Домой / Лицо / Развитие речи в старшей группе тема осень. Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень

Развитие речи в старшей группе тема осень. Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Придумывание рассказа по картине Осень».

Автор: Котенкова Екатерина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по речевому развитию «Придумывание рассказа по картине Осень». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект направленного на развитие связной речи детей, составление своих рассказов.

Цели: Закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Задачи:
1. Образовательная:
- Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;
- учить детей составлять сюжетный рассказ, по картине используя приобретенные ранее навыки построения сюжета.
- Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
2. Развивающая:
- Развивать речь детей.
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
- обогащать словарный запас.
- тренировать память, внимание.
- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,
подбирать точно слова для обозначения явления.
3. Воспитательная
- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
- Воспитывать любовь к Русской природе
- Учиться замечать красоту

Материал.
1. Картины с изображением «Осени»
2. Заранее нарезанные кусочки бархатной ткани.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Золотой осени».

И. Левитан "Золотая Осень"


И. Остроухов "Золотая Осень"
Воспитатель:- Ребятки сейчас одно из самых красивых времен года. Скажите, какое сейчас время года.
Дети:- Осень
Воспитатель:- Правильно, осень. Обратите внимание на картины. Как можно их назвать.
Дети:- Осень. Золотая осень. (дают свои предположения).
Воспитатель: Молодцы. Как вы считаете, правильно вы их назвали и почему.
Дети:- Да. (дают свои предположения: листочки желтые, очень красиво).
Воспитатель:- А еще такую осень называют бархатной. Как вы думаете почему.
Дети:- (дают свои предположения)
Воспитатель:- (берет в руку кусочки бархата и раздает детям, чтобы они потрогали). Ребятки вы сейчас держите в руках, кусочки бархатной ткани. Обратите внимание, какой он.
Дети:- Он мягкий. Пушистый. Его приятно трогать.
Воспитатель:- Правильно. Посмотрите еще раз на картины, какая там осень. Сравните ее с вашими бархатными кусочками.
Воспитатель:- Похожа наша осень на бархат.
Дети:- Да.
Воспитатель:- Молодцы ребятки. Правильно. Осень изображённой на картинах. Такая же нежная, теплая, хочется потрогать ее листочки. Погулять на улице, поваляться в листьях. Она как бархат.
Воспитатель:- Ребятки, а как мы отличаем осень от других времен года. Что бывает только осенью.
Дети:- Наступает похолодание, листочки опадают. Птицы улетаю на юг.
(Воспитатель добавляет или одобрительно подсказывает)
Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.
(проводится физкульт-минутка «Листики»)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (дети приседают)
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)
Воспитатель:- Молодцы, садитесь на свои места. Давайте теперь вы сами придумаете свой рассказ «Золотая осень», вы можете рассказать что вы любите осень делать, где гулять, почему вам нравится осень. Вы можете смотреть на наши картины и придумывать свой рассказ по ним.
Дети:- Дети придумывают свой рассказ.
Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.
Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.
Дети радостно:- Даааа.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору» (воспитатель следит, за правильностью произношения кричалки и соблюдением правил).
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени.
Дети:- Да. Коррекционные цели:

Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;

Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные прилагательные;

Развивать умения классифицировать предметы по отдельным признакам;

Развивать связную речь;

Развивать мышление, внимание;

Развивать мелкую моторику рук

— закреплять умения обобщать и систематизировать представления об осени

Предварительная работа:

Разучивание слов и движений к физкультминутке;

Закрепление знаний о признаках осени, названиях деревьев.

Оборудование: венок и букет осенних листьев; листочки на веревочках; изображения деревьев и листьев: дуба, клёна, березы, каштана, ели, рябины; картинки к игре «Четвёртый лишний»; пальчиковый бассейн; игрушки-сюрпризы.

логопеда и детей.

1. Организация внимания на занятие.

Логопед просит подойти детей.

Логопед: Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …

Логопед: — Закройте глаза. (Логопед надевает венок из осенних листьев) . Кто я?

