Домой / Глаза / В бедных странах африки за ресурсы, необходимые производителям гаджетов, идут непрерывные войны. Особенности африканского воспитания

В бедных странах африки за ресурсы, необходимые производителям гаджетов, идут непрерывные войны. Особенности африканского воспитания

Разница между системами детских учреждений в ЮАР и России существенная. Я, как мать, имею опыт вождения ребенка в детский сад как в России, так и в Южной Африке. Ситуацию с российскими садами еще представляю, будучи членом родительского комитета.

В РФ детские сады только с недавнего времени стали считаться частью «школы», т.е. частью именно системы образования. Но детский сад воспринимается как место, куда можно отдать ребенка, пока родители работают. Некоторые матери, которые не работают, не отдают в подобные заведения — зачем отдавать «чужим теткам» воспитывать ребенка?

В Южной Африке к этому относятся как к обязательной школе, без которой ребенку будет сложнее учиться дальше. Хотя в ЮАР довольно широко распространено домашнее обучение — дети самостоятельно, под присмотром родителей или репетиторов проходят школьную программу.

В ЮАР такого понятия, как детский сад, не существует. Детей отдают в школу, и дальнейшее развитие ребенка идет уже по ступенчатой схеме — доначальная школа, начальная и т. д. Сад является звеном школы, а не подготовкой к ней. Поэтому они не используют термин kindergarten-детский сад, а используют school — школа.

Обычно «школа» до 12.15, а потом, дети остаются в так называемый after care - это уже собственно сад, за что надо отдельно платить. Там дети уже спят, кушают, гуляют. Обычно они находятся на одной территории, но формально это два разных места. В школе одни педагоги, а в «саду» другие — часто у них разные бухгалтерии. Выглядит это следующим образом — ребенок приходит, занимается, время заканчивается — его либо забирают родители-няньки-бабушки, либо он берет вещи и переходит в соседнее здание, где с ним уже сидит другой «воспитатель». Есть и такие сады, где всё объединено в одном помещении, а педагоги одни и те же — это как правило государственные.

Все сады платные, даже государственные. Есть, конечно, бесплатные, находящиеся в районах бедноты, где в основном черные, и работают волонтеры, но мы про них писать не будем.

Чтобы понять специфику этого общества, необходимо отметить, что ЮАР только в 1994 году отказался от Апартеида, т.е. системы, предписывающей сегрегированную жизнь по расовому признаку. До победы Нельсона Манделы на выборах черные не могли посещать те же учебные заведения, что и белые, как, впрочем, и цветные. Цветные — это потомки от привезенных рабов из Индонезии, Малайзии, Индии и др. еще в 17 веке. И путать их с черными и белыми нельзя. Они не черные, но они и не белые. Белые были привилегированной частью населения, которая занимала все административные должности и обладала всеми правами. После 1994 года ситуация поменялась. Черные, придя к власти, стали лоббировать свои интересы, таким образом, стали не просто полноценными членами общества, но и стали власть имущими, обладая подчас большими правами, чем белые и цветные. Появился класс новых богатых черных.

Но по-прежнему можно заметить, что чем дороже сад, тем меньше там черных и цветных детей. В бедных — одни черные. Хотя многое еще и зависит от престижности района.

Также надо понимать, что в Южной Африке 11 официальных языков — английский, африкаанс (язык буров, потомков первых колонистов — французов, португальцев, и в первую очередь голландцев), и 9 национальных языков — коса, зулу и др. Т.е. при выборе сада надо руководствоваться еще и языком, на котором будет проходить обучение. Большинство садов на английском, но есть и сады, где обучение только на африкаанс. Для некоторых цветных родным является африкаанс, и другого родного языка у них нет. С другой стороны, здесь много чисто английских семей, который африкаанс не знают.

Но основным и самым распространенным языком является английский. Хотя с ним тут тоже не все так просто. Когда мы отдавали ребенка в первый государственный сад, по незнанию и отсутствию опыта не обратили внимания на то, что педагоги там были черные. Обучение проходило на английском, но произношение и качество языка оставляло желать лучшего. Мы вынуждены были сменить сад. Это, конечно, не значит, что черные — плохие педагоги. Но с большей долей вероятности, они оказываются весьма посредственными специалистами. Поэтому в садах, где черные педагоги, белых почти не увидите. Почти все, кого мы здесь встречаем, однозначно говорят, что надо отдавать в «белые» сады, где, к слову, есть и черные, и цветные дети.

