Домой / Форма бровей / Протокол наблюдения за агрессивным ребенком. Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Протокол наблюдения за агрессивным ребенком. Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Транскрипт

1 Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Лютова Е. К., Монина Б. М. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис, Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

2 Ребенок глазами взрослого (опросник) ФИО Возраст Дата заполнения Заполнил (родитель, психолог, педагог) Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как часто наблюдается: 0 нет проявления агрессивности 1 проявление агрессивности наблюдается иногда 2 часто 3 почти всегда 4 непрерывно Добавьте те, которые не указаны. Вегетативные признаки проявления агрессивности: - краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева, - облизывает губы в состоянии раздражения, гнева, -. Внешнее проявление агрессивности: - кусает губы в состоянии раздражения, - сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева, - сжимает губы, кулаки, когда обижают, - тревожное напряжение разрешается гневом, - Длительность агрессии: - после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут - после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут - Чувствительность к помощи взрослого: - помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией - помощь взрослого не помогает успокоиться - замечания в словесной форме не тормозят вербальной агрессии - замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии - чувство неприязни к другим не корректируется извне - Особенности отношения к собственной агрессии: - говорит, что поступил плохо, но все равно продолжает вести себя агрессивно - не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые -

3 Недостаточность в проявлении гуманных чувств: - стремление делать назло другим - проявляет безразличие к страданиям других - стремится причинить другому страдание - не возникает чувства вины после агрессивных действий - Реакция на новизну: - новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности - в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции - Реакция на ограничение: - яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии гнева - Реактивность (чувствительность к агрессии других): - проявляет агрессивные реакции первым - первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка - проявляет агрессивные реакции на действия других - толкается, когда обижают - бьет других детей, если его случайно толкнули - Чувствительность к присутствию других: - щиплется на глазах у всех - толкает свертника на глазах у всех - ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное повендение - Физическая агрессия, направленная на предмет: - ломает постройку на глазах у всех - стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку - бросает предмет об стену - стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры - отрывает кукле руки, ноги -

4 Физическая агрессия, направленная на животных: - щиплет кошку - выкручивает хвост кошке - специально наступает на лапы собаке - Физическая агрессия, направленная на сверстников: - толкает других детей в состоянии раздражения - проходя ударяет встречных - бьет других детей в состоянии раздражения - ударяет детей и внезапно успокаивается - стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) - кусает других детей в состоянии раздражения - Агрессия, направленная на себя: - просит себя стукнуть еще раз - берет на себя вину за других - рвет на себе волосы - щиплет себя в состоянии раздражения - кусает себя в состоянии раздражения - Агрессия, направленная на взрослого: - бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки - бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки - тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения - в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком - в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком - царапает взрослого - беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи - бьет изо всех сил ногой бабушку - Вербальная (словесная) агрессия: - говорит обидные слова детям - говорит обидные слова взрослым - говорит нецензурные слова детям - говорит нецензурные слова взрослым -

5 Агрессивность в виде угрозы (невербальная): - замахивается, но не ударяет другого - пугает другого - Агрессия разных видов и направленности: - агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) - - Другие проявления агрессии: - плюется в состоянии раздражения - Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности ребенка. Уровень 1 от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью Уровень 2 от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. Уровень 3 от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психологопедагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Уровень 4 от 195 до 260 баллов. Психолого педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.


Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает

Консультация для воспитателей на тему: «Агрессивное поведение детей и взрослых.» Проводила педагог-психолог Лиханова А.А. от 27 января2016 г. 1) Что такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского

Карта индивидуальной и групповой работы педагога-психолога с обучающимся младшего и среднего школьного возраста с проявлениями агрессивного поведения Обучающийся Дата начала заполнения карты Класс Психодиагностические

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ 1. Отвлечь ребенка от его капризов. 2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). 3. Задать неожиданный вопрос 4. Отреагировать

Карта индивидуальной и групповой работы педагога-психолога с обучающимся старшего школьного возраста с проявлениями агрессивного поведения Обучающийся Дата начала заполнения карты Класс Целью данной коррекционной

Мир подростка «Наши дети это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слёзы. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

М.М. Карпенко Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для изучения преимущественной направленности агрессивных проявлений

Портрет агрессивного ребенка Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает

Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. 1. Не может долго работать, не уставая 2. Ему трудно сосредоточиться

Агрессивность детей План: 1. Понятие агрессии (определение) 2. Формирование агрессивности как черты личности (факторы) 3. Преодоление и профилактика агрессивных тенденций (практикум) 4. Выводы и итоги

Консультация для педагогов «Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми». Цель: познакомить педагогов с правилами работы с агрессивными детьми, предостеречь от типичных ошибок. Причины

Дата проведения: 19.04.2017г. Секретарь: Борисова Ю.А. Присутствуют: 32 чел Воспитатель: Цыренова С.М. Приглашенные: Детский психолог, логопед дефектолог Родительское собрание Цель: познакомить родителей

Агрессия это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический

Консультация для родителей детей дошкольного возраста Все родители рано или поздно встречаются с детской агрессивностью. И всякий раз это приводит в замешательство. Иногда грешным делом думаешь: кто этот

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании директор школы: педагогического совета ОУ М.Н. Былин протокол Приказ 207

Психологические особенности детей 3-4 лет В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций Детская агрессивность признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов

Агрессия у подростков Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно? Иногда агрессивное

Агрессия подростков одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Часто родители теряются, столкнувшись с подростковой агрессией, и все их попытки пресечь агрессивное поведение только еще

Консультация Тема: «Агрессивные дети и работа с ними» Искажение семейных отношений и воспитания семьи на развитие ребёнка постоянно поддерживают всё более распространяющееся явление «социального сиротства»

Если ваш ребенок дерется В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться, кричать, причем не только

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Вяхирева Анна Михайловна воспитатель МБ ДОУ Д/С 36 комбинированного вида г. Иркутск, Иркутская область ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Методика 3 Укажите обязательно Ваш пол Ваш возраст Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на эти утверждения «ДА» или «НЕТ». 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет 2. Иногда

Травля детей группы риска со стороны сверстников Буллинг травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом

УДК 159.9:316.37 Ю.В.Михеева, Л.А.Петрова Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения «ИЗГЕЛЕК» Кировского района городского округа город Уфы Республика Башкортостан

Агрессивный ребёнок (консультация для родителей дошкольников) Уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии друг к другу.

(кризис 3-х лет и как с ним справиться?) Подготовила педагог-психолог Марченко Нина Григорьевна Особенности развития ребенка 3 4,5 лет Физическое развитие бурный физический рост. Потребность в движении.

Использование метода канистерапии в интегративной работе специалистов ГБУ ГППЦ ДОгМ. Дата: 15.12.2016г. Докладчик: педагог-психолог, канистерапевт Флорова Ю.А. Метод канистерапии основан на организации

Особенности агрессивного поведения подростков В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Откуда берет свое начало детская агрессия. В настоящее время в современном обществе родители все чаще сталкиваются с проявлением агрессивных тенденций в поведении своих детей. Все родители делятся на две

Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные

Различные аспекты готовности ребенка к школе 1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании

Научно-исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ Выполнил: Атрошкин ГригорийВячеславович учащийся 3-в_ класса Муниципального общеобразовательного учреждения средней

Сохранение психологического здоровья ребенка в дошкольном учреждении Костырева Валентина Викторовна педагог-психолог Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Буратино» Россия, город Когалым Охрана

Что делать если ребёнок ведёт себя агрессивно? Агрессивное поведение детей одна из самых распространѐнных проблем современного общества. Как часто можно видеть случаи, когда маленький ребѐнок кричит, вырывается

МБДОУ «Детский сад 40 комбинированного вида Городское методическое объединение педагогов-психологов "Игры в коррекционноразвивающей работе с детьми с особенностями в развитии" Подготовил: Коссаковская

12 ПРАВИЛ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих:

«Бывают ли плохие дети!?» (из опыта работы) Токарева Нелли Ивановна, воспитатель МБДОУ 157, г. Воронеж. Выпускной бал. Для каждого ребенка, было написано стихотворение только о нем. Признание и пожелание!