— Почему вы так думаете?

Логопед: — Что вы знаете об осени как о времени года?

Дети: Осенью солнце светит ярко, но не греет; листья падают с деревьев на землю; часто идут дожди; становится холодно; птицы улетают на юг.

Логопед: — Вы назвали приметы осени. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать что-нибудь или кого-нибудь.

— Сегодня мы будем вспоминать, что мы знаем об осени.

2. Основная часть.

1. Развитие плавного длительного выдоха.

Логопед: — Сегодня я к вам пришла с осенними листочками. (К верёвочкам прикреплены из цветной бумаги листочки)

— Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.

Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй) ;

— Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй) ;

–Молодцы. Сядьте на свои места.

2. Упражнение «Разноцветные листочки»

Логопед: — Какого цвета становятся листья на деревьях осенью?

Как можно, одним словом сказать про цвет листьев? Какие они?

Дети: красивые, разные. Разноцветные.

Логопед: Давайте хором повторим РАЗНОЦВЕТНЫЕ.

— Почему меняется цвет листьев осенью?

— Посмотрите на полотно. Что вы здесь видите? (осенний лес)

(На наборном полотне изображение деревьев. Кружки для нужного листочка, а на столе листочки с данных деревьев. Картинки снабжены «липучками», так же и кружки, нарисованные около деревьев)

Ребёнок: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с ели. Это еловые иголки.

Ребёнок: — этот листочек упал с сосны. Это сосновые иголки.

Логопед: — С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)

Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

3. Физкультминутка.

Цель: координация речи с движениями. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить и высоко поднимать колени.

Логопед: — Я приглашаю вас поиграть в игру «Осень».

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх

перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

4. Игровое упражнение «Четвёртый лишний»

Логопед: — Я приготовила для вас картинки об осени, но осенний ветер расшалился, подул так сильно, что перепутал все картинки, которые были у меня. Помогите мне найти лишнюю картинку, которую нельзя отнести к осени.

Вариант 1 : воробей, сорока, ласточка синица

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это ласточка, потому что осенью она улетает в тёплые края.. А все остальные птицы остаются зимовать.

Вариант 2 : куртка, шапка, плащ, шорты.

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это шорты. Их носят только летом.

Вариант 3 : орехи, грибы, брусника, ландыши

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это лыжи. На лыжах катаются зимой, а другие вещи можно использовать осенью.

3. Подведение итогов занятия.

Что нового узнали?

В какую игру вам понравилось играть?

Вы любите осень? Почему?

Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы.

Осень пришла к вам с непустыми руками, а с подарками. Найдите их! (Дети опускают руки в бассейн из каштанов, желудей, орехов и находят там игрушки-сюрпризы).

учитель-логопед 1 категории

МБДУ детский сад

комбинированного вида №2,

г. Нелидово, Тверская область, Россия

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Цели и задачи:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого .

Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами:

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть:

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе

с детьми повторяют слова:

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

Начинается пора листопада.(7 слайд)

Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

От холода замерзают лужи.(10 слайд)

А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой- да, собирай

И на зиму запасай!

2. Мы - ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох -

Урожай у нас неплох!

Ой- да, и горох,

Урожай у нас неплох!

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой- да, не зевай,

А в корзину полезай!

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой- да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4 . Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук )

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор )

4. Меня копали из земли,

И всегда хвалили. (Картофель )

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква )

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь - гладкая,

Кушаешь - сладкая. (Морковь)

7.Вверху - зеленая,

Внизу - красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла )

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

(20 слайд)

Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

6. Самостоятельная работа:

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Цели и задачи:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого .

Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь, туча, грядка, огород, сад, осенью, утром, днем, падают, собирают, гуляют.

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Основная часть:

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе

с детьми повторяют слова: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь.

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

Начинается пора листопада.(7 слайд)

Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

От холода замерзают лужи.(10 слайд)

А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

Урожай собирай" муз. Филиппенко сл. Волгиной)

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой- да, собирай

И на зиму запасай!