Очереди в сады здесь есть, если группы сильно переполнены. Но это очереди совершенно иные, чем в России. У нас, чтобы записать ребенка в сад, необходимо ребенка с рождения ставить на очередь — в Москве с недавнего времени это делают через интернет. Если это район, где нехватка дошкольных учреждений, есть шанс, что вообще не попадешь в бюджетный сад. Из-за этого процветает коррупция.

Здесь же ты приходишь лично в сад, говоришь, что хочешь, чтобы ребенок ходил к ним. Если у них есть место, можно приходить хоть завтра. Если же нет, ребенка записывают в так называемый лист ожидания. Когда мы записали дочку в этот лист, думали что это надолго, но мне позвонили уже через полторы недели и сказали приводить. Государственные сады здесь платные, опять же, я не говорю о садах нищих районах, коих здесь много, где работают специальные заведения с волонтерами, часто приезжающими из других стран — Англии, Австрии, Германии и др. для работы с детьми.

Дисциплина

Плохо ли это, или хорошо, но в Южной Африке нет рамок — хочешь ходить, ходи, приводи. Не хочешь — пропускай, все очень просто — деньги решают все. Дисциплины нет. Никто не грозит тебя выкинуть из списков. Есть тут конечно общие каникулы, праздники и т. п. Но это вообще не проблема.

Можешь опаздывать хоть на час, дело твое.

Дети могут спать днем, а если не хотят, не спят. У них и кроватей толком нет — матрасики стелют, или маленькие такие пластиковые кроватки с сетками (собирают потом в один большой стенд). Обычная картина — часть детей пытается заснуть, кто-то спит, в то время как другие сидят за столом и рисуют или просто тихонько играют в игрушки. Вспоминаю свое детство, когда я все время притворялась — ну не могла спать в тихий час — это была пытка. Заходила воспитатель, и на голову одеяло надевала, чтобы другим не мешала спать.

Другое отличие — здесь вообще не требуют никаких справок — ты приводишь ребенка, заполняешь анкету, где просто пишешь — есть ли заболевания, аллергии, или нет. Т.е. все со слов родителей. Многих в России бесит, что ребенок, чтобы попасть в детский сад, должен пройти полную медкомиссию. Это превращается в муку, растянувшуюся на несколько месяцев, когда ты вылавливаешь специалиста неделями, чтобы попасть к нему на прием. Прививки, решения, анализы. В ЮАР просто приводишь ребенка и все. Помимо медкарты, непосредственно за несколько дней до посещения сада, в России необходимо сдать анализы и пройти осмотр у врача. А справка действует только на 3 рабочих дня. Не успел — иди заново. Уехал в отпуск с ребенком на 3 недели, по приезду — иди с ребенком к врачу, и получай справку, что ребенок здоров и может контактировать с другими детьми. Здесь — в этом смысле вообще никакого контроля нет. Здесь даже нет никакой медсестры в саду.

Многие связывают такое отношение с тем, что медицина в Южной Африке очень дорогая, а мол, если с ребенком что-то не так, его и не возьмут. Если ребенок сильно болен — родители его не приведут в «школу». Я бы сказала, что подобное отношение скорее минус. Ведь есть заболевания, которые протекают бессимптомно, и их легко просто не увидеть тогда, когда можно что-то исправить. А бывает уже поздно.

Но, с другой стороны, здесь вообще к воспитанию детей другое отношение. Более легкое.

Придя в любой сад, вы увидите детей, снующих повсюду. Никто не гонит их сидеть обязательно там, ходить именно здесь. Все свободно. Многие из них, даже в холодную погоду бегают босиком. В ЮАР очень многие взрослые ходят прямо по улицам без обуви, даже в городе. И даже зимой, т.е. нашим летом — с июня по август. Хотя зима в ЮАР — это не зима в Москве, это все же не африканская зима, какая представляется большинству. Зимой здесь температура может быть до 10 градусов, при очень промозглом антарктическом ветре и проливном дожде. И дети все равно одеты часто легко — шортики, сандалии.

