Домой / Форма бровей / "психологические особенности старшего школьного возраста". Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста

"психологические особенности старшего школьного возраста". Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания. Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости. Существенные изменения происходят в этот период и в самосознании. Его бурное развитие наблюдается уже в подростковом возрасте. У юношей же мы имеем дело с новым уровнем самосознания. Юноша уже не просто ощущает себя личностью, но личностью неповторимой, не похожей на других, с собственным миром чувств и переживаний. И он хочет, чтобы окружающие заметили и оценили его неповторимость. Это нередко обуславливает завышенную самооценку, свойственную старшеклассникам. Надо отметить, что юноше нужно утвердиться, прежде всего, в среде сверстников, в референтной группе. Поэтому, если он не очень считается с мнением окружающих его старших - может даже бравировать чертами характера, поведения, отличающими его от них, - то с мнением своих сверстников, которых он почему-либо ценит, он считается в очень большой степени Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцирванностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышением самоконтроля и саморегуляции Яркая эмоциональность является характеристикой для молодежи старшего возраста. Она проявляется в высоком накале чувств и переживаний, в еще сильно выраженном стремлении к приключениям (хотя сами эти приключения и происшествия представляются уже более реалистичными), в некоторой идеализации уважаемых и дорогих людей, в желании подражать им. Для старших школьников естественна способность к сопереживанию, чрезвычайно актуальны эмоционально окрашенные отношения со сверстниками. В целом старшие школьники отличаются более высоким уровнем эмоциональной восприимчивости, нежели подростки.(3)

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.

НОВООБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет, относится к ранней юности. Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривает юность, прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные.

Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах вешнего мира и самосознание. Психоаналитические теории выделяет в юности определенный этап психо-сексуального развития.

Указанные теории рассматривают юность, прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Социологические теории юности рассматривает ее, прежде всего как определенный этап социализации как переход от зависимого детства к самостоятельной, ответственной деятельности взрослого.

В юности формируется мировоззрение как система взглядов на природу и общество, как философское осмысление жизни. Как указывает Л.И. Божович, в этом возрасте у школьников уже имеется система собственных задачи требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. С формированием определенного мировоззрения, с ростом самосознания, приобретением социального опыта развивается личность старшеклассника. Л.И. Божович определяет понятие личности следующим образом: «Личность- целостная психологическая структура, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой».


Социальная ситуация развития

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л.И. Божович).

Изменяется отношение к школе - оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Ранняя юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно - интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу - старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно. Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе. Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив - целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

· мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

· мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

· мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

· мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральные новообразования

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л.С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А.В. Петровского, М., 1987).

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.

Ранняя юность - это период формирования жизненных планов.

Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности

Система взаимоотношений

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании - формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

· интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

· возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается - 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.

Во-первых, общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности - по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психо-сексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, Это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых (И.С. Кон).

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

Взаимоотношения со взрослыми

Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

Среди тем, которые желательны в общении с ними:

· выбор будущей профессии;

· взаимоотношения с окружающими;

· учебные дела;

· вопросы морали;

· о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка - общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями - в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более - принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представления о себе;

3) ситуации общения.

Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

· отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

· директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;

· враждебность отца;

· непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Является работа с родителями по следующим направлениям:

1) формирование у родителей отношения к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;

2) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересованности во взаимодействии;

3) формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.

Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.

Наиболее сложными для данного возраста являются:

· ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

· ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Отношение к себе

Главное психологическое приобретение ранней юности - обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

В юности любовь - сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Кризис 17 лет

Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, некоторые – на поиски работы. Из-за необходимости определения (выбора профессии, поступления в учебные заведения или поиска работы) по окончании 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. В нашем обществе принято, что по окончании школы человек уже знает, что ему делать дальше, так как общество уже ожидает в этом возрасте профессионального самоопределения. Такие ожидания могут очень напрячь нервную систему и психику юного человека. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность человека.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей – еще и перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких, как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительное напряжение. Новая жизненная ситуация требует адаптации. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Причина: Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей.

Проявления:

1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.

2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.

3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

4. Выбор профессии.

Смысл (новообразования):

1. Выбор внутренней позиции.

2. Овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне.

3. Профессиональное самоопределение.