2. Мы - ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох -

Урожай у нас неплох!

Ой- да, и горох,

Урожай у нас неплох!

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой- да, не зевай,

А в корзину полезай!

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой- да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4 . Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук )

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор )

4. Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель )

5. В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква )

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь - гладкая,

Кушаешь - сладкая. (Морковь)

7.Вверху - зеленая,

Внизу - красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла )

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа... (груша)

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки). (20 слайд)

Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки ).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки ).

6. Самостоятельная работа:

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Формирование навыков посадки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?


1. На прогулке обсуждать, задавая наводящие вопросы: что/кто это? какой? что делает? как? и т.п., желательно добиваясь «полного» ответа на вопрос, например, на вопрос «Что делают листья?»: «Листья падают с деревьев на землю». - Какое сейчас время года наступило? Осень? А почему ты так думаешь? - После какого времени года наступает осень? Какое время года было до осени?- А сколько осень длится по времени? Три месяца. А как они называются, осенние месяцы? Сентябрь, октябрь, ноябрь.- Какая погода на улице? На улице стало прохладно и даже холодно.- А как называется явление (то, что происходит вокруг, то, что мы видим перед собой, слышим или чувствуем носом, кожей), когда воздух становится таким холодным, что вода в лужах замерзает? Заморозки. Осенью начинаются заморозки, воздух становится всё холоднее и холоднее.- Какое сегодня небо? Серое, затянуто тучами.- А как называется облачная погода, когда небо затянуто тучами? Пасмурная, хмурая, унылая.- А солнце сильно греет? Нет, совсем не греет.- А ветер какой дует? Холодный и сильный. Ещё его называют промозглый, это значит сырой и холодный.- Как называется погода, когда дует сильный ветер? Ветреная.- Дожди часто стали лить? Часто. Осенью всегда дожди часто льют. Какие дожди осенью? Моросящие, накрапывающие, т.е. несильные, с мелкими каплями. А летом капли у дождя крупные, дождь льёт сильно-сильно. Как такой дождь называется? Проливной, обильный.- Как называется погода, когда целый день идёт дождь? Дождливая.- А как называется такое явление, когда много влаги в воздухе? Сырость.- А как называется пасмурное хмурое облачное небо с дождём? Ненастье.- Из-за того, что много дождей, какая дорога стала? Мокрая. Чего на дороге из-за дождей теперь много? Грязи, слякоти и луж. Слякоть – это жидкая мокрая грязь.- Смотри, какая травка? Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.- А листья на деревьях какими стали? (поразглядывать опавшие листья в траве) Красными или алыми, или багряными, багровыми – насыщенно ярко красными, тёмно-красными. А ещё жёлтыми, издалека как будто золотыми кажутся. А ещё оранжевыми, коричневыми и бордовыми. Но есть ещё и зелёные. Смотри, это алые листья клена, а это золотые листья березы.- Каким становится лес, когда желтеют листья на деревьях? Жёлтым, разноцветным.- Как называется много-много листьев? Листва.- Что деревья делают со своими листьями осенью? Роняют, сбрасывают.- Что листья делают? Опадают с деревьев. Или облетают, осыпаются, кружатся.- Как называется явление, когда падают листья? Листопад. Смотри, сколько листьев на землю нападало! Что делают листья, если по ним пройтись? Как они звучат? Они шуршат и шелестят.- А как мы осенью одеваемся? Какую одежду носим? Тёплую. Какие предметы одежды мы надеваем осенью? Что сейчас надето на тебе? Куртку, шапку, перчатки, а под курткой? Тёплый свитер и тёплые колготки. А обувь какую обуваем? Ботинки, сапоги.- Смотри, в небе птицы летят? Как они летят? Стаей, т.е. собираются вместе много птичек в кучку и одинаково перемещаются, одинаково летят – летят стаей, друг за другом или по двое, по трое в несколько рядов. Куда они летят? В перелетают в тёплые края, т.е. на юг. Что такое края – это территория, местность, страна, область, участок земли, пространство. А как называют птиц, которые перелетают в тёплые края? Перелётные птицы. А почему они перелетают в тёплые края? Потому что им становится холодно, а тёплой одежды-то у них нет.- А что осенью делают в огороде и саду? Собирают урожай: овощи и фрукты.- А что можно делать осенью на прогулке? Можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам.- Что такое осень, как ты думаешь? Как можно её описать? Осень - это время года, которое наступает после лета. Осенью собирают урожай: фрукты и овощи, осенью становится холодно, появляются заморозки, небо затянуто тучами, погода ненастная, пасмурно, хмуро, облачно, солнце совсем не греет, дует холодный сильный промозглый сырой ветер, часто моросит и накрапывает дождь, в воздухе сырость, на дорогах грязь, слякоть и лужи, листья опадают, люди надевают тёплую одежду – тёплые свитера, куртки, шапки, а на ноги обувают тёплую обувь – ботинки и сапоги, осенью можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам. Поздней осенью ещё раз провести наблюдения за изменениями в природе на прогулке.- Посмотри, какими стали деревья? Голыми. Деревья сбрасывают последние листья.- А с травкой и цветами что происходит? Смотри, они пожелтели, завяли, пожухли, засохли. Что значит завяли? Склонились, пригнулись к земле. А что значит пожухли? Их цвет стал не таким ярким, стал потемневшим. Ещё можно сказать пожухли по-другому - потускнели, поблекли. А что значит засохли? Стали сухими.- А где все насекомые? Мухи, комары, осы, червяки, муравьи, жуки? Что с ними случилось? Они исчезли, спрятались. А куда они спрятались? Под кору деревьев, под старые пни. - А животные в лесу осенью где прячутся от холода? Медведь в берлоге, белки в дупле, зайки и лисички в норке.- Что такое осень, как ты думаешь? Как можно её описать? Осень - это время года, которое наступает после лета. Осенью собирают урожай: фрукты и овощи, осенью становится холодно, появляются заморозки, небо затянуто тучами, погода ненастная, пасмурно, хмуро, облачно, солнце совсем не греет, дует холодный сильный промозглый сырой ветер, часто моросит и накрапывает дождь, в воздухе сырость, на дорогах грязь, слякоть и лужи, травка, цветы и листья на деревьях желтеют, вянут и засыхают, листья опадают, насекомые прячутся от холода под кору деревьев и в старые пни, а перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, а люди надевают тёплую одежду – тёплые свитера, куртки и шапки, а на ноги обувают тёплую обувь – ботинки и сапоги, осенью можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам.