Вспоминаю, когда у нас осенью было 10−15 градусов, меня отчитывали воспитатели за то, что я приводила ребенка в сад без шапки. Говорили «заболеет, а мы виноваты? Нет уж, одевайте тепло!». В ЮАР приводи хоть голым, и не потому, что воспитателям плевать, в чем твой ребенок будет одет. Просто здесь даже сами взрослые одеваются легко. Такая здесь культура и норма. Это не воспринимается как исключение или средство закаливания. Это, правда, среди белых.

Черные же наоборот часто мерзнут даже в более теплую погоду, и можно увидеть на улицах, в +20 черного мальчика в шапке и пуховой куртке. Много самих взрослых черных в +25 в шерстяных шапках и пальто. Хотя черные, которые ходят в «белые» сады, тоже одеты легко.

При легком воспитании, к еде здесь отношение абсолютно халатное. Никаких нормативов по тому, что должно быть в рационе ребенка, в детских учреждениях здесь нет. В саду ребенку могут дать чипсы, конфеты, попкорн и т. д. Более того, йогурты, фрукты и соки — каждый день мы сами даем ребенку с собой. Хотя одна моя знакомая русская, живущая в другом конце Кейптауна, говорит, что у них с саду, который дешевле почти вдвое нашего «лучшего», — каждый день супы, пареные овощи и т. д. У нас же, детей на обед кормят в лучшем случае макаронами, а в основном сэндвичами с колбасой, кетчупами и т. д. Здесь нет единой системы питания, стандартизации, более того, хороший сад не обещает вашему ребенку здорового питания. Мы вынуждены давать еду ребенку с собой. Многие жалуются, что это беда с питанием во многих садах.

Программа обучения

При всем при том, что у нас считается, что детские сады — не «младшие» школы, система обучения намного сильнее, чем в южноафриканских preprimary school, школах. Программы даже сравнивать нельзя. В нашем саду в России (к слову, это был обычный муниципальный сад) детям преподавали основы математики, у детей 2 раза в неделю была физкультура, несколько раз в неделю музыка, основы экологии, отдельно педагоги по рисованию, был отдельных психолог и т. д. И это не особенность сада, а обязательная программа для всех подобных учреждений. Другой вопрос — квалификация работников и их наличие. Хотя сейчас многие занятия пытаются перевести в России на платную основу — но пока бесплатно.

Здесь тоже же с детьми занимаются — рисование, клейка машинок, чтение книг. Но занятия более однообразны и примитивны. Я бы даже близко это «школой» не назвала. Бывают иногда дни, когда они изучают какую-то тему — животные, еда, форма и т. д. Об этом говорят заранее, и родители готовятся. Неоспоримый плюс перед нашими садами — детей иногда всех вывозят — или в лес, или на пляж, для уроков об окружающем мире. Детям очень нравится.

В последнюю пятницу в местном саду был «вечер кино». Детей приводили в к 18.30, а забирали в 21.00 — дети смотрели мультфильмы и кушали хот-доги. Вечер был в пижамах и с пледами. Родители забирал детей домой, и сразу спать. Более счастливого, ребенка не видела — ходила в кино как большая.

А если хочешь что-то еще — води дополнительно. Но куда? Секций полноценных мало, только если спортивные, вроде танцев или бассейна, и те сомнительного качества. В «школах» здесь часто детям ставят мультики. Знакомые родители рассказали о том, что у них супер-педагоги приходят дополнительно, но, поговорив более подробно, оказалось, что это то же самое — обычное рисование и клейка-лепка. В этом смысле, пока еще система обучения малышей, хоть и называемая «садиком», а не «школой», в России на несколько порядков лучше. Небо и земля.