1 Пояснительная записка. Актуальность программы, научная обоснованность Увеличение числа агрессивных детей является актуальной проблемой в наши дни. Повышенная агрессивность является одной из острых проблем

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Радуга» г. Холмска МО «Холмский городской округ» Сахалинской области Консультация для родителей «Детская агрессия» Подготовила:

Агрессия в дошкольном возрасте Педагог-психолог Струцкая Анна Владимировна Что такое агрессия? Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее

Детская агрессия Р Е К О М Е Н Д А Ц И И П С И Х О Л О Г А Р О Д И Т Е Л Я М Детская агрессия Агрессивное поведение наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые

Психология ПСИХОЛОГИЯ Чермашенцева Ксения Эдуардовна студентка Полетаева Ольга Витальевна канд. пед. наук ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» г. Муравленко, ЯНАО АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ КАК

Если ребенок кусается Многим родителям знакома ситуация, когда маленький ребенок начинает кусаться. Всем, конечно же, хочется, чтобы их малыш был спокойным и послушным, а такое поведение не вписывается

Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

Плясова Анна Александровна педагог-психолог Пригожинкова Ольга Валерьевна учитель-дефектолог Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской

УДК 379.8 ББК 74.900.6 Н54 Н54 Нерета В. С. Агрессивный ребёнок / В. С. Нерета / ил. Н. В. Крыдченко. Х. : Изд. группа «Основа», 2013. 188, с. : ил. (Серия «А мой не такой как все»). ISBN 978 617 00

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» г.о Тольятти Консультация для родителей: «Как бороться с агрессивностью у детей» Подоготовили студентки-практикантки

Введение Отношение детей: к самим себе, к собственным чувствам и поступкам и к взаимоотношениями с другими людьми, а также умение управлять этим это и есть то, что мы называем - эмоциональным развитием.

Ответы опросник дап-2-1 >>>

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 41 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга Круглый стол с родителями: «Кризис 3-х лет. Как его преодолеть?»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ И СЕБЕ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ Как научить ребенка владеть собой? Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если

256 Раздел 3 Психология развития и педагогическая психология в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 2. Токарская Л. В. Психолого-педагогическая реабилитация семей,

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Аббасова Ольга Елмаровна воспитатель Шафиева Ирина Михайловна воспитатель МБДОУ 59 «Ягодка» г. Тамбов, Тамбовская область ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. АГРЕССИЯ - ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ Аннотация:

Анкетирование родителей в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Период адаптации ребенка к условиям детского сада в настоящее время невозможен без профессионального психологического сопровождения

Консультация психолога Психологические особенности развития детей 5-6 лет Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать

Анкета для родителей и близких детей 5-7 лет для выявления и оценки симптомов гиперактивности (Н.Н. Заваденко, 2005) Есть ли у вашего ребенка трудности в поведении? Да; нет (подчеркните нужное). Если есть,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-детский сад 2 г-к. Кисловодска Согласовано: Утверждаю: Председатель профкома: Директор МКОУ НШДС 2 (Е.Н. Калинченко) 20 г. (Л.А. Потапова)

Как научить детей общаться и сотрудничать Одна из проблем современных детей дефицит общения. Многие дошкольники растут, практически не общаясь со сверстниками и чужими взрослыми. А потом, начиная учиться

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Вариант 2 Школа Класс Фамилия, имя Задание 1. Оцени данные в списке поступки. A. Так нужно делать всегда. Б. Чаще всего так нельзя делать. B. Так можно делать иногда. Г. Так делать

Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка. О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка

Особенности младшего школьного возраста Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни

Приложение 6 к образовательной программе дошкольного образования Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада Цель: создание психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8 ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНАМНЕСТИЧЕСКОЙ СХЕМЕ (Продолжительность практической работы 2 часа) Цель работы Исследовать особенности высшей нервной деятельности

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

«Дитя природы» - это выражение в полной мере относится к маленьким детям, потому что им пока неведомы законы общей нормы поведения, принятые в нем. Их обидели - понравилась игрушка - силой отнимает ее сосед, нисколько не задумываясь, правильно ли это. Подобное поведение, которое психологи называют детской агрессивностью, абсолютно нормально. Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем естественным образом пойти на убыль. Наблюдение за агрессивным поведением ребенка - тематика публикации.