2. Предлоги. Придумать со словами (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора) сочетание предлогов: без, вместо, вне, для, до, за, из, из-за, из-под, кроме, между, об, от, перед, под, при, ради, сквозь, среди, у, через.

3. Рассмотреть вместе изображения летнего пейзажа на картинках в книжках (осень, урожай, небо, солнце, погода, туча, дождь, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора).

4. Подбор прилагательных и наречий (признаков) к существительному. Какая обычно погода осенью? Холодная, ночью бывают даже заморозки, ветреная, облачная, пасмурная, хмурая, унылая, дождливая, ненастная, сырая.Какое обычно небо осенью? Серое, пасмурное, затянутое тучами. Какой осенью дует ветер? Холодный, сильный, сырой, промозглый.Какие осенью дожди? Моросящие, накрапывающие, несильные, с мелкими каплями. Какими дороги стали из-за дождя? Мокрые, грязны, слякотные.Какие листья осенью? Разноцветные – жёлтые, оранжевые, красные, багряные, багровые. А на ощупь? Сухие, хрупкие.Какими становятся деревья осенью, когда сбрасывают листья? Голыми. Какие цветы, листья и трава осенью? Пожелтевшие, завядшие, пожухшие, засохшие. Солнце осенью - осеннее; ветер осенью - осенний; небо осенью, туча осенью, дождь осенью, лес осенью, аллея осенью, погода осенью, пальто осенью, сапоги осенью, одежда осенью, куртка осенью, день осенью, утро осенью, роща осенью, парк осенью.

