получает тренер с одобрения АМИ. Стоит также упомянуть, что по протоколу АМИ тренеры, обучающие группу, не имеют право принимать у них экзамены, поэтому АМИ и назначает кто именно будет принимать экзамены в каждом тренинг-центре.

Кроме экзаменаторов на экзамен приглашаются так называемые «дети». «Дети» эти не настоящие дети, а выполняющие роль детей дипломированные учителя, выпускники АМИ центра. Они играют роль детей во время презентаций, а во время беседы присутствуют и молчаливо слушают. За это (процесс длится с 7:40 до почти 17:00) они получают сертификат повышения профессионального уровня (professional development certificate), а также возможность освежить свои знания благодаря присутствию во время беседы экзаменатора и будущего педагога. Я лично участвовала в роли ребёнка на экзамене у летнего курса после того, как я сама получила диплом АМИ и пережила опыт экзаменов в двух ролях – в роли экзаменуемого и в роли ребёнка и слушателя.