0 62899

Фотогалерея: Наблюдение за агрессивным поведением ребенка

У малышей она не редкость - каждый ребенок хоть раз в жизни толкнул или стукнул другого, без этого не обходится даже у самых спокойных и воспитанных детей. Не надо быть Сухомлинским, чтобы объяснить малышу, стукнувшему другого лопаткой на детской площадке или отнявшему понравившуюся игрушку, что так делать не следует. Почему? Большинство детей пусть не с первого раза, но уж с третьего, с пятого способны это понять: потому что другому так же больно или обидно, как было бы тебе, если бы подобным образом поступили с тобой. Возрастной спад агрессии связан с элементарными вещами - с тем, что дети растут и под воздействием воспитания начинают лучше понимать окружающих и самих себя, стараясь вести себя более гибко. Они приучаются к управлению своими эмоциями и их сдерживанию, к разрешению конфликтов неагрессивными способами - словами, а не кулаками. Происходит неизбежный для большинства детей процесс социализации, и к 6-7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других.

Особенности драчунов

Однако не со всеми детьми происходят подобные метаморфозы. Есть и такие, кому трава не расти, дай только применить силу. Такие ребята изначально наделены большей вспыльчивостью, непредсказуемостью, вздорностью. Они испытывают трудности в общении со сверстниками, обладают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. Такие дети недостаточно внимательны к чувствам окружающих, чрезмерно обидчивы и при этом не умеют отстаивать свои интересы с помощью адекватных аргументов. Эмоционально неудовлетворенные, они стремятся компенсировать это в причинении боли окружающим - прежде всего, физической. Лучшая защита для них - это нападение. Оно дает им пусть шаткое и временное, но хоть какое-то внутреннее равновесие. Интерпретируя действия других детей как враждебные, такой ребенок своими реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. При этом получается заколдованный круг - кто из сверстников захочет водиться с тем, кто чуть, что набрасывается на тебя с кулаками? Своим поведением такие дети отталкивают окружающих, вызывая их не‑ приязнь, недружественное, враждебное отношение. А это, в свою очередь, усиливает агрессивность, провоцирует ребенка на новые неадекватные поступки, возбуждая в нем страх и гнев. То есть он и рад бы общаться с ребятами, он отчаянно пытается найти выход из тупика, восстановить, так сказать, социальные связи, да только не знает, как сделать это в нормальной, здоровой форме.

Мальчики агрессивнее?

Ученые до сих пор не пришли к определенному выводу, является ли агрессивность мужчин, а значит, и мальчиков, биологически предопределенным качеством? Да, согласно множеству исследований мужчины и в самом деле чаще ведут себя боле агрессивно, чем женщины, причем в любом возрасте. Реакция за свершенное «злодеяние» должна быть четкой. Если мама начнет читать мораль: «А если тебя ударят, тебе же не понравится», ребенок, скорее всего, пропустит нудную лекцию мимо ушей. Иногда достаточно просто сказать: «Ваня, нет!», когда драчун замахнется. Как бы всем очевидно, что и мальчики ведут себя более жестко, чем девочки, чаще дерутся. Однако доказательств их генетической предрасположенности к подобному поведению ни медики, ни биологи предъявить нам не могут. Возможно, дело в другом - в культурно-воспитательной традиции. Социальные модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от тех моделей, которые предоставляются на выбор девочкам. Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Чего стоит одно выражение «сильный пол», давно укоренившееся в похожих вариантах в самых разных языках мира. Как только ребенок начинает ходить и вступает в контакт с ровесниками (то есть буквально уже на втором году жизни), появляются существенные различия в воспитании мальчиков и девочек, в том, что родители и общество ожидают от тех и других, а следовательно, и в формирующихся особенностях личности. Мальчика с раннего возраста хвалят за смелость, боевитость, активность, умение дать отпор, постоять за себя. Напористую и энергичную девочку, стремящуюся командовать и самостоятельно «разбираться» с обидчиками, за подобные же качества часто осуждают. Так что можно предположить, что это все же благоприобретенное, а не врожденное качество.