8 лет и резкое их возрастание на смысловом уровне после 12. Именно эти данные позволили автору выдвинуть и доказать гипотезу о том, что центральным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является произвольное внимание, понимаемое автором вслед за Л.С. Выготским как функция структурирования воспринимаемого (от восприятия) и представляемого (памятью), характеризуемая умением...

На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать: 1)качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; 2)рефлексию, анализ, внутренний план действий; 3)развитие...




Анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов. В процессе изучения литературы

Общая характеристика возраста. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период раз­вития детей от 15 до 17 лет, чтосоответствует возрасту учеников IX-X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степеньидейной и психической зре­лости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.

Старший школьный возраст - период гражданского становле­ния человека, его социального самоопределения, активного вклю­чения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начи­нают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллек­тиве. Положение старших в школе, активная работа вкомсомоль­ской организации, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии лич­ности учащихся IX-X классов.

К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степенифизической зрелости. Завер­шается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физическогоразвития, окончательно завершается поло­вое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физи­ческая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости, когда молодой человек получает право избирать и быть избранным в Советы (кроме Верховного Совета СССР, депутатом которого может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года), когда по советским законам разрешается вступать в брак и создавать семью. Юно­ша или девушка 18 лет признается обществом взрослым челове­ком.

Учебная деятельность и умственное развитие. Учебная дея­тельность старших школьников значительно отличается по харак­теру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъ­являет гораздо более высокие требования к их умственной актив­ности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться вэтих новых усло­виях, а не с нежеланием учиться.


Что касается отношения старших школьников к учению, тои здесь наблюдаются определенные сдвиги. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоя­тельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Уче­ние приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия вбудущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.

Следует отметить избирательное отношение старших школь­ников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явленно наблюдается н у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметаму подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания,личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная - наличие у многих старшеклассников сложившихсяинтересов, связанных с их профессиональ­ной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление - старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профес­сии предметами при равнодушии и безразличии к остальным.

Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно вэтом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, опре­деляет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического инте­ресастимулирует постоянное стремление к расширению и углуб­лению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопро­су, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интере­сующими его людьми.

О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количествонаучных и технических кружковвсевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологичес­ких, исторических олимпиадах - районных, городских, област­ных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах зани­мательной пауки, викторинах, успех научно-популярной литера­туры и кинофильмов.

Все это предоставляет оптимальные возможности для разви­тия способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и матема­тических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.

Разлитие познавательных интересов, рост сознательного отно­шения к учению стимулируют дальнейшее развитие произволь­ности познавательных процессов, умения управлять ими, созна­тельно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и дея­тельности.

Под влиянием специфической для старшего школьника орга­низации учебной деятельности существенно изменяется мысли­тельная деятельность старших школьников, характер их умствен­ной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам при­ходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятель­ность старшеклассников характеризуется по сравнению с подрост­ковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстраги­рования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истин­ность или ложность отдельных положений, делать глубокие вы­воды и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих зако­нов окружающего мира, законов природы и общественного раз­вития.

Развитие личности в старшем школьном возрасте. Как следст­вие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ паук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение. Толь­ко в отношении старшего школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно научного коммунистического мировоззрения - для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.

В процессе формирования мировоззрения большую роль играет комсомольская организация. Она позволяет старшему школьнику получить необходимый опыт общественно полезной деятельности и что очень важно, выводит ее за пределы школы. Общественная деятельность комсомольца не замыкается рамками школы, следовательно он в гораздо большей степени приобщается к деятельности на пользу общества к деятельности имеющей большое общественно-политическое значение.

Что касается особенностей развития личности, то следует отметить следующее: самосознание старших школьников приобре­тает качественно новый характер, оно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устрем­лений. Если подросток оценивает себя применительно к настоя­щему, то старший школьник применительно к будущему.

Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте - усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руковод­ствоваться ими в своем поведении.

Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности разби­раются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».

Однако в отдельных случаях в результате неправильного вос­питания, влияния людей - носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведе­ния - у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравст­венные заблуждения и предубеждения и даже чуждые нашему обществу моральные принципы и установки, определяющие проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим, нездорового скептицизма, эгоизма. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном, требовательном коллективе, активно воздействующем на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек.

Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то вы­деляться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.

Старший школьный возраст совпадает со старшим подростковым воз­растом и началом юности. Это сензитивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются и развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложены в человеке от рождения. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчи­выми, глубокими. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

    многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;

    большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

    способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;

    появлением чувства любви.

    развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая воспри­имчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует раз­витию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстети­ческие чувства у них более сложны, чем у подростков. Но, с другой стороны, они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям, увлечению эрзац-культурой и т. п.

Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бе­сед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Они не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?» Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влю­биться сразу в двоих, может ли быть дружба между юношей и девуш­кой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъ­яснении понятий. Они относятся к житейским этическим понятиям так же, как к понятиям естественно-научным: ожидают точных, однознач­ных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства и воли, их мышление носит страстный характер (Курс обшей, воз"растной и пе­дагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. М.: Просве­щение, 1982. С. 99-100). В юношеском возрасте возникает более совершенное владение вы­ражением своих эмоций и чувств. Юноша не только умеет их скры­вать, по и маскировать. Так, взволнованность он может маскировать ироническим смехом, грусть - напускной веселостью, застенчивость - развязными манерами и самоуверенным тоном. Стихийное проявле­ние радости, которое так естественно для маленьких детей и подро­стков (подпрыгивание, хлопание в ладоши), начинает смущать стар­шеклассников: оно считается «детским». Застенчивость - характерная особенность юно­шеского возраста. Обнаружено, что среди учащихся 4-6-х классов школ и колледжей 42% застенчивых детей, но если различия между мальчиками и девочками по частоте ее проявления не отмечены, то в 8-х классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек. Особую специфику приобретает застенчивость у 15-17-летних юно­шей и девушек в процессе общения их друг с другом. В общении с лицами своего пола они чувствуют себя значительно увереннее, чем с лицами противоположного пола. В средневековой Франции был разработан специальный ритуал для за­стенчивых юношей и девушек, помогавший им выразить свои симпа­тии или антипатии друг к другу. В майские дни во время праздников и танцев каждый из них держал в руках букетик ландышей. Юноша, под­ходя к девушке, давал ей свой букетик. Если девушка испытывала к не­му симпатию, то отдавала ему свой. Это означало, что она согласна быть с ним вместе целый вечер. Если девушка бросала букетик юноши на землю и растаптывала его, это означало, что этот юноша ей совсем не нравится и ему больше незачем подходить к ней. Если юноша просил у девушки булавку, чтобы приколоть букетик к своей одежде, и девуш­ка давала ее, это означало, что она согласна выйти за него замуж.