5. Подбор существительных к глаголу. - В лужах замерзает что? Вода - Дует что? Ветер.- С неба моросит и накрапывает что? Дождик.- Что осенью желтеет, вянет, жухнет и засыхает? Трава, листья.- Что осенью роняет и сбрасывает листья? Дерево.- Что осенью опадает и осыпается с деревьев, а потом шуршит и шелестит под ногами? Листья- Кто осенью летит в небе стаей? Птицы- Что осенью собирают в огороде? Урожай- Кто осенью прячется под кору деревьев и под старые пни? Насекомые- А кто осенью прячется в берлогу? В дупло? В норку? Медведь. Белка. Зайка и лисичка.

6. Подбор глаголов к существительному (действие)- Когда на улице мороз, вода в лужах что делает? замерзает? - Ветер что делает? Дует- Что осенью делает мелкий дождик? Моросит, накрапывает.- Что осенью деревья делают со своими листьями? Роняют, сбрасывают.- Что осенью листья делают? Падают, опадают, облетают, осыпаются, кружатся.- Что осенью листья делают, если по ним пройтись? Шуршат и шелестят.- Что осенью делают перелётные птицы? Перелетают в тёплые края.- Что осенью делают с урожаем? Собирают, убирают.- Что осенью делают травка, листья и цветы? Желтеют, вянут, жухнут, тускнеют, засыхают.- Что осенью делают насекомые и звери от холода? Прячутся. - Что осенью делают деревья со своими листьями? Роняют, сбрасывают.- Что осенью делают листья, когда деревья их сбрасывают? Опадают, облетают, осыпаются, кружатся.- Что осенью делают листья, если по ним пройтись? Как они звучат? Они шуршат и шелестят.- Что осенью люди делают в огороде и саду? Собирают урожай: овощи и фрукты.- Что осенью можно делать на прогулке с опавшими листьями? Собирать в кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх.- Что осенью можно делать с лужами? Прыгать по ним.

7. Другие вопросы по теме - Что такое природа? Всё, что нас окружает и не создано человеком (растёт на земле, ходит по земле, летает в воздухе, плавает в озере). - Что значит моросить и накрапывать? Капать мелкими каплями.- Что такое сырость? Природное явление, когда много влаги в воздухе.- Что такое ненастье? Природное явление, когда пасмурное хмурое облачное небо с дождём.- Что такое слякоть? Жидкая мокрая грязь.- Что такое листва? Когда много-много листьев на дереве или на земле.- Что такое листопад? Природное явление, когда падают листья.- Что значит завяли? Склонились, пригнулись к земле. - Что значит пожухли? Цвет стал не таким ярким, потемнел, потускнели, поблекли. - Что значит засохли? Стали сухими.- Что значит разноцветный?- Что такое парк? Место, где гуляют, там посажено много растений – деревьев, кустов, цветов, травы, ещё там много дорожек, по которым можно ходить и лавочек, на которых можно сидеть и отдыхать.- Что такое аллея? Дорога, по обеим обочинам которой посажены деревья.- Что такое стая? Когда собираются вместе много птичек в кучку и летят в одну сторону друг за другом или по двое, по трое в несколько рядов. - Куда летят перелётные птицы осенью? В тёплые края, т.е. на юг. - Что такое юг? Сторона света, место, где всегда тёплая погода.- Что такое край? Территория, место, страна. - Как называют птиц, которые перелетают в тёплые края? Перелётные. - Почему они перелетают в тёплые края? Потому что здесь им становится холодно, а тёплой одежды-то у них нет.- Куда осенью прячутся от холода насекомые? Под кору деревьев, под старые пни. - Куда осенью прячутся от холода медведи? Белки? Зайки и лисички? - Расскажи, что такое осень? Что происходит с природой осенью?