Почему они такие

По наблюдениям психологов, агрессивным детям, как правило, элементарно не хватает любви и понимания со стороны близких. Часто в семьях, где растут такие дети, царит авторитарный стиль воспитания. Вместо полноценного общения родители (как правило, это в первую очередь жесткий и брутальный папа) отдают приказы и ждут их четкого выполнения. Бывает и так, что ребенком вообще крайне мало занимаются, он растет сам по себе, чувствуя свою ненужность, отсутствие душевного контакта, холодность и безразличие родителей. Эгоцентрический стиль воспитания тоже приводит к повышенной агрессивности. Ребенку внушается, что он пуп земли, вокруг которого вращается вся вселенная. Понятно, что другие дети и взрослые об этом не знают, и их поведение вызывает у такого ребенка неприятие и капризы, доходящие до скандалов и драк. Травмирующее влияние на психику детей оказывают и ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день скандалят между собой, ребенок поневоле перенимает такой стиль общения. Для него это становится нормой. Так что родителям, которые заметили у своих детей повышенную драчливость, первым делом стоит взглянуть со стороны на самих себя. Очень может быть, что и вы сами не всегда контролируете собственные агрессивные импульсы. Надо помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, наблюдая за поведением окружающих людей (и в первую очередь, своих родителей).

Преступление и наказание

Если ребенку удалось добиться чего-то с помощью агрессии, он будет прибегать к ее помощи еще и еще. Однако загвоздка в том, что и применение наказания для отучения от агрессии ее тоже часто усиливает. Особенно это касается физических наказаний. Кстати, часто именно они приводят к тому, что ребенок начинает бить других. Для того чтобы детская агрессия была не просто подавлена, а сошла на нет, нужны более сложные пути. Важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Так что лекарством от повышенной агрессивности может стать только доверительное, дружелюбное отношение к ребенку. Участие отца, своим примером показывающего сыну, что подлинная мужественность заключается не в умении красиво расквасить нос обидчику, а в том, чтобы направить свою физическую силу в какое-то полезное русло. Можно переключить внимание, скажем, на какую-то «правильную» физическую активность. Хороший способ - записать драчуна в спортивную секцию, которой руководит опытный тренер, обладающий психологическими навыками. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок зол на кого-то, пусть возьмет да и поколотит эту подушку. Такой совет часто дают психологи и своим взрослым клиентам, ведь совсем не испытывать агрессивных чувств может только святой. Поскольку мы с вами к ним явно не относимся, стоит научиться и научить своих детей контролировать свои отрицательные эмоции, не портя жизнь ни себе, ни окружающим.

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.



18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность -7-14 баллов.

Низкая агрессивность -1-6 баллов.

Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

Как помочь агрессивному ребенку

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение “взрываются” и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева - недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые - родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на “подвернувшегося под руку” или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу “извержения” гнева, наша “копилка”, пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может “лопнуть”. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут “осесть” внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям. К. Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме - вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В.Оклендер. В своей книге “Окна в мир ребенка” (М., 1997) она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6-7 лет) обычно испытывают облегчение.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше “зреть” и охватит большее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликтной ситуации.

Подготовительную группу детского сада посещали две подружки - две Алены: Алена С. и Алена Е. Они были неразлучны еще с ясельной группы но, тем не менее, без конца ругались и даже дрались. Однажды, когда психолог зашел в группу, он увидел, что Алена С., не слушая пытавшегося утихомирить ее воспитателя, швыряет все, что подвернется ей под руку, и кричит, что всех ненавидит. Приход психолога оказался как нельзя более кстати. Алена С., которая очень любила заходить в психологический кабинет, “дала себя увести”.

В кабинете психолога ей предоставили возможность самой выбрать себе занятие. Сначала она взяла огромный надувной молоток и изо всех сил стала бить им по стенам и по полу, потом вытащила из коробки с игрушками две погремушки и с восторгом стала греметь ими. На вопросы психолога о том, что же произошло и на кого она рассердилась, Алена не отвечала, но на предложение порисовать вместе с удовольствием согласилась. Психолог нарисовал большой дом, и девочка воскликнула: “Я знаю, это наш детский сад!”