Беззастенчивые. Это чрезмерно свободные в общении, общитель­ные до навязчивости, бесцеремонные люди. Их еще называют бес­стыдными. Среди школьников таких 13%. Это экстравертированные эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюриз­му люди. Они высококонфликтны, авторитарны, обладают низким самоконтролем. Беззастенчивость чаще встречается среди юношей, чем среди девушек. В старшем школьном возрасте на первое место выходят престижные опасности, затем -реальные и только потом - мнимые. Из престижных опасностей больше всего боятся неудачи на экзаме­нах и контрольных, одиночества, безразличия со стороны товарищей, выступления перед большой аудиторией. Из реальных страхов пре­обладает тревога за здоровье или потерю родных и близких, страх перед хулиганами, бандитами, страх перед большой высотой, страх войны и др. Мнимые опасности связаны с насекомыми, мышами, кры­сами, медицинскими процедурами. Отмечается боязнь покойников, вида крови, новой обстановки, темноты. Девушки отмечают мнимые опасности в 6 раз чаще, чем юноши. В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. По­иск друга начинается еще в подростковом возрасте. Но дружба юно­шей гораздо устойчивее и глубже. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Для юно­ши важно «излить душу» человеку, которому полностью можешь до­вериться. Отсюда понимание друга как другого Я. Поэтому интим­ная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет важное значение. Однако нельзя не учитывать, что представления о друге часто бывают ближе к Я-иде-альному, чем к Я-реальному. Люди, вызывающие у юноши симпа­тию, кажутся ему более похожими на него самого, чем это имеет место в действительности. Поэтому часто друг служит зеркалом, в котором юноша видит свое отражение. Бывает и так, что юноша сам идентифицируется с другом, начи­нает жить его переживаниями и теряет собственную индивидуаль­ность. Нередко друг выполняет функцию психологической, а порой и физической защиты, что наблюдается при дружбе школьников раз­ного возраста. Отсюда и выбор соответствующих друзей, и характер взаимоотношений с ними. В большинстве случаев друзей находят среди лиц своего пола. У школьниц потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем У школьников, и требования к дружбе у них выше, хотя позже эти различия выравниваются. Юношеская дружба как первая самостоятельно выбранная и глу­бокая личная привязанность предваряетлюбовь. Первая юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, бо­гата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, меч­тательности, лиричности и искренности. Правда, она>часто имеет ха­рактер влюбленности с типичными для нее взглядами, записками с объяснениями в любви и принимает «эпидемический» характер - в одном классе никто не влюблен, а в другом - все поголовно. Юношеская любовь - здоровое чувство, и педагоги должны отно­ситься к ней с уважением, а не пытаться «пресечь зло». В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления. Конечно, половое созревание придает сексуальную окрас­ку юношеским переживаниям и интересам, хотя юношеской любви еще далеко до зрелой любви взрослых, в которой гармонически соче­таются половое влечение и потребность в глубоком личностном об­щении, слиянии с любимым человеком. У юношей и девушек эти два влечения созревают не одновременно. Хотя девушки раньше созре­вают физиологически, у них на первых порах потребность в нежно­сти, ласке выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется половое влече­ние, а потребность в духовной интимности возникает позднее. Одна­ко по этой причине не нужно каждый случай возникновения чувства любви между юношей и девушкой рассматривать как разврат. Следует иметь в виду, что при взаимоотношениях школьников разного пола мальчики испытывают большую напряженность, чем девочки. Ведь согласно установившимся в нашем обществе культур­ным нормам, инициативу в налаживании интимных взаимоотноше­ний должен брать на себя мужчина. А как это сделать, юноши часто не знают. Характеристика мотиваиионной сферы В старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрирова­нии всей системы потребностей их формирующимся мировоззрени­ем. Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не про­сто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность обрести свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность. Под влиянием мировоззрения формируется достаточно устойчи­вая иерархическая система ценностей, воздействующая на взгляды и убеждения учащихся. Последние становятся довольно строгим кон­тролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопре­делению, в том числе и к выбору профессии. При этом старшекласс­ники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельст­ва, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем бо­лее зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формиру­ется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспекти­вой жизни. Это касается и выбора профессии. Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины импульсов, по­будивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку. Все это создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению школьников. У юношей познавательные интересы дифференцируются еще боль­ше, чем у подростков, их интересуют отдельные науки и учебные пред­меты. Возникает интерес к вопросам морали, мировоззрения, психо­логии людей. Особенности волевых проявлений Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчи-" вость в достижении поставленной ими цели, у них значительно увели­чивается терпеливость при физической работе (поэтому старше­классники могут работать достаточно долго и после появления первых признаков утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у школьниц старших классов резко сни­жается смелость, что, в частности, создает определенные трудности в их физическом воспитании. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой [для общества, товарищей. Можно считать, что волевая привычка сформировалась, если школь­ник без всяких усилий стремится к выполнению задания и испыты­вает неудобство, если почему-либо не может эту деятельность осу­ществить. Например, если школьник не сделал утреннюю зарядку, то ему становится не по себе, тревожно, как будто что-то у него не в порядке. Вообще, волевые качества у школьников развиваются в ходе фор­мирования их личности, ее нравственной основы.