С другой стороны, наших воспитателей измучили проверками, переквалификациями, и в итоге они уже не с детьми сидят, а в ужасе ждут контролеров, которые придут, и будут инспектировать, смотреть — сколько детей в группах, проверять рисунки, все ли постирано, все ли на месте лежит. Пару раз помогала воспитательнице печатать отчеты, поэтому знаю. Часто, к сожалению, сами педагоги оставляют желать лучшего. Подчас складывается ощущение, что воспитатели — неведомая каста детоненавистников. Это могут быть тетки, уставшие от жизни, и которым бы не с детьми сидеть, а бумажки в какой-нибудь управе перекладывать.

Как вывод, я бы сказала, что сама система у нас, безусловно, пока еще лучше. Мы не понимаем и не ценим того, что имеем. Но чиновники убивают хорошую систему, тираня заведения и в первую очередь педагогов, чья задача дети, а не бумажки. Есть единые нормативы, пособия, сильные программы. В ЮАР же все хаотично и часто просто завязано на педагогов: хороший — хорошо занимаются, нет — дети просто болтаются без дела. Системы как таковой вообще нет. Нет даже единой школьной программы — в разных районах страны бывают серьезные различия.

В нашу систему входит, помимо образовательных стандартов, единый смотр за ребенком — медицина, питание, безопасность — все в комплексе. В Южной Африке такого нет. Халатность да, но, с другой стороны, на детей никогда не кричат и не давят. Ужасов «воспиталок-мучительниц» нет. Моя русская подруга, как-то сказала, что своего ребенка никогда в сад не отдаст — до сих пор в кошмарах приходят садовские дни, когда ее гнобила воспитательница.

В России бюрократия так затюкала сады, что воспитатели часто вынуждены заниматься бумажками и ожиданиями комиссий больше, чем детьми. За непришедшего ребенка в сад начинают выговаривать воспитателям, от этого они в постоянном стрессе, когда дети не приходят вовремя. Они в свою очередь начинают компостировать мозги родителями — посчитана еда, сбиваете режим, опоздаем из-за вашего ребенка на 5 минут на рисование и т. п. У нас в России в соседнем саду просто закрывают дверь, и не открывают, если опаздываешь, и надпись еще благородная: «уважайте наш труд». К слову, частные сады часто тоже вынуждены играть по правилам общей игры, где за непришедшего, конечно, ругать не будут, но те же инспекции будут.

Здесь сады не боятся, что придет комиссия и их расформирует. И дело не в том, что здесь много частных садов. Государственные не мучают инспекции (как у нас), за то, что ребенок не пришел, а на него приготовили спагетти. Здесь главное — дети.

Наша система лучше, но с каждым годом бюрократия доводит до бреда все начинания. Гробят хорошее, что есть. Здесь же, при ужасном кормлении, отсутствии единых стандартов, слабой подготовке, более человечное отношение как к родителям, так и детям.

Африка для многих представляется отсталой частичкой от всего цивилизованного мира. И о каком воспитании в их племенах может идти речь? Однако, как бы удивительно это не звучало, именно африканские дети менее капризные и агрессивные. Они редко ссорятся между собой и не позволяют себе повышать голос на старших.

На развитие и воспитание ребенка оказывает влияние не мама с папой, а окружающая внешняя среда. Дети с самого рождения лишены всех тех благ, которые имеются у детей других стран: кроватки, коляски, манежы, погремушки, соски. Они сразу попадают в огромный мир, где их маленькая жизнь очень тесно переплетается с жизнью взрослых людей. Из-за того, что у родителей просто нет возможности организовать отдельное спящее место для своего чадо, ребенок ночной отдых проводит вместе с родителями. И только он сам потом решает, когда ему придет время покинуть это ложе.

Африканские женщины в первые годы жизни своих малышей ни на минуту с ними не расстаются. Они носят их на себе в специальном коконе, и как раньше выполняют все домашние обязанности: готовку, уборку, сбор веток и ягод, стирку. Получается, что малыш целыми сутками чувствует мамино тепло и при этом подсознательно знакомится с делами взрослых. Как только ребенку исполняется год, и он начинает ходить, он сразу вовлекается в бытовой процесс.

У африканских детей хорошо развито чувство опасности и самосохранения. Маленькие дети могут часами бегать по двору с колющими и режущими предметами, при этом не поранить остальных и самим остаться невредимыми. И от родителей, которые становятся свидетелями таких ситуаций, никогда не услышишь запретов и ограничений.