Дальнейшая помощь взрослого не понадобилась: Алена стала рисовать и пояснять свои рисунки. Сначала появилась песочница, в которой расположились маленькие фигурки - дети группы. Рядом возникла клумба с цветами, домик, беседка. Девочка рисовала все новые и новые мелкие детали, как будто оттягивая тот момент, когда надо будет нарисовать что-то важное для нее. Через какое-то время она нарисовала качели и сказала: “Все. Больше рисовать не хочу”. Однако, послонявшись по кабинету, она снова подошла к листу и подрисовала на качелях маленькую-премаленькую девочку. На вопрос психолога, кто же это, Алена сначала ответила, что не знает сама, но потом добавила, подумав: “Это Алена Е.. Пусть покатается. Я ей разрешаю”. Затем она долго раскрашивала платье своей соперницы, нарисовала ей сначала бант в волосах, а потом даже корону на голове, объясняя при этом, какая Алена Е. хорошая и добрая. Но потом художница внезапно остановилась и ахнула: “Ах!!! Алена упала с качелей! Что же теперь будет? Платье-то как испачкала! (платье закрашивается черным карандашом с таким нажимом, что даже бумага не выдерживает, рвется). Мама и папа будут ее ругать сегодня, а, может быть, даже побьют ремнем и поставят в угол. Корона свалилась, укатилась в кусты (нарисованную золотую корону постигает та же участь, что и платье). Фу, лицо грязное, нос разбит (красным карандашом закрашивается все лицо), волосы растрепались (вместо аккуратной косички с бантиком на рисунке появляется ореол из черных каракулей). Вот дурила, кто же с ней, с такой, играть теперь будет? Так ей и надо! Нечего командовать! Раскомандоваласъ тут! Подумаешь, воображала! Я тоже умею командовать. Пусть вот теперь идет мыться, а мы не такие грязные, как она, мы играть будем все вместе, без нее”. Алена, вполне удовлетворенная, рисует рядом с поверженным врагом группу детей, окруживших качели, на которых сидит она, Алена С. Затем вдруг пририсовывает рядом еще одну фигурку. “Это Алена Е.. Она уже вымылась, - объясняет она и спрашивает, - “Можно я уже пойду в группу?” Вернувшись в игровую, Алена С., как ни в чем ни бывало, присоединяется к играющим ребятам.

Что же произошло на самом деле? Вероятно, во время прогулки две неразлучные Алены, как всегда, вели борьбу за лидерство. На сей раз симпатии “зрителей” были на стороне Алены Е. Выразив свой гнев на бумаге, ее соперница успокоилась и смирилась с происходящим.

Безусловно, в данной ситуации можно было воспользоваться и другим приемом, главное, чтобы ребенок получил возможность приемлемым способом освободиться от переполняющего его гнева.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру “Обзывалки” (см. с. 84). Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу - беспрепятственно провести занятие может так называемый “Мешочек для криков” (в других случаях - “Стаканчик для криков”, “Волшебная труба “Крик”” и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом он “избавляется” от своего крика на время занятия. После занятия дети могут “забрать” свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое “Мешочка” учителю на память.

В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Воспитатель или учитель, видя, что дети “распетушились” и уже готовы вступить в “бой”, может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Понятно, что в классе во время урока ребенок не может пинать консервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик может завести, например, “Листок гнева” (рис. 2). Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять,

Рис. 2. “Листок гнева”:

разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

Однако чаще всего конфликтные ситуации возникают на переменах. Тогда с детьми можно проводить групповые игры, (некоторые из них описаны в разделе “Как играть с агрессивными детьми”). Ну, а в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие.

Правда, многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с пистолетами, ружьями и саблями, даже игрушечными. Некоторые мамы не покупают сыновьям оружия вовсе, а воспитатели запрещают приносить его в группу. Взрослым кажется, что игры с оружием провоцируют детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявлению жестокости. Однако ни для кого не секрет, что даже если у мальчиков нет пистолетов и автоматов, большинство из них все равно будет играть в войну, используя вместо игрушечного оружия линейки, палки, клюшки, теннисные ракетки. Образ воина-мужчины, живущий в воображении каждого мальчишки, невозможен без украшающего его оружия. Поэтому из века в век, из года в год, наши дети (и не всегда это только мальчики) играют в войну. И кто знает, может быть, это и есть безобидный способ выплеснуть свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно запретный плод особенно сладок. Настойчиво запрещая игры с оружием, мы тем самым способствуем возбуждению интереса к этому виду игры. Ну, а тем родителям, которые все-таки выступают против пистолетов, автоматов, штыков, можно посоветовать: пусть попробуют предложить ребенку достойную альтернативу. Вдруг получится! Тем более, что существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из “Киндер-сюрпризов”. Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.

Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, - настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струёй воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными детьми, которое условно можно назвать “работа с гневом”. Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.

Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.