Поскольку основное развитие познавательных процессов произошло до старшего школьного возраста, в этом возрасте идет лишь их со­вершенствование. Внимание. Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому вполне сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объясне­нии, а также при изложении теоретических вопросов. Если для школь­ников младших и средних классов ведущим фактором, организую­щим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала. Однако наблюдается внутренняя противоречивость развития вни­мания в юношеском возрасте. Объем внимания, его интенсивность и переключение достигают высокого уровня, в то же время внимание становится более избирательным и существенно зависит от интере­сов старшеклассников. Поэтому им бывает трудно сосредоточиться на мало интересующей их информации. Отсюда их жалобы на рассе­янность и хроническую скщсу. Мышление. В юношеском возрасте продолжается развитие абст­рактно-логического мышления. Следствие этого - «философствова­ние» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Для многих из них абстрактная возможность ка­жется интереснее и важнее действительности. При этом увлеченность абстракциями часто соседствует с мечтами о славе, о нежности, с мечта­ми-упованиями. Правда, склонность к абстрактному мышлению при­суща главным образом юношам, а не девушкам. В 14-15 лет повышается интерес школьников к интеллектуаль­ной деятельности, отношение к учению становится более серьезным. Это ведет и к повышению их интеллектуальных возможностей. В 15-16 лет резко снижается ригидность (инертность) мышления, оно ста­новится более гибким, подвижным. От 15 к 18 годам повышаются способности к прогнозированию (установление причинно-следствен­ных связей, планирование, выдвижение и анализ гипотез, актуализа­ция и реконструкция прошлого опыта). Память. Развитие памяти в старших классах связано с освоением школьниками приемов мнемической деятельности, т. е. приемов, спо- Рабствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выде­ление опорной информации и т. п.). Таким образом, с возрастом па­мять из способности постепенно переходит в качество ума, в котором отражается сплав врожденных особенностей (задатков) и приобре­тенных умений запоминать учебный материал. В результате овладения мнемическими приемами и снижения по­движности нервных процессов объем и точность запоминания у старших школьников снова возрастают, превышая уровень младших школьников. Общение . Общение старшеклассников имеет свои особенности. Во-первых, оно используется для самораскрытия и потому становится более довери­тельным со сверстниками, что сужает круг общения и предполагает дружеские отношения с партнером по общению. Во-вторых, увели­чивается общение со взрослыми, но в основном только в случае воз­никновения какой-либо проблемы, т. е. при необходимости получить совет, мнение по тому или иному вопросу. В случае общения со свер­стниками обсуждаются темы, связанные в основном с интересами и проведением досуга. Стремление к автономии - существенная характеристика обще­ния в юношеском возрасте. Выделяютавтономию поведенческую (по­требность и право юноши самостоятельно решать вопросы, касаю­щиеся лично его); автономию эмоциональную (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от роди­телей); автономию моральную и ценностную (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых). Поведен­ческая автономия достигается раньше других - уже в подростковом возрасте. Достижение эмоциональной и морально-ценностной авто­номии - удел юношеского возраста. При этом достижение эмоцио­нальной автономии сопровождается большими трудностями. Человеку в этом возрасте кажется (и часто он прав), что родители не принима­ют всерьез его переживания. Поэтому достаточно малейшей бестакт­ности со стороны родителей, чтобы внутренний мир их ребенка на­долго, если не навсегда, закрылся для них. При этом мать остается и для юношей более близкой, чем отец. К отцу в основном обраща­ются для решения самых главных вопросов, связанных с перспекти-- вами, планами и устремлениями на будущее, со способами, средствами Часть вторая. Возрастная психология Особенности Я-концегшии . Старший школьный возраст - это ранняя юность, т. е. начало завер­шающего этапа созревания и формирования личности. В этот период расширяется количество социальных ролей, выполняемых юноша­ми, причем появляется все больше взрослых ролей, которые требуют самостоятельности и ответственности. В частности, юноша стано­вится ответственным за преступления. Однако наряду с элементами взрослого статуса юноша сохраняет зависимость, и прежде всего ма­териальную, от родителей, что сближает его с положением ребенка. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрос­лый, а с другой - постоянно требуют от него послушания. Эта неопре­деленность положения влияет и на неопределенность Я-концепции старших школьников. Расставание с детством нередко переживается как потеря чего-то, нереальность собственного Я, одиночество, непо-нятость. Однако трудности юношеского возраста - это трудности роста, которые успешно прео*олеваются. Кроме того, не у всех стар­шеклассников они имеют место. Реальная опасность устойчивого эго­центризма и ухода в себя существует только у юношей с чертами невротизма или у тех, кто обладает низким самоуважением и плохи­ми человеческими контактами. Учитель может помочь таким юно­шам, незаметно включая их в наиболее приемлемые для них формы общения с другими. Старший школьный возраст - это период формирования взгля­дов и убеждений, т. е. мировоззрения. У старших школьников воз­никает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего вокруг них, выработать собственные взгляды и отношение. Именно в этом выражается их самостоятельность. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и по­ступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявле­ния своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Стремление самому во всем разобраться способствует формиро­ванию нравственных взглядов и убеждений, хотя они не всегда быва­ют правильными. Старшему школьнику недостаточно, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуаль­ность. Отсюда его стремление любыми путями обратить на себя вни­мание (часто - с помощью экстравагантной одежды, прически и т. п.). " У старших школьников заметно растет самосознание. Юноши хо­тят знать, кто они такие, чего они стоят, на что способны.Самоана­лиз, который является элементом самоопределения," становится од­ним из способов получения ответов на эти вопросы. Этот самоанализ часто иллюзорен, как и многие жизненные планы юношей, но по­требность в нем служит признаком развитой личности и предпосыл­кой самовоспитания юношей. Уровень самосознания определяет и уровень требований к самим себе и к окружающим. Школьники старших классов становятся бо­лее критичными и самокритичными. При этом моральные качества оцениваются выше, чем волевые. У них создается более целостное представление о себе и других людях. В. Ф. Сафин изучал особенности оиенки старшеклассниками мораль­но-волевых качеств своих сверстников. Анализ материалов показал, что старшеклассники в опенке личных качеств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым, причем чем старше уча­щиеся, тем ярче проявляется эта закономерность. Так, восьмикласс­ники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качест­вам, десятиклассники же- в 72% случаев. Соответственно снижается процент указаний на предпочтение волевых качеств (43% в 8-м и 28% в 10-м классе). Это создает благоприятную почву для формирования моральных устоев, морального облика старшеклассников. Обнаружились и половые различия в оценке личностных качеств. По­давляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преиму­щественно по моральным свойствам (причем с возрастом эта тенден­ция усиливается: 8-й класс - 70%, 9-й - 72%, 10-й - 83%). У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у них по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается до 63% (Курс обшей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гаме-зо. Вып. 3. М.: Просвещение, 1982. С. 92). В оценке самих себя старшеклассники достаточно осторожны. Они охотнее высказываются о своих недостатках, чем о положительных качествах. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, гру­бость, эгоизм. Среди положительных черт чаще всего называются верность, преданность друзьям, помощь в беде. Нетрудно заметить, что и положительные и отрицательные качества характеризуют стар­шеклассников со стороны установления контактов со сверстниками. Уже подросток, оценивая себя, учитывает свой физический об­лик. У юношей этот интерес не только сохраняется, но часто вызыва­ет сильное беспокойство. Многих юношей и девушек тревожат ма­ленький рост, полнота, прыщи на лице, длинный нос и т. д. Особенно тяжело переживают отставание в своем развитии ретарданты: задерж­ка появления вторичных половых признаков не только снижает их престиж среди сверстников, но и порождает сознание своей неполно­ценности. При формировании самооценки для девушек более важна их оцен­ка взаимоотношений с другими людьми. Старшеклассники-юноши при оценке себя могут охватить почти все стороны своей личности - интеллектуальные, волевые, эмоциональные, вследствие чего их Я-об-раз становится более обобщенным. Самооценка юношей складывается прежде всего под влиянием тех людей из ближайшего круга обще­ния, которые, по их мнению, являются носителями качеств, разви­тых до эталонного уровня. Если самооценочные суждения подростков зависят от их оценки со стороны сверстников и направлены в первую очередь на поиск от­вета на вопросы: «Каков я среди других? Насколько я похож на них?», то у старшеклассников самооценки зависят от сравнения себя со сво­им идеалом и направлены на нахождение ответа на вопросы: «Каков я в глазах окружающих? Насколько я отличаюсь от них? Насколько я близок к своему идеалу?» Старшеклассники стремятся соотнести себя с различными лите­ратурными персонажами (даже отрицательными). При этом если подростки идентифицируют себя с поступками литературных геро­ев, то юноши - с мотивами и переживаниями. Рост повышенного интереса к себе, саморефлексии обнаруживается и в ведении стар­шими школьниками интимных дневников. Составляющая самосознания - самоуважение, т. е. степень при­нятия или непринятия себя как личности. В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных ка­честв представление о собственной личности подвергается пересмот­ру. Юноши часто склонны выдвигать завышенные требования к се­бе, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе. Проявляется