Если речь идет не о племенах, то в африканском обществе новоиспеченной маме предоставляют декретный отпуск только на 4 месяца. Затем ребенка отдают в ясли, которые очень неплохо оборудованы. Там находятся дети разного возраста, их разбивают на группы. Однако, если в одной группе с маленькими детьми их всего лишь 3-4 человека, то их могут соединить с более взрослыми ребятами. Такой подход позволяет деткам быстро учиться у старших всем навыкам и умениям. Они развиваются намного раньше, чем их сверстники в других странах.

В африканской семье, наверное, как нигде, существует четкое разграничение обязанностей между девочками и мальчиками. Юноши с ранних лет приучаются быть добытчиками и защитниками своей семьи и своего племени. Их посвящают во всевозможные обряды и ритуалы, проверяя на выносливость и силу. Девочки же целыми днями находятся возле своих матерей, полностью помогая им по хозяйству. Задача мамы, обучить малышку всему, что должна знать африканская женщина. В воспитании сыновей, мамы, после определенного возраста, совершенно не вмешиваются.

Если вы ждете, что сейчас будет очередное «размазывание соплей» по поводу страданий африканских детей, то вам лучше не читать то, что здесь написано. Мы поговорим о проблемах маленьких африканцев просто и всерьез. Тем более, что немалая часть «сложных» подростков этого континента ведет довольно мерзкий, ну, или просто аморальный способ жизни. Вы, в курсе, что вербовка в африканские банды, которые контролирую значительную часть этого континента, осуществляется через убийство родителей подростка им же самим? Нет? Но, это так. Так что, это вам не какие-то там «проблемы воспитания», всё серьезно и очень плохо. Конечно, не везде, нет, ну что вы! Однако, проблемных регионов в Африке очень много, и если кто-то хочет, что бы там произошли реальные изменении в сторону улучшения жизни всё тех же детей, то надо всерьез ставить вопрос о создании в таких странах, хотя бы какой-то нормальной инфраструктуры для этой самой нормальной жизни.
Но ведь, речь идет, напомним, о регионах, где царствуют самые настоящие банды, где у людей довольно много автоматического оружия, где селенья вырезают селенья. Как вам такой расклад? Никто не хочет помочь детям Африки из таких стран? А? Ну, что же вы?! Может какой-нибудь марафон проведете, или поедете туда с проповедями типа: «ты не хороший дядя, нельзя деток заставлять убивать своих родителей, а потом всех остальных, кого они по твоему приказу убили…». Не желаете, съездить пообщаться? Как? Что уже всё желание спасать несчастных детишек у вас отпало? Ах, вы боитесь, что сами детишки вас и убьют? Да…, в общем, уж ситуация…. Что вы говорите? Есть специальные мировые организации, которые должны решать эти вопросы? Это, как «решать»? Поехать туда и погибнуть вместо вас? Ах, гуманитарную помощь туда отвезти? Это, что бы местные бандиты забрали ее у голодающих, в том числе и детей, и им же потом ее и продавали? Или может, вы будете прививки кому-то там делать? Что, тоже страшно? Вы даже сомневаетесь, что таким голодным и слабым прививки помогут? Вот, же ж …!!! И что делать? Ну, вот, вы — умные и взрослые, ну, расскажите: что надо делать?
А пока вы думаете, или уже плюнули думать, решив внутри себя, что-то типа: «да, ну их этих детей Африки, что я прямо должен(на) о них думать?!, подумаешь…»., осмелюсь высказать пожелания страждущему подрастающему поколению африканцев. И пожелать я им могу только одно. Скорей бы современные вооруженные силы вышли на уровень умения тотально контролировать практически любую местность. Которую они также научаться стремительно захватывать, накрывая сетью всё того же тотального контроля. Тогда можно будет говорить о создании в таком регионе нормально работающих предприятий. И вот только с этого момента у африканских детей появится шанс жить нормальной жизнью. Правда, по ходу дело всё местное население еще и надо будет почти полностью разоружить, но это уже детали… А до наступления такого времени…в общем, ничего детям проблемной Африки не светит. Кроме, может, всё той гуманитарной помощи, которая к ним не факт, что дойдет. Или прививок к их истощенных телам некой устойчивости от каких-то болезней, хотя, и тут – «не факт». Да и, что это за жизнь такая: от одно гуманитарной помощи до другой?
Ну, а вы что-то придумали? Может, всё-таки, проведете марафон в поддержку? В поддержку чего? Ну, как чего?! Конечно, модернизации международного контингента вооруженных сил! Чего же еще?!