8. Чем отличается осень от лета? А от зимы? А от весны? (погода, небо, земля, растения).

9. Один-два-пять-много: урожай, небо, солнце, воздух, заморозок, туча, дождь, явление, сырость (одна-много), ненастье(одна-много), грязь (одна-много), слякоть (одна-много), лужа, трава (одна-много), листва (одна-много), листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора.

Одна глубокая лужа - две глубоких лужи - много глубоких луж. Один осенний лист. Одна медвежья берлога. Одна заячья нора.

10. Есть-нет (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора).

11. Назвать ласково (небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора).

12. Принадлежность (погода осенью осенняя, дождь осенью осенний, листва осенью…, лес осенью …)

13. Сказать наоборот (сыро-сухо, сухой-свежий, пасмурно – солнечно, день – ночь, утро – вечер яркое – тусклое). Летом солнце яркое, а осенью - ….Летом небо светлое, а осенью ….Летом птицы учат птенцов летать, а осенью …. Летом одеваются легко, а осенью …. Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью ….Летом растят урожай, а осенью ….Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а осенью … .

Н.Сладков «Осень на пороге».- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса:- Готовы, готовы, готовы...- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете? Откликнулись звери:- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы:- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы:- А мы, дрозды, на рябину навалимся!- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!- А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери:- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

ОсеньИ. Соколов-Микитов.

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси… Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.Скоро, скоро начнутся первые морозы.До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.ОсеньПролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.В лесуГриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.ГрибыРебята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.Лес осеньюИ. Соколов-МикитовКрасив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.Природа осеньюТаинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.Осенний день в березовой рощеТургенев Иван СергеевичЯ сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая… Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая… Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.***Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней...***Куприн Александр Иванович… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.Поздняя осеньКороленко Владимир ГалактионовичНаступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет - это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,- цвет величавых и бесплодных горных вершин… Антоновские яблокиБунин Иван АлексеевичВспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду - костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком...«Ядреная антоновка - к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце… Побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие.С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь… Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых заморозков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми… Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме - тишина. Впереди - целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие.Словарь родной природыПаустовский Константин ГеоргиевичНевозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора - очей очарованье».Потом - ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом...***Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.Мой домПаустовский Константин ГеоргиевичОсобенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.Какие бывают дождиПаустовский Константин Георгиевич(Отрывок из повести «Золотая роза»)… Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями - все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать* хорошо передает возникновение дождя, когда еше редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорожках и крышах.Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дожаем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.Характерно, что, независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»… Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы -липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба - плотва.О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкаюшие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.Все это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде...

15. Стихи (обсудить выучить по выбору)Чтоб гулять и не замерзнуть, надо шапку надевать.Куклу надо одевать. Майку надо надевать. Это твердо надо знать.

***Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится.Целый день сегодня все летят, летят… Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

***ОсеньСкучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, лужи у крыльца.Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

15. Загадки. Как ты догадался? Какие слова в загадке тебе помогли? Своими словами описать понятия (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора).Загадки в стихах:«В ясный день сидим мы дома, Дождь идет - у нас работа: Топать, шлепать по болотам». (Резиновые сапоги)Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?

16. Игра «Что не так? »- Я прочитаю несколько предложений, а вы ответите, что в них не правильно:1. Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Почему?2. Осенью всё распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так ли это?3. Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и в огороде, животные и птицы делают последние заготовки. Так ли это?4. Осенью люди надевают футболки, шорты, сарафаны, на ноги сандалии. Так ли это? Почему?5. Осенью погода ясная, солнечная, тёплая. Так ли это?6. Осень - прекрасное время года! Так ли это?