это по-разному: кому легко дается учеба, считают, что в любой умственной работе они легко достигнут успеха; те же, кто выделяется успехами только по определенным предметам, верят в свой «специальный» талант. Даже слабо успевающие стар­шеклассники находят у себя какие-либо интеллектуальные достоин­ства. Эта беспочвенная самоуверенность нередко вызывает многочис­ленные конфликты и разочарования. Однако гораздо опаснее пони­женное самоуважение. Юноши и девушки с пониженным самоуваже­нием часто испытывают трудности в общении, стремится спрятаться от окружающих, прикрываясь ложной маской. Необходимость играть не свойственную им роль усиливает внутреннюю напряженность, они болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на мнение о них других людей. Чем ниже самоуважение юношей, тем больше они стра­дают от одиночества. Пониженный уровень притязаний, являющийся следствием низкого самоуважения, побуждает юношей уклоняться от деятельности, в которой есть элемент состязательности. Такие юно­ши часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. Если учитель заметил у какого-то уче­ника признаки низкого самоуважения, нужно создавать для него та­кие ситуации, в которых он мог бы получить доказательство своей человеческой и социальной ценности, в частности можно включить его в общественную работу. У старшеклассников усиливается стремление быть материально независимыми, в результате почти каждый четвертый школьник в возрасте 15-16 лет хочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги. Профессиональное самоопределение старших школьников Перед старшими школьниками встает первостепенная задача - про­фессиональное самоопределение, выбор своего жизненного пути, про­фессии. В профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше). Таким образом, старшие школь­ники находятся как бы на перепутье: многие еще в поиске, а некото­рые уже сделали свой выбор. Но вне зависимости от этого старшие школьники обращены в будущее, и настоящее выступает для них как подготовка к этому будущему. Отсюда изменяется отношение школь­ников к учению.Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего. В старшем школьном возрасте меняется соотношение между учеб­ными и профессиональными интересами. У подростков выбор профес­сии (скорее декларируемый, чем обоснованный) определяют учебные интересы. Он в значительной степени импульсивен, совершается не­редко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т. п.) или является актом подражания стар­шим товарищам. У старшеклассников же имеет место и обратное: выбор профессии способствует формированию интереса к тем пред­метам, которые нужны для выбранной профессии. Кроме того, этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, вни­мательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться. Выбирая профессию, школьники учитывают не только свои склон­ности, но и свои возможности: способности, уровень знаний. Это сви­детельствует о взвешенности принимаемых ими решений. Оценивая свои способности, многие школьники приходят к выводу о необхо­димости самосовершенствования. Внешкольная социальная среда не является для учащихся рефе­рентным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется про­фессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже ока­зываются плохими помощниками. Таким образом, решающее значе­ние в выборе профессии принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники поступа­ют в то или иное профессиональное учебное заведение. Большое значение имеет престижность того или иного рода дея­тельности в конкретных социальных условиях. В 1930-1960-х гг. в нашей стране высокопрестижными считались военные, инженер­ные профессии, в 1970-1980-х гг. - гуманитарные, в 1990-х - ком­мерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. Выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается в 50-70% случаев без за­метной возрастной динамики. У 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Между планом и фактическим самоопределением расхождение наблюдается у 50% выпускников школы. Это значит, что у старшеклассников процесс профессионального самоопределе­ния не завершился. Сформированный профессиональный план имеют старшекласс­ники с более высоким уровнем интеллектуального развития, мораль­но нормативные и добросовестные, обладающие высокой тревожно­стью. На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают половые раз­личия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознан­ности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследо­вательская. У юношей на профессиональное самоопределение влия­ют факторы дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированное™ профес­сионального плана и степень уверенности в правильности профессио­нального выбора. У девушек жизненное и профессиональное само­определение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целост­ное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределе­ние формируется в русле общей жизненной перспективы и органи­чески входит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комби­наторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает количество требова­ний к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же количество требований к бу­дущей профессии возрастает незначительно.

“… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта”

А. Эйнштейн

Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы

с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми – перешли в среднюю школу. Подумать только, уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. Но, увы, год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном, адаптация в 5-м классе долгое время тревожит и учителей, и родителей.

Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца – это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учится говорить. Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1-м классе, 5-м классе, 10-м классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки в зависимости от времени протекания адаптации, возраста человека, цели адаптации и т.д. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта и нервного истощения. Освоив механизмы этого процесса, человек способен сознательно управлять собственной адаптацией.

Мы наблюдаем состояние детей в 5-м классе, отслеживаем их школьную успешность и видим, что успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. И одна из причин происхождения этого кризиса: переход из одной социальной ситуации в другую.

Адаптационный период - это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Если задачей психологической службы школы является совместная с классными руководителями разработка содержания адаптационного периода, то целью работы административной команды должно быть обеспечение организационной стороны, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется:

  • низкой организованностью;
  • учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
  • снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях;
с психологической:
  • снижением самооценки;
  • высоким уровнем ситуативной тревожности.
  • Таким образом, проблема преемственности и адаптации ребенка характеризуется как продукт сложных взаимодействий человека с внешней средой.

    То, по какому магистральному пути пойдёт развитие школьника в эти годы, будет ли в периоды адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент успешного обучения или ребенок попадёт в чужой, непонятный, а,

    следовательно, и враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов.

    Возрастные особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста

    Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возрастостропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

    Следует помнить о том, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны, прежде всего, с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит системе социальных взаимоотношений. В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится общение.

    Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания подросток готов на многое (например, занятия паркуром). Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения.

    Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии одноклассников. Не следует упрекать, поучать, стыдить подростка в присутствии других детей. Это может вызвать острый конфликт. Потерять авторитет в глазах одноклассников, уронить свое достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Недаром мудрые говорили: “Упрекай наедине, хвали – публично”.

    Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

    На уроках “Познай себя” я обратила внимание на то, что хотя около 70 % пятиклассников и отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, но в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.

    Новообразованиями подросткового возраста являются:

    • чувство взрослости.

    Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность. Чувство взрослости, стремление к самостоятельности - новообразование подросткового возраста.

    У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах);

    • стремление к самостоятельности.

    А посему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). К сожалению, подобная "самостоятельность" - одна из основных причин конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. И родителям придется смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни.

    Внутренне происходит следующее – появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).

    Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно.

    По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит.

    Эмоциональные переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, и педагогу нужно будет проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

    Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог. Беда подростка состоит в том, что он еще не владеет способами выполнения, реализации новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу – важная задача педагога.

    В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит внутренний отход от школы – школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

    Как показывают психологические исследования, основная причина такого “отхода от школы” заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности подростков является целенаправленное формирование мотивов. Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено прежде всего качеством работы учителя и его отношением к учащимся.

    При изучении динамики отношения детей 3-го, 4-го и 5-го классов к учебной и другим видам деятельности нами использовались следующие методы: наблюдение, беседы с учащимися, написание мини-сочинений.

    Анализ ответов учащихся убеждает нас в том, что отношение детей к учебе значительно меняется от 3-го к 5-му классу, и эти изменения наиболее ярко выражены при переходе из начальной школы в среднюю. Например, если в 3 классе дети на вопрос: "Любишь ли ты учиться?" практически все дают положительные ответы, то в 4-5 классах число их уменьшается, много детей дают неопределенные ответы или как-то оговаривают положительные.

    Такое изменение отношения к учебе в 5-м классе характеризуется, судя по анализу, мотивировок детей, неудовлетворенностью и снижению интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженности, увеличения трудностей. Положительное отношение учащихся начальных классов к учебным предметам в 5 классе меняется. Оно становится менее активным, ответственным. На уроках дети начинают отвлекаться на посторонние дела, разговоры, дисциплина падает. Об ухудшении отношения к учебе свидетельствует и то, что многие начинают тяготиться учебой, особенно по отдельным предметам, жалуются на трудность и усталость, неинтересность. Неудовлетворенность ухудшившейся успеваемостью, главным образом по языку и математике, приводит к тому, что дети начинают предпочитать более легкие и увлекательные предметы. Многие дети оказались не готовыми к обучению в 5 классе, к различным системам требований учителей-предметников, не имеют навыков самостоятельной работы, им трудно приспособиться ко всем изменениям и это сказывается на их успеваемости. На отношение детей к тому или иному предмету заметно сказывается характер взаимоотношений ученика с учителем. Когда уроки начинают вести разные учителя, практически у всех детей происходит смена любимых предметов.

    Можно сделать вывод:при переходе из начальной школы в среднюю у детей снижается интерес к учебе, происходит дифференцирование интереса к различным предметам, появляется, на их взгляд, скучные и однообразные уроки. Но, несмотря на все эти изменения, осознание ими важности и необходимости учения сохраняет свои мотивационные качества.

    Итак, с одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Но было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Подростковый возраст отличается и массой положительных факторов:

    • возрастает самостоятельность ребенка,
    • более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми,
    • значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности,
    • развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.

    Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

    Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится “облегчением”. Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма “бездельник”, “хулиган”, “лодырь”, “неумеха” и т.д. Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.