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. Каждая страна имеет свои неповторимые традиции, в каждой стране сохраняются национальные обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Редакция сайт подготовила материал о способах и принципах воспитания детей в разных странах. Сегодня мы заглянем в Бразилию, Англию и Африку.

Бразилия

Эта одна из немногих стран, где очень бережно относятся к обычаям. Именно в этой стране сохранились традиционные бразильские семьи, большие и дружные. Необходимо отметить, что количество детей часто зависит от уровня материального достатка семьи. Существуют большие различия между воспитанием мальчиков и девочек, однако до пятилетнего возраста существенных различий нет. Девочек сразу начинают приучать к домашнему хозяйству и уходу за младшими детьми, а впоследствии и за родителями. В пятнадцатилетнем возрасте их уже выдают замуж. Мальчиков воспитывают как будущих глав семей, по мере возможности им дается наилучшее образование. А дальше они подыскивают себе работу, как правило, согласно своему социальному статусу. Воспитанию как таковому родители уделяют мало времени. Они позволяют детям развиваться самостоятельно и набираться опыта.

Англия

Английское воспитание имеет ряд своих oособенностей. С малых лет ребенок рассматривается как самостоятельная личность. К совсем юным детишкам относятся очень терпеливо, от баловства и шалостей просто отвлекают чем-нибудь, переключая их внимание на что-то другoе. За любoе правильное решение или поступок, пусть даже и незначительное, ребенка стараются похвалить, поднимая его самооценку и уверенность в себе. В этом англичане видят ключ к воспитанию уверенной в себе личности, готовой преодолеть сложные жизненные ситуации.

Одна из интересных особенностей заключается в том, что родственники с момента рождения детей стараются откладывать на его банковский счет ежемесячно небольшие суммы. В итоге к совершеннолетию сумма становится довольно приличной. Таким образом, окружение ребенка создает для него некий материальный задел, который одновременно служит средством приучения малыша к понятию «зарабатывание денег». В итоге он сам начинает стремиться пополнить свой банковский счет с помощью различных подработок, средства от которых накапливаются для осуществления поставленной цели.

Детство у английских детей очень короткое: уже в 4-летнем возрасте начинается школьная пора, но стоит отметить, что занятия в младшей школе проходят в игровой форме, исходя из возможностей ребенка. И еще одна отличительная черта английского воспитания, которая, пожалуй, относится больше к взрослым, нежели к детям: в Англии не поощряется, чтобы взрослый делал замечания чужому ребенку. Если ребенок шалит или делает что-то нехорошее, то по английским правилам нужно сказать об этом родителям шалуна, а не одергивать ребенка. Главная цель английского воспитания – развить силу характера ребенка, привычку в любых условиях владеть собой, не сдаваться перед трудностями и находить выход из любых, даже самых непростых ситуаций, и, конечно же, сохранить при этом манеры истинного джентльмена или истинной леди, как веками было принято в английском обществе.

Африка

Это огромный континент с невероятным разнообразием дикой флоры и фауны, климатическими условиями и необычными народами. Каждая этническая группа представляет собой общность со своими традициями, обычаями, верованиями. Но при этом наиважнейшую социализирующую функцию у всех без исключения народов выполняет коллектив – община. Дети являются объектом заботы и воспитания не только близких, но и для общины в целом.

Жизнь ребенка тесно соприкасается с жизнью взрослых. От рождения его не кладут спать в кроватку рядом, он спит вместе с родителями. Это продолжается до того времени пока он сам не пожелает отделиться, приблизительно в 3-5 лет. В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребенок ощущает себя так же уютно, как и в лоне матери, так как он еще не может оставаться один. Между тем малыш наблюдает за бытом и даже осваивает ремесла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем, чем может.