17. Вместе рисовать осень бабушке или папе в подарок и повесить на стенку (урожай, небо, солнце, туча, дождь, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, берлога, дупло, нора)

Воспитатель Бондаренко Е. В.

Цель: закрепить знания об основных признаках осени.

Задачи: Образовательные: формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы.

Развивающие: развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищенное, праздничное, спокойное).

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.

Задачи интегрируемых областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, осенние листочки., произведение П.И. Чайковского «Времена года»

Р е ч е в о й м а т е р и а л : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают, срывают, выкапывают и др.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках на ковре. Обратить внимание детей на мольберт (на нем иллюстрация осени)

  1. Воспитатель (обращаясь к детям):

Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Б е с е д а п о в о п р о с а м:

О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?

Какие месяцы осени вы знаете?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц следующий?

Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

Какая осень в октябре? (Дождливая.)

Какая осень в ноябре? (Поздняя.)

Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?

Куда улетают птицы? А почему, как вы думаете?

Что делают люди на полях?

Воспитатель: (показываю детям листок) вопрос к детям:

Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы

угадайте прослушав загадку.

Загадка:

Вот художник так художник

Разукрасил все что мог.

Даже саамы сильный дождик

Эти краски смыть не смог.

А теперь ответить просим,

Кто художник этот (ОСЕНЬ)

Ребята, а какие признаки осени вы знаете? (Выслушиваю ответы детей)

А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру «Какая осень».

- «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать.» Давайте

Встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос. За

Правильный ответ я буду давать осенний лист.

Листья осенью (что делают?) -листья осенью желтеют и опадают

Дождь осенью (что делает?) -дождь осенью моросит,идет.

Урожай осенью (что делают?) -урожай осенью уберают.

Птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

  1. Беседа по картине «Золотая осень» И.И. Левитана.

Воспитатель: - Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, мазкми, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.

Пейзаж - реальный вид какой-либо местности.

Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща». И вот однажды он гостил у своих друзей и слышал стихотворение А.С. Пушкина:

(стих-е прочтет нам Рустам)

Унылая пора! Очей, очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье….

В багряц и золото одетые леса!

Левитану так понравились эти стихи, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии. Называется она «Золотая осень». (показ картины).

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».

(Репродукция - это воспроизведение рисунка, печатного текста и т.д. средствами полиграфии или фото.)

(звучит муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года».)

О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

Какие краски использует художник?

Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?

Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите на картине.

Что вы видите вслева на высоком берегу?

Что изображено справа?

Что на переднем плане картины?

Прямо ли течет река или меняет свое направление?

Что растет около берега реки? Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какимисловами можно ее описать? Одинока ли она? (Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом. Она не одинока:река и березка -хорошие друзья.)

Почему вода в начале реки темная, а дальше она становиться светло-голубой?

Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке?

Различается ли цвет неба на перднем плане и на заднем плане?(Прозрачное, голубое, чистое, с розовыми облаками.)

Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около них? (Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть все красоту, великолепной увядающей природы. Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)

Вопросы к детям: - Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение- грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно - ведь скоро наступят холода.)

- Действительно, Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного и грустный - ведь это красота прощания. Скоро - зима.

  1. Физ.минутка «Листочки»

Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся на кончиках

пальцев ног, руки - в стороны,)

Листья нам под ноги тихо ложатся - (приседают),

И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево),

Будто опять закружиться хотят. - (поднимаются, кружатся).

  1. Самостоятельная работа.

Воспитатель:

А сейчас вам предстоит проявить свое творчество.

Рассмотрите картину еще раз, «войдите в нее», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.

Может быть вы уже видели подобные образы, когда гуляли с родителями в лесу, роще, на поляне. Расскажите нам о своих впечатлениях так, чтобы всем ребятам захотелось увидеть то, что видели вы.

(вкл. П.И. Чайковского «Времена года».)

(рассказы детей)

Составление рассказов детьми 2-3 человека,

анализ рассказов.

Воспитатель : - Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Сергей Есенин.

  1. Итог. Назад