В общинах Африки дети могут свободно пользоваться ножами и другими острыми предметами, при этом не поранив ни себя, ни других. Обучение подростков навыкам труда, профессии – это важнейший элемент воспитания в семье. Также стоит отметить, что большое внимание уделяется воспитанию в детях уважения к старшим и послушания.

О традициях воспитания написано огромное количество книг, но ни одна из них не даст ответа на вопрос, как правильно воспитать ребенка? Не стоит забывать о самом главном: человек учится на примерах, быть хорошим примером для своего ребенка – самая главная задача.

Продолжение следует...

В африканских племенах обнаружено, что дети никогда не капризничают , не кричат и не ссорятся друг с другом.


Этот удивительный факт заставил понаблюдать за образом жизни этих племен. И стало очевидным, что образ жизни, и тем более воспитание детей существенно отличается от образа жизни и воспитания в урбанистических странах. Прежде всего обнаружено, что ребенок всегда в процессе жизни, его сфера не отделяется манежами, колясками и погремушками . Его жизнь находится в тесном соприкосновении со взрослой жизнью. С самого рождения его не кладут спать в кроватку рядом, а он спит вместе с родителями. И так до того момента пока он сам не захочет отделиться, примерно в 3-5 лет. Для нас это может казаться очень странным, особенно на фоне того, что сейчас очень модно класть ребенка отдельно , и не отзываться на его крики, якобы воспитывая в нем самостоятельность.

В действительности, в первые годы жизни у ребенка очень сильно проявлен страх, для него все что ни происходит либо безопасно, либо опасно. Он еще не отделяет себя от матери как самостоятельная личность , поэтому оказаться в одиночестве и изолированности от мамы, грозит серьезным чувством брошенности , которое может сопровождать человека всю его последующую жизнь. До семи лет ребенок должен получить чувство безопасности и защиты .

В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребенок чувствует себя также комфортно, как и в утробе матери, ведь он еще не способен оставаться наедине с собой. Параллельно, он наблюдает за бытом и даже осваивает ремесла . И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем чем может. В африканских племенах дети могут спокойно брать ножи и другие острые предметы, при этом не поранив ни себя, ни других. Они могут прогуливаться возле огромного обрыва, при это не упасть туда. Наше же воспитание зациклено на ограничениях, которые формируются в негативной форме : «Не ходи туда, ноги переломаешь», «не бери то-то, а то сломаешь» и т.д. Возможно в нашем обществе уже и невозможно избежать всех этих запретов , ведь в действительности они формируются поколениями и культурой. Но можно попробовать немного ослаблять контроль и позволять малышу помогать. Только потом не говорить о том, как крупно порезаны огурцы, ведь это навсегда отобьет охоту помогать.

В африканском обществе нет манежей, где дети играют . Как-то попытались построить им такой манеж, но за ненадобностью, он просто стоял без дела. Ползание и осваивание территории помогает ребенку ощущать трехмерное пространство, правую и левую стороны, центр тяжести. В дальнейшем это позволяет ребенку учиться читать и считать. Ведь открывая книгу, ребенок, который «не доползал» , просто не понимает это параллельноее пространство, он не умеет с ним взаимодействовать. Природой все устроено настолько гармонично и правильно, и вмешиваясь в этот процесс мы зачастую можем только навредить. Кто бы мог подумать, что умение читать связано с ползанием младенцем по полу !

Бывает, что на терапию приходят взрослые люди, которые сшибают углы, или не умеют чертить. И их заново учат….ползать! Учат осознавать пространство и чувствовать его. В африканских племенах уж в этом точно нет ограничений, ведь быт устроен таким образом, что практически ничего невозможно сломать, и любая помощь приветствуется. Ребенок с самого детства вместе с родителями делает все тоже самое, что и они. Он не чувствует травмы от оторванности с внешнем миром, от того, что он еще маленький и бесполезный, а родителям на него нет времени. Может быть именно поэтому у него нет необходимости плакать, капризничать и обижаться ?

Удивительно как сочетаятся такая сильная привязанность к матери, неразрывное с ней существование, и такая самостоятельность и самодостаточность при взрослении!